Во времена Ивана Грозного жил ключник Иустин Недюрев. Жену его звали Стефанидой, и была она родом из Мурома. Они проводили дни свои «во всяком благоверии и чистоте» и были богаты. У них родилась дочь Ульяния.
Ульянии было шесть лет, когда умерла её мать. Девочку взяла к себе муромская бабушка, а после смерти бабушки — тётка Наталия. Ульяния была кроткой и молчаливой, избегала игр и смеха. Тётка бранила её, а тёткина дочь смеялась над ней. Ульяния прилежно занималась рукоделием, шила для бедных, сирот и вдов. А в церковь никогда не ходила: в той местности не было церкви.
Когда Ульянии исполнилось шестнадцать лет, её выдали замуж за добродетельного и богатого мужа Георгия Осорьина. Священник Потапий из села её мужа учил Ульянию закону Божию. Свёкор и свекровь поручили невестке вести всё домашнее хозяйство. Она во всём слушалась их. Ульяния всех удивляла своим разумом, много молилась.
Продолжение после рекламы:
Муж Ульянии часто уезжал на царскую службу в Астрахань на год, два или три. А жена проводила тем временем все ночи в молитве и рукоделии. Она милостиво и кротко обращалась со слугами.
Однажды ночью, когда Ульяния встала на молитву, бесы наслали на неё страх. Ульяния заснула. Во сне она опять увидела бесов, а потом разгоняющего их святого Николу, который обратился к ней со словами ободрения. Проснувшись, она наяву увидела уходящего Николу.
На Руси начался голод. Ульяния брала у свёкра еду — якобы для себя — и раздавала её нищим. Свёкор и свекровь удивлялись тому, что Ульяния начала больше и чаще есть. Она отвечала, что, рожая детей, обессилела и никак не может наесться. Свёкор и свекровь с радостью посылали ей пищу. Она же всё раздавала голодным.
Вскоре начался сильный мор. Ульяния тайком от свёкра и свекрови ухаживала за больными. Свёкор и свекровь скончались в глубокой старости, будучи иноками. Ульяния похоронила их и много богатства раздала на поминовение их душ.
Много лет Ульяния прожила с мужем, родила ему сыновей и дочерей. Старшего сына убил слуга, ещё один сын погиб на службе.
Ульяния просила мужа, чтобы он отпустил её в монастырь. Он не отпустил, но супруги решили прекратить плотское общение. Ульяния предавалась подвигам молитвы и милосердия. Когда муж Ульянии умер, она похоронила его и почтила сорокоустами и милостынею. Она ходила в церковь каждый день, зимой обходилась без тёплой одежды и в сапоги клала острые черепки. Однажды случились сильные морозы, и Ульяния несколько дней не ходила в церковь. Священник же услышал от богородичной иконы голос, который повелевал сказать Ульянии, чтобы она приходила на церковную молитву. Священник; поведал об этом случае Ульянии, и с того времени она стала проявлять ещё большее усердие к церкви.
Брифли существует благодаря рекламе:
Однажды Ульяния вошла в комнату для молитвы. Комната была полна бесов. Святой Никола, появившись, разогнал бесов, а Ульянию благословил. Но последний бес угрожал Ульянии, что в старости она будет умирать от голода. Ульяния прогнала беса крестным знамением. К детям она вошла с изменившимся лицом, но ничего им не поведала. Рассказала об этом позже и не велела никому передавать.
Во времена царя Бориса был на Руси великий голод. В доме Ульянии с голоду умирал скот. Но она умоляла детей и слуг не прикасаться к чужому. Ульяния продала всё имущество, чтобы прокормить челядь.
В то время Ульяния переселилась в село Вочнево. Там не было поблизости церкви, и Ульяния молилась дома. Она дошла до крайней нищеты и отпустила всех слуг на волю, чтобы они не голодали. Многие слуги не ушли, а решили терпеть вместе с нею. А другие ушли. Оставшимся Ульяния велела печь хлеб из лебеды и древесной коры и сама с детьми ела этот хлеб. В то же время к ней приходило много нищих, и всем она подавала своего хлеба. Все удивлялись, что хлеб очень сладок, и не понимали, что сладок он Ульяниной молитвой. В такой нищете Ульяния жила два года, не печалилась и не смущалась.
Когда приблизилась её смерть и она заболела, то непрестанно молилась Богу. 2 января, на рассвете, Ульяния позвала духовного отца и причастилась Святых Тайн. Потом она, позвав детей и слуг, поучала их добродетелям. В тот же день Ульяния умерла. Её похоронили подле мужа, в селе Лазареве, на Муромской земле.
Над гробом Ульянии была поставлена церковь во имя архангела Михаила. Когда умер сын Ульянии Георгий, ему начали рыть могилу рядом и нашли неповреждённый гроб его матери. Он был полон благоуханного мира. Дети Ульянии наполнили миром сосуд и отвезли его в церковь. Многие люди мазались этим миром и исцелились.
День памяти: 2 января
Иулиания Лазаревская
Праведная Иулиания Лазаревская, Муромская, являет собой удивительный пример самоотверженной русской христианки. Она была дочерью дворянина Иустина Недюрова. С молодых лет она жила благочестиво, строго постилась и много времени уделяла молитве. Рано осиротев, она была отдана на попечение родственниц, которые не понимали ее и смеялись. Иулиания сносила всё терпеливо и безропотно. Ее любовь к людям выражалась в том, что она часто ухаживала за больными и шила одежду для бедных. Благочестивая и добродетельная жизнь девицы привлекла внимание владельца села Лазаревского (недалеко от Мурома) Юрия Осорьина, который вскоре женился на ней. Родители мужа полюбили кроткую невестку и передали в ее руки управление домом. Домашние заботы не прервали духовных подвигов Иулиании. Она всегда находила время для молитвы и постоянно готова была накормить сирот и одеть бедных. Во время сильного голода, сама оставаясь без пищи, отдавала последний кусок просящему. Когда вслед за голодом началась эпидемия, Иулиания целиком посвятила себя уходу за больными.
У праведной Иулиании было шесть сыновей и дочь. После гибели двух сыновей она решила удалиться в монастырь, но муж уговорил ее остаться в миру, чтобы продолжать воспитывать детей. По свидетельству сына Иулиании — Каллистрата Осорьина, написавшего ее житие, она в это время стала еще более требовательной к себе: усилила пост, молитву, спала ночью не более двух часов, положив под голову полено.
По смерти мужа, Иулиания раздала бедным свою часть наследства. Живя в крайней нищете, она тем не менее всегда была жизнерадостна, приветлива и за всё благодарила Господа. Святая удостоилась посещения Святителя Николая Чудотворца и наставления Божией Матери в храмовой молитве. Когда праведная Иулиания отошла ко Господу, то была похоронена рядом с мужем в церкви святого Лазаря. Тут же погребена и ее дочь, схимонахиня Феодосия. В 1614 году были обретены мощи праведной, источавшие благовонное миро, от которого многие получали исцеление.
В числе житий XVII в. отступающих от установившегося шаблона и стремящихся к заполнению изложения реальными биографическими фактами, наиболее значительное место принадлежит житию Юлиании Лазаревской (умерла в 1604 г.), написанному в 20-30-х годах XVII в. ее сыном, муромским городовым дворянином из детей боярских Калистратом Осорьиным. Это не столько житие, сколько повесть, даже своего рода семейная хроника, вышедшая из-под пера светского автора, хорошо знающего подробности биографии того лица, о котором он пишет, и любовно, без холодной, трафаретной
риторики постороннего повествователя излагающего их в своем рассказе, где мы также находим отражение бытового уклада и исторической эпохи, в которую жила Юлиания.
Житие не лишено обычных традиционных элементов: в качестве активно действующей силы в нем выступает, как обычно, бес, насылающий на семью Юлиании тяжелые бедствия: по его попустительству погибают двое ее сыновей, он дважды преследует и пугает самое Юлианию и отступает лишь благодаря вмешательству и помощи святого Николы; элементы чуда, хотя и в очень небольшой степени, также имеют место в житии. Идеал жизни Юлиании в конечном счете — аскеза,
которой она особенно предается после гибели своих сыновей: она отказывается от физической близости с мужем, постепенно усиливает пост, увеличивает пребывание в молитве и труде, спит на острых поленьях, кладет в сапоги ореховую скорлупу и острые черепки, наконец после смерти мужа перестает ходить в баню. Вместе с тем она проводит всю свою жизнь, с детства до смерти, в непрерывном труде и в попечении о благосостоянии и судьбе своих крепостных, которых кормит во время страшных голодных лет, отказывая себе и своей семье в самом необходимом, дойдя до полной нищеты. В пору своего богатства, материального изобилия она, полновластная госпожа, распорядительница участи своих «рабов», неизменно покровительствует своим «подданым», вступается за них и оправдывает их даже тогда, когда они приносят ей большие огорчения, и этим заступничеством вызывает упреки мужа и его родни, вообще живущих с ней в мире и в любви. Отличаясь необыкновенной кротостью, смирением и деликатностью, Юлиания отказывается от обычных услуг, какими пользуется в своем доме госпожа со стороны слуг, не позволяет, например, снимать с себя обувь, а делает это сама. Деликатность и душевная чуткость Юлиании сказываются и в такой детали: устраивая по субботам и по воскресеньям в своем доме трапезу для духовенства, вдов, сирот и своих домочадцев, она выпивает одну чарку вина не потому, что она, преданная аскетической жизни, любила вино, а для того, чтобы своим ригоризмом не обидеть гостей.
Самое существенное для Юлиании, как житийной героини нового типа, то, что она ведет благочестивую жизнь, подвизаясь не в монастыре, а в миру, в обстановке бытовых забот и житейских хлопот, которые возлагаются на нее обязанностями жены, матери тринадцати детей и госпожи, имеющей большое и сложное хозяйство. Традиционная биография святого, с детства подпадающего под исключительное влияние церкви, не характерна для Юлиании: на первых порах, до самого замужества, она из-за дальности расстояния не бывала в церкви и, таким образом, значительное время жила вне ее прямого воздействия. Но и после, по болезни и опять-таки из-за дальности расстояния, она на долгое время перестает посещать церковь, утешая себя тем, что «пользует и домовная молитва». После гибели двух своих сыновей она пыталась уговорить мужа разрешить ей удалиться в монастырь, но, убежденная его доводами о том, что «не спасут нас ризы черные, если не по-монашески живем, и не погубят ризы белые, если богоугодное творим», она остается в миру, отказавшись лишь от плотского сожительства с мужем. Даже перед смертью она не принимает монашества, как это сделали, например, Петр и Феврония и как делали другие святые, фигурирующие в житиях.
Вообще через все житие в качестве основного положения проводится мысль о том, что возможно достичь спасения и даже святости, не затворяясь в монастыре, а благочестиво, в труде и самоотверженной любви к людям живя жизнью мирянина. Тут в известной мере сказалось, видимо, то, что автор жития был выходцем из общественной среды, которая некогда пополняла ряды заволжских старцев, отрицавших внешнее богопочитание и самодовлеющий, формальный монашеский уклад жизни ‘.
Праведная Иулиания Лазаревская
Читая жития святых, мы часто задаем себе вопрос, как применить написанное на практике. Мы обычные люди. Учимся. Работаем. Заботимся о своих семьях. Воспитываем детей. Почему же жития не часто рассказывают о святых, чья жизнь, как и наша проходит среди повседневных хлопот? Неужели все эти примеры не для нас?
Путь спасения и святости в православии доступен каждому. Поэтому истории обычных людей встречаются в житийной литературе наряду с историями монахов, епископов, царей и князей.
Жития мирян, которые в своей жизни воплотили идеалы святости и были прославлены Церковью особенно ценны для нас как пример. Одна из таких историй произошла в России шестнадцатого – начала семнадцатого веков.
В Муромской земле в селе Лазарево жила Ульяна Осорьина. Была она женой провинциального дворянина по имени Георгий. Пока муж нёс цареву службу в городе Астрахани на южной окраине Российского государства, Ульяна управляла домашним хозяйством и воспитывала детей. Типичная представительница «среднего класса» – как сказали бы сейчас. Но было в её жизни дело, которое ставило рачительную помещицу выше повседневных забот и сделало по-настоящему святым человеком. Это помощь нуждающимся, которую она оказывала на протяжении всей своей жизни.
Жалеть тех, кому трудно и стараться помочь им Ульяна стала еще в юности. Она была очень набожной, но ей редко приходилось бывать в церкви. Село с храмом было далеко от их деревни, и большую часть времени девушка проводила дома, занимаясь прядением и вышивкой. Ульяна не имела возможности служить Богу церковной молитвой, но служила Ему, помогая деревенским беднякам одеждой, которую сама и шила ночи напролёт.
Заниматься благотворительностью она не бросила и после замужества, хотя на неё свалились заботы по руководству поместьем со множеством слуг и крестьян. Голодные годы тогда случались нередко, и милостыня была не просто благочестивым обычаем, а способом спасти чью-то жизнь. Все свободные средства и даже еду со своего стола она отдавала голодающим. Чтобы не смущать строгую свекровь, Ульяна даже прибегла к хитрости.
Свекровь: Что случилось с тобой, Ульяна? Когда хлеба было вдоволь, тогда я не могла заставить тебя покушать ни утром, ни в полдник. Ты всё постилась! А теперь, когда еды не хватает, ты и завтракаешь, и полдничаешь.
Ульяна: Матушка, пока не родились дети, не хотелось мне есть. А теперь, после родов, обессилела я и не могу насытиться. Не только днем, но и ночью постоянно хочется мне есть, но стесняюсь просить у тебя.
Свекровь: Приносите-ка Ульяне есть как попросит. Хоть ночью, хоть утром, хоть когда скажет вам.
И всё, что ей приносили Ульяна раздавала.
Самый большой подвиг, Ульяне Осорьиной довелось совершить в старости, когда дети уже выросли, а муж умер.
В 1601 году в царствование Бориса Годунова в Россию пришел великий трёхлетний голод, вызванный природными катаклизмами. Толпы голодающих бросали свои дома и выходили на дороги разбойничать. В некоторых местах доходило до людоедства. На этом фоне многие землевладельцы наживались на людском горе, продавая хлеб по завышенной во много раз цене. Страна шла к политическому кризису и гражданской войне, а Ульяна продолжала делать, то что делала всю жизнь. Продав собственное имущество, она кормила оставшихся с нею слуг и помогала нуждающимся. Когда же поместье в Лазареве окончательно разорилось, она переселилась в Нижегородскую землю, в деревню Вочнево.
Чтобы хоть как-то прокормиться она приказала слугам делать хлеб из лебеды и древесной коры. Хлеба этого хватало и для того, чтобы раздать нищим. А нищих вокруг было без числа.
Первый нищий: Эй, зачем в Ульянин дом идёте? Она там сама с голоду помирает.
Второй нищий: Много сёл мы обошли, но такого вкусного хлеба не ели.
Первый нищий: Откуда у неё вкусный хлеб-то? Лебеда же одна.
Второй нищий: С молитвой сделан, вот и вкусный.
Пережив голод, Ульяна Осорьина скончалась 10 января 1604 года. Говорят, перед смертью она очень жалела, что так и не приняла монашество. Но через десять лет, когда Смутное время уже подходило к концу, она – обычная мирянка – была причислена к лику святых.
Святая праведная Иулиания Лазаревская, Муромская, а в земной жизни Ульяна Осорьина, любящая жена, мать и чуткая к чужой беде женщина, смотрит на нас с иконописного образа, подтверждая – путь святости доступен каждому.