16\. ГОД – как его выразить по-русски?
Когда мы говорим о годах на русском языке, мы используем первые цифры года как количественные числительные и последнюю цифру как порядковое числительное, например:
1905 год – тысяча девятьсот пятый год.
1917 год – тысяча девятьсот семнадцатый год.
1921 год – тысяча девятьсот двадцать первый год.
1929 год – тысяча девятьсот двадцать девятый год.
1965 год – тысяча девятьсот шестьдесят пятый год
1987 год – тысяча девятьсот восемьдесят седьмой год
2000 год – двухтысячный год
2009 год – две тысячи девятый год
2016 год – две тысячи шестнадцатый год
При склонении чаще всего используются родительный и предложный падежи, например:
Он родился 24 (двадцать четвертого) марта 1967 (тысяча девятьсот шестьдесят седьмого) года
Он родился в 1967 (тысяча девятьсот шестьдесят седьмом) году.
Мой сын родился 5 (пятого) сентября 2001 (две тысячи первого) года.
Он родился в 2001 (две тысячи первом) году
Я закончил университет в июне 2007 (две тысячи седьмого) года.
Я закончил университет в 2007 (две тысячи седьмом) году.
Как вы видите, изменяется только последняя цифра.
ГДЗ ◄ ГДЗ по русскому языку ◄ ГДЗ по русскому языку/ Ладыженская 5◄
Упр. 163. Спишите, вставляя подходящее по смыслу подлежащее или сказуемое. Подчеркните главные члены предложения.
Сказуемое — главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.
Сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? каков (какой) предмет ? что такое предмет? кто такой?
Сказуемое обычно выражается глаголом, но оно может быть выражено также именем существительным и именем прилагательным.
Упр. 164. Найдите подлежащие и от них задайте к выделенным сказуемым вопросы: что такое ? ( кто такой ? ) какой ? каков? Укажите, чем выражено сказуемое. Прочитайте, делая необходимые паузы перед сказуемыми. • Сделайте обобщение, чем же может быть выражено сказуемое.
Образец ответа. Дуб ( что такое ?) – дерево. Дуб (какой?) могучий. Дуб (каков?) могуч .
Ранняя осень. Дни тихие, солнечные. Небо над головой голубое. Полдни светлы и погожи. Воздух прозрачен. Даль чиста и светла. Ночи прохладны. Природа осенью — красота.
Упр. 165. Представьте себе, что вы видите море. Опишите его с помощью глаголов-сказуемых, если вы увидели его:
- только что из-за поворота дороги;
- при ярком солнце;
- в лунную ночь;
- во время бури, шторма.
Запишите составленные предложения. Подчеркните в них грамматические основы.
Для справок: искрится, переливается, серебрится; мелькнуло, показалось; бунтует, чернеет, ревёт, рокочет, волнуется.
Упр. 166. Составьте 5 предложений на тему «Поздней осенью в лесу (поле, степи, горах)», в которых сказуемыми были бы имена прилагательные, например: ненастная, серое, свеж, голы, тих, мрачен.
Упр. 167. Прочитайте отрывок из поэмы А. Пушкина «Полтава», в котором описывается начало битвы царя Петра I со шведами. От выделенных подлежащих поставьте вопрос каков? (каковы?) к сказуемым, которые выражены краткими прилагательными. Подчеркните подлежащие и сказуемые.
Из шатра,
Толпой любимцев окружённый,
Выходит Пётр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен.
Он весь как божия гроза.
Идёт. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Упр. 168. Подготовьтесь к изложению (см. памятку на с. 169). Озаглавьте его. В любых 2-3 предложениях написанного вами текста подчеркните главные члены.
На окраине небольшого курортного города люди наблюдали необычную дружбу между серым жаворонком и золотыми рыбками.
Однажды на край бассейна с золотыми рыбками прилетел жаворонок. Его гнездо было недалеко. В клюве жаворонок держал большого червя. Мимо проплывала золотая рыбка и увидела червя. Она высунулась из воды.
Жаворонок не испугался. Он опустил голову и сунул червя в открытый рот рыбы. После этого птичка прилетала по нескольку раз в день. Золотые рыбки привыкли к птичке и плыли к ней за червями.
Учёные говорят, что у жаворонка, наверное, погибли птенцы — дети. Раскрытые рты рыбы напоминали жаворонку раскрытые клювы голодных птенцов. (Из журнала «Юный натуралист»)