Из за чего сколиоз

Эффективность остеопатической коррекции в лечении сколиоза у детей

При сколиозе происходит искривление позвоночника различной степени выраженности, позвонки изменяют форму. Проблема не ограничивается эстетической стороной, последствиями сколиоза может стать ряд достаточно серьёзных заболеваний, влияющих на весь организм в целом. Важно вовремя обнаружить начинающийся патологический процесс и провести лечение в детском возрасте, так как позвоночник взрослого человека трудно поддается коррекции.

Причины и проявления врожденного сколиоза

Когда патология возникает во внутриутробном периоде, сколиоз называют врожденным. В данном случае предупредить его невозможно, но своевременно проведенная коррекция помогает остановить дальнейшее развитие сколиоза. Обычно диагностируется только тогда, когда становятся очевидными визуальные проявления:

  • Асимметричное расположение конечностей
  • Неправильная форма спины
  • Признаки вегетососудистой дистонии
  • Астенический тип телосложения

Причины приобретённого сколиоза

Приобретенный сколиоз у детей развивается после рождения. Существует много причин, которые могут способствовать его развитию.

Наиболее часто встречающиеся причины:

  • Привычка сутулиться
  • Недостаточно развитые мышцы спины
  • Ассиметричные и не адекватные физические нагрузки
  • Не правильная поза за столом
  • Пассивный образ жизни и отсутствие необходимых физических нагрузок
  • Сколиоз у детей школьного возраста может развиться вследствие привычки носить портфель на одной лямке
  • Дефицит витамина Д
  • Различные травмы
  • Опухоли

Классификация сколиоза у детей

Сколиоз принято классифицировать, исходя из возраста появления первых признаков:

  • Инфантильный сколиоз развивается с рождения и до 3х лет.
  • Начиная с 3х-летнего возраста и до достижения 10 лет — ювенильный.
  • Адолесцентный сколиоз развивается у детей старше 10 лет.

Локализации:

  • Грудной отдел
  • Шейный отдел
  • Поясничный отдел
  • Комбинированный

Так же, в зависимости от количества сколиотических дуг, сколиоз у детей может быть:

  • s-образным;
  • c-образным;
  • z-образным.

Сколиоз позвоночника у детей разделяют по причинам, которые его провоцируют, среди которых мышечный, диспластический, неврогенный и идиопатический сколиоз.

Степень искривления позвоночника у детей классифицируется по системе Чаклина, где:

  1. 1-я степень – слабовыраженное боковое искривление, заметное лишь в положении стоя. Когда пациент ложиться на ровную поверхность – искривление пропадает. Угол искривления равен 5-10 градусам.
  2. 2-я степень – боковое искривление выражено сильнее, в горизонтальном положении остается без изменений. Угол искривления равен 11-25 градусам.
  3. 3-я степень – боковое искривление выражено существенно. В данной степени у пациента формируется компенсаторная дуга, а угол искривление равен 26-50 градусам.
  4. 4-я степень – самая тяжелая из всех, трудно поддается коррекции. При сколиозе 4й степени, кроме сильного искривления позвоночника и наличия компенсаторных дуг, наблюдаются деформации мышечной ткани, и ухудшается работа внутренних органов.

Проявления и симптомы сколиоза у детей

При искривлении 1 и 2 степени дети не испытывают дискомфорта, но неправильная осанка и небольшая асимметрия могут быть заметны. Сколиоз 3 и 4 степени имеет ряд выраженных симптомов:

  • Болезненные ощущения в спине
  • Частые головные боли
  • Тахикардия
  • Боли в груди и одышка

По мере развития сколиоза неприятные симптомы усиливаются, ребенок быстро устает, ухудшается успеваемость, снижается память. Может появиться атаксия. Сильное искривление доставляет ребенку большой дискомфорт, особенно в старших классах, что может привести к депрессивным состояниям и снижению самооценки.

Прогноз

Впервые проявившийся сколиоз у ребенка 6 лет обычно быстро прогрессирует, рано появляется искривление. Вылечить полностью недуг непросто, особенно если родители не обратились за помощью своевременно. Если заболевание началось в возрасте 10 и старше лет, прогноз более благоприятный. В таком случае сколиоз не прогрессирует быстро, при своевременном лечении есть все шансы на полное выздоровление. Молодые люди, страдающие сколиозом позвоночника, имеют послабления или полностью освобождаются от службы в армии.

В особо сложных и запущенных случаях, у детей могут возникать необратимые последствия:

  • Серьезные нарушения в работе внутренних органов
  • Деформации грудной клетки
  • Выраженные асимметрии таза
  • Мышечная дистония
  • Проблемы с дыханием
  • Образование горба в области ребер

Диагностикасколиоза

Опытный педиатр увидит искривление на осмотре, дополнительно изучив анамнез и жалобы родителей. Далее ребенок направляется на углубленное обследование, которое включает в себя следующие диагностические процедуры:

  1. Определение степени искривления
  2. Рентгенографию позвоночника в нескольких проекциях, в положении стоя и лежа
  3. Компьютерную томографию или МРТ
  4. В отдельных случаях может потребоваться проведение миелографии, для исследования субарахноидального пространства на предмет выявления грыж, новообразований

Лечение сколиоза у детей

Лечение заключается в комплексе мер и подбирается индивидуально. Лучше всего поддается коррекции сколиоз 1 и 1 степени, в данном случае терапия заключается в снижении нагрузки на позвоночник. Эффективно остеопатическое лечение, ЛФК, обеспечении правильного режима физических нагрузок, применение корсета и прочие оздоровительные мероприятия, назначаемые специалистами.

Сколиоз 3 и 4 степени, сопровождающийся сопутствующими патологиями внутренних органов, нуждается в хирургическом лечении. Оптимальным возрастом для оперативного вмешательства является период от 10 до 14 лет.

Лечение сколиоза с помощью остеопатии

Остеопатия эффективна в лечения сколиоза 1 и 2 степени у детей. Данный вид лечение направлен, прежде всего, на устранение деформации черепа, вследствие которого происходит развитие заболевания.

Врач остеопат возвращает костям черепа правильное положение, воздействуя на него руками. В результате происходит восстановление мышечного баланса, и позвоночник принимает правильное положение. Лечение длительное, занимает от 6 до 8 месяцев, с периодичностью процедур 1-2 раза в месяц по 30-40 минут.

Результат будет заметен уже после первых процедур, но он будет нуждаться в закреплении, так как сила инертности будет стремить вернуть телу привычное положение. Прерывание курса ведет к снижению эффективности лечения.

Процедуры обычно не доставляют детям болезненных ощущений, так как остеопат мягко воздействует на кости черепа, равномерно распределяя силу.

Чем быстрее начнется лечение, тем больше вероятность полного выздоровления и отсутствия нежелательных последствий для ребенка. В профилактических целях, первый осмотр остеопата рекомендован в месячном возрасте, когда все последствия родов легко устраняются. В старшем возрасте лечение так же эффективно, но для достижения необходимого результата может потребоваться больше времени.

При выраженном сколиозе полное излечение маловероятно, лечение будет направлено на остановку прогрессирования и устранения неприятных симптомов. После курса лечения ребенок становиться подвижным, улучшается мозговое кровообращение, уходит боль и скованность движений.

Вам понравилась статья? Добавьте сайт в Закладки браузера

«Рекомендации школьникам по соблюдению ортопедического режима»

(при выявлении нарушений осанки, сколиоза 1 степени).

В течение всего дня нужно правильно держаться, подтянуто стоять, опираясь на обе ноги.

Спать – на ортопедическом матраце или на ватном матраце, положенном на деревянный щит, на спине или животе, ноги должны быть вытянуты, подушка – невысокая.

Стол, стул, как и вся мебель, должны соответствовать росту. Сидеть нужно глубоко на стуле; таз, лопатки должны касаться спинки стула. Если ноги не достают до пола, необходимо подобрать опору так, чтобы в коленном суставе был прямой угол. Нельзя вытягивать ноги вперед под столом или прятать их под стул. Высота стола должна быть на 2 – 3 поперечных пальцев выше локтевого сустава, расстояние между краем стола и грудной клеткой должно быть 2 – 3см.

Школьники с 1 по 4 класс должны носить ранец. Старшим школьникам рекомендуется нести портфель в школу в одной руке, домой – в другой. Начинать день обязательно с утренней гимнастики.

Ежедневно находиться на свежем воздухе не менее 3 – 4 часов.

При чтении и письме свет должен падать слева, лучше пользоваться настольной лампой. Через каждые 35 – 40 минут занятий необходимо делать перерыв на 3 – 4 минуты.

Ежедневно выполнять корригирующую гимнастику в течение 35 – 40 минут для укрепления мышечного корсета.

В школе сидеть в среднем ряду.

Ограничить езду на велосипеде, катание на коньках.

Рекомендуется ходьба на лыжах, плавание стилем «брасс», элементы волейбола, баскетбола.

Во время занятий физкультурой ребята освобождаются от акробатики, снарядовой гимнастики, бега, прыжков, ношения тяжестей, участия в соревнованиях.

«Сколиоз: самостоятельный профилактический осмотр»

Родители сами могут проводить профилактический осмотр в домашних условиях с помощью простых тестов, используя рекомендации Центра по изучению сколиоза (США). Ребенок должен стоять прямо. Осматривая ребенка, проверьте, нет ли следующих признаков сколиоза:

одно плечо выше, чем другое;

одна лопатка или часть спины расположена выше, чем другая;

отмечается перекос талии или неодинаковое количество кожных складок с разных сторон;

отмечается различие в расстоянии между рукой и талией ребенка с одной и другой стороны;

голова ребенка находится не по центру туловища (относительно таза).

Далее осмотр следует проводить, когда ребенок производит наклон вперед до горизонтального положения спины. Стопы при этом должны быть вместе, ладони – сомкнуты, ноги не должны сгибаться в коленях. Осматривающий определяет, не выявляются ли:

превосходство одной стороны спины над другой;

перекос ребер с одного из боков;

затруднение при попытке согнуться и достать руками до голеней и стоп.

«Профилактика сколиоза».

Методы профилактики сколиоза связаны, в первую очередь, со здоровым образом жизни; регулярно занимайтесь физическими упражнениями, по возможности, плаванием, при котором идет нагрузка на все группы мышц.

Обеспечьте ребенку правильное питание, богатое белками, кальцием и витаминами.

До 6 месяцев не присаживайте ребенка (даже в подушки); малыш сядет сам, когда его мышцы и позвоночник в достаточной мере окрепнут; не держите ребенка подолгу на руках и не носите часто в рюкзачках – «кенгуру» — это способствует искривлению позвоночника.

Если у Вашего ребенка плоскостопие, не откладывайте визит к врачу. Специальные упражнения, несомненно, помогут исправить положение; кроме этого необходимо применять ортопедическую обувь и корригирующие стельки; обувь дает правильную постановку и фиксацию стопы, а ортопедическая стелька действует как амортизатор, поглощающий излишние нагрузки при ходьбе.

Постоянно контролируйте себя и ребенка: когда сидите, идете, работаете, следите за тем, чтобы осанка была правильной.

Помните — достаточная двигательная активность – самая эффективная мера профилактики сколиоза!

«Как правильно сидеть»

При работе сидя следует, как можно чаще менять положение тела (хотя бы каждые 15 минут). Для этого можно отклоняться в одну или другую сторону, время от времени немного изменять положение рук, ног и головы.

Чтобы масса тела чрезмерно не давила на позвоночник, весь корпус должен опираться на седалищные бугры, а это невозможно, если Вы будете постоянно сидеть на мягкой мебели. Поэтому старайтесь, чтобы стул, на котором Вы сидите, был жестким.

Высота стула (или кресла) должна соответствовать длине голени (то есть высота сиденья должна приходиться на уровень коленных складок), чтобы ноги упирались в пол. Если у Вас слишком маленький рост – подставьте под ноги небольшую скамеечку.

Чаще меняйте положение ног под столом. Этим Вы уменьшаете нагрузку на позвоночник.

Сидеть за столом следует прямо, не наклоняя вперед голову или верхнюю часть туловища.

Если Вам приходится много времени проводить за рабочим столом, стремитесь к тому, чтобы спина в месте изгибов прочно опиралась на спинку стула или кресла. Через каждые 30 – 40 минут следует вставать на 2 – 3 минуты для небольшой разминки.

При работе сидя за столом необходимо иметь приспособление, поддерживающее книгу под определенным углом к Вашим глазам, чтобы, читая, не надо было постоянно наклоняться.

Если Вы смотрите кино или телевизор, старайтесь не сидеть долго в одной позе. Периодически меняйте ее, вставайте, чтобы размяться. Время от времени расслабляйте мышцы и делайте несколько глубоких вдохов.

При поездках в автомобиле на большие расстояния старайтесь сидеть без напряжения. Очень важно, чтобы Ваша спина постоянно имела хорошую опору. Хорошую опору должна иметь и голова.

При длительных поездках надо время от времени выходить из машины и делать небольшую разминку.

«Как правильно стоять».

Если Вам приходится долго стоять, старайтесь менять позу каждые 10 – 15 минут. Массу тела надо по очереди перемещать с одной ноги на другую. Если есть возможность, старайтесь не стоять на одном месте, а время от времени делайте несколько шагов вперед, назад, в сторону, прогибайтесь вперед или назад, вытягивая руки вверх и делая глубокий вдох.
Все эти движения и перемены позы ослабляют нагрузку на позвоночник и дают ему какую-то передышку.
При работе стоя старайтесь придерживаться некоторых простых правил:
если Вы моете пол, то лучше встать на одно колено, чем наклоняться;
поднимая какой-нибудь предмет, обопритесь рукой о стул или кресло, чтобы не перегружать позвоночник;
работая, наклонившись, желательно иметь под ногой небольшую скамеечку, чтобы не нее можно было поставить ногу;
для работы с пылесосом нужно иметь длинный шланг, чтобы лишний раз не наклоняться;
гладить лучше сидя.

«Как правильно лежать».

Так как в постели человек проводит 1/3 часть своей жизни, то нужно стремиться к тому, чтобы она была удобной. Ваша постель не должна быть ни слишком мягкой, ни слишком жесткой. Человеку тучному полезней иметь более жесткую постель, а у человека среднего телосложения постель может быть мягче. Если Вы спите на перине, то Ваше тело проваливается и нарушается положение физиологических изгибов позвоночника.

При болях в позвоночнике больной, стараясь уменьшить их, часто спит на животе. Чтобы эта поза была более удобной, можно подкладывать под живот небольшую подушку.

Если у Вас есть привычка читать лежа в постели, то старайтесь не напрягать сильно мышцы шеи. Для этого подложите под голову еще одну высокую подушку, чтобы тело заняло полусидящее положение. Кстати, этим Вы лишний раз побережете глаза от прямых лучей света.

Комплекс упражнений при сколиозе.

1.ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

1. Ходьба на носочках 1 – 2 круга, руки можно вверх или на поясе, подбородок поднимаем.
2. Руки к плечам, круговые движения рук; 4 раз вперед, 4 раза – назад; 1 – 2 круга.
3. «Ножницы» руками, руки прямые; чередуем «ножницы» 2 раза – впереди и 2 раза – вверху; 1 – 2 круга.
4. Рывки руками, кулаки сжаты, руки прямые; 2 раза – вверху, 2 раз – внизу.
5. Руки в замок, прогибаемся на каждый шаг.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1. Исходное положение (И.п.) лежа на животе. Голова является продолжением туловища (не приподнята), колени не касаются пола, ноги поднимаются от бедра. Прежде чем начать упражнения, проверяем осанку.
2. Проверка осанки на животе:
Руки ставим вдоль туловища на локти, поднимаем туловище, делая упор на локти и на носочки ног; смотрим на носочки ног (если мы мысленно проведем линию через туловище, то линия должна пройти через голову и ноги).
3. И.п. лежа на животе. «Лодочка». Голова является продолжением туловища, ноги поднимаются от бедра, лицо смотрит в пол; 3 – 4 раза на 6 – 8 счетов.
4. И.п. лежа на животе:
на 1 – «Лодочка»,
на 2 – руки и ноги в стороны,
на 3 – «Лодочка»,
на 4 – опускаем руки и ноги.
Дыхание не задерживаем; руки и ноги не касаются пола; 6 – 10 раз.
5. И.п. лежа на животе. Поднимаем левую руку, правую ногу. Голова поднимается вместе с рукой. Дыхание не задерживаем; 6 -10 раз.
6. И.п. лежа на животе. «Кроль» руками и ногами. Руки и ноги прямые, пола не касаются. Дыхание не задерживаем; 3 – 4 раза на 6 – 8 счетов.
7. И.п. лежа на животе. Руки за голову в замок. Поднимаем плечевой пояс – на раз, на два – опускаем. При поднятии максимально разводим локти в стороны. Ноги немного разведены и прижаты к полу. Дыхание не задерживаем; 6 – 10 раз.
8. И.п. лежа на животе. «Ножницы» руками и ногами. Можно только руками или только ногами, Если только ногами, то руки кладем под подбородок. Руки и ноги прямые, пола не касаются. Дыхание не задерживаем; 3 – 4 раза на 6 – 8 счетов.
9. И.п. лежа на животе. Руки под подбородок. Поднимаем прямые ноги – на раз, на два – разводим в стороны, на три – соединяем ноги, на четыре – опускаем ноги. Руки не отрываем от пола. Дыхание не задерживаем; 6 – 10 раз.
10. И.п. лежа на животе. Руками делаем имитацию плавания стилем «брасс», ногами – «кроль». Можно только руками, тогда ноги прижаты к полу. Дыхание не задерживаем; 3 – 4 раза на 6 – 8 счетов.
11. И.п. лежа на животе. «Железка». Руки за спиной в замок, лопатки соединены, ноги прямые, подняты от бедра. Держим туловище в напряжении. Руки выпрямлены в локтях, голова является продолжением туловища. Дыхание не задерживаем; 3 – 4 раза на 6 – 8 счетов. Переворачиваемся на спину. Проверка осанки на спине:
12. Руки — вдоль туловища на локтях, поднимаем голову и смотрим на носочки ног, мысленно проводим через себя прямую линию. Только после проверки осанки начинаем делать упражнения.
13. И.п. лежа на спине. Поднимаем ноги и медленно на 2 – 4 счета – вверх, на 2 – 4 счета – вниз.
Положение рук:
а) под голову в замок;
б) на пояс, локти прижаты к полу;
в) в стороны, ладонями вниз;
г) вверх в замок, вверх с мячом, вверх с гантелями. Дыхание не задерживаем. 3 — 8 раз.
14. И.п. лежа на спине. Поднимаем прямые ноги. На 1 – одну ногу, на 2 – вторую ногу, на 3 – держим, на 4 – опускаем. Положение рук можно менять (см. 10 упр.). Дыхание не задерживаем. Ноги прямые, в коленях не сгибаются. Ноги высоко не поднимаем; 3 – 8 раз.
15. И.п. лежа на спине. «Кроль» ногами. Ноги прямые, дыхание не задерживаем, ноги высоко не поднимаем; 2 – 3 раза на 4 – 8 счетов.
16. И.п. лежа на спине. На 1 – подняли ноги, на 2 – развели в стороны, на 3 – соединили, на 4 – опустили. Ноги прямые, колени не сгибаются, высоко не поднимаем, дыхание не задерживаем; 6 – 8 раз.
17. И.п. лежа на спине. «Ножницы» ногами. Ноги прямые, дыхание не задерживаем. Высоко ноги не поднимаем; 6 – 8 счетов.
18. И.п. лежа на спине. На 1 – поднять ноги, на 2 – согнуть в коленях, на 3 – выпрямить вверх, на 4 – опустить. Дыхание не задерживаем; 6 – 8 раз.
19. И.п. лежа на спине. «Велосипед» ногами. Каждая нога описывает круг. Дыхание не задерживаем; 2 раза по 10 счетов.
20. И.п. лежа на спине. Руки вверх. Касания прямых ног. В руках палочка, мяч, гантели. В ногах – мяч. Дыхание не задерживаем; 6 – 10 раз, до 15 раз.
3. ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
1. И.п. лежа на спине. Руки – вверх, касаемся левой рукой правой ноги и наоборот. Ноги – прямые, дышим произвольно; 6 – 10 раз.
2. И.п. лежа на спине. Руки – вверх в замок, прижимаем руками к животу одну ногу, вторую, две вместе. В руках – палочка, мячик; 6 – 10 раз. Дыхание произвольное.
3. И.п. лежа на спине. Руки – под голову, ноги сгибаем в коленях, поднимаем вверх таз на раз, на два – опускаем. Плечи не отрываем от пола, ноги вместе; 6 – 10 раз.
4. И.п. стоя на коленях. «Маятник». Медленно отклоняемся назад и возвращаемся в И.п. Руки – вверх за голову, в замок, на пояс, руки с мячом, палочкой, гантелями; 6 – 10 раз.
5. Проверка осанки стоя:
Встать у стены; затылок, лопатки, ягодицы, пятки прижать к стене. Присесть, скользя по стене, затем встать.
Отходим от стены на шаг, чувствуя, что у нас за спиной стена, — приседаем и встаем с ровной спиной.

1.1.Этиология сколиоза.

Ребенок рождается с тотальным кифозом, т.е. новорожденный имеет только одно искривление позвоночника, выпуклостью кзади. По мере его роста и укрепления мышечной системы постепенно появляются и формируются естественные изгибы позвоночника. Так, к началу удерживания головки у ребенка начинает формироваться шейный лордоз (3-4 месяц жизни), а ко времени появления возможности сидеть (5-7 месяц жизни) начинает появляться поясничный лордоз. Формирование естественных изгибов позвоночника продолжается первые 6-7 лет жизни ребенка, и только ко времени поступления в школу (6-7 лет) у него четко должны определяться естественные изгибы позвоночника, а стало быть, с этого возраста можно говорить о нормальной или патологической осанке. В процессе роста и развития ребенка продолжается формирование осанки и этим процессом необходимо управлять, .

Младший школьный возраст (7—11 лет) характеризуется замедленным ростом тела в длину. Опорно-двигательный аппарат укрепляется, мышцы становятся более сильными. Дети очень подвижны, но быстро утомляются. Сравнительно длительные занятия в положении сидя при относительно слабом опорно-двигательном аппарате способствуют возникновению различных видов нарушения осанки. В этот период детства недопустимы упражнения, дающие большую силовую нагрузку или требующие значительной выносливости. Рекомендуются упражнения «игрового метода», утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные паузы во время уроков. Формирование навыка правильной осанки должно осуществляться в младшем школьном возрасте, .

Средний школьный возраст (12-15 лет). Происходит усиленный рост тела подростка в длину. Позвоночник отличается гибкостью и пластичностью. Рост мышечной ткани несколько отстает от развития костного скелета. Это может явиться предрасполагающим моментом для возникновения нарушений осанки и деформаций позвоночника при неблагоприятных условиях. Наступает сложный период гормональной перестройки, создающий «угловатость гадкого утенка». В этот период допустимы дозированные силовые упражнения, но упражнения на выносливость следует ограничить. Уделять больше внимания осанке, т.к. в этот период чаще всего есть предрасполагающие факторы к развитию сутулости, особенно у девочек,.

Старший школьный возраст (16-18 лет). Наиболее интенсивно происходит рост кости в ширину, позвоночник становится более устойчив. Увеличивается мышечная масса, возрастает сила мышц. Осанка стабилизируется, имеющиеся возможные отклонения от нормы корригируются с трудом.

Основную роль в формировании осанки играет не абсолютная сила мышц, а равномерное и правильное распределение мышечной тяги. Осанка в значительной степени зависит от положения позвоночника. Хорошая осанка имеет не только эстетическое, но и большое физиологическое значение.

Все нарушения правильной осанки делятся на две группы: врожденные и приобретенные. Врожденные составляют 5-10% от общего числа деформаций позвоночника, а причинами их чаще всего являются врожденные заболевания и деформации позвоночника, его частей, ребер, грудной клетки, таза, тазобедренных суставов, нижних конечностей,.

Приобретенные деформации чаще всего обусловлены слабостью мышц туловища, преимущественно спины и передней брюшной стенки с неправильным распределением «мышечной тяги», отсутствием достаточно крепкого «мышечного корсета». В результате влияния различных условий быта, учебы, работы и т. д. может развиться преобладание силы отдельных мышечных групп, что приводит к неправильной постановке тела. Развитие могут получить мышцы одной половины тела (правша, левша), что может привести к искривлению торса в одну сторону. Но сила мышц – не основа осанки. Неравномерное развитие мышечной системы способствует появлению деформаций и нарушению осанки, .

Вначале деформации и изменения нормальной осанки носят функциональный характер, а при отсутствии правильной коррекции и «внимания своему телу» приводит к стойким структурным изменениям, прежде всего в позвоночнике. Это состояние постепенно переходит в новое качество – болезнь: остеохондроз, спондилез и др., .

Длительное сидение в школе за партой в неправильной позе при слабом физическом развитии ребенка может быть предрасполагающим моментом к нарушению осанки или более тяжелому искривлению позвоночника, а это приводит к развитию деформаций грудной клетки и т.д. Искривлению способствует ношение ребенка на одной руке, держание ребенка во время прогулки за одну и ту же ручку, носить портфель в одной руке, стоять с опорой на одну и ту же ногу, спать на одном и том же боку на мягкой постели с высокой подушкой. Привычка спать «калачиком» приводит к развитию круглой спины. Кроме этого, нарушению осанки способствуют неправильная посадка на учебных занятиях, плохая походка, длительное сидение вообще, езда на велосипеде, игры, связанные со стоянием и прыжками на одной ноге.

По Штоффелю (1962) различают следующие виды нарушений осанки:

Плоская спина. Характеризуется полным исчезновением естественных изгибов позвоночника. Мышцы естественного мышечного корсета очень слабые. Такое состояние нередко приводит к развитию сколиоза. Плоская спина выявляется у небольшого количество детей и составляет не более 1-2 % всех нарушений осанки, .

Круглая спина характеризуется значительным увеличением грудного кифоза при нормально выраженном шейном лордозе, а поясничный лордоз значительно увеличен, от этого грудной кифоз выявляется еще больше. Круглая спина не у всех детей характеризует нарушение осанки. Нередко «круглая спина» может быть симптомом более тяжелых структуральных заболеваний позвоночника. Таких детей необходимо обследовать рентгенологически и своевременно выявить возможные заболевания позвоночника, .

Сутулость. Самый распространенный вид нарушения осанки. Чаще всего бывает у девочек, начиная с подросткового возраста. Характеризуется увеличенным шейным лордозом и поэтому внешне кажется, что больной ходит все время «задумавшись», «уйдя в себя» с опущенной головой, со сведенными надплечьями. Грудной кифоз не изменяется, а поясничный лордоз уплощается. Передняя брюшная стенка становится «отвислой», но если попросить больного расправить плечи, поставить правильно голову, «убрать живот», то эти признаки исчезают. Надолго ли? Если это состояние функциональное и обусловлено плохим настроением, то – навсегда. Если же это уже «привычка», то — только на очень короткое время этот человек становится «красив собой». Из-за неправильной нагрузки на позвоночник, у таких людей очень рано появляются клинические симптомы остеохондроза средне грудного отдела позвоночника, .

Кругло-вогнутая спина и плосковогнутая спина. Эти два вида нарушений осанки весьма редко встречаются и проявление их обусловлено чаще всего сложными изменениями позвоночника, как в сагиттальной, так и во фронтальной плоскости.

Сколиотическая осанка (по Чаклину: «функциональный сколиоз») — искривление позвоночника во фронтальной плоскости без торсии позвонков.

Для правильного формирования осанки необходимо уделять больше внимания своему телу и особенно развитию тела ребенка. Достаточное внимание следует уделять режиму труда и отдыха ребенка. Занятия гигиенической гимнастикой, игровыми видами спорта, чередование видов деятельности ребенка способствуют правильному развитию опорно-двигательного аппарата вообще и правильной осанке в частности. Ребенок должен спать на жесткой постели с небольшой головной подушкой, в положении на спине, а не в «позе эмбриона». Носить тяжести, равномерно распределяя в правую и левую руку, а лучше всего пользоваться для этих целей рюкзаком или ранцем. Правильно выбранное рабочее место с полноценным освещением – залог правильной осанки, .

Теории возникновения сколиоза (по Мовшовичу):

Мышечно-связочной недостаточности: быстрый рост ребенка в определенные периоды жизни приводит к тому, что мышечная сила «не успевает» за ростом костей в длину. Развивается мышечная слабость вообще и мышечного корсета в частности.

Дисфункция эндокринных желез, возникающие у ребенка в период полового созревания, могут приводить к развитию сколиоза, .

Дисплазия пояснично-крестцового отдела позвоночника.

Патология спинного мозга, проявляющаяся определенной микро симптоматикой, может приводить к развитию сколиоза.

Этиологические формы сколиоза

По Мовшовичу: По Коббу:

— Диспастический; — Идиопатический;

-Идиопатический; — Миогенный;

-Врожденный; — Неврогенный;

-Неврогенный; — Врожденный;

-Статический; — Вторичный от первичных

заболеваний грудной клетки, суставов,

конечностей.

По Казьмину:

— Диспластические (дискогенные). В основе их возникновения лежит диспластический синдром. В эту группу включаются идиопатические, диспластические и врожденные, так как у них выявляется единство происхождения, в основе которого лежит нарушение метаболизма в соединительной ткани, .

— Гравитационные;

— Миотические (неврогенные).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *