Избиение вифлеемских младенцев

Житие

Святые мученики 14 000 младенцев убиты царем Иродом в Вифлееме. Когда пришло время совершения величайшего события – Воплощения Сына Божия и Рождения Его от Пресвятой Девы Марии, восточные волхвы увидели на небе новую звезду, предвозвещавшую рождение Царя Иудейского. Тотчас они направились в Иерусалим для поклонения Родившемуся, а звезда указывала им путь. Поклонившись Богомладенцу, они не вернулись в Иерусалим к Ироду, как он приказывал им, но, получив откровение свыше, ушли в свою страну иным путем. Тогда Ирод понял, что замысел его найти Младенца не осуществился, и приказал убить в Вифлееме и окрестностях всех детей мужского пола от двух лет и младше. Он рассчитывал, что среди убитых детей будет и Богомладенец, в Котором видел соперника. Погубленные младенцы стали первыми мучениками за Христа. Гнев Ирода обрушился и на Симеона Богоприимца, который всенародно свидетельствовал в храме о Родившемся Мессии. Когда святой старец скончался, Ирод не допустил, чтобы его достойно погребли. По повелению царя был убит святой пророк священник Захария: его умертвили в Иерусалимском храме между жертвенником и алтарем за то, что он не указал, где сын его, Иоанн, будущий Креститель Господа Иисуса Христа. Гнев Божий вскоре покарал самого Ирода: его постигла лютая болезнь, и он умер, заживо съеденный червями. Перед смертью нечестивый царь довершил меру своих злодеяний: убил первосвященников и книжников иудейских, родного брата, сестру и ее мужа, свою жену Мариамну и трех сыновей, а также 70 мудрейших мужей, членов Синедриона.

Рассказы о святых. Вифлеемские младенцы. Передача телеканала «Радость моя».

Вифлеемская трагедия

Когда человек впервые читает Евангелие, то может ужаснуться тому факту, что в Вифлееме были убиты 14 000 невинных младенцев. О смысле их страданий и смерти рассуждают преподаватели Минских Духовных Школ: Библейской истории – Константин Константинович Мачан (он первым отвечает на наши вопросы) и философии – иерей Сергей Лепин.

Как Вы оцениваете смысл страданий Вифлеемских младенцев? И какое место уготовано им в загробной жизни?

Никакие страдания не остаются бессмысленными перед Богом. Об этом говорят и многочисленные свидетельства из Священного Писания, и примеры из жизни людей, страдающих в этом мире по тем или иным причинам. Промысл Божий о человеке и мире направляет все ко благу, но не всегда человеческому чувственному пониманию удается осознать увидеть это сразу, в один миг. А иногда и далекие исторические примеры остаются для нас необъяснимыми с точки зрения оправданности страданий. Вифлеемские младенцы стали первыми мучениками за Христа, пролившими свою невинную кровь за Спасителя мира. Хотя они сделались мучениками бессознательно, но это произошло по Промыслу Божию. После Крестной Жертвы Спасителя страдания за Него становятся для человека свидетельством веры. Ведь по-гречески «мученик» — «свидетель». Но что можно говорить о праведниках Ветхого Завета, страдающих за Истинного Бога еще до пришествия Христа или о страданиях Вифлеемских младенцев — сверстников Младенца-Спасителя? Без сомнения, они важны для Бога ничуть не меньше новозаветных, с той лишь разницей, что Христос пострадал за них на Кресте и освободил от греха, проклятия и смерти после их земной жизни.

Многообразие примеров мученичества можно условно разделить на две группы: мученичество выбора и мученичество по необходимости (без вариантов). В первом случае мученику предлагается отречься от Христа и продолжать жить без Него на земле и в загробной жизни или с Ним, пострадав за Него: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф.10:32). Ко второму подвигу мученичества относятся те случаи, когда человек не выбирает «жизнь или веру», принимает страдания потому, что кому-то в религиозных или политических целях необходимо убрать своих оппонентов. Царь Ирод Великий, узнав о новорожденном Царе Иудейском (по пророчеству — появившемуся на свет в Вифлееме) и опасаясь, чтобы Он не отнял со временем у него царства, «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже» (Мф.2:16). По преданию их было 14 000. Не зная, где именно находится Иисус, Ирод желал в числе этих невинных страдальцев погубить новорожденного Христа. У этих младенцев не было выбора—они еще не осознали жизнь с ее превратностями, ни у кого из них не спросили, выбирают ли они этот путь или нет. Но именно такой была их дорога в Царство Небесное. За свои великие злодеяния Ирод не избежал наказания Божия — тело его покрылось болезненными ранами. Рядом с ним не было ни одного человека, который бы сочувствовал его страданиям. Но и на смертном одре Ирод продолжал умножать зло: приказал убить брата, сестру и ее мужа, наконец, предал смерти свою жену Мариамну и трех сыновей, видя в них соперников.

Почему Господь попустил смерть и мучения невинных детей? Ведь они не совершили зла и греха?

Здесь можно ответить относительно их земной участи. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если бы кто взял у тебя несколько медных монет, а взамен отдал тебе золотые, неужели ты считал бы себя обиженным? Напротив, не говорил ли бы ты, что этот человек — твой благодетель?». Здесь несколько медных монет— наша земная жизнь, которая рано или поздно заканчивается смертью, а золото — жизнь вечная. Так, за несколько мгновений страданий и мучений младенцы обрели блаженную вечность, обрели то, чего святые достигали подвигами и трудами всей жизни. Вифлеемские младенцы наследовали себе вечную жизнь в сонме Ангелов. Для них страдания были той таинственной дверью, которая привела их в Царство Небесное.

Пророк Иеремия пишет: «Глас слышен в Раме, плач и рыдание и вопль; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иер.31:15). Это относится только к Вифлеемским младенцам или ко всем поколениям христианских мучеников-младенцев?

Рама — это местечко в Израиле, где была похоронена Рахиль, жена ветхозаветного патриарха Иакова, сына Исаака и внука Авраама. По преданию, когда сына Рахили, Иосифа, вели в Египет, как пленника и раба, он, проходя мимо гробницы своей матери, заплакал и закричал: «Мать моя, слышишь ли ты меня? Мать моя, видишь ли, куда ведут твоего сына?». В ответ из гробницы послышалось рыдание. Затем, когда вавилонский царь Навуходоносор в 586 году до Рождества Христова сокрушил и разгромил Иудейское царство, то он приказал переселить его жителей в Вавилонию, и Рама была городом, где собирали пленников-иудеев, чтобы везти их в далекую страну.

По своему географическому положению город Рама находится в 12-ти километрах от Вифлеема. Поэтому, можно предположить, что когда царь Ирод «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его» (Мф.2:16), эта территория включала в себя и Раму. В Ветхом Завете пророк Иеремия описывает жителей Иерусалима, уводимых на чужбину (Иер.1:15), и эти слова о плачущей Рахили сказаны о них. На этом печальном пути они проходят мимо города Рамы—места захоронения Рахили (1 Цар.10:2); и Иеремия рисует Рахиль, плачущую даже во гробе о судьбе, выпавшей ее народу в Вавилонском пленении.

Но спустя века произошла более страшная трагедия. Уже не враги уводили в плен, а свои соплеменники убивали неповинных детей. В наше время, помня о младенцах из Вифлеема, мы вспоминаем обо всех убиенных — убитых просто так, без обвинения, без какого бы то ни было «состава преступления», убитых просто так, по той причине, что это было нужно многочисленным «Каинам и Иродам».

Протодиакон Андрей Кураев об избиении вифлеемских младенцев.

Предание говорит, что младенцев было 14 000, в Евангелии об этом ничего не сказано. Эта цифра имеет какое-либо значение?

Их было, как указывает византийская традиция, 14 000. Понятно, что столько детей «от двух лет и ниже» просто не могло быть в маленьком Вифлееме и его окрестностях. Отсюда становится ясно, что число это имеет символическое значение. Оно говорит о массовости такого явления, как убиение невинных, как репрессии, которые чаще всего обрушиваются не на единиц, а на тысячи и даже миллионы. Евфимий Зигабен, византийский богослов ХII века пишет об этом так: «Ирод полагал, что звезда, возвестившая мудрецам с востока о Рождестве Христовом, не тотчас же явилась им, но что Младенец родился задолго до ее появления. Для большей безопасности он и повелел предварить время на два года».

В то же время можно говорить о символичности цифры «14» как о числе «сыновей» Рахили. В Библии сыновьями Рахили называются не только Иосиф и Вениамин, рожденные ею, но также и внуки (сыны Иосифа и сыны Вениамина)—»это сыны Рахили, которые родились у Иакова, всего четырнадцать душ» (Быт.46:22). По 14-ти тысячам «своих сыновей» плачет Рахиль спустя 17 столетий после своей земной жизни.

Вообще, цифра «14» часто встречается в библейской традиции. Например, в родословной Спасителя насчитывается «всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов» (Мф.1:17). Память избиенных в Вифлееме младенцев Церковь начала совершать уже во II веке. Вероятно, тогда и была определена цифра «14 000».

Православный церковный календарь

Иконы и картины

Мученики младенцы Вифлеемские. Россия. Конец XVI — начало XVII в.

Святые мученики 14000 младенцев от Ирода в Вифлееме избиенные. Кодекс Гертруды, кон. X в. Чивидале, Италия

Святые мученики 14000 младенцы Вифлеемские. Афон, монастырь Дионисиат

«Избиение младенцев» (фреска Джотто в капелле Скровеньи)

«Избиение младенцев» (Даниэле да Вольтерра)

«Избиение младенцев» (Гвидо Рени, 1611—1612)

Молитвы

Тропарь, глас 1

Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, / умолен буди, Господи, / и вся наша болезни исцели, / Человеколюбче, молимся.

Кондак, глас 6

В Вифлееме рождшуся Царю, волсви от Персиды с дары приходят,/ звездою свыше наставляеми,/ но Ирод смущается и пожинает младенцы, яко пшеницу,/ и рыдает себе,/ яко держава его вскоре разорится.

Кондак, глас 4

Звезда волхвы посла к Рождшемуся,/ и Ирод неправедное воинство посла люто,// убити мня во яслех яко Младенца лежаща.

2017-2019 годы изобилуют круглыми датами — 100 лет со дня… Мой очерк посвящён одной из них — 100-летию со дня трагической гибели Степана Григорьевича Тихонова…
Вы спросите, кто это? И я пойму ваше незнание, ведь долгие годы (до открытия доступа к архивам) мы по разным причинам зачастую не могли знать не только о своих родственниках даже в третьем колене, но и об известных и уважаемых в слободе Покровской людях, их активах, их деятельности, благодаря которым слобода считалась (и была) богатым селом и постепенно превращалась в город. Одним из них и был Степан Григорьевич.
Я построил свой рассказ об этом человеке в классическом ключе – придерживаясь хронологии. Итак…
Семья деда Степана Григорьевича – Матвея Семёновича Тихонова (ок. 1774–1831 гг.) состояла в приходе Петропавловской церкви с начала её функционирования в слободе (с 1805 года). В этом же приходе состояла и семья его отца – Григория Матвеевича (ок. 1804–1858 гг.), женатым первым браком на Марии Васильевне (ок. 1805–1837 гг.). Установить её добрачную фамилию мне пока не удалось.
Семья была многодетной, что было в обычае того времени. Так, на исповеди у священника Петропавловской церкви (находилась на пересечении нынешних ул. Петровской и Свердлова) в 1837 году, кроме супружеской пары, присутствовали дети – Иван тринадцати лет, Фёдор девяти лет, Василий семи лет, Анастасия трёх лет и двухлетняя Евдокия. Детская смертность в те времена была очень высокой, не миновала она и эту семью – к упомянутому году (1837) она унесла трёх ранее рождённых сыновей – Семёна (1826 г. р.), Василия (1829 г. р.) и Николая (1832 г. р.), а также дочь Наталию (1833 г. р.).
Несчастья подстерегали семью – 6 ноября 1837 года в результате тяжёлых родов умерла жена Григория Матвеевича, а чуть позже – 22 ноября того же года, и рождённая ею дочь…
В мае 1838 года Григорий Матвеевич сочетался вторым браком с дочерью казённого крестьянина Якова Павловича Боженко Ксенией восемнадцати лет. Обряд венчания проходил всё в той же Петропавловской церкви. Рождаются дети и в этом браке, упомяну только о рождённой в 1843 году Марии, ставшей впоследствии женой Николая Алексеевича Ухина; а самым поздним ребёнком был сын Стефан (Степан), герой моего очерка.
Привожу современную интерпретацию записи в метрической книге Троицкой церкви: в семье государственных крестьян Григория Матвеевича Тихонова и его жены Ксении Яковлевны 3 августа 1856 года рождён, а 6 августа крещён сын Стефан. Восприемниками (т. е. крёстными отцом и матерью. – А. Г.) При этом были Троицкой церкви священник Пётр Смирнов и жена саратовского купеческого сына Ивана Фёдоровича Рогуленко Варвара Ивановна.
Подчеркну, что священники редко выступали в роли восприемников, этим оказывалось особое уважение родителям. Ещё отмечу, что мужское имя Стефан со временем трансформировалось в привычное для нас Степан.
Ему исполнилось только два года, когда в ноябре 1858-го от чахотки (бич того времени) умер Григорий Матвеевич, его отец. В то время (точнее, с 1856 года) семья уже состояла в приходе Троицкой церкви. Возможно, уже тогда их усадебным дворовым местом был земельный участок (около 8 соток по-современному) на Базарной площади, после 1917 года это Коммунарная площадь, дом 17. Достоверно же известно, что с 1900-х годов усадьба Тихоновых находилась рядом с усадьбой Ухиных, в которой сейчас Картинная галерея.
Соседствовали эти две родственные семьи до 1910 года, когда семья Тихоновых переехала в Саратов (об этом далее) и дом был продан одному из представителей рода Кобзарей. В 1911-1913 годах часть его сдавалась уездному врачу Г. Д. Петровскому, где он практиковал и его объявление об этом в газете «Саратовский вестник» сопровождались адресом: Базарная площадь, дом Кобзаря, бывш. Тихонова, рядом с домом Ухина. После революции 1917 года этот одноэтажный каменный особняк на семь окон по фасаду с конюшней, каретником и другими постройками был экспроприирован под нужды новой власти (в частности, в 1919 году он был занят подразделениями Уисполкома)…
Ну а нам он известен как Дом работников просвещения (Дом учителя), сгоревший в январе 1978 года. Нигде не могу найти его снимка, может, неравнодушные читатели помогут.
Фотографии (дагерротипы) позапрошлого XIX века… Они камерны, статичны, со своими информативными паспарту солидны по сравнению с сегодняшними. Были они в основном двух размеров – «визит портрет» (65 х 100 мм) и кабинет портрет (110 х 165 мм). Первые дагерротипы сделаны французом Луи Дагером в 1837 году, и с того времени началось повсеместное бурное развитие, не побоюсь этого слова, искусства фотографии.
В Саратове в 1868 году известный фотограф К. Фишер продал своё дело Эрнсту Горшу и Густаву Барту. Тогда же открылся фотосалон «Фотография Горш и Барт» с информацией на обороте дагерротипа: «Депо фотографических принадлежностей. Магазин Горш и Барт в Саратове в доме лютеранской церкви».
Передо мной несколько дагерротипов этого фотосалона. Самый «старый» из них позволяет лицезреть Ксению Яковлевну с сыном Степаном в детстве. Сделан он около 1868 года, то есть полтора века назад… Мне, искушённому любителю дагерротипов, не приходилось держать в руках более раннего раритета (в моём собрании самый «старый» снимок моих родных и близких относится только к 1887 году). Следующее фото сделано в этом же фотосалоне около 1877 года. Здесь Степан Григорьевич уже юноша. Объединяет эти две фотографии характерный жест его левой руки: на первой она заложена за полу сюртука, на второй – за полу полушубка.
Наиболее близкой семьёй к Тихоновым была семья Ухиных Николая Алексеевича и Марии Григорьевны. История их сближения началась в далёком 1859 году, когда Николай Алексеевич, тогда молодой человек 23-х лет, переехал из Владимирской губернии в слободу Покровскую и остановился на постой у тогда уже вдовы Ксении Яковлевны Тихоновой, у которой в это время на руках были сын Степан трёх лет и дочь Мария 16 лет. Молодые люди симпатизировали друг другу и в 1860 году соединили свои судьбы. Это был прочный брак, продолжавшийся 54 года вплоть до смерти Н. А. Ухина в 1914 году…
P.S. Даты указаны по старому стилю.
P.Р.S. Использованы материалы из архива семьи Кравченко (Москва), ГАСО (Саратов), архива НП (Энгельс).
Анатолий ГРЕДЧЕНКО, «Новая газета».

«ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ» — название иконографии возникло на основе текста Евангелия от Матфея, сообщающего о приказе царя Ирода, разгневанного тем, что волхвы не рассказали ему о местонахождении Младенца Христа, «избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф 2. 16).

Изображение этого события появилось после установления в первой половине V века почитания невинных Вифлеемских младенцев как мучеников. Композиции, как правило, не имеют четкой схемы. Может варьироваться число участников, действия, позы и жесты персонажей. Помимо царя Ирода, его воинов, женщин и детей в композицию иногда включались еще несколько сюжетов из различных литературных источников. Это апокрифические рассказы Иакова Протоевангелия о праведной Елисавете, которая с младенцем Иоанном спряталась в горе от преследовавшего ее воина, и об убийстве по приказу царя Ирода в храме между алтарем и жертвенником праведного Захарии. Пророчество Иеремии, упомянутое апостолом Матфеем: «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иер 31. 15) иллюстрируется в композиции «Оплакивание Рахилью своих детей». Апокрифические рассказы о спасении Нафанаила (Ин 1. 46-49), которого мать спрятала от воинов Ирода под смоковницей, легли в основу изображения жены и младенца под деревом. 9-е Слово святителя Иоанна Златоуста из «Гомилий на Евангелие от Матфея» (PG. 57. Col. 175-184), 38-я гомилия Григория Богослова и рассказы из Миней-Четьих под 29 декабря стали источником изображения страдания младенцев и горя матерей. Сцена «Избиения младенцев» могла представлять самостоятельный сюжет и входить в развернутые композиции «Рождество Христово».

Один из первых памятников ранневизантийского искусства со сценой «Избиения младенцев» — мозаики триумфальной арки церкви Санта-Мария Маджоре в Риме (432-440 годы). Слева на престоле изображен царь Ирод, отдающий приказание воинам убивать младенцев. Воины в одежде римских легионеров готовы выполнить приказ, один из них протягивает руку в сторону стоящих справа женщин с распущенными волосами; на руках они держат младенцев. Самой сцены убийства нет. В дальнейшем в композиции прибавилось драматизма, за счет сокращения числа участников сцена превратилась в показ кровавого убийства. Так, на рельефе саркофага из Трира (V век, церковь святого Максимина: Покровский. С. 239) один солдат замахивается младенцем, схватив его за ногу, другой держит ребенка, вырванного из объятий матери; на рельефе оклада Евангелия (около 460 года, Сокровищница кафедрального собора, Милан) та же композиция дополнена изображением младенца на земле под ногами воина, а также появились фигуры женщин с раскинутыми руками, горюющих о своих детях. На миниатюре из Евангелия Раввулы (Laurent. Plut. I.56. Fol. 46, 586 г.) сцена изображена по сторонам таблицы канонов: слева — царь Ирод с 2 сановниками, справа — палач с поднятым мечом в правой руке, держащий за ногу младенца, которого пытается отнять мать. Из головы младенца течет кровь.

В искусстве средневизантийского периода сцена «Избиения младенцев» стала очень распространенной: рельеф слоновой кости (начало IX века, Бодлианская библиотека); рельеф слоновой кости (середина IX века, Национальная библиотека Франции); миниатюра в Сакраментарии Дрого (Paris. lat. 9428. Fol. 31v, середина IX века); миниатюра в Штутгартской Псалтири (Stuttg. Fol. 65v, 825-830 годы) — сцена «Рахиль, оплакивающая детей»; в Гомилиях Григория Назианзина (Paris. gr. 510. Fol. 137, между 879 и 882 годами) — воин c мечом в правой руке держит младенца за волосы (впервые со сценами «Праведная Елисавета с младенцем Иоанном прячется в горе» и «Убийство праведного Захарии»); в кодексе Экберта (Городская библиотека, Трир. Cod. 24. Fol. 15v, 80-е годы X века); в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 281. 976-1025 годы, Константинополь) — Ирод в византийских императорских одеяниях, в короне, воин убивает мечом одного младенца, 2 других лежат на земле в крови, справа около горки сидит плачущая женщина с младенцем, которого пронзает копьем воин; аналогичная сцена в Евангелии XI века (Paris. gr. 74. Fol. 5); в цикле «Детство Иисуса Христа» в росписях Токалы-килисе в Гёреме (конец X века) — палач держит за ногу младенца над грудой окровавленных тел, рядом рвущая на себе волосы женщина; на иконе «Рождество Христово» (конец XI века, монастырь великомученицы Екатерины на Синае) представлены сцены умерщвления младенцев, «Бегство в Египет», «Праведная Елисавета с Иоанном в горе», изображение Рахили (согласно надписи) с младенцем на руках, перед которой застыл воин, замахнувшийся мечом; в грузинском Гелатском Четвероевангелии (Кекел. Q 908. Л. 19 об., 1-я половина XII века) младенцы изображены спеленутыми.

В памятниках поздневизантийского периода сцена становится многофигурной и часто разделяется на несколько последовательных эпизодов. В монастыре Хора (Кахрие-джами, около 1316-1321 годов) теме «Избиения младенцев» посвящены 4 композиции: «Царь Ирод приказывает воинам избить младенцев», «Солдаты, убивающие детей», «Праведная Елисавета спасается с младенцем Иоанном в горе от преследующего их воина», «Матери оплакивают своих детей». В церкви великомученика Димитрия Маркова монастыря близ Скопье, Македония (около 1376 года), сюжету «Избиения младенцев» посвящена группа сцен, расположенных рядом с композицией «Рождество Христово». Патетическая композиция «Плач Рахили» представлена на полукруге светлого фона. Рахиль, сидящая на земле с воздетыми руками, окружена спеленутыми мертвыми младенцами.

В поствизантийском искусстве (росписи XVI-XVII веков соборов афонских монастырей: Великой Лавры святителя Афанасия, Иверского, Кутлумуша, Каракала, Филофеевского скита) сцена представлена в точном соответствии с рекомендацией Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (около 1730-1733 годов): «Рисуется крепость. Тут в чертоге царь Ирод сидит на престоле. За ним стоят два воина с копьями, а пред ним другие воины со знаменем. Вдали на горах видны селения: среди них женщины с младенцами, одни бегут, другие таят их в сумах за спинами своими и руками препятствуют воинам убивать их, иные сидят и оплакивают лежащих пред ними убитых детей; а воины, одни исторгают младенцев из объятий матерей их, другие пронзают их мечами, некоторые обезглавливают. Многие младенцы убитые лежат на земле, некоторые в пеленах, некоторые в рубашечках. Елисавета держит на руках своих младенца Предтечу, ее преследует воин с обнаженным мечем: но пред нею разверзлась скала, чтобы принять ее в свою расселину» (Ерминия ДФ. Ч. 2. § 217).

В русских иконописных подлинниках под 29 декабря дается описание композиции, близкое греческой Ерминии: «Святых мученик иже Христа ради избиенных от Ирода в Вифлееме 14 тысящ. Ирод царь седит на престоле, за ним мучители младенцов биют и секут мечи и на копиях подымают пред царем, а жены из загорья видет плачут, простовласы, а за царем град стоит и башни, а у воинов под ногама много младенцов побитых лежат, мертвы в крови» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 61). Однако на прорисях и минейных иконах обычно опускается изображение Ирода, а иногда и воинов, и представлены лишь стоящие младенцы с нимбами. Чаще «Избиения младенцев» и сопутствующие апокрифические сцены включаются в состав сложных многочастных композиций «Рождество Христово» и в качестве клейм на житийных иконах святого Иоанна Предтечи. На иконе «Рождество Христово» конца XVII века (ЯХМ) представлены следующие сцены: «Беседа Ирода с книжниками», «Избиение младенцев», «Праведная Елисавета с младенцем Иоанном в горе», «Убийство праведного Захарии», «Мать с младенцем Нафанаилом под смоковницей», «Плач матерей о младенцах». На иконе из Макарьевского монастыря в Калязине (60-е годы XVII века, ЦМиАР) сцены «Избиения младенцев» нет, но представлен царь Ирод с книжниками, праведная Елисавета с младенцем Иоанном, скрывающаяся в горе от преследующего ее воина с копьем, и мать Нафанаила со своим сыном под смоковницей. В 2 клеймах на иконе «Святой Иоанн Предтеча, с житием» (XVI век, ЯХМ) — «Праведная Елисавета, скрывающаяся в горе» и «Убийство праведного Захарии».

Иллюстрация:

Избиение младенцев. Рельеф оклада Евангелия. Ок. 460 г. (Сокровищница кафедрального собора, Милан). Архив ПЭ.

И снова декабрь, и я снова повторяю один и тот же пост.
«Каждый год во второе воскресенье декабря во всём мире в 19.00 часов родители умерших детей ставят на окна горящие свечи.
Когда догорают свечи в одном часовом поясе, их зажигают в следующем, Волна света окружает землю.
Каждый свет в окне — это знание, что эти дети осветили нашу жизнь и они никогда не будут забыты.
Свет так же означает надежду, что горе не оставит жизнь родителей тёмной навсегда.
Свет возводит мосты от одного постигнутого горем человека к другому, от одной семьи к другой, от одного дома к другому, от одного города к другому, от одной страны к другой. Он показывает что все горюющие солидарны. Он немного согревает нашу ставшую холодной жизнь и распростирается как первый луч солнца ранним утром»
» Мы зажигаем свечи для тебя,
смотрим на светлый огонь,
вспоминаем, как ты приносила свет в нашу жизнь
и спрашиваем себя,
почему ты должна была уйти из жизни…»
В этом году это будет 11 декабря.»
Тем, кто прошел через это, не нужны специальные дни, чтобы вспоминать своих детей. Мы их помним каждую минуту, каждую секунду, что бы ни делали и о чем бы ни говорили. Но… этот день — особенный. Для меня это обязательная часть предрождественской традиции — пусть наши дети увидят оттуда, сверху, множество огоньков в окнах, и им в эту ночь станет теплее и радостнее.
Зажгите в воскресенье свечки за наших малышей… Пожалуйста.

Ирод и избиение младенцев

Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, ко времени, которое выведал от волхвов.

Евангелие от Матфея

Историческая справка

ИРОД ВЕЛИКИЙ. Родился в Южной Палестине в 73 году до н. э. В 37 году до н. э. Ирод, назначенный римским сенатом царем Иудеи и получивший в свое распоряжение римские войска, становится единоличным владыкой этой римской провинции. Историки отмечают, что при жестком и энергичном правлении Ирода Палестина процветала. Скончался Ирод в конце марта или начале апреля 4 года до н. э.

Одним из самых жутких преступлений в истории человечества принято считать массовое убийство детей в Вифлееме, совершенное по приказу Ирода, царя Иудеи. Однако те, кто считает, что это жуткое событие случилось на самом деле, глубоко заблуждаются. Ирод, бесспорно, был личностью малоприятной, но в данном случае ему приписывают то, чего он никогда не совершал. Но обо всем по порядку.

Итак, в Евангелии от Матфея сказано, что как раз в момент рождения Христа в Иерусалиме объявились три мудреца с Востока, именуемые также волхвами, возжелавшие поклониться новорожденному царю иудеев. Проведав об этом, Ирод решил избавиться от потенциального конкурента на собственный трон и приказал своим заплечных дел мастерам истребить всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет в Вифлееме и его окрестностях.

Но как говорится, свежо предание, да верится с трудом. И вот почему.

Во-первых, об этой трагедии, кроме Евангелия от Матфея, больше не упоминает ни один источник. Помалкивают не только другие апостолы и авторы современных Христу хроник, но и даже знаменитый иудейский историк Иосиф Флавий, живший всего на сто лет позже. В своих трудах, повествуя о великом множестве мерзостей, совершенных Иродом, он ни словом не обмолвился о столь вопиющем его преступлении, как массовое детоубийство.

М. ди Джованни. Избиение младенцев. 1488

Во-вторых, против этого свидетельствуют легенды и данные археологических раскопок. В Вифлееме рядом с пещерой, которая, по весьма сомнительному преданию, является местом рождения Христа и над которой был построен знаменитый храм Рождества, находится и пещера, в которой, по другому такому же сомнительному преданию, находятся кости убиенных злодеем Иродом младенцев. Однако ученые, исследовавшие эту пещеру, установили, что кости принадлежат взрослым людям и их возраст не более 800 лет.

В-третьих, на момент рождения Иисуса Ироду было уже под семьдесят, и представляется маловероятным, чтобы он убоялся конкуренции новорожденного дитяти, если, конечно, только не собирался прожить лет сто с лишним.

В-четвертых, Ирод не был полноправным властителем Иудеи, а всего лишь вассалом римского императора Августа, который и утверждал все смертные приговоры. И даже если бы внезапно спятивший Ирод действительно захотел убить всех младенцев, то Август этого бы просто не допустил. Доподлинно известно, что через 10 лет после смерти Ирода следующий правитель Иудеи – один из его сыновей Архелай – был лишен трона и отправлен в изгнание все тем же Августом за куда как меньшие прегрешения. Кстати, то, что у Ирода не было права наследования иудейского трона, еще один аргумент против утверждения о том, что он убоялся конкуренции новорожденного царя иудейского.

И наконец, в-пятых. По разным данным, число жертв Вифлеемской трагедии составило от 12 до 20 тысяч младенцев, но этого никак не могло быть по той простой причине, что в этом небольшом городке в те времена всего проживало не более трех тысяч человек, включая новорожденных и дряхлых стариков.

Надо сказать, своим возникновением легенда о кровожадности иудейского царя в первую очередь обязана самому Ироду. Под конец своей жизни, страдая неизлечимой болезнью почек и гангреной яичек, он тронулся рассудком и приказал убить трех своих сыновей и одну из жен, заподозренных в измене.

Видимо, столь бесчеловечное преступление и побудило автора Евангелия от Матфея приписать Ироду не менее противоестественное деяние – массовое убийство младенцев. Для чего это было сделано? Скорее всего, для того, чтобы подчеркнуть значимость факта появления на земле долгожданного мессии.

И еще об одном заблуждении, связанном с именем Ирода. Согласно классической библейской легенде, одна из дочерей Ирода Антипы, Саломея, подарила отцу на день рождения великолепный танец. Когда же царь иудейский спросил ее, что она хочет в награду, то по наущению своей матери Иродиады Саломея попросила голову Иоанна Крестителя. Так же как и история с «избиением младенцев», эта легенда весьма и весьма сомнительна.

Во-первых, ни в одном из Евангелий нет имени Саломеи в контексте смерти Иоанна, везде говорится о дочери Ирода, но не называется ее имя.

И во-вторых, при всех очевидных недостатках царя Иудеи он все же не подпускал своих дочерей к государственным делам, как бы они ни танцевали и как бы их ни звали. Что же касается убийства Иоанна, то Ирод в нем действительно повинен. Но сделал он это не по женской прихоти, а по «государственной необходимости», поскольку считал, что проповеди Крестителя могут привести к смуте. Вот что пишет об этом Иосиф Флавий: «Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души, Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на массу не повело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно».

Вальтер Кремер и Гетц Тренклер в своей книге «Лексикон популярных заблуждений» отвечают на вопрос, почему же сюжет о танце Саломеи и голове Крестителя в награду за него так запал в душу многих художников и писателей, следующим образом:

«Да только потому, что он так удачно укладывается в схему «секс и преступление», которая лежит в основе множества других подлинных и вымышленных сюжетов (Юдифь и голова Олоферна, Мария Стюарт, Мата Хари). Противопоставление танца и смерти – это самое живое олицетворение таких фундаментальных основ бытия, как любовь, жизнь и смерть, которые как бы одновременно появляются на сцене.

Кстати, это понимали и не лишенные таланта писатели Марк и Матфей. В их интерпретации Иоанн погибает не просто как политический заключенный, а как жертва любовной интриги. И таким образом смерть Иоанна Крестителя прочно западала в память потомков. А поскольку памяти поколений следует помочь, событиям и персонажам лучше дать имена. Так в дальнейших интерпретациях «окрестили» и дочь Ирода, дав ей звучное имя Саломея».

Вряд ли настоящей Саломее понравилось бы то, что ее имя будет закреплено в памяти потомков таким образом. Но это не первый и тем более не последний случай, когда реальный исторический персонаж имеет мало общего с тем образом, что маячит в массовом сознании.

Следующая глава >>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *