Вестник ПСТГУ. Серия II: Козловцева Елена Николаевна,
История. История Русской канд. ист. наук, доцент,
Православной Церкви. зам. декана по научной работе
2017. Вып. 74. С. 144—152 Исторического факультета ПСТГУ
115184, Россия, г. Москва, ул. Новокузнецкая, 23 б nauka-pstgu@bk.ru
Изобразительные источники
*
ПО ИСТОРИИ ОБЩИН СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ Е. Н. КОЗЛОВЦЕВА
При изучении истории общин сестер милосердия исследователи практически не уделяют внимания изобразительным источникам, которые, между тем, могут дать очень ценный для науки пласт информации. Большинство исследователей используют визуальные материалы только для иллюстрации повествования, не придавая им значения самостоятельных исторических источников. К изобразительным источникам относятся кинохроники, фотографии, живопись, иконы, рисунки, плакаты, открытки и другие виды изображений. Основное внимание в статье уделено фотографиям как наиболее распространенным и доступным для исследователей источникам. Фотоснимки сестер милосердия в большом количестве представлены в архивах, многие опубликованы в юбилейных отчетах, в тематических альбомах, монографиях и на различных электронных ресурсах. Приводится классификация фотографических изображений: отдельные фото сестер милосердия, групповые портреты целой общины или отряда, здания общин, больницы и другие места работы сестер, санитарные вагоны и средства перевозки раненых, медицинский персонал за работой, бытовые сцены. Особенностью изучения фотографий является их заведомая субъективность, связанная с постановочностью кадров. В статье сводятся воедино различные методологические приемы анализа фотографий в ходе исторических исследований по истории общин сестер милосердия.
История общин сестер милосердия может изучаться в контексте разных научно-исторических проблем, на первый взгляд не связанных друг с другом. Чаще всего она рассматривается как один из аспектов частной и общественной благотворительности, необходимый для понимания механизмов практического взаимодействия общества и государства1. Общины сестер милосердия являлись также важным этапом в становлении женского профессионального образования. Они существенно расширили возможности самореализации для женщин всех сословий. Еще одна важная проблема — ретроспективное осмысление места и роли женщин внутри церковной общины. Сестры милосердия, с одной стороны,
* Статья подготовлена в рамках проекта «Общины сестер милосердия Российской империи (1844—1917 гг.)», осуществляемого при поддержке Фонда развития Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
1 См., например: Постернак А. В. Очерки по истории общин сестер милосердия. М.,
явились продолжательницами дела диаконисс Древней Церкви2, с другой — существовали параллельно с современными им протестантскими диакониссами3. В зависимости от контекста и поставленных задач исследователи выбирают круг необходимых источников. При этом историки, за редким исключением, ограничиваются письменными документами, практически не уделяя внимания изобразительным источникам, которые, между тем, могут дать очень ценный для науки пласт информации.
На изобразительный материал как ценный исторический источник по истории благотворительности обратили внимание всего несколько авторов. Так, Г. Н. Ульянова, выступая в 2015 г. на XXV Ежегодной международной богословской конференции ПСТГУ, представила доклад «Благотворительность Дома Романовых и высшей аристократии в годы Первой мировой войны на страницах журнала «Столица и усадьба» (1914—1917)», в котором основным источником были опубликованные фотографии. Частично этот материал использован также в некоторых публикациях автора4. В статье С. А. Кочукова5 рассматривается деятельность сестер милосердия в Русско-турецкую войну 1877—1878 гг. через призму изображения русскими иллюстрированными журналами «Всемирная иллюстрация», «Иллюстрированная хроника войны». Еще одна публикация на примере анализа личных фотоснимков и письменных документов матроса эсминца «Расторопный» С. В. Тоначёва и сестры милосердия Елизаветинской общины сестер милосердия РОКК Ю. А. Алленовой раскрывает отдельные страницы их жизни в годы Русско-японской войны. Авторы статьи Л. А. Волкова и И. В. Рубанова6 делают вывод о значительной информационной емкости фотографий. Подавляющее же большинство авторов, пишущих о благотворительности вообще и о сестрах милосердия в частности, используют изобразительные источники только в качестве иллюстративного материала.
Как отмечает Л. А. Терентьева, видовое разнообразие изобразительных источников является составной частью методологической проблемы классифика-
2 Постернак А., свящ. К вопросу о статусе диаконисс в восточных церквах в ГУ-УГ вв. // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2012. № 22. С. 387-389.
3 Постернак А. В. Церковное служение женщин в Англиканской церкви по решениям Ламбетских конференций // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. История и политология. 2013. № 3. С. 72-82.
5 Кочуков С. А. Деятельность сестер милосердия в Русско-турецкую войну 1877-1878 гг. (по материалам визуальных источников) // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. № 25. С. 218-221.
ции источников7. К изобразительным источникам относятся кинохроники, фотографии, живопись, рисунки, плакаты, открытки и другие виды изображений. В частности, если брать тему шире и касаться вопросов зарождения женского служения в Христианской Церкви, то важным источником будут являться иконописные изображения. Каждый из этих видов изобразительных источников имеет свои особенности. Из них наиболее массовым и доступным для исследователей являются фотографии, поэтому следует рассмотреть их подробнее.
Фотографии сестер милосердия представлены в архивах в большом количестве. В первую очередь их можно найти в фондах отдельных общин сестер милосердия. Такие фонды хранятся в Российском государственном архиве, Российском государственном военно-историческом архиве, Российском государственном архиве кинофотодокументов, региональных архивах. Среди опубликованных материалов выделяются юбилейные отчеты и очерки по истории той или иной общины, которые, как правило, доставлялись высшим лицам государства и сопровождались многочисленными иллюстрациями. Примером может служить очерк, выпущенный к 30-летнему юбилею московской Александровской общины сестер милосердия «Утоли моя печали»8. Он снабжен большим количеством фотографий, отражающих разные стороны жизни этого благотворительного учреждения. Кроме того, фотографии сестер милосердия и тематические иллюстрации публиковались в периодической печати, чаще всего в толстых иллюстрированных журналах. В начале ХХ века выпускались и специальные альбомы с фотографиями. К примеру, сестры милосердия представлены на многих фотографиях альбома, выпущенного Московским городским управлением по организации помощи больным и раненым воинам, семьям призванных в 1915 г.9 Многие фотографии из архивов и частных собраний на данный момент опубликованы в альбомах, монографиях и на различных электронных ресурсах.
Изучение фотодокументов, их использование в научном исследовании вызывают определенные трудности. Связанные с этим методологические проблемы отразили в своих работах В. М. Магидов10, С. В. Туровцева11 и Г. Н. Ланской12.
7 Терентьева Л. А. Изобразительные источники: видовое разнообразие // Мультикультур-ная и многонациональная Россия: Материалы III Международной междисциплинарной конференции, посвященной памяти заслуженного деятеля науки, почетного профессора РУДН, академика МАН ВШ Тамары Васильевны Батаевой: В 2 ч. Ч. I: Актуальные проблемы отечественной истории и исторической науки: II половина XIX — начало XXI века. М.: РУДН, 2010. С. 470.
8 Александровская община сестер милосердия «Утоли моя печали», состоящая под Высочайшим покровительством Его Императорского Величества Государя императора: Очерк 30-летия существования Общины. Отчет за 1895—1896 гг. / С. А. Кельцев, сост. М., 1897.
9 Альбом деятельности Московского Городского Управления по организации помощи больным и раненым воинам и семьям призванных 1914—1915 гг. М., 1915.
10 Магидов В. М. Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания. М.: РГГУ,
11 Туровцева С. В. Фотографические альбомы по истории войн России второй половины XIX — начала ХХ века: Опыт архивоведческого и источниковедческого исследования: Авто-реф. дис. … канд. ист. наук. М., 1995.
12 Ланской Г. Н. Актуальные проблемы архивоведческого и источниковедческого изучения фотодокументов // Вестник архивиста. 2014. № 2 (126). С. 8—17.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Авторы отмечают наличие вполне определенных границ фотокадра, возможность использования технических средств, искажающих содержание фотоизображения (ретушь, фотомонтаж), намеренную или непроизвольную нерепрезентативность комплексных фотоматериалов, опасность ошибочных трактовок изображения. Все эти моменты необходимо обязательно учитывать при анализе фотодокументов.
Фотографии, дающие исследователям информацию по истории общин сестер милосердия, очень разнообразны. В зависимости от того, что на них изображено, их можно поделить на группы. Разумеется, эта классификация будет во многом условной, тем не менее она необходима для анализа такого вида источников.
Наиболее распространенными являются отдельные фотографии сестер милосердия. Это связано с тем, что такие фотографии хранились в личных архивах. Сестры делали их для себя, отправляли родным. Во время военных действий корреспонденты любили делать портреты героинь. На втором месте стоят групповые портреты целой общины или санитарного отряда. Подобные фотографии могли быть парадными, когда медицинский персонал располагался правильными рядами в одном из помещений или на фоне здания общины. Санитарные отряды часто фотографировались перед отправлением на фронт стоя у поезда. На многих снимках запечатлены места работы сестер милосердия: здания общин, больниц (интерьеры и внешний вид), операционные и перевязочные, мастерские и палаты, санитарные вагоны и средства перевозки раненых, комнаты сестер. Эти фотографии статичны. Чаще всего они находятся в отчетах и архивных фондах общин.
Немало фотографий запечатлели медицинский персонал за работой. Чаще всего мы можем видеть первичный осмотр врачами и сестрами милосердия амбулаторных больных, перевязки и операции в больницах. Это самые распространенные сюжеты фоторепортажей, печатавшихся в периодической печати в годы Первой мировой войны13. Такие фотографии создают впечатление движения, живого момента. Однако необходимо помнить, что в рассматриваемый период развитие техники еще не позволяло легко фотографировать движущиеся объекты, поэтому на этих фотографиях люди в большинстве случаев позируют, замирая в определенных положениях. Если же фотографии делались в условиях реальной работы, то мы видим снимки с размытыми изображениями рук персонала, с нечеткими фигурами в сочетании с четким изображением окружающей их обстановки. Отчасти из-за технических ограничений, отчасти в силу ставившихся перед фотографом задач даже репортажная съемка носила в большинстве случаев статичный и постановочный характер. Исследователь фотографий Первой мировой войны В. Смородина объясняет эту особенность двумя факторами: во-первых, «своеобразным взглядом на войну русских художников, фотографов, публицистов, которые пытались оценить события Первой мировой с философских позиций, найти ее «духовный смысл»», а во-вторых, иллюстративной функцией фотографии, приведшей к использованию готовых шаблонов, которые показывали «не жизненную ситуацию, а некую ожидаемую читателем схему»14.
13 Смородина В. Мифы и реальность Первой мировой в документальной фотографии // Первая мировая: Война и миф. Б.м., 2014. С. 182.
14 Там же. С. 178-182.
Постановочность фотографий определяет одну из основных их особенностей как исторического источника. На снимке всегда представлен определенный ракурс и избранный фрагмент действительности, определяемый замыслом фотографа, а также его навыками и техническими возможностями. Тем не менее, как отмечает Ю. Л. Троицкий, «даже постановочная съемка для самого фотографа таит неизвестность: готовая фотография всегда не совпадает с намерением фотографа» 15.
Благодаря дневнику английской сестры милосердия Флоренс Фармборо, работавшей в русском санитарном отряде в годы Первой мировой войны, можно представить, как проходил процесс фотосъемки. Причем мисс Фармборо рассказывает, как она сама фотографировала: «Однажды я посетила Мариупольский полк, который был в резерве и располагался в соседнем лесу приблизительно в версте от нас. Когда-то я пообещала сфотографировать их лагерь, и, вооружившись фотокамерой, штативом и достаточным количеством пластинок, в полдень я отправилась в путь в сопровождении медбрата, вызвавшегося меня проводить. <…> Моя фотокамера пользовалась огромным успехом. Офицеры были сфотографированы быстро, иначе дело обстояло с рядовыми. Все они настаивали на том, чтобы их сняли немедленно, опасаясь, что вторая и третья очередь окажутся всего лишь мифом. Много смеха и веселья вызвало позирование. Один солдат прижал к плечу скрипку, другой принес гармонь, третий — свою любимую балалайку. Нужно было увековечить общего любимца — черного котенка; один молоденький солдат сделал вид, что поглощен чтением письма, в то время как его юный товарищ держал фотографию молодой девушки»16.
Очевидно, что наличие собственной фотокамеры у сестры милосердия было скорее исключением, хотя известно, в начале ХХ в. процесс фотографирования настолько упростился, что стал общедоступным и приобрел огромную популярность у населения России. По данным статистики, перед Первой мировой войной в страну ежегодно ввозилось более 25 тыс. фотоаппаратов, а фотографы использовали за год более 70 млн фотопластинок17. Однако в походных условиях сделать фотографии было все-таки очень трудно. «Я израсходовала по крайней мере полдюжины пластинок, пытаясь сфотографировать пункт и местность перед ним, но без особого успеха, — вспоминает та же сестра милосердия, — а один или два негатива, которые были настолько удачны, что можно было печатать с них фотографии, все еще влажные, вместе с другими были вывешены у стен моей палатки, чтобы они смогли высохнуть за ночь. Но тут вмешалась судьба в виде утреннего порывистого ветра, который сорвал их и расшвырял по песчаной почве»18. Кроме того, сама работа сестер милосердия была, как правило, настолько напряженной, что не оставляла времени для подобного рода развлечений. Флоренс Фармборо на протяжении всего повествования лишь три
15 Троицкий Ю. Л. Визуальные исторические источники: Типология и информационный потенциал // Визуальные образы прошлого: Новые стратегии использования в образовательной и исследовательской практике: Колл. монография / Под ред. В. А. Зверева, О. М. Хлыти-ной. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. С. 114.
16 Фармборо Ф. Первая мировая война: Дневники с фронта. М., 2014. С. 63—65.
17 Стигнеев В. Т. Век фотографии. 1894—1994: Очерки истории отечественной фотографии. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2015. С. 15-16.
18 Фармборо. Указ. соч. С. 47.
раза упоминает о том, что ей удалось сделать фотографии. «У нас было свободное утро, и я не смогла устоять против искушения сделать несколько снимков фортов. Вооружившись камерой, треногой и пластинками, захватив Анну в качестве добровольной спутницы, я отправилась в путь»19, — так описывает она те благоприятные обстоятельства, которые позволили ей заняться своим хобби во время затишья на фронте.
Редкие фотографии представляют бытовую сторону жизни сестер милосердия. Одним из таких примеров могут быть фотографии сестры в якутском лепрозории. Они хранятся в фонде Главного управления РОКК20 и принадлежат сестре милосердия Пятигорской Александро-Георгиевской общины Феоктисте Никан-дровне Слепченко, которая несла свое служение в 1906-1915 гг.21 Подвиг служения прокаженным был чрезвычайно трудным. Здоровые люди боялись приближаться к их поселениям. Живя в полной изоляции, прокаженные теряли человеческий облик, опускаясь прежде всего нравственно. Сестрам милосердия приходилось выполнять тяжелейшую работу по облегчению физических страданий этих неизлечимо больных людей, по устройству элементарных удобств их быта. На фотографиях Феоктиста Никандровна предстает в абсолютно естественном виде. На одной она сидит в кругу прокаженных якутов с изуродованными болезнью лицами, на другой — в брюках и телогрейке верхом на лошади. Ведь только так можно было добраться до ближайшего города, чтобы купить все необходимое для жизни. На третьей фотографии она уже в обычном форменном платье сестры милосердия сидит с врачом и служащими лепрозория в редкие минуты отдыха.
Фотографии в качестве исторического источника несут в себе разные слои информации. С одной стороны, они предлагают исследователю возможность интерпретации изображения в соответствии с поставленными научными задачами, с другой — требуют обязательного дополнения информацией из письменных источников, помогая, в свою очередь, правильно ее интерпретировать. Благодаря тщательному анализу фотодокументов можно установить информацию о биографиях тех или иных изображенных на них лиц, уточнить датировки и хронологию событий, реконструировать форму сестер милосердия определенной общины, а также определить награды и знаки общин. Для установления личности неизвестных лиц, изображенных на фотографиях, применяется специальная методика, основанная на методах криминалистической экспертизы22.
Особенно важно, что, несмотря на все вышеперечисленные обстоятельства, при которых создавались фотографии, они дают визуальное представление об условиях работы медицинского персонала. В качестве примера можно привести фотографии санитарного транспорта. Только увидев на снимке, что представляли собой двуколки и телеги для перевозки больных, можно понять жалобы
19 Фармборо. Указ. соч. С. 109.
20 РГВИА. Ф. 12651. Оп. 2. Д. 55.
сестер милосердия на невыразимую тяжесть транспортировки в тыл, которую многие раненые не могут пережить, умирая в дороге от ужасной тряски.
Необходимость тщательного изучения изобразительных источников очевидна. Они помогают исследователям установить новые факты, уточнить и дополнить, а также правильно интерпретировать данные письменных источников. Внимательное, кропотливое изучение информации, которую несут фотографии, позволит раскрыть новые аспекты исследуемой темы.
Ключевые слова: изобразительные источники, фотографии, сестры милосердия, общины, Российское общество Красного Креста, Флоренс Фармборо, Первая мировая война, благотворительность.
Список литературы
Ланской Г. Н. Актуальные проблемы архивоведческого и источниковедческого изучения
Постернак А. В. Очерки по истории общин сестер милосердия. М., 2001. Постернак А. В. Церковное служение женщин в Англиканской церкви по решениям Ламбетских конференций // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. История и политология. 2013. № 3. С. 72-82. Постернак А., свящ. К вопросу о статусе диаконисс в восточных церквах в IV-VI вв. // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2012. № 22. С. 387-389. Смородина В. Мифы и реальность Первой мировой в документальной фотографии //
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2015. Терентьева Л. А. Изобразительные источники: видовое разнообразие // Мультикуль-турная и многонациональная Россия: Материалы III Международной междисциплинарной конференции, посвященной памяти заслуженного деятеля науки, почетного профессора РУДН, академика МАН ВШ Тамары Васильевны Батаевой: В 2 ч. Ч. I: Актуальные проблемы отечественной истории и исторической науки: II половина XIX — начало XXI века. М.: РУДН, 2010. С. 470-484.
Троицкий Ю. Л. Визуальные исторические источники: Типология и информационный потенциал // Визуальные образы прошлого: Новые стратегии использования в образовательной и исследовательской практике: Колл. монография / Под ред. В. А. Зверева, О. М. Хлытиной. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. С. 104-123.
Туровцева С. В. Фотографические альбомы по истории войн России второй половины XIX — начала ХХ века: Опыт архивоведческого и источниковедческого исследования: Автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 1995.
Фармборо Ф. Первая мировая война: Дневники с фронта. М., 2014.
St Tikhon’s University Review. Elena Kozlovtseva,
Series II: History. Russian Church History. PhD in History, Associate Professor,
2017. Vol. 74. P. 144—152 The deputy dean for academic affairs,
Visual Sources on the History of Sisters of Mercy Communities
E. Kozlovtseva
Kozlovtseva E. N. 2010. Moskovskie obshhiny sester miloserdija . Moscow.
Smorodina V. 2014. Mify i real’nost’ Pervoj mirovoj v dokumental’noj fotografii// Pervaja mirovaja: vojna i mif. 177-192.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
В Викиданных есть лексема изобразительность (L112194).
Содержание
Морфологические и синтаксические свойстваПравить
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | изобрази́тельность | изобрази́тельности |
Р. | изобрази́тельности | изобрази́тельностей |
Д. | изобрази́тельности | изобрази́тельностям |
В. | изобрази́тельность | изобрази́тельности |
Тв. | изобрази́тельностью | изобрази́тельностями |
Пр. | изобрази́тельности | изобрази́тельностях |
и·зо-бра-зи́-тель-ность
Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: —.
ПроизношениеПравить
- МФА:
Семантические свойстваПравить
ЗначениеПравить
- свойство по значению прилагательного изобразительный ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
СинонимыПравить
АнтонимыПравить
ГиперонимыПравить
ГипонимыПравить
Родственные словаПравить
Ближайшее родство
ЭтимологияПравить
Происходит от ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить
- Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо-ru}}
- Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
- Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
- Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
- Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
- Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»
- Текст Изобразительных с параллельным переводом
- Последование часов и изобразительных. Историческое исследование Е.П. Диаковский
ПереводПравить
Список переводов
БиблиографияПравить
- Для улучшения этой статьи желательно:
***
Изобрази́тельны – общественное богослужение, совершаемое вместо литургии, когда по какой-либо причине ее не бывает.
Оно является как бы изображением, отражением литургии, т.к. содержит изобразительные псалмы (см. Антифоны), Блаженны, Символ веры, чтение Апостола и Евангелия.
Изобразительны являются также составной частью литургий Иоанна Златоуста, Василия Великого и литургии Преждеосвященных Даров.
Чин изобразительных состоит из благословения, начала обычного, великой ектении, псалмов 102 и 145, гимна «Единородный Сыне», пения блаженств, чтения Апостола и Евангелия, сугубой ектении, Символа веры, просительной ектении, молитвы «Отче наш», тропарей и кондаков, псалма 33, отпуста.
В просторечии изобразительны называют обедницей.
Изобразительны возникли в практике келлиотского монашества палестины. Монахи-келлиоты, которые причащались чаще одного раза в неделю, получали уже освященные Св. Дары и сами себя приобщали, совершая чин изобразительных.