Израиль вероисповедание

авиабилеты | визы | фото


Израиль – и мать, и отец трех авраамических религий: иудаизма, ислама и христианства. Удивительно, как такие разные по своей сути религии смогли ужиться на одной маленькой территории. В столице Израиля, в Иерусалиме, находятся центры этих трех мировых религий.
Иудаизм (от др. евр. яхудут — жители древней Иудеи) – одна из старейших монотеистических религий человечества и самая древняя из существующих по настоящее время. Иудаизм – это слово довольно часто употребляют для обозначений еврейской культуры и религии.

Представления древних евреев о Едином Боге складывались в течение длительного исторического периода (ХIХ — II вв. до н. э.), получившего название библейского и включавшего в себя эпоху патриархов (праотцов) еврейского народа.
Главной святыней иудаизма считается Ковчег Завета (или Ковчег Союза), который находится в центре Храма, построенного в самом центре Иерусалима. По преданиям, центром мира был Эрец Исраэль, а в центре Эрец Исраэль находился Иерусалим. Надо добавить то, что перед Ковчегом Завета стоит краеугольный камень мира.
Иудаизм, как правило, передают по материнской линии. Другой способ стать иудеем – это путь гиюра, когда человек с другой верой, религией переходит в иудаизм.
Танаха — Священного Писания иудаизма (христианская традиция полностью включила Танах в раздел Библии, называемый Ветхий Завет).
Главной книгой верующих евреев является Святая Тора. Она состоит из ТаНаХа и Талмуда.
ТаНаХ или «Письменная Тора» состоит из следующих книг:
1. Пятикнижие Моисея: книги Берешит («В начале», христианское наименование «Бытие»), Шмот («Имена», христ. «Исход»), Вайикра («И воззвал», христ. «Левит»), Бемидбар («В пустыне», христ. «Числа») и Дварим («Слова», христ. «Второзаконие»), 2. Книги Пророков (Невиим)
3. Книги Писания (Кетувим).
Талмуд, вторую священную книгу иудаизма, составляют Мишна («Толкование» — свод правил и устных преданий) и Гмара (комментарии к священным текстам). Талмуд имеет две редакции, получившие название «Иерусалимский» и «Вавилонский» Талмуд.

В период изгнания в иудаизме получили развитие мистические школы, известные под общим названием Каббала. Один из самых известных и влиятельных центров этого учения сформировался в XVI в. в галилейском городе Цфат под руководством раввина Ицхака Лурия, или Ари (1536-1572 гг.). Каббалисты стремилась постичь сокровенный смысл Торы и других книг Священного Писания, заключающих в себе символическое описание всех Божественных процессов. Главное книга каббалистов — «Зоар» («Сияние») – почитается ими наравне с Торой и Талмудом.
Вторая по значительности и по количеству верующих религия Израиля — ислам. Количество приверженцев этого направления постоянно растет. С восьмого и до середины двадцатого столетий ислам доминировал в стране. Иерусалим у мусульман считается одним из трех священных городов, наряду с Меккой и Мединой. Мусульманские паломники поднимаются на Храмовую гору, где расположена мечеть Купол Скалы. Отсюда по преданию Мухаммед вознесся на небо на удивительном волшебном коне.

В городе Хеврон, где живет много арабов, находится святыня, общая у иудеев и мусульман. Это пещера Патриархов (Махпела), где по преданию покоятся библейские патриархи и их жены — Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Лея. Здание, стоящее на месте предположительных захоронений, сохранилось, по меньшей мере, со времен Ирода. Авраам считается предком не только евреев, но и арабов (от наложницы Агарь). Ислам существует не только в Израиле, это древняя мировая вера.

Слово «ислам» переводится как «предание себя Богу», «покорность», «подчинение» (законам Аллаха). Люди, которые, принадлежат к исламу, называют мусульманами. Ислам возник в VII веке в проповедях Мухаммеда, который является пророком для мусульман. Подчиняются, покоряются приказам и запретам мусульмане только одному лишь Аллаху. Имя «Аллах» образовано из определённого артикля «Аль-» и слова «Илях» — «Тот, Кому поклоняются». Аллах с точки зрения всех верующих мусульман единственный творец и повелитель всех форм живого и неживого, всех явлений и законов природы. Главная священная книга ислама — Коран. Символом Ислама считают месяц и звезду.

Христиа́нство (от греч. Χριστός — «пома́занник», «месси́я») – мировая религия, не так популярна в Израиле, как иудаизм и ислам. Эта религия основана на жизниеописании Иисуса Христа, которое содержится в Новом Завете.
Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества. В мире насчитывается около 2.1 миллиардов человек, принадлежащих к этой религии, их принято называть христианами.

Государство Израиль было основано, в первую очередь, в качестве «национального очага» для всего еврейского народа и определяется в Декларации независимости как «еврейское государство».

Закон о возвращении Государства Израиль даёт право всем евреям, а также людям имеющим еврейское происхождение, получить гражданство страны.

При этом, право репатриации в Израиль не распространяется на евреев или их родственников, исповедующих иную религию кроме иудаизма (за исключением лиц не придерживающихся ни одной религии).

Государственно-правовое регулирование

В Израиле формально нет государственной религии, но она и не отделена от государства.

Статус иудаизма в Государстве Израиль не получил законодательного оформления из-за разногласий в обществе по вопросу об отношении религии к государству и её роли в обществе.

Тем не менее, большинство населения поддерживает сохранение в той или иной форме специфически еврейского характера израильской государственности и общества.

Специалисты сходятся во мнении, что Израиль, с одной стороны, не является теократическим государством, но, с другой стороны, он также не является страной, где религия отделена от государства; часть исследователей склонна видеть «нечто вроде официальной религии» (имея в виду иудаизм) и некое подобие официальной религиозной организации в лице ортодоксального раввината.

Другая часть, наоборот, оспаривает эту точку зрения, утверждая, что, поскольку государство не обязывает граждан соблюдать религиозные нормы, а министерство по делам религий курирует все конфессии, говорить о наличии в стране официальной религии оснований нет.

Свобода вероисповедания в Израиле гарантируется Декларацией Независимости. Однако, полного отделения государства от религии нет, так как в сфере семейного права и некоторых других областях действует религиозное право, закреплённое в законах, принятых Кнессетом.

Существуют постановления Верховного суда Израиля, критикующие отдельные аспекты религиозного брачно-семейного права, поскольку он считает эти его нормы нарушающими права человека.

Так, многие репатрианты из стран бывшего СССР не являющиеся евреями по Галахе не могут вступить в Израиле в брак если они не перейдут в еврейство, пройдя гиюр или официально не примут иную религию.

Гражданская процедура бракосочетания в Израиле отсутствует. Таким образом лица не придерживающиеся ни одной религии не имеют юридической возможности вступить в Израиле в брак.

В то же время стоит отметить что не религиозных евреев по Галахе это правило не касается, так как они имеют право заключить брак по еврейскому религиозному закону.

Бракосочетание между представителями разных конфессиональных групп в пределах Израиля так же юридически невозможно.

Согласно Закону о регистре населения 1965 г., в удостоверение личности заносились сведения о вероисповедании и национальности. Начиная с 2002 г. в удостоверениях личности национальность и религиозная принадлежность не указываются.

Это изменение было сделано непосредственно после того, как Верховный суд Израиля постановил записывать евреями в удостоверение личности лиц, прошедших консервативный и реформистский гиюр (ранее таким правом обладали только люди прошедшие ортодоксальный гиюр). Это вызвало протест религиозных партий, которые не признают консервативный и реформистский гиюр.

В результате депутатом от партии Авода Аврумом Бургом было предложено компромиссное решение удалить графу национальность из удостоверения личности вообще. Тем не менее во внутренних реестрах израильского МВД, национальность каждого гражданина по прежнему указывается.

В настоящее время у граждан — евреев по Галахе, в отличие от остального населения, во внутреннем паспорте указана дата рождения по еврейскому календарю. В результате, каждый человек просматривающий паспорт может определить, является ли гражданин евреем по Галахе или нет.

До недавнего времени репатрианты еврейского происхождения, заявившие при получении гражданства о не принадлежности к христанской конфессии, а затем к ней открыто примкнувшие, лишались израильского гражданства.

Существенная особенность правовой системы государства — включение в неё элементов еврейского религиозного права (Галахи), хотя израильское право ни в какой мере не тождественно религиозному праву.

Когда суду необходимо принять решение по какому-то вопросу, в первую очередь поиск решения ведётся среди законов государства Израиль, затем среди законов Британского мандата, и в следующую очередь, — среди еврейских первоисточников (Талмуд, Галаха и т. д.).

Профессор М. Н. Марченко полагает:

Стремление израильского общества к компромиссу, приемлемому для религиозных и нерелигиозных кругов, а также к сохранению национальных традиций в государственной и общественной жизни страны нашло выражение в так называемом статус-кво, сложившемся ещё до возникновения еврейского государства: юрисдикция раввинских судов в области личного статуса (браки и разводы) членов еврейской общины; запрещение работы в субботу (Шаббат) и дни религиозных праздников в государственных учреждениях и общественных заведениях, на общественном транспорте, на промышленных предприятиях и в сфере обслуживания; запрещение публично продавать квасное (хамец) в Песах; особая сеть религиозных школ; признание и субсидирование религиозных учреждений и служб. Принципы Галахи частично оказали влияние на иммиграционное законодательство.

С основанием Израиля для обеспечения религиозных нужд населения и контроля над деятельностью религиозных учреждений было создано Министерство по делам религий. Под юрисдикцией религиозных судов (иудейских, мусульманских, друзских и христианских) находятся акты гражданского состояния (брак, развод, погребение).

В юрисдикцию раввинских судов входит также утверждение гиюра. Существуют также вопросы, которые могут быть рассмотрены религиозным судом по обоюдному согласию сторон. Религиозные суды, однако, подпадают под юрисдикцию Высшего суда справедливости Израиля (БАГАЦ).

Еврейскими общинно-религиозными учреждениями руководит Верховный раввинат, являющийся одновременно верховным апелляционным раввинским судом. В городах действуют городские раввинаты.

В середине 1980-х гг. в Израиле насчитывалось около 450 раввинов, состоящих на жалованье государства, муниципалитетов и поселковых советов.

Около ста даянов заседают в 24 раввинских судах, действующих в десяти городах Израиля. При муниципалитетах и поселковых советах действуют религиозные советы.

В функции религиозных советов входит: устройство и содержание микве, оказание материальной помощи в учреждении и содержании синагог, контроль над кашрутом в скотобойнях и мясных лавках, ресторанах, гостиницах и т. п., а также за деятельностью похоронных обществ (Хевра кадиша) и т. п.

По мнению российских исследователей конституционного права, «пока все вопросы, связанные с регистрацией актов гражданского состояния, находятся в ведении судов религиозных общин, проявление дискриминации на религиозной почве неизбежно.

Наличие системы религиозных судов и отсутствие института гражданского брака способствуют сохранению в израильском обществе различных этнических и конфессиональных групп, полное равенство которых перед законом обеспечить практически невозможно.»

Иудаизм является официальной религией. Восемьдесят процентов населения являются евреями, 15 процентов являются мусульманами и 4 процента являются христианами или друзами. Евреи верят в еврейскую Библию, или в писание Торы, что соответствует христианскому Ветхому Завету. Самое святое для евреев — это текст Торы или Пятикнижие Моисея.

Библия рассматривает как исторические записи, так и религиозные каноны. Различные общины следуют Священному Писанию с разной степенью буквальности. Строгое соблюдение писания является ультра-ортодоксальным, его поддерживают те люди, которые считают, что Писание было физически передано от Бога.

Есть также консервативные взгляды на писание, которые интерпретируют религиозный закон более снисходительно, их последователи позволили женщинам принимать большую роль в религии. В Израиле есть также различные секты иудаизма, такие как хасиды.

Среди мусульман есть пять столпов веры, которым мусульмане следуют. К ним относятся: заявление о вере в Аллаха, обязанность молиться пять раз в день, обязанность давать милостыню бедным, соблюдать пост от восхода до захода солнца во время священного месяца Рамадан и совершать паломничество в какой-то момент в своей жизни в священном городе Мекке.

Религиозные практики

Раввины — это религиозные лидеры еврейской общины. Они рукоположены в еврейском законе, и часто эти люди являются учеными в дополнение к своей обязанности читать проповеди и предлагать духовное руководство. Главный раввинат является органом раввинов, которые проповедуют религиозные законы, которым израильские евреи подчиняются неукоснительно.

Основные религиозные деятели мусульманской общины — это муэдзины, которые знают писание Корана и могут осуществлять призыв к молитве в мечети.
Ритуалы и святые места в Израиле

Евреи молятся в синагогах. По традиции в синагоге мужчины сидят впереди женщин, женщины за спинами мужчин или за отдельной перегородкой или на балконе. Есть ряд мест в Израиле, в Иерусалиме, в частности, которые имеют религиозное значение для евреев, мусульман и христиан.

Купольная Скала — это древний мусульманский храм. Христиане часто совершают паломничество к церкви Гроба Господня, который находится также в Иерусалиме. Стена Плача, остатки иудейского Храма, разрушенного римлянами в 70 году н.э., является священным местом для евреев. Существует отдельный участок стены для мужчин и женщин. Люди часто пишут свои молитвы и просьбы на клочках бумаги и складывают их в щели между камнями.

Еврейский Новый Год, называется Рош а-Шана, выпадает на сентябрь или октябрь. Евреи приходят синагогу в течение двух дней и слушают там чтения Торы. Священная для евреев гора, называемая Храмовой, находится в юго-восточной части старого района в Иерусалиме.

И сегодня религиозные евреи во всем мире, произнося молитвы, поворачиваются лицом к Израилю; евреи, находящиеся в Израиле, обращаются лицом к Иерусалиму, а евреи в Иерусалиме — к Храмовой горе. Пророчества говорят, что Машиах (Мессия) отстроит на Храмовой горе последний, Третий Храм, который станет великим центром для евреев и всего человечества.

На склонах Храмовой горы состоится Страшный суд в конце времен. Вященным местом для христиан является Голгофа. Голгофой, или Лысой горой называется небольшая скала или холм, где произошло распятие Христа.

Голгофа является одной из двух самых главных святынь христианства наряду с Гробом Господним. В начале I века нашей эры, то есть во времена Христа, Голгофа находилась за городскими стенами Иерусалима, к северо-западу от города. В наши дни она находится в Храме Гроба Господня.

Смерть и жизнь после смерти

Иудаизм сосредоточен больше на жизни, а не на концепции загробной жизни. Смерть сопровождается трауром из семи дней, этот процесс называется Шивы, в течение которого друзья и родственники наносят визиты в семью умершего и приносят с собой еду.

Присутствующие на похоронах одеваются в черное, сидят на низких стульях и читают молитвы. Другой традиционной практикой для скорбящих является традиция оторвать воротнички и лацканы со своих рубашек. При посещении еврейского кладбища общепринятым является поставить памятник на могильной плите в память об умершем.

Иудаизм сильно повлиял на все сферы жизни в Израиле. Подавляющее большинство заведений питания подают кошерную пищу. Официальным выходным днем является , и в этот день во многих местах не работают магазины, рестораны и даже система пассажирских перевозок. Во многих местах можно увидеть ультраортодоксальных иудеев, чей уклад жизни практически не отличается от того, который был принят среди их предков в Европе 19 века.

По всей стране иудаизм является преобладающим вероисповеданием, причем большая часть верующих иудеев – . Реформатских иудеев и прочих «еврейских » сравнительно немного, но и они имеют свое влияние в обществе и государстве. Межконфессиональные различия достаточно сильны, и в ультраортодоксальном квартале религиозный сионист в вязаной кипе может попасть в неприятности, если местным жителям покажется, что он относится к еврейским традициям с недостаточным уважением. Однако во время военных действий все израильтяне объединяются, что во многом является заслугой иудаизма.

Другие религии Израиля

Помимо иудаизма, огромный вклад в жизнь страны вносят традиции ислама. И, хотя ислам не слишком сильно влияет на общественную жизнь, восточный колорит заметен по всей стране: от весьма западных, по сути, Тель-Авива и Нетаньи до как будто сошедшего со страниц Иерусалима. В последнем проживает множество арабов и расположено несколько важных мусульманских святынь, в том числе одна из важнейших – мечеть Купол Скалы.

Христианство тоже не могло не оказать сильнейшего влияния на Израиль. Долгое время Землю Обетованную делили и отвоевывали друг у друга крестоносцы и мусульманские воины-сарацины, здесь проходили торговые пути, также способствовавшие смешению религий, культур и языков.

Повсеместно имеются христианские храмы разных конфессий, в том числе известнейший Храм Гроба Господня в Иерусалиме – место, где, по преданию, был похоронен после крестной казни основоположник христианства Иисус Христос. Огромное количество паломников из разных стран приезжают каждый год помолиться на Святой Земле.

Центром еще одной авраамической религии – бахаизма – является город Хайфа на севере Израиля. В отличие от мусульманских стран, где сторонники бахаизма преследуются как «вероотступники», Израиль относится к этой религии весьма терпимо, а Хайфу ежегодно посещают многотысячные толпы адептов молодой религии.

Говоря об иудаизме, соблюдающие евреи подразумевают, в первую очередь, еврейскую Традицию , в рамках которой получены и передаются знания о Б-ге, Сотворившем все сущее, о Его отношениях с людьми, о цели творения, о том, как нужно жить и что требуется от человека. Эта традиция («Масора «) является ровесницей человечества, т. е. начинается она с сотворения мира, за 20 поколений до Авраама , первого еврея, и существует непрерывно до сего дня.

Стена Плача в Иерусалиме сегодня является одним из символов еврейской религии

Таким образом, очевидно, что многочисленные течения «ортодоксального иудаизма» — это и есть иудаизм, и никакого другого иудаизма не существует. Что же касается «неортодоксальных» направлений, то они вообще не являются иудаизмом по сути — это религии, которые вышли из еврейской традиции, однако разорвали связь с ней. При этом важно отметить, что различные «иудаизмы», существующие в наши дни параллельно с общинами, сохраняющими верность еврейской Традиции, постепенно исчезают по причине массовой ассимиляции, а также из-за недоверия к ним большинства еврейского населения, даже светского. Первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион говорил: «Я не хожу в синагогу , но синагога , в которую я не хожу — ортодоксальная». Несмотря на серьезные различия и глубокие противоречия между различными группами в израильском обществе, к «неортодоксальному иудаизму» подавляющее большинство граждан относится негативно и его популярность у населения крайне низка.

Влияние иудаизма на другие религии

Многие идеи и предание иудаизма в той или иной форме и степени инкорпорированы такими мировыми религиями, как христианство и ислам, а также многими синкретическими движениями (теософия Блаватской, нью-эйдж, раста и т.д.). Все они черпают из иудаизма значительную часть идей, все, так или иначе, отталкиваются от истории мира, которая изложена в Торе, объявляют себя теми, кто продолжил и «развил» истинный иудаизм, спорят с иудаизмом, пытаются его опровергать, берут из него то, что им нравится и отбрасывают то, что им не подходит, объявляя то, что отбрасывают, неправильным или «уже ненужным».

На фоне разочарования в религиях и тяжелого духовного кризиса в западном обществе все большую популярность приобретает движение «Бней Ноах», объединяющее неевреев, которые приняли решение соблюдать 7 Заповедей потомков Ноаха (Ноя) , данных Б-гом человечеству после Потопа . Многие неевреи решают стать евреями, пройдя «гиюр» в раввинском суде.

Влияние иудаизма на современную культуру

На протяжении долгого времени евреи подвергались дискриминации и преследованиям, а иудаизм оставался закрытым и, по сути, практически неизвестным за пределами еврейских общин. Иудаизм считался учением «грязных евреев», странной религией «начетчиков и фарисеев», которые никак не хотят исправиться и ассимилироваться. Тем не менее, иудаизм оказал огромное влияние на развитие политической мысли, на развитие системы благотворительности и взаимопомощи, которой не знал античный мир, а также на превращение морали и нравственности в «общечеловеческие ценности».

Практически все базисные ценности современного общества, такие, как семидневная неделя, «не убий», «не прелюбодействуй» и т.д., принципы ценности человеческой жизни и неприкосновенности частной собственности, институты семьи и правосудия — без сомнения, все это влияние еврейской Библии — Торы на страны, где в течении многих столетий были рассеяны евреи. И так объясняет Рамбам историческую необходимость рассеяния евреев — научить другие народы Знанию Единого Б-га.

– это святая земля. Если говорить о вере в Израиле, то нет такой страны во всем мире, которая могла бы сравниться с Израилем по святости мест, расположенных на ее территории. Израиль – это колыбель трех великих мировых религий мира. Здесь мирно соседствуют христианство, иудаизм и мусульманство. Ни в одной стране мира нет стольких памятников и достопримечательностей , связанных с верой и религией.

В Израиле проживает на сегодняшний день более 7 миллионов жителей. Большая часть израильтян, а это 78% исповедует иудаизм, 15% жителей страны – это исламисты сунниты, только 2% проживающих на территории Израиля – это люди, исповедующие христианство, и остальные 3% – это новые религии, разные религиозные общины и течения – бахаи, друзы, ахмадисты.

Неоднозначной является ситуация в Израиля , которая касается вопроса об определении числа христиан в Израиле. На сегодняшний день количество христиан в стране определяется по количеству тех, кто формально заявил о своей вере в Израиле, а также сюда считают тех, кто является постоянным прихожанином той или иной церкви.

Исходя из этих данных, и выходит, что людей, исповедующих христианскую религию в Израиле всего лишь 2%. Христианство в Израиле представлено несколькими течениями: маронитами, католиками и ортодоксами.

Что интересно, так это то, что христианство в Израиле исповедуется в основном арабским населением. Самыми многочисленными религиозными общинами принято считать греко-католическую общину, в которой насчитывается около 45 тысяч человек, римско-католическую общину, где более 25 тысяч человек, и маронитскую – 6 тысяч человек.

Православная вера в Израиле представлена Греко-православной церковью, где ее главой является Патриарх Иерусалимский. Русская, Американская, Румынская Православные церкви имеют свои духовные миссии в Израиле. А протестантская вера в Израиле мало распространена и представлена только Арабской Евангелической епископальной церковью, в которой на сегодняшний день более 2 тысяч человек и арабской лютеранской церковью, где верующих насчитывается около 1 тысячи человек.

Есть еще в Израиле и представители армянской общины, которые являются последователями Армянской апостольской церкви, называется она еще и Армянской грегорианской церковью. Сегодня представителей этой общины около 2-х тысяч человек. Есть в Израиле и представители других религиозных общин, количество верующих в которых очень невелико.

Три мировые религии, которые существуют на территории Израиля – христианство, иудаизм и мусульманство являются религиями монотеистическими. Что такое монотеизм? Это понятие произошло от двух слов: моно – один, а теос – Бог. А потому монотеистические религии – это религии, основанные на представлении о Господе Боге, который сотворил Вселенную.

Основным вероисповеданием в Израиле, если считать по количеству верующих можно считать иудаизм.

Сегодня в Израиле почти четверть населении страны не относит себя к населению, которое является верующим. 50% населения Израиля соблюдают иудейские традиции, посещают синагоги, воздают молитвы Богу. И остальные 25% – это община ортодоксов, которые известны всему миру своими крайне религиозными взглядами.

Ортодоксы имеют свои поселения, как правило, они не живут рядом с другими евреями. У них свои кварталы и поселения. Туристам, путешествующим по Израилю, не рекомендуется прогуливаться пешком по кварталам ультраортодоксов, и даже ездить на машине с вечера пятницы и до самого захода солнца в субботу, во время шабата, а также не появляться без покрытой головы или в слишком откровенной одежде в ортодоксальных кварталах, так как конфликт неизбежен.

Надо сказать, что религия и вероисповедание в Израиле занимают ведущие места в государстве, так как они не отделены от государства. И организации религиозные имеют субсидии из государственного бюджета, а проводит субсидирование и контролирует Министерство по делам религий в стране. Вера в Израиле на государственном уровне, причем с самого детства детям прививает религиозные правила, учит молитвам и истории религии, марали. В системе образования Израиля существует несколько типов религиозных школ вместе со светскими школами: школы для деток из очень верующих, религиозных семей, которые соблюдают еврейские традиции, и школы для детей из семей евреев ортодоксов.

Школы для детей из ортодоксальных семей называются «ешивы». Эти школы работают и обучают детей по специальным программам и школьники этих школ находятся как бы на особом положении. Дети ортодоксов не служат в армии, не работают в светских организациях и учреждениях. Правительство Израиля неоднократно предпринимало попытки в ходе демократизации еврейского общества изменить положение вещей в ортодоксальных общинах, но результатов пока нет.

Больше миллиона граждан, проживающих на территории Израиля – это арабы. У арабов также есть разделения по религиозным признакам – большинство – мусульмане, меньшая часть проживающих в Израиле арабов – исповедуют христианство.

В среде мусульман есть разные секты и другие религиозные направления. И даже христианская община, которая состоит из достаточно большой группы населения Израиля, включает в себя множество течений: католицизм, православие, протестантизм, и армянская церковь.

Но, все же основной религией в Израиле является иудаизм. Иудаизм – вера в Израиле монотеистическая, а это значит, что она признает только Единого Бога. Зародился иудаизм 4000 тысячи лет назад.

В государстве Израиль религия не отделена от государства. Но так как государство Израиль – демократическое, то она не обязательна. И в то же время в Израиле религиозные праздники, традиции и обычаи – официально признаны в государстве. Что интересно, многие вопросы, касающиеся семьи и семейного права в государстве Израиль решаются согласно иудейским законам.

У евреев есть десять божьих заповедей. Одна из которых – единобожие, то есть религия запрещает изображать Бога, произносить его имя напрасно, согласно религии и Божьим заповедям нужно уважать и почитать своих родителей, запрещено убийство, воровство, прелюбодеяние, лжесвидетельство и желание чужого, а также необходимо строго соблюдать Шабат.

Быть народом, которого избрал Бог, это, прежде всего, согласно вере в Израиле иудеев, нести большую ответственность. А потому заповедей у евреев очень много – 248 положительных и 365 отрицательных, то есть запретов.

Концепция иудаизма – человек существо свободное в выборе между двумя противоборствующими силами – добром и злом, а потому только он несет полную ответственность за то, что свершил, за свои поступки и даже помыслы.

Почему официальная религия в Израиле это Иудаизм, а не Христианство? и получил лучший ответ

Ответ от Alkion alef
Первое отличие. Большинство религий мира, включая христианство, поддерживают доктрину, что неверующие в эту религию будут наказаны и не получат места на Небесах или в Мире Грядущем. Иудаизм в отличие от любой значительной мировой религии считает, что нееврей (который не обязательно должен верить в Тору, но который соблюдает семь заповедей, данных Ною) , обязательно получит место в Мире Грядущем и называется праведным неевреем. В число этих заповедей входят: 1) верить, что мир создан и управляется одним Б-гом (не обязательно еврейским) ; 2) учредить суды закона; 3) не воровать; 4) не совершать прелюбодеяний; 5) не поклоняться идолам; 6) не есть части от живого животного; 7) не богохульствовать. Каждый, кто соблюдает эти основные принципы, получает место на Небесах (Синедрион, 56б) .
Второе отличие. В христианстве самой важной идеей является вера в Иисуса, как спасителя. Эта вера сама по себе дает человеку возможность быть спасенным. Иудаизм считает, что выше всего для человека — это служение Б-гу посредством выполнения его воли, и это даже выше веры. В Торе есть строфа, гласящая: «Он Б-г мой, и прославлю Его». В обсуждении того, как человек может прославить и превознести Б-га, Талмуд отвечает, что именно посредством действий. Следовательно, высочайшей формой уподобления Б-гу — совершение действия, а не чувства или вера. Вера должна проявляться в поступках, а не в словах.
Третье различие. Основным убеждением иудаизма является вера в одного Б-га. Не может быть в мире никакой иной высшей силы кроме Б-га. Кроме веры в концепцию Бога христианство верит в концепцию Сатаны как источник зла, который является силой, противоположной Б-гу. Иудаизм весьма конкретен по поводу убеждения в том, что зло, как и добро, происходит от Б-га, а не от иной силы. Строфа из Святого Писания гласит: «Я творю мир и произвожу бедствия». (Ишаягу, 45:7). Талмуд говорит еврею, что, когда наступает беда, еврею надлежит признать Б-га Справедливым Судьей. Так, еврейской реакцией на очевидное зло будет приписать его происхождение Б-гу, а не какой-либо иной силе.
Четвертое различие. Иудаизм считает, что Б-г, по определению, не имеет формы, образа или тела, и что Б-г не может быть представлен ни в какой форме. Это положение даже входит в тринадцать основ веры иудаизма. С другой стороны, христианство верит в Иисуса, который как Б-г принял человеческий образ. Б-г говорит Моисею, что человек не может увидеть Б-га и остаться живым.
Пятое отличие. В христианстве самой целью существования является жизнь ради последующего мира. Хотя иудаизм тоже верит в Мир Грядущий, это не является единственной целью жизни. Молитва «Алейну» говорит, что главная задача жизни в улучшении этого мира.
Шестое отличие. Иудаизм верит в то, что каждый человек состоит в личных отношениях с Б-гом и что каждый человек может ежедневно общаться с Б-гом напрямую. В католицизме священники и Папа выполняют функцию посредников между Б-гом и человеком. В отличие от христианства, где духовенство наделено возвышенной святостью и особыми отношениями с Б-гом, в иудаизме нет абсолютно никаких религиозных действий, которые мог бы совершить раввин, но не мог бы совершить любой отдельный еврей. Так, вопреки представлениям многих людей, раввину не обязательно присутствовать на еврейских похоронах, еврейской свадьбе (обряд можно провести и без раввина) , или при совершении других религиозных действий. Слово «раввин» означает «учитель». Несмотря на то, что раввины имеют право выносить официальные решения по поводу еврейского закона, еврей, который достаточно обучен, также может принимать решения по поводу еврейского закона, не получая предписаний. Так, нет ничего уникального (с религиозной точки зрения) в том, чтобы быть раввином как представителем еврейского духовенства.

Ответ от Ўлия
Иисус был иудеем

Ответ от Ѓлитка на склоне.
Иудеи не считают Иисуса мессией.

Ответ от Немир Номеч
Львы не стали травоядными, следовательно Христос лжепророк и не был признан евреями. А современное христианство с Христом ничего общего не имеет. Это по сути павлианство

Ответ от Parker Doff
В Израиле всегда был Иудаизм. И Рим сюда приходил и крестоносцы. И мусульмане вокруг живут. А тут как две, три тысячи лет назад как был Иудаизм так и будет. И не имеет никакого значения, кто тут появляться, о чем проповедует, за что борится

Ответ от Девушка с веслом
Иудея не принимала христианства, если что.

Ответ от Норд Эльбрусов
Нет, Христос пришел чтобы Его принесли в жертву иудеи. то что совершил Каин с Авелем. принес ту (с кровью) жертву которая искупляет от грехов всего мира.

Ответ от Лыгарь
А в России официальная религия-православие, а в ватикане-католичество, а в Англии-протестантизм и т. д. .
Официальная религия не может являться ориентиром для верующего.
Любая религия становясь официальной теряет свою суть.. т. к. начинает зависеть не от Бога, а от политических мотивов.

Ответ от Olga Rodianou
Иудеи не признали Иисуса обещанным Мессией.

Ответ от Ё®ack™
Есть множество фактов, что Хазарский каганат принял иудаизм чуть раньше чем Русь стала христианской (в поисковике забей по отдельности «идиш» и «иврит»)

Ответ от Елена Николаевна
Христос пришел от Бога Яхве или Иегова, Он Его Сын, пришел к своим по обещанию Бога своему народу чтобы исполнить обещанное Аврааму, отцу всех праведников по закону и по вере, гоним стал по причине неверия начальников, которые видели в нем (и сейчас видят) лишь галилеянина, которые боялись за свое место, оклеветали его и осудили на смерть, но он предпочел пожертвовать своей жизнью, чтобы выполнить волю Бога, по которой держава смерти дьявола будет разрушена семенем жены (Быт 3-15)

Декларация независимости Израиля 1948 года определилила статус иудаизма как господствующей религии и обозначила принципы взаимоотношения государства и религии1. Однако до настоящего времени статус еврейской религии в Израиле не получил законодательного оформления, что связано с разногласиями по вопросу об отношении религии к государству и ее роли в обществе.
В современном Израиле иудаизма придерживается большинство евреев. Кроме евреев, в стране живут другие достаточно многочисленные этноконфессиональные группы. В настоящее время насчитывается около 20 тысяч караимов — представителей религиозного направления, отделившегося от иудаизма в VIII веке. У караимов существует Всеизраильский религиозный совет и религиозный суд в Рамле. Кроме того, Министерство по делам религий оплачивает расходы на содержание молельного дома и жалование главы религиозной общины самаритян (потомков населения Самарии)2.
Мусульмане составляют 13% населения Израиля. Подавляющее большинство израильских мусульман — сунниты. Государство Израиль в лице Министерства по делам религий принимает меры к восстановлению кадров мусульманского духовенства и органов шариатского судопроизводства. Строятся новые мечети (самая большая мечеть Мира построена в Назарете в 1965 году) и реставрируются мечети в Акко, Рамле, Яффе. Распределением средств, в том числе субсидий Министерства по делам религий, ведает комиссия, в состав которой входят чиновники и представители мусульманской общины. Кадры мусульманской общины формируются из местных жителей, однако назначаются на соответствующий пост Министерством по делам религий, которое выплачивает им жалование. Пятница (день молитвы) и другие праздники ислама официально признаны в Израиле нерабочими днями для мусульман. Каждое утро израильское радиовещание на арабском языке передает стихи из Корана, а по пятницам и праздничным дням — молитвы и проповеди. В 1977 году представители мусульманской общины добились согласия соседних арабских стран на хадж — паломничество в Мекку. Основы ислама преподаются в государственных общеобразовательных арабских школах, открыт религиозный исламский колледж в Хевроне. Высшее мусульманское руководство отказывается от официальных контактов с израильскими властями, однако поддерживает и развивает неофициальные связи. Мусульмане-арабы освобождены от воинской повинности3.
Христианское вероисповедание представлено 2-3 % населения Израиля, около 50% христиан проживают в Галилее. Христиане Израиля принадлежат к 35 различным течениям: православному, католическому, протестантскому и монофизитскому4. На территории Израиля с 1874 года действует русская духовная миссия Московской патриархии, работают также миссия Американской православной церкви и миссия Румынской православной церкви. Резкое уменьшение средств, недостаток образованных кадров духовенства постепенно стали приводить к переходу определенного числа последователей православия в католичество и протестантизм.
Католическая церковь в Израиле насчитывала в 90-х годах ХХ века около 25 тысяч прихожан, Греко-католическая — 38 тысяч, маронитская — 6 тысяч5. В настоящее время тенденции количественного роста этих церквей не наблюдается. Римско-католической церкви принадлежит сеть культурных, благотворительных и религиозных учреждений.
Внутренняя автономия христианских общин распространяется на управление «святыми местами», находящимися во владении общин, назначение священнослужителей, судопроизводство и школьное образование. Для христиан воскресные дни и праздники официально признаны нерабочими днями. Государство финансирует преподавание христианской религии в государственных школах, где учатся христиане.
Представители высшей церковной иерархии участвуют в израильских общественных и гражданских церемониях (открытие сессий Кнессета, торжества в День Независимости и др.), а представители израильского правительства приглашаются на религиозные церемонии христианских общин, на рождественские и пасхальные службы. В канун Нового года президент Израиля дает прием в честь глав христианских церквей страны.
В Израиле также проживают друзы — религиозно-этническая группа, возникшая в начале ХI века в результате раскола в исмаилизме (течении шиитского ислама). В 1957 году друзы Израиля официально признаны в качестве самостоятельной религиозной общины с официальным органом — религиозным советом. В 1963 году учреждена система друзского судопроизводства.
В Израиле действуют раввинский, мусульманский, христианский и друзский религиозные суды. Юрисдикция религиозных судов распространяется на вопросы, связанные с личным статусом граждан (брак, развод, алименты, опекунство и т.п.). В ряде вопросов юрисдикция религиозных судов совпадает с окружными судами. Управление религиозными судами находится в ведении министра по делам религий. Квалификация судей, способ их назначения, время пребывания в должности, жалование и вознаграждение регулируются для раввинского суда Законом о даянах (1955 г.), для мусульманского суда — Законом о кади (1961 г.), для друзского суда — Законом о друзских религиозных судах (1962 г.).
Концепция государственной политики в истории еврейского народа имеет глубинную этноконфессиональную основу. Эта оснорва являлась определяющей в период формирования древнееврейского государства, а также теократического государства на территории Иудеи. Теократическая форма правления просуществовала в Иудее несколько столетий и уничтожена римскими завоевателями. Однако идея теократического государства, закрепленная в Торе (Пятикнижие Моисея) существовала и в условиях утраты государственной самостоятельности. Она базируется на вере в единого общенационального Бога и способствует конфессиональной консолидации еврейского народа и до настоящего времени является актуальной частью концепции взаимоотношений государства и иудаистских объединений. Формально современный Израиль не является клерикальным государством, но фактически иудаизм выполняет функцию государственной религии и государственной идеологии. Иудаизм влияет на государственно-политическую и социальную сферы Израиля.
Важную роль в государстве Израиль играет иудейское право, сформированное древними обычаями религиозных иудеев, прежде всего правом «их земли». В современном его звучании есть «нечто больше фактическое, чем юридическое»6. Другой подход к иудейскому религиозному праву представлен в виде системы «юридических норм, регулирующих различные стороны повседневной жизни евреев и их верований». Эта система формируется из норм обычного права, почитаемых на протяжении более двух тысяч лет евреями всего мира7. Следующая группа исследователей исходит из того, что оно представляет систему не только религиозных норм, но и соответствующих религиозно-этнических принципов, заложенных в толкованиях Талмуда и в других священных книгах и решениях раввинских судов8.
Профессор Э. Фальк подчеркивает, что на совершенно одинаковой основе сосуществуют и функционируют: во-первых нормы, закрепляющие религиозные ритуалы, а во-вторых религиозные нормы, регламентирующие поведение евреев в их частной и общественной жизни, в-третьих, нормы, создаваемые и применяемые в настоящее время судами.9
В отечественных и зарубежных источниках употребляется термин «еврейское право», а не иудейское право. Предпочтительным представляется употребление более распространенного термина «иудейское право», который точнее отражает суть этого явления.
Р. Давид справедливо замечает, что иудейское право по своей природе и характеру отличается от других правовых систем, не образует вместе с ними отдельной правовой системы10. Находясь в определенной взаимосвязи и взаимодействии с другими правовыми системами, иудейское право радикально отличается от них и сохраняет «особый характер». Эта правовая система до сих пор сохраняет свою специфичность, которая имеет всеохватывающий характер, распространяясь как на отдельные институты (купля-продажа, право собственности и др.), так и на принципы иудейского права, его догматы и идеологию.
Рассмотрим особенности и черты иудейского права. Марченко М.Н. выделил следующие черты11:
1. Эволюция иудейского права происходила длительный период и имела противоречивый характер по сравнению с другими религиозными правовыми системами, сопровождался многочисленными изменениями и неоднозначными толкованиями норм, принципов соотносительно с духом того или иного исторического периода.
2. Противоречивый характер этого процесса.
3. Императивный характер иудейского права и преобладание в его системе прямых запретов, требований, всякого рода ограничений и обязанностей по сравнению с правами и свободами субъектов иудейского права.
4. Многофункциональный характер.
5. Ограниченный характер прямого регулятивного воздействия иудейского права на израильское общество и распространение его на евреев, проживающих на территориях других стран.
В некоторых научных изданиях говорится о том, что иудаизм не формально-юридически, а фактически является «государственной религией», официальной религией государства Израиль12. Однако иудейское право никогда не отождествлялось со всем израильским правом.
По своей сути и характеру иудейское право рассматривается как древнее религиозное право, оказывающее влияние на современную общественно-политическую и правовую жизнь Израиля. В то же время, иудейское право считается в формально-юридическом плане светским правом, интегрирующим в себе нормы светского законодательства и нормы религиозного иудейского права.
Защита прав человека в Израиле является в основном прерогативой органов правосудия и объясняется тем, что в стране до настоящего времени отсутствует конституция. В 1992 году в Израиле приняты два Основных Закона — Основной закон о профессиональной свободе и Основной закон о достоинстве и свободе личности. Принято считать, что с введением этих законов Израиль получил формальную конституцию. Эти законы открыли путь для судебного пересмотра парламентского законодательства.
Ценности Государства Израиль определены в статье 1 Основного закона: «Настоящий Основной закон имеет целью защиту достоинства человека, а также его свободы, закрепляя в этом основном законе ценности Государства Израиль в качестве еврейского и демократического государства».
Религиозный вопрос с государственно-правовой точки зрения мало изучен, что порождает множество дискуссий. Например, Э.Гутман пишет, что «религия в Израиле является одновременно объединяющим и разъединяющим фактором. Многие социально-политические конфликты связаны с глубоким расколом израильского общества по вопросу о религии и государстве. И невозможно проигнорировать вклад религии в укрепление еврейского национального самосознания в Израиле, поскольку многоконфессиональность поддерживает его обособление от других этносов и границу между ними»13.
В Израиле исторически сложилась «гражданская религия» составной частью которой являются элементы и символы иудейской веры, которые существуют в качестве национальных атрибутов. Так символами религиозного происхождения являются бело-голубой флаг Израиля (цвет Таллита — молитвенного покрывала), менора (храмовый семисвечник) воспринимаются как национальная символика, указывающая на преемственность в истории еврейского народа. Это подчеркивает, что среди евреев в Израиле достигнут консенсус, согласно которому страна является еврейским государством.
В стране важную роль играют религиозные ортодоксы, считающие, что Израиль не могли воссоздать простые смертные. По их мнению, только Мессия, а не человек может собрать евреев на «земле обетованной». Крайняя форма еврейской ортодоксальности представлена религиозным направлением «Наторей Карта» (Стражи города), которые не признают государство Израиль именно потому, что его в основном воссоздали светские евреи. Со стороны «светских» евреев часто можно встретить негативное отношение к ортодоксам, потому что они обычно не работают, не служат в армии, а только молятся и изучают религиозные книги. В последнее время они выступают против существующей в стране правовой системы. Примером может служить 250тысячная демонстрация против «диктатуры Верховного Суда» 14 января 1999 года. Общественное влияние ортодоксов усиливается, хотя их лагерь находится в явном меньшинстве14.
В Израиле, наряду с ортодоксами, действуют общины консервативного (с 1937 года) и реформистского течений (с 1957 года). Несмотря на наблюдающуюся тенденцию роста, они немногочисленны и остаются периферийным явлением в религиозной жизни страны.
Отношение между государством и религиозными объединениями остается сложным. Общепринятым считается мнение, что Израиль не является теократическим государством. Однако в Израиле существует «нечто в виде официальной религии» (иудаизм) и подобие религиозной организации в виде ортодоксального раввината. Часто исследователи оспаривают эту точку зрения, утверждая, что «официальной религии нет», а глава государства не обязательно должен быть евреем15.
Однако принципам демократии противоречат действующие в Израиле некоторые религиозные нормы, касающиеся взаимоотношений между религией и государством. Многие эксперты полагают, что в Израиле «религиозные законы воздвигают стену между верующими и неверующими и причиняют вред»16.
Израиль провозглашает либерально-демократические принципы в вопросах о взаимоотношениях государства и религиозных объединений, но не может осуществить свободу вероисповедания в сфере, например, семейного права и других областях, где действует иудейское право (Галаха)17, приходящее в противоречие с демократическими ценностями. Галаха отрицает полномочия выборного правительства, суверенитет парламента и приоритет судебных инстанций. Нормы брачно-семейного права представляют грубое нарушение прав человека, что выражено в многочисленных постановлениях Верховного Суда.
Роль Галахи оформлена «Законом о юрисдикции Раввинатских судов» 1953 года. Статья 1 этого закона гласит: «все вопросы брака и развода евреев в Израиле, будь они гражданами или резидентами, относятся к исключительной компетенции раввинских судов». А в статье 2 говоится: «браки и разводы евреев в Израиле совершаются исключительно по Законам Торы».
Влияние иудаизма также отразилось на гражданском законодательстве. В Израиле официально запрещены не только браки евреев с неевреями, но затруднены браки между представителями различных направлений в иудаизме. По Закону 1953 года все дела брачно-семейного характера отданы исключительно в ведение раввинских судов. Для того, чтобы подобные браки были признаны и зарегистрированы религиозными советами общин, нееврейская сторона или последователь реформированного или консервативного направления в иудаизме должны принять иудаизм в соответствии с ортодоксальным обрядом, установленным Талмудом. Практически невозможен переход евреев в другое вероисповедание. Для лиц, содействующих такому переходу, предусмотрено суровое уголовное наказание.
Разрыв с иудаизмом в любой форме (переход в другую конфессию или выполнение обрядов иной религии при формальном принятии иудаизма) может немедленно отразиться на гражданском статусе человека.
По израильским законам о гражданстве автоматическое его представление может иметь место только в отношении еврея. По Закону 1970 года евреем признается лицо, родившееся от еврейской матери, либо перешедшее в иудаизм и не исповедующее иной религии.
Все вопросы личного статуса граждан решаются судами раввинов, действующими на основе талмудического права. Например, гражданского брака в Израиле не существует. Раввинат играет значительную роль в общественно-политической жизни страны и особенно в области просвещения. Религиозные учебные учреждения составляют 30% всех средних учебных заведений Израиля. В ряде городов, например в Тель-Авиве, Иерусалиме в субботу не работает общественный транспорт, аэропорты и т.д.18
Еврейскими общинно-религиозными учреждениями руководит Верховный раввинат, являющийся одновременно верховным апелляционным раввинским судом. В городах действуют городские раввинаты, в 80-х годах прошлого века таких насчитывалось около 450, состоящих на жаловании государства, муниципалитетов и поселковых советов. При муниципальных и поселковых советах действуют религиозные советы. В их функции входит устройство и содержание микве (бассейнов для религиозного омовения), оказание материальной помощи синагогам, контроль за соблюдением религиозных правил (кашрут) в скотобойных и мясных лавках, ресторанах, гостиницах и т.д. Члены религиозного совета назначаются раз в четыре года муниципалитетом, местным раввином и Министерством по делам религий.
Около 100 даянов (судей) заседают в 24 раввинских судах, действующих в десяти городах Израиля. В юрисдикцию раввинских судов входит утверждение гиюра (формального перехода в иудаизм), а также правовые вопросы по личному статусу еврейских граждан страны19.
Роль иудаизма является доминирующей не только в религиозной сфере, но и в государственно-политической жизни страны, хотя иудаизм в Израиле не имеет официального статуса государственной религии. Однако его Религиозные партии (Национально-религиозная партия, Агудат Израиль и др.) входят в блок правящей коалиции и воздействуют на частную и общественную жизнь граждан, а Верховный раввинат выступает высшим религиозным органом страны и выполняет ряд важных государственных функций, в том числе в сфере раввинской юрисдикции.
Примечания:
1 О свободе совести, вероисповеданий и религиозных объединениях: Российские и международные правовые документы (в извлечениях). М., 1996 .
2 Государство Израиль // Страны мира: краткий политико-экономический справочник. М., 1993.
3 Сафронова Е.С. Государственно-церковные отношения в Израиле. М., 1999.
4 Мировой опыт государственно-церковных отношений, М.: РАГС, 1999. –С. 263.
5 Пучков П.И. Современная география религий. М., 1990.
6 Lifshitz B. Israeli Law and Jewish Law// Israel Law — Forty Years. 1990. P.507
7 Falk Z. Jewish Matrimonial Law in hte Middle Ages. L. 1966.
8 England I. Law and Religion in Israel. 1987. P. 185-189.
9 Falk Z. Jewish Matrimonial Law in hte Middle Ages. L. 1966. Р.28.
10 Давид Р. Основные правовые системы современности (Сравнительное право).1998. — С.46.
11 Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. М.: ТК Велби Прогресс, 2006.
12 Государство Израиль //Страны мира: краткий политико-экономический справочник. М., 1993.— С.146.
13 Гутман Э. Политическая система Израиля, Телль— Авив, 1976. — С.357.
14 Карасова Т.А. Правящая элита Израиля. Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. М., 2000. — С. 72.
15 Abramov S. I. Perpetual Dillema — Jewish Religion in the Jewish State, London, 1976. — P. 18.
16 Б. Нойбергер. Власть и политика в государстве Израиль. Ч. 6 . Религия, государство и политика: Издательство Открытого университета. Телль — Авив, 1997.— С.30.
17 Галаха ( в переводе «двигаться») т.н. ивритское право, т.е. совокупность положений из Торы (Пятикнижие или писанный закон) и Талмуда (устный закон). Она основана также и на многочисленных постталмуднических комментариях и содержит ответы раввинов на конкретные вопросы, касающиеся практических жизненных ситуаций.
18 Сафронова Е.С. Государственно-церковные отношения в Израиле. М.: РАГС, 1999— С.260.
19 Мировой опыт государственно-церковных отношений, М., 1999. –С.265.
Володина Нина Витальевна
Профессор Московского университета МВД России, доктор философских наук.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *