К школе готов

По закону каждый ребенок имеет право пойти в школу по достижении возраста 6 лет и 6 месяцев. Как правило, каждый год весной среди родителей шеститилеток начинается дискуссия, которая делит заботливых мам на два лагеря, и достигает своего апогея к августу. Суть всех обсуждений сводится к тому, в каком возрасте лучше отдавать ребенка в первый класс: в шесть лет или в семь? Обсуждаем с семейным психотерапевтом и клиническим психологом Марией Меролаевой.

Мария Меролаева, клинический психолог, семейный психотерапевт

Однозначно правильного ответа на вопрос «В каком возрасте лучше идти в первый класс?» нет и быть и не может. Все дети разные, каждый ребенок — уникальная личность, у которой есть свои сильные и слабые стороны. Основными ориентирами для родителей чаще всего становятся:

  • собственный опыт («Я пошел в школу в 6 лет и вырос отличным человеком!»)
  • изменение в системе образования («Учиться теперь нужно 11 лет, зачем ребенку до 18 лет за партой сидеть. Раньше сядет — раньше выйдет!»)
  • а иногда даже тщеславие и амбиции «Другие дети идут, и мой может! Что он, хуже, что ли?!»

Можно с уверенностью сказать, что ни на один из этих факторов не стоит опираться, принимая решение. Важно лишь то, насколько сам малыш готов к таким серьезным переменам в своей жизни. Без сомнения, есть дети, которые уже в 6 лет с удовольствием и интересом сядут за парту. Они, как правило, достаточно самостоятельны, тянутся к знаниям и готовы выполнять указания учителя, их увлекает процесс учебы, им нравится заниматься по прописям, читать книги, слушать и запоминать то, что говорит педагог. Но существуют и дети, у которых эти качества в полном объеме развиваются чуть позже, а именно — к семи годам.

Понятие «школьной зрелости» включает в себя три аспекта: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Только при их достаточном и гармоничном развитии стоит задуматься о том, что ребенок действительно готов пойти в первый класс.

Интеллектуальная зрелость — это то, насколько развиты мышление, речь, внимание, память, восприятие и мелкая моторика ребенка. Может ли малыш концентрироваться на каком-то одном занятии дольше 10−15 минут? Умеет ли он писать, считать и читать? Может ли выслушать, понять и запомнить с первого раза инструкцию к заданию? Насколько хорошо развита его речь? Важно обратить внимание на четкость произношения звуков и адекватный возрасту словарный запас, а также достаточный уровень знаний о себе и окружающем мире.

Эмоциональная зрелость предполагает, что у ребенка уменьшается количество импульсивных реакций, появляется произвольность, которая позволяет и помогает ему выполнять длительное время даже не очень интересное задание. Еще одно важное умение — справляться со своими негативными эмоциями, например, проигрышем в состязании. Понаблюдайте за реакцией ребенка: сможет ли он продолжить игру, несмотря на неудачу?

Социальная зрелость — самое сложное для объяснения и диагностики понятие. Оно включает в себя навыки строить адекватные отношения со взрослыми, желание и умение общаться со сверстниками и непосредственное желание ребенка учиться в школе (то есть мотивационную готовность). Другими словами, малыш хочет пойти в школу не потому что там «весело и можно много играть», «туда ходит старшая сестра» или ему «хочется надеть новую форму», а потому что что он действительно стремится получать новые знания, понимает назначение школы и правила учебы в ней. Ребенку нужно понимать разницу между педагогом и близкими взрослыми, соблюдать дистанцию, проявлять уважение и придерживаться ролевой позиции ученика, уметь подчиняться требованиям и следовать правилам, которые обозначает учитель и которые негласно устанавливаются в детском коллективе. Еще одна важная способность — умение разрешать конфликты со сверстниками. Если у ребенка есть опыт посещения любых детских дошкольных учреждений — это здорово облегчит ему процесс привыкания к школе.

Одним из важнейших факторов готовности к обучению можно назвать здоровье ребенка. Адаптация — это серьезное испытание даже для хорошо подготовленного, крепкого организма. При таком уровне стресса даже хороший иммунитет может дать сбой, и в результате вместо уроков первоклассник будет сидеть дома с простудами и инфекциями.

Обратите внимание на то, сколько занимает дорога в школу. В идеале, на нее не должно тратиться больше получаса, иначе малыш будет уставать еще до начала уроков.

И, наконец, то, о чем многие родители часто забывают, принимая решение. Каждому хочется, чтобы ребенок учился в престижном месте: кто-то выбирает языковой уклон, кто-то смотрит в сторону математической гимназии. Но на самом деле, для первоклашки самое главное — это грамотный, добрый и понимающийучитель.

Если у родителей есть хоть малейшие сомнения по поводу степени готовности малыша к школе, однозначно, стоит сходить на прием к детскому психологу и провести диагностику. А еще, важно ответить себе на вопрос «Зачем моему ребенку идти в первый класс в шесть лет? В чем будет польза для него?». Если с ответом трудностей не возникло, то нет никаких оснований еще на год оставаться дома. Если же вы засомневались, то лучше не стоит торопиться. Полезно будет подождать, пока организм и нервная система будущего первоклассника окрепнут, и использовать этот дополнительный год с пользой для всех — уделить внимание укреплению здоровья малыша, больше читать и развивать его кругозор.

Соискателю следует всегда корректировать свое резюме под конкретную вакансию. Поэтому, прежде чем написать в CV о своем желании обучаться, необходимо посмотреть, оценит ли это качество работодатель. Когда компании требуются готовые специалисты, знающие специфику отрасли и имеющие за плечами большой стаж, указанное желание обучаться может быть расценено как признание кандидатом того, что у него недостаточно навыков и знаний для работы на данной позиции.

Мы продолжаем публиковать советы составления «работающего» резюме. Зачастую в разделе «Личные качества» кандидаты указывают желание обучаться. Любознательность – это, конечно, похвально. Если человек готов постоянно узнавать новое и совершенствоваться, это значит, что он серьезно настроен на профессиональное развитие и карьерный рост.

📌 Реклама

Однако может возникнуть вопрос: что все-таки интереснее соискателю – процесс обучения или применение на практике полученных знаний? По мнению рекрутеров, не стоит «перегружать» резюме указанием всех оконченных вами курсов, посещенных семинаров, полученных сертификатов, если они не имеют никакого отношения к позиции, на которую вы претендуете. У потенциального работодателя может сложиться впечатление, что вы сами не знает, чего хотите от жизни в целом и от работы в частности.

Не стоит «перегружать» резюме указанием всех посещенных вами курсов, семинаров, полученных сертификатов, если они не имеют никакого отношения к позиции, на которую вы претендуете.

Желание обучаться приветствуется…

Лучше всего, если вы будете корректировать свое резюме под конкретную вакансию. Желание обучаться у потенциальных кандидатов будет приветствоваться работодателями в ряде следующих случаев. 📌 Реклама

1. Если вы молодой специалист без опыта работы.

Международные компании гораздо охотнее берут на работу молодых специалистов с качественным фундаментальным образованием и без опыта, нежели готовых профессионалов.

«Для нас идеальный кандидат – это молодой специалист с широким кругозором, с большим потенциалом, активной жизненной позицией, способный добиваться реальных результатов, готовый постоянно учиться новому и совершенствоваться», – заявляет менеджер по организационному развитию в Восточной Европе компании Procter&Gamble Лариса Рущак.

«Для Ernst&Young прежде всего важна теоретическая база кандидата, – говорит менеджер по подбору персонала этой компании Сергей Киреев. – Если говорить о финансовой сфере, то хорошие основные знания дают экономические факультеты, а специальным навыкам в этой области можно научиться в процессе работы. Помимо профильного образования, идеальный кандидат должен творчески мыслить, быть целеустремленным, обладать лидерскими качествами, навыками общения и, безусловно, стремиться к приобретению новых знаний».

📌 Реклама

Лучше всего, если вы будете корректировать свое резюме под конкретную вакансию.

«Стандарты PricewaterhouseCoopers очень высоки, однако человеку, который действительно хочет у нас работать, ничто не может стать преградой, – говорит старший менеджер по персоналу Светлана Круглова. – Мы ждем молодых и талантливых людей с глубоким интересом к аудиту или налоговому и юридическому консультированию, со знанием английского языка, с активной жизненной позицией, аналитическим мышлением и желанием обучаться».

2. Если вы являетесь специалистом в профессиональной сфере, где необходимо постоянно повышать квалификацию.

Представителям многих профессий требуется постоянно повышать квалификацию, быть в курсе всех изменений, современных тенденций и нововведений. Здесь без желания обучаться не обойтись.

📌 Реклама

«Например, в ИТ-сфере технологии развиваются очень быстро, и обязательным требованием для технических специалистов является посещение курсов, тренингов и семинаров по специализации, получение определенных сертификатов», – говорит директор по персоналу компании HeadHunter Светлана Гиацинтова.

«Для специалиста по налогообложению, к примеру, в условиях постоянно меняющихся законов в нашей стране крайне важно всегда быть в курсе последних изменений», – добавляет управляющий директор Private Consulting GroupЛариса Лутовина.

3. Если вы собираетесь сменить сферу профессиональной деятельности.

В том случае, когда вы принимаете решение сменить род деятельности, релевантного опыта в совершенно новой отрасли у вас нет и быть не может. Поэтому вполне уместно в графе «Личные качества» на первое место поставить желание обучаться.

📌 Реклама

4. Если вакансия предполагает обучение, о чем прямо говорится в тексте объявления.

В большинстве случаев речь идет о позициях начального уровня. Например, часто страховые компании самостоятельно обучают своих агентов: в течение месяца новым сотрудникам преподаются основы рыночной экономики, профессиональной этики и культуры обслуживания, объясняются правила и условия всех видов страхования, разъясняется ведение учетно-отчетной документации. Учеба, как правило, проходит параллельно со стажировкой и длится от 3 до 6 месяцев.

В последнее время все чаще говорят о перекрестном обучении персонала, под которым понимается обмен накопленными знаниями между сотрудниками компании. Данная методика, как правило, применяется в компаниях, где есть так называемые массовые специальности – менеджеры по работе с клиентами, специалисты call-центров. В каждой организации приняты свои нормы, правила и стандарты работы, которые в ходе такого обучения «прививаются» всем новым сотрудникам.

📌 Реклама

Когда желание обучаться не следует указывать в резюме

Перед соискателями сегодня при поиске нового места работы встает проблема выбора одного из нескольких заманчивых предложений. Если в большинстве случаев функциональные обязанности, уровень заработной платыи соцпакет примерно одинаковы, кандидаты оценивают другие составляющие системы мотивации сотрудников, в том числе и возможность получения дополнительного образования за счет компании.

Если соискатель пишет в резюме о своих конкретных шагах на пути повышения квалификации, это характеризует его как самостоятельного, деятельного человека, способного к самодисциплине и ответственности.

Однако не стоит указывать в резюме о своем желании обучаться, если:

  • вы претендуете на руководящую позицию, при этом основным требованием работодателя является релевантный опыт работы

По мнению некоторых рекрутеров, если кандидат пишет о своем желании учиться – он тем самым признает, что имеющихся у него в настоящее время навыков и знаний недостаточно для того, чтобы занять соответствующую позицию. 📌 Реклама

Однако немало среди HR-менеджеров и тех, кто считает, что сохраняющаяся на долгие годы способность к развитию, умение и желание осваивать новые перспективы и горизонты – очень ценные человеческие качества. Именно эти черты являются залогом успеха многих управленцев.

  • по возрасту вы уже вышли из категории начинающих специалистов

«На наш взгляд, такое качество, как желание обучаться, уместно лишь в резюме начинающих специалистов (выпускников вузов или студентов), – говорит директор по персоналу Абсолют Банка Юлия Сушкова. – Для квалифицированного работника, имеющего хороший опыт, гораздо уместнее будет указать в графе «Дополнительные сведения», например, «в настоящее время изучаю…» (иностранный язык, компьютерную программу, литературу по специальности). 📌 Реклама

  • определяющими требованиями в вакансии являются релевантный опыт и знания специфики отрасли

«Любознательность кандидата, уж простите за цинизм, мало кого из работодателей интересует сама по себе, – говорит Лариса Лутовина. – Наемному сотруднику платят деньги за умение быстро и качественно выполнить определенную работу. В этом контексте лучше указать не желание, а способность к быстрому обучению – это будет означать, что на узнавание специфики работы в компании у такого сотрудника не уйдет много времени».

Если соискатель пишет в резюме о своих конкретных шагах на пути повышения квалификации, это характеризует его как самостоятельного, деятельного человека, способного к самодисциплине и ответственности, считают эксперты кадрового рынка. В настоящее время многие специалисты хотят повысить свой профессионализм, поэтому посещают многочисленные курсы, тренинги и семинары. Однако для одних это необходимость, а для других – всего лишь модное веяние. В любом случае важно помнить, что все дипломы и сертификаты придется подтверждать на собеседовании. Ведь для работодателей важно не их количество, а уровень общего образования, трудовой стаж, совокупность деловых и личностных качеств, профессиональные достижения потенциальных сотрудников.

Издание «УП.Жизнь» собрало ответы образовательных экспертов на этот вопрос. В общем, они считают, что спешить здесь не стоит, и опираться лучше на опыт специалистов, а не советы мам-соседей.

Интересно Где будут закрыты школы с 1 сентября: список

Так, эксперты говорят, что в 5 лет ребенок не должен идти в школу. Родители, которые отдают ребенка в школу так рано, совершают большую ошибку, потому что отнимают у него еще год-два детства, когда он мог еще играть. Поэтому в 5 лет малышей точно не стоит вести на уроки.

А детский психолог Екатерина Гольцберг уверяет, что не возраст имеет значение, а готовность ребенка к школе. Так, есть дети, которые абсолютно готовы в 6, а есть и те, кому и в 7 рано.

Ведь некоторые родители считают ребенка готовым к школе, если он имеет определенные знания. Но это не является основным критерием.

Наоборот – из-за этого ребенку может стать неинтересно учиться. Основным критерием готовности к школе должна быть физическая готовность, то есть степень биологического созревания организма,
– говорит Екатерина.

Дети должны уметь свободно общаться с другими, соблюдать очередь, контролировать свои действия и эмоции. А если родители видят, что ребенок хочет только играть, не склонен выполнять задачи, то, значит, он не готов к школе.

По словам психолога, чаще всего физически ребенок готов к школе ближе к 7 годам. Но при любом сомнении со стороны родителей спешить не стоит, и лучше опираться на опыт специалистов, а не на советы мам из детских площадок.

Соучредитель альтернативной школы «БеркоШко» Валентина Мержиевская считает, что основным критерием готовности ребенка к школе является не возраст, а психологическая зрелость. У большинства детей нервная система к этому созревает ближе к 7 годам.

Ребенок идет в школу / Фото «Твой малыш»

По ее наблюдениям, начиная с 7 лет дети умело пишут, свободнее отвечают на открытые вопросы, могут понять различные слова, к примеру, «существительное», «сумма» и другие.

Вместе с тем президент корпорации «Гранд» Владимир Спиваковский уверяет, что иногда кажется, что разница в один год несущественна, но это не так.

На самом деле, психологическая разница между 6 и 7 годами примерно такая же, как во взрослой жизни между 30 и 40 годами. Обычно в 6 лет ребенок еще хочет играть в игрушки. А в 7 лет он уже хочет «работать»,
– уверяет эксперт.

Кроме того, важны не только «знания», но и психологические проблемы в подростковом возрасте, когда, к примеру, большинству в классе уже по 15 лет, а нескольким мальчикам по 14.

А президент Ассоциации практических психологов Евгений Мирошниченко говорит, что чем позже в жизни ребенка начнется школа, тем больше окрепшим и самостоятельным он подойдет к ней.

Для определения готовности детей к обучению в школе учеными разработана педагогическая диагностика.

Вот некоторые задания и методические рекомендации из педагогической диагностики (разработали сотрудники Центра начального обучения РАО Журова Л.Е., Кочурова Е.Э., Евдокимова А.О. и Кузнецова М.И.).

Задание 1

Цель: выявить умение ориентироваться на плоскости (вле­во, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчиты­вать клеточки.

Условия выполнения задания: Задание выполняется на клетчатом листе. Предварительно в центре листа необходимо одну клетку закрасить черным цветом. Для работы детям нужны красный, синий, зеленый и желтый карандаши.

Текст задания: Ребята, найдите на клетчатом поле чёрную клеточку.

1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной кле­точки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.

2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз на две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.

3. Возьмите зелёный карандаш и клеточку, расположенную слева от синей, и через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.

4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом».

Оценка выполнения задания:

0 баллов — не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены, но их расположение не соответствует ин­струкции.

1 балл — выполнен верно только один пункт задания, допу­щены ошибки в направлении, пересчете клеток, начале отсчета.

2 балла — выполнены верно два или три пункта задания.

3 балла — все пункты задания выполнены верно.

Если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится знак «минус».

Задание 2

Цель: выявить умение выбрать и выполнить операцию сло­жения и вычитания; при умении правильно понять текст задачи и перейти от заданного числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

Условия выполнения задания: Задание выполняется на клетчатом листе.

Текст задания: Здесь вы будете выполнять следующее задание. Посмотрите на свои листы. Послушайте задание.

1. В классе (группе) сегодня дежурят 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей дежурят сегодня в классе? Нарисуйте столь­ко кружков, сколько детей дежурят сегодня в классе. (Текст задачи можно повторить.)

2. В легковой машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить.)

Оценка выполнения задания:

0 баллов — есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.

1 балл — выполнена верно только одна задача, попыток вы­полнить вторую задачу нет.

2 балла — одна задача выполнена верно, есть попытка ре­шать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное.

3 балла — обе задачи выполнены верно.

Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:

— уметь чётко произносить все звуки речи

— уметь интонационно выделять звук в словах

— уметь выделять заданный звук в потоке речи

— уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце)

— уметь произносить слова по слогам

— уметь составлять предложения из 3-4-5 слов

— уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово

и т.д.

— уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные)

— уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т.д.)

— уметь составлять несколько предложений о предмете

— различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня)

— уметь наизусть читать любимые стихотворения

— знать автора прочитанного стихотворения

— уметь последовательно передавать содержание сказки.

К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты элементарные математические представления:

— знать цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

— уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т.д.

— уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка

— знать знаки +, -, =,<, >.

— уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7 < 8, 5 > 4, 6=6)

— уметь соотносить цифру и число предметов

— уметь сравнивать 2 группы предметов

— уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание

— знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг

— уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме

— уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между»

— уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.

В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:

— уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности (например, ель, берёза, дуб, подсолнух, ромашки) и называть их отличительные признаки

— уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, коза, корова …)

— уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей…)

— иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень – жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая …)

— знать 1-2-3 комнатных растения

— знать названия 12 месяцев года

— знать названия всех дней недели

Кроме того, ребёнок, поступающий в первый класс должен знать:

— в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме

— полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности

— знать правила поведения в общественных местах и на улице.

Когда ребенок приближается к семи годам, родители начинают задумываться, а готово ли их чадо к тому, чтобы пойти в школу. Как же это определить?

Основные факторы готовности ребенка к школе

  • Ребенок достаточно самостоятелен.

Если малыш может самостоятельно одеться, собрать на уроки учебники, приготовить сменную обувь, в состоянии оставаться без родителей на полдня — можно смело утверждать к обучению в школе готов. Если ребенок капризничает на уроках и просится к маме, то, какое тут получение знаний – сплошной стресс и срыв урока. Если ребенок не ходил в детский сад, то желательно водить его в какие-нибудь кружки, где он должен оставаться без родителей с другими малознакомыми людьми. Это поможет малышу научиться обходиться без родителей.

  • Способность к самостоятельной деятельности.

Если ваш ребенок в течение 30 минут может заниматься определенным видом деятельности и не отвлекаться. У такого ребенка достаточно развита сила воли и усидчивость. Успеваемость и адаптация первоклассника в школе первое время будет зависеть именно от этого качества ребенка.

  • Ребенок в состоянии следовать инструкциям взрослого.

В школе ученик должен выполнять то, о чем просит учитель. Это могут быть как задания, так и рекомендации по поведению. В школе и расписание уроков и поведение в группе продленного дня определяется педагогом. Ребенок должен не только слушать, что ему говорят, но и выполнять.

  • Положительный образ школы.

Самый лучший вариант, когда ребенок хочет идти в школу. Но часто родители сталкиваются с проблемой нежелания учиться. Если такое происходит, то родителям нужно постараться добиться от ребенка согласия, хотя бы посещать школу. В случае категорического отказа, желательно обратиться за помощью к психологу, чтобы разобраться с причинами такого поведения.

  • Хорошая память.

В начальной школе, особенно в первом классе ребенку придется запоминать огромное количество новой информации. Так что развитие памяти необходимо.

  • Объемный словарный запас.

Если ребенок знает большое количество слов, ему будет намного проще воспринимать информацию в школе.

  • Умение общаться и найти общий язык со сверстниками.

Ребенок учится не один, а в коллективе, поэтому ему необходимо уметь играть в команде, уметь делиться, не ущемляя ни своих, ни чужих прав. Если малыш общался с детьми своего возраста, то проблем обычно не возникает.

  • Развита мелкая моторика.

Навыки письма и развитие мелкой моторики. Проверить это легко. Достаточно посмотреть, как ребенок держит ручку или карандаш, умеет ли обращаться с кисточкой, ножницами, умеет ли собирать паззлы или картинку из мозаики. Если с этими действиями проблем не возникает, значит все в порядке.

  • Предупрежден, значит вооружен.

Нужно, чтобы будущий ученик понимал и знал, что его ждет. Ребенок должен хорошо представлять школьные правила, правила поведения.

  • Вера в успех.

Уровень самооценки будущего школьника должен быть достаточным для того, чтобы ребенок верил в себя. Нужно хвалить ребенка за реальные достижения. Однако, ребенок должен быть готов к тому, что не все может получиться сразу. Он должен знать – это не повод сдаваться. Если родители смогут добиться такого настроя у ребенка, то их малыш непременно добьется успеха.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *