Кабал

Комментарий от AL_BINA: 02.12.2008 в 11:57

В. Молчанов: Один, возможно глупый, вопрос. Я нигде не смог найти происхождение русской поговорки – «Закабалить человека, попасть в кабалу».

М. Лайтман: Я не думаю, что это выражение относится к каббале. Глагол «лекабель» – в переводе с иврита означает «получать». «Каббала» означает «получение». В каббале говорится о том, как человечество может получить от природы все то бесконечное, вечное постижение и наслаждение, которые находятся перед нами, но которые мы не можем получить в силу нашей противоположности им. Ведь если я хочу что-то получить, у меня должно быть к этому адекватное, правильное желание.

Для того чтобы услышать – наше ухо должно быть настроено на определенную частоту, чтобы увидеть – то же самое, и так далее. Все наши органы чувств улавливают определенный диапазон окружающего нас мира, вследствие того, что на него настроены. Если взять радиоприемник, то я должен в нем «создать» определенную волну, которая находится в соответствии с внешней волной, и тогда он ее ловит. У меня тоже существует такой «колебательный контур», который регенерирует волну, подобную внешней, и тогда, когда я «кручу этот колебательный контур», создаю разные волны, то из всех волн, которые существуют вне меня, я ловлю подобные моим.

То же самое с ощущением Высшего мира — я должен настроить себя — внутри, в своем «колебательном контуре» сделать такие вибрации, которые были бы подобны Высшему миру, и тогда я его начну ощущать.

Каббала говорит о том, как получать высшую информацию, это наполнение, это насыщение, как сделать из себя духовный «приемник».

Слово Каббала стало термином, относящимся к огромной области мистической мысли и практики, известной и записанной как часть еврейской традиции. Общепринятое использование этого термина относится к концу XII-го века. До этого мистические учения в иудаизме назывались иначе. Например, в Талмуде используются термины Ситрей Тора, «Тайны Торы» Таамей Тора, «Основания Торы»1; Маасе Берешит, «Деяние Сотворения»2; Маасе Меркава, «Деяние Колесницы»3. Каждый из них соответствует определенной части эзотерической традиции4.

В постталмудических источниках эзотерическая традиция называется: Внутренняя Мудрость (Хохма Пнимит), Истинная Мудрость (Хохмат Аэмет), Скрытая Мудрость (Хохма Нистара), и Тайна (Сод)5.

Обычно каббала переводится как «полученная традиция». В этом смысле слово каббала отражает непрерывность традиции, передаваемой из поколения в поколение. Видимо, впервые слово «каббала», в значении эзотерическая традиция Торы, появилось у раби Элиэзера из Вормса (около 1165 – 1230), более известного как Рокеах. До этого, в талмудической литературе, под «каббалой» понимали части Танаха (Пророки и Писания), а также устную традицию Торы (Мидрашим и Мишну).

Но исходно, в Торе6, это слово несет значение «сопоставление», «параллелизм». Можно спросить: какое отношение имеет сопоставление к мистицизму? Короткий ответ заключается в том, что все, что мы знаем о мире, мы узнаем благодаря сопоставлениям. Мы проводим аналогии или соответствия между вещами, с которыми знакомы, и теми, с которыми незнакомы.

Особенно это верно, когда предметом нашего изучения являются скрытые, тайные аспекты реальности. Чтобы понять, что является причиной окружающей нас реальности и что управляет ей, мы должны сначала понять основные мистические модели и узнать, как правильно применять их к любой жизненной ситуации.

Основанием для использования сопоставлений является сущностное единство творения и единственного Б-жественного корня, из которого происходит все. Если Творец не представляет собой полное Единство, сущность Единства в Себе, мы не могли бы оправдать сопоставления и пришли бы к ошибочному пониманию скрытой природы нашей реальности. Подобный аргумент, кстати, используется в науке, для обоснования веры (а это именно вера, коль скоро нет доказательств истинности утверждения) в то, что физические законы, управляющие нашим миром, повсюду одинаковы, – в силу происхождения всего мира из единого источника. Каббалистическая методология (теоретическая и практическая) основана на построении соответствий между открытыми и скрытыми аспектами реальности. Правильный анализ реальности, основанный на традиционных каббалистических моделях, позволяет нам понять прошлое, настоящее и будущее этой реальности. Мы можем понять, что вызвало процесс творения, как управлять смыслом и динамикой существующей реальности, и осознать будущие возможности, которыми эта реальность обладает.

Возможность использовать духовные модели, данные нам пророками, и правильно применять их зависит от нашей нерациональной восприимчивости к неотъемлемому и абсолютному Единству Б-га.

Каббала, в смысле «полученной мудрости», относится к учению, передающемуся из поколения в поколение, чтобы усилить наше восприятие Б-жественного Единства. Поэтому Каббала сосредоточена на Б-жественном и Его отношениях с нами. Она открывает глубочайшие тайны о Творце, созидательной силе, первоначальном плане творения, устройстве Его Божественного царства и о путях Его Провидения на земле.

Хотя в предыдущих поколениях изучение Каббалы было доступно лишь немногим избранным, святой рабби Ицхак Лурия (Аризаль), являющийся в Каббале высшим авторитетом, утверждал, что в поколениях перед приходом Машиаха изучение Каббалы будет разрешенным и даже обязательным, чтобы раскрыть миру скрытую мудрость Торы. Рабби Исраэль Бааль Шем Тов, основатель хасидизма, писал также, что распространение тайн Торы «до крайних пределов» сделает возможным приход Машиаха, когда конечное исправление мира станет реальностью7.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *