Каденции

КАДЕНЦИЯ — гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное построение.

1) гар­мо­нический или ме­ло­дический обо­рот, за­вер­шаю­щий музыкальное по­строе­ние. На­зы­ва­ет­ся так­же ка­дан­сом (французский cadence). В ма­жор­но-ми­нор­ной то­наль­но­сти (с XVII века) в каденции обыч­но со­че­та­ют­ся мет­ро­рит­мичная опор­ность (например, мет­ричный ак­цент в 4-м или 8-м так­те про­сто­го пе­рио­да) и ос­та­нов­ка гар­мо­ничного дви­же­ния на то­ни­ке (T), до­ми­нан­те (D), ино­гда на суб­до­ми­нан­те (S). Пол­ные каденции (с окон­ча­ни­ем на T) мо­гут быть со­вер­шен­ны­ми (Т в ме­ло­дичном по­ло­же­нии при­мы, в тя­жё­лом так­те, по­сле D или S, в основном ви­де, а не в об­ра­ще­нии) и не­со­вер­шен­ны­ми (ес­ли хо­тя бы од­но из этих ус­ло­вий не со­блю­да­ет­ся). На гра­нях по­строе­ний воз­мож­ны так­же по­ло­вин­ные каденции (с окон­ча­ни­ем на D, ред­ко S) и пре­рван­ные (из­бе­га­ние ожи­дае­мой ос­та­нов­ки на то­ни­ке):

По функ­цио­наль­но­му со­ста­ву раз­ли­ча­ют каденции ав­тен­ти­че­ские (D и T) и пла­галь­ные (S и T), по ме­сто­по­ло­же­нию в музыкальной фор­ме — сре­дин­ные, за­клю­чи­тель­ные и до­пол­ни­тель­ные. Каденция, сов­па­даю­щая с на­ча­лом сле­дую­ще­го по­строе­ния, на­зы­ва­ет­ся втор­гаю­щей­ся. Клас­си­фи­ка­ция ви­дов каденции при­над­ле­жит Ж. Ф. Ра­мо, ко­то­рый тео­ре­ти­че­ски обос­но­вал сис­те­му гар­мо­нии че­рез ана­лиз её яд­ра — ав­тен­ти­чес­кой каденции. Осо­бый вид за­клю­чительной каденции в му­зы­ке XVII-XVIII веков фри­гий­ская каденция (ос­та­ток ре­нес­санс­но­го фри­гий­ско­го ла­да; смотрите Цер­ков­ные ла­ды). В му­зы­ке XX века смы­сло­вой эф­фект каденции мо­жет дос­ти­гать­ся сред­ст­ва­ми но­вой гар­мо­нии.

Гар­мо­ничному ти­пу каденции ис­то­ри­че­ски пред­ше­ст­во­ва­ли мо­но­ди­че­ские каденции: в средневековой псал­мо­дии — ме­диа­ция (латинская mediatio, сре­дин­ная каденция) и тер­ми­на­ция (латинский ter­mi­natio, за­клю­чи­тель­ная каденция); в свет­ской му­зы­ке позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья (бал­ла­дах, бал­ла­тах, ле, ви­ре­ле) — от­кры­тая (французский ouvert, итальянский aperto) и за­кры­тая (французский clos, итальянский chiuso). В мно­го­го­лос­ной му­зы­ке позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья и Воз­ро­ж­де­ния (до XVII века) при­ме­ня­лись мо­даль­но-гар­мо­нические каденции (смотрите Мо­даль­ность в му­зы­ке), из них наи­бо­лее ха­рак­тер­ная и уз­на­вае­мая — го­тическая каденция (тер­мин М. А. Са­по­но­ва). В музыкальных ком­по­зи­ци­ях про­сле­жи­ва­ет­ся ка­ден­ци­он­ный план с ос­та­нов­ка­ми на ме­ст­ных ус­то­ях — сту­пе­нях диа­то­нического зву­ко­ря­да.

2) Вир­ту­оз­ное со­ло в во­каль­ной пье­се (арии) или ин­ст­ру­мен­таль­ном кон­цер­те (фан­та­зия на те­мы кон­цер­та). Пер­во­на­чаль­но каденции им­про­ви­зи­ро­ва­лись ис­пол­ни­те­ля­ми, с конца XVIII века за­пи­сы­ва­лись са­ми­ми ком­по­зи­то­ра­ми (на­чи­ная с кон­цер­тов В. А. Мо­цар­та и Л. ван Бет­хо­ве­на). Но­вые каденции к клас­сическим кон­цер­там со­чи­ня­лись и в XIX-XX веках (ка­ден­ции Бет­хо­ве­на, И. Н. Гум­ме­ля, Ш. Гу­но, И. Брам­са, К. Рей­не­ке, Н. И. Го­лу­бов­ской, А. Г. Шнит­ке и др. к кон­цер­там Мо­цар­та).

Иллюстрация:

Пол­ные (А), по­ло­вин­ные (Б) и пре­рван­ные (В) ка­ден­ции в то­наль­но­сти до-ма­жор (C-dur). Архив БРЭ.

>>425283 (OP)
Каденс — это частота вращения педалей, если простым языком.
Для наиболее эффективного педалирования определённая частота каденса должна соблюдаться с определённой передачей и в определённой пульсовой зоне.
Так, например, для того, чтобы поддерживать оптимальную скорость и физиологическую активность каленного сустава при активном вкручивании, в общем случае рекомендуют держать каденс в районе 90-110 полных оборотов в минуту.
Каденс ниже не эффективен и как ни странно, потенциально травмоопасен в будущем.
Каденс выше поддерживать не имеет смысла, потому то такая «швейная машинка» долго на протянет.
Термин каденс чаще всего применяют шоссеры и прочие спортсмены.
Таким образом, когда звучит фраза:

>»И никакую каденцию я к себе в монастырь не пущу»

Это означает, что скоростные заезды в монастыре не любят.
Поэтому остаются либо даунхиллеры либо триалы всех сортов.
Так как местность в монастыре вряд ли приспособлена для даунхилла, скорее всего остаются только триалы.
Что логично, потому что в условиях плотной каменной монастырской застройки с какими-то подсобными хозяйствами, можно весьма православно потрюкачить и попрыгать.
Таким образом, мы приходим к выводу, что в монастырях не любят настоящих спортсменов, а котируют только БМХ и тому подобные агрегаты, для катания не приспособленные.

Профессия дальнобойщик популярна по всему миру. Количество грузоперевозок растет с каждым днем. Большинство водителей работают на иностранные компании, заключают с ними договоры, но так и не знают значения слова – каденция. Рассмотрим это понятие подробно.

Что такое каденция для дальнобойщика

Профессиональный дальнобойщик, умеющий доставлять товар в срок, всегда ценился. За границей эта профессия также популярна. Иностранные фирмы регулярно вербуют водителей и заключают с ними контракт на некое количество рейсов или на определенный промежуток времени.

Подобного рода контракт называется каденция. Это слово, как говорит Википедия, имеет большое количество значений: женское имя, музыкальный термин. Срок пребывания высокопоставленного чиновника на посту – тоже каденция.

В переводе с испанского языка слово обозначает – повторение движения, как бы рейсы. С итальянского – падение, тоже некое движение. В музыке термин обозначает завершение действия (акта). Все вышесказанное подходит к дальнобою. Съездил в рейс, завершил доставку груза, вот и каденция.

Принцип формирования

Каденция у дальнобойщиков состоит из ряда факторов, которые должны быть учтены перевозчиком:

  1. Покрытие амортизационных расходов.
  2. Затраты на горюче-смазочные материалы.
  3. Стоимость топлива.

Первый показатель самый значимый. Качество дорог, по которым осуществляется перемещение груза, низкое (зачастую дороги с неровностями и выбоинами), а расстояние – большое. Соответственно будут поломки и износ запчастей и автомобиля.

Сроки каденции дальнобойщика.

Исходя из вышесказанного, затраты на ремонтные работы и поддержание транспорта в форме – главная статья расходов грузовой компании.

Сроки

Каденция в дальнобое имеет регламентированные временные сроки.

Она может составляться:

  1. На определенное количество рейсов (расстояние, маршрут и загруженность не оговариваются).
  2. На конкретный промежуток времени (может состоять из множества рейсов на небольшое расстояние, к примеру, междугородние перевозки).

Условия прописываются в договоре, который оформляется между дальнобойщиком и компанией-перевозчиком. Документ имеет регламентированные сроки и обяза-тельства с обеих сторон.

Оплата

Большое количество компаний формируют тарифы по зональному принципу. То есть происходит определение по расстоянию группы регионов, осуществление доставки по которым производится по одной фиксированной цене.

Случается, что цена доставки товара на расстояние в 1000 км такая же, как и в 5000 км. Именно в этом заключается суть зонального принципа. Он позволяет немного удешевить перевоз груза и наполняет фонд компании. В случае, если товар доставляется в сложные регионы, к примеру, Север, подсчет стоимости проводится по иным, гораздо большим показателям.

Большинство перевозчиков, работающих в густонаселенных городах с развитым производством, проводят расчеты тарифа исходя из стоимости километра пути при средней загруженности.

При этом также учитывается ряд факторов:

  1. Время на перевозку.
  2. Скорость доставки.
  3. Загруженность дороги.
  4. День недели.

Эти условия в совокупности дают окончательную цену, которая будет заявлена для дальнейшей транспортировки товара.

Детальная информация видна на видео:

Куда лучше ехать

Вопрос о том, куда лучше ехать, актуален для большинства водителей. Каждый из них имеет жизненные приоритеты, которые влияют на принятие решения. Так, дальнобой по региону позволяет находиться в близости с домом, перемещаться на меньшие расстояния, отдыхать и чаще видеть свою семью, но он не имеет перспектив. Работа-дом, дом-зарплата и все.

Каденция в Польшу или другое государство более привлекательна. Многие водители, проработав в чужой стране определенный промежуток времени, перевозят свои семьи и остаются там жить.

Бывает, что иностранные компании предлагают водителям выгодные условия, а также возможность перевезти семью на весь срок каденции. Затраты на переезд и оформление документов покрывает работодатель. Этот вариант приветствуется дальнобойщиками больше всего.

Какая каденция лучше. Отзывы

Количество отзывов о каденции большое. Все они разные, но в основном положительные.

Отзывы о работе дальнобойщика.

Рассмотрим некоторые из них.

  1. Дмитрий, дальнобойщик с 10-летним стажем. «Начал ездить по командировкам давно. Вначале колесил по региону. Потом заключил контракт на 5 лет с иностранной фирмой и поехал за границу. Приехав в пункт назначения, обратился в посольство и подал документы на жительство. Живем с женой в этом городе. Скоро получим гражданство. Благодарен таким компаниям за возможность изменения жизни».
  2. Евгений Афанасиевич, дальнобойщик с 23-летним стажем. «Кручу баранку давно. Работал со многими европейскими компаниями. Последние 10 лет работаю в Польше, где, собственно, и живу. Увидев вакансию польской компании, немного сомневался, так как было предложение о перевозе семьи и покрытии всех затрат на переезд. Рискнул, не жалею. Живем во Вроцлаве. Являемся гражданами страны. Мы с супругой довольны».
  3. Степан, дальнобойщик с 5-летним стажем. «Езжу на грузовике давно. Имею автомобиль Volvo. Пару лет назад заключил договор (каденцию) с компанией, занимающейся региональными перевозками. Заказов много. Практически насобирал на собственное жилье. Смысла в поездках за границу не вижу, тем более дома жена и маленький ребенок. Контракт скоро заканчивается, планирую продолжить сотрудничество».

Казавшееся для многих незнакомым слово каденция – многозначное и легкое в понимании. Большинство водителей неоднократно сталкиваются с ним, не понимая сути.

Заключая договор с иностранной компанией, обращайте внимание на каждый пункт контракта, оговаривайте все непонятные моменты. Любая мелочь важна.

Определяясь с местом, куда планируете поехать на работу, отталкивайтесь от преследуемой цели. Если хотите заработать, то компания не принципиальна, если эмигрировать в другую страну – выбор важен. Оговорите с менеджером компании такой вариант. Зачастую это практикуется.

Детальная информация видна на видео:

Дмитрий Низяев

Сегодняшняя тема — КАДЕНЦИЯ. Слово это применяется частенько для обозначения совсем разных вещей. Но некий обобщенный смысл его сводится к понятию «заключение» или «завершение». Или «концовка». В контексте теории музыки «каденция» означает некоторое итоговое, завершающее построение. Это может быть несколько тактов или всего два аккорда. Или — в одноголосном сочинении — только две-три нотки. Главное — не количество, а смысл: это резюме, итог, росчерк, прощальный взмах руки.

Однако, каденции встречаются в музыке значительно чаще, чем собственно окончания пьес. Ведь музыкальное произведение — если оно не написано безграмотно — всегда имеет структуру, состоит из целой системы вложенных «поддиректорий»… то есть, частей, разделов, подразделов, вплоть до крошечных, более или менее самостоятельных кусочков (может быть, до отдельных тактов). Каждая из этих частей несет в произведении свой смысл, ее нельзя просто выкинуть — об этом мы будем говорить на уроках музыкальной формы. И — заметьте — каждая из частей, даже самая крошечная, имеет свое начало, свое развитие, кульминацию и заключение. Вот в заключении, роль которого как раз и играют каденции, содержится самый смысл. Именно различая виды каденций, можно легко определить смысл и роль данной части в содержании целого. Собственно, анализ формы произведения как раз сводится к классификации каденций в нем.

Вот и получается, что каденция — вроде оптического фокуса. При всей ее простоте и краткости на ней держится все содержание музыки. Музыка просто-таки живет от каденции к каденции. Посудите сами, вот несколько примеров — обрывков аккордовых последовательностей. Мелодии, или недостающие куски можете досочинить сами. А вот концовки сравните на слух, Вам будет слышно, насколько меняется впечатление от примера, окончательный смысл его от применения разных завершений. То есть, каденций. (примеры: ). Как видите, даже при прочих равных условиях (тональность, фактура, темп, и т.п.) каденции могут выражать целый спектр эмоций — от парадно-утвердительной до вопросительной.

Теперь от лирики перейдем к науке, если Вы не против. Итак, по каким признакам каденции различаются в гармонии. Каденция может быть «автентической»: когда при подготовке заключительного аккорда звучит только доминантовая сфера. То есть, сочетания (D-T, T-D-T) и подобные им. Именно доминанта — как сильный «мужской» аккорд, придает каденции решительность и безапелляционность.

«Плагальная» — то же, но с применением субдоминанты (T-S-T, S-T, T-S) и т.п. Напротив, отличается мягкостью, женственностью, сомнением.

«Полной» называется каденция с участием всех трех функций лада (буковки, надеюсь, можно уже не писать). В основном в такой каденции субдоминанта служит осторожной подготовкой, затем доминанта вносит резкую неустойчивость и стремление к разрешению, ну и тоника — сами понимаете, она и в Африке тоника. Полные каденции чаще можно встретить в самом начале формы (потому что они демонстрируют тональность со всех трех ее сторон, настраивают уши слушателей в нужное русло) и, разумеется, в самом конце (потому что порождают чувства стабильности и удовлетворенности, более, чем уместные в конце музыки).

Дальше, каденция может быть «половинной» — когда, скажем, доминанта так и не разрешается в тонику, а остается висеть в воздухе. Сами понимаете, никак нельзя писать такую каденцию в конце произведения — от слушания такой неудовлетворенности можно стать душевнобольным. То есть, это годится для связывания частей формы между собой. Например, такой каденцией мы закончили решение кусочка задачи по гармонизации. Вспомните (урок 4), не правда ли, очевидно, что продолжение еще впереди?

Есть такая байка, про Баха, которого ученики доводили до бешенства. Ученик нажимал на клавиатуре какой-нибудь неустойчивый аккорд и вскакивал, бросив его неразрешенным. Не в силах этого стерпеть, Бах подбегал — и разрешал несчастный аккорд. А ученик тем временем бегал вокруг инструмента с хохотом. Бах гнался за негодником, а тот, пробегая мимо клавиатуры, хватал еще один диссонирующий аккорд, зная, что Бах ничего не сможет ему сделать, пока этот аккорд не разрешит снова. Может быть, это враки — но правдоподобные!

Так-с. Кроме того каденция бывает «совершенной» и «несовершенной» — смотря по тому, как ведет себя мелодия (имеется в виду не верхний, а главный голос. Он ведь может оказаться и не вверху). В совершенной каденции мелодия должна придти именно к тонике и именно в сильную долю такта. Если же заключительный аккорд оказывается в положении терции, либо попадает на слабую долю — такая каданция «несовершенна» и естественно, не годится для заключения целой пьесы.

Кроме того, есть еще один, особенный, вид каденции — «прерванная», или «прерванный оборот». Это случается тогда, когда вместо ожидаемого тонического трезвучия внезапно звучит другой аккорд тонической группы, то есть III или VI ступень. Оба эти созвучия, как мы уже знаем, имеют право играть роль тоники после какого-либо неустойчивого аккорда. Однако, они гораздо менее устойчивы, они смягчены, благодаря чему слушатель испытывает нечто вроде ласкового шока, сюрприза. Естественно, после прерванной каденции совершенно необходимо дописывать какой- то дополнительный кусочек, чтобы вознаградить слушателя за эту неожиданность и довести музыкальную мысль до логической точки. Относительно правописания: при разрешении доминанты в VI-ю ступень допускается удваивать терцовый тон, иначе либо возникает совершенно непотребная суета в голосах, либо появляются параллельные квинты (помните, это считается грубой ошибкой!). То есть, выглядеть должно примерно так (см. рис.) Вот, как звучит прерванный оборот с VI-й ступенью (пример), или в миноре (пример). А вот как — с III-й ступенью (пример). Ну, и потом должно следовать все-таки успокоение (пример).

Теперь самое время познакомиться с одним специфическим аккордом, который можно встретить исключительно в каденциях. Он так и называется — «кадансовый». По сути, это тонический квартсекстаккорд (T6/4). Его также принято обозначать просто буквой «К». Если видите где-нибудь квартсекстаккорд первой ступени — ищите там каденцию, признак очень надежный. По нотному составу кадансовый является простым тоническим квартсекстаккордом. В четырехголосном изложении в нем удваивается бас, то есть квинтовый тон. Ставится этот аккорд перед доминантой (естественно, в каденциях, где она присутствует, то есть, почти всегда). Обычно кадансовый не создает проблем с гладким голосоведением, используйте его смело. Например, если в каденции Вы пишете последовательность (T-S-D-T) — полная каденция, — то вполне уместно будет вставить его в середине (T-S-K-D-T). Или в каденции (T-D-T) (пример) Вы можете первую тонику просто построить в виде квартсекстаккорда (K-D-T) (пример). Иными словами, кадансовый аккорд заменяет собой тонику, но, поскольку имеет в басу все же доминантовую ноту, отличается неустойчивостью, как бы «обещает» доминанту. С другой стороны, это созвучие при желании можно считать даже доминантой! Только с задержанием в двух голосах.

Кроме того, совсем необязательно сочетать кадансовый квартсекст с доминантой непосредственно. Например, между ними вполне можно всунуть опять субдоминанту. Дело в том, что «обещательная» окраска кадансового так сильна, что сохраняется даже сквозь постороннее созвучие, несколько секунд. И взятие доминанты после этого все равно воспринимается, как продолжение каденции (пример). Слышите, после кадансового у меня звучит аж септаккорд II-й ступени — очень сильная субдоминанта. И бас, которму кадансовый аккорд так старательно готовил доминантовое «ложе», вдруг прыгает в сторону! И тем не менее, следующая доминанта звучит как продолжение кадансового, согласны?

Вот, теперь, кстати, можно объявить, что мы знакомы со всеми тремя «законными» случаями, когда встречаются квартсекстаккорды. Теперь можете запомнить: трезвучия применимы везде, секстаккорды — только в качестве украшения трезвучия и в его «сопровождении», но тоже где угодно. А вот квартсекстаккорды бывают только трех видов: проходящие, вспомогательные и кадансовые. Все! Любой случай, не подпадающий под эту схему, выходит за рамки классической школы гармонизации. И Вы можете себе это позволить, только «съев собаку» именно в классической школе. Иначе кустарщина будет звучать почти наверняка. Не прыгайте через ступеньки, имейте малость терпения!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *