Кадило, это что?

  • Каждение Богословско-литургический словарь
  • Кадильница Библейский словарь
  • Кадильница, кадило архим. Никифор (Бажанов)
  • Угольница (кадильница, кадило) Библейская энциклопедия Брокгауза
  • Кадильница Библейский словарь Нюстрема
  • Каждение во время богослужений. Новая Скрижаль архиеп. Вениамин
  • Кадильница Иван Бунин
  • Фотоальбом: «Кадило»

***

Кади́ло – (греч. θυμιατός (фимиатос), θυμιατήριον (фимиатирион), λιβανωτός (ливанотос)) – металличекий сосуд, используемый в литургической практике Православной и Католической Церквей для совершения каждения (курения ладана — важнейшего символического действия, совершаемого во время богослужения).

С апостольских времен совершается каждение во время молитвы. В металлическую кадильницу на раскаленные угли полагается душистая смола восточных деревьев – ладан (фимиам). При сгорании он образует благовонный (ароматный) дым.

***

История каждения

Сожжение жертв пред Богом появилось на Земле в древнейшие времена. Достаточно вспомнить жертву праведного Авеля.

Сам Господь в Ветхом Завете повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник для священного курения ароматических веществ (Исх.30:1-9).

Волхвы, пришедшие поклониться Христу, среди прочих даров преподнесли Богомладенцу ладан.

Евангелист Иоанн Богослов видел в Откровении в Небесном храме Ангела, приемлющего золотую кадильницу (Откр.8:3-5).

Христиане стали использовать кадила за богослужением начиная с VI века. По форме они напоминали современные: это была небольшая чаша или сфера на трех цепочках, которые соединялись вместе. Изначально крышки не было — все элементы несли практическое значение.

На Русь кадильницы с цепочками попали из Византии в XI веке. В XV веке они приобрели форму храма: к чаше для угля добавили крышку в виде церковного купола с отверстиями для воздуха и благовоний, которая заканчивалась крестом.

Символика каждения

По толкованию Святых Отцов, огонь как вещество сожигающее и согревающее изображает собою Божество. Поэтому огонь кадильных углей знаменует Божественную природу Христа, само вещество угля – Его человеческую природу, а ладан – молитвы людей, приносимые Богу.

Кадильница есть образ Богоматери, вместившей Невместимого Христа. Во многих молитвах Пречистая называется Кадилом благовонным.

Когда священник кадит престол, иконы или другие священные предметы, он воздаёт честь и хвалу Богу. Каждение людей символизирует благословение и схождение Святого Духа.

Молитва перед началом каждения

Перед началом каждения священник произносит молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа».

Из этой молитвы ясно, что видимый дым кадила означает невидимое присутствие благодати Господней, духовно укрепляющей верующих.

Виды каждения: полное и малое

Богослужебное каждение бывает полным, когда охватывает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих людей с амвона. Когда каждение совершается священным предметам – иконам, храму, оно относится к Богу, воздавая Ему подобающую честь и хвалу. Когда же кадило обращается к людям, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных, как носящих в себе образ Божий. По традиции в ответ на каждение принято кланяться.

Каждение, как служение дьякона

Когда священник служит вместе с дьяконом, последний совершает практически все каждения. Это одна из главных его обязанностей наряду с возглашением молитвенных прошений — ектений. Именно поэтому в православной традиции дьякона хоронят с кадилом в руках.

Действия прихожан во время каждения

В ответ на каждение принято кланяться. Во время каждения всего храма достаточно лишь слегка развернуться в сторону священника с кадилом и поклониться, нет необходимости крутиться вокруг своей оси.

Могут ли миряне самостоятельно совершать каждение дома?

Не существует чина освящения кадила, но существует традиция, согласно которой священнослужители кадят в храме кадилом с цепочками, а миряне в своих жилищах используют кацею.

В качестве топлива для каждения применяют уголь, он продается в виде таблеток, которые легко разжигаются при помощи спичек (быстроразжигающиеся таблетки) или на плите (обычные таблетки). Ладан используйте только хорошего качества, чтобы получить действительно благовонный фимиам.

Обходя комнаты в доме и совершая кадилом крестное знамение, можно произносить 90-й и 100-й псалмы, а также молитву Честному Кресту.

Кадило и паникадило – это разные предметы!

  • Кадило – металлическая чаша на цепочках, в которую на раскаленные угли кладут ладан; во время богослужения кадило раскачивают и встряхивают, распространяя благовония.

    Ручное кадило в форме ковша именуется кацией.

  • Паникадило – большая свечная люстра или канделябр в храме.

Теперь вы не перепутаете кадило с паникадилом, как это сделал русский классик: Еле живой дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле (И.С. Тургенев).

Изображение кадила на иконах

С кадилом в руках изображают первосвященника Аарона и святых архидиаконов Стефана и Лаврентия (их иконы можно встретить на диаконских вратах иконостаса — они находятся по обе стороны от центральных царских врат).

***

«Каждение приготовляет нас к службе «вонею благоухания». Духовному, «умному» богослужению предшествует это телесное, внешнее. Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с нашими молитвами. Во все века и у всех народов сожжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу, и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных религиях, христианская Церковь удержала только эту и еще немногие (елей, вино, хлеб). И внешним видом ничто так не напоминает благодатного дыхания Духа Святого, как дым фимиама. Исполненное такого высокого символизма, каждение много способствует молитвенному настроению верующих и своим чисто телесным воздействием на человека. Благовония действуют повышающе, возбудительно на наше настроение. С этой целью устав, например, пред пасхальным бдением предписывает уже не просто каждение, а чрезвычайное наполнение храма запахом из поставленных сосудов с курениями».
Михаил Скабалланович. Толковый типикон.

Патриаршее служение в праздник Крещения Господня. Фото: РИА Новости, Сергей Пятаков

На Пасху в храмах покупают не только свечи и лампадное масло, но и ладан. Это благовоние известно со времён Древнего Египта.

Ладан обладает целебными свойствами, а некоторые считают, что и магическими. Священники размахивают кадилом – разносится сладковатый аромат. «От него голова болит», – жалуются порой прихожане. Что это – некачественный продукт или нечистый ладана боится? Как делают ладан и есть ли тут свои ГОСТы – в материале РИА Новости.

Дьяки курят ладан

Воскурение (поджигание и тление) ладана – древняя ритуальная традиция, о которой упоминается ещё в Библии. Ладан был среди даров, поднесённых волхвами младенцу Христу.

В современных христианских церквах каждение ладаном – часть богослужения.

Ладан делают из древесной смолы и ароматических масел. В древности его делали из смолы библейского ливанского кедра. Сегодня это редкость, сырьё обычно берут из босвеллии, распространённой в Аравии и Восточной Африке.

«Со смолой и ладаном как с вином: всё зависит от происхождения сырья, года производства, влажности, погоды в том месте в то время», – рассказывает монах одного из афонских монастырей, где делают ладан и кадильные свечи. Их ещё называют «монашенки», или фимиам. Кадильные свечи – это смесь ладана, угля и ароматических масел. «Стоит зажечь кадильную свечу, как дом наполнится тонким благоуханием лучших сортов афонского ладана», – говорится на сайте производителя.

Такой сертификат в России не выдают

«Ни на ладан, ни на кадильные свечи никакого государственного стандарта нет. К сожалению, это приводит к подделкам», – рассказывает Михаил Чернин, гендиректор компании «Фаворский Свет», изготавливающей кадильные свечи в России.

«Покупатели иногда просят предъявить сертификат. Мы обращались в Ростест, нам ответили: эта продукция не подлежит сертификации», – продолжает он.

Это подтверждают и на Афоне. «Такой сертификат в России не выдают. Нам четыре раза присылали отказные письма с объяснением, что ладан – это общеупотребительное название», – уточняет монах.

По словам Михаила Чернина, каждый завод сам выбирает сырьё. Зачастую под видом ладана продаётся смола, например, сосны. «Дым, конечно, не вредный. Но это и не ладан. Настоящий куда дороже», – подчёркивает он.

Продукт для народа

«Чем меньше формализма, тем лучше», – считает епископ Клинский Стефан (Сергей Владимирович Привалов), викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, глава Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами. Сегодня много предприятий выпускают церковную утварь, и все, полагает владыка, стараются работать качественно.

В храмах больше всего покупают свечи и ладан. Продукцию поставляют как светские предприятия, так и церковные. «Есть завод в Софрино, в котором благословляется закупать все церковные принадлежности. Там действуют жёсткие стандарты. Есть и малые предприятия – они, если на чём-то и экономят, всё равно полезны, потому что не каждый может позволить себе восковые свечи и архиерейский ладан высокого качества», – отмечает епископ.

По его словам, важно, чтобы и малоимущий мог что-то для себя приобрести, поэтому качество бывает разным. Это актуально и для приходов: есть то, что в церковной среде называется «канифоль», то есть достаточно дешёвый ладан, а есть продукция афонских умельцев.

Голос афонского ладана

На Афоне не уверены в необходимости сертификации ладана. «Это как с колоколами: у каждого свой голос. Как можно сертифицировать голос человека?» – размышляет монах. «Нигде, в том числе в Священном писании, не сказано, в каких долях соединять компоненты ладана. Сырьё у всех одинаковое, но пропорции свои – подбирают опытным путём. Поэтому ладан из разных скитов Афона пахнет по-разному», – добавляет он.

Московские производители считают иначе. «Был бы ГОСТ, было бы чему соответствовать, – рассуждает Михаил Чернин. – Любая контрольная организация или клиент могли бы проверить продукцию, к тому же покупателю было бы куда жаловаться. Сейчас мы просто говорим, что делаем всё из натуральных компонентов или из компонентов, не содержащих вредных веществ. Но, по сути, кроме как на наши слова, положиться не на что».

«С жалобами на ладан – не тот запах и голова болит – тоже не всё просто. Считается, что освящённый ладан воздействует на людей, которые одержимы злобными духами, поэтому многие чувствуют недомогание», – объясняет афонский монах.

«Запахи в ладане специально подбирают, чтобы каким-то образом включать человека в духовную работу. В том числе эти уникальные ароматы объединяют нас, христиан», – уточняет владыка Стефан.

Всё связано с молитвой

Но ладан используют не только священники. В интернете обсуждают, как окуривать ладаном дом и даже домашний скот – чтобы квартира лучше продалась, а корова давала больше молока. Никакими очистительными и волшебными свойствами сам по себе ладан не обладает, подчёркивают в церкви. Это уже суеверия и язычество. То же самое касается свечей: не дым имеет силу, но Бог, поэтому важна молитва.

«И с горением свечи, и с окуриванием ладаном связана молитва к Богу и одновременно – участие небесных сил в этом духовном процессе. Ещё это способствует определённому настрою. Но в любом случае это не магический ритуал, и от качества ладана тут ничто не зависит. Если мы пытаемся с помощью качественного ладана изгнать бесов, это неправильный подход», – говорит владыка Стефан.

«В церковном восприятии, в отличие от магизма, ничего не происходит механически. У нас всё связано с молитвой над ладаном, святой водой, свечами, маслом. Всё, что употребляется для молитвы, освящается в церкви, и над всем читается особая молитва», – объясняет настоятель одного из московских храмов.

Многие покупают церковную утварь в храме, потому что она освящена, и либо несут её домой, либо отдают в алтарь – как приношение, жертву за себя и ближних.

«То, что покупается в храме, действительно представляет собой жертву на храм. Если человек пытается сэкономить и приобретает на стороне, то доход идёт тем людям, которые извлекают из этого коммерческую прибыль», – отмечает епископ Стефан.

«Коммунальные услуги, содержание храма, прихрамовой территории, зарплата священников – всё это достаточно затратно. То, что церковь получает от продажи свечей и других церковных предметов, – лишь малая толика, но существенная для жизни храма», – добавляет он.

Освящён, значит вооружён?

«При освящении жилья мы свидетельствуем о том, что это место посвящается Богу, и это должно храниться людьми. Поэтому нет смысла кропить святой водой, а потом там ругаться. Мы наполняем своим внутренним содержанием окружающий нас мир: сами меняем эту атмосферу», – предупреждает настоятель одного из московских храмов.

«В богослужении священнослужитель благословляет кадило, есть чины, когда мы освящаем мёд, свечи (в определённые дни года). Но мы не с аурой боремся, а стараемся освятить предмет для духовной жизни, – говорит епископ Стефан. – Всё, что освящено в храме, – свечи, масло, ладан, вода – верующий человек может применить для духовной поддержки.

Ладан используют в качестве благовония и дома, чтобы воспроизвести атмосферу храма и лучше настроиться на молитву. «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою» – часто поют в церкви. Дым ладана символизирует молитву, которая возносится к Богу.

Есть кадильницы домашние, ими окуривают в частном порядке, при освящении домов, во время заупокойной службы на кладбищах. Впрочем, есть разница между окуриванием ладаном и освящением святой водой, – продолжает владыка Стефан. – Говорят, ладан беса отгоняет. Люди одержимые не переносят запах ладана – есть такой момент, но в любом случае духовная сила святой воды, на мой взгляд, серьёзнее, чем воскурение ладана, потому что она образуется на водосвятном молебне», – уверен архиерей.

Вообще, любой предмет можно окропить святой водой или перекрестить. «Мы освящаем жилище, транспорт, даже постель свою стараемся перекрестить, чтобы никто из бесовских сил не мешал отдыхать в ночное время», – говорит владыка Стефан.

«Однако освящать всё вокруг себя – другая крайность. Не всегда это целесообразно, так как порой превращается в кликушество, когда человек всего боится. Православный христианин не должен ничего бояться, в том числе бесовских сил, которые не способны сделать человеку ничего плохого, если он верует в Бога и надеется на его помощь», – заключает он.

Источник: РИА Новости

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *