Кафедральный собор Томск

Богоявленский собор в Томске (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Богоявленский собор в Томске

Богоявленский собор, отреставрированный в начале 21 века, расположен в самом сердце Томска, резко выделяясь на фоне советской и современной застройки города. Храм контрастирует не только внешне, но и внутренне: среди шума и суеты административного и торгового центра, он остается островком тишины и спокойствия. При соборе работает церковно-исторический музей с редкими иконами, старопечатными книгами и отдельным стендом, посвященным патриарху Алексию. Рядом с храмом стоит уютная часовня имени Иверской иконы Богоматери.

Немного истории

На месте современного собора в 17-18 веках находилась деревянная церковь. Строительство нынешнего каменного здания началось в 1777 г. и закончилось в 1784 г. освящением нижнего придела в честь Михаила Архангела. В 19 столетии собор играл большую роль в духовной и культурной жизни Томска: при нем были открыты школа, общество помощи бедным, библиотека с обширным собранием книг.

В советское время храм использовался в качестве производственного помещения: вначале здесь работала вермишелевая фабрика, затем обувной завод. Собор очень сильно пострадал: на нем не осталось ни одного купола, была практически разрушена колокольня, убран декор южного фасада и изменены оконные проемы. Реставрация началась вскоре после его возвращения РПЦ в 1995 г. Регулярные богослужения возобновились в 2000 г., а освящение приделов произошло в канун крещения в январе 2003 г.

Что посмотреть

Здание собора Богоявления — образец сибирского барокко. Это двухэтажное кирпичное строение с традиционной трехчастной системой, состоящей из храма с апсидой, трапезной и колокольни. Фасады храма нарядно украшены ажурными пилястрами и лучковыми кокошниками. В целом, здание отличается гармоничным сочетанием всех элементов, внешнего и внутреннего убранства.

В просторный зал церкви проникает много света, поэтому днем можно подробно разглядеть каждую икону. Стены еще не расписаны, но это лишь поддерживает легкую и одухотворенную атмосферу собора.

В храме хранятся частицы мощей святого Пантелеймона, к нему принято обращаться с просьбами об исцелении. Другая важная святыня собора Богоявления — точная копия иконы Троицы, которой Борис Годунов в 1604 г. дал благословение на закладку Томской крепости. Оригинал авторства Андрея Рублева в 20 веке был утрачен. Копия повторяет все мельчайшие подробности образа, вплоть до трещинок и следов от гвоздей.

Сегодня собор ведет активную просветительскую деятельность, помимо музея при нем работает воскресная школа для детей, открыты молодежный клуб и община для глухих.

Практическая информация

Адрес: Томск, пл. Ленина, 7.

Богослужения проводятся ежедневно.

Богоявленский собор — самое старое из сохранившихся зданий в Томске и Томской области. Построен в 1874 году на месте Богоявленской церкви, простоявшей с 1630 года.

Когда в очередной раз узнаёшь о религиозном сооружении факт его закрытия, существования в качестве завода резиновой обуви, и затем возвращения церкви в состоянии «обезображенный до неузнаваемости», становится стыдно за то, что мы так не уважаем себя, свою историю, свои корни. Мы — это люди, потому что в любой стране при любой революции уничтожают старое, чтобы на руинах возвести новое, несмотря на то что всё равно, абсолютно все рано или поздно интересуются тем, что было до нас.

В Томске не сталкивалась ни разу, а в Новосибирске бывало, что подходит какая-нибудь церковная тётушка и делает различные замечания в стиле «не там стоишь, косо смотришь, чё надо». Поэтому удивительным было, что здесь местная служащая сама подошла и стала рассказывать истории и легенды, с удовольствием отвечая на наши вопросы.

В соборе хранятся две настоящие святыни: мощи святого Пантелеимона и Распятие с прикреплённой звездицей, хранящей частицу Креста, на котором был распят Иисус Христос. Распятие мы не увидели, а мощи стоят перед иконой св. Пантелеимона в углублении за решёткой. Как нам тут же рассказали, это потому что их неоднократно пытались украсть, также как навешанные в два ряда перед иконой золотые украшения, принесённые благодарными прихожанами в дар за исцеления.

Дабы избежать варварского отношения к святыням, мощи выносятся только один раз в неделю, каждую среду после вечернего богослужения, а распятие — два раза в год, по великим праздникам. Неуважение к истории, сохранившейся в виде религиозных артефактов, продолжает жить…

1) Молебны проводятся в домовом храме свт.Луки (Войно-Ясенецкого) по средам с 18 часов по адресу: ул.Транспортная,12. Исключения составляют православные праздничные дни. В этом домовом храме находится икона свт.Луки с частицей его святых мощей, перед ней мы еженедельно возносим наши молитвы о здравии и любой желающий после молебна может приложиться к святым мощам свт.Луки, испросить его святых молитв и взять лампадного маслица от его иконы. В июле 2016 года Владыка Ростислав благословил служение Божественной литургии. Расписание богослужений в каждом конкретном случае публикуется на Главной странице сайта.

2) В связи с тем, что здание «Дома сестринского ухода» находится в состоянии капитального ремонта и в домовом храме свт.Луки на Транспортной не совершаются постоянные богослужения , желающие могут участвовать в богослужениях в храме во имя святых благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба с.Корнилово, где настоятелем служит руководитель нашего Отдела протоиерей Николай Георгиевич Абрамов. Богослужения здесь проводятся : по субботам с 16-00; по воскресеньям с 8-30, либо в праздничные дни также — всенощное бдение с 16-00, Божественная литургия на следующий день с 8-30.

3) Время совершения исповеди объявляется отдельно — следите за объявлениями на главной странице нашего сайта

Расписание богослужений с фотографиями и схемами проезда здесь…

Несколько дней в Томске не стихают споры по поводу строительства часовни на Новособорной площади. Сторонники и противники часовни выступают по телевидению, пишут посты в соцсетях, собирают петиции. Журналист сайта «Православие ФМ» поговорил о строительстве часовни с томским митрополитом Ростиславом.

— Решение было принято давным-давно. Еще в 2004 году, когда начали готовиться к празднованию 400-летия Томска, общественность подняла вопрос о возрождении Троицкого кафедрального собора. Понятно, что без проектной документации, без наличия средств осуществить такое грандиозное строительство в столь сжатые сроки было крайне нереально. Поэтому тогда возникла идея: а не построить ли на Новособорной площади не вместо собора, а как напоминание о том соборе, который здесь был, часовню, которая архитектурно будет напоминать о Троицком соборе. Такое решение было одобрено и властями, и общественностью: проходили тогда общественные слушания. Были произведены проектные работы, которые прошли все стадии согласования. Та часовня, которая была спроектирована, нашла свое одобрение и в епархии, и в градостроительном совете, и во всех других инстанциях. Когда начались юбилейные мероприятия, прошла торжественная закладка этой часовни. Мы установили закладной камень, заложили капсулу в основание фундамента этой часовни, что на этом месте таковая часовня будет воздвигнута. <…> Снова об этой часовне заговорили уже в это время, когда в Томске активизировалась дискуссия о возрождении Троицкого кафедрального собора. Ведь город Томск получил свое начало с Троицкой церкви. Борис Годунов в указе о строительстве Томской крепости также повелевает построить церковь Живоначальной Троицы. Для этой церкви казаки привезли подаренную Борисом Годуновым икону Святой Живоначальной Троицы, которая стала одной из святынь города Томска. Поэтому не случайно первая церковь, построенная в Томске, была Троицкой. Она была в крепости. Затем ее правопреемником стал Троицкий кафедральный собор, освященный в 1900 году на Новособорной площади. Поэтому восстановить этот собор – дело святое и очень важное.

– Сейчас в городе идет широкая дискуссия по поводу возможного строительства этой часовни. Жители разделились на два лагеря. Одни выступают за строительство часовни, другие – категорически против. На онлайн-ресурсах собираются подписи, как за строительство, так и против него…

– Было бы крайне странно, если бы всё наше общество было по всем вопросам единогласно. Слишком уж сложная у нас история. Наверно, был только один период в нашей истории (тоталитарный), когда 99,9% населения нашей страны было за всё, что предлагало советское правительство. Мы живем в такой период, когда каждый человек имеет право голоса, имеет право высказать свое мнение.

Но с другой стороны, свобода не предполагает возвращения к тоталитаризму. Если кому-то, скажем, часовня не нужна — это не значит, что она не нужна другим. Кому она не нужна, те могут туда не ходить.

А вот распространять какую-то клевету или неподобающее слухи относительно строительства, для того чтобы представить его как некое пугало, которое будет мешать нормальной жизни нашего города – это просто крайне непорядочно. Иногда представляют, что часовня займёт чуть ли не всю Ново-Соборную площадь и что, когда она там появится, доступа горожанам туда не будет. На самом деле эта часовня будет всего семь на семь метров. В масштабах Ново-Соборной площади это незначительная территория. Потом, часовня не будет огорожена забором, вокруг нее будут клумбы, лавочки. Я думаю, что если пространство вокруг часовни будет организовано так, как запланировано, то это место станет излюбленным местом отдыха для всех томичей: и тех, кому нужна часовня, и тех, кому она не нужна, потому что в масштабах всей Ново-Соборной площади это будет самое уютное для отдыха место.

— В начале 2000-х строительство этой часовни могло стать народным делом, как это было, например, с Преображенской часовней. Что изменилось за это время? Почему сейчас любое церковное строительство сопровождается протестами со стороны жителей?

– Кому-то не очень хочется, чтобы произошло возрождение Святой Руси, чтобы тот процесс, который начался в 1980-е годы прошлого века, дальше развивался. Озвучивали же некоторые представители либеральной общественности такие мысли, что Русская Православная Церковь – это своего рода «пятая колонна», которую нужно ликвидировать, снести. Видимо, кого-то эта мысль очень тревожит, потому что где бы ни началось какое-то церковное мероприятие, всегда возникают люди, которые против.

Причем они выступают и против социально значимых мероприятий, за которые, казалось бы, все 100% должны быть за. Мне вспоминается одна петиция, которую подписывали представители либеральной общественности города Томска несколько лет назад, где был один очень интересный пункт, в котором говорилось, что они ставят своей целью противодействовать любым социально значимым инициативам Русской Православной Церкви.

— Сейчас площадь Ново-Соборная – основное место отдыха горожан в центре Томска. Здесь часто проводятся концерты и различные политические акции. Не помешает ли это верующим и, соответственно, не помешает ли часовня отдыхающим?

— В храмы люди ходили не только молиться. Вокруг храмов устраивались ярмарки, базары, какие-то общественные мероприятия. Вече, в конце концов, проходило в Новгороде на Соборной площади. Какие-то важнейшие государственные мероприятия в Кремле проходили не где-то, а на Соборной площади Московского Кремля. Все это вполне уживалось и соседствовало с храмами Божьими. Другое дело, какие это мероприятия. Если эти мероприятия носят характер развращенный, характер разнузданный, характер безнравственный, то, конечно, таким мероприятиям не место там, как и ни в одном нормальном, духовно здоровом обществе таким мероприятиям не место. Но если это мероприятие вполне респектабельное, законное, то это не помешает. Будь то концерт или выступление каких-то коллективов. Более того, Томская епархия, являясь соучредителем ежегодных Дней славянской письменности и культуры, которые проходят каждый год у нас в Томске, является соорганизатором многих мероприятий культурной направленности, не имеющих отношения к церковной жизни: концертов и многих других мероприятий, проводимых на Ново-Соборной площади в связи с Днем Победы, например. Поэтому если здесь появится часовня или даже когда-то появится собор, такие мероприятия не окажутся там неосуществимыми или неуместными. Наоборот, они приобретут дополнительный смысл, какой имели мероприятия, проходившие под сенью наших древних отечественных храмов.

Полное интервью с митрополитом Ростиславом можно прочитать на сайте.

Коллекции — Томск. Страницы истории — Храмы. Монастыри. Часовни. Синагоги

Первоначальный деревянный храм на Уржатке (район современной площади Батенькова) упоминается с 1639 года. В 1649 году после пожара была выстроена двухэтажная деревянная церковь.

Каменная Благовещенская церковь – одноэтажная, двухпрестольная – была заложена в октябре 1783 года, главный Благовещенский престол освящен 18 июня 1806 года. Архитектурный стиль храма – «сибирское барокко». В 1892 году при Благовещенской церкви открылось церковно-приходское попечительство, а в 1897 году – церковно-приходская школа. В церковной библиотеке было около 1420 томов книг.

В 1920 году Благовещенская церковь была национализирована. В апреле 1934 года в Благовещенской церкви прошла государственная ревизия. Храм был признан ветхим, пришедшим в негодность и потому подлежащим закрытию. В 1934 году церковь была снесена.

Православные храмы Томска. – Томск: Гала-Пресс, 2005. – С. 20-21

Документов: 18 Город. Томская панорама начала XX века : . — Томск, 2004 Дата публикации на сайте: 08.04.2020 Количество файлов: 207; Общий объем: 139.71МБ http://elib.tomsk.ru/purl/1-24430/ Славнин, В. Д. Томск : от крепости к городу. — Дата публикации на сайте: 05.02.2020 Количество файлов: 236; Общий объем: 66.49МБ http://elib.tomsk.ru/purl/1-23280/ Аргентов, Ю. Я. (Зильберман). Духовная жизнь Томска в прошлом и настоящем : краткий иллюстрированный словарь-справочник. — Томск, 2019 Дата публикации на сайте: 16.07.2019 Количество файлов: 1; Общий объем: 7.44МБ http://elib.tomsk.ru/purl/1-20835/ Городская газета : первая газета о будущем в Томске. — 2012. — № 13 (83) (12 июля) Дата публикации на сайте: 11.10.2018 Количество файлов: 1; Общий объем: 11.06МБ http://elib.tomsk.ru/purl/1-17051/ Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. — 2016. — № 5 (58) Дата публикации на сайте: 21.03.2017 Количество файлов: 1; Общий объем: 10.81МБ http://elib.tomsk.ru/purl/1-11751/ Дата публикации на сайте: 25.11.2016 Количество файлов: 104; Общий объем: 20.94МБ http://elib.tomsk.ru/purl/1-11107/ Чавыкин, Г. В. Весь Томск на 1911-1912 гг. : адресно-справочная книжка. — Томск, Дата публикации на сайте: 27.10.2016 Количество файлов: 375; Общий объем: 122.43МБ http://elib.tomsk.ru/purl/1-10934/ «Великий путь». Виды Сибири и Великой Сибирской железной дороги. Вып. 1: От р. Оби до р. Енисея и Томская ветвь. — Красноярск, 1899 Дата публикации на сайте: 22.09.2016 Количество файлов: 136; Общий объем: 95.25МБ http://elib.tomsk.ru/purl/1-10839/ Колосов, М. Виды Томска и его окрестностей : каталог-альбом литографий. — Томск, 2015 Дата публикации на сайте: 10.03.2016 Количество файлов: 2; Общий объем: 0.72МБ http://elib.tomsk.ru/purl/1-9719/ Сибирская старина : краеведческий альманах. — 1998. — № 13 (18) Дата публикации на сайте: 01.09.2015 Количество файлов: 52; Общий объем: 33.73МБ http://elib.tomsk.ru/purl/1-1213/ Страница: 1 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *