Каин, кто это?

Каин и Авель

И прочитай им весть о двух сыновьях Адама с истиной . Вот они оба совершили жертвоприношение (чтобы приблизиться к Аллаху); и было принято оно от одного из них и не было принято (жертвоприношение) от другого. (И тот, чьё жертвоприношение не было принято, стал завидовать своему брату и) сказал: «Непременно я убью тебя!» (Его брат) сказал: «Ведь Аллах принимает только от остерегающихся (наказания Аллаха). (5: 27)

Попробуем разобраться в этой известной истории. О чем она и что произошло на самом деле?

Итак, сыновья первого человека приносят жертву Богу.

Ни один из них не грешник, оба они честно и усердно трудились, оба одинаково помнили о Всевышнем и, не сговариваясь заранее, в назначенный день пришли к Нему с плодами трудов своих, дабы почтить Его. Удивительное дело: Бог принимает жертву одного и не принимает у другого. Да, конечно, можно сослаться на неисповедимость божьей воли. Это легкий путь. В одном из хадисов кудси Аллах говорит, что он таков, каким мы его себе представляем. И если мы допускаем, что Бог, одним из имен которого является имя «Аль-Адль» (Справедливый), и который воздает за добро и зло сполна, не обижая даже «на толщину пленки на финиковой косточке» (4: 49), не блюдет справедливость… И если мы полагаем, что для Бога это нормально… Тогда мы сами такие, мы сами непостоянны, наше настроение переменчиво, и стандарты у нас двойные и, соответственно, Бога мы не можем представить как-то иначе. В таком случае Он для нас непредсказуем в своем произволе. И мы покорно миримся с несправедливостью, которая нас окружает в мирской жизни, кивая на волю Бога…

Но Бог мудр и, напомню, он — рабб ал-‘аламин, который воспитывает и забоится о нашем росте. А чтобы мы росли, он не только поместил нас в мир, но и заложил в нас нечто такое, что непрерывно «сканирует» ткань жизни и обнаруживает в ней изъяны, которых не должно быть в совершенном мире, созданном совершенным Богом. Вот это устройство и не позволяет нам мириться с вышеупомянутым решением Бога по отношению к двум братьям, к сыновьям Адама. Я говорю о чувстве справедливости.

Конечно, можно попытаться заглушить это протестующее в глубине нас чувство, пытаясь обойти острый вопрос. Но, заглушая его, мы тем самым игнорируем лишь человеку данный великий дар и важнейший инструмент приближения к Богу и его постижения. Мы попираем справедливость, которая является не только одним из прекрасных имен Аллаха, но и сущностной его характеристикой. Мы пытаемся обойти вызов, который Аллах посредством истории о жертвоприношении двух братьев предложил нам принять и разгадать ради нашего же роста. Заглушая голос протестующей справедливости, мы отворачиваемся от Бога.

В айатах об Авеле и Каине Аллах задал нам вопрос. Да, этот вопрос не очевиден и айаты можно просто прочитать как сюжеты древней истории. Прежде всего, обратим внимание на то, как выглядит в оригинале слово, которое переводится как «жертва». В айате использовано слово курбан. Оно имеет значение «приближение». Иными словами, сыновья Адама стремились приблизиться к Богу, и оба были искренни в этом. Запомним это и пойдем дальше.

Аллах заявляет, что Коран ниспослан в подтверждение истинности того, что было ниспослано ранее: «А прежде нее была Книга Моисея наставлением и милостью. А это (Коран) — Книга подтверждающая (Книгу Моисея)» (46: 12). «Ниспослали Мы Тору, содержащую наставления и свет… Книгу Аллаха» (5: 44). Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы обратиться к Торе, к Ветхому Завету и узнать из него подробности об Авеле и Каине:

«И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? И отчего поникло лицо твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица?…» (Быт 5:2-7).

После убийства, совершенного Каином:

Ключ к разгадке смысла этой истории, как мне кажется, кроется в видах деятельности, которыми занимались два брата. Что отличает труд пастуха от труда земледельца? Отношение к природе: пастух-скотовод не изменяет ее облик, он полностью от природы зависим. А земледелец активно изменяет окружающую среду, вырубает леса, осушает болота, меняет русла рек… Каждый из этих видов деятельности приводит к возникновению принципиально отличающихся друг от друга цивилизаций. Так, скотоводство порождает кочевничество. На протяжении известной нам истории кочевые цивилизации неуклонно исчезают с лица земли, т.е. Каин продолжает убивать Авеля. Земледелие набирает обороты и именно оно лежит в основе современной промышленно-техногенной цивилизации. Это то, что лежит на поверхности.

Если заглянуть глубже, то мы увидим не только эти различия. На мой взгляд, кочевая культура основана на гармонии с природой, она сердечна по отношению к ней. Так, в Золотой Орде существовала специальная государственная служба, занимавшаяся подкормкой птиц и животных в суровое зимнее время. Или возьмем классическую обувь кочевника — сапог из мягкой кожи, без каблука и с загнутым кверху носком. Такой сапог не «рвал» землю, не калечил траву. Вот примеры того, как кочевые народы почитали и любили землю и ее обитателей. В конце концов, даже Ислам возник и расцвел в среде кочевников. И большинство пророков были пастухами овец…

Земледельческая цивилизация в своем отношении к природе исходит от ума. Наилучший пример тому — практика генетического «усовершенствования» сельхозкультур и создание ГМО. Тех, кто делает деньги, мало заботят последствия использования таких продуктов людьми, хотя демонстрация заботы о людях выставлена на витрину. Каин тоже имел благие намерения…

Итак, сердце и ум: не символизирует ли скотовод Авель приближение к Богу посредством сердца. А что касается земледельца Каина… не пытается ли он достичь Бога посредством ума? Таким образом, как мне кажется, эта древняя история учит, что попытки прийти к Богу через ум обречены на провал.

И, наконец, что за знамение сделал Господь Каину, имея которое он оказался в безопасности?

По моему мнению, речь идет о том, что ум или решения ума воспринимаются человеком, который еще не обрел способность жить по велению сердца, как его собственные решения. Понятно, что «самого себя» не убьешь. Этим и пользуется дьявол, который: «обещает вам бедность и велит вам делать мерзость» (2: 268), ведь ему дана способность заставить человека «признать правдой его мысль» (34: 20). Именно такое положение дел, в конечном счете, и дает нам возможность научиться различать между умом и сердцем. За мерзость, содеянную по наущению ума, и которая кажется несущим благо решением, раскаяние придет рано или поздно, но придет неизбежно. А за поступок, совершенный по велению сердца, даже если кажется, что человек оказался в проигрыше, раскаяния не будет. Будет только чувство правды, ощущение движения в правильном направлении, по Прямому пути.

Работа в Израиле
Многие Украинцы и Россияне подаются сегодня «за лучшей долей» и ищут заработок за границей, и далеко не все едут туда в погоне за огромными суммами. Большинство – чтобы выжить самим и поддержать семьи, которые бьются из последних сил на нищенские зарплаты.
Кому-то удается устроиться на хорошее место, кому-то – нет, это уж как повезет. Но главное: прибыв на чужую землю, приходится отказываться от частички самого себя, и вовсе не потому, что меняется твой статус. А потому, что меняется мировоззрение. Особенно у тех, кто побывал на земле обетованной. Только не туристом, а наемным работником.
Мне повезло, у меня в роду были евреи, а это дало мне право жить и работать в Израиле. Но у многих нет такого «счастья». И тогда, чтобы работать за границей на законных основаниях, надо или выйти замуж за иностранца, или выиграть и оформить Green Card
Первые шаги и первые испытания.
Еще несколько лет назад я ни за что бы не поверила, что рискну оставить родной город, взрослого, но еще малоопытного в жизни сына, и уеду в чужую страну. Притом, не ради того, чтобы заработать на золото-бриллианты.
Просто, работая на одном из престижных предприятиях более 15 лет за весьма скромные 180 долларов в месяц, с кредитами, которые съедали львиную долю моих доходов, как-то вдруг поняла, что проживаю совершенно не ту жизнь, о которой мечтала. А ведь еще — весьма привлекательная женщина, хорошая хозяйка и совершенно не замужем… Словом, в один июньский жаркий день решилась на отчаянный поступок. Продала квартиру, уволилась с работы и уехала на заработки в Израиль.
Мои приключения начались с бориспольского аэропорта, который запомнился тем, что самый дешевый кофе тянул на 25 гривен, а бутерброд с сыром и ветчиной на целых 50. Посему решила обойтись своими припасами, хотя что-то безусловно царапнуло. Слегка.
Вторая царапина была более чувствительной: таможенный досмотр, бесцеремонный и унизительный. «Встаньте прямо. Руки в стороны. Снимите обувь». Сцепив зубы, я все терпела, успокаивая себя тем, что это всего лишь необходимая процедура, и с каменным лицом четко отвечала на перекрестные вопросы бдительных стражей таможенного контроля.
Ну, а третий раз царапнуло во время посадки. Даже если бы я не знала времени своего вылета и секцию, где проверяли документы и билеты, пассажиров на Израиль ни с кем нельзя было перепутать: солидные мужчины с густой растительностью на лице, в длинных, несмотря на жару, черных длинных пальто и широкополых шляпах. Весьма характерный типаж. Но там я была чужая. Потому, оглядевшись, примкнула к группке украинских молоденьких девчат, которые ехали явно не на отдых. Вот так все стало на свои места: кто теперь я, где я и с кем я. Нельзя сказать, что такой расклад радовал, но, как говорится, «назвался груздем…»

А дальше все было и вовсе просто. Не успел наш самолет набрать высоту, как в салон вошла группа симпатичных стюардесс, которые заученно, на русском и английском языках, растолковали пассажирам, что нужно делать, если самолет потерпит катастрофу.Разумеется, подобный инструктаж для человека, который долгое время не летал самолетом, мягко говоря, обескураживал, хотя я прекрасно понимала, что инструкции и правила везде свои и соблюдаются тщательно. Еда, которую подавали во время полета, была, кстати говоря, совершенно невкусная, но красиво упакованная, что, наверное, и определяло далеко не скромную цену. Но главное: долетели быстро, сели мягко, и даже расщедрились на искренние аплодисменты экипажу. И вот, наконец, я сделала первый шаг на благословенную землю… Хотелось верить, что будет она благословенной и для меня.
Молоко и мед Израиля
Первые впечатления об Израиле были весьма противоречивы. С одной стороны, известнейшие на весь мир экскурсионные маршруты, с другой – пыльные и грязные улицы, жара и странная суета вокруг. И лишь пожив здесь какое-то время, я сталахоть немножко понимать и правильно оценивать не только эту страну, но и ее народ.
Израиль — земля обетованная. Здесь молоко и мед. Здесь нашли прибежище сотни тысяч евреев, покинувшие насиженные места в городах бывшего Советского Союза. Именно в этой стране они научились жить по-новому, соблюдать обычаи религиозного, закостенелого в своем представлении о вере, мещанского и мало интересующегося наукой и творчеством Израиля. Что ж, израильтян тоже можно понять. Зачем им лишний балласт? Со своими проблемами бы разобраться.
Ведь с первых дней основания страны и на протяжении вот уже более 60 лет, , со страшными ее последствиями, горем и страданиями. Хотя, с точки зрения славян, войной весь этот затянувшийся и вяло текущий конфликт назвать трудно. Всего лишь каждый день вой сирены и белесые точки сбитых ракет в мутном, лазурном небе над малочисленными — в отличие от Телль-Авива, городами. Безусловно, неприятно, но… Для нас слово «война» сразу ассоциируется с Великой Отечественной, которую сегодня принято называть уже Второй Мировой. «Вставай, страна огромная!», массовая мобилизация, танки, партизаны, атаки, ужас концлагерей… и, как венец героизма, — День победы и празднование его со слезами на глазах вот уже почти 70 лет.
Здесь все иначе, но, конечно, и слава Богу, что так, а не хуже. Вот только эта постоянная арабо-израильская затянувшаяся война сильно изнуряет.
Потому что на фоне полного благополучия и комфорта, изобилия и сытости, Израиль все время начеку. Жилые дома с небольшими окнами и без балконов похожи на небольшие, но неприступные крепости. На улицах часто можно встретить молодых людей в военной форме, с автоматами и вещмешками. Люди только и говорят, что о войне и о политике государства в целом. Оно и понятно, ведь это их жизнь, их дети, их будущее. Но все равно непривычно. При этом, Израиль не перестает жить привычной жизнью: работают кафе, театры и кинотеатры, почти беспрерывно проводятся экскурсии по историческим местам святой земли. Безвизовый режим сделал эту страну открытой для всех желающих побывать там, где более двух тысяч лет тому назад свершилось великое событие, принесшее людям свободу от греха. И, наблюдая за всем этим, невольно стал напрашиваться вопрос: почему же избранный Творцом народ до сих пор страдает в земле святой?
Реальность и немного философии
Казалось бы, какое дело мне, иностранке, до всей этой ситуации? В любом случае, живут израильтяне намного лучше, чем украинцы, им бы нас пожалеть да поразмыслить, почему нам так невесело живется все эти годы. Ан нет. Вот и возникают вопросы без ответов. Почему раз и навсегда не покончит Израиль эту унизительную для себя войну? Почему, имея хорошо вооруженную армию и отчаянно любящий свою родину народ, правители не покончат с подлым и бесцеремонным вторжением хамаса на свою территорию? Почему весь мир молчит, когда арабские боевики убивают израильских детей и бомбят мирные города? Почему СМИ умалчивают о вероломстве арабов и лихо обсуждают каждую царапину и ссадину на телах жителей Газы? Только потому, что страдающая сторона – евреи?
Впрочем, стоит ли отвечать на этот вопрос… Наверное, все дело в нашей генетической жажде справедливости. Взять, к примеру, эмигрантов из республик бывшего СССР, которые приехали сюда в надежде стать свободными и, наконец, освободиться от унизительного клейма «жид». Приехали, чтобы спокойно жить и творить на благо своей новой родины. Однако – вот парадокс! – и тут они не стали своими, их быт, кухня, привычки резко отличаются от быта коренных израильтян. Потому приезжих тут упорно называют «русскими». Нет, относятся доброжелательно, ни в коем разе не ущемляют, и все равно… Лишь немногие смогли добиться уровня жизни коренных жителей Израиля. Ведь эмигранты понимали, что назад дороги нет, теперь здесь их родина, а потому, и все тяготы, как и радости, придется делить вместе наземле обетованной. Где, как рассказывают, молоко и мед…
Конечно, есть и немало хорошего в этой стране. Здесь едят съедобные кактусы и пьют воду со сладкими кусочками алоэ — вместо привычных нам, славянам, абрикос, вишен и шелковицы. На узких улочках не увидишь привычных каштанов – раскинулись, шелестя восковыми кронами, пальмы, лимоны, манго и гранаты. Дома только из светлых плит, все дворики украшены цветами в горшках и искусственной травой… А уж в домах… Я убедилась, что в этой стране живут улыбчивые люди, которым и во страшном сне не приснится, что можно жить без кондиционера и стиральной машины, ежемесячно получать зарплату в 200 долларов и занимать деньги у всех знакомых, чтобы дотянуть до получки… Но зато здесь нет такихвеселых компаний и посиделок до утра на крохотных кухнях «хрущовок», бесед о высоком и вечном, без гроша в кармане, безудержного веселья в кругу друзей, фонтанирующей беззаботности и искренней любви… Словом, всего того, чего мне особенно не хватало в первые месяцы жизни в новой моей стране. Пусть и временно.
Работа в Израиле — обещания и реальность
Ну, а теперь о насущном, о том, ради чего сюда едут тысячи людей из других стран, в том числе, и с моей родины. О заработках. Уже никого не удивишь тем, что доктора наук, профессора, люди с высшим образованием — а то и двумя — моютполы или посуду в местных забегаловках. Причем, есть среди работников своя классификация.
Стартовая ступенька – никайон. Это слово знают все эмигранты из стран бывшего СССР.

Расшифровываю: «никайон» — означает «уборщица». Приходит, например, в богатый, огромный дом женщина, и за 5 часов делает генеральную уборку с мытьем унитазов, окон, чисткой диванов и ковров – в общем, вылизывает каждый уголок. Никайоны зарабатывают неплохо- 70 долларов за пять часов работы, но труд это адский и, по сути, неблагодарный. Если хозяйка недовольна, может заплатить намного меньше, и отстаивать свои права, разумеется, бесполезно. Одна надежда, что с хозяевами повезет.
Вторая популярная среди русских эмигрантов профессия – «метопелет», что означает — «уход за людьми пожилого возраста». В основном, нужно жить в семье и все 24 часа находиться рядом с подопечным стариком или бабулей. За такую работу платят меньше, но зато вам не придется тратиться на съем жилья и питание, что существенно компенсирует доходы. И добро, если старики попадаются нормальные… То есть, человечные и не очень капризные, а иначе и света белого не взвидишь, и никаких денег не захочется. Хотя, если подумать, здесь хотя бы деньги являются моральной компенсацией, а на родине и этот аргумент частенько полностью отсутствует.
Сходная профессия имеется еще и в доме пристарелых, называется она «бейтовод»: тот же уход за больными стариками. Но эта специальность считается более пристижной, поскольку тут при поступлении на работу требуется медицинский диплом.Кстати сказать, русскоязычных семей, которые имеют возможность содержать служанку, в Израиле очень мало. В основном, это израильские семьи, для которых тысяча долларов — именно в такую сумму ежемесячно обходится прислуга — не играет роли в общем бюджете семьи. На столь ничтожные для Израиля зарплаты соглашаются лишь наши соотечественники. По сей день 45-55-летние женщины из Украины, Молдавии, Филиппин – в общем, стран, находящихся за чертой бедности, съезжаются на землю обетованную в погоне за тысячей баксов в месяц. Ведь эта сумма превышает средние украинские зарплаты даже на престижных предприятиях в пять раз, а на прочих – и вовсе в десять.
Это вечное слово «савланут»…
В Израиле, кроме прочих трудно выговариваемых слов и фраз, есть такие, которые запоминаются сразу и используются очень часто в обиходе, особенно у наших эмигрантов. Одно из них — «савланут». Терпение.
«Савланут» — говорят, когда хотят поддержать и дать совет, подсказать, что еще не все потеряно, и есть надежда, вот только нужно еще немножко потерпеть… «Савланут» — очень часто повторяли друг другу русские евреи, постепенно привыкая к потрескавшемуся от жгучего зноя пустынному пейзажу, к чужой, непонятной для славянского слуха, рокочущей речи, приспосабливаясь к постоянным и безнаказанным провокациям хамаса, стрельбе, бомбежкам, терактам, а также – к личной неустроенности и всепоглощающей тоске по родине…
Да, сегодня они привыкли, многому научились сами и многому научили коренное население. Ведь, с притоком свежей крови, в Израиле начался технический и творческий прогресс. Светлые головы русских евреев активно двигали экономику всей страны различными ноу-хау, идеями и предложениями.
И вот еще важный момент. Нищих в Израиле я видела всего дважды. Лежали они прямо на центральных улицах, очень грязные, в гноящихся ранах и струпьях. Оба — эмигранты из Индии. Ибо в Израиле есть правило: кто работает, тот не голодает и не бедствует. Увы, — сразу невольно подумалось мне — на Украине – даже тот, кто пашет от зари до зари, встает в 4 утра, чтобы в 6 уже быть на смене в шахте или на заводе – бедствуют. И те, кто поднимается немного позже: в 7 утра, отрабатывает свою скромную ставку по совести, тоже – бедствует. В этом и есть разница между нами. А точнее – между государствами. И людьми. Правительствами, ведь израильское даже в годы изматывающей войны достойно заботится о своих гражданах. И об их достоинстве. Мы, славяне, свое достоинство всегда берегли и умели беречь. Но заботы от государства как-то очень мало видели. И от осознания этого факта становится особенно грустно…


__________ __________ __________ __________
__________ __________ __________ __________

Каин, так же известен как Маркус Пирс — сын Адама и Евы, и Первый убийца на Земле. Предположительно в XX веке начал работать в полиции и впоследствии стал уважаемым лейтенантом. Так же является настоящим Грешником.

История

Каин является первым убийцей в мире. Бог заклеймил его и обрек ходить по Земле вечно. Где-то в 20-м веке он встретил мальчика, который в будущем по велению Каина стал известным убийцей по имени Грешник. Сам Каин взял себе имя Маркус Пирс.

Ранее работал в Чикаго, где он утверждает, что Грешник убил его брата, что заставило его покинуть Чикаго и переехать в Лос-Анджелес. Здесь он устроился в полицейский департамент и стал начальником.

На самом деле он искал способы, чтобы умереть, так как ему наскучило быть бессмертным.

Однажды влюбившись в Хлою, он потерял своё клеймо и стал смертным, но позже поняв это решил вернуть бессмертие.

Силы и способности

Бессмертие — так как Бог заклеймил его и обрек ходить по Земле вечно он не болеет и не стареет, а значит не может умереть.

Воскрешение — убить его можно, но не на долго, через несколько минут он воскреснет.

Все сотворенное Господом во времени имеет свою начальную точку отсчета: материальный мир, законы его существования и даже, появившееся вследствие неправильного выбора свободного человека, зло. И только уже потом не будет «ничего нового под солнцем» (Екл.1:9). Так было и с грехом, когда впервые в лице всечеловека Адама люди вкусили его горьких плодов, что повлекло за собой, словно маленький камушек, брошенный с высокой горы, появление целой лавины страстей, сметающих все на своем пути. Проникший в человеческую природу вирус греха подтолкнул первого потомка праотца пролить кровь своего единоутробного брата. Это страшное злодеяние изменило убийцу настолько, что его мрачный образ до сих пор будоражит сознание людей. Для христиан братоубийца Каин — ярчайший пример саморазрушительного богоборчества, а для безумных сектантов-офитов – он, как и змей-искуситель, стал орудием эона Софии, сообщившим человечеству гнозис . И лишь только живое церковное предание, содержащееся в творениях Святых отцов, может пролить свет на эту таинственную личность.

Историческая фактичность. Повествование о кровавом братоубийце берет начало в 4 главе книги Бытия (Быт.4:1-17).Первая женщина, став матерью, надеется в лице Каина найти утешение – радость чадородия помогает ненадолго забыть о потерянном рае. Об этом красноречиво говорит само имя перворожденного – Каин (Кайин) – «приобретение» (от евр. глагола «кана») — это тот, кто, по мнению Евы, должен стать Мессией.

Быт.4:1: Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.

Это имя, как и большинство библейских имен, указывает на будущую судьбу ребенка и одновременно содержит в себе его психологическую характеристику. В противоположность Авелю, Каин – человек, накрепко связанный с материей, воздающий благодарность не столь Богу, сколько земле. Он считает, что в основе его благополучия лежат законы природы; при этом он тут же стремится их нарушить, стать независимым от нее, приобретая как можно больше земных богатств. В этом проявляется детская наивность Каина – ведь люди еще не узнали на практике, что такое физическая смерть, которой все равно богат человек или беден, силен или слаб. Она всех сделает равными и свободными… от тленного богатства.

Кроме того, существительное «Кайин» обозначает медное или железное копье. Это значит, что имя первородного отражает образ человека, с оружием в руках охраняющего свою собственность . Вполне естественно, что плотского, приземленного человека раздражает Авель – человек духовный. Таким образом, причина конфликта между братьями состоит в непринятии и непонимании иной, отличной от своей, системы ценностей.

Быт.4:3-5: Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.

В отличие от жертвоприношения Авеля, в этих стихах не сказано, что конкретно принес Каин от плодов земли – лучшее или худшее; вероятнее – то, что наименее нужно было ему самому. Когда же Каин увидел, что дар его не угоден Богу, им овладело злое чувство: «Поникло лицо его…» Первый, очевидный смысл этих слов говорит о тяжелом внутреннем состоянии, которое всегда отражается на лице человека. В тоже время сказано, что Каин сильно огорчился. «Всего точнее мысль подлинника передает латинский перевод, где вместо «огорчился» стоит глагол iratus – «разгневался»; именно «разгневался и на брата младшего, перед ним предпочтенного Богом, и на самого Бога, как будто Он нанес ему обиду, явив знамение Своего благоволения не ему, а брату». «Кроме того, «поникшее лицо» символически обозначает обращение к низшим силам: в мифологии всех народов существует представление о том , что высшие, благие силы духовного мира находятся наверху в небесах, а низшие, препятствующие всему доброму, — внизу, в преисподней; по-этому обратив лицо вниз ,Каин как бы прибегает к силам преисподней и разрешает им овладеть собой» .

Быт.4:6-7: И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

Обращение Господа через совесть своей целью имело побудить Каина к самоисследованию. Как только человек перестает обращаться к Богу и оставляет добродетель, он тотчас начинает чувствовать, что «у дверей грех лежит». «Здесь употребляется древнееврейский глагол «равац» «лежать», который применяется по отношению к животному, но не к человеку». Таким образом Сам Господь дает людям первые навыки аскетической борьбы с «лежащим животным», т.е. низшим греховным началом, которое пребывает в подсознании и стремится поработить человека.

Некоторые экзегеты (в частности Щедровицкий) утверждают, что братоубийству предшествовал длительный период, когда Каин всматривался в последствия благословения Божия, данного Авелю (он получил огромный приплод скота, а Каин не собрал в том году урожая вообще; и это его особенно обидело и разгневало). Профессор Лопухин А.П., цитируя Иерусалимский таргум, добавляет: «Ближайшим предлогом к злодеянию Каин избрал спор с Авелем о вечной жизни, Божественном Провидении, об обетованном Потомке» .

Быт.4:8: И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.

По преданию, первое в истории человечества убийство произошло на горе Касьюн, у подножия которой сейчас расстилается пятимиллионный город – столица Сирии Дамаск.

Быт.4:9: И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?

Трудно не заметить созвучности слов сказанных Господом Каину и Адаму после их падений:

Быт.3:9: И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? Отсюда видно, что Бог не карает грешника немедленно. Он дает время опомниться и вернуться на правый путь по свободному волеизъявлению человека, т.к. праведность порожденная страхом наказания в нравственном отношении не имеет ценности. Но братоубийца не принимает распростертых объятий Любящего Отца-Бога и горделиво отвечает: «Не знаю; разве я сторож брату моему?» Этим Каин нагло отрицает свою вину и пытается обмануть Всеведущего Творца.

Быт.4:10: И сказал (Господь): что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.

Господь впервые проклинает человека , уподобившегося первому убийце – змию. «Сама земля обагренная кровью невинного страдальца, превращается в орудие наказания для убийцы, лишая его своих естественных даров».

По учению Священного Писания, кровь является материей оживляющей землю. Господь создаёт целостного человека – «нефеш», вдыхая в Него дыхание жизни, которое есть движение физической и духовной крови. Внешне это представление о крови отражено в самой этимологии еврейского слова «дам» – от «адама» – красный – человек, с которым заключается завет в его собственной жизни (крови). С появлением греха – происходит внутреннее рассечение неделимого человека: сначала прикровенно – духовной смертью, а затем и наглядно – физической, когда с истечением крови из организма выходит жизнь, что приводит к болезненному разлучению души от тела. Впервые вкусил физическую смерть Авель и его кровь безудержно «вопияла от земли» (Быт.4:10–12) из-за неестественности этого состояния.

Быт.4:13: И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно;

«В переводе семидесяти стих 13-ый переведен так: «Грех мой слишком велик, чтобы он мог быть прощен». Греческий глагол «быть прощенным» (отпущенным) , который был употреблен Каином, встречается в Пс.31:1, в том же смысле: «Кому отпущены беззакония». Ощущение богооставленности и уныния, овладевшее братоубийцей, – это типичный дьявольский прием: до совершения сатана представляет греховный поступок незначительным и естественным, но после падения это же действие выглядит непростительным. Демон умело играет чувствами, заставляя подчиняться своей воле, что в итоге приводит к духовной и физической гибели человека.

Быт.4: 14: вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.

Лукавый дух, поселившись в сердце Каина, пытается выставить виноватым Бога, а не самого грешника, потакая людской гордыне и самолюбию. В действительности не Господь гонит Каина, а он сам бежит, мучимый животным страхом перед смертью, поскольку совершивший зло боится точно такого же воздаяния. Впоследствии Сам Господь объясняет причину этого ужаса:

Быт.9:6: кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию.

Возникает вопрос: «Кого же боялся Каин?» «Самым разумным и правдоподобным будет предположение, что он боялся мщения со стороны всей вообще фамилии своего отца, как настоящей, так и будущей. Возможно допустить, что даже ко времени братоубийства Каина, относимого к 130г. (а по LXX – 230г.) жизни прародителей, семья их не исчерпывалась этими , названными в Библии сыновьями, а состояла и из других сынов и дочерей ( Быт.5:4)».

Быт.4:15: И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

«Всемеро» — евр.»шив’атайим». Это выражение можно понять и как «в седьмом поколении». Щедровицкий считает, что именно в седьмом поколении от Адама был убит Каин своим же потомком Ламехом, и приводит толкование на » песнь Ламеха». «По преданию,- говорит он – Ламех был слеп и ему прислуживал отрок, который водил его, направляя его лук на охоте. Каин был тогда еще жив. Но чем больше проходило времени, тем больше боялся и страшился он, одержимый манией преследования: он бежал из основанного им города Еноха, скрывался в лесах, прятался в камышах, одевался в звериную шкуру, чтобы быть незаметным в зарослях. Чем дальше, тем грознее проявлялось в его жизни проклятие Божие, и он боялся, что сбудутся его собственные слова: «всякий, кто встретится со мной, убьет меня» (Быт.4:14). И вот однажды, когда Ламех со своим отроком охотился, что-то зашуршало в камышах, и мелькнула звериная шкура. Отрок направил лук Ламеха в ту сторону, и Ламех поразил стрелой скрывавшегося там Каина. Подбежав, отрок увидел, что произошло, и сказал об этом Ламеху. в гневе Ламех сильным ударом убил отрока, по вине которого он выстрелил в своего предка, Поэтому смерть «мужа», т.е. Каина для совести Ламеха «язва», а убийство отрока – «рана». О врагах бы так сказано не было».

Если говорить о «знамении», которое сделал Господь Каину, то существует огромное количество мнений на этот счет:

1. Он заболел проказой, и каждый, кто видел его в таком состоянии, считал Каина уже наказанным Богом;

2. На лбу у Каина вырос рог;

3. На его лбу Господь сделал надпись, которая нагоняла священный ужас на читающих ее (Блаженный Феодорит: Само определение Божие было знамением, воспрещавшим умертвить его);

4. Ему был дан пес для охраны его жизни, с которым Каин не расставался и в своем жилище (следовательно, обычай вводить в свои дома собак восходит к Каину и может быть назван каинитским).

Быт.4:16-17: И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.

Уйдя от лица Божия, Каин построил город и сделался родоначальником людей, посвятивших себя искусству и науке. Каиниты все силы отдавали для создания «рая на земле»; их цивилизация, достижения в науке, культура – это попытка бегства от мысли, что придется встретиться с нематериальным, неподдающимся рациональному анализу. В истории мы видим множество примеров тому, как цивилизации, забывшие о Боге, просто исчезли, что случилось и с каинитами – потоп стер их с лица земли (Быт.7:21-23).

Новозаветное понимание личности братоубийцы.

Образ Каина у апостола Иоанна Богослова ассоциируется с миром, в котором царствует грех и ненависть. Лежащему во зле миру противопоставляются сыны Божии, живущие в истине и любви . История мира сего – это история ненависти и братоубийства, восходящая к Каину и Авелю. По мнению Иоанна, ненависть Каина коренится в полной несовместимости его побуждений с побуждениями Авеля (Ин. 3,19; 8,37), той несовместимости, которая всегда будет существовать между миром и народом Божиим (ст. 13). Отсутствие такой враждебности в среде детей Божиих — свидетельство того, что они «перешли из смерти в жизнь» (ст. 14). Погруженные в суету и забывшие о Своем Творце, материалисты видят в христианах свое осуждение; они видят, кем они не стали и кем, должны были бы стать; а поскольку они не имеют желания меняться, то появляется завистливое стремление уничтожить тех, кто напоминает им об их утерянной добродетели.

Иуд.1:11: Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей.

«Путь Каинов» — это восстание против Бога, порождающее братоубийство . Согласно иудейскому преданию, на которое ссылается, по-видимому, апостол Иуда, Каин был прообразом всех грешников . В иудейской традиции Каин символизировал следующее:

  • а) Он был первым в человеческой истории убийцей и, как сказано в Книге Премудрости Соломона «неправедный погиб от братоубийственной ярости» (Прем. 10,3). Вполне возможно, что апостол Иуда подразумевает, что те, кто вводит в заблуждение других, являются убийцами душ человеческих и, тем самым, духовными наследниками Каина.
  • б) Помимо этого определения, в иудейской литературе Каин стал символизировать нечто большее. У Филона Александрийского он олицетворяет эгоизм. А в раввинистическом предании он выступал как циник. В Иерусалимском Таргуме в его уста были вложены слова: «Нет ни суда, ни судьи; нет иного мира; добродетельным не будет великой награды, а нечестивцам не будет мести. Жалости и сострадания нет ни в творении, ни в управлении миром». Для иудейских мыслителей Каин был циничным и материалистически мыслящим скептиком и безбожником, не верившим ни в Бога, ни в нравственный порядок на земле, и позволявшим, потому, все, что ему хотелось. Таким образом, Иуда обвиняет своих противников в том, что они оказывают открытое неповиновение Богу и отрицают нравственный порядок мира. И сегодня остается истиной, что человек, вставший на путь греха, должен считаться с Богом и убедиться в том, что никто не может безнаказанно игнорировать господствующий в мире моральный порядок.

Евр.11:4: Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.

Издревле Авель воспринимается как первый, кто прообразовал искупительную жертву Христа, пострадав за праведность и веру. Исходя из вышесказанного, можно смело утверждать, что Каин, пролив кровь своего брата (которая и ныне вопиет из земли), прообразовал безумных распинателей Господа. Уподобясь первому убийце, они (сами того не понимая) принесли Великую Голгофскую Жертву (апостол Павел так говорит по этому поводу: Евр.9:22: без пролития крови не бывает прощения).

Толкование образа Каина в святоотеческом понимании

Святитель Кирилл Александрийский, разбирая грехи совершенные братоубийцей, говорит: «Первый грех был тот, что Каин неправильно разделил и не посвятил Богу того, что было превосходнее всего. Второй – тот, что он, познав грех, не обратился к покаянию и не исправил прегрешения своего обращением к лучшему, но возогревал гневом и разражен был прославлением ближнего, тога как должно было бы лучше соревновать последнему, а не считать его врагом и взирать на него неправедными очами. Третий же и как бы какой приступ к совершению дикого убийства – неукротимая зависть. Четвертый — то самое: пойдем на поле -доказательство коварства и лести. Пятый – преступление нечестивого скверноубийства. В шестой грех ему может быть вменена ложь перед Богом. В седьмой же – мысль, что он может, вопреки изволению Божию, избежать наказания, будучи лишен телесной жизни недобровольно. Но положи Бог знамение на Каине, еже не убити его всякому обретающему его. Изыде же Каин от лица Божия. И тотчас он подвергся проклятию, и последовал способ отвращения: ибо каким образом всечистое и святейшее естество может взирать на человека, дошедшего до крайнего предела всякого зла?». Таким образом, святитель Кирилл повторяет иудейское предание о Каине, как прообразе всех грешников (см. выше).

Святитель Амвросий Медиоланский учит, что «Каин представляет народ Иудейский, Авель -Христа… Каин, водимый ненавистью за то, что Господь призрел на Авеля и на дары его, убил его:подобным образом и Иудеи, видя знамения, творимыя Христом, убили Того, Который был братом их по плоти». Учение святителя Амвросия согласуется с пониманием личности Каина апостолом Павлом (параллель с Евр.11:4, см. выше).

Блаженный Иероним Стридонский подчеркивает, что в Священной Истории очень многие старшие дети отвергались Господом из-за их нравственных недостатков: «Старший Каин отвергается, а младший Авель избирается».

Преподобный Ефрем Сирин делает особый акцент на лживости Каина: «Умертвив брата своего, он ложно уверял родителей своих, будто бы Авель введен в рай, потому что благоугодил Богу, и говорил: вот о введении его в рай свидетельствует благоугодность его жертвы. Ибо соблюдение заповеди вводит в рай, как преступление оной изгнало вон из рая. Когда Каин думал, что обманул родителей своих, и некому отомстить за Авеля; тогда является Каину Бог».

Святитель Тихон Задонский считает, что главной причиной братоубийства была зависть: «Цель в том, чтобы того, кому завидуют, видеть в неблагополучии. Она рождается, когда начинается благополучие другого; перестает, когда прекращается его благополучие и начинается злополучие. Так, завистью низринуты наши праотцы из высокого блаженства в бедственное состояние. Зависть научила Каина восстать на брата своего Авеля и убить его».

Святитель Феофан (Затворник) говорит о духовном огрубении Каина (своего рода «окаменение сердца», характерное для закоренелых грешников): «То дивно, что после убийства он жил, как и все: имел детей, устроял семейный быт и житейские отвержения держал; Печать же отвержения и отчаяния все лежала на нем. Стало быть, это дело внутренне, которое совершается в совести, из сознания своих отношений к Богу, под действием тяготящих ее дел, страстей и греховных навыков».

Святитель Филарет (Дроздов) изъясняя историю двух братьев, делает попытку исследовать загадочное «знамение»: «Немногое потребно было, чтобы соделать Каина неприкосновенным для встречающихся ним. Начаток страшного знамения на нем положен уже тогда, когда поникло лице его. Тогда внешняя природа человека, сотворенная отпечатком внутренней, менее была искажена и разрознена с сею последнею, ужас и отчаяние Каина могли образовать во внешнем его человеке ясную и неизгладимую печать отвержения, которая бы соделывала его живым памятником суда Божия и удаляла бы от него всех его видящих».

Из хроники некого монаха Георгия (XI в.): «Первая кара – «проклят ты от земли». Вторая кара — «будешь возделывать землю».Третья – «она не станет более давать силы своей для тебя». Четвертое наказание связано с пятым: «ты будешь изгнанником и скитальцем на земле». Шестое открыл сам Каин, сказав:»От лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле». Это наказание – отлучение от Царствия Бога – самое тяжелое для целомудренных. Седьмая кара в том, что проклятие было не скрыто, а возвещалось каждому». Это учение напрямую перекликается с учением святителя Кирилла Александрийского о семи грехах Каина (см. выше) и является его логическим продолжением.

Из богосужебных текстов. Наиболее красочно описывается состояние первого убийцы в Великом Каноне преподобного Андрея Критского, который читается во дни Святой Четыредесятницы (собственно сама паремия Быт.4: 8-15 положена на вечерне во вторник второй седмицы Великого поста) . Текст Канона призывает молящегося сокрушенно восклицать : «уподобившись Каину, я сознательно сделался убийцей своей души!» (Вторник,1 песнь). «Мы, злосчастная душа, как Каин принесли порочную жертву – нечестивые дела и непотребную жизнь; потому то мы и осуждены» (там же) . Из приведенных тропарей видно, что автор Великого Канона придерживается общепринятого толкования образа братоубийцы, как прообраза всех грешников.

Заключение. Если подвести итог вышеизложенному, то можно обозначить следующие мысли: Предание Церкви воссоздаёт удивительно точный и яркий психологический портрет Каина. Из его истории мы можем вывести для себя две важные истины: во-первых, в ней говорится о зависти. Мы постоянно подражаем первому убийце в повседневной жизни, идя богоборческим «путем Каина» (Иуд.1:11), т.к. зависть отравляет все существование человека и убивает в нем все добрые чувства. Во-вторых, эта история передает жуткое ощущение, что в мир пришла физическая смерть. Она явилась одновременно проклятием и благословением. Проклятием – для материалистов, подобных Каину, страшащихся взглянуть ей в глаза, ибо души их давно умерли, и они цепляются только за сиюминутное земное счастье. И благословением для праведников, ожидающих радостной встречи лицом к лицу со Христом – смерть помогает вернуть «потерянный рай», «идеже несть болезнь, ни печаль, но жизнь бесконечная».

Библиография

1. Библия пересказанная для новоначальных. М.,2006.

2. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания под редакцией А.П.Лопухина. М.,2000.

3. Виссарион (Нечаев),еп. Толкование на паремии из книги Бытия.

4. Св. Ефрем Сирин. Творения. Том 6. М.,1995

5. Канон Великий. Творение св. Андрея Критского. М.,1997.

6. Творения свт. Кирилла архиепископа Александрийского. Книга 2. М.,2001.

7. К.Х.М. Заметки на книгу Бытия. Перевод с английского.

8. Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. Мин.,2004.

9. Свт. Филарет ( Дроздов). Толкование на книгу Бытия. М.,2004

10. Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево. М.,2003.

11. Толкования св. отцов на мессианские места Библии. Книги законоположительные и исторические. М.,2000.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *