Как бог создал ангелов?

  1. Кто такие ангелы?
  2. Бог и мир ангелов
  3. Ангелы добра и зла
    1. Грехи и недуги людей
  4. Ангелы хранители
  5. Несущие трон Бога
  6. Архангелы
    1. Джибриль
    2. Азраил
    3. Микаиль
  7. Отношение ангелов к верующим
  8. Ангелы могилы
  9. Ночь могущества и нисхождение ангелов
  10. Крылья ангелов
  11. Отношение ангелов к науке и искусствам
  12. Кого проклинают ангелы?
  13. Роль ангелов во время Конца Света и Дня воскрешения
  14. Ангелы Рая и Ада

Одним из шести столпов Имана является вера в мир ангелов. Священная Книга Коран говорит об этом следующее: «Благочестие заключается не в том, кто в какую сторону молится: на восток или запад. Благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Судный День, в мир ангелов, в Писания, в пророков Божьих» (сура 2:177).

Мир ангелов представляет собой невидимое измерение, которое существует параллельно человеческому миру, но пересекается и взаимодействует с мирозданием, в котором существует человечество.

Кто такие ангелы?

Ангелы – это существа, которые были сотворены Аллахом из света. Они бесполы, обладают невероятной силой, и покорны Всевышнему Господу во всем. Для мира ангелов законы физики не актуальны – они не действуют в нем. По повелению Создателя ангелы сопровождают человека на всем протяжении его жизни в земном и загробном мире, ему помогают и защищают, поправляют и наказывают по приказу Всевышнего. Ангелы намного более могущественнее, чем люди и чем джинны – их называют «высшим обществом» в Священном Коране. Все они безгрешны, среди них нет падших. Сатана, являющийся в Христианстве падшим ангелом, в Исламе является всего лишь одним из джинов, который был достиг уровня ангелов в поклонении Богу, но по причине своей зависти, гордости, высокомерия был изгнан из Рая так и непокаявшимся.

Как сказано в Святом Писании, ангелы были сотворены Богом, и выполняют различные функции, возложенные на них Всевышним. Некоторые являются посланцами — связующим звеном между Богом и пророками, между Богом и людьми, а также осуществляют связь между Господом и джиннами. Ангелы осуществляют связь с человеком в момент рождения, и в момент наступления смерти, а также в тот момент, когда человеку на долю выпадают трудности, которые он должен преодолеть.

Они были сотворены Всевышним раньше человека, хотя об этом не сообщается напрямую в Святом Писании или Сунне, но есть упоминания, которые указывают на это: «И вот сказал Господь твой ангелам: «Я установлю на земле наместника» (сура 2:30). Ангелы прекрасны, но не подобны человеку. У них нет пола, среди них нет мужчин или женщин, и о том, что ангелы могут размножаться, нет упоминаний в Коране или в Сунне.

Бог и мир ангелов

Также в Коране есть такие аяты об ангелах и их поклонению Богу: «Гром возвеличивает Его с благодарностью, и ангелы восхваляют Его из трепета пред Ним. Он ниспосылает раскаты грома и молнии, настигая этим тех, кого пожелает» (сура Гром, 13 аят).

Ангелы не подвластны времени нашего мира, ведь в Коране сказано, что они могут подняться к Богу, который неограничен ни временем, ни местом, и получить святые Божественные указания в любой момент, как только Всевышний призовет их к месту сбора. Под понятиям «дня» в мире ангелов подразумевается, они могут преодолеть расстояние, на которое людям бы потребовалось пятьдесят тысяч лет в земном мире.

Всевышний не разговаривал с людьми напрямую, а только посредством обращения через завесу, которая разделяла Бога и человека или посредством Божественного Откровения, которое озаряло разум Посланника Аллаха ﷺ и пророков. Еще одним способом общения Всевышнего с людьми было посылание гонца (посланца) в мир джинов или людей, то есть ангела, который с разрешения Создателя внушал Божественное Откровение человеку, избранному Всевышним Аллахом в качестве пророка, такая важная роль была отведена архангелу Джабраилу. Ангел мог показаться человеку, а мог явиться к нему бесплотным духом.

Ангелы добра и зла

В Исламе нет ангелов, которые совершают какие-либо злые поступки, но есть ангелы записывающие плохие и добрые дела. При человеке находятся постоянно два ангела писаря, как сообщается о них в Священном Коране «благородные писари», которые видят и фиксируют все, что связано с человеком – они знают все, что делают люди, пребывая неотступно с каждым, находясь справа и слева, оставаясь невидимыми подобно духу. Те, кто находится справа, или старшие, фиксируют благие дела человека, а те, кто находится слева, или младшие, записывают нехорошие человеческие поступки, его грехи. Такие ангелы писари парами сменяют друг друга ночью и днем.

Всевышний сказал в суре Каф, 16-17 аят: «Мы сотворили человека», то есть даровали жизнь каждому из представителей человечества, и «знаем все, что ему его душа нашептывает», то есть все мысли человека, разговоры с самим собой и его размышления. И «Мы ближе к нему посредством Своей осведомленности и знания Своего, чем находится к человеку его шейная вена». У всех людей в мире есть два ангела-писаря, которые записывают все, что исходит от человека, они сидят по одному справа и слева подобно невидимым духам: «Двое ангелов сидят справа и слева и принимают (записывают деяния)». Любое слово, которое скажет он, обязательно встречает могущественный наблюдатель, который находится всегда наготове, то есть один из двух ангелов.

Ангелы собирают свидетельства, фиксируя все то, что говорят и делают люди, и эти ангельские свидетельства потом будут использованы, как и сотни других доказательств и освидетельствований, когда придет время вынести справедливое и наглядно продемонстрированное Божье решение по каждому из тех, который является потомком Адама и Евы. И это решение не зависит от того, кем был он, каково было его мирское положение, был ли он строителем или министром, и какого он был вероисповедания – был ли он атеистом или иудеем, мусульманином или христианином. Поэтому каждый человек в мире должен следить за своими словами и высказываниями, ведь любое необдуманное слово может добавить вес на чашу весов деяний не в его пользу. Много грехов людей происходит от их языка, поэтому следует всегда помнить, что спасение верующего – в молчании.

Ангелы сменяют друг друга во временной промежуток между утреней молитвой и послеполуденной: об этом сказал Пророк Мухаммад ﷺ, говоря, что одна ангельская группа, охраняющая верующего, сменяет другую ночью и днем, принимая и сдавая свой ответственный пост на утренней и на послеполуденной молитве. Те ангелы-хранители, которые освобождаются, возносятся в небесный мир, и там Всевышний спрашивает их о том, в каком состоянии они оставили того, которого они охраняют. И если тот, кого ангелы охраняют, является верующим, соблюдающим обязательные молитвы и понимающим их важность, то ангелы-хранители отвечают, что покинули его в то время, когда он молился или готовился к молитве, а когда они вернулись, то застали его также в поклонении.

Грехи и недуги людей

Поступки и проступки людей ангелы фиксируют не сразу – они какое-то время выжидают и не напишут их в личное дело человека. Как сказал Посланник Аллаха ﷺ, если верующий совершил грех, то ангел, который должен записать это, в течение шести часов выжидает – раскается ли грешник в том, что он совершил, попросит ли у Аллаха прощения, сделает ли все, что от него зависит, чтобы исправить это греховное деяние. Если он раскается и постарается исправить совершенный грех, то этот его проступок будет аннулирован, и когда настанет День Суда, этот проступок не повлечет за собой наказание в виде мучений и страданий. Этот хадис передает ат-Табарани.

Относительно физических недугов людей и отношения к этому ангелов Пророк Мухаммад ﷺ сказал следующее: если постигнет болезнь мусульманина, которая ограничит его физические возможности, будет ли это лихорадка, которая прикует к постели его, или перелом конечности обездвижит его, то Аллах дает поручение ангелам-писарям: «Пока он будет в Моих «оковах», пишите ему за каждый прожитый день и прожитую ночь столько благого, сколько было совершаемо им обычно в период здравия» (Ахмад).

Ангелы хранители

Другая категория ангелов, которые непрестанно могут находиться с человеком — это ангелы-хранители. Они находятся, как гласит Коран, позади человека и впереди него, оставаясь невидимыми подобно духу, и сменяют друг друга. Человека днем охраняет определенное число ангелов-хранителей, другие же охраняют его ночью, защищая от всего и всех по приказу Всевышнего.

Ангелы находятся при любом человеке – это не зависит от того, верующим является человек или нет: каждый, пришедший в этот мир, пользуется теми благами, которые даровал человечеству Аллах, и каждому Бог дает ангелов-хранителей, которые оберегают и будут оберегать в будущем по велению Создателя в соответствии с Божественным Замыслом и Его мудростью. В Священной Книге Коран сказано, что нет в мире такой души, у которой ангела-хранителя не было бы. Но ангелы-хранители могут отступить от человека, если ему грозит неприятность, которая посылается ему по велению Всевышнего в наказание за что-то или в качестве испытания. Ангелы-хранители находятся возле опекаемого попарно: один впереди человека, а другой – позади него, и эту пару сменяет другая пара: одна пара находится возле него днем, а другая – ночью.

Несущие трон Бога

Есть особая категория приближенных небесных ангелов, которые несут Трон Бога. О Небесном Троне Всевышнего известно, что он является величайшим творением Господа, и наша Земля вместе со всеми небесами по сравнению с Небесным Троном Всевышнего – всего лишь колечко, которое брошено посреди пустыни. Те ангелы, которые находятся рядом с Небесным Троном, прославляют Создателя с благодарностью, они – носители веры, и они обращаются ко Всевышнему с мольбой о прощении прегрешений верующих, которые раскаялись и последовали Божьему пути, с просьбой о защите верующих от адских мучений.

Как сказал Пророк Мухаммад ﷺ, ему было разрешено рассказать своим сподвижникам и последователям о группе ангелов, несущих Трон Божий. У каждого из этих ангелов между плечом и мочкой уха расстояние равное семистам годам пути – такое время понадобится в земном мире, чтобы преодолеть это расстояние, а ведь это всего лишь один из ангелов, который является Божьим творением, а их — бесчисленное множество. Пророк ﷺ сказал это для того, чтобы люди не старались уместить в свой разум, который, хоть и был создан совершенным, но остается ограниченным, представление о Создателе миров.

Архангелы

Четыре ангела в мире относятся к высшей категории, то есть являются архангелами – это архангел Джибриль (Гавриил), архангел Микаил (Михаил), архангел Азраил и архангел Исрафил (Рафаил) – их называют в исламе мукаррабун, что в переводе с арабского означает «приближенные».

Джибриль

Приводится в хадисе, что если Всевышний полюбит человека за его дела и устремления, за его поступки и намерения, то Он обратится к архангелу Гавриилу (Джабраилу) с такими словами: «Я люблю того человека, полюби же его и ты». И тогда архангел Джабраил станет питать любовь и самые добрые чувства к тому человеку и воззовет в небесах: «Воистину, Всевышний любит того человека, так возлюбите же его и вы!». И тогда обитатели небесного мира возлюбят его, и в земном мире этот верующий получит благословение – все будет получаться у него самым лучшим образом, за что бы он ни взялся, чего бы он ни пожелал нужного и полезного для себя, и все свои испытания и трудности в земном мире будет преодолевать осознанно, последовательно и результативно, будто незримый дух будет вести его через все препятствия (Бухари, Муслим).

Именно архангел Джабраил передал от Бога Священное Писание Коран пророку Мухаммаду ﷺ, он очень большой и имеет 600 крыльев занимающих Восток и Запад.

Азраил

В Коране и сунне имя Азраил не упоминается и вместо этого употребляется Маляк аль-маут (араб. ملك الموت‎ — ангел смерти). Но есть упоминания этого имени в некоторых асарах (непророческих приданиях), которые взяты из евреизмов. Поэтому, не приемлемо как категорическое отрицание, так и утверждение о правильности называть ангела смерти этим именем — Азраиль. Исходя из этого мусульмане не утверждают, что имя Ангела Смерти — Азраиль, но и не отрицают.

По словам Пророка Мухаммада ﷺ в хадисе, душа верующего мусульманина выходит испариной или потом, а душу неверующего будут извлекать как душу осла (Табарани). Процесс смерти верующего, за которым были записаны грехи, будет ужесточаться, и это его прегрешения искупит.

Микаиль

Архангел Михаил или Микаиль относится к архангелам высшей категории и раздает пропитания творениям Бога. Архангела Михаила называют ангелом милосердия. Он выполняет пророческие миссии, управляет облаками и ветром.

Отношение ангелов к верующим

Верующие должны вспоминать Всевышнего часто и много, и не столько словами, как самим своим мироощущением и состоянием, побудительной мотивацией, задачами и целями. Каждый должен помнить, что жизнь ему дается всего один раз, и Богом в этой жизни заложен огромный потенциал интересного, благого и прекрасного. Верующие должны возвеличивать Создателя в начале дня и в конце самым лучшим образом и помнить, что Всевышний дает человеку свое благословение, необходимое для благополучия в земном и небесном мире. Ангелы возносят молитвы за него, чтобы вывести его из многослойной тьмы грехов и печалей, сомнений и смятений, страхов и страданий, и привести к свету, вере, душевной радости. Всевышний был и остается к верующим Милостивым – к тем из людей, чья вера сильна не только на словах, но во всех проявлениях и поступках, в делах их и сердце.

По словам Пророка Мухаммада ﷺ, когда один мусульманин молится за другого в его отсутствие, эту мольбу сопровождают ангелы своими мольбами ко Всевышнему, чтобы Аллах принял ее и одарил молящегося самым наилучшим образом тем, что он просит за другого. (Муслим)

По словам Пророка Мухаммада ﷺ, за любого человека молятся ангелы, пока он не сходит с того места, на котором совершают намаз и пока его состояние ритуальной чистоты не нарушится. Пока верующий находится в молитве и в состоянии ритуальной чистоты, ангелы обращаются к Богу с мольбой о прощении прегрешений его и о помиловании для него. (Бухари, Муслим)

Сказано также, что на пятничную проповедь и молитву становятся ангелы на входах во все мечети мира, смотрят и записывают тех верующих, которые входят первыми в мечеть, помещая их имена в ангельские списки благословенных. Те, кто приходит заблаговременно, первыми за час до начала пятничной молитвы или джума-намаза, больше получат от Аллаха благодатного воздаяния. В момент, когда к собравшимся входит и садится на минбар имам, ангелы свои списки сворачивают и готовятся слушать внимательно проповедь.

Особое отношение у ангелов к людям щедрым. Сказано, что два ангела спускаются в наш мир каждое утро, и один из них обращается к Богу с мольбой о том, чтобы воздал Он щедрому значительной прибылью как в духовном плане, так и в материальном, удаляя от его судьбы беды и неприятности. Второй же обращается с мольбой к Господу, чтобы воздал он скупому убытком или потерей. Каждый верующий должен проявлять свою щедрость прежде всего к своей семье, к родственникам, гостям, а также проявлять щедрость в совершении добрых дел.

Для верующих ангелы являются покровителями, составляют их опору и поддержку как в мирской жизни, так и в вечном мире. Они сулят богобоязненным в Раю все то, что может пожелать человек и чего он попросит.

Ангелы могилы

Тех же людей, которые не верят или не определились в своей вере, желающих усидеть на двух стульях, ангелы будут также оберегать, как и всех остальных, и защищать их. Их дела будут тоже зафиксированы. Когда же наступит их смерть и они так и не уверуют, не осознают постулаты веры и не определятся с тем, что является единственно ценным и важным, не осознают непостижимость Бога и Его единственность, отношение ангелов к таким неверующим, атеистам, лицемерам и язычникам резко изменится.

Сказано, что умерщвлять таких людей будут ангелы, сопровождая их смерть ударами по спине и лицу металлическими дубинами, и итог их будет плачевным, по причине того, что они неустанно следовали в своей жизни делам, вызывающим Гнев Божий, хотя в земном мире у них было право выбора, используя которое, они выбрали греховный путь и скверную судьбу, совершая порочные поступки, пренебрегая довольством Бога, отвернувшись от пути веры и благочестия. И все их благие дела, которые они совершили в своей жизни, будут обрушены Господом за то, что жизнь свою они прожили без веры, не соблюдая постулаты Бога, и все светлые проблески их благих деяний затмит мгла грехов. Жирной точкой в конце их пути станет отсутствие веры – эта точка перечеркнет все надежды их на спасение.

Сказано, что нет никого грешнее, чем те, кто измышляет клевету или ложь в адрес Бога, кто говорит о получении им Божественного Откровения, не получая ничего, и кто имеет смелость утверждать, что ниспошлет Священное Писание, подобное тому, что ниспослал Бог. Состояние таких безбожников, «смелых» грешников, тиранов, которые притесняли других или себя, будет плачевным и ужасным – они будут агонизировать в пучине боли, которая овладеет ими в момент смерти, когда душа будет отделяться от тела. Тогда воскликнут ангелы с распростертыми руками: «Выводите свои души!», но душа не пожелает выходить из тела, и тогда они начнут насильно вырывать душу из живой материи. И в этот момент воздастся таким людям унизительными наказаниями за всю ту ложь, которую говорили они о Боге, за их надменность и высокомерие перед знамениями Бога.

Ночь могущества и нисхождение ангелов

Ляйлятуль-кадр – величественная святая ночь в Исламе в месяц поста Рамадан, выпадает на одну из последних десяти нечетных ночей. В эту святую ночь поклонение Богу, и любые благие деяния, даже самые мелкие и бытовые, для Божественного воздаяния имеют большую силу и более значимы, чем те, которые совершал человек на протяжении множества месяцев.

Об этом сказано в Священной Книге Коран: в святую ночь Ляйлятуль-кадр (Ночь могущества) был низведен на землю Всевышним Аллахом Священный Коран. Ночь Ляйлятуль-кадр лучше тысячи месяцев. Сказано, что в эту ночь ангелы спускаются на землю, и с ними архангел Джабраил (Гавриил), и ангельское присутствие ощущается в каждом деле. В эту ночь до самого рассвета устанавливается мир и спокойствие в делах верующих.

В переводе с арабского языка слово «аль-кадр» переводится как «теснота», и, по мнению некоторых богословов, в ночь Ляйлятуль-кадр на землю спускается огромное количество ангелов – их становится настолько много на земле, что им становится тесно.

Крылья ангелов

Ангелы обладают крыльями – их может быть по два, а также по три и по четыре, и больше. Бог может преувеличить то, что пожелает в своем творении, потому что Создатель способен создать все, что Он пожелает, и человеческое сознание не способно даже представить масштабы творения Бога.

Приводится в хадисе случай, когда Пророку Мухаммаду ﷺ посчастливилось увидеть архангела Джабраила – у которого было шестьсот крыльев, и между каждой парой крыльев расстояние составляло размеры между востоком и западом, восходом и закатом.

Отношение ангелов к науке и искусствам

По словам Пророка Мухаммада ﷺ, Бог облегчает путь в Рай для тех, которые приобщают себя к новым знаниям, кто идет по своему жизненному пути в стремлении приобрести благое, полезное знание о Всевышнем Аллахе и религии Ислам. Для таких людей ангелы расстилают свои крылья, проявляют к ним свое уважение и показывая им свое довольство. Все живое в земном мире и небесном молится за ученых, которые прошли многоуровневый путь в теории исламских наук, реализовывая приобретенные знания на практике с искренностью и неизменностью. (Абу Дауд, Тирмизи и другие).

Относительно искусства, особенно изобразительного, отношение у ангелов строится на некоторых принципах. По словам Посланника Аллаха ﷺ в хадисе, переданном Бухари и Муслимом, ангелы не заходят в те помещения, где есть тасавир и тамасиль, где находится изображение. По мнению имама аль-Хаттаби ангелы не входят в дома, где есть изображения или статуэтки, запрещенные по Исламу. Если же у статуэток нет четких контуров человеческого лица или они не имеют никакого отношения к изображению человеческих лиц и животных, то такие предметы искусства не противоречат Шариату и не мешают присутствию ангелов.

Кого проклинают ангелы?

Также Пророк Мухаммад ﷺ в хадисе говорил, что ангелы проклинают, направляющего на других людей оружие, до тех пор, пока он не опустит оружие (Муслим). Это касается как серьезной угрозы, так и оружия, поднятого в шутку – любое действие, при котором оружие направляется на человека, недопустимо с точки зрения ислама. Исключение составляет лишь тот случай, когда оружие поднимается при крайней необходимости, для самозащиты и т.п.

Роль ангелов во время Конца Света и Дня воскрешения

В Святом Писании описывается то, каковы будут действия ангелов, когда наступит Конец Света и настанет День воскрешения: «И послышится звук Горна, и все, кто на небесах, умрут, и все, кто на земле, умрут, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить» (сура 39:68). Речь идет о некоторых ангелах, которые также будут умерщвлены, но позже.

Далее рассказывается о том, что после этого, когда все, включая ангела смерти, будет умерщвлены, вновь раздастся сигнал трубы или Горна, и тогда все, кто умер, включая людей, джиннов и ангелов, будут стоять и смотреть. Речь идет о том, что в этот момент мир душ откроется, и каждая душа, включая все те, которые умерли очень давно, снова будут устремлены в свои восстановленные тела. И тогда, когда они откроют глаза, они увидят весь ужас Судного Дня, масштаб которого нельзя будет охватить взглядом. Период, который пройдет между моментом, когда все будут умерщвлены, и тем моментом, когда все будут оживлены, составит сорок лет, но только Бог знает, какие именно года или какой другой промежуток времени имеется в виду, поскольку в хадисе, Абу Хурейра не сообщил, что конкретно имеется ввиду под словом сорок. Архангел Исрафиль будет тем, кто подаст первый сигнал Горна и второй сигнал.

В Судный День ангелы ниспустятся с небес рядами и заполнят все небесное пространство, выполняя приказы Всевышнего относительно людей и джинов, грешников из них ангелы будут хватать и направлять к их месту отчета или наказания, а богобоязненных к месту спасения: «В тот день, когда Дух (Архангел Джабраил) и ангелы станут рядами, не будет говорить никто, кроме тех, кому позволит Милостивый, и говорить они будут правду» (сура Весть, 38 аят), «и твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами» (сура Рассвет, 22 аят).

Ангелы, являясь почетными слугами у Бога, никогда не опережают слов Творца и не промолвят лишнего слова, а будут делать только то, что повелевает Господь. Бог держит мир ангелов, джинов и людей под полным контролем, Он знает о них все – и их прошлое, и будущее, через сущность ангелов проявляется святая сущность Творца в его совершенных качествах и характеристиках.

Ангелы не смогут заступиться за кого-либо и не смогут ходатайствовать, если Господь не одобрит это. Несмотря на всю их могущественность и величие, в сравнении с которым планеты и галактики будут подобны лишь футбольному мячу, ангелы всегда полны трепета перед Богом, восславляют, восхваляют и возвеличивают своего Творца.

В Святом Писании сказано, что ангелов на небесах великое множество, и их количество не сосчитать, но заступничество их ничего не стоит и веса не имеет, если только Всевышний не разрешит этого относительно определенных людей или джиннов, которые заслужили Его довольство.

Ангелы Рая и Ада

В Святом Писании сказано, что набожные люди окажутся после смерти в райских садах поблизости от благословенных источников, и ангелы обратятся к ним со словами, приглашающими войти с ощущением умиротворенности и безопасности. На подступах к Раю ангелы стражники райских ворот будут пропускать и приветствовать спасшихся людей и джинов. В Раю не будет всего того, что представляло угрозу в земном мире – преступности, посягательств на имущество или жизнь человека. Всевышний удалит из сердец людей ненависть и злобу, которые охватывают любого человека на протяжении его земной жизни, и все жители райских садов станут как братья, не будут испытывать неприязнь или неуважение к друг другу. Человеку, попавшему в Рай, не придется страдать и утомляться, заниматься тяжким трудом, его не постигнет депрессия или стрессы, и он останется в райских садах навечно.

Тех, кто попадет в адское пламя, встретят девятнадцать ангелов, которые управляют Адом. По одному из мнений, в Аду девятнадцать ангелов-руководителей, а в их подчинении находится огромное количество ангелов, по другому мнению, девятнадцать разновидностей ангелов управляют Адом, и общее их количество велико и неизвестно. Только Создатель знает их точное число, а также степень их силы и мощи. В Святом Писании сказано, что ангелы, которые управляют Адом, жестоки и неподкупны, их нельзя устрашить или растрогать, они сильны, но во всем покорны Всевышнему Аллаху.

Мусульманину всегда следует помнить о том, что вера в мир ангелов является вторым столпом веры ислама, и суть его в том, что мусульманин должен быть свободным от сомнений и твердо верить в существование сотворенных Всевышним Аллахом ангелов из света и покорных Его велению.

«Святая Церковь учит об ангелах, что они защищают нас, а правильнее сказать, в нас защищают образ Божий. Верные, любящие славу Божию, любящие Создателя… защищают в нас этот образ и подобие. Пока в нас Бог запечатлён, мы живы, мы имеем возможность измениться. Пока в нас запечатлён Бог, мы можем вернуться к Тому, Кто искупил нас Своей драгоценной кровью. Пока мы можем верить, пока мы можем любить, пока мы можем свободно вставать от греха, мы можем добраться до неба. А ангелы нам в этом помогают».

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, я вас поздравляю с днем памяти, торжества и радости святого Архистратига Божия Михаила со всеми Небесными Силами. Ангельский мир – удивительный. Знания об ангельском мире мы черпаем из Священного Писания, из Предания Матери Церкви и соборного мнения святых отцов о мире ангельском.

Как говорят святые отцы, мир ангельский был сотворён до создания человека. И Священное Писание говорит, что, когда Бог создал весь мир, тогда ангелы Божии поклонились Ему. И создал мир небесный и мир земной. Природа ангелов удивительна. Как говорят святые отцы об этой природе, что тогда, когда Господь создал их, они, созданные разумные существа, увидев себя, поклонились своему Создателю.

Первое признание любви к Богу, первая благодарность к Богу, первое горение ответной любви к Создателю явили эти удивительные разумные существа, ангелы Божии. Когда они были созданы Богом из света, и не приобрели никакой физической плоти, но приобрели особые свойства, даруемые по благодати Божией, они поклонились Ему.

Ангелы Божии воспевали славу Божию. С чем же это может быть созвучно? Это может быть созвучно, чтобы нам понять эту удивительную любовь к Богу созданного Им существа, это можно сравнить с тем, когда мать поёт песню любви своему ребёнку, а ребёнок, не зная, может быть, своей матери ещё, только познавая её, только узнавая её голос, и чувствуя бесконечную любовь матери, начинает подпевать эту песню своей родительницы. Так ангелы Божии воспевали славу своего Создателя. Бесконечно, неизреченно, не понять того нашему человеческому естеству в теперешнем нашем состоянии, как же песнь эта изливалась.

Ангелы радовались свету, из которого были сотворены. Они сами в себе не носили ни силу, ни свет, но Бог дает им благодать творить множество чудес. Бог через Свою благодать наделяет их бесконечными удивительными возможностями. Однако же, ангелы не суть боги, но те, которые воспевают Его. Они зависимы от пространства и времени, они не могут, как Бог, находиться везде и всюду одновременно, они не могут, как Бог, творить, но всё, что творят, творят по Его воле. Отсюда, кстати, и имя ангел означает «посланник», тот, кому Бог, сообщая Свою любовь, отдает эту любовь для тех, кому её посылает.

Случилась великая битва на небе. Мы знаем, что денница возгордился и, омраченный гордостью, был уязвлен завистью. Один из святых отцов нашей Церкви говорит о деннице, что он захотел стать как Бог, но стал как тьма, потому что гордость, которая поднимается выше престола Божия, или, скажем так, которая на этот престол Божий приводит тебя самого, смещая с него всё, наполняет тебя не светом.

Как можно сместить солнце, и стать самим солнцем? Как можно сместить жизнь, и стать самой жизнью, будучи сотворенным и созданным? А зависть, — говорит святитель Василий Великий, — у денницы родилась тогда, когда он увидел созданного Богом человека. В то время, — это уже замечает Иоанн Дамаскин, — когда Бог создал человека, человек ничем не отличался от ангелов, и даже имел еще большее уподобление Богу. Созданный человек был более подобен Богу. Созданный Богом человек был выше ангельского создания, потому что имел, в отличие от ангелов, свободную волю, хотя ангелы употребили её однажды и навсегда, но ещё человек имел в себе образ и подобие Божие такими, какой этот образ и подобие не имели ангелы.

Денница позавидовал человеку. Как позже пишет один из пророков, описывая эту страшную войну, на которую встал Архангел Божий Михаил, что означает «никто кроме Бога, чтобы свергнуть возгордившегося завистливого денницу, а он за собою увлек треть ангелов, об этом и в Откровении Иоанна Богослова говорится, который вспоминает змея, что снес треть ангелов Божиих, изгоняет их с неба. Однако же, ангелы имеют природу бессмертную. Однако, хотя они и созданы, но Бог по благодати Своей, как и нашей душе, даёт бессмертную природу, которая, имея начало от Бога, не имеет окончания смертью.

Изгнанный денница с соблазненными ангелами остаётся до времени великого и страшного суда Божия. Но ангелы, имея множество удивительных свойств своей природы, однако же, повторюсь, эти свойства все есть в каждом из нас, и даже больше были до грехопадения, не имеет одной возможности, свойства – изменить теперь свой выбор. Денница со своими падшими ангелами не может покаяться, а ангелы света, Божьи ангелы, предстоящие перед престолом Божиим, посылаемые Богом с Его благодатной силой в наш мир, в мир людей, никогда не могут пасть, ибо навсегда запечатлены своим выбором любви к Богу и святости в Нём.

Кстати сказать, Василий Великий пишет, что денница тогда имел возможность покаяться до тех пор, пока не соблазнил первого человека. Как только пал человек, навсегда закрылась возможность покаяния для денницы.

И опять посмотри на удивительную любовь Божию. Бог виновника, денницу делает навсегда проклятым, и не дает ему возможности покаяния не от того, что не милосерд, а от того, что сам денница теперь уже не может измениться, потеряв свою свободу. Однако же, и другому виновнику, человеку, как большему, любимому, особому сотворенному Им существу, даёт, в отличие от денницы, возможность покаяться, измениться, вернуться в Его Царство.

Святая Церковь учит об ангелах, что они защищают нас, а правильнее сказать, в нас защищают образ Божий. Верные, любящие славу Божию, любящие Создателя, постоянно вокруг нашей души, посланные от Бога, защищают в нас этот образ и подобие. Пока в нас Бог запечатлён, мы живы, мы имеем возможность измениться. Пока в нас запечатлён Бог, мы можем вернуться к Тому, Кто искупил нас Своей драгоценной кровью. Пока мы можем верить, пока мы можем любить, пока мы можем свободно вставать от греха, мы можем добраться до неба. А ангелы нам в этом помогают.

Один из святителей, замечая, об этом говорит так. Посмотри, — говорит Златоуст, — как ведут себя ангелы – они всегда любят благовония человеческой души: благодарность, любовь, сострадание. Всё то, что делает нашу душу подобно ангельской, любо ангелам. И тогда они, поддерживая человека, забирают его от темных сил.

Старцы афонские говорят о присутствии ангелов в нашей жизни так: когда на твоей душе радостно и светло, когда тебе хочется молиться и воспевать славу Божию, когда ты любишь и за эту любовь благодаришь, когда ты счастлив от этой любви или от этой дружбы, тогда, знай, ангел Божий в твоём сердце. А когда ты завидуешь, когда ты ненавидишь, когда ты злишься и раздражаешься, когда в твоей душе мрак, знай, этот мрак принесли нечистые демоны, но не сами по себе ни ангелы не входят в нашу душу, ни демоны не входят в нашу душу.

И здесь ещё одна удивительная сила, которую Бог дал нам, мало чем отличив нас от ангелов. Мы открываем сами дверь своего сердца к светлым ангелам или к мрачным демонам. И если кто-то думает о демонах, что они имеют некую особую силу, пусть вспомнит сегодняшнее Евангелие, когда Господь говорит нам: не о том радуйтесь, что вам бесы и духи повинуются, а о том радуйтесь, что имена ваши вписаны в книгу жизни. Мы навсегда запечатлены Его кровью, это имя вписывает Бог, а мы можем это имя обвести в след за Ним, слушаясь Его слова, или вычеркнуть его, ослушиваясь Его слова.

А что бесы? Они даже на свиньях не имеют силу, как мы видим в Гадаринской стране, когда, войдя в свиней, погибло всё стадо. Могут ли они иметь силу над свободной человеческой душой, которая открыта к свету? Может ли тьма победить свет? Может ли грех победить правду? Если ты повёрнут к свету и живёшь правдой, не победит. Ну, а если твоя совесть лукава и двулична, тогда мрак, мало-помалу отхватывая из твоей совести себе пространство, из твоей жизни себе место, забирает тебя самого у Бога.

Святая Церковь учит нас, что Господь сотворил ангелов однажды и в великом множестве, и даёт Своих ангелов, и каждому человеку, и городу, и церкви, и стране, посылает Своих ангелов беречь Своё человеческое достояние. И ангелы Божии, об этом мы знаем из множества удивительных историй, связанных с их явлением, с их заступничеством о человеке, всегда переживают о каждом из нас, желая, чтобы мы оставались с Богом. Ангелы Божии в нас любят Бога и этому учат нас.

Когда мы в ком-то начинаем любить Бога, такая любовь приносит многие плоды. Когда мы в ком-то любим только себя или то, что любо нашей иногда искушённой душе, тогда эта любовь мало приносит счастья, она становится ненастоящей, горькой, и как правило, приносит одиночество и глубокую боль. Но когда, подобно ангелам, которые мало чем отличаются от нас, разве что теперь нашим приражением ко греху, когда мы, подобно ангелам, любим в себе самих и в других Его образ, тогда Его света становится больше.

Мир ангелов – это мир, который не только на небе, но и на земле. Да, и мы этот мир очень часто чувствуем. Ведь как нередко мы говорим друг другу, когда хотим сказать самые искренние и добрые слова благодарности: «ты для меня как ангел, который спас меня, который помог мне, который поверил мне, который меня не оставил, который меня наполнил надеждой, который как будто крыльями покрыл меня от окружающей лютой ненависти, злобы, неправды, ты как ангел», — говорим мы тем, которые бескорыстно любят нас.

И действительно, когда человек в себе являет эти добродетели, он более всего подобен ангелу. Когда человек любит и верен, когда человек честен и светел, когда человек встает в полный рост своей человеческой жизни и не боится никаких прошлых ошибок, потому что кается в них, он превосходит даже падшего ангела денницу, который и верит в Бога, и боится Его, но не кается, а потому не изменяется.

Наша ангельская жизнь – это покаяние в своих грехах, это горечь от тени, которая падает на нашу совесть, это желание побыстрее выйти на свет Божий, на солнце. Наше уподобление ангелам – это славословие во всей своей жизни, Бога, Создателя, это тогда, когда мы начинаем любить Бога, прежде всего, в себе и в других. Бога любить, не себя в себе и в других, а Создателя, Творца. Вот это уподобление и делает нас ангелоподобными.

Сегодня, когда Церковь чтит память святых ангелов, она совершает эту память ещё и потому, что, как замечает тот же святитель Иоанн Златоуст, ангелы посылаются к нам для того, чтобы хранить нас для Бога. Будем помогать им в этом.

И когда на нашу совесть или на нашу жизнь, на нашу волю или на наше сердце, в наш ум падает тень сомнения, раздражения, зависти, лжи, неправды, страха будем знать, что это тень мрачных ангелов, от них света не увидать. Они, увлекая за собой, нас превращают в тьму. Будем быстро выходить из этой тени, не отдавая ни минуты драгоценного времени, чтобы оставаться в этом состоянии. Как только наша совесть или наш ум смущается этим, будем быстро отвергать это и не размышлять с этим, чтобы не давать демону места в нашей жизни.

Но будем стремиться к свету, как если бы мы делали последний шаг, выныривая из бездны из последних сил, разводя руками кверху, поднимались бы к живительному свету, к вдоху из тьмы и дна погибели. Каждый раз, когда перед нами будет выбор, будем делать его таким, чтобы он через покаяние возвращал нас к Создателю.

Бог бесконечно любит нас и ждёт по любви Своей, когда мы вместе с Ним запоем песнь жизни, повторяя за Ним Его звук жизни, Его слово, которое всегда дарит свет. Да будет свет, — сказал он, — и стало так. И каждый раз, когда в нашей жизни сгущается мрак, позовём ангелов светоносных, и вместе с ними скажем слова: «да будет свет, «да развеется мрак, да исчезнет грех, да пропадёт проклятие, да сгинет смерть, да стану я другим, пусть этот свет будет во мне силой моей жизни, моих добрых поступков, моих правильных слов, моей достойной и светлой жизни».

Святые Ангелы и Архангелы, небесные покровители наши, Престолы, Силы, Господства, Начала, Власти, как Господь создал всю эту небесную удивительную иерархию, чтобы они, служа друг другу, служили и нам, созданным Богом созданиям, молите Того, Кто подарил всем нам свет, Господа и Спасителя, Святую Живоначальную Троицу. Аминь.

21 ноября 2019 года. Михайловский собор Пятигорска

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *