Как часто можно причащаться?

На Архиерейском совещании Русской Православной Церкви был одобрен документ «Об участии верных в евхаристии», принятый на пленуме Межсоборного присутствия. Темы, затронутые в документе, касаются каждого верующего: как часто следует причащаться? Как готовиться к причастию? Как связаны пост и причастие? Разговор продолжает протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Космы и Дамиана в Шубине.

– Мы ориентируемся на решения Архиерейского Собора (30.01–04.02.2015), на котором было принято решение о том, что воцерковленные прихожане могут приступать к Причастию еженедельно.

Для нас также являются важным ориентиром слова патриарха Кирилла, что «не может быть такой литургии, на которой невозможно было бы причащаться». Потому что порой в некоторых приходах возникали проблемы с причащением в Светлую седмицу: люди разговляются, никто уже не постится, а перед причастием обычно полагается три дня поста или хотя бы один день. На этом основании на некоторых приходах запрещали причащаться прихожанам.

Важно, что теперь подчеркнуто: причащаться на Светлую седмицу могут все. Ведь Пасхальная радость наилучшим образом может быть отмечена именно принятием Святых Христовых Таин.

Вспомним слова Иоанна Златоуста: «И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь ныне!»

Архирейский Собор своим решением не придумывал ничего нового, просто подтвердил уже существующую во многих приходах практику. Как правило, решения священноначалия – не есть указания, декларации, спускаемые сверху. Это принятие решений подтверждающих ту разумную практику, которая складывается в реальной приходской жизни.

Или, напротив, устранение тех действий, которые не соответствуют духу Евангелия и преданию Церкви первых веков христианства.

Практика частого причащения идет из древней Церкви, когда члены прихода, общины причащались каждое воскресение, за каждой литургией. Так что сейчас речь идет даже, скорее, о восстановлении этой практики древней Церкви.

В нашем приходе существует примерно такая же практика. Хотя есть люди, которые подходят к причастию редко, некоторые – раз в полгода, раз в несколько месяцев. Есть люди, которые регулярно причащаются, каждое воскресение.

Здесь многое зависит от степени воцерковлённости, а также от сегодняшней жизненной ситуации людей. Например, мама с маленькими детьми не всегда может приходить в храм каждую неделю. Бывает, что ей удается выбраться раз иди два раза в месяц.

А вот прихожане, которым за пятьдесят, за шестьдесят лет, не обременённые внуками, имеют возможность причащаться каждое воскресенье.

При этом мы призываем, чтобы и в этом случае люди готовились к причастию, читали Последование ко Святому Причащению и соблюдали, по крайней мере один день поста накануне.

Подобное существует во многих приходах, не только в нашем. Сейчас ориентация на частое причащение свойственна многим московским приходам. Хотя в провинции такие тенденции еще не очень распространенны.

Причастие не должно рассматриваться как некая награда за хорошее поведение, наоборот – восприниматься как лекарство от греха. Так и в молитве после причащения Святых Даров звучит: «Тело Твоё Святое, Господи Иисусе Христе, Боже наш, да будет мне в жизнь вечную, и драгоценная Кровь Твоя во оставление грехов».

В дополнение к таинству покаяния, таинство причащения, которое за ним следует, говорит нам о том, что в нем самом заключено прощение наших прегрешений. Потому что мы приступаем к нему не потому, что подготовились и, наконец, стали достойны, а потому что дерзаем и уповаем на милосердие Божие.

Многие говорят, что после причастия чувствуют себя радостно, спокойно, но сокрушаются, что через день-два это проходит. Такой внутренний подъем – явное свидетельство благодатного воздействия на сердце человека его участия в Тайной вечере.

Я и сам чувствую, какой для меня драгоценностью в церковно жизни стала божественная литургия, причащение. Действительно, праздник вокруг Трапезы, которую нам предлагает Христос.

Так что думаю, что ориентация нашей Церкви сегодня на более частое причащение, которая очень поддерживается Святейшим Патриархом, при благоговейном отношении, приготовлении – очень радостное явление.

Фото Анны Гальпериной

О молитвенном правиле и супружеском посте

Тем, кто регулярно причащается, нужно все равно тщательно готовиться к причастию. Обычно перед причащением рекомендуется читать Покаянный канон и Последование ко Святому Причащению. Все остальные большие каноны – Николаю Угоднику, Иоанну Предтече рекомендовали читать, когда люди причащались один-два раза в год. Тогда, конечно, человеку необходима бОльшая молитвенная подготовка.

Вопрос с супружеским постом перед причастием всегда решается индивидуально. Потому что если одна из «половинок» семьи еще не воцерковлённая, то здесь, конечно, нельзя вторгаться в область супружеских отношений.

Для Церкви очень важно супружеское единство и какие-то наставления со стороны могут его нарушить. Я подобного себе никогда не позволяю, если только сам исповедающийся об этом не спрашивает.

Если люди спрашивают, то тогда что-то советуешь, но и в этом случае говоришь деликатно, тактично, без превозношения, без укоров «ах ты, такой-сякой».

Конечно, мы говорим о желательности воздержания накануне причащения. Но в том, что касается времени поста, постных дней и так далее – здесь все должно быть только по взаимному согласию супругов, чтобы не нарушался супружеский мир.

Нередко бывает, что жена воцерковленная, а муж – нет, но между ними очень хорошие отношения. Тогда подчеркиваешь, что важно ценить супружескую любовь, не отказывать пока невоцерковлённому супругу в супружеском общении, чтобы Церковь не становилась преградой в семейной жизни. Я всегда говорю, что грешно ругаться друг с другом, а любить супругам друг друга – подарок от Господа.

Именно когда отношения в семье мирные, гармоничные, нередко и невоцерковленная «половинка» приходит в Церковь, видя, что она не становится помехой в семейной жизни, а наоборот, всячески поддерживает её, благословляет.

Даже в случае «гражданских» браков нельзя «сплеча» ставить преграды: «Ах, вы даже не расписаны, срочно бросайте друг друга!» Хотя бывают такие случаи, когда приходится прихожанке обозначить какой-то срок: «Если ваш «гражданский муж», очевидно, не хочет вступать в брак, то лучше расстаться». Такие случаи были, люди расставались, и это оказывалось во благо.

И наоборот, были случаи, когда я говорил: «Раз вы давно перешли к близким отношениям, молитесь о том, чтобы они привели к браку, но и сейчас старайтесь беречь то, что есть между вами, будьте внимательны друг к другу». Нередко тоже указывалось какое-то время. В результате часто все заканчивалось браком в ЗАГСе, потом венчанием и создавались по-настоящему крепкие семьи.

То есть важно не запрещать с ходу, не прогонять из Церкви, отлучать от таинств, а постараться помочь людям, чтобы их отношения перешли в церковный брак.

Без причастия

Иногда бывают случаи, что после исповеди приходится объяснять человеку, что сегодня ему лучше не причащаться. Например, если он находится с кем-то в сильной ссоре, осуждает кого-то, не примиряется. Сейчас – помолиться на литургии, а потом постараться примириться, и приходить уже со спокойным сердцем. Обычно люди с пониманием относятся к такому, не обижаются. Тем более так я говорю достаточно редко.

Фото Анны Гальпериной

Исповедь – каждую неделю?

Постоянные прихожане нередко исповедуются не перед каждым причастием. Если человек причащается каждую неделю, живет спокойной жизнью, ему нужно специально выдумывать, в чем бы ему покаяться на этот раз. В таких случаях достаточно исповедоваться раз в месяц и по мере необходимости.

Кроме того, мы проводим общие исповеди, на которых говорится о наших постоянных грехах.

Своих прихожан мы знаем, и когда приходит посторонний человек, спрашиваем, исповедовался ли он. Бывает, уже у Чаши человек говорит, что давно не исповедовался. Тогда ему предлагается подождать, пока закончится причастие – освободится кто-то из священников, его исповедуют, а затем причастят, если он к этому готов, а если нет, то объяснят, как поступать дальше.

Для тех, кто причащается редко, нельзя ограничиваться общей исповедью. Мы рекомендуем приходить в пятницу – специально отведен для исповеди день, когда у священников есть время спокойно и вдумчиво исповедовать каждого.

Для тех, кто собирается впервые приступить к таинству причащения, я рекомендую, прежде всего, прочесть Евангелие, Последование ко Святому Причащению. Обязательно прийти на исповедь, и лучше – в пятницу, чтобы можно было исповедоваться не торопясь. Накануне причастия – трехдневный пост, если человек стеснен обстоятельствами – один день воздержания от мясной пищи.

Если человек боится подойти к причастию, считая себя недостойным, его нетрудно успокоить: все мы недостойны и причащаемся только по великой милости Божьей. «Яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем», – говорится в молитве перед причащением.

– До сих пор не могу разобраться, сколько раз в году надо причащаться. Много читал, священники противоречат друг другу.

– Если мы обратимся к истории Церкви, то увидим, что первые христиане старались причащаться каждый день. Сам Господь Иисус Христос однозначно сказал, что тот, кто не причащается, не имеет в себе жизни (Ин. 6: 53). И в то же время апостол Павел писал: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11: 27–30). Недостойно — значит с неверием в таинство, имея нераскаянные грехи или злобу на кого-то, сюда же относится и гордыня, ощущение своей лжеправедности.

Евхаристия была центром жизни христианской общины, в первые века истории Церкви. В качестве примера можно сказать, что Трулльский собор своим 80 правилом отлучал от церковного общения тех, кто без уважительных причин, не причащался три недели подряд. Но когда время гонений на Церковь прошло, христианство в четвертом веке стало государственной религией Римской империи, то вот это ощущение Божественной Литургии, как центра жизни христианина, стало ослабевать. Отношение к причастию стало искажаться. В Российской империи был печальный период, когда исповедь и причащение раз в год рассматривались как свидетельство гражданской благонадежности. А потом, в советское время гонений на Церковь, некоторые и церковные авторы пытались представить это как норму. На самом деле причащение один раз в год – духовно опасно, человек за год может просто погибнуть в своих грехах. Поэтому мое мнение — чем чаще причащаться, тем лучше. Именно в таинстве причастия мы соединяемся с Христом, становимся частью Церкви – Тела Христова. Чем чаще мы молимся за Божественной Литургией, чем чаще причащаемся — тем лучше для нас.

В современной практике Русской Православной Церкви причастию предшествует исповедь. Это обусловлено тем, что выше уже было сказано: не очистившемуся от греха человеку причастие будет в осуждение, а сам он не станет частью Тела Христова, даже если внешне и причастится. Был случай, когда митрополит причащал, а в это время маленький мальчик громко смеялся. Митрополит попросил его вывести, но потом задумался и после службы попросил найти мальчика и его маму и спросил у ребенка, чему он так смеялся. И тот сказал, что когда архиерей подносил лжицу с причастием ко рту причастника, то на нее садился голубок, и эту частичку склевывал. И тогда митрополит понял, что это знак, что многие люди идут причащаться, будучи к этому не готовы. И именно для этого нам нужна исповедь. Тот, кто часто исповедуется, начинает понемногу очищаться. Чувство греха начинает жутко давить, ощущается наша несовместимость с образом Божиим, а мы все им являемся, с тем грехом, который нас поражает, в первую очередь, через наши же поступки. Это очень тяжелое состояние, оно побуждает к частой исповеди. Многие святые старались причащаться каждый день.

Один архимандрит говорил, что начало духовной жизни, когда человек начинает видеть бездну своих грехов. Все святые ощущали свою греховность. В молитвословах есть повседневное исповедание грехов — наше покаяние перед Богом перед сном. Даже по ней можно ежедневно анализировать свое духовное состояние. Если возникают вопросы – обращайтесь к батюшке. Но не ориентируйтесь на внутренние ощущения – их различение дается только старцам.

Из книги иеромонаха Михаила (Чепеля) «Путь ко Христу”

Поделитесь с друзьями:

Как часто нужно причащаться?

«Тайная вечеря в виде Евхаристии».
Художник Андрей Усалёв, 2012 г.

Опыт моего священнического служения не велик. За это непродолжительное время я не раз успел столкнуться с вопросом прихожан — как часто нужно причащаться Святых Христовых Таин? Лично для меня этот вопрос имеет четкий ответ — каждый раз, когда служишь Литургию. Таково правило Православной Церкви — священник должен причащаться всякий раз, когда служит Литургию. В отношении мирян такой определенности нет. В эпоху Древней Церкви христиане подобно священникам причащались на каждой Литургии. Это было связано с тем, что христиане были гонимы язычниками. Последователи Спасителя часто гибли за свою веру, а потому каждое причащение рассматривали как последнее и стремились почаще приобщаться Святых Христовых Таин. С течением веков ситуация менялась. К примеру, начиная с времен правления Петра Первого и вплоть до революции, в Русской Церкви считалось нормой причащаться не чаще одного раза в год. Обычно это происходило Великим постом. Подготовка к причастию занимала обычно около недели, в течение которой наши предки строго постились и ежедневно посещали богослужение. Сегодня ситуация изменилась и многие миряне считают нормой причащаться раз в месяц или даже чаще. Но как обстоит дело в иных Поместных Православных Церквах? Если говорить о Церквах так называемой «греческой традиции»: Константинопольской, Александрийской, Кипрской, Элладской и некоторых других, то здесь положение дел таково. Большая часть прихожан греческих храмов причащается около трех-четырех раз в год. В таком случае подготовка к Причастию занимает от трех дней до недели, в течение которых православные греки соблюдают строгий пост. Если человек ведет серьезную духовную жизнь и желает причащаться чаще, то греческие духовники обычно призывают такого человека соблюдать имеющиеся в календаре посты. А накануне дня причащения просто ограничить себя в пище. Такие люди причащаются два раза в месяц. Кстати, у греков не принято каждый раз исповедоваться перед Причастием. Об этом мы с вами уже как-то говорили.

В Сербской Церкви некоторые приходы придерживаются российских обычаев, некоторые — греческих. Единства практики в отношении частоты причащения мирян у сербов нет. На приходах, тяготеющих к греческой традиции, миряне причащаются без предварительной исповеди, обычно — раз в месяц. На приходах, тяготеющих к русской традиции, миряне приобщаются Святых Таин реже и всегда исповедуются перед Причастием. Печальным выглядит положение дел в Болгарской Церкви. Здесь в результате советской антирелигиозной пропаганды духовная жизнь ослабла. В результате, даже на Литургии, которую совершает Болгарский Патриарх, причастников иногда не бывает совсем. На болгарских приходах можно наблюдать и такую странную картину, когда священник выходит с Чашей из алтаря и тут же заходит назад. Но не по причине отсутствия причастников, а потому, чтобы их причастил диакон, его помощник, уже по окончании богослужения. Самому священнику хочется побыстрее уйти домой. Довольно редко причащаются миряне и в Румынии, но не потому, что как в Болгарии не испытывают в этом духовной нужды, а потому что предельно ответственно относятся к данному вопросу.

По моему личному мнению, наиболее уместной является практика, когда человек причащается раз или два в месяц. Как это установилось на сегодняшний день в России. Делает это осознанно, приступая к Чаше с чистыми сердцем и совестью, воспринимает Причастие как укрепление в ведении серьезной духовной жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *