Как должна вести себя вдова по православию?

Вдовы твои пусть надеются на Меня.
(Иер. 49: 11)

Не будь вдов среди нас, многие ли узнают, как иногда трагично и всегда потрясающе входит Господь в человеческую судьбу, меняя ее навсегда? Милосердием преображая мир…

Христос и вдовица

В Иерусалимском храме встречали Младенца Христа Симеон-Богоприимец и благочестивая вдова – праведная пророчица Анна, дочь Фануилова, от колена Асирова, «которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2: 37–38). Сретение Иисуса Христа состоялось… И с тех пор повелось: первыми на земле встречают Бога священники и вдовы. Священников на службу призывает Господь, вдов – Он же – через ушедших к Нему мужей, умоливших Его стать оставленным на земле женам надеждой и опорой. Потому и живут вдовы при храмах, и каждой из них Бог назначает свое служение.

Вдовицы церковные

Так в первые века христианства называли особый род церковнослужителей из вдов – низшую ступень в иерархии. Они, по словам Иоанна Златоуста, украшали храмы и воспевали в них псалмы, посещали больных, утешали страждущих, по преимуществу женщин-христианок. Подчинялись вдовицы церковные диакониссам, которые также избирались из вдов, но поставлялись через рукоположение, участвовали в совершении литургии примерно в той же роли, в какой сейчас служат иподиаконы. Диакониссы занимались катехизацией женщин, помогали при крещении женщин, служили больным и заключенным. С развитием института монашества церковные вдовицы, как и диакониссы, постепенно исчезли из церковной иерархии. Заботу о немощных, странниках и заключенных взяли на себя монашествующие женщины.

Сердобольные вдовы

Именно вдовы стали родоначальницами российской системы благотворительности и милосердия. Институт сердобольных вдов, идея организации которого принадлежала вдовствующей императрице Марии Федоровне, был предшественником российских общин сестер милосердия. В 1804 году мечта императрицы об «организованном» привлечении вдов к служению немощным и обездоленным была воплощена в Москве, а в 1813 году – в Санкт-Петербурге. С 1815 года после годового испытательного срока в церкви Петербургского вдовьего дома женщин впервые привели к присяге, вместе со свидетельством вручив знаки отличия – золотой крест на зеленой ленте с надписью на одной стороне: «Всех скорбящих радость», а на другой – «Сердоболие». Клятва вдов включала такие слова: «Желая… подражать сердоболию… Иисуса Христа, из любви к страждущему человечеству, исцелявшему всякий недуг и всякую болезнь… клянусь… что доколе сил моих достанет, употреблять буду все мои попечения и труды на богоугодное служение болящим…» Это была частная, а не церковная, как теперь бы сказали, инициатива особы царского дома. За «инициативой» стояла встреча со Христом во вдовьем сердце и невозможность отказать Ему в любви ко всем людям.

Попытку возродить чин диаконисс как служительниц Православной Церкви предприняла вдова великого князя Сергея Александровича – святая великая княгиня Елисавета Феодоровна Романова, создавая в 1909 году Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Николаю II она писала: «Мы просили о присвоении имени «диаконис”, что по-гречески означает «служительницы”, то есть служительницы Церкви, чтобы сделать наше положение в стране более ясным: мы – организация Православной Церкви». Вопрос введения чина диаконисс был утвердительно решен отделом церковной дисциплины в марте 1918 года на Поместном Соборе Православной Российской Церкви, однако соборного решения принять не успели…

Великая княгиня Елисавета Феодоровна в 1918 году претерпела мученическую кончину и была причислена к лику святых, став небесной покровительницей всех сострадательных сердец. «Быть не от мира сего и, однако, жить и действовать среди мира, чтобы преображать его – вот основание, на котором она хотела утвердить свою обитель», – вспоминал о ней митрополит Анастасий (Грибановский).

Проповедь делами любви по-прежнему преображает мир: в современных сестричествах милосердия, которых в России насчитывается уже более 70, более половины – вдовы. Не будь их при больных и умирающих, многие ли исцелятся или оставят землю с Богом-Любовью?

Вдовьи кирпичики

Вдовы не любят откровенничать, как они пришли к Богу. Отвечают: «Муж привел», – и никогда не говорят о нем, как о мертвом. О своем же для мира удивительном самоотречении говорят простенько и скупо. «Приросла я к хоспису, теперь и жизни без него не мыслю – приезжаю каждую субботу, помогаю… У вдов одна стезя – отдавать то, что нажито в страданиях: сердечное тепло, опыт, понимание. Мы же знаем, как это – терять любимых… 15 лет назад здесь умер мой 42-летний муж, его смерть меня к Богу привела», – это слова матушки Натальи, она пока волонтер в Лахтинском хосписе № 1, но в сестричество вступит обязательно.

Матушка София, скрипачка, семь лет плакала на плече приходского священника – по покойному супругу тосковала «до ужаса», священник даже упрекал ее, что собственное горе «культивирует» – вера была еще слаба. А однажды она увидела сон, в котором покойный муж сказал ей всего четыре слова: «Моли небо о любви». И стала молиться… Теперь она умеет улыбаться без слез. Работает в приходской лавке.

Матушка Надежда, бывший PR-менеджер, самая активистка прихода, говорит, что к Богу ее привели покойный муж и Серафим Саровский. Готовит к изданию первый номер газеты благочиния и регистрирует приходское сестричество, которое будет «особенным»: его деятельность будет связана с патриотическими начинаниями, увековечиванием памяти защитников Отечества.

Много их, и не перечесть всех, и каждая несет по «кирпичику» на строительство своего храма, как когда-то покровительница всех верных вдов, матерей и сестер – невест Христовых – блаженная Ксения Петербургская на строительство храма Смоленской иконы Божией Матери. Вот и получается, да простят меня батюшки, что главные миссионеры в миру – «негромкие» Божии соработницы – с делами любви.

В России, по результатам «Переписи–2010», 11 миллионов 800 тысяч вдов! Сколько из них православных, никто не считал… Но пока на Смоленском кладбище Петербурга прижимается щекой к стене часовенки Ксении Петербургской неизвестная заплаканная женщина, пока славится делами милосердия Марфо-Мариинская обитель, пока в роддоме принимает на руки младенца верующая акушерка «баба Анна» и «пашет» на трех работах безвестная София, растя трех дочек – Веру, Надежду и Любовь, будет жить в миру Бог.

К сожалению, реалии жизни в России таковы, что в локальных войнах, техногенных катастрофах и от чисто прозаических причин пьянства и наркомании ежегодно гибнет большое количество мужчин молодого детородного возраста, оставляя женщин вдовами, а детей сиротами. Женщины и дети тяжело переживают свое новое положение и нуждаются в психологической поддержке.

Ситуация у вдов исторически была более благоприятной, чем у матерей-одиночек и разведенных женщин. И сейчас ситуация семьи вдовы относительно благополучнее других типов неполных семей в современной России. Материальные и жилищные проблемы вдов находят поддержки и сочувствия у руководителей разного уровня. В социуме такой женщине сочувствуют, её не воспринимают как неудачницу. У нее был муж. У ее детей был отец. Её детям не приходится стесняться факта отсутствия отца. Погибшим мужем, отцом (военнослужащим, шахтером) можно даже гордиться. Потеря мужа, отца вызывает сочувствие: умер от болезни, несчастного случая молодым. Самое главное, ее не бросили. Очевидно, поэтому, среди убийств на бытовой почве чаще встречаются убийства мужей, особенно богатых, собирающихся развестись. Женщины предпочитают остаться вдовой, чем разведенной.

Основные проблемы вдов во взаимоотношениях с мужчинами:

Если женщина не очень хорошо жила в этом браке, потеря супруга может быть для нее избавлением от плохого брака, кощунственно звучит, но более безболезненным: так распорядилась судьба.

Наиболее сложный вариант этой ситуации, когда у вдовы нет профессии, или она больна, или болен ее ребенок. А погибший муж решал все проблемы семьи.

Слабые, плачущие, несамостоятельные женщины обычно начинают поиски нового мужа. Вдовы хотят видеть в новом мужчине защитника, опору себе и детям, помощь по хозяйству, часто руководствуясь чисто практическими мотивами во взаимоотношениях: не до любви, выжить, вырастить и поставить на ноги детей.

Другая категория вдов долго переживает потерю мужа, идеализируя его, предъявляя жесткие требования к мужчинам, которым реальным мужчинам трудно соответствовать. И еще нужно не забывать, что неприятные, тяжелые ситуации взаимоотношений вследствие смерти мужа сглаживаются, забываются, видятся совсем в ином свете. Женщины часто корят себя за неправильное поведение в прошлом. Может также иметь место отказ от личной жизни, посвящение себя детям. Тогда мать, в известной мере, берет на себя мужскую роль, становится более суровой, раздражительной, ей приходится много работать, чтобы обеспечить семью. Мать призывает ребенка следовать идеализированному образу отца, предъявляет к нему часто нереалистичные требования.

Проблемы детей вдов

После смерти отца ребёнок может оказаться в ситуации частичной психической депривации. У детей бывает тяжелым ощущение потери отца, отсутствие его поддержки.

Погибшим отцом дети часто гордятся.

Исследования говорят о том, что чаще психические расстройства вызывает не сама смерть одного из родителей, что, конечно, само по себе является травмой, а та жизненная ситуация, в которой оказывается ребёнок после потери родителя, различные стрессовые ситуации, связанные с изменением социального положения, оказывающие отрицательное влияние на развития ребенка, особенно, если после смерти родителя ребёнок оказывается в ситуации частичной психической депривации без достаточного количества возможностей для компенсации.

Записаться на участие в тренинге и получить дополнительную информациюВы можете по телефону 8-903-984-44-59, по электронной почте: argentovat@gmail.com и на сайте УСПЕХ42.РФ

На тренинге представлены новые технологии психологической помощи, что способствует достижению хороших результатов в личной жизни.

В сегодняшнем обществе быть вдовой чуть почетней, чем носить статус «разведенки». Вдов не особо любят в социуме, их даже остерегаются. При этом их жалеют. Хотя им не составляет труда снова выйти замуж, особенно на селе, где без мужика одинокой женщине очень трудно прожить. Так происходит сейчас, так было и сто лет назад.

Люди издавна относились к вдовам настороженно и даже со страхом. Считалось, что вдовы приносят несчастье. Даже верили, что второй муж также вскоре умрет. Такие случаи имеют место и сегодня. Я даже была знакома с одной такой селянкой, являющейся дважды вдовой. Психолог Алла Чайковская уверена, что ежедневное общение мужчины с вдовой становится для него губительным. Ее биополе обладает способностью поглощать чужую энергию. И находящийся рядом человек вдруг начинает болеть либо имеет массу проблем с работой, финансами и окружающими людьми.

Могут даже происходить несчастные случаи. Часто подсознательно мужчины идут на разрыв с такой женщиной.

Откуда берется вдовство? Биоэнергетики полагают, что причин овдовения бывает несколько: покрывало «черной вдовы», кармическое вдовство, вампиризм мужа. «Черная вдова» считается одним из самых тяжелых видов проклятья, которое может быть наслано на женщину. Такое проклятье имеет либо магическую природу, либо налагается в момент очень сильного эмоционального стресса. А сама же «черная вдова» может и не подозревать, откуда берет начало источник зла. Часто бывает так, что вдова сама становится жертвой чьей-то злой воли.

Оказывается, вдовство может быть унаследовано от матери. Часто дочь повторяет судьбу матери как в случае вдовства, так и в случае несложившейся личной жизни. Обычно такая женщина становится вдовой в том же возрасте, что и ее мать. Экстрасенсы считают, что в этом виноваты сами женщины – они запускают этот механизм.

Вдовами также становятся женщины, связавшие свою судьбу с мужчиной-вампиром. Это может быть тяжелобольной, агрессивный или зависимый от алкоголя или наркотиков. Муж-вампир разрушает защиту жены, а при жизни и даже после смерти не хочет отпускать ее, продолжая откачивать энергию. К слову, я сама по глупости имела неосторожность связаться с зависимым – исход ситуации закономерен. Хотите верьте, хотите — нет, но я полгода чувствовала присутствие духа покойного рядом с собой. А до сорокового дня он стучал по стенам в доме, по окнам. Причем речь о пришедшем соседе просто не могла идти, ведь две кавказских овчарки во дворе молчали, а кот шипел и становился дыбом. Тому есть несколько свидетелей. Отпустил он меня только после встречи с моим нынешним мужем.

Вдов хоть остерегались, но относились к ним особо. Народ исстари был уверен в сверхъестественной и даже пророческой силе вдовьих слов, а проклятия обязательно должны были исполниться. Существовала даже поговорка: «Упадут на голову вдовьи слезы». А обидеть вдову – большой грех. В фольклоре звучат отголоски того, что даже преступники старались не причинить зло вдове. В украинской народной песне говорится:

Ішла вдова долиною
З маленькою дитиною.
Сіла вдова оддихати;
Коли ж іде три бурлаки,
Один каже: уб’єм вдову!
Другий каже: ще й дитину!
Третій каже: не вб’єм вдови,
Маленької дитини

Даже сейчас в народе верят, что вдову обижать нельзя. Я сама была вдовой. И когда обокрали мой дом, селяне говорили, что воры очень нагрешили и их настигнет кара.

В старину на селе вдов было гораздо меньше, чем вдовцов. И это несмотря на значительную смертность во время родов и послеродовых осложнений. Историк Оксана Кись считает, что именно поэтому женщина-вдова в какой-то степени считалась социальной аномалиерй и, как все аномальное, вызывала настороженность. Кстати, во многих странах существует обычай, что женщина, овдовев, как бы выпадает из общества.

Отношение в социуме к ней резко меняется. На нее даже накладываются определенные запреты. Например, есть запрет, по которому запрещено пользоваться вещами вдовы. Люди ее обходят стороной, как прокаженную. А приглашать на свадьбу вдову считается плохой приметой. Сегодня во многих странах вдовство считается божьим наказанием.

В Украине в XIX веке участие вдов в ритуалах, связанных с замужеством или рождением, практически везде ограничивалось. Так, вдова не имела права быть каравайницей (женщина, которую приглашают накануне свадьбы печь каравай), не принимала участие в свадебном поезде молодого. А при крещении новорожденного ее никогда не приглашали быть кумой. К примеру, на Полесье вдова не могла быть повитухой. Однако при похоронных обрядах именно ей отводилась самая значительная роль: обмывание покойника, ночное бдение возле тела, оплакивание. Оксана Кись полагает, что такое положение вещей объясняется, с точки зрения архаичности, близостью вдовы к миру мертвых.

В старину на селе существовал магический обряд моления вдов на дождь во время засухи. Оксана Кись в исследовании «Особое отношение к вдове у украинцев (в XIX – начале XX вв)» приводит рассказы селян: «Когда была сильная засуха, то девять жен шли в речку – это должны были быть жены-вдовы. А там молились, божьи песни пели и мочили ноги. На камни присядут, ноги намочат, и так сидели три часа». А на Бойковщине в воду отправляли старух-вдов – им надо было мыться и купаться. А им вслед говорили: «Пусть на них будет засуха». На Полесье, чтобы вызвать дождь, вдова крала у гончара горшки и бросала их в колодец, обливалась водой на пастбище и сеяла в колодец мак. Увы, сегодня на Черниговщине об этом обряде никто не помнит. На Житомирщине в старину три вдовы обходили старый колодец с хлебом-солью.

Что касается положения вдов в старину на селе, то они, в отличие от других женщин, являлись полноценными членами сельского сообщества: имели право участвовать в сборах села, имели голос на выборах старшин.

В Украине в конце XIX — начале XX века овдовевшая женщина становилась самостоятельной хозяйкой, унаследовавшей все права и обязанности покойного мужа. Обычно вдовы выходили замуж за мужчин гораздо младше себя и, как правило, бедных. Про такой брак говорили, что парень пристроился к женщине – она старше, и она является хозяйкой. Современные сельские вдовы, как правило, одни долго не остаются – одной держать хозяйство тяжело. Их не осуждают, но особо и не помогают. Про них обычно говорят: «Не успела одного похоронить, уже за другого выскочила». И не важно, сколько времени прошло после смерти мужа. А сто — сто пятьдесят лет назад селяне считали, что если женщина овдовела да еще не успела обзавестись детьми, значит, ее Бог наказал и помогать ей не надо. Почти, как сейчас…

Справка. Дарина Сож — бывшая киевская журналистка, которая несколько лет назад переехала на постоянное место жительства в украинское село. Все статьи автора можно прочитать .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *