Платок и православие… Платок и русская женщина… Эти словосочетания и слова неразрывно связаны как друг с другом, так и между собой. На протяжении многих веков, начиная с древнерусского быта, считалось недопустимым и предосудительным для православной женщины ходить с непокрытой головой, то есть — «простоволосой».
Уже более тысячи лет связаны между собой православие и обязательное ношение платка женщинами на Руси, и тому есть Библейское обоснование — замужняя женщина покрывает голову платком как символ власти своего мужа над собой. В отличие от замужних женщин, платочконошение незамужними девами не имеет прямого Библейского обоснования. Но православная позиция в этом вопросе довольно конкретна: Божественное откровение выражается не только одним священным писанием, но так же оно отображается и в священном предании, без которого не было бы и Библии. Священное предание донесло до нас обряды, традиции и таинства, такие как: богослужение, ношение нательного креста, иконопись, а так же юбконошение и ношение платков.
Люди изображаемые на иконах всегда облачены в одежды той эпохи и социального положения, в котором они жили — и если правителя изображают с элементами царской власти в одежде, воина с оружием и в доспехах, то монаха — в рясе, мантии или куколе. И если посмотреть на иконы святых дев, непознавших мужа, то сделаем ясный и прямой вывод о традициях обязательного ношения платка незамужними женщинами, так как все Святые Девы обязательно изображаются на иконах в благочестивых одеждах. Православная иконопись отвергает бесплаточность девиц не только в храме, но и в миру. Если провести параллель далее в том же направлении, то мы увидим, что православная иконопись так же говорит нам, что ношение платка не может быть прекращено и с прекращением замужества (вдовами). Ношение платка православными женщинами – это благочестивая традиция, установленная нашими предками в далеком прошлом.
На примере православных икон, мы видим, что «ортодоксальное» православие полностью неприемлет «простоволосие» русских женщин. Да, мы живем в современном светском обществе и каждый волен делать свой выбор, что носить и как носить. Но делая этот выбор, все же не стоит напрочь забывать о наших корнях и наследии наших предков. Платки основательно и, скорее всего, навсегда вошли в нашу повседневную жизнь, даже если и не как обязательный предмет женской одежды, то точно как обязательный и стильный аксессуар современной светской дамы.
Эта статья о том, как должна выглядеть православная женщина и мать.
Православная женщина должна выглядеть так, чтобы:
1. Угодить Господу
2. Быть примером для детей и окружающих
3. Нравиться супругуНачнем по порядку.
Как должна выглядеть женщина, чтобы угодить Богу?
Вот что говорят по этому поводу Святые Отцы, Священное Писание.
— Истинная красота познается не по внешнему виду,а по нравам и пристойному поведению (св.Иоанн Златоуст)
— На женщине не должно быть мужской одежды,и мужчина не должен одеваться в женское платье,ибо мерзок пред Господом Богом твоим всяк делающий сие (Втор.22;5)
— Никакому мужу не одеваться в женскую одежду,ни жене в одежду,мужу свойственную (62 правило 6-ого Вселенского Собора)
— ..если женщина растит волосы, для нее это честь (1Послание св.ап.Павла к Кор.11;15)
— Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос,не золотые уборы. или нарядность в одежде.но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа,что драгоценно перед Богом»(1Петр.34 3-4)
— Какая-то скромность. Умеренность, простота и естественность наблюдаема была в одежде. Одежда, по мнению христиан, имеет только две цели, которым и должна быть сообразна. Именно, содержать тело в надлежащей теплоте, защищая его от вредного влияния воздуха, и прикрывать неприличные части тела… Одежда для блеска и пышности не могла быть допущена и введена в употребление для детей (Святитель Василий Великий)
— Один цвет любезен в женщинах – это добрый румянец стыдливости… Придай красоте твоей бледность, изнуряя себя подвигами для Христа, молитвами, воздыханиями. А красильные вещества побережем для стен… (Святитель Григорий Богослов)
Как видим, Господь через своих угодников дал образ, к которому должна стремиться женщина.
В первую очередь, женщина (как и мужчина) должна быть довольна той внешностью, которой наделил ее Творец. Это значит, что женщина не должна изменять цвет своих волос с помощью краски, цвет глаз — с помощью линз, цвет губ — с помощью помады, и изменять черты своего лица и тела с помощью пластической хирургии.
Во-вторых, женщина своим видом не должна соблазнять людей, вводить их в грех. Чрезмерно открытая одежда соблазняет мужчин на блуд и прелюбодеяние, женщин — на осуждение.
Горе тому, через кого соблазн приходит на землю!
И в-третьих, женщина должна носить женскую одежду.
Недаром Господь создал мужчину и женщину, а не человека пола «унисекс», как это модно сейчас говорить. Именно этим словом обозначается стиль одежды, одинаковой как для мужчин, так и для женщин: штаны, рубашки, галстуки. С английского слово переводится как «унивесальный пол».
В природе универсальный пол встречается у мух, с биологической точки зрнеия это называется гермафродизм. К счастью, люди не гермафродиты. Мужчины и женщины отличаются телесно, психически и по предназначению.
Внешность женщины сильно влияет на ее духовный мир. Облачаясь в мужские одежды, женщина забывает предназначение, данное ей Богом, — деторождение, — и начинает стремиться к другим идеалам — учеба, карьерный рост, богатство, слава. Проходят годы, и умная, успешная, но бездетная женщина начинает чувствовать себя несчастной.
«Что же теперь, — возмутятся многие, — монашеские рясы одевать?»
Как-то епископ в Троице_- Сергиевой Лавре, увидев женщин, одетых во все черное, хотя и не было поста. Сказал: «Почему, вы, православные мои, так мрачно одеты, стоите с такими понурыми лицами? Найдите золотую середину, чтобы выглядеть и благочестиво, и празднично, радостно, опрятно. Потому что вера православная – это радость, надежда на милосердие Божие, отсутствие уныния».
Да, православие — религия радостная, и проповедующие ее должны одеваться так, чтобы это поняли окружающие. Мы проповедуем Господа своим видом.
Сами подумайте, кто захочет стать православным, если будет видеть перед собой православных христиан с постными минами в черных одеждах? Он подумает: «Это не религия, это мучение!»
Так давайте же проповедовать окружающим своим видом радостную весть: Христос Воскрес!!!
Конечно, это не означает, что одежда должна быть «кричащая», привлекающая к себе чрезмерное внимание, не забывайте, женщина должна быть скромной.
А еще нужно не забывать, что замужняя женщина должна носить головной убор. Необязательно платок, это может быть шарфик, шляпка, бандана, наконец.
Православная женщина везде и всегда должна выглядеть хорошо, аккуратно. В обществе, в храме — понятно, но почему она не может расслабиться дома и одеть, что хочется? Есть много тому причин.
Во-первых, Бог вездесущ, Он и на улице, и дома. Если женщина на улице выглядит хорошо, а дома как замарашка, не будет ли это лицемерием перед Богом? Или на улице вы Его любите сильнее, чем дома?
Во-вторых, дома — муж. Вы же старались выглядеть хорошо, когда очаровывали его? Так почему сейчас вы все бросили, «забили» на свою внешность, ходите перед ним в старом халате и с непричесанной головой. Или вы думаете, теперь он от вас никуда не денется? Не боитесь ли вы, что он потеряет к вам интерес?
В-третьих, дома дети. Мама для ребенка — идеал. Девочки стараются копировать маму, мальчику ищут себе жену, похожую на маму. Какой бы вы хотели видеть свою дочь через пару десятков лет, какую жену вы бы хотели для своего сына? Представили? Вот и будьте такой!
Итак, православная жена и мама должна выглядеть так, чтобы нравиться супругу и быть примером для детей. А еще своей внешностью она не должна приносить соблазн в мир, она должна выглядеть скромно, но в то же время празднично, красиво, чтобы в любой момент ей не стыдно было предстать перед Господом.
Просмотры: 8 382
Здравствуйте!
Я читаю ваш сайт время от времени. Не со всеми текстами соглашаюсь, но я не об этом сейчас. Сегодня я прочитала материал о «покрытых христианках», о том, как батюшки проповедуют это среди православных женщин в храмах (да и сами женщины, оказывается, тоже) — и, знаете, прямо всколыхнулись старые обиды… Знаю, что надо прощать нам, православным, но что делать, когда пытаешься простить и понять, а сердце так и жжет огнем обиды?.. Я часто в этом исповедуюсь, но не чувствую облегчения…
А обида у меня на нашего прежнего отца настоятеля, протоиерея Ф.
Мы живем в крупном южном селе, живем всю жизнь. И храм у нас большой, старинный, не был разрушен при Советах, хотя и закрывался, и как склад использовался, и как музыкальная школа. Но в девяностых его вернули Церкви, и настоятелем как раз стал отец Ф. — тогда, правда, он еще не был протоиереем.
Мы потихоньку стали ходить в тот храм, помогали его восстанавливать, обустраивать. И первые годы было все как-то хорошо, по-человечески. И отец Ф. с нами был близок, и вместе за столом сиживали, и проповеди говорил хоть и не совсем складные, но как-то от души, что ли.
Но потом постепенно все изменилось. Годы шли, отец Ф. стал говорить какие-то странные проповеди — стращал нас ИНН, стал пугать адом и печатью сатаны, если мы согласимся принять этот номер. Потом стал наводить строгие порядки в церкви. Исповедовать стал дотошно, грехи выпытывая, особенно «тайные», постыдные. Исповеди стали долгими, люди стали чуть не тетрадки носить с собой, чтобы от самого детства все грехи, значит, перечислить, ничего не забыть.
А среди прочего начал отец Ф. проповедовать именно то, о чем говорится в тексте Ксении Волянской — что женщины обязаны носить платок, причем не только в храм, но и дома, и на работу, и в огород — везде. Хорошо хоть спать в нем не требовал…
Мы-то, женщины нашего села, которые в храм ходили, платок носили, конечно, но только в храм обычно, все-таки не привыкли люди дома и на работу в таком виде ходить — засмеют. Но отец Ф. был строг, можно даже сказать, безжалостен: ходить — и все тут! Кто не слушался и потом в этом исповедовался — давал епитимью — поклоны (по 50 да по 100), каноны или целую Псалтирь вычитывать.
И стал требовать, чтобы и все девочки были в платках, даже младенцы. Понимаете, не в шапочке, не в чепчике, а только в платках! Я читала где-то, что платки надевали раньше замужние женщины, а девушкам и девочкам этого было не надо. Но отец Ф. сердился и начал не допускать до причастия! Детей — младенцев, которых принесли не в платках! Представьте себе такое?..
Конечно, люди обижались, люди стали уходить из храма. (А куда? У нас в селе больше нет церкви. Кто-то стал ездить в другое село, кто просто перестал ходить в храм)
При входе поставили картонную коробку, куда навалили старых платков, чтобы их надевали те, кто пришел «бесстыжей» (так отец настоятель выражался). Стирали ли эти платки когда-нибудь? Я не уверена, но пахла та коробка неприятно, платки были засаленные…
Люди уходили, конечно, не только из-за платков, много и других было «особенностей» у отца Ф., и чем дальше — тем их становилось больше.
Меня все это мучило, а совсем я впала в осуждение и обиду, когда это коснулось моей семьи.
Однажды летом было очень жарко, просто очень, за сорок точно. А вечерняя служба у нас в храме начиналась в 15 часов, когда самый жар стоит. И вот моя дочь, которая тогда была совсем молоденькой, принесла на помазание внучку, Олю, которой не было еще и полутора лет.
Уже тогда мы были запуганы платками, и дочка моя хоть и с неохотой, но повязала Оле тоненький белый платочек. Вот только когда подходили к помазанию, Оля — дите ведь! — сорвала тот платочек и бросила на пол. Моя дочь подняла скорее, но они уже были близко в очереди к батюшке, поэтому тот платок некогда было надевать, и дочь держала его в руке.
И что бы вы подумали? Отец Ф. накричал на них и прогнал! Не стал помазывать, наговорил обидных слов и велел моей дочке епитимью взять — 50 поклонов, «коли она не желает выполнять церковные каноны!»…
Больше моя дочь и внучка в храме не появлялись. Не ходят и до сих пор, а внучка подросла и говорит, что она атеистка. У меня душа болит — как они без причастия живут, но нельзя же насильно их заставить причащаться…
Я тогда решилась и подошла к батюшке, попыталась объяснить ему, что так нельзя, что он не прав. В результате… он отлучил меня от церкви. Сказал, что строптивым тут не место, запретил причащаться и ходить в «его храм» — на год…
Плакала я тогда, даже хотела ехать жаловаться в город, архиерею. Но смирилась потом и стала терпеть.
А где-то через полгода отца Ф. перевели почему-то за штат, отправили на пенсию, хотя он был еще не слишком стар. Прислали молодого священника, хорошего, образованного. Я к нему подходила, все объяснила. Он ужаснулся и сказал, что наказание от отца Ф. следует «забыть, как страшный сон», что нужно вернуться в храм и причащаться как и прежде.
Платки у нас при входе до сих пор предлагают. Хотя, конечно, теперь они висят аккуратно и довольно чистые. Никто не кричит, если ребенок или случайно зашедшая женщина не надели платок, малышки у нас часто вообще без платков. Хотя некоторые прихожанки косятся, особенно те, которые помнят наставления отца Ф. Наставления, в которых он учил, что «христианка не спасется, если будет игнорировать каноны церкви. А платок — это власть мужа над женщиной, и для ангелов печать. Женщина без платка — блудница. Так что если кто из вас без платка — та блудница, а блудниц, по канонам, надо отлучать от церкви на много лет, а то и до самой смерти».
И вот с тех пор сидит эта заноза у меня в душе. Болит за тех, кого обидел и прогнал из Церкви Христовой отец Ф. и ему подобные. А теперь читаю ваш сайт и понимаю, что и священники такие до сих пор есть и проповедуют, и женщины, которые их слушают и слушаются, тоже есть. А значит, и обиженные, и изгнанные тоже есть и будут… Горько это. И вновь на исповеди об этом скажу, но сомневаюсь, что станет мне от этого легче.
Людмила В.
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:
Красота и благочестие, или как одеваться православной женщине.
Как часто мы ко многим вещам в нашей жизни примеряем прилагательное «православный»: православный телеканал, православный журнал, православная школа, православная трапеза. В настоящее время превеликое множество православных книг и сайтов. А какое внимание уделяется православному благочестию, выраженному в образе жизни верующих людей, их манере одеваться, их бытовом укладе, даже в длине волос или бороды, в использовании косметических средств!
Притчей во языцех стала в последнее время и так называемая православная мода. Устраиваются показы коллекций одежды, в основном женской, которая соответствует православному благочестию, потом идут бурные обсуждения: нужна ли нам такая мода и на кого она рассчитана. Разговоры не прекращаются, но неизменным остается одно: каждая женщина, разве что кроме монашествующих и послушниц, сама регламентирует, во что и в каких случаях ей одеваться. При этом многие считают своим долгом указывать другим, что им носить. Я сейчас не хочу уподобляться таким нравоправительницам, просто давайте вместе понаблюдаем за нами, женщинами, со стороны и порассуждаем на излюбленную тему: наш внешний вид.
Можно ли узнать в женщине, идущей по улице в толпе людской, православную христианку? Если да, то, по каким признакам? По платку, наверное? Или по длинной черной юбке в пол? Очень по-православному! И, увы, очень стереотипно! Черная или безликая, долгополая, мешковатая, часто неопрятная одежда совсем не красит женщину. Найдутся, уверена, поборники скромности и смирения, которые встанут на защиту такого внешнего вида, мол, женщина не должна быть яркой и красивой, чтобы на нее засматривались и соблазнялись. Смею напомнить евангельские слова о лилиях, которые Бог одевает прекраснее, чем мог бы нарядиться царь Соломон во всем своем великолепии. А разве лилии не одни из самых красивых цветов на земле?! Почему же многие женщины сознательно отторгают присущее им чувство прекрасного? Почему прячутся в несуразные черные мешки? А потом укоряют окружающих в непонимании их православных порывов. Мужчин в невнимании к их богатому внутреннему миру, который, оказывается, скрывается под неприглядным внешним видом. Жалуются на тяжелый крест их жизненного пути в лоне Церкви, который они добровольно тянут в соответствии с канонами и уставами, с советами святых отцов и старцев.
Бог есть любовь. И путь в вере должен быть основан на любви, осознанном принятии Бога в свое сердце и свободном следовании за Ним. Но глядя на некоторых наших единоверок, можно подумать, что они под тяжелым ярмом следуют в Царствие Небесное. А как же тогда быть с другими словами Евангелия от Матфея: «иго Мое благо, и бремя Мое легко». Конечно, тут не в одежде дело, но в контексте нашей темы рискну применить аналогию: та же регламентируемая православным благочестием длинная одежда может быть яркой, красивой, летящей, создавать настроение радости, света, легкости. И таким же должен быть наш путь ко спасению. Через добрые дела и поступки, через жизнь в мире с окружающими людьми, через любовь и доверие, через стойкость в вере и чистоту, через гармонию всей нашей сущности человеческой.
Согласитесь, все-таки одежда влияет на наше настроение, на нашу уверенность в себе и формирует мнение о нас у других людей. Ой, какое же невзрачное мнение складывается у многих далеких от веры людей о православных женщинах! А у православных – наоборот, о тех, кто выбирает одежду яркую, но вызывающую, более обнажающую, нежели скрывающую. И как бы мы не старались, никогда не найдется общей, золотой середины для всех: нас, православных, неверующих или приверженцев иных религий. При этом каждый смотрит и оценивает по-своему.
Я не исключение. Признаюсь по секрету, нравится мне наблюдать за людьми, за их поведением, за манерой общаться, этакие психологические забавы у матушки. Уж простите.
Перед службой иногда люблю выходить на улицу и приветствовать прихожан нашего храма. Ведь у многих есть вопросы, кто-то просто хочет поговорить, попросить совета, поделиться горем или радостью. И между делом давайте вместе понаблюдаем за женщинами, идущими на богослужение в обычное воскресное утро.
Вот идет девушка, на ходу повязывая газовый шарфик, на ней чудный воздушный сарафан, при ходьбе открывающий коленки худеньких стройных ножек, босоножки на каблуке, она светла и красива, ею можно залюбоваться. Но как часто мы, православные, неодобрительно киваем в сторону молодых девушек и женщин, замечая одежду, но не осознавая, что они все же идут в храмы, стремятся к вере.
Девушка остановилась расспросить о венчании, у них свадьба в конце июля. Они на следующей службе собираются с женихом исповедоваться и причаститься. Радостная новость от этой встречи.
А вот женщина в длинной черной юбке, на ходу бросив свое извечное приветствие «С праздником!», вошла в храм и сразу же направилась к свечному ящику. Одна из тех, кто любит наставлять новоначальных и «захожан» в основах «православного благочестия». Потом приходится успокаивать их, что не так в церкви все сложно и совсем необязательно исполнять массу суеверных обрядов.
На работу спешит кума, мама трех замечательных девчонок. Но забежала записочки подать. Наталья работает в банке. На ней сегодня строгий брючный костюм. Она уверена в себе и тоже красива. И значит, с удовольствием возьмется за дела, ведь, несмотря на воскресный день, ей нужно потрудиться. Она, кстати, довольно часто носит брюки в повседневной жизни, но это нисколько не умаляет ее благочестия, которое проявляется в том числе и в добрых делах. Эту молодую женщину чуть ли не мамой считают все приютские малыши. А сколько передач в тюрьмы было собрано с ее помощью!
Дорогу переходит еще одна молодая многодетная мама. Самый старший сынуля катит коляску, другой малыш на руках, третья, девчушка лет шести, за мамину длинную белую льняную юбку ухватилась. Сама в коротеньком сарафанчике с кружевами. Ну разве ж не прелесть?! А вот когда коротенький сарафанчик одевает женщина бальзаковского возраста и рубенсовских форм, не думаю, что это выглядит прелестно. Тут не только православное благочестие будет противиться воспринимать это нормально, но и просто хороший вкус.
А вон парочка, на озеро купаться собрались и решили по пути в храм заглянуть. Улыбаясь, спешу навстречу и притормаживаю молодежь. Сейчас вынесу из запасов юбку, с шуткой ласково заверну в нее девушку в шортиках, и пусть себе ставят свечки, чтоб среди недели Боженька помог с волнением на экзаменах справиться. В следующий раз она уже вспомнит и в подобающем виде придет поблагодарить Господа за помощь.
Вот с автостанции спешат нарядные бабушки, приехавшие из окрестных деревень. В блузках белых, черные юбки, а поверх – вышитые фартуки. Вот традиция! Без такого фартука, белоснежного, расшитого цветами, не приходят. Нельзя, и все тут! Зато, какие красавицы они у нас. Стоят в храме, подпевают. Рядом малыши копошатся на скамеечке. Мамы стоят, кто в платье, а кто и в джинсах. Ну и ладно. Главное, что пришли и детей привели. Со временем сами разберутся, как в храм одеваться.
А мы пример будем показывать. Тем более, что сейчас лето и можно носить удивительной красоты платья и сарафаны, они тоже длинной в пол, но яркие, цветные, и именно в такой одежде можно почувствовать себя настоящей принцессой.
Ведь хочется, чтобы люди, видя православного человека, не воспринимали его как нечто унылое и скучное. Они должны чувствовать в нас радость жизни, энергию, эмоциональность, уверенность. Что так важно в нынешнее время, когда меняются ценности и идеалы. Зачастую не в лучшую сторону. Необходимо, чтобы все мы, и верующие, и смотрящие на нас со стороны, понимали и другое: что православная женщина, это не только внешнее благочестие, но и внутреннее. Поэтому я в своих наблюдениях не только на одежду смотрю, но и в глаза. В них все-все написано, только читай.
И как мне хочется, чтобы в глазах каждой женщины можно было прочесть их счастье, любовь и веру.
11 ЯНВАРЯ 2016 (Понедельник) 14:00:41 В зимние месяцы в разных уголках нашей планеты традиционно проходят многочисленные конкурсы красоты – от локальных до международных. Как к подобным конкурсам относиться православному человеку: стоит ли их смотреть? О чём следует знать и чего остерегаться? Какое место в жизни христианина должна занимать внешняя красота? Как быть привлекательной и при этом не вводить окружающих в соблазн? На эти и другие вопросы Sobor.by попросил ответить председателя Синодального миссионерского отдела Белорусской Православной Церкви иерея Сергия Тимошенкова. Отец Сергий на протяжении 14 лет руководит молодёжным миссионерским братством при Минской духовной семинарии и пользуется репутацией «молодёжного» священника.
— Отец Сергий, стоит ли православному человеку, который старается жить по-евангельски, ходит в храм, участвует в церковных таинствах, смотреть конкурсы красоты?
— Всё зависит от мотива. Если я смотрю конкурс красоты, чтобы увидеть некую красоту, а в идеале именно так и должно быть, то теоретически в этом ничего плохого нет. Тут можно вспомнить мысль, озвученную блаженным Августином: смысл женской красоты в том, что когда пройдёт этот мир и все воскреснут и предстанут перед Богом, то в каждой представительнице женского пола просияет удивительная красота — такая, что остальная часть человечества (мужчины), прославят её Творца. В таком контексте конкурс красоты вполне допустим для просмотра и проведения. Вопрос в другом – кто сможет бесстрастно наблюдать за тем, что в этом конкурсе происходит?
Есть, конечно, история про святого, который увидел проходящую мимо красивую девушку, известную своим нецеломудренным поведением. Все с осуждением смотрели на неё и отводили взгляд. А он вздохнул и сказал, эх, если бы мы хоть чуть-чуть так заботились о красоте нашей души, как эта девушка заботится о своей внешности. И заплакал. Для него эта ситуация стала поводом возвращения к Богу.
В нашем случае подобное отношение к конкурсу красоты, будем откровенны, мало возможно, поэтому в любом случае он возбуждает в нашей греховной природе нечистые чувства. В этом смысле я бы не рекомендовал смотреть современные конкурсы красоты даже какой-то любящей друг друга православной паре. Нужно понимать, что грехи, связанные с нарушением субординации относительно полов очень часты. Если у человека нет желания держаться за внутреннюю чистоту, а возникает оно только при твёрдой вере в Бога, то грехи, связанные с полом, его поглощают. И вкусивший этот плод потом уже не может без него жить. Это не преувеличение, а это то, что я вижу, исповедуя каждые выходные не один десяток людей. Поэтому лучше не попадать туда, где тебя поджидает соблазн похоти. Теоретически, в идеале, там ведь только красота, это как сходить посмотреть на оранжерею, но на практике – лучше не стоит.
Кстати, вспомнить и сказку Вересаева «Город мастеров», когда два художника представили свои картины на суд общества: старший мастер изобразил неземную, казалось бы, заморскую принцессу. Но, когда он показывал свою работу, то на площади, где собрался народ, как будто похолодало. Все увидели, что это неземная красота не имеет ничего общего с их близкими. Мужчины отвернулись от своих спутниц, а те поняли, что они не соперницы той, которая изображена на мольберте. А второй мастер нарисовал свою жену в домашней одежде за чисткой посуды и все узнали в её образе своих любимых, и на площади стало тепло… Красота – она внутри.
Стоит задуматься и над мотивом организаторов, которые проводят конкурсы красоты. Возможно, они лоббируют интересы производителей косметики, одежды и идеального тела, чтобы люди покупали больше препаратов для похудения и разных атрибутов внешней красоты …
Не формируют ли подобные конкурсы культ внешности?
— Действительно, конкурсы красоты в их современном виде связаны с античным древнеязыческим культом тела. Если посмотреть на масс-медиа, то они формируют образ чего-то недостижимого. Отовсюду с рекламных щитов на нас смотрят идеально правильные внешне люди, обработанные в Фотошопе. Возможно, поэтому у нас и сформировался культ внешней красоты в полном отрыве от красоты внутренней. Поэтому, возможно, у нас и столько разводов.
Если человек всё же смотрит подобные конкурсы, какое духовное состояние после их просмотра можно назвать здоровым?
— Если он чувствует восхищение красотой Божьего творения. Если после этого конкурса он с большим трепетом будет относиться к женщинам, которые его окружают (жена, сестра, подруга), то это хорошо. Вид красивой женщины должен вызывать не зависть, мол, она лучше, чем моя, и не похоть, а восхищение женским образом, Божьим творением. Ведь именно женская красота всегда считалось образцом красоты.
Изначально любование другим полом – это образ отношений между человеком и Богом. А эти отношения – самые желанные. Ведь все мы подсознательно стремимся именно к Богу. И каждое наше чувство – это что-то изначально чистое и Богоданное. Так жадность – это трансформированная жажда благодати, гнев – извращённое неприятие греха, похоть – желание слиться воедино с тем, кого ты любишь…
Какое место в жизни православного человека должна занимать внешняя красота?
— Несомненно, что она должна занимать в его жизни определённое место, но не первое. Безусловно, должна быть забота о своём виде: почему бы девушкам и женщинам не славить Творца своей красотой? Это как уход за природой. Адаму было поручено возделывать сад, в котором он жил. А мы говорим о теле – это часть нашего существа, оно связано с природой. Возделывать значит заботиться. Поэтому допустимо украшать себя, но в меру.
— А где эта мера? Ведь прославить Творца можно и красотой ног, надев короткую юбку…
— Есть границы между красотой и тем, что однозначно будет возбуждать нечистые желания противоположного пола. Вид обнажённого тела в любом случае включает внутренние механизмы, хотим мы этого или нет.
Здесь есть, конечно, мысль – насколько мы должны ориентироваться на греховность этого мира? Почему я должен постоянно жить с оглядкой на озабоченных маньяков женского или мужского пола и во всём за собой следить?
Как быть? Не нужно притворяться. Если мы отчётливо знаем о законах и традициях нашего общества, о том, что принято и что нет, то не надо делать вид, что если я надену на себя шарфик с радугой, то он никак не будет напоминать людям о флаге гей-движения. Но если я об этом ничего не знаю, то не надо что-то специально выискивать.
Ни для кого не секрет, что если девочка очень хочет понравиться парню, соблазнить его, то один из атрибутов будет короткая юбка. С другой стороны, если девочка чиста и не думает вообще про это, то не надо вводить её в курс дела, всё это ей рассказывая. Другое дело, хорошо, если бы родители или старшие сёстры, подруги могли её немного ограничить, потому что, как ни крути, это создаст нездоровый образ доступности.
Желание женщины, девушки внешне нравиться окружающим оно греховно?
— Нет, греховно – это соблазнять.
А где грань между красотой и соблазном?
— Нужно следить за собой. Что ты подчёркиваешь – красоту, легкость, женственность или сексуальность, желанность в плане тела. Что сама ты в это вкладываешь? Что подсознательно вложишь, то и сработает.
На самом деле тех, табу, которые лучше не нарушать, учитывая греховность общества (ведь в Раю не было нужды в одежде – никто там не соблазнялся) всего три: обнажённость, полупрозрачность, чрезвычайно облегающая одежда. Просто потому, что у нас в обществе культ похоти и он настолько всех заразил, настолько мы все податливы, что нужно быть очень наивным, чтобы думать – ну и что, я пройдусь и ничего не будет. Будет. Достаточно понаблюдать за женскими и мужскими взглядами летом в метро. К сожалению, все этим загрязнено.
А если в семье муж просит жену одеваться определённым образом, чтобы его радовать…
Если радовать только его – то, пожалуйста, при условии, конечно, что это не будет смущать детей. В супружеских отношениях свои правила. То, что происходит между двумя любящими людьми, которые заключили брак, там совершенно другие критерии. В своём супруге каждый призван видеть Бога во всей Его красоте – внешне, внутренне, в одежде, в обнажённости. Главное здесь – бороться с эгоизмом. Когда ты от человека требуешь чего-то только ради себя без внимания к его настроению, вкусу, то это уже эгоизм, нужно притормозить, иначе это приведёт к кризису.
Что можно посоветовать православным девушкам, женщинам, которым хочется хорошо выглядеть, при этом не вызывать в окружающих греховных помыслов?
— Есть огромное количество средств, позволяющих девушке выглядеть оригинально: от фасона до серёжек. Но важно помнить, что всё внешнее должно быть отражением внутреннего. Иначе будут возникать старые байки – либо красива, либо умна.
Как воспитать в себе вкус, развить внутреннюю красоту?
— Близость к Богу развивает чувство красоты. Человек, ощущающий Божье присутствие, как правило, обладает хорошим вкусом.
Не секрет, что давно сложился стереотип о скучном внешнем виде православных ребят и девушек…
— Об этой скучности я слышу от обоих полов. От парней, что они хотят себе девушку верующую, но не воцерковленную, мол, я сам её воцерковлю насколько нужно. И тоже слышу от девушек. И те, и те знают, о чём говорят, т.к. примеров отрицательных действительно полно.
С чем это связано?
— С неофитством. С приходом к вере. У нас в Церкви нет учения, адаптированного к молодым. Всё ориентировано на взрослых либо на людей всех возрастов. Но молодёжь – это отдельная субкультура и христианское учение должно воплощаться в их среде с оглядкой на их восприятие мира. Молодой человек хочет понять, как ему быть, он не просто хочет бороться с грехом, но и найти вторую половинку, найти себя в этой жизни. И что ему предлагают? Писание иеромонаха о воспитании девиц. Естественно, что он не находит ответа и, встречая примитивную церковную литературу, начинает следовать её предписаниям. А у молодых людей ярко выраженная самоотдача, они готовы к безоговорочному служению. Встречая такое примитивное «православие», они сразу его принимают и, если никто не вернёт их в нормальное состояние, становятся хмурыми и замоленными.
Как повлиять на человека, который махнул рукой на свой внешний вид, вступив на духовный путь?
— Нужно своим вниманием, своим уважением к нему, дать почувствовать, что ты интересуешься его жизненным опытом, что он внутренне красив. Постепенно он преобразится и внешне.
Какую духовную литературу Вы посоветуете для молодёжи?
— Книги отца Андрея Кураева, но ранние, не его публицистику: «Ответы молодым», «Церковь и молодёжь», «Почему православные такие», «Школьное богословие». Очень советую митрополита А. Сурожского. С одной стороны его книги чисты, они дышат настоящим знанием христианства православного, а с другой стороны, это книги современного человека, который до старости не потерял запал молодости. Огромный кредит доверия у статей сайта pravmir.ru, у журнала «Фома». Видеолекции А.И. Осипова.
Как православному человеку не впадать в крайности и развиваться гармонично: быть красивым внутри и снаружи?
— Всегда помнить, что христиане призваны свидетельствовать о Христе, чтобы глядя на нас, видя наши мысли, манеры, поступки, окружающие прославляли нашего Бога — Христа. Если человек – это образ Божий, то моё существование на земле должно напоминать о Нём. Самые лучшие любовные и дружеские отношения – когда я в другом человеке вижу отблеск Божий, а не просто того, кто рядом. Такие отношения всегда крепче. Помня это, мы должны облегчать другому человеку видеть в нас Христа. И внешний облик может нам в этом помогать, подталкивать нас к красоте внутренней. Ведь какой-то период можно влюбляться во внешность, но потом ты почувствуешь, что нужно что-то большее, то, что всегда будет рядом.
/ sobor.by/
(просмотров 9969)