Даже беглое обозрение исторической судьбы Палестины и ее народов показывает, как трудно воссоздать полную и связную картину формирования цивилизации в этом регионе. В своем развитии жители Палестины многое заимствовал у соседей, тем самым, ускоряя цивилизационные процессы на своей территории. Так, многие художественные элементы, характерные для Египетской и Месопотамской цивилизаций, проникли в Палестину окрыленный солнечный диск, образ сфинкса, лотос в орнаменте, гении, охраняющие древо жизни и др.
В условиях небольших государств, в маленьких крепостях Палестины не могло развернуться такое монументальное строительство, как в Египте или Месопотамии. Здесь преобладали художественные ремесла. Археологи находят большое количество поделок из слоновой кости, золота, цветных камней и других материалов. Рельефы, украшавшие дворец в Самарии, части драгоценной мебели, ларцы, игральные доски, гребни свидетельствуют о том, что местные придворные мастера, чаще всего финикийцы, создавали свой собственный стиль, характерный для древней Палестины и всего Восточного Средиземноморья.
К сожалению, в Иерусалиме не сохранился на храм, ни дворец Соломона. Но по описанию в Библии можно представить себе хотя бы в общих чертах эти шедевры палестинского зодчества. Иерусалимский храм в честь бога Яхве был построен на горе Мория. По образцу египетских построек он имел множество флигелей. Гладкие стены храма были сделаны из камня, связанного между собой железными креплениями. Вход в храм открывала дверь их оливкового дерева, инкрустированная золотом. Внутренние помещения, отделанные древесиной кедра, были украшены резными изображениями и орнаментом. В глубине храма находился Ковчег Завета, где хранились Скрижали каменные таблички с записанными на них Десятью Заповедями. В VI в. до н.э. Иерусалимский храм был разрушен вавилонским царем Навуходоносором. После вавилонского пленения на его месте был построен Второй храм, но и он был разрушен, на это раз римлянами. Осталась лишь западная стена, так называемая Стена плача, одно из мест поклонения последователей иудаизма. Феномен Иерусалимского храма одно из достижений цивилизации древней Палестины, значение которого в судьбах человечества трудно переоценить.
Отличительная особенность цивилизации древней Палестины ее города. Древнейшие из них Иерихон, Иерусалим, Хеврон, Газа, Кадеш, Самария, Мегиддо были не только политическими и торгово-хозяйственными центрами. Города Палестины одна из точек Осевого времени (VIII-II вв. до н.э.), которое рождало важнейшие представления и понятия о мире и человеке, существующие и поныне. Тем, что свершилось тогда, что было создано и продумано в то время, человечество живет вплоть до сего дня, — писал К. Ясперс. В палестинских городах-государствах, так же как в Китае, Индии, Персии и Греции, состоялось всеобщее пробуждение духа, и человек, осознавая свое бытие, осмысливая высшие ценности и цели, стал уходить от растительного образа жизни.
Древняя Палестина весьма динамичныйрегион, где перед человеком постоянно вставал вопрос: как выжить в хаосе, который бушует вокруг тебя. В палестинских городах-государствах, связанных со многими странами, в довольно хаотичном смешении разных племен, этносов и культур, обычный человек терял ориентиры и начинал страдать беспутством, и, как сказано в Библии, многие оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы. Основные законы и правила жизни мечущийся человек находил, как и прежде, в религии, но в ее новом осмыслении, которое появилось в религиозных воззрениях древних евреев и представлено в Библии.
Библия запись Божественных откровений человеку, полученных в течение многих тысячелетий. Первая часть Библии Ветхий Завет священная книга древних евреев. Ядро Ветхого Завета, особо почитаемые первые пять книг, Тора или Пятикнижие Моисеево. Они содержат основные своды религиозных и социальных законов, повествование о сотворении мира и человека, о рае, о грехопадении первых людей, о всемирном потопе, о патриархах, о египетском плене, исходе и скитаниях в Синайской пустыне. Вторая часть Ветхого Завета Пророки, излагает историю древних евреев от прихода в Палестину до гибели Иудейского царства. История еврейского народа после вавилонского пленения содержится в третьей части Писания. Сюда же входят Притчи Соломоновы, Песнь песней, Экклесиаст, Псалтырь (150 культовых и царских гимнов). Оформление Ветхого завета и его канонизация завершились в I в. до н.э. Уже в начале новой эры окончательно оформился полный канон священных книг иудаизма первой монотеистической религии в истории человечества.
Иудаизм возник еще во II тыс. до н.э., в период исхода евреев из Египта в Ханаан, но более развитые формы принял в эпоху Израильско-Иудейского, а затем Иудейского царства, когда политеизм сменился единым культом бога Яхве. Особую роль в этом сыграло пророческое движение. Когда евреи, потеряв все, кроме надежды, сидели на реках вавилонских, пророки утверждали, что лишь сохранение веры и законов Моисеевых поможет им вернуться в Палестину.
Итак, дух обреченности, витавший над Палестиной на протяжении I тыс. до н.э., когда потенциал культурного мира земли Ханаан представлялся навсегда исчерпанным, открыл новый путь цивилизованной жизни. Цивилизация древней Палестины дала человечеству Слово. На рубеже нашей эры в Палестине зародилась вторая монотеистическая религия христианство. Оно берет начало от рождения Иисуса Христа, распятого в Иерусалиме по приговору еврейского синедриона, утвержденному римским прокуратором Понтием Пилатом. Главное в христианстве учение о Богочеловеке Иисусе Христе, сыне Божьем, который родился от Девы Марии, принял страдание и смерть для искупления первородного греха людей, воскрес и вознесся на небо. Новая религия, пройдя через преследования, широко распространилась, став одним из ведущих компонентов уже другой Средневековой цивилизации.
Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 2515. Нарушение авторских прав
История Древнего Израиля и Иудеи началась около XVIII века до нашей эры и длилась вплоть до падения Иерусалима в 586 году до нашей эры. Библеист Игорь Тантлевский написал детальную историю этой «земли пшеницы и ячменя, и виноградной лозы, и смоковницы, и гранатового дерева, земли масличного дерева и меда». Соотнося библейские тексты с данными археологии и эпиграфики Древнего Израиля, Иудеи, Месопотамии, Египта, Угарита и других стран древней Передней Азии, историк отделил легенду от факта и воссоздал образы древних царей Иудеи и Израиля.
С разрешения издательства «Ломоносовъ» «Лента.ру» публикует отрывок из книги Игоря Тантлевского «История Древнего Израиля и Иудеи. От эпохи патриархов до вавилонского изгнания».
Целый ряд вопросов, связанных с библейским описанием обстоятельств Исхода евреев из Египта, представляются, на первый взгляд, крайне трудноразрешимыми. Например, на что рассчитывает Моисей, настойчиво прося фараона отпустить народ в пустыню, на три дня пути, дабы совершить праздничное паломничество (по-еврейски — «хаг»), служение и принести жертвы Господу Богу? Фараон просил их помолиться о нем и благословить его.
Израильтяне не только нашли милость в глазах части египтян (несмотря на поразившие страну катаклизмы в результате казней египетских), но и, уходя, получили от них золотые и серебряные вещи и одежду. Часть подданных фараона боялась Господа, «и множество разноплеменных людей» даже «вышли» с израильтянами из Египта, чтобы совершить с ними паломничество и принести жертвы Богу. В то же время в земле Раамсес проживали и иные египтяне, которые смертельно ненавидели и категорически отвергали религиозные воззрения израильтян.
Оказывается, что религиозная ситуация в Египте (прежде всего в земле Раамсес), нашедшая свое имплицитное отражение в главах 5-12 книги Исхода, вполне соответствует тому, что известно о религиозной политике фараона Рамсеса II. Но прежде чем перейти к ее рассмотрению, отметим, что без разрешения египетских властей выйти большой массе людей с территории столичного округа и окрестных областей, где концентрировались большие воинские подразделения египтян, было практически невозможно.
В этой связи показателен один документ, датирующийся периодом правления фараона Мернептаха (1212-1200 годы до нашей эры) — то есть временем, когда могущество XIX династии уже начало клониться к упадку. Он представляет собой донесение пограничного чиновника, сообщающего, в частности, о пропуске через приграничные крепости группы кочевников из Эдома для прохода в Чеку (регион в восточной части долины Вади-Тумилат в «земле Гошен»), «к водоемам Пер-Атума (библейского Питома)… который в Чеку, чтобы они смогли выжить и скот их выжил».
В другом тексте этого периода сообщается о преследовании двух беглых рабов, которым удалось проскользнуть в пустыню к северу от Мигдола сквозь линию египетских крепостей. Причем пункты Суккот, Этам и Мигдол упоминаются в данном документе в той же последовательности, что и в библейском повествовании об Исходе евреев из Египта. Такой тщательный контроль египтян над малейшими передвижениями групп или даже отдельных лиц в данный период лишний раз свидетельствует о том, что уйти из земли Раамсес в пустыню евреи не могли без разрешения фараона, и такое разрешение было ими получено.
Говоря о религиозной политике Рамсеса II, следует учитывать ее амбивалентный характер. С одной стороны, этот вероятный потомок гиксосов с ярко выраженным семитским профилем (его отлично сохранившаяся мумия находится в Египетском музее в Каире) отдавал явное предпочтение своему родовому богу Сутеху-Баалу. Но в то же время, стремясь соблюсти баланс сил, Рамсес всячески заигрывал с многочисленными сторонниками древнего традиционного культа фиванского бога Амона-Ра. Согласно упоминаниям в различных документах, он возводил в честь него грандиозные сооружения в Фивах.
1/1Картина «Евреи покидают Египет»Изображение: Д. Робертс
В столице, Пер-Рамсесе, южная часть города считается «поместьем Сутеха», западная же — «поместьем Амона». Как уже было отмечено, в поэме о Кадешской битве Рамсеса II с хеттами говорится о четырех подразделениях его войска: подразделении Амона, подразделении Ра, подразделении Птаха (мемфисский бог) и подразделении Сутеха. Хотя Рамессидам более или менее удавалось поддерживать баланс сил между сторонниками Амона и многочисленными в северо-восточной части Дельты адептами культа Сутеха (как коренными египтянами, так и азиатами, по большей части семитами), этот религиозный антагонизм иногда, вероятно, выливался в открытые столкновения.
Можно предположить, что прототипом тех обитателей земли Раамсес, которые, согласно сообщениям книги Исхода, благосклонно относились к израильтянам, были не кто иные, как сторонники культа Сутеха-Баала. Именно они могли дать евреям серебро на покупку скота для принесения в жертву Господу и одежду детям, чтобы те не замерзли в пустыне во время холодных весенних ночей во время Исхода. В том числе их золото, вероятно, использовал Аарон при отливке тельца, образ которого символизировал в языческих религиях Восточного Средиземноморья Баала.
Наконец, они могли быть тем «множеством разноплеменных людей» (египтяне, азиаты, пребывавшие в большом количестве в районе Пер-Рамсеса), вышедших с израильтянами для совершения паломничества и принесения жертвы Баалу (Сутеху) в его культовом центре в Баал-Цафоне в пустыне. Этот объект, вероятно, был первоначально объявлен (или же, точнее, воспринят) египтянами как конечный пункт паломничества («в пустыню, на три дня пути»), и у него вышедшие из Египта евреи, а также неевреи сперва расположились станом.
Предлагаются четыре основные локализации Баал-Цафона: 1) традиционная — у северной оконечности Суэцкого залива; 2) Тахпанхес (современный Телль-Дефне) у южной оконечности озера Менцале, приблизительно в 8 километрах к западу от Кантары; 3) район Горьких озер; 4) у египетской горы Касий, в Рас Касруне, к северу от озера Сирбонис. Наиболее вероятными считаются вторая и третья локализации.
Вероятно, библейский фараон, убедившись в результате казней египетских в великом могуществе Господа (отдельные аспекты его действий он мог соотносить, как и другие египтяне, с функциями бога бури и грозы Баала), разрешил евреям и египтянам совершить паломничество — гипотетически в район Баал-Цафона. Там они должны были принести жертвоприношения и помолиться за него самого. Прототипом этого фараона как раз и мог быть почитатель Сутеха-Баала Рамсес II. Наконец, прототипом той части египтян, которые, согласно книге Исхода, смертельно ненавидели религиозные воззрения и обрядность израильтян, могли быть, прежде всего, адепты бога Амона. Для них же был неприемлем и культ Сутеха-Баала.