Как избавиться от осуждения?

В великопостной молитве святого Ефрема Сирина мы просим о том, чтобы Господь дал нам «зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Это молитва важна всегда, но особенно сейчас, когда интернет полон гнева и осуждения. Любой блогер точно знает, кто те плохие люди, которых надо заклеймить позором, а если не знает, ему это решительно объяснят другие блогеры.

При этом осуждение воспринимается не как грех, которому люди предаются, стыдливо прячась по углам, а как обязанность. Заклеймил ли ты позором подлых, преступных негодяев, которые… (список негодяйств прилагается)? Не заклеймил? Значит ты не за Правду? Значит ты не против зла?

Люди православные, увы, часто попадают в ту же ловушку, что и нецерковные. Как будто непримиримость ко злу требует осуждения людей! Это не так. Это даже наоборот.

Отказ от осуждения не означает, что мы признаем поступки человека правильными (они могут быть ужасны) или его взгляды – разумными. Нет, они могут быть совершенно людоедскими. Отказ означает то, что мы не произносим суда над ним как над личностью: не определяем его в ад, не вычеркиваем его из человеческого рода, не порываем те узы солидарности, которые связывают нас с ним в Адаме.

Преподобный авва Дорофей пишет об этом: «Иное дело злословить, а иное осуждать или уничижать. Злословить значит сказать о ком-либо: такой-то солгал, или соблудил, или погневался, или другое что не доброе сделал. Вот такой позлословил брата, то есть, сказал страстно о его согрешении. А осуждать значит сказать: такой-то лгун, блудник, гневлив. Вот такой осудил самое расположение души его, произнес приговор о всей жизни его, говоря, что он таков-то, и осудил его, как такого: а это тяжкое прегрешение».

Господь говорит о том, что мы должны любить ближнего, как самого себя. Неосуждение предполагает, что мы относимся к грехам ближнего так же, как к своим. Мы не оправдываем свои грехи или заблуждения, которым предавались в прошлом. Это было дурно, и мы признаем это дурным. Но мы не отождествляем себя с этими грехами, мы исходим из того, что мы вполне отделимы от этих грехов, что мы можем стать другими: раскаяться в грехах, осознать свои заблуждения. Мы еще не потеряны. Мы можем примириться с Богом и людьми. Мы, если так можно выразиться, всегда рассматриваем себя как «своих», мы близко к сердцу принимаем наше благо и всегда желаем себе самого лучшего. Мы не осуждаем себя к изгнанию во тьму внешнюю, хотя можем искренне осуждать какие-то свои поступки и мучительно сожалеть о том, что мы их совершили.

Преподобный Ефрем учит нас молиться о видении своих согрешений, потому что очень часто мы их не видим. Нам кажется, что мы правы, и особенно страшные и пагубные глупости мы делаем именно тогда, когда уверены в своей правоте. Мы просто не замечаем боли, которую причиняем другим, не задумываемся о последствиях – прямых или косвенных – наших слов и поступков. О том, что наши слова могут кого-то убить или подвигнуть на тяжкий грех. О том, что система оправданий, которую мы выстроили, прикрывает явное зло.

Честность, способность видеть окружающую реальность так, как она есть, а не так, как нам комфортнее – подвиг, на который мало кто способен. Любые шаги в этом направлении даются в огромным трудом. Люди (включая нас самих) выстраивают свое восприятие реальности так, чтобы выглядеть в своих очах праведными и выступающими за правое дело.

Если я сам склонен к самообману, к самораспропагандированию в пользу той стороны в конфликте, которую я избрал, не стоит ли мне с пониманием и солидарностью посмотреть на человека, который выкрикивает мне оскорбления и обвинения с той стороны? Ведь я могу посмотреть в него как в зеркало; он поистине брат мой, я вижу у него ту же наследственную, всем нам переданную от падшего Адама болезнь, что и у меня. Он ослеплен, как и я; он обезумел, как и я; он изолгался, как и я; он сбился с пути, как и я… Со стороны это зеркальное сходство непримиримых противников бросается в глаза, но от участников перепалки оно заслонено красной пеленой, висящей перед глазами: страхом поколебаться в своей правоте, малодушным опасением оттолкнуть аплодирующую аудиторию.

И великопостные молитвы постоянно ставят меня перед фактом: я бедный грешник, виновный и испорченный, ищущий милосердия Божия. Может быть, иногда, где-то, в чем-то я бываю прав. Но эта правота не камень, который я могу кинуть в ближнего; это крупица света, которой я могу поделиться с человеком, упавшим в ту же яму, что и я.

Другой грешник – это брат по несчастью. Его слепота, его озлобленность, его желание жить в придуманном, а не в реальном мире, вся его поврежденность взывает к моей солидарности, ведь и у меня ровно те же проблемы. Осуждая его, я закапываю себя. Великий пост – самое время для того, чтобы перестать это делать.

Помолитесь в спокойной обстановке и вспомните, тех людей, которые вас ранили словами. Также вспомните тех людей, кого, возможно, вы ранили своими словами, кто пострадал от вас. Это могут быть ваши лидеры в церкви, друзья, члены семьи, родственники, начальство на работе, соседи. Если при воспоминании тех случаев у вас возникают неприятные чувства, всплывают негативные образы, осуждение, чувство вины, чувство отверженности, чувство боли, значит, вам нужно молиться об исцелении сердца.

Признаком исцеления является, только воспоминания этих событий, без каких либо отрицательных чувств, эмоций или переживаний. То есть вы помните эти события, но уже никак на них не реагируете.

Молитва.

Отец Небесный я прихожу к Тебе сейчас во Имя Иисуса Христа, прошу Тебя, — исцели мое сердце от всех ран и боли, освободи меня от всякого непрощения, зависти и осуждения. Я прощаю всем своим сердцем _______(имя) за ________ . Я прощаю всех этих людей за то, что они сделали мне, я отпускаю их на свободу, и ничего не имею против них. Я также прощаю себя, за то, что не правильно поступал и реагировал. Прошу Тебя, Отец Небесный, прости и Ты мне все эти грехи. Я принимаю Твое прощение, через Имя и кровь Иисуса Христа, я раскаиваюсь во всем, и взываю сейчас о Твоей милости. Боже, очисти меня сейчас, освободи и исцели меня, избавь меня от всякого зла и удали от меня все то, что мучило меня. Я подчиняюсь сейчас Твоей истине и Твоей воле, и благодарю тебя за мое прощение, свободу и исцеление. Отец мой Небесный, все это я просил Тебя, во имя Иисуса Христа. Аминь.

«Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего”

В замечательной молитве святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего” есть следующее прошение: «Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего”, что значит – даруй мне Твою благодать, дабы узреть мне и судить мои собственные ошибки, а не осуждать брата моего. С одной стороны, святой просит Бога дать ему дар самопорицания, а с другой – умоляет Его помочь не осуждать ближних.

Что такое осуждение?

Осуждение и порицание есть плод ненависти. Осуждение, по словам Иоанна Лествичника, болезнь тонкая, это состояние, устраняющее любовь, это нечистота сердца, утрата целомудрия. Осуждение поистине страшная вещь. Выскажем некоторые мысли по этому поводу.

Господь сказал: «Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься”. Всякое слово будет свидетельствовать или за нас, или против нас. Чего греха таить, осуждение ближнего доставляет нам большое удовольствие. Когда люди получают благосклонность некоего сильного мира сего или душа их полна ненависти, они с легкостью начинают порицать и осуждать других.

Древний церковный писатель Ерма, написавший книгу «Пастырь”, говорил, что не следует осуждать кого-либо, а также не надо слушать тех, кто осуждает других. Если мы с удовольствием слушаем тех, кто клевещет или обвиняет других, мы уже виновны в грехе осуждения.

Осуждение является демоническим состоянием. Первый, кто впал в этот грех, был сам дьявол. Дьявол осудил и оклеветал Бога перед прародителями, а затем стал учить осуждению людей.

Обычно мы злословим о ком-то, когда тот не присутствует при разговоре. «И воссели владыки и хулят против меня…” – говорит Давид. И действительно, в Ветхом Завете мы читаем, что Саул, Авенир и Ахитофел насмехались над Давидом. Стих этот имеет отношение и ко Христу. Первосвященники Анна и Каиафа тайно встречались и, в конце концов, обвинили и решили убить Его. Иисус в то время находился в Саду и говорил о Боге, а те тайно оговаривали Его. Вот почему псалмопевец восклицает: «Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими”.

Как избавиться от греха осуждения

Этот грех происходит от недостатка любви к ближним. Если бы мы любили своего ближнего, мы бы заступились за него. «Любовь все покрывает”, – говорит апостол Павел. Осуждение заставляет нас видеть грехи других, в то время как сами мы делаем вид, что непогрешимы. Мы всегда оправдываем самих себя, и, как правило, видим недостатки в других. Лучше бы кто-то вкушал плоть и пил кровь, чем «порицал братьев во плоти”, то есть вкушал бы плоть своего брата и изъедал его душу осуждением, как говорит Иоанн Дамаскин.

Наблюдается следующее явление: люди, не имея на это ни власти, ни компетенции, осуждают грешников как словами, так и мысленно. В то время как только Бог может осудить, вынести приговор и осуществить его. Когда мы осуждаем человека, мы узурпируем права Бога. «А ты кто, который судишь другого?” – говорит апостол Павел. Один Господь может оправдать или осудить кого-то. Мы, люди, должны научиться «видеть свои прегрешения и не осуждать брата своего”.

Осуждение является препятствием для нашей духовной жизни. Зачастую, когда в течение дня мы осудили или оклеветали кого-то несправедливо, вечером мы не в состоянии молиться. Все это: насмешки, осуждение, злословие, плохие мысли, злость, – вспоминается во время молитвы и загрязняет нашу душу. Дьявол, зная, что творение молитвы идет на пользу человеку, пытается воспрепятствовать этому. Таким образом, осуждение является грандиозным оружием дьявола. Оно насмерть поражает душу.

Исаак Сирин объяснял, что Бог допускает искушения тому, кто подвержен греху осуждения. Например, плотские искушения, поражающие человека, есть результат его осуждения ближних. Ибо тем, кто возгордился перед братьями своими, Бог попускает плотские искушения, чтобы мы смирились, увидели свою ничтожность, и, таким образом, перестали осуждать своих ближних.

Что должны делать мы, когда нас осуждают другие?

Здесь я хотел бы вспомнить слова Иоанна Златоуста. Святой говорит, что, когда мы живем в грехе, даже если нас никто не осуждает или не обвиняет, мы являемся самыми ничтожными среди людей. Напротив, когда мы пребываем в прилежной добродетели, «даже если против нас целая вселенная”, т.е. даже тогда, когда весь мир осуждает нас, тогда мы «ревнители всего”, т.е. достойнейшие из всех.

Поэтому нам должно прислушиваться не к тем, кто нас осуждает, а к добродетели жизни нашей.

Митрополит Эдесский, Пельский и Aльмопийский, Иоиль. Жертва вечерняя, стр.161 -166

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания «Пемптусия”

​ ​ ​

Мы так много думаем о мнении окружающих, что свое «настоящее Я» зачастую теряется. Как перестать оглядываться на других и почему надо это сделать.

Ещё в детстве в той или иной ситуации мы понимаем, что нельзя всегда говорить то, что у тебя на уме. Если ты не попадёшь в тон мнения большинства, над тобой будут смеяться. Ладно ещё школьные годы, но ведь выученные в детстве правила поведения продолжают работать и во взрослой жизни. Более того, ориентация на общественное мнение — это настоящая истерия, которая распространяется в культурах всего мира. С одной стороны, в этом нет ничего страшного, многие люди живут так всю жизнь, но КАК они живут и как могли бы жить, если бы слушали себя и не боялись социума?

Иррациональная одержимость общественным мнением

В эволюции нет случайных событий, и, чтобы понять настоящую причину этого безумия, давайте вернёмся в 50 000 год до н. э., когда ваш далёкий предок жил в небольшом племени.

Быть частью этого племени очень важно для него, от этого зависит выживание. Древние люди вместе охотятся, защищают друг друга, а изгои погибают. Так что для вашего далёкого предка нет ничего важнее согласия со своими соплеменниками, особенно с авторитетными альфа-самцами.

Если он не будет соглашаться со всеми и угождать людям своего племени, его признают странным, раздражающим и неприятным, а потом вообще выгонят из племени и оставят умирать одного.

Если он будет преследовать женщину из своего племени и их отношения окончатся, не начавшись, она расскажет всем женщинам племени о его неудаче. И все женщины, с которыми у него могли бы быть отношения, узнав о провале, тоже отвергнут его.

Так что оставаться в социуме в то время было всем, и всё делалось для того, чтобы тебя принимали.

Прошло много лет, но социальная истерия продолжает мучить людей. Сейчас мы не так нуждаемся в одобрении со стороны каждого человека, но поиск социального одобрения и парализующий страх не понравиться другим людям как будто остался в наших генах и не думает никуда исчезать.

Давайте назовём эту одержимость мамонтом социального выживания, или внутренним мамонтом. Выглядит он примерно вот так:

изображение с сайта Wait But Why

Для вашего далёкого пещерного предка наличие внутреннего мамонта было залогом выживания и процветания. Всё было просто: хорошо корми мамонта социальным одобрением и внимательно следи за его страхами по поводу несогласия, и всё будет отлично.

Такая система отлично работала 50 000 лет до н. э. И 30 000 лет до н. э., и даже через 20 000 лет после этого. Но постепенно общество изменилось, а вместе с ним изменились и потребности. А биология не успела под неё подстроиться, что странно, до сих пор.

Наше тело и наш разум и сейчас сделаны так, как будто нам предстоит жить в 50 000 году до н. э. Этот пещерный стиль выживания в социуме уже неактуален, но он продолжает мучить нас.

Сейчас, в 2014 году, нас продолжает преследовать большой, голодный и пугливый мамонт, который до сих пор думает, как в 50 000 году до н. э.

Иначе почему вы перебираете четыре наряда, но никак не можете решить, что надеть?

изображение с сайта Wait But Whyизображение с сайта Wait But Whyизображение с сайта Wait But Whyизображение с сайта Wait But Why

Кошмары мамонта о неудачном опыте с противоположным полом делали ваших предков осторожными и сообразительными, но сейчас советы мамонта делают вас просто нерешительными и жалкими.

изображение с сайта Wait But Whyизображение с сайта Wait But Whyизображение с сайта Wait But Whyизображение с сайта Wait But Whyизображение с сайта Wait But Why

Мамонт вмешивается в порывы творчества и не даёт проявить себя из-за страха провала.

изображение с сайта Wait But Why

У мамонта постоянно случаются вспышки страха, он боится общественного порицания, и это играет огромную роль во многих сферах жизни.

Это причина того, что вы боитесь идти в ресторан или в кино в одиночестве, потому что это странно. Причина того, что родители слишком беспокоятся о том, в какой колледж поступит их ребёнок. Причина браков без любви и прибыльной карьеры без увлечённости и страсти к своему делу.

Мамонта надо кормить, и кормить постоянно. Он питается одобрением и чувством того, что в любой моральной и общественной дилемме он на верной стороне.

Почему иначе вы так тщательно отбираете фотографии для Facebook? Почему хвастаетесь друзьям, даже если потом сожалеете об этом?

Общество заинтересовано в том, чтобы поддерживать эту мамонтозависимую модель. Оно вводит звания и награды, саму концепцию престижа, чтобы держать мамонта довольным и заставлять людей делать ненужные в сущности вещи и проживать ущербную жизнь, которую они никогда бы не выбрали, если бы не мамонт.

Кроме того, мамонт хочет приспосабливаться и быть похожим на всех. Он всё время озирается, чтобы понять, что делают другие люди, и когда он понимает, то тут же копирует их поведение. Чтобы увидеть это, достаточно посмотреть на фотографии двух выпусков колледжа разных лет.

изображение с сайта Wait But Why

«Приемлемое» престижное образование тоже стало частью корма для мамонта.

изображение с сайта Wait But Whyизображение с сайта Wait But Why

Иногда мамонт сосредотачивается не на широкой общественности, а на завоевании одобрения кукловода. Это человек или группа людей, чьё мнение значит для вас ТАК много, что фактически определяет все аспекты вашей жизни.

Часто кукловодами становятся родители или заводилы в компании друзей. Вы можете сделать своим кукловодом даже плохо знакомого человека или вообще незнакомую знаменитость (что часто делают подростки).

Мы желаем одобрения своего кукловода больше, чем любого другого, и приходим в ужас от мысли, что можем разочаровать или расстроить его.

В таких отравленных отношениях с кукловодом ваши мнения и моральные убеждения полностью принадлежат ему, и от него зависит, какими они будут.

И в то время, как на нужды внутреннего мамонта уходит столько мыслей и энергии, в вашем мозгу постоянно присутствует кое-кто ещё. Он всё время находится в самом центре вашего Я — это ваш подлинный голос.

изображение с сайта Wait But Why

Ваш подлинный голос знает о вас всё. На контрасте со строгим дуализмом простого мамонта, для которого есть только белое и чёрное, подлинный голос всеобъемлющий и сложный, иногда не очень понятный, постоянно развивающийся и не знающий страха.

У вашего подлинного голоса есть свои моральные принципы, которые основываются на опыте, чувствах и личных взглядах, на сострадании и честности.

Он знает, что вы чувствуете насчёт денег, семьи и отношений; какие люди, интересы и типы активности действительно приносят вам удовольствие, а какие — нет. Ваш подлинный голос понимает, что не знает, как должна пройти ваша жизнь, но он чувствует верный путь.

В то время как мамонт, принимая решения, ориентируется только на внешний мир, подлинный голос использует внешний мир, чтобы собирать и познавать информацию, но, когда приходит время для решений, всё, что ему нужно, уже есть в мозгу.

Мамонт постоянно игнорирует подлинный голос. Например, если уверенный в себе человек выскажет своё мнение, мамонт весь превращается в слух. А отчаянные мольбы внутреннего голоса отклоняются и игнорируются, пока кто-нибудь не выскажет такую точку зрения.

А когда наш мозг, действующий по законам далёких предков, продолжает давать мамонту слишком много власти, подлинный голос начинает чувствовать себя лишним. Он замолкает, теряет мотивацию и исчезает.

изображение с сайта Wait But Why

В конце концов человек, управляемый мамонтом, теряет связь со своим подлинным голосом. Во времена племён это было нормально, ведь всё, что было нужно, — это соглашаться и соответствовать, и мамонт отлично с этим справляется.

Но сегодня, когда мир стал гораздо шире и полнее, а люди сталкиваются с множеством культур и отдельных личностей, мнений и возможностей, потеря внутреннего голоса становится опасностью.

Когда вы не знаете, кто вы на самом деле, единственный механизм для принятия решений, который у вас остаётся, — это устаревшие нужды вашего эмоционального мамонта.

И когда доходит до самых личных и самых важных вопросов, вместо того чтобы погрузиться внутрь себя и в туманной изменчивости своего Я найти ответ на все вопросы, вы просто смотрите на окружающих и ищете ответы в них. В результате вы становитесь какой-то смесью самых сильных мнений тех людей, которые вас окружают. И уж точно не собой.

Кроме того, потеря контакта с подлинным голосом делает вас слабыми. Когда ваша личность поддерживается только одобрением и признанием окружающих людей, критика и осуждение других будут реально болезненными.

Конечно, поражение достаточно болезненно для всех, но для людей, ведомых мамонтом, это имеет гораздо большее значение, чем для людей с сильным подлинным голосом.

У людей с развитым «настоящим Я» есть внутренний стержень, который помогает им держаться и продолжать делать своё дело, а у мамонтозависимого человека есть только стремление соответствовать другим и никакого стержня, так что провалы для него — настоящая катастрофа.

Например, вы знаете людей, которые не умеют воспринимать даже конструктивную критику, а иногда могут даже мстить за это? Эти люди одержимы мамонтом, и они так бесятся насчёт критики, потому что не могут переносить неодобрение.

изображение с сайта Wait But Whyизображение с сайта Wait But Whyизображение с сайта Wait But Why

После всего сказанного становится ясно: надо найти способ обуздать своего внутреннего мамонта. Это единственная возможность вернуть жизнь в свои руки и управлять ей.

Как найти и укротить своего внутреннего мамонта

Некоторые люди рождаются с умным ручным мамонтом, или их воспитание помогает держать мамонта в узде. Другие до самой смерти ни разу не пробуют укротить своего мамонта и всю жизнь выполняют его капризы. Большинство из нас находятся где-то посередине: в каких-то жизненных ситуациях мы контролируем своего мамонта, в других он вредит нам.

Если вами управляет мамонт, это вовсе не значит, что вы плохой или слабый человек. Просто вы пока не научились им управлять. Вы даже можете не знать о существовании мамонта и о том, что ваше подлинное Я забилось в угол и молчит.

Какой бы ни была ваша ситуация, вы должны держать мамонта под контролем. Вот три шага, которые помогут это сделать.

Шаг 1: проверьте себя

Первый шаг заключается в честной и справедливой оценке того, что творится у вас в голове. Вот три части этого шага.

1. Познакомьтесь со своим подлинным голосом

изображение с сайта Wait But Why

Кажется, что это несложно, но на самом деле очень даже. Нужно приложить серьёзные усилия, чтобы продраться сквозь паутину мыслей и мнений других людей и понять своё «настоящее Я».

Вы проводите время с огромным количеством людей, кто из них вам по-настоящему нравится? Как вы проводите своё свободное время и действительно ли вам нравятся все его составляющие?

Есть ли вещи, на которые вы регулярно тратите деньги, но не чувствуете от них никакого удовольствия? Как вы относитесь к своей работе и социальному статусу? Каковы ваши политические убеждения?

Вы вообще думали об этом? Вы делаете вид, что вас волнуют какие-то вещи, просто чтобы иметь своё мнение? Может быть, у вас есть своё мнение о каких-то политических и моральных проблемах, которое вы никогда не озвучивали, потому что люди, которых вы знаете, будут возмущаться?

Это обычные вопросы для исследования души или поиска себя, но это действительно нужно сделать. Может быть, вы можете размышлять об этом прямо сейчас, где бы вы ни находились, а может, вам нужна особая атмосфера: удалиться подальше, остаться наедине с собой и только тогда окунуться в рефлексию.

В любом случае надо выяснить, что действительно имеет для вас значение, и начать гордиться своим подлинным голосом, «настоящим Я».

2. Узнайте, где прячется мамонт

изображение с сайта Wait But Why

Большинство времени, когда мамонт находится под контролем, человек даже не осознаёт этого. Но вы не сможете добиться успеха, если не будете точно уверены, где именно находятся самые большие проблемы.

Самый очевидный способ обнаружить мамонта — выяснить, где гнездятся ваши страхи, в какой области чаще всего возникает стыд и смущение. Когда вы думаете о какой-то сфере жизни, вас охватывает ужасное чувство, ощущение провала, и этот провал кажется ночным кошмаром. Что это за сфера?

Вы боитесь начать что-то, даже если знаете, что хороши в этом деле. Какие сферы жизни точно нуждаются в изменениях, но вы избегаете перемен в них и ничего не делаете?

Второе место, где прячется мамонт, — это слишком приятные чувства, которые возникают, когда вы соглашаетесь с другими людьми. Вы правда угождаете людям на работе и в личной жизни? Вас пугает возможность не согласиться с родителями? Между их гордостью за вас и возможностью порадовать себя вы выбираете первое?

Третье поле, где прячется мамонт, — это когда вы не можете принимать решения без одобрения со стороны других людей. Или можете, но чувствуете себя очень некомфортно. Какие из ваших мнений и убеждений принадлежат вам, а не другим людям? Вы придерживаетесь этих мнений, потому что так говорят другие?

Если вы представляете своего нового друга/подругу родным и друзьям и ваша пассия никому не понравилась, их отношение может изменить ваши чувства? В вашей жизни есть человек, который управляет вами, как марионеткой? Если есть, то кто он и почему вы позволяете это делать?

3. Решите, где пора взять контроль над мамонтом

изображение с сайта Wait But Why

Невозможно совсем выкинуть мамонта из головы, всё-таки мы люди. Но что действительно необходимо сделать, так это избавить от его влияния некоторые сферы жизни, которые просто обязаны находиться под контролем вашего подлинного Я.

Это очевидные области, такие как выбор партнёра, карьеры и способа воспитания детей. Остальные сферы индивидуальны и определяются через простой вопрос: «В каких сферах жизни я должен быть полностью честным с собой?».

Шаг 2: смелее, у мамонта низкий IQ

Настоящие шерстистые мамонты были достаточно глупыми, чтобы вымереть, и выживание социальных мамонтов ничуть не лучше. Несмотря на то, что они преследуют нас, мамонты глупые, примитивные создания, которые не понимают современного мира.

Глубоко прочувствуйте и осознайте это. Это ключ к подчинению вашего мамонта. Есть две серьёзные причины не принимать своего мамонта всерьёз.

1. Страхи мамонта иррациональны

У мамонта есть пять глобальных ошибок.

→ Все говорят обо мне и моей жизни, и только подумайте, что они все скажут, если я пойду на этот рискованный или странный поступок!

Вот как думает мамонт:

изображение с сайта Wait But Why

А вот как всё выглядит на самом деле:

изображение с сайта Wait But Why

Никому нет дела до того, как вы живёте и что творите. Люди по большей части думают только о себе.

→ Если я постараюсь, я смогу угодить всем.

Да, это может случиться, если вы живёте в племени на 40 человек, объединённом одной культурой. Но в современном мире неважно, кто вы и как себя ведёте. Некоторые люди будут вас любить, другие будут ненавидеть или просто недолюбливать.

Если одни люди одобряют вас, других вы выводите из себя. Так что сильное желание понравиться одной группе людей нелогично и неправильно, особенно если вы не сильно поддерживаете их взгляды. Вы прилагаете недюжинные усилия, чтобы угодить одной компании людей, а в это время другие люди, которые могли бы стать настоящими друзьями, так и не дождутся вашего общества.

→ Если меня осудят, посмотрят свысока или скажут про меня гадость, это вызовет серьёзные последствия в моей жизни.

Человек, который осуждает вас или ваши действия, даже не находится в одном с вами помещении или, по крайней мере, непосредственно рядом с вами. В 99,7% случаев так и происходит. Это классическая ошибка мамонта — представлять себе социальные последствия, которые гораздо хуже и страшнее, чем то, что происходит на самом деле. В реальности чужие мнения практически ничего не значат и никак не влияют на жизнь.

→ Осуждающие меня люди имеют значение.

Вот что творится в голове людей, которые любят осуждать других: они полностью под контролем мамонта и ищут себе таких же друзей-марионеток мамонта. Любимое развлечение таких людей — собираться вместе и перемывать косточки всем подряд.

Может быть, они завидуют, и обливание грязью других людей помогает им завидовать чуть меньше. Или им просто нравится купаться в злорадстве. В любом случае эти осуждающие тирады служат отличным кормом для мамонта.

Во время осуждения кого-либо сплетники всегда оказываются на другой, «правильной стороне» и чувствуют себя белыми и пушистыми. Неприятно осознавать, что за ваш счёт кто-то чувствует себя прекрасным и непорочным, но на самом деле это никак не влияет на вашу жизнь.

изображение с сайта Wait But Whyизображение с сайта Wait But Whyизображение с сайта Wait But Why

Чужие разговоры и сплетни не касаются вас, они касаются только сплетников и их откормленных мамонтов. Если вы поймали себя на том, что принимаете решение с оглядкой на сплетников из страха, что они осудят вас, вовремя осознайте, что происходит, и остановитесь.

→ Я буду плохим человеком, если разочарую или обижу людей, которые любят меня и столько в меня вложили.

Нет. Вы не будете плохим человеком, сыном или другом, если будете слушать настоящего себя. Есть одно простое правило: если они действительно любят вас, а не эгоистично пользуются, они примут всё, что сделает вас счастливым, и снова придут к вам.

Ну а если вы счастливы, а они и не думают приходить, случилось вот что: их сильные чувства по поводу того, кем вы должны быть и что делать, — это отголосок их мамонтов, а расстраиваются они потому, что беспокоятся, что об этом скажут другие люди. Они позволяют своему мамонту победить любовь к вам, а значит, им нет места в вашей жизни.

И ещё две причины, почему боязливая одержимость мамонта социальным одобрением не имеет никакого смысла.

А. Вы живёте здесь.

изображение с сайта Wait But Why

Что вообще может иметь значение?

В. И вы, и все, кого вы знаете, умрут. И довольно скоро.

изображение с сайта Wait But Why

Так вот, все страхи мамонта иррациональны, потому что он глупый. А вот и вторая причина.

2. Усилия мамонта антипроизводительны

Ирония ситуации в том, что огромный мамонт не может хорошо сделать даже свою работу. Методы, которыми он собрался победить, может и были бы эффективны в более простые времена, но сегодня они неактуальны.

Современный мир — это мир «настоящего Я», и если мамонт хочет выжить и процветать, он должен делать то, что больше всего его пугает, — позволить «настоящему Я» взять верх.

Подлинная личность интересна, а мамонт скучен. Каждое «настоящее Я» уникально и самодостаточно, что действительно интересно. Мамонты всегда одинаковые, они копируют, подчиняются и соответствуют, а их мотивы не основываются на чём-то подлинном, настоящем. Они делаю только то, что «должны» делать, что они думают, что должны. И это скучно.

Подлинный голос ведёт. Мамонт следует. Лидерство естественно для большинства настоящих личностей, потому что они видят обычные вещи и решения с нестандартных точек зрения, под другим углом. И если они умны и современны, они могут изменить что-то в мировом масштабе и создавать события и вещи, которые нарушают статус-кво.

Если вы даёте такому человеку кисть и холст, он может не нарисовать ничего хорошего, но изменить сам холст тем или иным способом.

Мамонты же по определению ведомые. Больше всего они боятся нарушить статус-кво, потому что они как раз стараются соответствовать ему.

Когда вы даёте им холст и краску такого же цвета, как и холст, они рисуют что-нибудь, но это ничего не меняет, ведь всё равно ничего не видно.

В целом различия между людьми, одержимыми внутренним мамонтом, и теми, кем движет истинный голос, видны практически сразу. Последние обладают неким магнетизмом, иначе говоря, харизмой, их уважают и любят в коллективе.

А всё потому, что люди всегда уважают силу характера, достаточную для того, чтобы обуздать внутреннего мамонта и быть независимым. Вот вам и секрет харизматичного человека.

Шаг 3: пора становиться собой

До этого момента мы просто развлекались теорией. Разобрали, почему людей так волнует, что о них подумают, почему это ограничивает свободу и почему лучше отказаться от этого.

Но одно дело читать пост и думать: «Да, это правильно, надо перестать так париться насчёт общественного мнения», — и совсем другое — начать что-то менять. Для этого нужна смелость.

изображение с сайта Wait But Why

Но смелость для чего конкретно? Как мы уже говорили, нет никакой угрозы в общественном мнении.

Ни один из ваших социальных страхов на самом деле не страшный.

Осознав это, вы избавитесь от страха, который испытываете, а без него мамонт теряет свою силу и власть.

изображение с сайта Wait But Why

С ослабевшим внутренним мамонтом вы сможете быть собой и делать то, что нужно именно вам. И когда вы увидите положительные изменения в жизни с незначительными негативными последствиями и без всяких сожалений с вашей стороны, слушать свой истинный голос станет привычкой.

Конечно, мамонт не исчезнет, он никогда не исчезнет, но теперь вы будете легко игнорировать его жалкие попытки захватить власть, потому что истинный голос станет доминирующим внутренним фактором.

изображение с сайта Wait But Why

Может быть, вас будут считать немного странным, но теперь общество станет вашим холстом, полем для деятельности, вы перестанете пресмыкаться перед ним и робко ждать одобрения и принятия.

Вашему истинному Я дана только одна жизнь, так дайте ему возможность прожить её.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *