Как избавиться от страха наказания?

СТРАХ СОВЕРШИТЬ ОШИБКУ

Нерешительность в различных областях может объясняться опасением совершить ошибку. Ошибкой можно считать результат некоего действия, когда оно ведет к нежелательным последствиям (или не приводит к столь сильно желаемой цели). Ошибка в этом смысле происходит от недоучета многих факторов при принятии решения, от недостатка опыта, от массы внешних воздействий (от сопротивления среды).

Конечно, никогда нельзя до конца учесть все аспекты своего выбора и все обстоятельства момента, которые могут влиять на результат поступка. То есть возможность ошибки заложена в поступке изначально. Однако некоторые люди (особенно относящиеся к ЛИЧНОСТЯМ С НАВЯЗЧИВОЙ СТРУКТУРОЙ) будут тщательно отмеривать и проссчитывать свои решения – так и не решаясь порой на окончательный выбор.

Однако, как утверждает Альфрид Лэнгле, «самая большая ошибка как раз и состоит в том, что человек из-за страха перед ошибками не делает вообще ничего, тем самым лишая себя многого из того хорошего и ценного, что может принести ему жизнь».

Для людей тщеславных, обуянных гордыней опасение или нежелание совершить ошибку будет гораздо менее выражено, чем страх признать ошибку, поскольку это признание будет равносильно тому, что человек признает свою несостоятельность. Мы подробнее рассмотрим это в следующем параграфе.А здесь хотелось бы привести слова Эриха Фромма, говорящего о том, как трудно бывает человеку признать свою ошибку:

«Большинство людей оказываются несостоятельными в искусстве жизни не потому, что они плохо приспособлены или слабовольны, что они не могли бы вести лучшую жизнь, но потому, что они не пробуждаются и не видят, когда они стоят на распутье и должны принять решение. Они не замечают, когда жизнь задает им вопрос и когда они еще имеют возможность ответить на него так или иначе.

С каждым шагом по ложной дороге им становится все труднее признать, что они действительно находятся на неправильном пути. И часто это случается только потому, что дальше они должны были бы согласиться с необходимостью вернуться к тому месту, где был впервые сделан неверный поворот, и примириться с напрасной тратой энергии и времени».

СТРАХ СТАТЬ ВИНОВАТЫМ
Человек избегает принятия определенных решений, отказывается от определенных выборов, именно стремясь избежать столкновения с переживанием ВИНЫ.
Самообвинения – эти звучащие из недр совести (суперэго) голоса строгих родителей или других угрожающих и наказывающих взрослых — могут быть более «страшным» наказанием, чем реальные наказания. Человек нередко боится укоров собственной совести даже больше, чем быть подвергнутым осуждению со стороны других людей. Поэтому страх самообвинений удерживает человека от совершения поступков, которые он (точнее, его наказывающая совесть) считает дурными, предосудительными и недопустимыми.

Так, человек, ощущающий свою ответственность за эмоции других людей, может опасаться стать виновным в том, что кто-то вследствие его поступка будет расстроен или будет чувстсвовать себя несчастным. В действительности каждый сам несет ответственность за свои эмоции, за собственную реакцию на события, которые с ними происходят. Однако важно отличать случайно нанесенную обиду от намеренно нанесенной В последнем случае, вина, конечно будет лежать на обидчике.

Часто бывает так, что ребенку рано прививается комплекс вины, чтобы родители могли легче управлять (по сути — манипулировать) ребенком. Даже став взрослым, человек продолжает носить в себе груз вины, который мешает ему отвечать на обращения со стороны бытия — то есть быть свободным и ответственным, адекватно общаться с другими людьми.

Серен Кьеркегор предупреждает, что признание себя кругом виноватым может отнять у человека свободу. И правда, если человек настолько несостоятелен и плох, то он «НЕ ДОЛЖЕН” делать то-то или то-то — по меньшей мере, предпринимать что-то важное. То есть, своими самообвинениями человек ограничивает себе свободный выбор из тех возможностей, которые предоставляет ему его бытие.

СТРАХ НАКАЗАНИЯ

Подспудное чувство вины, готовность ощущать свою виновность лишают человека мужества, делая его трусливым на путях его бытия. Человек, «признавший» свою вину, соглашается, тем самым, быть наказанным. И в этом случае не только и не столько неопределенность будущего будет пугать человека, стоящего перед выбором и решающим, как поступить, сколько именно боязнь наказания за его решение.

Наказание, которого опасается человек с тревогой ответственности, может лежать в различных сферах, которые наиболее важны для человека и по поводу которых он испытывает тревогу.

Так, человек, преимущественно живущий в модусе обладания, может опасаться потери чего бы то ни было для себя важного. Сюда могут относиться как материальные, так и нематериальные вещи, которыми человек владеет (или думает, что владеет). Это может быть имущество, должность на работе, статус в некой группе. Это может быть также «хорошее отношение» со стороны других людей, и вообще – сохранение статуса кво в отношениях со значимыми другими людьми. Люди зависимые особенно опасаются потери покровителя. Отсюда — боязнь обидеть своего ближнего, своего «патрона».

Для многих нет худшего наказания, чем ОСУЖДЕНИЕ поступка со стороны значимых людей. Даже их молчание может быть страшнее, чем крик или рукоприкладство, поскольку молчание (как отражение игнорирования) может пробуждать в человеке страх смерти, исчезновения. Ведь игнорирование, когда человека как бы не замечают, может означать для него, что ему показывают: «ТЕБЯ ЗДЕСЬ НЕТ!».

Физическое наказание (особенно актуально в детстве, когда родители слишком усердно пытаются сделать ребенка «удобным» и «правильным».

Конечно, страх «получить по морде» также может удерживать человека от определенных поступков или высказываний.

Человек может опасаться и материальных санкций со стороны своего ближнего. Например, страх лишиться наследства. Или, например, опасение, что супруг или супруга могут «оттяпать» себе долю имущества, может существенно влиять на стиль поведения человека (то есть на принятие им определенных решений). Или школьник, которому отец может сократить карманные деньги, будет сдерживать себя, поступая, может быть, вопреки своим истинным потребностям.

Я уверен, что масса специфических фобий имеет своими корнями страх наказания при тревоге ответственности. Так, одна моя пациентка, страдающая арахнофобией (страх перед пауками), «заработала» эту напасть, когда в наказание за ее проступки отец запирал ее в туалете, в котором водились большие мохнатые пауки. До сих пор перед серьезным решением эту женщину буквально бросает в пот от того, что перед ее глазами возникают образы этих пауков.

Опасение санкций со стороны государства также существенно модулирует поведение человека. Так, осознавая свою причастность к происходящему, человек может захотеть выразить свое мнение или протест против царящей в обществе несправедливости. Однако страх подвергнуться преследованиям или наказанию (будь то штраф или лишение свободы) будет удерживать многих от ответственного и честного поступка.

Таким образом, страх наказания существенно уменьшает решимость человеку брать на себя ответственность — то есть принимать авторскую позицию, становясь ПРИЧИНОЙ перемен в своей жизни, свободно осуществляя выборы из существующих возможностей.

Возможно, именно страх наказания внешнего (со стороны других людей) приводит человека с тревогой ответственности к столь мучительным самонаказаниям. Функция этих самонаказаний человеком подсознательно видится в том, что они как бы должны защитить его от наказаний внешних. Человек как бы говорит миру всем своим видом и поведением: «посмотрите, я уже себя наказал, оставьте меня в покое» (типа «расстреливать два раза приказы не велят» – как пел Высотский).

Самонаказания (а к ним могут относиться как душевные самоистязания, так и физические самоповреждения) вызывают, конечно, боль (душевную или физическую). Но подспудно человек терзается мыслью: «а достаточно ли сильно я себя наказываю?».

Хотелось бы упомянуть еще один аспект наказания в связи с тревогой ответственности и переживанием чувства вины. Вот что пишет об этом Вадим Зеланд (может быть — на первый взгляд — и несколько парадоксально):

«Чувство вины обязательно порождает сценарий наказания, причем без ведома вашего сознания. В соответствии с этим сценарием, подсознание приведет вас к наказанию. В лучшем случае вы порежетесь, или получите легкие ушибы, или появятся какие-то проблемы. В худшем может быть несчастный случай с тяжелыми последствиями… Чувство вины, даже самое слабое и глубоко запрятанное, открывает подсознательные ворота для наказания; если я испытываю чувство вины, значит потенциально соглашаюсь, что грабитель или бандит имеют право на меня напасть, а поэтому я боюсь».

СТРАХ ЗАТРОНУТОЙ ГОРДОСТИ

В результате поступка может быть затронута гордость – если, например, человек страшится пережить неуспех, а успеху он приписывает непропорциональное значение для укрепления чувства собственного достоинства.

В общих чертах, своим поступком (неудачной попыткой добиться успеха) человек может показать как себе, так и другим людям, что его потуги «не быть собой», то есть соответствовать некоему ИДЕАЛЬНОМУ Я, оказываются несостоятельными. И тогда всем будет видно «истинное лицо» человека (по сути, конечно – его ПОДЛИННОЕ Я), которое он всеми силами хочет скрыть. Ведь человек, стремящийся соответствовать требованиям своего ИДЕАЛЬНОГО Я, живет не свою жизнь, а жизнь иллюзорных требований своего тщеславия (своей гордыни).

Ущербленная гордость будет осуждать человека как самый неумолимый судья и самый строгий обвинитель вместе взятые. При этом человек будет подвержен лавине чувств, простирающихся от вины до стыда.

Человек будет беспощадно обвинять себя за то, что ему не удается добиться желаемых результатов, и мучительно стыдиться и ненавидеть себя подлинного – потому что его ПОДЛИННОЕ Я не соответствует тому идеальному образу самого себя, которого он «достоин», тому «высокому идеалу», к которому человек стремится.

К чрезмерной гордыне относится и уверенность в собственной ответственности за счастье и благополучие других людей.

«Человек, который считает себя ответственным за счастье другого, постоянно чувствует себя виноватым по отношению к другому, — пишет Лиз Бурбо, — он то и дело оправдывается, очень боится обвинений, поскольку сам уже в достаточной степени обвиняет себя в том, что не совсем правильно поступает по отношению к другому. Он часто держится настороже. Он считает, что его обвиняют, хотя в действительности другой человек лишь высказывает мнение. Он очень зависим от счастья другого — оно ему необходимо для его собственного счастья. Таким образом, он относится к тем людям, которые ищут физической зависимости, пытаясь заполнить свой эмоциональный голод».

Счастье, как мы еще это увидим, может прийти только из внутреннего мира человека – то есть не может свалиться на него с неба, не может быть ему подарено. То, что делается для человека другими людьми, может быть лишь иллюзией счастья. Поэтому, полагает Лиз Бурбо, ответственно давать другим людям возможность взять на себя ответственность за свои обязательства и за удовлетворение собственных потребностей — тем самым можно способствовать и собственному росту, и развитию других людей.

Конечно, некоторые люди нуждаются в нашей поддержке, уходе или даже опеке. К этим людям относятся маленькие дети, а также тяжело больные люди. «Мы можем помогать в любое время при условии, что человек принимает нашу помощь, — подчеркивает Лиз Бурбо, — мы должны помогать по мере возможностей всем тем, кто просит нас о помощи; это то, что мы называем человеческим милосердием. Когда человек просит нас о помощи, мы знаем, что это — всегда подходящий момент, чтобы оказать ему помощь».

Главное – не переусердствовать в своей поддержке, не задавить собственную инициативу и не затронуть самолюбие (чувство человеческого достоинства) того, кому помогаешь. В любом случае – прежде чем навязывать свою поддержку, необходимо спросить человека, а нужно ли ему это, и готов ли он принять помощь.

Отказ другого человека принять помощь гордецы переживают особенно болезненно. В этой связи Лиз Бурбо отмечает: «Если мы чувствуем, что не сможем принять этот отказ, то это означает, что мы не готовы оказать ему помощь. Это неподходящий момент, ибо у нас слишком много ожиданий. Мы слишком властны и навязчивы».

СТРАХ УСПЕХА

«Вполне естественно, что дети превосходят своих родителей,
так же как ученик превосходит своего учителя»
Лиз Бурбо

Человек с гипертрофированным чувством ответственности за хорошее душевное самочувствие других людей, может ощущать себя виноватым за собственные успехи, ставящие его выше других людей или дающие ему иные преимущества по сравнению с окружающими. При этом человек забывает (или не позволяет себе понять), что он может быть виноват лишь в том случае, когда его успех ЗАВЕДОМО достигается за счет неблагополучия другого человека и ему в ущерб!!! То есть, если человек имеет намерение достичь успеха или других преимуществ, ущемляя интересы других людей, иными словами, действуя против ПРИНЦИПОВ СПРАВЕДЛИВОСТИ.

Но, так или иначе, ощущение своей вины за собственную большую успешность (будь это в отношение своих родителей – что встречается нередко — или сослуживцев, друзей, знакомых, а то и просто «остальных людей») может приводить к тому, что человек будет стараться меньше выделяться из общей массы, чтобы не превосходить тех, кого ему жалко. Так, даже собственное счастье может казаться человеку чем-то предосудительным, если его мать всю жизнь была несчастна и осталась совсем одна.

Однако избегание собственного успеха – безответственно, потому что идёт в ущерб РОСТУ. Кроме того, как мы уже говорили, никого мы не можем сделать по-настоящему счастливыми, кроме как самих себя. Каждый человек в ответе за свое счастье.

СТРАХ СТОЛКНУТЬСЯ С ОГРАНИЧЕНИЕМ СВОБОДЫ

Каждое решение, принимаемое человеком, уменьшает (точнее, ограничивает) степень его свободы в следующие моменты.

Во-первых, своими поступками человек создает определенный набор последствий, с которыми ему придется столкнуться в будущем (в ближайшем или в отдаленном). Эти последствия будут вплетаться в МАТРИЦУ СУДЬБЫ человека, задавая ему определенные рамки, в которых и будет возможно его бытие, а значит, и его свобода. Конечно, при определенных обстоятельствах эти рамки могут быть очень узкими, вплоть до того, что человек ощутит существенное ограничение возможностей для дальнейших выборов.

Самый простой пример — выбор пути в незнакомых горах. Определенные направления могут приводить человека к отвесным скалам, к обрывам и пропастям. Или человек, обманывающий других, загоняет себя рано или поздно «необходимостью» все новой и новой лжи в тупик, из которого, кажется, нет выхода.

Второй вариант — уход в прошлое тех возможностей, которые человек (по той или иной причине) не выбрал. То есть, то, что раньше было еще возможным, оказывается больше недосягаемым. На новых этапах приходится выбирать уже из других возможностей.

Далее, человек, решившийся на определенную стратегию своего поведения и взявший на себя ответственность за свои поступки, оказывается как бы «вынужденным» придерживаться своей линии — и соответственно осуществлять выборы из тех возможностей, которые будут обеспечивать достижение поставленных целей. Но в последнем случае, конечно, нельзя говорить об ограничении свободы в прямом смысле. Речь здесь идет именно о свободном выборе своего ПРОЕКТА (см. СВОБОДА).

СТРАХ ПЕРЕЖИТЬ ЧУВСТВО ПРЕДЕЛЬНОГО ОДИНОЧЕСТВА

Итогом свободного и ответственного решения человека всегда будет столкновение с осознанием своего ПРЕДЕЛЬНОГО ОДИНОЧЕСТВА — то есть с осознанием того, что в мире нет никого, кто мог бы взять на себя ответственность за жизнь и судьбу человека. Человек — только один в огромном мире людей, кто может осуществить выбор, совершить поступок, и взять на себя за него ответственность. И этого не избежать никогда! Даже если человек отказывается от определенного выбора — ответственность за это решение все равно лежит только на нем ОДНОМ.

Другой аспект в этой связи — страх быть оставленным значащими людьми, которые могут быть затронуты поступком (или словом) человека. Тут страх одиночества пересекается с рассмотренным выше СТАХОМ СОВЕРШИТЬ ОШИБКУ.

В статье «Торможение, симптом, тревога” Фрейд описывает три основные формы страха, появляющиеся естественным образом в процессе развития ребенка и его воспитания. В предыдущих статьях были описаны его первые две формы: страх потери объекта любви (матери) и страх потери любви объекта (любви матери).

Третьим страхом, появляющимся в процессе развития ребенка, Фрейд называет страх кастрации.

Страх кастрации

По мнению Фрейда, страх кастрации не обязательно связан с соответствующими угрозами со стороны родителей, а генетически запрограммирован. Фрейд считал, что в психике любого человека существуют, так называемые, прафантазии, передающиеся из поколение в поколение филогенетически, возникшие в доисторические времена, когда кастрация в качестве наказания была обычным делом.

По мнению Фрейда, страх кастрации является для мальчика основным мотивом, чтобы отказаться от притязаний на мать, в результате чего разрушается Эдипов комплекс и происходит дальнейшее развитие ребенка (подробнее см. Эдипов комплекс у мальчиков).

У девочки, по мнению Фрейда, совсем другая история. В связи с тем, что у нее нет пениса, она не может бояться кастрации. Поэтому развитие девочки идет исключительно за счет воспитания, которое заключается в угрозе лишиться любви со стороны родителя или в награде в виде любви за хорошее поведение (подробнее см. Эдипов комплекс у девочек). Страх лишиться любви для мальчика, по мнению Фрейда, имеет второстепенное значение в его развитии.

Таким образом получается, по Фрейду, что страх наказания для мальчика – это, прежде всего, страх кастрации, который существует в бессознательном мальчика априори.

Для девочки, получается, что страх наказания – это страх лишиться любви родителя.

Вот как Чарльз Бреннер в своей статье «Роль психического конфликта в душевной жизни” описывает суть страха наказания по Фрейду:

«Для ребенка этого возраста морально правильно то, что приятно его родителям, что заслуживает их одобрения. С моральной точки зрения, неправильно то, что будет им неприятно, что вызовет их гнев и неодобрение. Пяти- или шестилетнему ребенку родители представляются очень могущественными, если не всемогущими высшими арбитрами. Что они называют правильным, и есть правильное. То, что они называют неправильным, есть неправильное… Когда ребенок уверен, что тот или иной из инстинктивных импульсов приведет к родительскому неодобрению в виде изгнания , лишения любви либо кастрации, тогда неудовольствие проявляется в форме тревоги. Если же ребенок убежден, что родительское неодобрение и возмездие уже произошло из-за того или иного инстинктивного импульса ребенка, то неудовольствие проявляется в форме депрессивного аффекта. Ожидание родительского неодобрения является тем аспектом функционирования Супер-Эго, который Фрейд назвал страхом наказания»

Страх наказания

Развитие ребенка не может быть обусловлено исключительно страхами. Напротив, ребенок переходит с одного этапа развития на другой в результате преодоления страха, характерного для данного этапа развития.

Ребенок, появляясь на свет, переживает травму рождения. Вскоре он получает опыт обладания матерью – первого объекта любви. Страх возвращения в безобъектное состояние травмы рождения порождает страх потери объекта любви.

Приблизительно к трем годам, благодаря постоянному присутствию матери или лица ее замещающего, ребенок, убедившись, что любимый человек всегда находится поблизости, преодолевает страх потери объекта любви. Но теперь он боится потерять любовь матери или других близких ему людей, когда они выражают недовольство в отношении его поведения.

Если ребенок в процессе своего развития не травмируется чрезмерно страхом потери любви, то он больше не боится потерять любовь родителя. Только в этом случае можно говорить о страхе наказания. То есть когда ребенок не сомневается в любви наказывающего родителя, и не боится ее потерять, а боится только самого наказания.

Таким образом, страх наказания отличается от страха потери любви.

В наиболее благоприятном варианте развития ребенка, преодоление страха потери любви может совпасть с преодолением страха потери объекта любви в три года.

Послушных детей не приходится наказывать – достаточно им сделать строгое замечание. Нет необходимости в наказаниях, потому что они бояться потерять любовь. А непослушных детей приходится наказывать, потому что они уверены в любви своих родителей, и не боятся ее потерять.

Чувство вины

Страх потери объекта любви – это страх возвращения в первоначальное безобъектное состояние травмы рождения. Такой страх вызывает тяжелую депрессию, и даже психоз (сумасшествие).

Страх потери любви вызывает закономерный вывод, что ты недостоин любви, потому что ты плохой. Поэтому потеря любви вызывает чувство стыда.

Страх наказания вызывает чувство вины. В этом случае, в результате проступка, ребенок, который не боится потерять любовь – не чувствует себя плохим, а только виновным в содеянном.

Конечно, формирование чувства вины невозможно без угроз наказаний, к которым даже иногда приходится прибегать (без излишней жесткости). Психически здоровый ребенок – непослушный ребенок. Но для нормального развития ребенка одной безусловной любви недостаточно – это приведет к избалованности, вседозволенности и, как следствие, слабости Эго.

Формирование здорового чувство вины является необходимым условием формирования зрелой личности, интегрированной в социум, и зрелого Супер-Эго, интегрированного в личность.

Зрелое Супер-Эго

В предыдущих статьях был описан процесс формирования раннего Супер-Эго. Такое Супер-Эго формируется в результате страха потери объекта любви или страха потери любви объекта. Это самые страшные страхи для ребенка. Поэтому в неблагоприятных случаях раннее Супер-Эго может носить архаичный и садистичный характер.

В разделе Супер-Эго я описал, в общих чертах, процесс его формирования и значение для человека. Зрелое Супер-Эго является наследником раннего Супер-Эго – но это не просто расширение предписаний, норм и правил, полученных до трех лет предписаниями следующего периода. Если у ребенка существует внутренняя уверенность, что он никогда не потеряет свои объекты любви (пусть это и нереалистично) и никогда не лишится их любви, он начинает следовать предписаниям, воспринятым от объектов любви, не на страх, а на совесть. Мотивом для соблюдения запретов, норм и правил теперь является не страх, а любовь.

В этом случае психоаналитики говорят, что Супер-Эго интегрировано в личность. Так формируются индивидуальные ценности ребенка, которые являются продолжением ценностей его родителей. Это очень длительный и неравномерный процесс, который сопряжен с бунтами и протестами (криз трех лет и подростковый кризис). В благоприятном случае процесс формирования зрелого Супер-Эго завершается к концу подросткового возраста, к 25 годам.

Интегрированные ценности Супер-Эго не вызывают ни интерпсихических конфликтов (бунта против носителей этих ценностей – родителей, воспитателей, учителей, руководителей, государства), ни интрапсихических (внутренних) конфликтов, и обогащаются личными ценностями индивидуума, полученными в процессе собственного развития. В этом смысле конформность является признаком психического здоровья и душевного благополучия. Так формируется мораль, не требующая надзора уголовного преследования (внешнего Супер-Эго).

В неблагоприятном случае интеграция Супер-Эго не происходит никогда.

Невротический конфликт

В статье Принцип удовольствия и избегания неудовольствия я описал суть структурной модели психики человека по Фрейду: Ид является постоянным источником желаний, большая часть которых является запретными, противоречащими идейным содержаниям Супер-Эго. И Эго оказывается между молотом и наковальней: снизу напор желаний со стороны Ид, а сверху – давление запретов со стороны Супер-Эго. Это и называется в психоанализе невротическим конфликтом, который в свою очередь и порождает невроз.

Если ребенок не может преодолеть страх потери любви – его Супер-Эго продолжает носить архаичный характер. Архаичное Супер-Эго подобно садистичныму монстру, живущему внутри; оно оказывается чуждым Эго, потому что его ценности получены не в результате любви, а только в результате страха (идентификации с агрессором). Символом такого архаичного Супер-Эго является ветхозаветный Бог Иегова, жестокий и бескомпромиссный всемогущий высший арбитр.

Конструктивный компромисс между Ид и архаичным Супер-Эго невозможен, поэтому компромиссом такого противостояния становится невроз – когда Эго оказывается зажато между Ид и Супер-Эго (подробнее о неврозе как компромиссном образовании читайте в статье Чарльза Бреннера).

Таким образом, невротический конфликт всегда связан с непреодоленными страхами раннего возраста, которые в психоанализе называют доэдиповыми конфликтами.

Невротическая конформность – это проявление послушания не из любви, а из страха. За таким послушанием стоит подавленная злость и депрессия.

Считается, что в результате чрезмерно строгих наказаний родителями, ребенок приобретает сильное чувство вины. Но если родители жестоки, мне видится сомнительным, чтобы ребенок таких родителей смог оказаться способным преодолеть страх потери любви, потому что этой любви мало или нет вовсе. По моему мнению, в этом случае стыд путают с чувством вины.

В заключение хотелось бы сказать пару слов об авторитарности и авторитетности родителей. Авторитарность связана с подавлением личности ребенка, о чем было подробно написано в статье Агрессия и аутоагрессия. А авторитетность основана на идеализации родителя ребенком, взаимном уважении и любви.

Мазохизм

Моральный мазохизм психологи связывают с получением удовольствия от страданий. Конечно же, невозможно получать удовольствие от душевной боли – это противоречит природе человека.

Мазохизм рождается из любви ребенка к родителю, который неспособен любить своего ребенка. Постоянное отвержение таким родителем своего ребенка фиксирует его на страхе потери любви или даже на страхе потери объекта любви. Ребенок, отвергаемый родителем, испытывает ужас возврата к безобъектному состоянию травмы рождения. Поэтому наказание он воспринимает как проявление любви – только бы не быть покинутым.

Такой сильный страх покинутости формируется не обязательно в результате психической травмы, когда ребенка оставляют с малознакомым ему родственником или госпитализируют, разлучая с матерью. Такой страх возникает в результате хронического дефицита внимания и любви со стороны матери, и когда нет никого рядом с ребенком, кто мог бы взять на себя обязанности матери.

Жесткое обращение с ребенком тоже приводит к мазохизму, но, опять же, не потому, что ребенок получает от этого удовольствие, а потому что страдания ему доставляет человек, которого он любит.

Во взрослом возрасте мазохистическая личность часто находит себе нового мучителя в лице партнера или начальника – это оказывается возможным, потому что унизительное отношение к себе воспринимается естественным, привычным (но это не значит, что желанным). Мазохистическая личность имеет высокую толерантность к душевной боли, приобретенную в детстве, а низкая самооценка не позволяет отстаивать свои права. Мотивом для сохранения таких патологических отношений для мазохистической личности является не получение удовольствия от страданий – а избегание страха быть покинутым и депрессии, связанной с потерей объекта любви. Именно поэтому мазохисты часто находят себе в партнеры самых никчемных и злых людей, которые никому не нужны, кроме них, а значит, их никто не отнимет у них. Все делается для того, чтобы получить «гарантию» не быть покинутым.

Этой статьей я завершаю описание основных причин возникновения депрессии. Читайте далее статью, подводящую итог этого цикла.

читайте далее Депрессия: причины возникновения с точки зрения психоанализа >>>

Страх потери объекта любви
Страх потери любви объекта
Эдипов комплекс у мальчиков по Фрейду
Эдипов комплекс у девочек по Фрейду
Чарльз Бреннер. Роль психического конфликта в душевной жизни
Супер-Эго
Травма рождения
Эго
Агрессия и аутоагрессия
Гиперопека
Идентификация с агрессором
Депривация

© 2018 Александр Павлов психоаналитический психотерапевт

примечания

Ранее считалось, что подростковый период заканчивается с наступлением совершеннолетия в 18 лет. Но разве меняется что-то коренным образом в жизни новоявленного совершеннолетнего гражданина? Разве что теперь он может легально пить, курить и жениться, а также может быть призван в армию (где власть родителей сменится властью офицеров). Подросток продолжает быть зависимым от родителей морально и финансово. Только к 25 годам, полностью окончив обучение, приобретя профессиональные навыки, получив работу с соответствующей зарплатой, обретя финансовую независимость и найдя себе партнера по жизни (привязанность к которому станет альтернативой привязанности к родителям), он может считаться отделившимся от родителей (эмансипированным, как говорят психоаналитики). У некоторых индивидов никогда не происходит отделение от родителей, а у других это происходит слишком рано, в результате чего они всю жизнь ищут новых родителей (часто такую роль имитируют преступные авторитеты и лидеры тоталитарных сект). Поэтому, в нашем современном обществе, где образование занимает более 16 лет, средним возрастом окончания подросткового периода следует считать 25 лет.

Сексуальный мазохизм, в отличие от морального мазохизма – немного другая история. При сексуальном мазохизме, в самом деле, присутствует удовольствие от моральных и физических страданий, вплоть до оргазма. Некоторые партнеры, не склонные к сексуальному мазохизму, тоже получают удовольствие, когда на них кричат и даже унижают. Удовольствие возможно только в том случае, если есть элемент игры, когда можно сказать «стоп». В этом смысле такой мазохизм – это, скорее, игра в мазохизм.

Между прочим, любимой темой сексуальных игр мазохистов является фантазия о рабе и хозяине, что прямо указывает на страстное желание находиться в свя́зи, которую невозможно разорвать в силу ее особенности.

В случае морального мазохизма психологи считают, что здесь тоже имеет место удовольствие от страданий. Анализ моих пациентов не подтвердил такого взгляда. Думаю, что психологи путают удовольствие с облегчением от того, что удается удержать подле себя партнера, пусть даже ценой моральных и физических страданий (бытового насилия). Как бы ужасающе не выглядели сексуальные игры садо-мазохистов, именно моральный мазохизм – когда человек готов терпеть все, только бы не быть брошенным – является настоящим извращением, потому что за стремлением сохранять отношения стоит не любовь, а страх.

Считается, что мазохизм идет рука об руку с садизмом, что любой мазохист также должен проявлять и садизм в адрес партнера, получая удовольствие от его страданий. Мне здесь тоже видится путаница в понятиях. Моральный мазохист, испытывающий унижение или физическое насилие со стороны партнера, конечно же, испытывает реактивную злость в его адрес (хотя и не чувствует ее, потому что тут же подавляет из страха). Злость аккумулируется в бессознательном, и может возвращаться в адрес обидчика в видоизмененной, часто, изощренной форме, что и принимают за садизм. Но чаще всего эта злость изолируется, в результате чего развивается невроз или депрессия, формируется хроническое психосоматическое заболевание или происходит смещение злости (чаще всего на детей).

Поглощающее мысли и чувства человека ощущение своей вины, готовность к признанию виновности отбирают способность к борьбе, лишают мужества и приводят в постоянное трусливое состояние.

Признание вины порождает страх наказания. Пропадает мотивация принимать решения в сложных ситуациях, человек боится не последствий собственного выбора, а наказания за его принятие.

Психология боязни

Опасения подобного рода, испытываемые при необходимости взять на себя ответственность, находятся в разных сферах.

Объединяет эти аспекты их важность для человека и тревога, связанная с необходимостью принимать определенные действия:

  1. Наказание может выражаться, как лишение определенных прав владения. К этой категории относятся и материальные вещи, и такие понятия, как социальный статус, занимаемая должность, сохранение стабильности во взаимоотношениях с другими людьми. Зависимые люди панически боятся потерять покровительство близких или начальства.
  2. Самым жестоким наказанием для многих становится осуждение за ошибку, когда молчание будет убивать страшнее крика или рукоприкладства. На подсознательном уровне игнорирование побуждает во внушаемом человеке ассоциации с исчезновением и смертью. Когда тебя не замечают, появляется ощущение, что ты перестаешь существовать.
  3. Распространенным является страх наказания материальными санкциями. Примером такой боязни может быть опасение лишиться наследства, части имущества в ходе семейного конфликта или лишение для школьника карманных денег в качестве воспитательной меры.
  4. В значительной мере модулирует поведение опаска санкций со стороны государства посредством фискальных и правоохранительных органов. Штрафные или административные взыскания становятся препятствием для ответственного и честного поступка.

Пугает все неизведанное? Читай о методах преодоления страха нового и непривычного.

Мучает постоянный беспричинный страх? О том, как от него избавиться .

Страх наказания

У детей

Беспричинного появления боязни детей перед наказанием не бывает. Родители недоумевают при таких признаках поведения малыша. Они не хватаются при каждом конфликте за ремень, не кричат, а ребенок, тем не менее боится.

В подобной ситуации причина часто лежит на поверхности, и не является тайной за семью печатями:

  • взрослые обращаются с маленьким человеком слишком властно, не допускаются даже малейшие возражения, способные поколебать устои родительского авторитета;
  • к ребенку предъявляются завышенные требования: в душу маленького человека вселяется боязнь быть нелюбимым и отвергнутым, а для него это представляется самым худшим наказанием;
  • страх наказания родителями часто испытывают дети с так называемой «врожденной интеллигентностью», несоответствие темпераментов и уровня культуры общения часто оказывается далеко не в пользу родителей; жизнь ребенка с утонченной психикой в атмосфере грубости и невысокого уровня культуры превращается в настоящую пытку.

У взрослых

В основе этого явления лежит распространенное заблуждение, которое свойственно большинству людей. Человек программирует себя на то, что любая ошибка неизменно сопровождается последующим наказанием.

Есть два варианта событий, вытекающих из подобного умозаключения:

  1. Вы находитесь в состоянии ожидания кары за допущенный промах.
  2. Вы сами наказываете подчиненных, родственников, коллег. (Второй случай всегда выполняется с гораздо большим удовольствием и успехом).

Страх наказания связывает человека узами безинициативности и боязни негативного результата при попытке самостоятельного решения какой-либо проблемы. Наказание, даже теоретическое, становится доминантой, определяющей образ мышления и поступков.

Такую поведенческую модель с полным основанием можно назвать «страусиной» — голова в песке и никаких проблем. Почему-то забывается, что почти всегда находится доброхот, который с огромным наслаждением поддаст пинка стоящему в такой позе.

В роли такого доброжелателя обычно оказывается наша жизнь, не прощающая страха и апатии.

Как избавиться от фобии

Приняв решение изменить собственное поведение, родители могут дополнительно воспользоваться советами психологов по преодолению страха наказания у детей:

  1. Игра в «Пятнашки». Шутливо угрожая малышу, пятнающий взрослый постоянно подыгрывает ребенку, восхищается его ловкостью, шутит, приучает к несерьезности наказания. Таким образом происходит процесс снижения уровня страха, малыш чувствует себя равным по отношению ко взрослым и более раскованным.
  2. «Жмурки». Выступающий в роли гротескного Бармалея взрослый пытается вслепую определить местонахождение участников, чтобы наказать и расправиться с ними. Затем каждый ребенок тоже выполняет эту роль. Игра оказывает помощь в преодолении боязни замкнутого пространства, темноты и наказания.

Есть еще несколько активных игр, способных эффективно бороться с этим явлением в детском возрасте. Но каждый родитель обязан помнить о главной истине – ребенок, ощущающий любовь, теплоту и поддержку, никогда не будет испытывать чувства страха. Допущенные ошибки должны стать причиной для дружеского анализа, а не поводом для экзекуции.

Как побороть паническое настроение взрослому человеку:

  1. Необходимо проникнуться сознанием, что очень часто допущенная ошибка на самом деле не является промахом. Как часто кажущаяся промашка спасала жизнь человеку. Главенствующим должно быть убеждение, что произошедший казус станет ступенькой на пути к успеху.
  2. Испытывая страх наказания, не следует забывать, что наказывают вас люди. А таким правом обладает только тот, кто имеет над вами власть. Это и друг, от которого вы зависите, и начальник на работе, и один из супругов. Ошибочно стараться не допускать ошибки. Гораздо целесообразнее не попадать в зависимость от окружающих. Самостоятельность и уверенность в себе, выработанная жизненная позиция избавят от страха перед наказанием.
  3. Принимайте взыскание не как наказание, а как безвозмездно предоставленную помощь. Взгляните на ситуацию совершенно по-другому: ведь можно было и не заметить собственной ошибки. А раз вас наказали – значит, неравнодушны к вашей деятельности, заметили и предоставили шанс не повторять ошибку в будущем.

Не спешишь заводить романы? Узнай об истинных причинах боязни отношений у женщин.

О страхе хода времени и путях его преодоления читай статью.

Как возникает страх смотреть в глаза человеку? .

Принимая наказание как двигатель своего прогресса, полностью устраняешь страз перед ним. Зачем бояться того, что помогает личностному росту? Все, что происходит с нами в жизни – самый лучший из существующих мастер-классов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *