Как молиться об усопших дома?

Согласно православным традициям, на сороковой день решается судьба души человека. И именно мы, живые люди, своими действиями можем добиться лучшей участи для умершего. О том, что необходимо делать и как провести этот день, расскажем в этой статье.

40 дней со дня смерти – очень важная и ответственная дата, ведь именно в этот день, по православным канонам, душе умершего выносится вердикт относительно ее дальнейшего местонахождения. И если сама душа уже не в силах что-либо изменить и исправить ради лучшей участи, то сделать это могут родственники усопшего. Мы расскажем вам о том, что делать после 40 дней, а также о том, каким образом живые могут спасти душу покойного.

Первое, и самое важное, что необходимо делать не только конкретно в этот день, но и во все предыдущие, – молиться. Молитва является наиболее простым и верным способом уговорить высшие силы быть милосердными и изменить вердикт в лучшую сторону. Молитва 40 дня может быть как домашней, так и церковной. Если вы молитесь дома, можете прочесть кафизмы из псалтиря, в церкви же заказывается сорокоуст. За всех, помимо самоубийц, батюшка и прихожане будут молиться вместе с вами. Также за людей, которые самостоятельно приняли решение уйти из жизни, нельзя подавать заупокойные записки. Однако и в этом случае могут быть исключения. Если вы получили благословение от священника, то вы имеете полное право просить службу за близкого. Если же вам не удалось получить такого разрешения, помните о том, что никто не может запретить вам самостоятельно молиться о душе покойного. Полезно также будет исповедаться самому и привести к исповеди своих близких.

Вместе с молитвой во имя спасения души усопшего вы можете принести в жертву свой отказ от какого-либо греха хотя бы на некоторое время. К примеру, вы можете отказаться от сигарет или алкоголя – это также принесет пользу душе вашего близкого. Даже простой отказ от просмотра телевизора в пользу молитвы станет большим утешением и радостью для покойного.

Еще одна важная традиция на 40 дней – проведение поминок. За поминальным обедом должны находиться верующие люди, так как те, кто не верят в Бога, не смогут одним только своим присутствием помочь душе человека. Отмечать 40 дней необходимо постной и простой едой, без кулинарных изысков, особенно, когда поминки попадают на время поста. Если же в это время постов нет, постарайтесь также не тратить крупную сумму на ублажение гостей. Умейте расставлять приоритеты: деньги, которые вы собираетесь потратить на дорогие блюда, лучше отдать нуждающимся (нищим, инвалидам, сиротам). Этим вы принесете душе умершего гораздо больше пользы. Основным блюдом должна быть кутья, которая символизирует перерождение души. Каждый из присутствующих должен съесть ее хотя бы одну ложечку, после чего может приступать к другим яствам.

Не воспринимайте поминальные 40 дней как возможность собраться с друзьями и родными. Помните о том, что это не светское мероприятие или застолье. Веселье, песни и алкоголь, конечно, запрещены церковью, но и вы сами должны понимать, что поминание умершего никак не может сочетаться с шутками и смехом. Внимательно следите и за ходом беседы. Нередко случается такое, что во время поминок собираются люди, которые давно не виделись друг с другом. И когда разговоры о покойном плавно переходят в разговоры об обыденных делах, насущных проблемах или, что еще хуже, о том, что и кому достанется в наследство от умершего, поминки следует завершать.

Обязательно посетите кладбище на 40 дней. С собой возьмите свечу и цветы. Самыми популярными цветами для умерших являются гвоздики, тюльпаны и орхидеи, однако на могилу к близкому вы также можете приносить ирисы, фиалки, калы и розы. Для ушедшего из жизни принято приносить четное количество цветов, чему есть простое объяснение. Дело в том, что четные числа являются символом жизни и смерти, то есть начала и конца, а вот нечетные обозначают продолжение и движение. Возлагая цветы на 40 дней на могилу, вы выказываете уважение умершему, демонстрируете вашу большую любовь к нему, а также подчеркиваете важность потери.

Все 40 дней по усопшему необходимо соблюдать траур. Он подразумевает под собой особое поведение и одежду. Вещи, которые мы носим, помогают создать нам определенное настроение и даже побуждают к молитвам. Поэтому все эти дни постарайтесь носить простую, строгую и закрытую одежду без вычурностей.

В подготовке и проведении сорокового дня, в первую очередь важно подумать об усопшем и его душе, а детали меню, количество цветов и другие подобные вещи – это дело второстепенное.

И. Левитан. Над вечьным покоем

Очень важно в нашем молении за умерших их поминовение за Божественной Литургией — главным богослужением, которое свершается в храме: «…превеликая польза будет душам, о которых моление возносится в то время, когда предлежит Святая и Страшная жертва» (св. Кирилл Иерусалимский).

Как это происходит? Во время Проскомидии в алтаре священником вынимаются частицы из просфоры об упокоении, памяти и оставлении грехов людей, отошедших в мир иной, а в конце Литургии вынутые частицы опускаются в Чашу с молитвой ко Христу, чтобы Он отмыл Своею Кровью грехи всех, кто был помянут. Архиепископ Иоанн Шанхайский (Максимович) так говорил об этом: «Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь может наилучшим образом сделать это молитвой о них и, в особенности, поминовением на Божественной литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых своих». Ничего лучшего и большего сделать для них мы не можем. Это им всегда необходимо…»

Перед началом Божественной Литургии подайте записку о поминовении Вашего друга и других умерших близких, чтобы их помянули на Проскомидии (это можно сделать в тот будний день, когда Литургия в храме совершается, по воскресеньям или накануне вечером). Как подать такую записку, объяснит любой служитель или кто-то из прихожан. На специальном листочке с изображением восьмиконечного креста вы пишете слова «О упокоении…» и в родительном падеже перечисляете имена поминаемых, которые были им даны при Крещении: «раба Божия Сергия, р.Б. Татианы, р.Б. Алексия…». Обычно эти записки принимают служительницы в «свечном ящике» — то есть в киоске в западной части храма, где берутся свечи, а потом листочки с именами передаются в алтарь священнику, который возглавляет службу.

Сорокоуст — это поминовение православного христианина на Божественной Литургии в течение 40 дней подряд. Заказать Сорокоуст можно точно так же, как и однократное поминовение. Когда вы заказываете совершение Сорокоуста или однократное поминовение за Литургией, то вносите в храм принятое в данном храме или в монастыре денежное пожертвование, обычно — весьма небольшое. Сорокоуст обязательно должен служиться и о душе только что умершего христианина.

А как еще можно помолиться за наших умерших близких?

Можно попросить священника совершить в храме, дома или на кладбище заупокойную литию или панихиду (как это сделать, также узнайте у служителей храма или у самого священника). Помимо частных поминовений усопших, в течение всего года есть и дни особого общего поминовения усопших, называемые родительскими субботами. В эти дни поминаются все от века умершие христиане.

Еще одной формой поминовения в церковной жизни считается раздача милостыни, совершаемая в память и во оставление грехов умершего: «Милостыня и помощь нуждающимся изводит из глубин ада, спасая душу и того, кто совершает эту милостыню».

И, наконец, вы сами можете молиться за умершего близкого в храме и дома.

В каждом храме есть так называемый «канун», «канунник» или «канунница», это специальный столик с рядом подсвечников и Распятием, у которого обычно служатся панихиды. Здесь возжигаем мы свечи за упокой душ наших близких и читаем молитву. Это сделать можно в любое время, когда храм открыт.

И еще. В Православной Церкви с древних времен существует благочестивый обычай чтения самими верующими Псалтири по усопшим. Книга Псалмов Пророка царя Давида входит в состав Ветхого Завета и состоит из 150 псалмов. Без чтения псалмов не обходится ни одна служба в храме, псалмы — это наши молитвы в скорби, в бедствиях, в покаянии, в радости, в благодарении Господа. Псалтирь разделена на 20 частей, называемых кафизмами. Кафизма, в свою очередь состоит из трех частей (трех «Слав»), и каждая из этих частей оканчивается чтением молитвы «Слава Отцу, и Сыну и святому Духу и ныне и присно и во веки веков, аминь. Аллилуиа (3 раза)». Псалтирь — изданную отдельно Книгу Псалмов вместе с молитвами и указаниями — также можно приобрести в храме. Такое чтение будет соблюдением древней, общераспространенной церковной традиции. Вы можете ежедневно читать по одной или по несколько кафизм из Псалтыри об упокоении души.

Молитва, какой бы она ни была, краткой ли, пространной, — остается молитвой, и Господь принимает ее, зная и силы, и обстоятельства молящегося. Святой Иоанн Дамаскин говорит, что каждый кто молится, трудится и молится за спасение другого, приносит пользу прежде всего самому себе.

Упокой, Господи, души наших умерших близких в селениях праведных.

Молитвенное прошение за усопшего

Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имярек), и яко Благ и Человеколюбец отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечная муки и огня геенскаго и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо И согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва об усопших

Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый; сам, Господи, упокой душу усопшаго раба Твоего (усопшия рабы Твоея или усопших раб Твоих), , в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное им (ею или ими), словом, или делом, или помышлением, яко благ и человеколюбец Бог прости. Яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо един без греха, правда Твоя, правда во веки, и слово Твое истина.

Значение 17-й кафизмы

В течение всех сорока дней по смерти человека его родные и близкие должны читать Псалтирь. Сколько кафизм в день — зависит от времени и сил читающих, но непременно чтение должно быть ежедневным. Когда прочитана вся Псалтирь, она читается сначала. Только не следует забывать, что после каждой «Славы…» надо читать молитвенное прошение о поминовении усопшего (из «Последования по исходе души от тела»). Многие родные и близкие умершего, ссылаясь на то, что нет времени или не имеют Псалтири, или не умеют читать по-церковнославянски, доверяют это чтение другим (чтецам) за плату или иное вознаграждение. Но молитва будет сильнее, искреннее, чище, если родной или близкий умершему человек будет сам просить Бога о помиловании усопшего.

В третий, девятый, сороковой дни следует читать по усопшему 17-ю кафизму.

В этой кафизме изображается блаженство ходивших в законе Господнем, т.е. блаженство праведных людей, старавшихся жить по заповедям Божиим.

Смысл и значение 118 псалма раскрываются в 19-м стихе: «Пришлец (странник) аз есмь на земли: не скрытый от мене заповеди Твоя». Толковая Библия под ред. А.П. Лопухина дает этому стиху следующее объяснение: «Жизнь на земле есть странствование, путешествие, совершаемое человеком для достижения своего отечества и постоянного, вечного местопребывания. Очевидно, последнее — не на земле, а за гробом. Если же так, то земная жизнь должна быть подготовленном к загробной и к ней может привести только безошибочно избранный на земле путь. Как и где найти последний? Этот путь указан в заповедях Закона. Кто не следует им, тот заблуждается и не достигнет загробной обители, т.е. загробного упокоения, как награды за понесенные труды к его достижению. Здесь— довольно ясное учение о цели земного существования, бессмертии человеческой души и загробном мздовоздаянии».

17-я кафизма (поминальная), чтомая в дни особого поминовения успоших

(Читается ежедневно в течение 40 дней по смерти)

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Царю Небесный… Трисвятое. Пресвятая Троице… Отче наш…

Тропарь: Помилуй нас, Господи, помилуй нас; всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Честное пророка Твоего, Господи, торжество, небо Церковь показа, с человеки ликуют ангели: того молитвами, Христе Боже, в мире управи живот наш, да поем Ти: Аллилуиа.

И ныне и присно и во веки веков, аминь. Многая множества моих, Богородице, прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя: посети немощствующую мою душу, и моли Сына Твоего и Бога нашего дать ми оставление, яже содеях лютых, Едина Благословенная.

Господи, помилуй. (Сорок раз)

И поклоны по силе.

Приидите, поклонимся… (Трижды)

И псалмы:

Псалом 118:

Блажени непорочнии в путь, ходящий в законе Господни. Блажени испытающии свидения Его, всем сердцем взыщут Его, не делающий бо беззакония, в путех Его ходиша. Ты заповедал еси заповеди Твоя сохранити зело. Дабы исправилися путие мои, сохранити оправдания Твоя. Тогда не постыжуся, внегда призрети ми на вся заповеди Твоя. Исповемся Тебе в правости сердца, внегда научитимися судьбам правды Твоея. Оправдания Твоя сохраню: не остави мене до зела. В чесом исправит юнейший путь свой? Внегда сохранити словеса Твоя. Всем сердцем моим взысках Тебе, не отрини мене от заповедей Твоих. В сердце моем скрых словеса Твоя, яко да не согрешу Тебе. Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим. Устнама моима возвестих вся судьбы уст Твоих. На пути свидений Твоих насладихся, яко о всяком богатстве. В заповедех Твоих поглумлюся, и уразумею пути Твоя. Во оправданиих Твоих поучуся, не забуду словес Твоих. Воздаждь рабу Твоему: живи мя, и сохраню словеса Твоя. Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего. Пришлец аз есмь на земли: не скрый от мене заповеди Твоя. Возлюби душа моя возжелати судьбы Твоя на всякое время. Запретил еси гордым: прокляти уклоняющиися от заповедей Твоих. Отыми от мене понос и уничижение, яко свидений Твоих взысках. Ибо седоша князи, и на мя клеветаху, раб же Твой глумляшеся во оправданиих Твоих. Ибо свидения Твоя поучение мое есть, и совети мои оправдания Твоя. Прильпе земли душа моя, живи мя по словеси Твоему. Пути моя возвестих, и услышал мя еси: научи мя оправданием Твоим. Путь оправданий Твоих вразуми ми, и поглумлюся в чудесех Твоих. Воздрема душа моя от уныния, утверди мя в словесех Твоих. Путь неправды отстави от мене, и законом Твоим помилуй мя. Путь истины изволих, и судьбы Твоя не забых. Прилепихся свидением Твоим, Господи, не посрами мене. Путь заповедей Твоих текох, егда разширил еси сердце мое. Законоположи мне, Господи, путь оправданий Твоих, и взыщу и выну. Вразуми мя, и испытаю закон Твой, и сохраню и всем сердцем моим. Настави мя на стезю заповедей Твоих, яко тую восхотех. Приклони сердце мое во свидения Твоя, а не в лихоимство. Отврати очи мои, еже не видети суеты, в пути Твоем живи мя. Постави рабу Твоему слово Твое в страх Твой. Отыми поношение мое, еже непщевах, яко судьбы Твоя благи. Се, возжелах заповеди Твоя, в правде Твоей живи мя. И да приидет на мя милость Твоя, Господи, спасение Твое по словеси Твоему, и отвещаю поношающым ми слово, яко уповах на словеса Твоя. И не отыми от уст моих словесе истинна до зела, яко на судьбы Твоя уповах. И сохраню закон Твой выну, в век и в век века. И хождах в широте, яко заповеди Твоя взысках, и глаголах о свидениих Твоих пред цари, и не стыдяхся. И поучахся в заповедех Твоих, яже возлюбих зело: и воздвигох руце мои к заповедем Твоим, яже возлюбих, и глумляхся во оправданиих Твоих. Помяни словеса Твоя рабу Твоему, ихже упование дал ми еси. То мя утеши во смирении моем, яко слово Твое живи мя. Гордии законопреступоваху до зела, от закона же Твоего не уклонихся. Помянух судьбы Твоя от века, Господи, и утешихся. Печаль прият мя от грешник, оставляющих закон Твой. Пета бяху мне оправдания Твоя на месте пришельствия моего. Помянух в нощи имя Твое, Господи, и сохраних закон Твой. Сей бысть мне, яко оправданий Твоих взысках. Часть моя еси, Господи: рех сохранити закон Твой. Помолихся лицу Твоему всем сердцем моим: помилуй мя по словеси Твоему. Помыслих пути Твоя, и возвратих нозе мои во свидения Твоя. Уготовихся и не смутихся сохранити заповеди Твоя. Ужя грешник обязашася мне, и закона Твоего не забых. Полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея. Причастник аз есмь всем боящымся Тебе и хранящым заповеди Твоя. Милости Твоея, Господи, исполнь земля, оправданием Твоим научи мя. Благость сотворил еси с рабом Твоим, Господи, по словеси Твоему. Благости и наказанию и разуму научи мя, яко заповедем Твоим веровах. Прежде даже не смиритимися, аз прегреших, сего ради слово Твое сохраних. Благ еси Ты, Господи, и благостию Твоею научи мя оправданием Твоим. Умножися на мя неправда гордых, аз же всем сердцем моим испытаю заповеди Твоя. Усырися яко млеко сердце их, аз же закону Твоему поучихся. Благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим. Благ мне закон уст Твоих, паче тысящ злата и сребра.

Слава:

Кафизма разбита на 3 «Славы», на каждой «Славе» читать:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (Трижды).

Господи, помилуй (Трижды).

Молитвенное прошение за усопшею.

Слава Отцу и Сыну и СвятомуДуху, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Руце Твои сотвористе мя и создасте мя, вразуми мя, и научуся заповедем Твоим. Боящиися Тебе узрят мя и возвеселятся, яко на словеса Твоя уповах. Разумех, Господи, яко правда судьбы Твоя, и войстинну смирил мя еси. Буди же милость Твоя, да утешит мя по словеси Твоему рабу Твоему. Да приидут мне щедроты Твоя, и жив буду, яко закон Твой Поучение мое есть. Да постыдятся гордии, яко неправедно беззаконноваша на мя, аз же поглумлюся в заповедех Твоих.

Да обратят мя боящиися Тебе и водящии свидения Твоя. Буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да не постыжуся. Исчезает во спасение Твое душа моя, на словеса Твоя уповах. Исчезоша очи мои в слово Твое, глаголюще: когда утешиши мя? Зане бых яко мех на слане, оправданий Твоих не забых. Колико есть дний раба Твоего? Когда сотвориши ми от гонящих мя суд? Поведаша мне законопреступницы глумления, но не яко закон Твой, Господи. Вся заповеди Твоя истина; неправедно погнаша мя, помози ми. Вмале не скончаша мене на земли, аз же не оставих заповедей Твоих. По милости Твоей живи мя, и сохраню сведения уст Твоих. Во век, Господи, слово Твое пребывает на Небеси. В род и род истина Твоя. Основал еси землю, и пребывает. Учинением Твоим пребывает день: яко всяческая работна Тебе. Яко аще бы не закон Твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем. Во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси.

Слава:

Твой есмь аз, спаси мя: яко оправданий Твоих взысках. Мене ждаша грешницы погубити мя, свидения Твоя разумех. Всякия кончины видех конец, широка заповедь Твоя зело. Коль возлюбих закон Твой, Господи, весь день поучение мое есть. Паче враг моих умудрил мя еси заповедию Твоею, яко в век моя есть. Паче всех учащих мя разумех, яко свидения Твоя поучение мое есть. Паче старец разумех, яко заповеди Твоя взысках. От всякаго пути лукава возбраних ногам моим, яко да сохраню словеса Твоя. От судеб Твоих не уклонихся, яко Ты законоположил ми еси. Коль сладка гортани моему словеса Твоя: паче меда устом моим. От заповедей Твоих разумех: сего ради возненавидех всяк путь неправды. Светильник ногама моима закон Твой, я свет стезям моим. Кляхся, и поставих сохранити судьбы правды Твоей. Смирихся до зела, Господи, живи мя по словеси Твоему. Вольная уст моих благоволи же, Господи, и судьбам Твоим научи мя. Душа моя в руку Твоею выну, и закона Твоего не забых. Положиша грешницы сеть мне, и от заповедей Твоих не заблудих. Наследовах свидения Твоя во век, яко радование сердца моего суть. Приклоних сердце мое, сотворити оправдания Твоя в век за воздаяние. Законопреступныя возненавидех, закон же Твой возлюбих. Помощник мой и Заступник мой еси Ты, на словеса Твоя уповах. Уклонитеся от мене лукавнующии, и испытаю заповеди Бога моего. Заступи мя по словеси Твоему, и жив буду, и не посрами мене от чаяния моего. Помози ми, и спасуся, и поучуся во оправданиих Твоих выну. Уничижил еси вся отступающыя от оправданий Твоих, яко неправедно помышление их. Преступающыя непщевах вся грешныя земли, сего ради возлюбих свидения Твоя. Пригвозди страху Твоему плоти моя: от судеб бо Твоих убояхся. Сотворих суд и правду, не предаждь мене обидящым мя. Восприими раба Твоего во благо, да не оклеветают мене гордии. Очи мои исчезосте во спасение Твое и в слово правды Твоея: сотвори с рабом Твоим по милости Твоей, и оправаданием Твоим научи мя. Раб Твой есмь аз: вразуми мя, и увем свидения Твоя. Время сотворити Господеви: разориша закон Твой. Сего ради возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия. Сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех. Дивна свидения Твоя: сего ради испыта я душа моя. Явление словес Твоих просвещает и вразумляет младенцы. Уста моя отверзох, и привлекох дух, яко заповедай Твоих желах.

Слава:

Призри на мя и помилуй мя, по суду любящих имя Твое. Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие. Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя. Лице Твое просвети на раба Твоего, и научи мя оправданием Твоим. Исходища водная изведосте очи мои: понеже не сохраних закона Твоего.. Праведен еси, Господа, и прави суди Твои. Заповедал еси правду свидения Твоя, и истину зело. Истаяла мя есть ревность Твоя: яко забыша словеса Твоя врази мои. Разжжено слово Твое зело, и раб Твой возлюби е. Юнейший аз есмь и уничижен: оправданий Твоих не забых. Правда Твоя правда во век, и закон Твой истина. Скорби и нужды обретоща мя: заповеди Твоя поучение мое. Правда свидения Твоя в век: вразуми мя, и жив буду. Воззвах всем сердцем моим, услыши мя, Господи, оправдания Твоя взыщу. Воззвах Ти, спаси мя, и сохраню свидения Твоя. Предварих в безгодии и воззвах, на словеса Твоя уповах. Предваристе очи мои ко утру, поучитися словесем Твоим. Глас мой услыши, Господи, по милости Твоей: по судьбе Твоей живи мя. Приближишася гонящий мя беззаконием: от закона же Твоего удалишася. Близ еси Ты, Господи, и вси путие Твои истина. Исперва познах от свидений Твоих, яко в век основал я еси. Виждь смирение мое, и изми мя, яко закона Твоего не забых. Суди суд мой, и избави мя: словесе ради Твоего живи мя. Далече от грешник спасение, яко оправданий Твоих не взыскали. Щедроты Твоя многи, Господи, по судьбе Твоей живи мя. Мнози изгонящии мя и стужающии ми: от свидений Твоих не уклонихся. Видех неразумевающыя и истаях: яко словес Твоих не сохранила. Виждь, яко заповеди Твоя возлюбих: Господи, по милости Твоей живи мя. Начало словес Твоих истина, и во век вся судьбы правды Твоея. Князи погнаша мя туне: и от словес Твоих убояся сердце мое. Возрадуюся аз о словесех Твоих, яко обретаяй корысть многу. Неправду возненавидех и омерзих: закон же Твой возлюбих. Седмерицею днем хвалих Тя о судьбах правды Твоея. Мир мног любящым закон Твой, и несть им соблазна. Чаях спасения Твоего, Господи, и заповеди Твоя возлюбих. Сохрани душа моя свидения Твоя, и возлюби я зело. Сохраних заповеди Твоя и свидения Твоя, яко вси путие мои пред Тобою, Господи. Да приближится моление мое пред Тя, Господи: по словеси Твоему вразуми мя. Да внидет прошение мое пред Тя, Господи, по словеси Твоему избави мя. Отрыгнут устне мои пение, егда научиши мя оправданием Твоим. Провещает язык мой словеса Твоя, яко вся заповеди Твоя правда. Да будет рука Твоя еже спасти мя, яко заповеди Твоя изволих. Возжелах спасение Твое, Господи, и закон Твой поучение мое есть. Жива будет душа моя, и восхвалит Тя: и судьбы Твоя помогут мне. Заблудих, яко овча погибшее: взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллйлуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже. (Трижды)

Господи помилуй (Трижды)

По 17-й кафизме

Трисвятое, по Отче наш…

И тропари, глас 2-й

Согреших к Тебе, Спасе, яко блудный сын: приими мя, Отче, кающагося, и помилуй мя, Боже.

Слава: Зову к Тебе, Христе Спасе, мытаревым гласом: очисти мя якоже онаго, и помилуй мя, Боже.

И ныне: Богородице, не презри мя требующа заступления Твоего: на Тя бо упова душа моя, и помилуй мя.

Господи, помилуй. (40 раз)

Молитва

Владыко Господи Вседержителю и Творче всех, щедрот Отец, и милости Бог, от земли создавый человека, и показавый его по образу Твоему и по подобию, да и тем прославится великолепое имя Твое на земли, и исторгнена убо преступлением Твоих заповедей, паки на лучшее возсоздавый его во Христе Твоем и возведый на Небеса: благодарю Тя, яко умножил еси на мне величие Твое, и не предал мя еси врагом моим в конец, исторгнути мя ищущым в пропасть адову, ниже оставил мя еси погибнути со беззаконии моими. Ныне убо, Многомилостиве и Любоблаже Господи, не хотяй смерти грешнаго, но обращения ожидаяй и приемляй: Иже низверженныя исправляяй, сокрушенныя исцеляяй, обрати и мене к покаянию, и низвержаннаго исправи, и сокрушеннаго исцели: помяни Твоя щедроты, и яже от века Твою непостижимую благость и моя безмерная забуди беззакония, яже делом, и словом, и мыслию соверших: разреши ослепление сердца моего, и даждь ми слезы умиления на очищение скверны мысли моея. Усльши, Господи, вонми, Человеколюбче, очисти, Благоутробне, и от мучительства во мне царствующих страстей окаянную мою душу свободи. И нектому да содержит мя грех: ниже да возможет на мя боритель демон, ниже к своему хотению да ведет мя, но державною Твоею рукою, его владычества исхитивый мя, Ты царствуй во мне, Благий и Человеколюбивый Господи, и всего Твоего быти, и жити мне прочее по Твоей благоволи воли. И подаждь ми неизреченною благостию сердца очищение, уст хранение, правоту деяний, мудрование смиренное, мир помыслов, тишину душевных моих сил, радость духовную, любовь истинную, долготерпение, благость, кротость, веру нелицемерну, воздержание обдержательное, и всех мя благих плодов исполни дарованием Святаго Твоего Духа. И не возведи мене в преполовение дний моих, ниже неисправлену и неготову душу мою восхитиши: но соверши мя Твоим совершенством, и тако мя настоящаго жития изведи, яко да невозбранно прошед начала и власти тьмы, Твоею благодатию узрю и аз неприступныя Твоея славы доброту неизреченную, со всеми святыми Твоими, в нихже освятися и прославися всечестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Когда близкий человек умирает, принято молить Создателя об упокоении души оного, что позволит обрести покой, отойти в мир иной и пройти испытания Бога. Это важная часть религиозных обрядов, требуемая от родственников усопшего.

Произносимые родными молитвы позволяют облегчить страдания духа, замолить его прегрешения. Всевышний прислушивается к добрым словам родственников, которые просят о душе покойного.

Чтение молитв за упокой души усопшего

Читать молитвы могут родственники покойного, но зачастую приглашается священник, который обращается к Господу с просьбами о прощении деяний человека, упокоении его души. Это важный обряд, который предусматривается православной верой. Когда душа покидает тело, обычно читают текст «Последование». Затем принято читать Псалтырь. До момента организации похорон в церкви проводится панихида, через три дня после отхождения души в мир иной, согласно ритуальным канонам, проводится отпевание покойного в церкви. Обычно тело покойного привозят в храм, где реализуются мероприятия. Отпевать некрещенных людей и тех, кто совершил суицид, нельзя. После проводится похоронная процессия. В день реализации похоронной процессииперед поминальным приемом пищи также принято читать молитву за упокой, а также вспоминать усопшего хорошими словами, просить Бога о прощении оного, отпущении грехов и принятии в Царствие Небесное.

В соответствии с православной верой, два дня после прекращения существования человека его душа путешествует дома, в любимых местах вместе с проводником и ангелом-хранителем. На третий день они отправляются на встречу с Господом. Стоит отметить, что на этом пути душе придется преодолеть некоторые испытания, мытарства, ангелы помогают оной. До наступления девятого дня после смерти душа находится на небесах, в раю. Затем она снова приходит к Господу. С десятого до сорокового дня оная находится в аду, а затем отправляется на Божий суд.

Поэтому поминальные обеды организуются на девятый и сороковой день после смерти человека. Организуется панихида, после чего на кладбище читается молитва, лития, затем реализуются поминки, где необходимо вспоминать покойного добрыми словами.

Молитвы на 40 день

На протяжении 40 дней после смерти человека для него устраиваются поминовения в храме. Важно, что считать дни необходимо непосредственно после смерти, а не похорон. Поминки на 40 день называются «сорокоуст». Поскольку в монастырях службы организуются каждый день, лучше заказывать молебен в них, так как в церквях зачастую службы проводятся раз в неделю.

Родственники могут читать поминальные молитвы дома. Можно читать несколько псалмов в день, а когда они заканчиваются, начать чтение заново. Важно отметить, что даже при организации молебны в церкви, приглашении священнослужителя для литий родственники должны молиться о душе усопшего. Добрые слова и обращение к Господу с верой в сердце позволит помочь душе обрести упокоение, а также пройти испытания, вернуть в рай. Чем больше людей будет молиться, тем легче духу будет в обретении покоя, прощании с родственниками. Согласно православной вере, искренние молитвы способствуют очищению души от грехов, а также их слышит Господь. Если о душе грешного человека молятся люди, значит он кому-то нужен, не делал им зла, помогал.

Посредством молебен можно уменьшить страдания во время мытарств, испытаний. Их читают на сороковой день после того, как человека не стало. Родственники в церкви просят Бога о том, чтобы он подарил милость духу, забрал ее к себе, подарил вечное упокоение. В храме после молитвы принято поставить свечу за упокой души усопшего, три раза перекреститься, взять с собой три свечи. На сорок дней свечи ставят перед иконой Всевышнего, читают молитвы.

Есть множество молитв, которые необходимо читать по усопшим.

Некоторые такие тексты:

  • О новопреставленном усопшем. Она читается сразу после смерти человека родственниками;
  • До 40 дней. Позволяет подарить духу надежду на упокой, облегчает страдания во время прохождения мытарств;
  • После 40 дней. Необходима, чтобы Бог даровалдуху вечный покой;
  • К Божьей матери. Молитва обращена к Богородице, которая может помочь смягчить решение Господа о судьбе души усопшего;
  • Об усопших родителях. Читается детьми об упокоении умерших родителей, существуют разные молитвы о матерях, отцах, бабушках, дедушках;
  • Об усопшем ребенке. Молитвы читаются родителями об ушедших в мир иной дочерях и сыновьях;
  • О супругах. Молитвы читаются супругами об усопших мужьях, женах;
  • О прощении грехов покойного. Читаются родными и близкими умершего;
  • Об усопших воинах. Читаются в дни памяти о войнах, такие как 9 мая;
  • Об упокоении души после тяжелых болезней.

Нужно отметить, что заказывать панихиду и молиться в храме о душе самоубийц, некрещеных людей нельзя. Но можно молиться за их души дома. Процессия предусматривает молебен родственниками за прощение духа. Разрешение на отпевание в церкви можно просить, если человек при совершении суицида был в невменяемом состоянии, что задокументировано в ходе судмедэкспертизы.

Молитвы, читаемые после смерти человека

После прекращения земного существования душа отделяется от тела человека, при этом ей страшно и больно, так как сложно адаптироваться в бестелесном образе духа. Молитвы призваны помочь оной в успокоении и упокоении, поддерживают ее на пути к Господу. Читать молитвы сразу после смерти человека должны близкие люди, родственники, что позволит духу пройти испытания, предстать перед судом Господним.

Сразу же после смерти человека нужно читать «О новопреставленном», представляющую сбой поминальную кафизму 17, а также псалом 118. Эти молитвы важны не только для духа, но также для родственников, переживающих утрату. Слова помогают справиться с болью потери, горечью, собраться с силами, оказывают духовную поддержку.

В зависимости от того, кем являлся усопший человек, можно подбирать молитвы в соответствии с этим, например, родителям, супругам, детям. Такие молитвы также позволят сказать Господу, насколько важным был новопреставленный для других людей.

Молитвы, читаемые на 9 дней

На девятый день после смерти человека проводятся помины. В этот день происходит посвящение души покойного десяти чинам ангелов. Оные просят у Всевышнего прощения для духа, отпущения его грехов. В этот день дух борется с мытарствами, не позволяя плохим деяниям при жизни преодолеть хорошие поступки. Молитвы родственников предназначены для придания сил душе, которая сможет пройти мытарства и снова встретить с Господом.

Гибель человека представляет собой исцеление для его духа, так как она позволяет оному пройти очищение, дает шанс на спасение, упокоение и вечную жизнь. Смерть даруется Господом, когда он видит, что душа готова к спасению, или понимает неисправимость оной. Каждый человек грешен, так как рожден он во грехе, в нем же отходит в мир иной. Поэтому для каждого духа необходимо прохождение испытаний на пути в рай. Молитвы родственников, близких людей помогают оному пройти мытарства, справиться, обрести вечный покой в Царствии Господнем.

Смерть не прерывает связи усопшего с родственниками, поэтому их молитвы являются важным религиозным обрядом. Поэтому после наступления гибели необходимо читать молебны и тропари, организовывать отпевания, литии, панихиды.

Разделяют несколько типов богослужений, приуроченных к смерти человека и прошении о душе усопших:

  • О родителях;
  • О детях;
  • Для вдов;
  • На 9 дней;
  • Короткая молитва об усопших;
  • Псалтырь.

Родственники не знают, насколько сильная поддержка нужна духу покойного, поэтому необходимо периодически читать молитвы, заказывать панихиду в церквях. На девятый день, согласно православным традициям, родственники приходят в церковь, прося прощения души усопшего у Всевышнего, отпущения его грехов.

Верящие в Бога люди при жизни беспокоятся о душе, поэтому они живут праведно, посещают храм, молятся Всевышнему, не сквернословят, не обижают других людей, не совершают плохих поступков, а также постятся, причащаются. В ходе испытаний духа плохие поступки противопоставляются хорошим деяниям, дух отправляется на суд Господний, после чего Богом осуществляется решение о дальнейшей судьбе души. Молитвы помогают Всевышнему в понимании того, хорошим ли человеком был новопреставленный, сколько людей молятся о нем, просят отпущения его грехов.

Молитвы на год после смерти человека

На год после смерти человека также реализуются поминальные обряды. Родственники заказывают панихиду, они молятся дома, а также посещают кладбище, после чего организуют поминальный обед. Мероприятия необходимы, чтобы помочь душе в очищении, воззвать Всевышнего к милости к духу. Это нужно, чтобы Бог увидел веру в него, его доброту, что позволяет ему простить грехи души, обрести спасение оной. Родственниками читается молитва, которая предусматривает прошение о дарении вечного покоя и места в Царствии Небесном.

Когда нужно молиться о духе умерших

Проводить молебен необходимо не только в дни, которые считаются после наступления смерти человека. Нужно также поминать усопших и в другие предусмотренные для этого дни.

Поминальные обряды необходимо проводить:

  • Мясопустная сб. Молитвы читаются за восемь дней до начала великого поста;
  • Родительская сб. Молитвы читаются в период великого поста на 2, 3, 4 неделе;
  • Троицкая родительская сб. Молитвы читаются на 9 день по Вознесению;
  • Радоница. Молитвы читаются на второй вторник после Великой Пасхи;
  • Дмитриевская родительская сб. Молиться об усопших необходимо в субботу перед 8 ноября.

Молитвы необходимо читать в соответствии с православными традициями, при этом не обязательно организовывать поминальные обеды. Достаточно просто помолиться в отведенном месте или посетить храм, церковную службу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *