Как найти духовного наставника?

Можно ли подвизаться без духовного руководства? Вопрос праздный, ибо ответ на него очевиден: нельзя. Без наставника в такой сложной области, как духовная, никак не обойтись. Но как найти духовного руководителя? Надо ли активно и целенаправленно искать, ездить по обителям, ходить от одного батюшки к другому?.. Как понять, что вот этот батюшка – твой духовник? И каким должно быть его руководство? Разъяснения дают пастыри Русской Церкви.

Тайна Божиего попечения

Игумен Лука (Степанов) Игумен Лука (Степанов):

– Как найти духовника? Не искал, не знаю. Мне, 22-летнему, духовник был дарован Богом в момент моего крещения. Потому его роль в своей жизни я осознаю как промыслительную данность, необходимую для моего спасения. Если даже земные браки «свершаются на Небесах», то обретение духовника тем более обнаруживается из тайны Божиего попечения о верующей во Христа душе.

У нас есть пример Христа, есть Евангелие, есть Предание Церкви

Иеромонах Иларион (Резниченко):

Иеромонах Иларион (Резниченко) – Тут нет одного ответа, это глубоко индивидуально. Как найти духовника? Не знаю, его может Бог послать неожиданно, а бывает, что его можно всю жизнь искать и не найти или найти. У всех по-разному, но что важно для всех христиан: никто не отменял Евангелия, Предание Церкви, выраженное в ее непростой истории, традиции, духовной литературе, богослужении. Разве это второстепенные вещи? Духовник – это не панацея и не решение всех проблем. Наверное, 95% христиан не имеют духовников (не просто исповедующих батюшек, а именно духовников). И им закрыто Царство Небесное? А Христос? Не Он ли его дарует? Поэтому если духовник ищется, чтобы стать живым Христом на земле, заслонить Его, – в нем нет никакого смысла, а только вред.

Бог пошлет тебе духовного руководителя – только не пропусти

Протоиерей Сергий Правдолюбов:

– Духовного руководителя найти трудно. Но замечено многими людьми: и учеными, и богословами, и подвижниками: если ты просишь у Бога духовного руководителя, Он пошлет его тебе. Он пошлет тебе, только не пропусти. Но если ты будешь просить какого-то совершенно невероятного, великого, святого, ты можешь просто не дождаться такого. Владыка Онуфрий в одном из интервью сказал: «Мне не нужно прозорливого руководителя, потому что я сам знаю все свои грехи. Что там больше обозревать? И так все ясно. Мне не нужно святого руководителя, зачем? что мне это даст для спасения? Мне нужен человек, который поймет меня, который не осудит, который подставит плечо. И который знает, что нельзя требовать от человека невероятных и удивительных высот, которых мы никак не достигаем. Он просто может понять, почувствовать и помочь в самых трудных моментах». Если просить такого руководителя, о котором говорил владыка Онуфрий, то Бог пошлет его.

Протоиерей Сергий Правдолюбов А без духовного руководства вообще спасаться нельзя. Без духовного руководства это гибельно и смертельно. Нельзя ни в чем никогда на себя полагаться. Я всегда для современных людей привожу такое сравнение: космические корабли и космические станции летают непременно при помощи и под внимательным контролем станции наземного управления, потому что в космосе, как известно всем, космонавты даже юмор воспринимают не так, как на Земле. И они могут не понять и не увидеть того, что с их космическим кораблем делается. Им осторожно-осторожно так с Земли говорят: «Мы должны включить такие-то двигатели, чтобы выровнять вашу орбиту, приподнять ее чуть-чуть, чтобы она больше не снижалась». Это значит, что через 10 минут на полторы, 25 или 30 секунд включатся двигатели, и вы не дергайтесь, не пугайтесь этого. Чтобы они осознали это и действительно не испугались.

Нечто похожее требуется любому человеку. У нас сознание, не твердо отражающее действительность. Оно постоянно меняется. У меня есть даже такой термин: «плавающее сознание». Нет постоянного и твердого соответствия нашего сознания действительности. И вот тут необходим духовник. Он должен сказать: «Стоп-стоп-стоп! Почему? А это куда? А это что такое?» Он должен помогать – и помогать доброжелательно, с любовью.

Никто не застрахован от ошибок и промахов. И даже самые великие подвижники обязательно идут к духовнику и исповедуются.

Духовник необходим, чтобы в нужный момент сказать нам: «Стоп! Ты куда?»

На меня очень сильное впечатление произвело, как Святейший Патриарх Пимен, у которого я был иподиаконом, однажды во время службы, прямо перед Причастием, вдруг подозвал отца Алексия Демина, 90-летнего клирика Патриаршего Богоявленского собора, и сказал: «Я должен исповедоваться». Он отошел к жертвеннику и исповедовался. И простой батюшка сельский, обычный, взял крест напрестольный, прочитал разрешительную молитву и благословил голову Святейшего Патриарха. Потому что патриарх, как хороший опытный монах, знает, как страшно небольшое отклонение в сторону, и если сейчас не затормозить – даже в исповеди простому священнику, последствия могут быть ужасающими и страшными.

Вот почему необходимо всегда исповедоваться, во всех случаях, даже вот как Святейший Патриарх Пимен на ходу исповедовался, чтобы быть твердым умом и твердо стоящим на земле без всяких отвлечений и всяких уходов в сторону в созидании своего спасения.

Послушание – это принцип богоподобия

Протоиерей Максим Козлов Протоиерей Максим Козлов:

– Важность духовного руководства исходит из простого, но совершенно базового христианского принципа – принципа послушания. Сын был послушлив Отцу даже до смерти, и смерти крестной. Принцип послушания – это не дисциплина в церкви, для того чтобы епископам и священникам проще было управлять паствой, а это принцип богоподобия, который может и должен быть нами реализован в нашей жизни. Безусловно, это возможно в семье у детей по отношению к родителям, у младших по отношению к старшим, у супругов по отношению друг к другу в той или иной мере. Но естественнее всего это может быть реализовано через духовное руководство в Церкви: на приходе, в монастыре.

Меры и пределы здесь могут быть очень различными, но самое главное, на мой взгляд, чтобы тот, кого вы ищете в качестве духовного руководителя, был хорошим человеком. Все остальное может быть очень по-разному, это все остальное – трудно измеряемые вещи: молитвенность, многолетний опыт и еще что. Просто по-настоящему хорошим человеком. Не значит – без ошибок, без греховных отступлений, без каких-то несовершенств, но в главном, в основном, в том, что душа чувствует, – хорошим человеком. Хорошего человека можно слушаться.

Если нет традиции преемства духовничества, мы имеем дело с новоделом

Чтобы не обмануться в духовнике, надо четко знать, что у него тоже есть духовник

Протоиерей Олег Стеняев:

– Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил: в последнее время духовных наставников не будет – спасайтесь по книгам. Это субъективная реальность наших дней, но, по милости Божией, еще сохраняются люди, которые имеют навык духовного руководства.

Протоиерей Олег Стеняев Но для того, чтобы не обмануться в духовнике, надо четко убедиться, что у него тоже есть духовник, а у того духовника – тоже духовник. Потому что если нет этой традиции преемства духовничества, то мы имеем дело с новоделом. А новодел – всегда плохо, это всегда имитация чего-то. Поэтому очень важно, чтобы сохранялось преемство духовного руководства от одного духовника к другому. Этим, кстати, была сильна Оптина пустынь, которая через Паисия Величковского возродила афонскую традицию преемства от одного старца к другому. К сожалению, сейчас очень многим этого недостает и старцами становятся какие-то младостарцы, которые сами не находились под духовным управлением, и, общаясь с такими людьми, мы рискуем выдать за что-то действительно ценное и значимое то, что на самом деле является дешевым новоделом и не более того.

Без духовника в духовной жизни не будет основательности

Священник Валерий Духанин Священник Валерий Духанин:

– Тот, кто вовремя нашел духовника, – счастливый человек. Мне в этом отношении очень не повезло. Прежде чем обрести здравое духовное руководство, я прошел через ложное наставничество и понес огромное душевное повреждение. Поэтому мне есть с чем сравнивать.

Руководство у духовника – бесценный дар, который, может быть, даже не сразу осознается. Разве мы сразу ценим то, что у нас есть родители? Понимаешь ценность этого только потом. Так и в отношении духовника.

Без духовника в духовной жизни не будет основательности. Можно ли самому научиться водить автомобиль, выучить иностранный язык без учителя или пройти без проводника через незнакомую местность? Если и бывает такое, то лишь в исключительных случаях. Для всех же общим правилом является необходимость руководства. В самых тяжелых ситуациях моей жизни не раз спасала от бед именно откровенность перед духовником и его молитва и внимание. Поэтому сейчас я знаю точно: хочешь спасти свою душу, имей духовника.

Для человека вообще важно, чтобы кто-то услышал его в бедах и горестях, смог дать нужный ему совет. И, собственно, кто мог бы стать здесь еще более надежной опорой, как не священнослужитель, которому Бог вверил Свою благодать для укрепления верующих? Духовничество очень нужно. Иначе христиане вместо священника будут спешить к психологу и говорить, что у него они получили пользы больше, нежели у батюшки.

Конечно, для прощения греха неважно, кто тебя исповедует. Само Таинство исповеди с чистым раскаянием испепеляет грехи, потому что перед Святым Духом наши грехи словно солома перед огнем. Раскаянный, исповеданный грех исчезает. Но если посредством греховной жизни и погружения в заблуждения с душой произошли внутренние сломы, то раны остаются еще долго, они напоминают о себе. Вот почему так бывает нужен духовник, тот, кто знает все твои душевные особенности, все жизненные преткновения, ошибки, слабости и повреждения, полученные и совершенные твоей душой. Духовник – это тот, кто находит ключик к проблемам твоей души и помогает тебе выйти из них, обратившись к Богу. Духовник помогает обрести тот твой личный путь, на котором душа раскроется перед Господом и примет Его благодать.

Как же найти духовника? Во-первых, надо очень просить об этом Господа. Во-вторых, постарайтесь заметить, перед кем из батюшек ваша душа в особенности раскрывается, чьи наставления особенно разрешают возникшие у вас проблемы.

Духовник, прежде всего, обнаруживает внутреннее неустройство духовного чада

Зачастую мы идем к духовникам с каким-то вопросом, надеясь найти ответ. При этом наивно думаем, что, получив разрешение вопроса, тут же облегчим себе жизнь. Однако опытные духовники видят, что каждый из нас страдает не от нерешенного вопроса, а от целого комплекса духовных проблем, о которых мы, может быть, даже и не задумываемся. Поэтому подлинное духовничество заключается не только в разрешении сиюминутных вопросов, а прежде всего во вскрытии в духовном чаде его основных внутренних неустройств, в решении проблем, мешающих чаду, по сути, быть с Богом.

Зачастую нам нравятся те духовники, которые позволяют нам делать то, чего мы сами хотим. Услышать горькую правду о своем образе жизни больно, менять себя страшно, и потому мы часто ищем, чтобы духовник подстраивался под нас, смягчал требования духовной жизни и помогал, так сказать, заключать компромисс нашей совести с нашей расхлябанностью. Вот это очень неправильно. Важно найти духовника, который бы помогал потихоньку менять себя, освобождаться от ветхости, который подбирал бы то духовное лечение, которое окажется наиболее эффективным против наших главных страстей.

Духовник видит нас со стороны

Священник Александр Сатомский Священник Александр Сатомский:

– Духовное руководство крайне необходимо для христианина. В любом деле, начинаемом с нуля, человеку нужен помощник, наставник. Нельзя добиться результатов в иностранном, занимаясь по самоучителю. Невозможно получить результата в спортзале, не обращаясь к тренеру. Так же и в духовной жизни: нужен кто-то, кто видит вас со стороны, а также (дай Бог) обладает определенными навыками в духовной жизни, которым может не от книжек, а от опыта научить.

Духовник – это тот человек, у которого прихожанин регулярно исповедуется и с которым советуется по разного рода вопросам внутренней жизни. Для того чтобы такого человека встретить, нужно молиться о такой встрече, побывать на богослужениях в нескольких храмах. Посмотреть на общины – каковы люди, на то, как служит и как проповедует священник. Если к кому-то расположилось сердце, подойти и договориться о встрече, на которой можно задать вопросы, и/или об исповеди. Так может завязаться тот контакт, который перерастет потом в серьезные отношения духовного роста как прихожанина, так и священника.

Настоящие духовники не ломают духовную и социальную жизнь своих чад

Диакон Владимир Василик Диакон Владимир Василик:

– Для начала надо самому пройти хорошую школу духовного руководства. Это как в армии, так и в Церкви. Править и повелевать может только тот, кто прошел школу повиновения, смирения, управляемости. Тот, кто знает, каково быть подчиненным.

Не быть духовным руководителем, а самого себя подготовить к окормлению духовником.

Кто знает, каково быть подчиненным, тот относится милосердно и с состраданием к подчиняемым, к пасомым. Когда в архиереи выскакивает человек, не прошедший подлинной духовной школы – ни серьезной приходской, ни монашеской, а потершийся некоторое время вокруг архиерея в иподиаконах и по сути дела не знающий жизни паствы, то ничего доброго из этого выйти не может. Разве что по великой милости и благодати Божией. Это что касается пастырства вообще и церковного управления.

Что же касается духовного руководства, именно спасения душ, то это наука, и сам человек на себя это брать не должен.

Нам деваться некуда, поскольку исповедь перед Причастием у нас обязательна. Поэтому ставят исповедовать и молодых неопытных священников. В Греции отношение к исповеди совершенно другое: неопытных на исповедь не ставят. Другое дело, что там далеко не все, увы, исповедаются. Молодым священникам в Греции запрещается исповедовать. Отправляют на исповедь к опытным серьезным духовникам. У нас это нереально, неосуществимо. И молодые священники, на мой взгляд, должны быть очень осторожны. В ряде случаев, если они сталкиваются с той проблемой, которая для них явно не разрешима, явно выше их духовного опыта, они должны знать, к кому отправить исповедующегося, если он проявляет к этому достаточную волю. Здесь нужно четкое понимание своей компетенции. Это, во-первых.

Во-вторых, не следует искать духовного руководства, испытывать стремление стать духовным руководителем.

Как же найти себе духовного руководителя? В Писании сказано: «С преподобным преподобен будеши… и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс. 17: 26–27). Надо искать таких людей, которые и преподобны, и избранны, и молитвенны. Не обязательно, чтобы это были люди славные, известные и информационно освещенные. Главное, чтобы это были люди благодатные, вокруг которых царит любовь и мир и жизнь чад которых устрояется ко спасению.

Каковы черты подлинных пастырей? – Отсутствие властолюбия и в то же время реальная духовная власть

Каковы черты таких пастырей? Я отмечу так: отсутствие властолюбия и в то же время реальная духовная власть, потому что от непродуманного властолюбия духовников очень много нехорошего происходит в жизни пасомых. Настоящие духовники не ломают духовную и социальную жизнь своих чад. Они, как опытные садовники, напротив, аккуратненько выпрямляют кривое; как опытные врачи, перевязывают хромающее; пробуждают к жизни все живое, что есть в их чаде. Часто говорят, как мой покойный духовник отец Василий Ермаков: «Думай сам». Не становятся костылями, не становятся заменителями, но, напротив, стараются, чтобы их чада скорее пошли сами, большую часть своей жизни думали, делали, решали сами. Они не попирают богоданной свободы своих чад, а удивительно деликатно советуют, как это делал отец Иоанн (Крестьянкин). Я вспоминаю общение с ним: он деликатно советовал. Я получал «по полной программе», если его не слушался, и уже после это понимал, но он и тогда принимал меня со всей любовью, несмотря на мое упрямство, ослушание, глупость, неразумие, гордыню. Это тоже удивительная черта настоящего духовника – такое терпение и любовь.

Страшные беды возникают от властолюбия и от взыскания духовной власти, от духовной тирании. Я знал один случай просто трагический, связанный с весьма известным духовником – не буду называть его имени. Его чадо, будущий священник, пришел к нему на прием со своей невестой, которую он любил. На приеме у этого духовника сидела на диване одна девица. Этот будущий батюшка спрашивает старца: «Батюшка, благословите меня на брак с такой-то». – «Нет, она не твоя, а вот твоя, тебя ждет, – и указывает на совершенно незнакомую девицу, на диване сидящую. – Вот на ней ты и повенчаешься. Ясно?» Тот по послушанию духовнику, разорвав общение с невестой, с которой все было договорено, женился на той, которую посоветовал старец. Что произошло? Его жена полюбила его всей душой, а он ее видеть не мог. Когда она приезжала к нему на место служения, он буквально через несколько часов отправлялся с ней на вокзал, покупал ей обратный билет и провожал до следующей станции, чтобы она по дороге не вздумала выпрыгнуть и вернуться к нему.

Столько трагедий возникало от властолюбивого и неразумного руководства духовников!.. Настоящий духовник не должен властолюбиво попирать свое чадо. Где надо, он, конечно, должен и вмешиваться, и свидетельствовать о неправде его жизни, и наставлять его крепко. Но там, где нет вещей зазорных и греховных, там, где чадо должно и может действовать само, там настоящий духовник должен давать этому «зеленый свет».

Надо четко разделять проблемы духовной жизни и те, что связаны с нашими социальными и семейными обязанностями

Как найти настоящего духовника? Об этом надо молиться. Надо вести регулярную церковную жизнь и просить Господа. Тут даже не обязательно, чтобы духовник был славным, великим, духовным. Достаточно, чтобы он был просто добрый батюшка, добросовестно относящийся к своим духовным обязанностям, внимательный и молитвенный. Если человек ему доверяет и молится Богу, чтобы Бог через него открыл Свою волю, то он все получит по своему прошению, получит все, что надо ему для спасения.

Другое дело, что надо четко разделять вещи, относящиеся к нашей духовной жизни, к нашему спасению – а с другой стороны, к нашим социальным и семейным обязанностям. У моей покойной бабушки был такой случай. На исповеди священник ее спросил: «Вы где работаете?» А она работала на Балтийском оборонном заводе, о месте своей работы говорить не имела права. И она нашла в себе мужество и разум духовный сказать: «Батюшка, простите, это к исповеди не относится». Нужно рассуждение и трезвение и для самого духовника, и для его чада.

Гуру — духовный учитель, проводник на пути познания себя. И вопрос поиска учителя во многих традициях чрезвычайно важен. Актуален ли вопрос поиска гуру в современном мире? Можно ли развиваться самостоятельно, без духовного учителя? По каким критериям стоит оценивать его компетентность? Какие трудности могут возникнуть в вопросе поиска духовного учителя? И как же, собственно, его найти?

  • Воспринимать свой разум как опору на пути духовного развития.
  • Прислушиваться к голосу совести.
  • Осознать себя как бессмертную душу.
  • Научиться воспринимать окружающих людей как учителей.
  • Воспринимать мир как идеальный инструмент для саморазвития.
  • Проявлять здравомыслие при выборе учителя.
  • Брать пример с более компетентных людей, которые давно находятся на пути духовного развития.
  • При принятии решения руководствоваться тремя принципами здравомыслия — личным опытом, информацией из писаний и мнением компетентного человека.
  • Стать самому себе учителем.
  • Взаимодействовать с единомышленниками.

Попробуем эти и другие аспекты рассмотреть более подробно. И найти ответ на вопрос «как найти своего духовного учителя?»

Пять видов гуру

С точки зрения ведических писаний, существует пять видов гуру. Первый — это наш собственный разум. Разум —это единственное, что отличает человека от животного. Именно наш разум позволяет нам не действовать под влиянием инстинктов, а принимать решения, исходя из рационального взгляда на вещи. Однако стоит отметить, что, так или иначе, мы все подвергаемся воздействию социума и окружающей нас информации, и порой то, что мы считаем правильным и даже единственно верным в той или иной ситуации, может быть навязано нам извне.

Второй наш учитель — это совесть. Часто можно слышать выражение «жить по совести». Что это значит? Слово «совесть» можно разложить на две составляющие, которые в некоторой степени и раскрывают значение этого слова. «Со-весть» — это совместная весть. Что можно подразумевать под этим понятием? Если рассматривать этот вопрос с точки зрения реинкарнации, каждая живатма уже накопила некий опыт в прошлых жизнях, и именно этот опыт, можно сказать, и формирует совесть — глубинное осознание того, что такое хорошо и что такое плохо. То есть совесть — это «совместная весть» со свой изначальной природой. Наверняка у каждого ещё в раннем детстве возникало такое ощущение, что после некоторых поступков ощущается какой-то душевный дискомфорт. Это и есть голос совести, который проявляется с детского возраста и как раз таки может свидетельствовать об опыте прошлых воплощений.

Третьим учителем можно назвать наш внутренний голос. Что следует понимать под данной концепцией? Согласно древним писаниям, в сердце каждого живого существа присутствует частица вселенского разума. В частности, в «Бхагавадгите» Кришна, давая наставления Арджуне, подробно описывает наличие бессмертной души в сердце каждого живого существа. И, следуя элементарной логике, если эта частица внутри нас является частью вселенского разума, значит, она обладает совершенным знанием обо всех явлениях. Услышать этот внутренний голос не так просто, и порой возможность эта обретается лишь спустя годы движения по пути духовного развития. Но важно понимать, что всё знание и все самые лучшие и чистые качества уже есть внутри нас.

Четвёртый наш учитель — это все окружающие люди. Возможно, это прозвучит странно, но все, кто нас окружают, так или иначе являются нашими учителями. И даже в том случае, если нас окружают люди, которые в нравственном отношении, мягко говоря, далеки от совершенства, это отнюдь не означает, что они не могут быть нашими учителями. Даже, скорее, наоборот. Речь идёт о следующем: человеку вовсе не обязательно накапливать весь опыт, чтобы понять, какие пути являются ложными, а какие — истинными. К примеру, вовсе не обязательно приобретать опыт употребления наркотиков, чтобы понять, что это ведёт к разрушению. И именно люди, которые уже идут по этому губительному пути, могут нам на своём примере показать, что это путь в никуда. Пример с наркотиками — наиболее грубый, но этот принцип проявляется и в более простых вещах. Порой мы можем видеть, как гнев, ревность, зависть, алчность и так далее толкают людей на безумные поступки, последствия которых могут быть весьма плачевными. И именно это позволяет нам понять, что такое поведение является деструктивным. Существует даже мнение, что некоторые учителя высокого уровня могут намеренно разыгрывать такой «спектакль», совершая безнравственные и глупые поступки, чтобы показать окружающим, к каким последствиям это приводит. Если почитать буддийские писания, то можно встретить там множество удивительных историй о том, как просветлённые существа совершали, на первый взгляд, дурные поступки, но лишь для того, чтобы кого-то чему-то научить. И с этой точки зрения, вполне можно предположить, что человек, который в отношении нас ведёт себя некорректно, может быть просветлённым учителем, который специально пришёл, чтобы преподать нам урок. Таким образом, все окружающие нас люди осознанно или неосознанно могут быть нашими учителями.

И, наконец-то, пятый вид гуру (так называемый дикша-гуру) — это и есть учитель в прямом понимании этого слова. То есть человек, который берёт на себя ответственность за своего ученика. Порой европейцу весьма сложно бывает понять все тонкости взаимодействия учителя и ученика. Ярким примером таких отношений могут быть отношения Марпы и Миларепы. Читая о том, какие суровые испытания являл Марпа своему ученику, можно даже сделать несколько поспешные и неправильные выводы. И лишь по завершении их истории становится понятно, что Марпа действовал исключительно из чувства глубокого сострадания. Возможны ли в современном мире такие отношения между учителем и учеником — вопрос открытый. И дело не только в несовершенных учениках, но и в том, что в нынешнее время и учителя под влиянием определённых тенденций современного общества также становятся далеки от совершенства. Поэтому, скорее всего, такая безоглядная преданность учителю, которую проявлял Миларепа, является больше фанатизмом, нежели необходимым качеством ученика.

Принцип здравомыслия

Несмотря на трудности в поиске учителя, продвижение по пути духовного развития едва ли возможно без взаимодействия с более компетентными в этом вопросе людьми. Особенно в начале пути человеку, скорее всего, потребуется брать с кого-нибудь пример. И как не ошибиться в этом выборе?

В первую очередь, следует смотреть на то, чтобы слова того или иного человека, который может быть примером для окружающих, не расходились с делом. Вообще, есть три принципа здравомыслия. Когда мы сталкиваемся с какой-либо идеей или концепцией, следует проверить её: насколько она созвучна с нашим личным опытом, с тем, что пишется в писаниях, и с мнением компетентного человека. И лишь в случае, если все три принципа совпадают, такую концепцию можно считать адекватной. Любопытно, что сам Будда Шакьямуни призывал своих учеников не верить слепо даже ему. Он говорил так: «Не принимайте моё учение только лишь из уважения ко мне, проверяйте всё на личном опыте». А перед уходом из этого мира на вопросы своих учеников о поиске учителя он сказал: «Будьте сами себе светильниками».

Учителя и ученики. Взаимодействие с единомышленниками

Существует мнение, что у каждого, кто уже столкнулся с йогой, есть опыт в этой практике из прошлых жизней, а это значит, что также существуют как кармические учителя, так и кармические ученики. Проще говоря, есть те, с кем мы связаны, и это могут быть как люди, которые уже продвинулись на этом пути дальше нас, так и те, с кем мы сами можем чем-то поделиться. И для гармоничного развития важно найти не только своих кармических учителей, но и кармических учеников. Почему это так важно?

С поиском учителей более-менее понятно. Общение с человеком, который продвинулся дальше нас, возвышает наше сознание, позволяет ускоренно эволюционировать. Но также важно найти и своих кармических учеников. Дело в том, что особенность такого типа кармических связей такова, что если у вас есть какой-то кармический ученик, то именно вы сможете этому человеку донести определённые вещи. К примеру, практически все знают, что алкоголь вреден, но это не мешает большинству его употреблять. А если у человека, который его употребляет, есть кармическая связь с вами, то, возможно, только вы сможете ему объяснить это так, что он вас услышит и изменит свою жизнь. Причём неважно, какие при этом будут слова: так работают кармические связи между учителями и учениками. Авторитетность ваших слов будет в разы выше, чем любого учёного, пусть даже нобелевского лауреата.

Именно поэтому так часто говорится о важности распространения знаний. Можно возразить, что сейчас эпоха интернета, и любой желающий и так может всё прочитать. Но, как уж сказано выше, вполне возможно, что есть люди, которых сможете «пробудить» именно вы.

Также стоит отметить, что есть как позитивные кармические связи, так и негативные. Это, разумеется, условное разделение, ведь всё, что проявляется в нашей жизни, способствует нашему развитию. Но если говорить о негативных кармических связях, то это связи с людьми, которые, несмотря на ваши попытки, скорее всего, не смогут вас услышать, или же донести до таких людей какие-то знания будет немного сложнее. Но это также важные уроки, которые в данном случае должны пройти обе стороны. И если на появление в жизни таких людей реагировать достойно, это будет способствовать развитию.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что на пути поиска учителя важно проявлять здравомыслие. Скорее всего, идеалистичные отношения между учителем и учеником, которые часто описываются в писаниях, для современного мира и общества не актуальны. Но достойного человека, с которого можно брать пример, который вдохновляет на движение по пути и готов поддержать советом, пожалуй, каждому суждено встретить. Если же пока что этого не произошло, следует воспринимать весь окружающий мир как своего учителя и каждую жизненную ситуацию — как урок. И помнить о главном принципе: «Готов ученик — готов учитель». То есть когда придёт время, судьбоносная встреча обязательно произойдёт.

по материалам лекции Андрея Верба

Спасение начинается с послушания. / Фото: Александр Яремчук

Очень часто люди, сталкиваясь с жизненными проблемами, пытаются их разрешить, полагаясь только на свой собственный разум, жизненный опыт или на совет друзей. Человек церковный пойдет на исповедь к батюшке, покается, пройдет обряд причастия и станет перед Господом на колени в молитве. Но еще лучше, если рядом с человеком будет духовный наставник. Однако чтобы встретить его, нужно пройти определенный путь роста.

Для начала вспомним слова самого Христа о том, кто должен быть учителем нашим: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; также любят первое место на званых обедах и первые сиденья в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится». Кто же такой духовный учитель и как его найти — об этом мы говорили с блюстителем дальних пещер Киево-Печерской лавры отцом Дамианом.

— Отец Дамиан, почему так важно иметь духовного учителя? Можно ведь и самому читать, молиться, поститься….

— Каждому христианину хорошо было бы иметь духовника. Как тело лечит врач, так душу должен лечить церковный человек. Священник, к которому человек может постоянно приходить со своими духовными нуждами и, самое главное, со своими греховными делами.

— Какими качествами должен обладать духовник?

— Чтобы быть духовником, нужно вести нравственную жизнь, уметь достучаться до человека. Важно, чтобы тот слышал духовного отца и доверял ему. Принимал смиренно решения духовника. Ведь ответ не всегда бывает таким, каким человек хочет его услышать.

— А как найти своего духовника?

Реклама

— Задача непростая. Во-первых: духовника нужно поискать среди разных священников, и выбрать того, к которому будет сердце лежать, чьи слова будут вам понятны. А для этого нужно поисповедоваться у разных священников. Духовным отцом может быть не только священник в определенном сане, но и обычный монах, который многие годы уделял внимание своему духовному росту, преодолевал много в жизни страстей.

Во-вторых: очень важен интеллектуальный уровень священника. Особенно это имеет значение для молодежи, которая обращается за советом к батюшке (кстати, в Киево-Печерской лавре многие отцы имеют два образования — духовное и мирское. — Ред.). Надо правильно аргументировать свое решение. А человеку важно понять, смог ли он открыться перед этим священником и до конца ли? Ведь на исповеди мы должны быть откровенными и просить прощения, называя самые потаенные свои грехи, за что болит душа и не дает молчать совесть. Кроме того, не всегда после первого общения вы сможете понять, что именно этот батюшка станет вашим духовным наставником. Путь бывает долгим, решение принимается порой не сразу.

— А если нашла такого батюшку, что ему сказать?

— Подойдите к нему, когда он будет один, и попросите у него благословения, скажите прямо: «Отец, я хотела бы у вас получать духовное окормление. Прошу вас быть моим духовником…». Следует усердно молиться Богу, прося Его даровать вам рассудительного и доброго наставника.

— Всегда ли нужно выполнять то, что он скажет?

— Имея духовника, вы должны понимать: он руководствуется Священным Писанием и выполнять его благословение или неблагословение — обязательно. Духовник несет за вас духовную ответственность, направляя на путь добродетели, ведущий в Жизнь Вечную. Если вы считаете священника своим духовником, вы не должны сомневаться, а должны исполнять его, как послушание, и Господь непременно подаст в этом Свою Благодатную Помощь. Спасение начинается с послушания. Скажите: «Благословите», — и все, исполняйте.

Надеемся, что выписка из книги «Как найти духовника» поможет Вам сделать правильный выбор в этом важном деле.

«Как найти духовника.

Духовника найти трудно. Духовный руководитель может быть дарован Господом по усердным молитвам: «Вы должны со слезами молить Господа Бога, чтобы даровал вам наставника или наставницу незаблудную, ибо по гнилости недугов нужен и врач или лекарка опытная и благоискусная. Потому и должно хворому искать не столько обильную и покойную больницу, сколько врача искусного» (преподобный Антоний Оптинский). «Если хочешь получить истинного учителя, мужа святого и духовного, не рассчитывай, что можешь узнать его сам по себе, своим рассмотрением, потому что это невозможно. Но прежде всего другого… подвизайся в добрых делах, в милостынях, в посте, молитве, в непрестанном молении, чтобы Бог помог и содействовал тебе» (преподобный Симеон Новый Богослов).
«Не спешите первого встречного священника назвать духовником, — пишет в одном из писем архимандрит Иоанн (Крестьянкин). — Ходите в церковь, исповедуйтесь, спрашивайте о волнующих вас вопросах у многих, и только когда поймете, что из многих — один самый близкий душе вашей, будете обращаться только к нему». Архимандрит Кирилл (Павлов) говорит, что «духовного отца надо искать по расположению своей души. Когда вы доверяете своему духовному отцу во всем, и сердце ваше раскрывается перед ним, вы тайны своей души доверяете, можете ему открыть. Вот в таком случае вы избираете такого духовника, что он будет свободно с вами говорить, чтобы вы могли ему спокойно вверять свои тайны сокровенные. И тогда вы чувствуете, что получаете от этого духовную пользу, что он руководит вами, дает вам утешение, наставления для совершенствования в духовной жизни».
В завершение здесь будет уместно вспомнить слова преподобного Иоанна Лествичника: «Не ищи ласкателя в духовнике», — то есть того, кто будет говорить по-человечески приятное. Это относится и к тому священнику, к которому мы просто ходим на исповедь. Духовного же руководителя тем более надо искать такого, который будет помогать возрастать духовно, имеет духовный опыт, начитан в писаниях святых отцов и поэтому может дать совет, основываясь на своем опыте или на опыте святых, и кроме всего прочего имеет любовь и жалость к людям.

Как относиться к духовнику

Можно исповедоваться время от времени у разных священников, но духовный отец должен быть один. Отношения с ним должны строиться на искренности, понимании и доверии.
Духовный отец не может прожить жизнь вместо своего духовного чада. Духовный отец только помощник, советчик и молитвенник. «Духовный отец, как столп, только указывает путь, а идти надо самому. Если духовный отец будет указывать, а ученик его сам не будет двигаться, то никуда не уйдет, а так и сгниет у этого столба», — писал преподобный Никон Оптинский. В другом месте он так говорил о духовничестве: «Духовный отец нужен для чего? Чтобы при помощи его незаблудно шествовать и достигать царства небесного, а для этого необходимо, главным образом, исполнять на деле наставления, советы и указания духовника, жительство свое проводить благочестиво. Были примеры, что некоторые имели возможность часто бывать у старца, иные даже постоянно сидели возле старца, непрестанно слушали его наставления, даже и жительствовали с ним, и оставались бесплодными. А некоторые имели редкую возможность бывать у старца и удостаивались слышать краткое наставление, но преуспевали… Так вот, не в том сила, чтобы часто бывать у отца духовного, а в том, чтобы его наставления исполнять, чтобы не быть бесплодными». А вот что пишет старец схиигумен Иоанн (Алексеев): «Какого же толку хочешь получить, когда сама не хочешь потрудиться исполнять его советы? Нет, честнейшая, так не бывает. Если будешь только спрашивать, читать и говорить о спасении, а трудиться не будешь — толку не будет».
Если христианину посчастливилось обрести духовного наставника, то он уже не предпринимает никакого важного шага, не получив благословения духовника или, по крайней мере, не посоветовавшись с ним; пользуется указаниями духовника относительно молитвенного правила, частоты причащения, постов и дел служения людям; приводит свою жизнь в согласие с нравственными нормами и требованиями Церкви по указаниям духовника.
Беспрекословное послушание, на котором основывается отношение послушника к старцу в монастырях и которое описано в творениях древних подвижников, не может применяться в приходской практике во взаимоотношениях между священниками и его паствой. Это приложимо лишь к монашескому образу жизни, так как монах при постриге дает обет послушания и подвизается в том, чтобы полностью отвергать свою волю».

Фотография священника Игоря Палкина

Найти духовного наставника подчас сложнее, чем спутника жизни. Для многих впервые пришедших в Церковь людей проблема такого поиска усугубляется отсутствием чёткого представления о том, кого и зачем они ищут. При отсутствии духовного опыта новообращенный христианин в новой для него системе отношений пытается руководствоваться привычными мирскими стереотипами и в конечном счёте испытывает разочарование. Не меньшей проблемой, если не сказать бедой, является отсутствие у большого количества регулярно исповедующихся и причащающихся прихожан самой потребности в постоянном духовном наставнике. Современному человеку крайне трудно кому-то полностью довериться. А без взаимного доверия духовнические отношения невозможны.

Не секрет, что наиболее распространённой причиной обращения современного человека к Богу является трудно переносимая скорбь в земной жизни. В числе прочего люди страдают от сложных отношений с родителями или вообще от отсутствия таковых, от неудач в семейной жизни, от разнообразных болезней, от отсутствия ценностно-близких людей. И вот, придя со своей бедой в храм, человек может попытаться компенсировать свои душевные неудачи общением со священником. Что это означает? Скорбящий человек хочет как можно быстрее уврачевать свою душевную боль. И от священника он в первую очередь ждёт душевного тепла и участия, отеческой опеки, дружеского расположения. Далеко не всегда это происходит осознанно. Даже если разговоры со священником будут преимущественно посвящены духовным проблемам, главным желанием человека будет устранение испытываемой им в настоящей момент боли. Одним из средств этого и будет Бог. Средством, а не целью! Но в Евангелии Господь призывает нас искать ПРЕЖДЕ всего Царство Божие и только потом всё остальное. А Царство Божие – это Он Сам, Бог Троица, и живое общение с Ним в Его любви.

Духовник может вести своё духовное чадо за собой в Царство Небесное, может идти с ним рядом, может его просто периодически поддерживать на этом пути, но во всех этих случаях цель духовных усилий наставника и его пасомого – Сам Христос, а не удовольствие от душевного общения с духовником. От этой ошибки целеполагания необходимо оградить себя в самом начале поиска духовника, особенно если к этим поискам приступает женщина, не реализовавшая себя в полноценной семейной жизни. Помощь в разрешении душевных проблем вполне могут оказать квалифицированные психологи, в том числе и православные. Психология, как и любая другая наука, предназначена для того, чтобы сделать земную жизнь человека более комфортной и безопасной. А Христос своим последователям честно обещает: «в мире скорбны будете».

Далее необходимо оценить свою собственную способность или готовность к близким доверительным отношениям с духовником, особенно если в обычной мирской жизни опыта подобных отношений вообще не было. Даже в приходских храмах встречаются духовники, которые требуют от своих чад неукоснительного послушания в самых незначительных вопросах. Немалое количество мирских духовников, напротив, всячески уклоняются от жёсткого руководства духовными чадами. Стоит трезво оценить свою способность к послушанию на первоначальном этапе духовной жизни и искать соответствующего духовника.

Стоит предостеречь людей, по жизни ведомых, нуждающихся в «крепкой руке», от скорого и безрассудного предания себя во власть авторитарного духовника. Тайна послушания заключается в свободе, что принципиально отличает христианское послушание от армейской дисциплины. По слову преподобного Иоанна Дамаскина «то, что делается по принуждению, не есть добродетель». Опытный духовник сделает так, что его вновь обретённый духовный сын (или дочь) сам захочет подойти поближе, сам начнёт советоваться по всем духовным и житейским вопросам. И стоит крепко подумать о глубоких отношениях с духовником, который после первой встречи настаивает на исповеди за всю жизнь, откровении помыслов и исполнении строго регламентированного молитвенного правила.

Важным, но не всегда обязательным, является соответствие культурного, образовательного уровня и даже психологического способа мировосприятия духовника и его чада. Очень многие проблемы общения снимаются, когда люди говорят на одном языке, используют сходные метафоры и понимают друг друга с полуслова. Необязательным данное условие является в силу того, что чем больше преуспевает в духовной жизни духовник, тем больше он научается быть «всем для всех». Преподобный Паисий Святогорец, будучи по-мирски малообразованным человеком, находил общий язык с представителями самых разных национальностей, с простыми людьми и учёными мужами. И он не просто беседовал с ними на отвлечённые темы, но раскрывал им суть их духовных проблем и указывал пути их разрешения.

Если христианин преисполнен решимости создать семью или уже является супругом (супругой), то его регулярное общение с женатым приходским священником, в доме которого царит мир, может оказаться много полезнее, чем редкие наставления иеромонаха. Духовные проблемы тесно переплетаются с семейными отношениями, которые всегда остаются для любого внешнего по отношению к семье человека тайной. Для женатого священника такая тайна – реальность, тогда как для никогда не состоявшего в браке иеромонаха – всегда в некоторой степени теория.

С чего же начать поиски духовника? С молитвенной просьбы помощи у Господа в этом важном деле. Для Него нет ничего невозможного. Доверившись Христу, надо начинать общение с теми священниками, которые служат поблизости, регулярно исповедуют людей и доступны для общения за рамками храмового богослужения. Если после нескольких исповедей возникнет желание доверительного общения со священником, стоит попросить его о личной встрече, в ходе которой подробно рассказать об обстоятельствах своей жизни и о своих духовных проблемах. Параллельно стоит присмотреться к духовным чадам этого священника. Ведь не исключено, что именно с ними в дальнейшем будет протекать наша церковная жизнь. Если поиски вызывающего доверия священника в близлежащих храмах не увенчались успехом, то необходимо расширить географию поисков. Но не увлекаться. Личную встречу с духовником, разговор лицом к лицу не заменят никакие современные средства коммуникации. Поэтому стоит остановить свой выбор на том священнике, до которого в критическую минуту реально добраться в любой ситуации.

Регулярная исповедь у одного и того же священника даст ему возможность провести качественную «диагностику» духовных проблем своего потенциального чада. Если с таким священником складываются доверительные отношения, стоит перейти к стадии жизни по совету, т.е. при возникновении любой проблемной или нестандартной жизненной ситуации после напряжённой личной молитвы Господу о вразумлении обращаться за советом к священнику. Именно за советом, а не за благословением (приказом) поступить тем или иным образом. Окончательное решение на этой стадии отношений с духовником человеку придётся принимать самому. В условиях всеобщей разобщённости современных людей, особенно в крупных мегаполисах, именно такой характер отношений со священником представляется наиболее реалистичным. Необходимым условиям близких отношений является совместное проживание жизни, а этого подчас нет и в современных крупных монастырях.

Только в случае благоприятного развития отношений при жизни по совету стоит переходить к отношениям духовного сыновства, предварив их глубокой и искренней исповедью за всю жизнь. Собственно, только на этой стадии священник становится для христианина духовным отцом. Общение с духовником происходит постоянно и регулярно, а не эпизодически. Человек полон решимости без рассуждения исполнить любое благословение духовника. Но приступать к таким предельно доверительным отношениям с духовником надо крайне осторожно. На первых двух стадиях «знакомства» с будущим духовником надо поверять его советы и рекомендации на соответствие Евангелию и учениям святых отцов. А для этого необходимо постоянно читать Евангелие, изучать творения святых отцов и в реальной жизни учиться всему написанному следовать.

Духовное сыновство у разных людей может протекать по-разному. Человек, привыкший жить по инструкции, будет обращаться к духовнику за согласованием каждого своего шага. Тот, кто больше нацелен на конечный результат, будет просить благословение гораздо реже – в самых сложных и принципиальных ситуациях (женитьба, выбор специальности, разрешение сложных нравственных коллизий). По-настоящему опытный духовник обязательно учитывает отличия в душевном устроении своих чад и не выстраивает общение с ними по одному шаблону.

Нельзя, конечно, исключать и встречи со своим духовником, подобной любви с первого взгляда. Но, как и в мужеско-женских отношениях, в духовной жизни такая встреча редкое исключение на фоне часто встречающейся и ни к чему позитивному не приводящей влюблённости.

Особняком в духовничестве стоят старцы – те подвижники, которые получили от Бога дар узнавать и сообщать человеку волю Божью о нём. Вероятность стать духовным чадом старца крайне невелика. Их слишком мало, а поток обращающихся к ним за помощью людей огромен. Но это не исключает возможности обратиться к старцу в случае мучительного выбора жизненного пути, например, между монашеством или семейной жизнью. Но и в этом случае на поездку к старцу стоит получить благословение своего духовника.

В заключение хотелось бы порекомендовать всем приступающим к поискам духовника прочитать книгу протоиерея Вячеслава Тулупова «Как найти духовного отца и жить под его руководством».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *