Как наказывать ребенка?

Наказание детей – горячая тема, которая всегда вызывает холивары в соцсетях и на форумах. Кто-то считает, что нет ничего страшного в том, чтобы шлепнуть ребенка по попе или дать ему подзатыльник за непослушание. Кто-то категорически против физических проявлений насилия и предпочитает в случае детской провинности с ребенком просто прекратить разговаривать, считая, что воспитание молчанием – эффективная штука. (Спойлер: нет.)

Так где же та грань, после которое наказание = насилие, как воспитывать детей, чтобы не травмировать их психику, но в то же время приучить нести ответственность за свои поступки? Об этом поговорим в нашей новой статье. А также разберемся в том, почему дети плохо себя ведут, кто виноват и что делать. Как наказывать можно, как нельзя, и в финале – 18 советов от психологов, которые помогут выстроить сбалансированную систему воспитания, без перекосов в наказания и вседозволенность.

Содержание

Наказание детей

Нет ни одной другой темы в плане воспитания детей, которая вызывает у родителей столько эмоций и жарких споров. Если в 90-х годах больше спорили о том, как лучше наказать – отлупить ремнём или перестать разговаривать, то сейчас баталии сместились в поле «наказывать или разговаривать», и это радует.

В словарях слово «наказание» толкуется как применение к другому человеку нежелательных или неприятных для него воздействий с целью прекратить или остановить нежелательное или антинормативное поведение.

Любое наказание предполагает неравенство, потому что это властное принуждение кого-то к желательному поведению.

В наказании всегда присутствуют:

  • наказующий – некий судья, законодатель, который определяет, что правильно и неправильно;
  • наказываемый – тот, кто вследствие действий другого человека испытывает страдание.

Нет сомнений, что лучше всего объяснять ребёнку правила, говорить и рассказывать, как правильно себя вести. Большинству детей таких разговоров достаточно (важно знать и уметь так разговаривать). Но все мы отличаемся друг от друга конституцией, темпераментом, чертами характера, желаниями, потребностями и много чем ещё. Поэтому всегда будут существовать дети темпераментные, упрямые, настойчивые в своих желаниях, которые не хотят слушать и слушаться.

Плохое поведение: почему ребенок не слушается

Как же быть в ситуациях, если разговор не помогает, а ребёнок ведёт себя разрушительно по отношению к другим, отрицает и нарушает правила? Терпеть, ругаться, сходить к психологу или повесить на гвоздик ремень?

Конечно, сходить к психологу, если вы чувствуете затруднения в общении с детьми, с которыми вам сложно справляться. Думаю, каждый психолог на приеме слышал:

  • Я понимаю, что орать нельзя, но не знаю, что сделать
  • Он (-а) совсем меня не слушается, что делать?
  • Мы его (ее) и ругали, и в угол ставили, и отшлепали пару раз, ничего не работает.
  • Скажите, с какого возраста и нужно ли наказывать детей?
  • Как бороться с непослушанием?

У вас есть дети? Если нет, то просто вспомните своё детство. И прежде, чем читать дальше, сделайте следующее:

  1. Выпишите в столбик все поощрения, которые вы используете при воспитании ребёнка. Получилось?
  2. Теперь запишите в другой столбик все наказания, которые используются вами, когда ребенок не слушается.
  3. Сравните два списка. Какой получился длиннее? Что было тяжелее писать?
  4. Теперь напротив каждого пункта напишите четкое определение, за что именно вы используете данное поощрение и наказание.

Это задание подсвечивает то, что мы не замечаем в наших родительских буднях – как правило, мы направо и налево раздаем наказания и совсем забываем поощрять детей за что-то хорошее, правильное. Все, что ребенок делает правильно, воспринимается нами как должное и мы не замечаем этого, концентрируя внимание только на негативе и детских оплошностях.

Почему возникают трудности в воспитании

Сложности при воспитании детей связаны с несколькими вещами:

1. Нет достаточного арсенала средств воздействия на ребенка (информационная проблема)

Родитель и рад бы не орать, но как можно по-другому – не знает, потому что, например, не было позитивного опыта в своей семье.

2. Дисбаланс поощрений и наказаний в сторону последних

В этом случае снижается мотивация выполнять правила (какой смысл слушаться, если все равно накажут)

3. Непоследовательность в воспитании

  • Непредсказуемость

Когда родители ведут себя непредсказуемо и за одну и ту же провинность меняют наказание (то накричат, то шлёпнут, то лишат мультиков, то просто пожурят) . В результате у ребёнка нет чёткого понимания, «что за что бывает». Наказания в таком случае воспринимаются больше как импульсивность родителя. Как следствие – у ребенка повышается тревога, возникают невротические реакции (ведь каждый раз, провинившись, ребёнок не знает, чего ждать от родителей), ухудшается поведение, т.е., возникает то самое «непослушание».

  • Несогласованность

Когда разные члены семьи используют разные приемы воспитания, и в семье нет общих правил. Последствия такие же, как в первом пункте.

  • Несоответствие возраста ребёнка и требований, предъявляемых к нему взрослыми

Бывают дети, которые к 3 годам отлично говорят, опережают своих сверстников по интеллектуальному развитию, и, например, высокого роста. Такой ребёнок почти всегда воспринимается родителями как более взрослый, чем он есть на самом деле, и от него начинают требовать выполнения таких действий и сложных инструкций, как будто он старший дошкольник. Например, родители могут быть обеспокоены тем, что ребенок не убирается в своей комнате, не кладет после игры игрушки на место. Естественно, ребенок начинает капризничать, часто плакать, могут появиться невротические реакции признаки (тики, страхи, нарушение сна и поведения).

  • Неврологические проблемы или проблемы в развитии

Бывает, что родители не видят за плохим поведением сложностей в развитии или им трудно это признать.

  • Гиперактивность

Синдром дефицита внимания может сопровождаться импульсивностью ребёнка и подростка, нарушением концентрации внимания и волевых качеств. В этом случае дети нарушают правила и не слушаются не потому, что не хотят, а потому что не могут запомнить инструкцию, удержаться в границах дозволенного. Ошибкой в данном случае будет являться излишнее давление и требования.

  • Непоследовательность поведения родителей и нечеткие правила для всех

В этом случае состояние ребёнка можно сравнить с новичком за рулем, который не знает ПДД. Он нарушает правила, не зная о них, или надеясь, что «проскочит», потому что раньше это удавалось.

  • Разные тактики воспитания у разных членов семьи

Это может приводить к невротизации ребёнка, в результате он становится непослушным и капризным.

  • Много запретов

Порой родители так тревожатся за безопасность или «правильное воспитание» детей, что в доме и на улице от них только и слышится «нельзя», «отойди», «не лезь», «это тебе рано». Как будто весь мир становится запретным. Эта ситуация неприемлема для ребёнка, который только познает мир и имеет сильный интерес ко всему новому. Поэтому логично, что он «перестаёт слышать» эти запреты.

  • Недостаток внимания со стороны взрослых

Если ребёнку в семье мало уделяется внимания, то он начинает привлекать его любым способом, в том числе и плохим поведением. Равнодушие для ребёнка страшнее наказаний.

Наказания в культуре разных стран

Проводилось много монокультурных и несколько кросскультурных исследований касательно наказаний детей. Согласно статистике, в 7% культур применяются телесные наказания детей, но «часто» – только в 20% сообществ. В 82% культур чаще всего применяются внушение, демонстрация примеров поведения и другие более мягкие приемы воспитания по сравнению с физическими наказаниями.

Существуют культуры, где битье детей и какого-то рода физические воздействия вообще не применяют. Например, канадские бедуины-инуиты никогда не бьют детей и вообще предоставляют им максимум свободы. Если ребёнок плохо себя ведёт, над ним, как правило, подшучивают и дразнят его, а если он игнорирует замечания, перестают с ним разговаривать.

В японской культуре существует период вседозволенности – от рождения до 5 лет. В это время от ребёнка вообще стараются не требовать идеального поведения, не делают ему особо никаких замечаний и не ограничивают его поведение. На этом этапе развития родители лишь объясняют, почему так поступать нельзя, и выражают своё огорчение по поводу плохого поведения. Однако к моменту поступления в школу поведение ребёнка уже жестко регламентируется правилами поведения.

Можно ли наказывать или ругать ребенка?

Если под наказанием подразумевать побои и крики, то нет. Если же мы говорим о запретах и методах поддержания правил и установления границ дозволенного, то да. Запреты в любом случае должны быть.

Полноценный родитель – не тот, кто только хвалит ребёнка, а тот, кто создаёт условия для развития.

Это человек, который знакомит с миром, правилами и способствует адаптации ребёнка в мире и социуме.

Если ребёнок в семье не научился придерживаться правил поведения, то он будет их нарушать и вне семьи, только мир не будет с такой готовностью его прощать, как родители.

Границы в воспитании

Важную роль в воспитании играет правильное установление личностных психологических границ.

Здоровые границы:

  • служат для сохранения целостности: физической и эмоциональной;
  • позволяют бесконфликтно строить отношения с другими людьми.

Если ребёнку во всем потакали в семье, создавали сверх комфортные условия, то вполне вероятно, что когда он выйдет в мир, этот мир покажется ему слишком жёстоким и непредсказуемым. В результате такой человек травмируется больше обычного взрослого и испытывает колоссальное напряжение.

Критерии и цели наказания

Поскольку любое наказание – это действия, вызывающие у их объекта страдание, то решающими и очень важными при выборе того, как же наказать ребенка за непослушание, являются несколько критериев:

  • Действия, при помощи которых осуществляется наказание

Их спектр широк: от жеста неодобрения или простого словесного замечания до жестоких побоев.

  • Инструменты, при помощи которых осуществляется наказание

Это может быть и слово, и ремень.

  • Легитимация

Способы обоснования наказания, доказательства их необходимости, правомерности и соразмерности.

Каждое наказание обычно имеет какую-то цель. Никто, будучи в здравом уме, не наказывает ребенка просто так, заранее, для профилактики или из-за плохого настроения. Все наказания, как правило, сводятся к трем целям:

  1. Отомстить.
  2. Устрашить, чтобы ребёнок не повторял в будущем подобные поступки.
  3. Долгосрочное изменение ценностных ориентаций и мотивации, изменение поведения.

8 запрещенных приемов, или как наказывать нельзя

Какие приемы считаются запрещёнными? Что, наказывая, делать категорически нельзя? Об этом ниже.

Бить

В 2004 году парламентская ассамблея Совета Европы провозгласила общеевропейский запрет на телесные наказания детей. Но по данным опросов в той же Америке 90% родителей верят в эффективность порки. В нашей стране процент не меньше.

!!! Физические наказания не только не эффективны как метод воспитания, но и способствуют поддержанию «субкультуры насилия» (драчливость, отождествление с агрессивностью) . Агрессия может породить только агрессию или страх как способ подавления агрессии. Ни то, ни другое не способствует формированию уверенности и способности к реализации.

Унижать

Насмехаться, критиковать публично. Это пагубно влияет на самооценку и травмирует психику.

Запугивать от имени сверхъестественных существ или от своего имени

Есть риск, что ребёнок будет бояться, вырастет тревожным.

Оскорблять, использовать слова-ярлыки

«Ты неряха», «и в кого ты такой…» и т.п. – осторожнее с подобными словами, ребенок может в это поверить и возьмет эту установку с собой на всю дальнейшую жизнь.

Обвинять в «плохой генетике» («Ты такой же, как твой отец»)

Не отыгрывайте собственные конфликты с настоящим или бывшим супругом на ребёнке. Ребёнок не может «изгнать» из себя существующую «плохую» часть. Это то, что он не выбирал, и не может нести ответственность за своего, пусть даже непутёвого родителя. Такая тактика приводит к большому количеству стыда у человека, который может проявляться разными способами в самочувствии и поведении.

Наказывать за то, что ребёнок не может регулировать (например, за энурез, тики, моторную неловкость)

При таких наказаниях дети, пытаясь прекратить нежелательные проявления, опираясь на волю, истощаются и доходят до отчаяния, и симптоматика только усиливается. Кроме того, к обиде примешивается стыд, страдает самооценка ребёнка.

Отвергать (не разговаривать, игнорировать, лишать любви), устраивать бойкот, говорить «я больше тебя не люблю»

Для ребёнка это самое страшное наказание. Отвержение родителем внутренне воспринимается как угроза жизни. С возрастом это никуда не уходит и у многих взрослых встречаются отголоски такого воспитания. Все это влияет на взаимоотношения с другими и самим собой.

Ущемлять в базовых потребностях

Никогда и ни за что нельзя наказывать едой, прогулками, необходимыми вещами для полноценного развития.

Наказания: а как можно? 6 «легальных» способов наказания

Метод естественных последствий

Этот способ психологически безболезненный и наиболее адекватен в любом возрасте. Например, ребёнок 3 лет хочет надеть лыжные штаны в летний день. Вы можете объяснить, почему вы думаете, что шорты подойдут для прогулки больше, но не пытаетесь повлиять на решение, а предоставляете ему возможность убедиться на собственном опыте, что если он так оденется, то ему будет жарко.

То, что понимается на собственном опыте, запоминается надолго. Применяя этот способ, родителям очень важно не попадать в злорадство типа «А я тебе говорила!».

Замечание

Часто вместо замечания (когда родитель обращает внимание на что-то) происходят упреки и критика («Вечно у тебя беспорядок!»). Важно, чтобы это был не упрёк, а повод поискать решение проблемы.

Например: «Я огорчаюсь и сержусь, когда наступаю на детали конструктора, разбросанного по полу во всей квартире. Давай вместе подумаем, что можно с этим сделать».

Тайм-аут

Метод, когда ребёнка удаляют из общего пространства в отдельную комнату и оставляют его там одного на какое-то время. Это позволяет на время увеличить дистанцию между взрослым и ребёнком и «остыть», отрегулировать свои эмоции.

Считается, что ребенка в одиночестве не травмирует интервал времени в минутах, кратный его возрасту. Например, для 3-летнего ребёнка – это 3 мин, 4-летки- четыре и т.д. Комната, куда вы уводите ребенка «остыть», должна быть светлой, с окном. Ни в коем случае не кладовка, туалет или другое темное помещение.

Игнорирование

Не награждать нежелательное поведение вниманием. Хороший метод, но сложный в исполнении – обычно взрослым трудно сохранять самообладание и не реагировать на негативные проявления в поведении ребенка.

Лишение

Это когда за нарушение правил ребёнок лишается чего-то важного и желаемого для себя. Например, запрет на просмотр мультфильмов или игры в компьютер.

Важно, чтобы ребенку были известны изначальные договоренности, за что именно и чего он лишается в случае несоблюдения правил. Нельзя просто лишить ребенка просмотра мультиков, если он сегодня «плохо себя вёл». Вы должны изначально договориться об этом.

Для детей дошкольного возраста эти правила и лишения можно нарисовать или, если ребенок уже умеет читать, написать на пластиковой доске или листе бумаги и повесить на стену. Часто дети ведут себя нехорошо не потому, что злодеи, а потому, что забыли.

Второй важный момент – соразмерность наказания. Маленький проступок – маленькое лишение. Нелогично за небольшую провинность лишать просмотра телевизора на 2 месяца, к тому же, взрослым самим будет сложно это выдержать.

Метод символической экономики

Очень хорошо работающий метод для детей среднего школьного возраста, подростков. Когда на семейном совете договариваются с ребёнком, какие действия награждаются баллами и в каком количестве, а за что происходит лишение «очков».

Здесь важно выработать систему награждений, начисления и списания баллов. Далее накопленные баллы меняются на что-то ценное для ребёнка. Это может быть что-то материальное (например, покупка машинки, журнала и т.п.) или нет (например, дополнительные 15 мин игр за компьютером, настольная игра с родителями или прогулка с друзьями)

В этом методе важно, чтобы баллы доставались не очень легко, но и не очень трудно – и в том, и другом случае пропадёт мотивация.

Этот метод в простом варианте подходит уже для детей 4-5 лет. Лет с 9-10 и включая подростковый возраст, этот способ регулировать поведение подходит лучше всего. С подростками имеет смысл попробовать заключить даже письменный договор, если не получается договориться устно.

6.1 Ограничение

Это метод, когда в ответ на нарушение важных правил вводится ограничение прав.

Например, за каждое нарушение правила, вечерний отбой начинается раньше на 15 мин, т.е ребёнок отправляется спать не в 21:00, а в 20:45.

Надо понимать, что нет одного единственного самого лучшего способа регулировать поведение детей и прививать им полезные привычки: кто-то более чувствителен, кто-то «толстокожий». Нет ни одного одинакового ребёнка и одинаковой семьи, поэтому важнее определиться для себя с принципами, которых вы будете придерживаться в общении с детьми, и подобрать для себя и своего ребёнка оптимальные методы, которые не будут разрушать никого из присутствующих, но стратегически полезны для развития ребёнка.

Установите приложение «Где мои дети” прямо сейчас

Узнайте, соблюдает ли ребёнок Ваши ограничения и правила, когда Вас нет рядом

4 способа повлиять на детское поведение без наказаний

Существуют ли способы влиять на детское поведения, не наказывая? Да. Это поощрения и внимание к хорошему поведению и изменениям поведения в желаемую сторону, хотя это кажется слишком простым (простота здесь только на первый взгляд).

Внимание к мелочам

Самый эффективный метод воспитания с целью изменения нежелательного поведения ребёнка – это обращать внимание, замечать все то, что является желаемым, и игнорировать какие-то нарушения и трудное поведение у ребёнка.

Обычно все происходит наоборот: если ребёнок ведёт себя примерно, мы ощущаем, что все в порядке, расслабляемся, нам кажется, что так оно и должно быть. Но как только, ребёнок нарушает правила или начинает плохо себя вести, мы делаем ему замечание. Сменить эту тактику непросто, но оно того стоит.

Смысл состоит в том, чтобы давать внимание и похвалу, когда ребёнок хотя бы движется в ту сторону, в которой бы нам хотелось, чтобы шло его развитие.

Например, ребёнок часто дерётся в детском саду, и воспитатели говорят, что он агрессивный, ему сложно сдерживать свои эмоции, он не сидит на месте, часто перебивает взрослых, не может дождаться своей очереди и т.п. В данном случае будет полезно вслух отметить момент, как только ребёнок просидел спокойно хотя бы пять минут или удержался от конфликтов со сверстниками. Обратите на это своё внимание и обсудите, как это важно, и как у него здорово сегодня все получилось.

При этом очень важно применять «описательную похвалу», а не оценочную. Другими словами, говорить не «ты сегодня молодец», а «Я горжусь тем, что ты сегодня вежливо общался с ребятами во дворе и с воспитателями в детском саду. Тебе удалось посидеть спокойно, хотя очень хотелось бегать. Я обратила внимание, что в работе ты почти не допустил ошибок, ты постарался написать аккуратно».

Награждать за примерное поведение

Поощрение всегда работает лучше, чем наказание.

Подчёркивать достоинства и сильные стороны ребёнка

Это позволит ребенку опираться на них. В конечном счете, если по-честному, нам же важнее, чтобы ребёнок чувствовал себя сильным и способным справиться с трудностями. Критикой и наказаниями этого не добиться. Всем нам нужна поддержка.

Хвалить авансом

Можно попробовать хвалить за то качество, которого пока у ребёнка нет. Например, он грубит и часто невнимателен в общении. Вы же, напротив, вскользь замечаете при нем, что вас радует, что он умеет быть вежливым и уважительным. Иногда говорите это ему.

Если мы относимся к людям чуть лучше, чем они есть,- у них может возникнуть мотивация таким стать, дотянуться до этого отношения.

18 советов для родителей, которые размышляют над проблемой методов воспитания и наказаний детей

  1. Наказания должны быть всегда обоснованными.
  2. Мера пресечения должна быть понятна ребёнку.
  3. Правила и ограничения дают ощущение уверенности и безопасности.
  4. Родители не должны всегда являться теми, кто устанавливает правила и следит за их выполнением – гармоничное участие детей в установлении и соблюдении тоже полезно.
  5. Чаще показывайте свою любовь.
  6. Считайте своего ребёнка способным на многое, талантливым. Действия должны приводить к ощущению своей силы и способностей, а не беспомощности и отчаяния.
  7. Избегайте жестокости.
  8. Будьте гибкими в общении с ребёнком, придумывайте методы, способы, которые помогут вам сохранять любовь и крепкую связь с вашим ребёнком.
  9. Меняйте правила с изменением возраста ребёнка и обстоятельств. То, что нельзя дошкольнику, можно позволить подростку (например, приходить домой не в 18:00, в 20:00, разрешить чуть позже ложиться спать)
  10. Будьте последовательными. Непоследовательность поощрений и наказаний – путь к неврозу.
  11. Разделяйте личность и поступки. Оттого, что кто-то ведёт себя плохо, он не становится плохим. Плохим может быть поступок, но каждый же может ошибиться.
  12. Не угрожайте невыполнимыми последствиями, которые не сможете обеспечить. Старайтесь не угрожать вообще.
  13. В каждой семье свои правила, не ищите готовые.
  14. Правила для всех – и для взрослых, и для детей!
  15. Сохраняйте терпение и самообладание. Никто не понимает сказанное, если на него кричат.
  16. Не придирайтесь. Если вы часто чувствуете раздражительность, попробуйте разобраться, с чем она больше связана. Иногда причины лежат не в поведении ребёнка, а в вашем здоровье.
  17. Не ждите от себя безупречности. Ошибаться нормально. И родителям тоже. Поэтому не будьте к себе строги и не наказывайте себя вместо ребёнка.
  18. Если столкнётесь с неожиданными сложностями, с которыми справиться никак не получается, обратитесь за помощью к специалисту. Можно записаться на приём к психологу или обсудить проблемы с толковым педагогом.

В этой статье мы рассмотрели только несколько вариантов повлиять на поведение ребёнка. Способов и подходов, конечно, гораздо больше.

Важно понять для себя одно: не стоит чувствовать себя беспомощным, если ребёнок плохо себя ведёт. Ищите методы, просите помощи у специалистов. Пробуйте разные подходы. И не теряйте за всеми этими методами воспитания самого человека, пусть он ещё и маленький. Помните, что самый эффективный метод воспитания – это любовь, сочувствие и воспитание себя. Автор статьи – Лариса Милова Семейный психолог

Вступление: Вообще детей нельзя наказывать и самое главное не стоит наказывать — лучше всего, когда воспитательным моментом является только угроза наказания (а чтобы до самого наказания лучше не доходило). Но можно сказать это идеальный случай, который на практике почти не встречается (к нему просто надо стремиться), и поэтому поговорим о наказаниях. Для начала хочу сформулировать, КАК нельзя наказывать, особенно, как нельзя наказывать ни в коем случае.

Как нельзя наказывать детей НИКОГДА: · Нельзя наказывать едой; · Рукоприкладство; Как нежелательно наказывать детей. · Спортом (исключение во время утренней зарядки и в соответствии со здоровьем наказуемого); · Трудом (исключение взрослые оболтусы и трудом соизмеримым со здоровьем наказуемого и в соответствии с санитарными нормами (т.е. нельзя заставлять мыть туалет)). Наказанием трудом малышей может выработать у них стереотип, что труд наказание. Малышам надо наоборот «подавать» труд как игру, как приятное и необходимое занятие; · Сном (Т.е. лишать их сна, а дополнительно представлять им время для сна можно); · Купанием (Детей в лагере купают не для забавы, а для здоровья детей. Например, можно заставить ребенка купаться у самого берега вдали от других); · Нельзя наказывать способом, который может нанести ребенку психологическую травму. Например: выставить мальчика в одних трусах в палату девочек (ну конечно понятно, что не для всех мальчиков это будет наказанием, может быть даже наоборот, но для некоторых это может быть очень жестоко и может привести к серьезной психологической травме). Вообще-то примеров тут можно привести очень много и поэтому надо всегда очень внимательно относиться к наказанию детей.

Как можно (но не нужно — см. выше Вступление) наказывать детей: · Сном. Можно детей пораньше уложить спать или просто уложить спать, например, в Тихий Час (для взрослых детей) если себя не умеют тихо вести себя в Тихий Час. · Пропуском какого-то мероприятия. Например, не пустить на дискотеку или еще на какое-то мероприятие (правда, на то мероприятие, на которое наказуемый хочет идти, а то это не будет наказанием), но тут надо быть уверенным (а именно надо лично контролировать наказуемого), что ребенок не предоставлен сам себе, а находится, например, в своей палате и никуда оттуда не выходит. Если же вы не можете это проконтролировать (или просто не хотите), то тогда не надо так наказывать ребенка. Дело в том, что мероприятия все предназначены, прежде всего, для того, чтобы вожатые могли контролировать детей. А вообще-то наказывать так нехорошо, надо постараться, чтобы ваши угрозы этого наказания не пришлось выполнять, а если уже и пришлось, то надо как деликатно смягчить его, объяснив ребенку, что если добросовестно отбудет (не будет его избегать и ныть) наказание в течение часа, то будет отпущен на Волю. · Лучший друг вожатого. Это довольно таки экзотический способ наказания и требует значительных умений и сил вожатого. Применяется он, исключительно, к детям старших отрядов. Наказуемый(ые) должен в течении всего дня стать «лучшим другом вожатого». Что это значит — он должен всегда и везде следовать за вожатым (как это водится у закадычных друзей) и ни на минуту не покидать его — если вожатый пошел в туалет, он ждет под дверью, если вожатый зашел в вожатскую, наказуемый ждет под дверью. С одной стороны это вроде бы не наказание, но это только на первый взгляд — ребенок лишается коллектива (своего детского), наказуемый (это может самое главное) не может отойти покурить. В общем больше полдня никто не выдерживал, хотя сперва были полны энтузиазизма — просто, можно сказать, были рада что отделались таким пустяковым наказанием, но это наказание оказывалось очень действенным. Но стоит еще раз сказать, что это наказание требует значительных усилий от вожатого — вожатый должен быть уверен, в том, что он сможет удержать своего «лучшего друга» возле себя.

«Как правильно наказывать ребенка»

1. Наказание не должно вредить здоровью

– ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнение

наказывать или не наказывать, НЕ наказывайте. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай».

3. За один раз – одно.

Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый. НАКАЗАНИЕ НЕ ЗА СЧЕТ ЛЮБВИ. ЧТОбы не случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды, НИКОГДА не отнимайте подаренного.

4. Срок давности.

Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Дошкольник уже через час забудет про свою выходку, и будет искренне недоумевать «За что?». Запоздалое наказание не принесет пользы, а вызовет обиду, нанесет душевную травму.

5. Наказан – прощен.

Инцидент исчерпан. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала.

6. Без унижения.

Что бы ни было, какая бы не была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!

7. Ребенок не должен бояться нашего наказания.

Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения.

Нельзя наказывать и ругать:

Когда ребенок болен (психика уязвима, реакции непредсказуемые); сразу после физической или душевной травмы; когда ребенок не справляется или у него что-то не получается, когда ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы; когда внутренние мотивы проступка, самого пустякового или самого страшного, нам непонятны (нужно обязательно разобраться, чем вызван проступок, может это была оборона, кто-то подговорил и т. п.); когда мы сами не в себе, устали или огорчены своими проблемами (гнев плохой советчик).

Помните о внушаемости!

Ругая ребенка, не утверждайте, что он лентяй, неряха и т. д., что у него ничего не выйдет, он неисправим и т. п. Ребенок ВЕРИТ! Всякое утверждение им воспринимается однозначно, никакого переносного смысла ребенок не понимает. Оценивая – внушаем.

Соблюдайте неприкосновенность личности!

Выражая неодобрение, определяйте только поступки, только конкретные действия, не прикасайтесь к личности. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты поступил жестоко». Выражайте свое отношение к поступку: «мы огорчены твоим поведением», «мне грустно, потому что ты обидел меня», «у меня испортилось настроение из-за твоего поступка».

Осторожнее с насмешками.

Острое оружее. Применимо только к тем, кто обладает чувством юмора. А ваш ребенок?

Косвенное неодобрение.

Рассказать о ком-то, кто поступил так же скверно, как наш ребенок. Маленькому можно в виде сказки. При этом можно сгустить краски, что бы все было ясно. Если ребенок даже не подаст вида – не беда, поймет, хорошие шансы.

Опасайтесь двойственности!

Ругаем страшными словами, а в глазах, а в интонации: «Ты же знаешь, как я тебя обожаю, что в конце концов я тебе все позволю». Одна рука гладит, другая бьет… Прямой путь к воспитанию лицемерия. Мы хотим, чтобы наш ребенок обладал этим качеством?

По-настоящему мы наказываем ребенка только своими чувствами!

И строгость, и мягкость, и диктатура, и демократия могут дать и прекрасные, и ужасные результаты. Все решает индивидуальность. Ваш ребенок – не ваша собственность. Он личность, один единственный такой, неповторимый.

Не забудем же слова, давно сказанные: «Все есть яд, и все есть лекарство. Тем и другим его делает только доза».

Все сходятся в том, что детей надо учить, объяснять, что хорошо, а что плохо, ставить границы дозволенного и наслаждаться общением с «подарочным» чудо-ребенком. Чудо-ребенок по первому зову бежит мыть руки, ест все, что дают, никогда не убегает на прогулке дальше чем на 10 метров, всегда вежлив и внимателен, а еще сам делает уроки, не засиживается перед компьютером и телевизором, никогда не огрызается и имеет свое мнение, абсолютно созвучное с родительским. Мне, к сожалению, а может, и к счастью, таких детей не встречалось. Поэтому периодически ставить на место не в меру разбушевавшееся чадо приходится всем.

Пока старший Ваня был маленьким и, главное, единственным, особых проблем с воспитанием не возникало. Мне хватало времени и терпения повторять ему все по 100 раз, объяснять и предвосхищать заведомо неправильные поступки. Я действовала по принципу: можно все, что не опасно, и собирала всю волю в кулак, чтобы не заорать на ребенка, который радостно влезал в грязь в только что постиранных штанах или развивал свои творческие способности, рисуя кашей по столу. Но Ваня взрослел, становился умнее и хитрее, у него появилось самодостаточное я, требующее к себе внимания и уважения. И уже на просьбу: «Ваня, иди собери игрушки», слышишь в ответ: «Сама собери». А когда подрос второй малыш, они оба стали превращаться в настоящую банду, которая действует продуманно и сообща, одновременно прикрывая и сваливая все друг на друга. Простыми уговорами и строгими окриками тут уже не обойтись. Ограничение сладкого и запрет на мультики и компьютерные игры имеют слишком краткосрочный эффект. Мои дети руководствуются принципом: нет, ну и не надо, придумаем себе что-нибудь другое.

На сегодняшний день у меня есть одно безотказное средство, которое используется в случаях крайнего непослушания, — темная кладовка. Две-три минуты тишины, потом стук в дверь и жалобный голос: «Мама, мы так больше не будем», еще пару минут педагогической паузы, и мы уже сидим в обнимку на диване и обсуждаем, кто и почему был неправ. Как ни странно, они действительно понимают, за что их наказали, и какое-то время стараются так больше не делать. Наверное, это не идеальный метод, но для меня однозначно предпочтительнее, чем часовой всеобщий крик или хорошая порка.

Наш папа решает вопросы воспитания по-своему. Он проявил жесткую мужскую волю всего пару раз, но этого оказалось достаточно, чтобы его просьбы выполнялись с первого, ну на крайний случай с третьего раза. Как-то, потратив 20 минут на то, чтобы заставить детей убраться в комнате, он молча взял первую попавшуюся машинку и выкинул в окно. Слез было много, и кончилось все покупкой двух новых машинок, но дети запомнили. В другой раз он выбросил в мусорное ведро их ужин и запретил давать им что-нибудь еще. Теперь они дурачатся за столом только в моем присутствии, но стоит папе появиться на кухне — тут же воцаряется мертвая тишина и слышно только торопливое чавканье. При этом дети обожают своего отца, это он покупает им киндеры и новые игрушки, а когда нужно поставить детей на место, мой муж обычно зовет меня со словами: «Я же добрый папа».

Мой опыт воспитания пока ограничивается пятилетним возрастом, и я предчувствую уже новые вызовы, которые готовят мне взрослеющие сыновья. Шлепнуть трехлетку можно, и это даже может сработать, но на 10-летнего школьника это вряд ли подействует. Можно что-то запрещать, но маленькие дети очень быстро переключаются с одного на другое и забывают о наказании, а дети постарше обязательно придумают, как обойти запрет. Гораздо важнее быть последовательным и всегда делать то, что обещаешь. Это касается не только случаев вроде: «Если ты не сделаешь это, то не получишь то…», но и таких: «Ты всю неделю хорошо занимался, поэтому в выходные поедем кататься на каруселях», а можно просто не забыть купить новые батарейки для игрушки. И только став работающей мамой, я поняла еще одну простую вещь — дети нас слушаются, когда мы рядом и включены в их жизнь. Если общение с детьми сводится к пятиминутным обниманиям и паре дежурных вопросов о том, как прошел день, а дальше мама погружается в быстрое решение хозяйственно-бытовых вопросов, можно не сомневаться, дети непременно что-нибудь натворят. Поэтому — чашка кофе, пара глубоких вдохов и: «Ну, кто идет мне помогать?»

Справка «РГ»

  • 88% родителей воспитывают своих детей устными наставлениями.
  • 44% взрослых ограничивают прогулки и ставят детей в угол.
  • 33% опрошенных допускают телесные наказания детей.
  • 32% родителей лишают детей компьютера.
  • 23% пап и мам отказывают детям в карманных деньгах.
  • 17% родителей воспитывают ремнем.

По данным ВЦИОМ

Кстати

Страны, где официально запрещены телесные наказания детей:

Мнение эксперта

Нина Хомерики, детский психолог:

Обычно наказывают за какое-то нежелаемое действие. Получается, что негативный поступок подкрепляется негативным действием, такой минус на минус. Но есть подкрепление плюс-плюс, когда мы поощряем за что-то хорошее. Ребенок плохо себя ведет, а мы находим его хорошее качество или действие и хвалим за это. Взрослый не просто объясняет, что правильно, а что нет, но и делает акцент на желаемых качествах.

Еще одна функция наказания — установить границы. Правила, по которым мы живем, должны быть ясными и четкими. Давая своим поведением и реакцией оценку происходящему, мы помогаем ребенку понять, как к этому относиться.

Если граница установлена, это не означает, что ребенок будет ее соблюдать. Ваша работа ее устанавливать и защищать. А ребенок будет ее осмысливать в соответствии со своими внутренними правилами и установками. Даже если он воюет с этой границей, не согласен, ее наличие — важный фактор для него.

Не забывайте говорить ребенку о своих реакциях: «Мне не нравится, когда ты так делаешь», «Я злюсь, когда ты портишь одежду…»

Вроде все понимают, что физическое наказание — это плохо и разрушительно для психики ребенка. Это скорее проявление бессилия родителя, который не справляется со своими чувствами. Став взрослым, ребенок будет транслировать этот опыт насилия: если мне что-то не нравится, я могу применить силу.

Среди психологических наказаний самое жестокое и бесполезное, на мой взгляд, — игнорирование ребенка. «Я с тобой не разговариваю», «Если ты так будешь делать, у меня остановится сердце» — это непосильное наказание для ребенка, потому что ставит под угрозу все его существование. Он боится потерять маму, себя, свое место и будет делать все, чтобы этого избежать. Но если дома ребенок будет сдерживать себя, то злость и агрессия обязательно найдут выход в чем-то другом. Сигнал ребенку должен звучать так: «Ты хороший, я так тебя люблю, но мне не нравится твое поведение». Разграничивайте личность и поступок.

Мне нравится метод естественных последствий. Если ты зайдешь в лужу, ноги намокнут и мы пойдем домой. Какие бы ни были у вас планы, если ребенок не послушался, вы идете домой. Дайте ему самому встретиться с последствиями — это лучшая профилактика.

Один ребенок послушный, другой неуправляем — на это во многом влияет врожденный тип нервной системы. А дальше все зависит от того, сумеет ли мама наладить взаимодействие с ребенком. Если происходит попадание в его внутреннее состояние, ребенок получает большое облегчение, потому что ему есть с кем разделить свои переживания. Он уже не один.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *