Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
Это, конечно же, не исключает того, что он может, пока жив, измениться, раскаяться, исправиться.
«Верующие, если вы даете в долг (или берете в долг) на определенный срок , то непременно запишите . Пусть писарь справедливо все распишет . И пусть не проявляет непокорность, а напишет так, как научил его Аллах (Бог, Господь) » (см. Св. Коран, 2:282).
В современных реалиях порой это проявляется радикальностью взглядов, некоей революционной настроенностью стоять за «правое дело», когда молодой человек, только начав практиковать отдельные религиозные постулаты, противопоставляет себя всем и вся, ищет «куфр» (безбожие) или «нифак» (лицемерие) во всех несогласных с ним и группой его единомышленников. А ведь если говорить о Коране и Сунне, об их смыслах и наставлениях, то верующий человек должен быть очень последовательным в своих суждениях и крайне осторожным в обвинении другого в чем-то плохом, в навешивании ярлыков. Верующий ищет в другом веру и призывает к ней мудростью и благородностью своих поступков.
В Священном Коране есть интересный аят на этот счет: «Верующие, ответьте на Божий призыв и призыв Его посланника, ведь Пророк зовет вас к тому, что вселит (вдохнет) в вас жизнь . И знайте, что Господь может установить между человеком и его сердцем преграду . все вы будете собраны пред Ним » (Св. Коран, 8:24).
Фудейль ибн ‘Ияд (105–187 гг. по хиджре; 723–803 гг. по григор.) в молодые годы был разбойником и грешником. Многие караваны и путники страшились его набегов. Затем изменился (с Божьего на то благословения), оставил грехи позади и пошел по пути религиозных познаний. Акцентировал внимание на применении знаний в личной жизни. Именно поэтому его мудрые цитаты можно встретить в солидных богословских трудах рядом с высказываниями очень известных представителей мусульманского богословия. Запечатлен в мусульманской истории как грамотный праведник.
Он говорил: «Ты проявляешь почтение и уважение к людям настолько, насколько проявляешь почтение (почтительный страх) пред Богом».
См.: аль-Байхакы (384–458 гг. по хиджре). Шу‘аб аль-иман . В 9 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 4. С. 268, № 5048.
См.: ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир. Т. 2. С. 879.
См., например: аль-Кушайри А. (376–465 гг. по хиджре). Ар-рисаля аль-кушайрия. Дамаск: аль-Асад, 2000. С. 330.
Подтвержденной канонической достоверности у этих слов нет, но смысловая нагрузка, с точки зрения мусульманского богословия, верна.
Содержание
Лицемерие как способ выживания
- Рубрика: Кожа времени. Читать все материалы
Петр Саруханов / «Новая»
Когда я услышал, как примазавшийся к дипломатам чиновник российского представительства в ООН Владимир Сафронков обращается к английскому коллеге запросто и по-блатному («Посмотри на меня, глаза-то не отводи, что ты глаза отводишь?»), я испугался, что окончательно оторвался от родного языка.
— Наверное, хамство, — подумал я, — новая вежливость.
Но, возможно, там, где Сафронков учился, знают, что в английском нет «вы», и он обращается к британцу на «ты», чтобы тому было привычнее и понятнее даже на русском.
Конечно, в английском языке, кроме универсального you, есть множество других способов обращаться на «вы», регулируя степень близости, уважения и страха. Скажем, Дик, Ричард и мистер Томпсон — три ипостаси одного лица, последняя из которых может тебя уволить.
Другим европейским языкам повезло больше: они пользуются двумя местоимениями, а не одним. Благодаря чему мы легко и даром выстраиваем отношения между далекими и близкими — с мириадами оттенков. Они придают нашему общению такую глубину и сложность, что этому надо пусть недолго, но старательно учиться.
Александром Александровичем меня звали только ученики в поселке Вангажи, где я тщетно учил детей ссыльных огрызкам русской грамматики и «Слову о полку Игореве» в пересказе для нерусских школ. Но и тут дети, путая языки, часто именовали меня старорежимным skolot ja kungs (господин учитель). В 20 лет, с еще куцей бородой, зато нестрижеными с пятого класса волосами, я не был похож ни на того, ни на другого.
В Америке отчество само отвалилось, как ноги у кита. Рудимент другого быта, оно удлиняло речь и казалось пережитком партийного официоза, от которого мы бежали с тем же рвением, что и от Брежнева. Поэтому за последние лет сорок по отчеству меня звал только Дмитрий Александрович Пригов, превративший патроним в русскую национальную игру вроде городков.
Но отдав английскому одну отечественную традицию, я ни за что не поступлюсь другой, той, которая отделяет «ты» и «вы» глубокой пропастью. Преодолеть ее можно только зараз и лишь в одну сторону. Чего, надо сказать, не понимают иностранные слависты.
Теряясь в нюансах нашего изощренного словесного этикета, они стремительно переходят на «ты» от третьей рюмки.
Но потом, протрезвев и застеснявшись, возвращаются к уважительному «вы», не понимая, что уже поздно.
— Так, — важно объяснял я им, — поступают друзья, когда они перестают ими быть и вызывают друг друга на дуэль, как Ленский — Онегина.
По-английски на «ты» (thou) обращаются к Богу или у Шекспира (их часто путают). По-немецки (du), как уверял Мартин Бубер, годится для тех, кто не отвечает. Это может быть не только Бог, но и дерево, если ты выделяешь его из остальных и наделяешь теми свойствами, что делают это дерево родным и близким.
Но на русском сокровенное «ты» требует несмешанных чувств. Оно годится для тех, кого мы очень любим или сильно презираем. Как поцелуй или плевок, «ты» прибавляет общению почти тактильную определенность и бескомпромиссность. В своей душевной наглядности оно отрезает собеседника от общей массы, чтобы его обнять или ударить. Для остальных, а это — целое человечество, «вы» подразумевает букет непростых, а часто и противоположных чувств.
Для меня перейти от «вы» к «ты» — трудная и ответственная задача. Только иногда, случайно и по пьянке, это происходит незаметно, как это вышло в день знакомства с Довлатовым, который с другими, даже встречаясь с ними ежедневно, годами общался на «вы». Обычно же переход зреет, как помолвка, и чаще нее кончается ничем. По мне, так оно и лучше. «Ты» подразумевает некоторый избыток дружелюбной грубости, вынуждающей балансировать на рискованной грани любви и наглости, которые не всегда легко различить.
«Вы» способно спасти дружбу, а «ты» ее разрушить.
Со мной случалось и то и другое, но о последнем неприятно вспоминать, а о первом хочется. С Лосевым, несмотря на то что я, как все, называл его Леша, мы были на «вы» до конца. Подозреваю, что именно эта церемонность позволила нам вместе выступать на одних конференциях, печататься в одних изданиях, обедать за одним столом и путешествовать по тем же странам более тридцати лет. И это притом что мы были в разных лагерях, голосовали за разные партии и любили разных писателей. Леша считался республиканцем, уважал «Континент» Максимова и ненавидел Сорокина. Я предпочитал демократов, дружил с «Синтаксисом» Синявского и не разделял его восторгов по поводу Петрушевской. В неизбежных спорах общение на «вы» устанавливало невидимую мембрану, задерживающую необдуманные аргументы, поспешные ссылки, неуместные шутки, горячность нетерпеливости и наивную убежденность в собственной правоте.
Однажды весь этот риторический комплекс воплотился в жизнь потешным и наглядным образом. Попав с Лосевым на Гавайи, мы арендовали машину и, сбежав от других славистов, отправились осматривать остров Мауи. Спилберг снимал тут динозавров из «Парка юрского периода», но другие островитяне ведут мирный образ жизни и обходятся одним узким шоссе, на котором нас угораздило затеять дискуссию о свеженапечатанном рассказе все той же Петрушевской. Выслушивая Лешины дифирамбы, я управлял машиной с разумной скоростью. Но когда приходила моя очередь возражать, я инстинктивно, не задумываясь, тормозил и полз черепахой. Только проехав пол-острова, мы заметили, что за нами следовала колонна машин, двигающаяся синкопами в такт нашего вежливого спора. Обогнать нас никто не мог, раздавить — тоже, но почему никто не дудел, я до сих пор не знаю.
— Видимо, — говорил я, рассказывая эту историю приятелю, — на этом курортном острове никто никуда не торопится, и все — на «вы».
Согласившись с моей гипотезой, он вышел на пенсию и перебрался на Мауи, чтобы провести старость в вежливом покое.
Искусство обращения с русскими местоимениями привело меня к открытию.
Мне кажется, я знаю, как спасти мир. Только он вряд ли со мной согласится. Но я все равно настаиваю на своем и считаю, что секрет выживания — в лицемерии.
Его эскалация может служить мерой цивилизации. Чем реже мы говорим, что думаем, тем легче всем ужиться друг с другом.
Терпимость начинается с вранья и кончается вежливостью, которая становится автоматической реакцией на любой контакт с посторонним. Так, англичане, забыв подумать, извиняются, когда им наступают на ногу. В Японии просто не наступают на ногу, но извиняются все равно. Оно и понятно: на островах привыкли жить в тесноте.
Но даже в просторной Америке хамят лишь за рулем. Я много раз поражался тому, как человек, только что обогнавший меня с риском для обеих наших жизней, прячет глаза, выйдя из машины. Еще и потому, что если не прячет, могут пристрелить. На американской дороге дерутся чаще, чем в барах. Отгородившись от других стеклом и металлом, проще быть самим собой, а это — не всегда аппетитное зрелище. Собственно, вежливость и мешает нам открыться, вываливая себя наружу.
Иногда на вежливость обижаются, справедливо считая ее лицемерным обманом. Знаю по себе, потому что в Москве меня попрекают акцентом. Он у меня, конечно, есть, да еще какой, но не в родном же языке, на котором я полжизни говорю по радио. Я долго недоумевал, пока не сообразил, что во всем виновата привычка всегда здороваться, даже по телефону. Между тем вежливость с посторонними многим кажется чужой причудой, от которой недалеко и до политкорректности.
И это я тоже могу понять, ибо антитеза вежливости — не грубость, а искренность.
Откровенность делает общение осмысленным, вежливость — возможным. Ведь мы часто разговариваем с людьми, ни в чем с нами не согласными.
— Вы жалуетесь, — говорил Довлатов, — что они нас не пускают в литературу, но мы бы их не пустили в трамвай.
В экстремальных случаях — когда в общение вступают республиканцы с демократами, кошка с собакой или мясники с вегетарианцами — лучше молчать вслух, говоря о погоде. Тем более что об интересном — о любви, деньгах и недостатках ближних — говорить стоит только искренне.
Красивую эмоциональную икебану составляет смесь «ты» и «вы», правды и лжи. И если искренность незаменима, как водка, то вежливость необходима, как вода. Без первой жить не хочется, без второй нельзя.
Если вы хотите узнать, как избавиться от лицемерия, как перестать лгать людям о себе и стать тем, кем вы являетесь на самом деле, то эта статья может помочь вам в этом. Многие думают, что лицемерие — это полезная вещь, помогающая скрывать нежелательные факты о себе, но это не так. Эми Квери, наш постоянный автор, делится личным опытом из своей жизни о том, как она проходила свою борьбу с лицемерием и притворством.
Я училась искусству притворяться с раннего детства. В четвертом классе я решила, что хочу играть на флейте. Я убедила мою маму поддержать мою новую страсть и с нетерпением принесла домой мой новый блестящий инструмент. Только после этого я узнала горькую правду: на флейте играть трудно. Я старалась и старалась, но не смогла извлечь ни одного звука из инструмента. Поняв, что это обучение намного труднее, чем я ожидала, и не желая упорно трудиться, я приняла новое решение: притвориться умеющей играть на флейте. Я полагала, что, затерявшаяся среди оркестра, я не буду разоблачена, что я на самом деле не играю. И затем пришло время для нашего первого концерта. Прекрасно понимая, что моя шарада рухнет, если родители увидят мою настоящую игру, я придумала «леса» обманов, чтобы скрыть свои следы.
- «Концерт отменили», — сказала я своей маме.
- «Мои родители на работе», — сказала я в оркестре.
- «Классно! — подумала я, — я укрыта на всех уровнях».
День прошел без происшествий, я уже начала думать о том, чтобы рассказать, как все было. И потом зазвонил телефон. «О, — я услышала, как моя мама удивленно заметила в телефон, — я думала, что концерт отменили?» Ах… Ох… Я совершенно забыла, что у мамы много подружек! У меня как будто провалился живот, когда я услышала, как она повесила трубку и направилась в мою комнату. Я приготовилась. Я ожидала последствий. Но вместо этого, задав один простой вопрос, мама преподала мне важный урок о притворстве и обмане.
«Если ты не хочешь играть, — начала она немного озадаченно, — почему ты просто не сказала мне об этом?»
Впоследствии, как и в этот, первый раз, ко мне не раз приходила гениальная мысль: правда может гораздо меньше навредить, чем ложь. Я думала, моя ложь предотвратит конфликт, разоблачение, отказ и множество другого негативного опыта. Но в реальности ложь создает давление и одиночество, так как мне надо постоянно притворяться, чтобы быть такой, какой я не являюсь. Жизнь, которую хочет дать нам Бог, — это жизнь, свободная от давления притворства.
- Чувствуете ли Вы, что это трудно — быть самим собой?
- Насколько легко для Вас признавать свои неудачи, грехи и ошибки?
Давайте посмотрим Библию, чтобы узнать, как Бог может освободить Вас, чтобы Вы были самим собой.
Свобода быть самим собой
«Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего» (Псалтирь 31:5).
Здесь виден особенный вид свободы: свободы, приходящей из того, чтобы быть самим собой. Вот почему многие из нас любят балдеть дома в любимых пижамах: мы чувствуем расслабление, когда являемся самими собой, с минимальным страхом быть отвергнутыми или осужденными.
Бог хочет, чтобы такую свободу мы чувствовали всегда. Он знает, что мы не идеальны, и Он не хочет, чтобы мы притворялись. Он хочет, чтобы мы были реальны и просили у Него помощи, чтобы иметь дело с вещами, которые мы так отчаянно пытаемся скрыть. Мой друг сказал мне однажды, что хороший духовный разговор — это когда мы можем рассказать о вине. Это навсегда врезалось в мою память, потому что обычно мне не хочется говорить о вине. Но правда в том, что у нас у всех есть вина и Бог хочет, чтобы у нас была возможность говорить о ней, и, вслед за этим, освободиться от вины, а не уклоняться от разговора.
- В чем Вам труднее всего признаться?
- Какую вину Вы бы больше всего хотели, чтобы Бог простил и удалил от Вас?
Лицемерие и ложь вызывает давление
«Пока я хранил молчание, тело мое изнемогло от стонов моих ежедневных. Весь день и ночь напролет тяготела надо мною Твоя рука; сила моя иссякла, как от летнего зноя. Тогда я открыл Тебе свой грех и не скрыл своего беззакония. Я сказал: «Признаюсь перед Господом в своих преступлениях», и Ты простил вину моего греха» (Псалтирь 31:3-5).
Этот отрывок учит нас о том, что чувство давления приходит от того, что мы не умеем справляться с чувством вины и неудачи. А не от обстоятельств, в которых мы оказались. Оказывается, большая часть душевного дискомфорта вызывается внутренними проблемами. Я, если честно, не люблю признавать это. Гораздо легче обвинять обстоятельства или других людей в том давлении, что я чувствую. Но правда в том, что давление обычно приходит тогда, когда я хочу произвести впечатление на людей, когда стараюсь делать свою работу хорошо и стараюсь не выпустить наружу мои истинные мысли, чувства и грехи. Или пытаюсь поступать как человек, которым на самом деле не являюсь.
- Какие виды давления Вы чувствуете в вашей жизни?
- Как, по Вашему мнению, это связано с притворством и лицемерием?
Как Бог относится к лицемерам и лжецам
Для религиозных людей лицемерие и притворство может стать образом жизни. Легче следовать правилам и стараться выглядеть хорошо, чем иметь дело со своими истинными мыслями, чувствами и сомнениями. Иисус так изображал фарисеев, одних из наиболее религиозных людей:
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Матфея 23:27-28).
Иисус сурово высказывался о религиозности и лицемерии. А Вы согласны с Ним? Я часто думаю, что притворство — это не что-то плохое. Мне хочется думать, что я хорошая христианка, постольку я делаю правильные внешние вещи и не совершаю серьезных грехов. Но у Иисуса другое мнение об этом. Пытаетесь ли Вы обойти неудобные разговоры о горьких корнях в сердце и подменить их просто хорошими внешними вещами?
Кем ты притворяешься?
«И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Матфея 6:5).
Притворяетесь ли Вы праведником? Притворяетесь ли Вы молящимся, когда даже не верите, что Бог там, в той ситуации? Притворяетесь ли Вы радующимся с другими, когда сами в это время исполнены ревности и соперничества? Притворяетесь ли Вы доверяющим Богу, а сами в это время просто поглощены страхом? Притворяетесь ли Вы заботящимся о других людях только для того, чтобы понравиться им?
Я думаю, что первый способ остановить притворство заключается в признании факта, о котором говорит Библия: никто из нас не является достаточно хорошим. Так что Вы можете перестать это делать.
«Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Марка 10:18).
Когда Вы согласитесь, что Вы не такой уж и хороший, тогда грех, который на самом деле не хорош, перестанет проникать в Ваше сердце и в Вашу жизнь. Отрывки, такие, как Галатам 5:19-20, 2 Тимофею 3:1-7 и Марка 7:20-21, очень полезно прочитать притворщикам, потому что они говорят о грехах, которые мы можем игнорировать или прятать.
От лицемерия к целеустремленности
У Вас изменится фокус, после того как Вы признаете свои грехи перед Богом и духовными друзьями. Вместо тревоги, когда Вы пытаетесь выглядеть хорошо, Вы можете расслабиться, принять милость Бога, а потом помочь и другим ощутить свободу.
Эту перемену мы видим в апостоле Павле, который проделал путь от строгого, живущего по правилам, фарисея, до одного из самых любящих, страстных и притягательных людей Библии!
«Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной» (1-е Тимофею 1:15-16).
Павел чувствовал, что он один из самых худших грешников, однако Бог через Павла изменил тысячи жизней! Если Вы согласитесь с тем, кто Вы есть на самом деле, и примете это, то Бог и через Вас сможет сделать то же самое!
Эми Квери
Перевод: Алексей Ложечкин
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Больше статей по теме
Другие темы
Проверь свои знания онлайн!
Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты!
Пройти тест
Библейский курс для начинающих
Чему учит Новый Завет, кому он адресован и в чем заключается учение Иисуса Христа? За что умер Иисус на кресте и как это касается вас лично? Зачем нужна церковь? Что такое спасение и как его обрести? Все ли религии ведут к Богу и где найти истину? Напишите нам письмо, в котором укажите, что хотите пройти библейские курсы для начинающих.
Курсы для начинающих