Как научиться самостоятельности?

Самостоятельность — это не только бытовые навыки, это уверенность в себе, решительность и успешная учёба. Книга Елизаветы Филоненко «Детки без клетки. 5 ступеней к развитию самостоятельности» поможет отказаться от принуждения и воспитать самостоятельного ребёнка с помощью вдохновляющих методов.

Для многих самостоятельность — это способность ребёнка позаботиться о себе. Но давайте посмотрим правде в глаза. До 18 лет (или старше) сегодняшним детям не приходится зарабатывать себе на жизнь, заботиться о том, где жить и что есть. Теперь в нашей культуре «все лучшее — детям». Причём добывают это лучшее как раз родители, а дети только потребляют. Но если их не научить самостоятельности, то как они будут заботиться о своих детях?

Это можно решить одним способом: самостоятельность ребёнка должна стать необходимостью. Даже если быт легко поддерживается без помощи ребёнка, есть смысл передать ему часть ответственности за домашние дела. Например, десятилетняя девочка способна следить за своей одеждой: убирать чистую в шкаф, а грязную в стирку, гладить её и аккуратно складывать.

Как самостоятельность рождает уверенность в себе

Дети, которым родители не передают всё больше ответственности за каждодневные дела, становятся:

  • требовательными,
  • неуверенными в себе,
  • склонными к депрессивным переживаниям,
  • нетерпимыми к любым неприятным, но необходимым усилиям.

И наоборот, чем больше ребёнок что-то делает сам, тем крепче его уверенность в себе и желание действовать дальше. Несмотря на ошибки и неудачи. Так опыт становится движущей силой.

Самостоятельность нужна ещё и для формирования характера ребёнка. Любое действие на начальном этапе связано с преодолением. Ребёнку требуются усилия, чтобы достигнуть какого-то результата, например, застегнуть пуговицы пальто или первый раз собрать рюкзак в школу. В таких преодолениях формируются волевые качества, которые помогают делать то, что не очень хочется, ради конечного результата. Нельзя вдруг победить на соревнованиях или случайно приготовить сложное блюдо. Сначала нужно много раз потренироваться без достижения результата.

Нельзя стать самостоятельным вдруг. Как и любое другое качество, самостоятельность развивается из маленького семечка, заложенного в ребенке с рождения. Ребенок взрослеет — семечко растет. «Ключевое понятие для развития самостоятельности — эволюция. Завтра на один шаг больше чем сегодня»

В нашем детстве мы всё больше подчинялись родительским требованиям. Когда не подчинялись — нас наказывали, а некоторых даже били. Так родители зарабатывали свой авторитет. Теперь мы выросли и знаем о последствиях такого воспитания, теперь мы ищем другие пути воздействия на детей.

«Если твердить ребёнку, что он «самый лучший» и «молодец», но на деле не доверять ему, не давать самостоятельно действовать, страховать от всех ошибок, то он будет расти неуверенным, несмотря на «правильные» слова»

1. Уверенность родителей

«Для того чтобы самостоятельность ребёнка развивалась благополучно, нужна уверенность родителей в силах ребёнка и стремление сделать его более самостоятельным и сильным».

В теории все согласятся с этим утверждением. На практике же особенно в раннем возрасте самостоятельные действия ребёнка вызывают у родителей панику: «он убьётся!», «останется голодным», «замёрзнет» или «что-нибудь сломает».

На этом этапе важен не результат детской самостоятельности, а сами попытки к ней

Несамостоятельные дети удобны. Иногда за них можно всё сделать с лучшим результатом. Иногда это позволяет родителям чувствовать себя нужными. Некоторые родители так оберегают своих детей от дурных поступков и опасностей.

Тут важно вспомнить, что задача родителей не накормить рыбой, а дать удочку и научить ею пользоваться. Мы должны постепенно передавать ребёнку дела в трёх областях самостоятельности: «Я сам, мое тело», «Мои вещи» и «Дела семьи».

2. Поддержка

Дети начинают проявлять свою самостоятельность раньше, чем родители будут к ней готовы. В этот момент очень легко загубить её ростки. Можно сказать, «лучше дай, я сам» или «сиди уж». А можно и одним недовольным видом дать понять ребёнку, что его действия создают только проблемы.

Когда мы что-то делаем для ребёнка или за ребёнка, он часто пытается проявить собственную активность. Она ещё легкая и ненастойчивая, чтобы превратиться в какой-то результат. Но если вовремя её заметить и поддержать, даже несмотря на собственный дискомфорт, она станет ещё одним шагом на пути к развитию самостоятельности.

3. Развитие навыка

Личного примера родителей не всегда достаточно. Иногда чересчур активные мамы и папы создают ситуации, в которых ребёнку незачем проявлять свою активность. Поэтому если вы хотите чему-то научить ребёнка, сначала снизьте свои обороты. И будьте готовы к тому, что самостоятельность развивается в несколько этапов.

Стадии развития самостоятельности:

1. Ребёнок наблюдает за действиями родителей;

2. Ребёнок выступает в качестве помощника;

3. Ребёнок действует сам, но с помощью взрослого;

4. Ребёнок действует самостоятельно, но нуждается в контроле и напоминании;

5. Ребёнок действует абсолютно самостоятельно.

4. Правильные границы

«Для того, чтобы ребёнок проявил свои умения, его необходимо поставить в ситуацию, когда он вынужден это сделать <…> Выставление границы в данном случае, это сообщение ребёнку: «То, что ты можешь делать сам, я не буду делать за тебя».

Если ребёнок отказывается выполнять свои обязанности, для него должны наступить естественные или логические последствия

Не те, когда родители все-таки выполняют за него работу, а те, которые происходят от того, что её так никто и не выполнил. Не собрал портфель — пришёл в школу не готовым. Опоздал к ужину — разогрел сам и посуду помыл тоже сам. Не разделся после прогулки — сидишь в коридоре одетым. От таких последствий не страдают отношения с родителями, как в случае с наказаниями. Ребёнок получает обратную связь от мира на свои поступки.

Его может пугать количество усилий, которое нужно приложить, чтобы получить результат. Тогда родители могут помочь, разбив одно большое дело на несколько маленьких. Например, если ребёнка пугает большой объём разбросанных игрушек, предложите ему начать с уборки какого-то одного угла. Если ребёнок не знает, с чего начать рисунок, сначала помогите ему определиться с темой и выбрать нужные цвета.

Не спешите освобождать от бытовых дел школьников. Если не хотите, чтобы выполнение уроков затянулось, лишь бы не уборка или мытье посуды. Мама и папа тоже работают, но совместный быт никто не отменял.

5. Формирование образа ребёнка как самостоятельного человека

Только от нас зависит, вырастет ли ребёнок «маменькиным сынком» или «смекалистым парнем». Изначально он не думает об этом, его представление о себе формируется из его опыта и отношений с другими людьми. Каким мы считаем своего ребёнка, таким он в итоге и становится.

Поэтому формируйте положительный образ, отмечайте его поступки и поведение. Используйте для этого не просто похвалу «молодец» или «умница», а развернуто говорите, какое поведение вам нравится: «Вижу, сегодня ты вовремя сделал уроки», «Как аккуратно ты сложил свои вещи в шкаф».

«Пятая ступень связана с первой, так как является началом нового движения. Стараясь увидеть в ребёнке хорошие черты, показывая ему самому его сильные стороны, вы укрепляете собственную веру в то, что он может сделать следующий шаг, двинуться дальше».

Как сделать учёбу самостоятельной

Происходит это через передачу ответственности за выполнение трёх блоков работы с домашними заданиями:

  1. Организация работы (где, когда, в течение какого времени, что сначала, что потом);
  2. Исполнение домашнего задания;
  3. Контроль результата (всё ли выполнено и насколько верно).

Сначала ответственность передается за исполнение. Чаще всего ребёнок уже знает, что от него требуется и как можно выполнить задание. Постепенно доверяйте ему другие этапы выполнения домашних заданий. Пусть ребёнок начинает сам решать когда, сколько времени выделить, какая будет очередность заданий.

Родители могут подсказать, как сделать работу эффективнее. Контроль результата передается сначала через помощь родителей в поиске возможных ошибок. Затем работа проверяется родителями частично. При этом возрастает ответственность ребёнка за правильное выполнение всей работы. Наконец родитель проверяет домашнее задание через день, через неделю и далее, пока полностью не передаст контроль за выполнением ребёнку.

Когда ребенок вступает в подростковый возраст, родителям свойственно беспокоиться о том, как удовлетворить его потребность в самостоятельности и в то же время обеспечить ему всестороннюю безопасность. В этом вопросе трудно найти золотую середину, и страх о благополучии подростка часто берет верх. С другой стороны, все родители хотят, чтобы их ребенок в будущем стал независимым взрослым.

Подросток и самостоятельность

Подростку требуется больше самостоятельности, чем раньше. Вы увидите эту потребность даже в его простых повседневных делах. В этом непростом возрасте ребенок больше узнает о взрослой жизни и о том, что такое ответственность. Также в этом время он наиболее склонен к неоправданному риску. Сохранить баланс между самостоятельностью и безопасностью – сложная задача, ведь подростки акцентируют свое внимание только на самостоятельности.

Любите и поддерживайте подростка

Это самое важное, что вы можете для него сделать. В этом возрасте дети часто стыдятся физических проявлений родительской любви, особенно в присутствии других людей. Но существует много других способов проявить любовь и заботу:

  • Интересуйтесь занятиями и друзьями ребенка.
  • Проявляйте интерес к его хобби и увлечениям.
  • Будьте хорошим слушателем.
  • Чаще говорите ребенку, что вы любите его.
  • Всегда считайтесь с мнением подростка.
  • Не осуждайте и не оценивайте.
  • Не высмеивайте его в присутствии других людей.

Следуя данным советам, вы сделаете ребенка более уверенным в себе и счастливым. В свою очередь, он станет намного ответственнее.

Уважайте эмоции и потребности подростка

Подросток – пока еще не взрослый, но это не значит, что с его мнением не нужно считаться. Важно понимать, что в подростковом возрасте эмоции и психика еще не сформированы и сильно хаотичны. Подросток часто смущается, злится и беспокоится. Это вполне нормально, и это естественная часть взросления. Ваша задача – показать ребенку свое уважение и полную поддержку:

  • Всегда проявляйте уважение к ребенку, слушая, что он хочет вам сказать.
  • Как можно чаще давайте ребенку возможность почувствовать себя ценным, прислушивайтесь к его мнению.

Это хороший способ наладить общение. Он будет чувствовать, что его любят и уважают. А ваше общение будет более доверительным.

Доверительно разговаривайте с подростком на личные темы

Подросток нуждается в личном пространстве. Любая мелочь может показаться ему нарушением его личных границ. В подростковом возрасте родителям важно установить подростку рамки дозволенного:

  • Хорошим способом показать ребенку, чего от него ждут в семье, считается установление семейных правил. Важно, чтобы вы при этом были честны и устанавливали правила разумно. Например, нормально требовать от подростка, чтобы он возвращался домой в 9-10 часов вечера, но требовать быть дома к 7 часам – слишком строго.
  • От друзей, сверстников и из Интернета подросток много узнает о сексе. Эта информация не всегда правильная, поэтому стоит открыто поговорить на эту тему с подростком. Говорите уверенно, не стесняясь. Поймите, что вы являетесь для него главным источником правильной, проверенной информации, поэтому будьте открыты для общения. Если вам некомфортно говорить на данную тему – попросите об этом супруга.
  • Поговорите с ребенком о сексе, но акцентируйте его внимание на том, что вы не одобряете половую связь в раннем возрасте. Расскажите подростку о методах контрацепции, о негативных последствиях ранней беременности и о том, как обезопасить себя от сексуального насилия.
  • Обязательно расскажите подростку о вреде наркотиков. Если ребенок решительно хочет попробовать алкоголь – предложите ему устроить дома вечеринку с друзьями и позвольте употребить алкоголь в небольшом количестве. Убедитесь, что все присутствующие на вечеринке пришли к вам с разрешения их родителей.

Поймите, что подросток – уже не ребенок

  • Многие родители считают, что подросток – всё еще ребенок, но не все окружающие согласны с данным мнением. Расскажите подростку, что первым шагом на пути к самостоятельности является понимание того, что он уже не ребенок. И не стоит ожидать, что люди будут снисходительны к нему так же, как к маленькому ребенку.
  • Скажите подростку, что он должен вести себя как взрослый, если хочет, чтобы люди относились к нему серьезно. Расскажите, как поступают взрослые в той или иной ситуации.

Подросток и ответственность за поступки

  • Когда подросток берет на себя ответственность за свои действия и слова, он становится более самостоятельным. Объясните ему, что всегда необходимо отвечать за поступки. Люди охотно взаимодействуют с ответственными людьми, способными отстаивать точку зрения.
  • Расскажите подростку, что допускать ошибки в процессе взросления и обучения – нормально. Научите его признавать свои ошибки и радоваться правильным решениям. Также научите быть максимально честным и признавать ошибочные решения.

Покажите подростку, как заслужить доверие окружающих

  • Если вы хотите, чтобы ваш подросток стал самостоятельным – помогите ему заслужить доверие людей. Как только окружающие увидят, что подростку можно доверять – они дадут ему возможность самостоятельно принимать решения.
  • Приучите ребенка к тому, чтобы он придерживался установленных правил, всегда сообщал родителям, где он находится, слушал старших.

Домашние обязанности – неотъемлемая часть самостоятельности

  • Самостоятельность означает не только свободу, но и такие вещи, как обязанности и ответственность. Скажите подростку, что он уже достаточно взрослый, и ему нужно выполнять хотя бы простейшие обязанности по дому. Позвольте ему помогать вам по мере возможностей и выполнять некоторые дела.
  • В выполнении домашних обязанностей подросток может обращаться к вам за помощью, но при этом он должен проявить инициативу. Он уже достаточно взрослый для того, чтобы готовить ужин для всей семьи, ухаживать за растениями, покупать продукты.

Научите подростка готовить

  • Навык приготовления различных блюд пригодится не только девочкам. Если подросток научится готовить, он станет самостоятельнее и будет меньше зависеть от других.
  • Вместе с ребенком находите интересные рецепты в Интернете и готовьте их дома. Можно устраивать дни иностранной кухни и пробовать оригинальные блюда, а заодно больше узнать о культуре и обычаях других стран.

Научите ребенка правильно расставлять жизненные приоритеты

  • Обретая самостоятельность, ребенок должен научиться отличать главное от второстепенного, а также правильно расставлять приоритеты. Объясните ребенку, что есть дела, которым следует уделить главное внимание, и есть те, которые можно выполнять в свободное время.
  • Подросток должен понимать, что некоторые дела могут казаться срочными, однако их можно отложить. И наоборот: он может откладывать важные дела из-за того, что они кажутся слишком сложными.
  • Помогите подростку составить список дел на день. Предложите ему расставить дела в порядке их важности, начиная с наиболее срочных. Подскажите, где он неправильно расставляет приоритеты.

Научите ребенка заботиться о собственной безопасности

  • Когда подросток становится более независимым, родители часто опасаются за его безопасность. Отдайте подростка в секцию самообороны. Когда он будет знать, как защитить себя в опасных ситуациях, ему будет не так страшно проявлять самостоятельность.
  • Объясните ребенку, что всегда необходимо заботиться о собственной безопасности, вне зависимости от того, насколько он уверен в своих силах. Не стоит гулять в опасных местах или идти гулять с людьми, с которыми он не чувствует себя в безопасности.
  • Научите подростка не заходить в лифт с незнакомцами и не ходить на вечеринки к незнакомым людям.

Подросток должен знать, к кому обращаться в ситуации опасности

  • Ребенок должен наизусть выучить номера телефонов, по которым он может позвонить в опасных ситуациях или тогда, когда ему понадобится помощь.
  • Подросток должен знать адрес ближайшего отделения полиции и больницы и то, как туда можно быстро добраться в случае необходимости.

Когда ваш ребенок переживает трудности подросткового возраста, вам тоже приходится непросто. Но подростковый возраст – хорошее время для того, чтобы поделиться с ним своими тревогами. Это даст ему понять, как сильно вы его любите и как сильно о нем заботитесь. Так он станет более ответственным и начнет заботиться о собственной безопасности.

Оцените публикацию

Проблема выполнения домашнего задания — это проблема самоорганизации ребенка. Начиная с 1-го класса, необходимо обучать ребенка правильно распределять время. И тогда выполнение домашнего задания будет вызывать меньше стресса как у ребенка, так и у самих родителей. Как только ребенок пришел со школы ему необходимо отдохнуть и набраться сил. Дайте ему 2 часа, которые он может провести гуляя с другими детьми, или занимаясь любимым делом. Но мы не говорим про игру в компьютер. Нет. От этого он еще больше устанет. Это может быть рисование, лепка, игра с домашним питомцем и так далее. После того, как ребенок отдохнул, он садится за выполнение домашнего задания. Постарайтесь чередовать сложные предметы с более легкими. Не забывайте, что лучший отдых — это смена видов деятельности. Если вы видите, что силы ребенка на исходе, выполните более легкий предмет, а затем, снова можно приступить к трудным предметам.

Фото: .com

Очень важно понимать, что распорядок дня ребенка должен быть неизменным. Только так он сможет себя дисциплинировать. В начале учебного года вместе с ребенком необходимо составить расписание его дня. И не отходить от этого расписания. Если Вы договорились с ребенком, что с 13 до 15 часов он отдыхает, а в 15.20 он уже должен выполнять домашнее задание, то Вы не должны отходить от этого расписания. Если Вы хоть раз разрешите ребенку сесть за уроки, скажем, на пол часа позже, то ребенок быстро сделает вывод, что домашнее задание это не так уж и важно, что можно приступить к нему и в 5, и в 6, и 7 часов вечера. Чем стабильнее и конкретнее будет его распорядок дня, тем быстрее он научится себя организовывать. Конечно, мы не говорим о тех ситуациях, когда ребенок заболел или плохо себя чувствует.

Рекомендуется, чтобы во время выполнения ребенком домашнего задания, дома не было отвлекающих звуков — не работал телевизор, не играло радио. Чем меньше будет отвлекающих факторов, тем меньше ребенок будет отвлекаться и, тем самым, меньше уставать. Для ребенка лучший пример для подражания — это его родители. В то время, когда ребенок выполняет домашнее задание, постарайтесь также заниматься каким-нибудь делом: находясь рядом с ребенком, Вы можете читать книгу, вязать, выполнять свою работу на компьютере. Ребенок должен быть уверен, что он может обратиться к Вам за помощью, но в то же время Вы показываете ему, что также как он, Вы организуете свое время, а не сидите в интернете или смотрите какой-нибудь фильм. Если обучать ребенка выполнению домашнего задания с 1-го класса, то он очень быстро научиться управлять своим временем, и к средней школе Ваше участие в этом процессе будет минимальным, а ребенок будет понимать, что вся ответственность лежит на нем, что у него есть определенные обязанности в роли ученика. Постарайтесь приучить ребенка, чтобы он не растягивал выполнение домашнего задания на весь вечер. Чем быстрее и качественнее он приготовит все уроки, тем больше времени у него останется на отдых.

Фото: .com

Также, многие родители интересуются, нужно ли отдавать ребенка на большое количество кружков и секций, чтобы по максимуму занять его время. Ответ: нет. У ребенка должно быть свободное время, где он может побыть один, пообщаться с друзьями, спокойно выполнить домашнее задание. Те кружки, на которые ходит ребенок, должны быть по-настоящему ему интересны, откуда он будет приходить довольным и воодушевленным. В любом случае, прежде чем записать ребенка на дополнительные секции, Вы должны видеть, что ребенок хорошо справляется со всеми уроками, у него остаются силы на дополнительные занятия, и секция, которую Вы хотите предложить ребенку действительно ему полезна и необходима. Больше разговаривайте со своим ребенком, учите его находить компромиссы, следите за его эмоциональным состоянием, уважайте его мнение, и тогда Вы сможете организовать учебный процесс так, чтобы всем он приносил только положительные эмоции.

Ирина Тимошенко

Читайте «МК в Калуге» на Google News

В подходе к воспитанию у родителей существует несколько позиций. Одни стремятся оградить ребенка от всех проблем и решать за него любые вопросы вплоть до совершеннолетия (и дальше). Другие, наоборот, дают ему полную свободу действий без малейших попыток контроля. Оба подхода неправильны. В первом случае у повзрослевшего человека полностью атрофируется способность принимать решения (а, значит, и брать на себя ответственность). Во втором случае самостоятельность рискует перерасти во вседозволенность и отсутствие каких либо моральных ценностей.

Правильный подход находится посередине между этими крайностями. Человек должен уметь мыслить и действовать самостоятельно. Но, при этом, выполнять определенные правила и руководствоваться не только своей выгодой, а уметь понять и интересы других людей.

Простые способы научить ребенка быть самостоятельным

Прежде, чем перейти к описанию реальных способов, как помочь ребенку стать самостоятельным, необходимо определиться со стартовой позицией. Нельзя рассматривать сына или дочь, как объект и воспитывать его для своего личного удовлетворения. Ребенок — это личность. Ваша задача — помочь ей развиться и выйти из вашей тени.

Начало воспитания личности — позволить самому принимать решения, не оглядываясь постоянно, одобряете ли вы тот или иной поступок. Самостоятельность — эти и ответственность. Поэтому ребенок должен понять, что за неудачные решения он может понести наказание, если не от вас, то от других — учителей, друзей, незнакомых людей. И виноваты в этом будут не они, а он и его поступки.

Понимать что можно, а что нельзя, малыш начинает года в три. В это время ему должны быть привиты определенные установки:

  • следить за собой;
  • аккуратно складывать свои игрушки и вещи;
  • уметь выслушать замечания;
  • не перебивать старших.

Он должен понять, что есть правила, которые нарушать нельзя, но они не нарушают его свободы, а только показывают хорошее воспитание.

Для того чтобы ребенок стал самостоятельным, не следует требовать от него невозможного. Все воспитательные действия должны соответствовать уровню его возрастного развития. Для начала разработайте собственную программу, включив в нее такие обязательные пункты:

Создать распорядок дня

Это научит ребенка основам планирования собственного времени и умению ставить конкретные задачи.

Научите самостоятельно решать проблемы

Проблемы у всех разные. Для малыша, да и для подростка, будет хорошо, если он научится:

  • мыть за собой посуду, а не искать чистую чашку каждый раз;
  • приготовить бутерброд, если голоден;
  • собрать портфель в школу;
  • поменять ботинки, если промочил ноги.

Эти и другие «мелочи жизни» многие родители решают за детей, не задумываясь о том, что это первый шаг к становлению психологии иждивенца и потребителя, не умеющего заботиться ни о себе, ни о других.

Научите ребенка быть настойчивым

Уметь достичь своей цели — обязательно качество успешного человека. Но нельзя путать его с капризностью. Настойчивость — это умение самому сделать то, что получается с трудом, не напрягая при этом других своими проблемами.

Предлагайте разумный выбор

У каждой задачи всегда есть несколько решений, от совершенно неприемлемых до оптимальных. Научите находить правильное. Сначала подскажите ему несколько вариантов легких бытовых или игровых задач. Затем доверьте выбор самому. Так вы научите его, что нет единственно верного решения, а, значит, нет и полностью безвыходных ситуаций.

Давайте совет, но не вмешивайтесь

Это очень просто для посторонних, но очень сложно для родителей. Уважайте решения ваших детей, ненавязчиво направляя их к правильному. Но не диктуйте им, что делать. Дети лучше воспринимают совет, когда есть возможность решить, следовать ли ему, чем прямое указание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *