Как называется многоженство?

Опубликовано 21.05.2013

Почему Бог разрешал многоженство в Библии и это считалось нормой, а сейчас многоженство считается развратом и прелюбодеянием? Во 2-ой книге Царств 12:7-8 сказано, что Бог отдал Давиду царство Саула, включая всех его жен. Значит ли это, что Бог поощряет полигамию (многоженство)? Насколько я знаю, никакого запрета об этом в Библии нет.

И сказал Нафан Давиду: «Ты — тот человек! Вот что говорит Господь, Бог Израиля: <Я помазал тебя на царство в Израиле, Я избавил тебя от руки Саула. Я дал тебе дом господина твоего, и дал тебе жён господина твоего, и царства Израиля и Иудеи. И если бы этого было мало, Я дал бы тебе ещё больше. (2-я Царств 12:7,8)

Ответ:

Многоженство в Библии

Многоженство в Библии, в том числе и в Ветхом Завете, никогда не считалось нормальным. Бог никогда этого не утверждал. Нигде в Библии даже и предположения нет о том, что Бог хотел, чтобы мужчины имели много жен. Библия является записью произошедших событий, конечно, упоминая и о мужчинах, имевших много жен, даже в иудейской среде. Тем не менее нет никаких доказательств, что Бог был счастлив об этом. Существует доктрина о прогрессивном откровении, которая говорит о том, что со временем Бог более точно показывает волю Своим людям. Ветхий Завет был дан более примитивным людям и Бог позволял им совершать многие вещи. Например, Он позволял мужчинам разводиться с их женами, в то время, как Иисус непреклонен в этом. Иисус Христос сказал, что Бог позволил им это сделать из-за их жестокосердия (Евангелие от Марка 10:2-5).

Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. (От Марка 10:2-5)

Другими словами, хотя Бог всегда ненавидел разводы, Он позволял иудеям разводиться (на самом деле многие их этих людей имели мало веры и доверия Богу). Так что Бог был против разводов, никогда не утверждал, что они Ему по сердцу, но Он позволял разводиться.

Тоже самое применимо к теме многоженства в Библии. Бог никогда не утверждал, что Он за эту идею. Вы нигде в Библии не найдете вдохновения от Бога на эту тему. Технически, многоженство никогда не было позволено Богом, как и нет особых указаний, делающих такие браки нелегальными.

Вот на что еще хотелось бы обратить внимание. Все примеры подобных браков в Ветхом Завете несут в себе одно и тоже послание: Это ведет к полной катастрофе. Авраам, имеющий двух жен, потерпел катастрофу. Соломон, имеющий множество жен, потерпел катастрофу. Давид имел несколько жен, что полностью уничтожило его семью. Я могу любому доказать из Библии, что многоженство против Божьей воли. Стоит отметить, что Новый Завет нигде прямо не осуждает человека, имеющего больше одной жены. Позвольте мне предположить почему. Я знаком с одной ситуацией в Нигерии, в которой человек, имеющий трех жен, начал изучать Библию. Что ему было делать? Должен ли он был развестись с двумя из них? Если да, то с какими из трех? Каков бы был результат развода? Был бы секс с оставшейся прелюбодеянием с момента развода? На самом деле нет никакого логического решения этой проблемы. Этого человек так и был принят в церковь с его тремя женами, но церковь точно никогда не одобряла такие браки.

Так что ответ заключается в том, что никогда не было «ОК» иметь больше, чем одну жену, но вопрос возникает из-за того, что Бог проявил терпение из-за ситуаций в мире и из-за наших злых сердец.

Я не эксперт в еврейском языке, но ваша версия, включающая женитьбу Давида на всех женах Саула, возможна. Но в тоже самое время этот отрывок это не доказывает. Если бы он это сделал, может мы бы узнали это из других отрывков второй книги Царств. Что мы точно знаем, так это то, что Давид имел больше, чем одну жену. У него было несколько жен, одной из которых была дочь Саула.

Насколько я знаю, нет никаких упоминаний о том, что Давид когда-либо женился на женах Саула. У Соломона были сотни жен. Эти жены, особенно те, что не были еврейками, стали причиной падения Соломона. Бог позволил Давиду жениться на более чем одной женщине, но вы нигде не найдете доказательств, что Бог хотел этого. Результат обоих браков – Давида и Соломона, был печальный и катастрофический. Так что Библия очень ясно показывает последствия такой практики.

Я не верю, что Бог вдохновлен многоженством. Для иудеев было позволительно иметь полигамные браки, но Бог никогда не вдохновлял людей иметь много жен. Многоженство в Библии нигде не поддерживается, вы никогда не найдете закон об этом.

Джон Окс

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Больше статей по теме
Другие темы
Проверь свои знания онлайн!

Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты!

Пройти тест

Библейский курс для начинающих

Чему учит Новый Завет, кому он адресован и в чем заключается учение Иисуса Христа? За что умер Иисус на кресте и как это касается вас лично? Зачем нужна церковь? Что такое спасение и как его обрести? Все ли религии ведут к Богу и где найти истину? Напишите нам письмо, в котором укажите, что хотите пройти библейские курсы для начинающих.

Курсы для начинающих

Правозащитники считают, что Чубак Жалилов нарушил закон. По их мнению, он должен быть наказан за то, что не только заявил о второй женитьбе, но и призвал к этому остальных мужчин. Чиновники пока не отреагировали на призыв богослова.

Оказавшиеся в подобном положении женщины часто испытывают стресс и нуждаются в психологической помощи. Много среди них и таких, кто сегодня жалеет, что согласился стать кому-то второй, неофициальной женой.

Почти все вторые, третьи неофициальные жены не хотят называть своего имени. Собеседницы рассказали свои истории и просили не называть их настоящих имен.

Представившаяся Надирой 27-летняя женщина семь лет назад познакомилась с мужчиной, который намного старше нее. По ее словам, она поверила его словам, что он разведется и женится на ней:

— Мне было всего 20 лет, я еще училась. Мой муж был красивым, статным мужчиной. Ездил на дорогой машине. Познакомилась с ним в кафе, где мы отдыхали с подругами. Он не жалел денег на девчонок. Не буду скрывать, в нем меня заинтересовало его материальное состояние. Он и сам был завидным женихом. Так мы начали встречаться, понравились друг другу и начали вместе жить.

Позже я узнала, что он состоит в браке, воспитывает четырех детей. Но в тот момент меня не интересовала его семья. Я не задумывалась о них. У меня была единственная цель — быть с ним. Он арендовал мне квартиру, кормил. Сверстницы завидовали мне. Он приезжал ко мне раз в неделю, мне этого было достаточно. В остальное время я развлекалась с подругами, тратила его деньги. Спустя 2-3 года его жена узнала о наших отношениях, и в его семье начались скандалы. Скажу честно, я старалась развести их, чтобы он был со мной. Родители о моих отношениях не знали.

Между тем я забеременела, и мы пошли в мечеть провести обряд нике. Родила дочь. После этого мне пришлось рассказать всю правду родителям и близким. С этого момента у меня начались трудности. Жена поставила его перед выбором: или мы, или она. Но муж продолжает жить на две семьи. Но если раньше у нас были теплые отношения, то после рождения ребенка начались разногласия и скандалы.

Иллюстративное фото.

Сейчас у Надиры уже двое детей. Как и хотела женщина, несмотря на сопротивление первой жены муж ухаживает за ее детьми и большую часть времени проводит со второй семьей. Но Надира не скрывает, что жалеет о том, что вышла замуж за мужчину старше, и том, что стала причиной распада его семьи. По ее словам, разница в 14 лет в отношениях все-таки дает о себе знать, между супругами то и дело возникают скандалы:

— Муж меня сильно ревнует, иногда приезжает даже на работу. Я не могу свободно общаться со своими друзьями, он следит почти за каждым моим разговором по телефону. Сам никуда не ходит. На тои и другие мероприятия ездит с первой женой. Меня он может повезти разве что на встречу с друзьями, больше ни с кем я не общаюсь. На глазах у его друзей я веду себя как счастливая женщина, но я ловлю на себе их осуждающие взгляды. Родители, родные мужа тоже осуждали меня за разлад в его первой семье. Временами мне бывает очень тяжело. Слышала, что первая жена ходила к гадалкам и молдо. Хорошо, когда семья полноценная, когда мужчине не нужно жить на две семьи. Честно говоря, жалею. Могла бы выйти замуж за своего ровесника и жить спокойно с ним. Но мы не в силах повернуть время вспять. Была бы такая возможность, я бы зажила другой жизнью.

Соглашаясь на второй брак только по религиозному обряду, некоторые женщины испытывают трудности с получением свидетельства о рождении на своих детей. Иногда они остаются недовольны тем, что муж не может уделять одинаковое количество времени на каждую семью.

Айгуль 30 лет, она осознавала, на что шла, когда согласилась стать второй женой:

— Ладно, если он живет по шариату. Но мирские интересы зачастую берут вверх. Как оказалось, даже самый религиозный человек не может быть праведным во всем. Наш пророк завещал, что можно жениться второй раз, только если ты справедлив. Сам пророк сомневался в том, смог ли он быть справедливым к своим женам.

Айгуль считает, что чаще всего мужчины заводят вторых жен не из благих побуждений или по требованию шариата, а чтобы просто удовлетворить свое мужское эго.

40-летняя Аймира вышла замуж почти десять лет назад за уже женатого человека, воспитывающего четверых детей. Сейчас у них трое совместных детей. Аймира души не чает в детях, но говорит, что настрадалась от мужа:

— Муж хочет, чтобы я и наши с ним дети общались с его первой семьей, но мы терпеть не можем друг друга. Я пытаюсь вести себя естественно с ним, готовлюсь к его приходу, стараюсь угодить, обхаживаю его. Но из меня так и рвется желание выговориться о его первой жене. Иногда мне не удается сдержаться. Доходит до оскорблений и избиений. Встреча с его женой обязательно обернется скандалом и даже дракой. Однажды муж нас еле разнял.

Он никогда не говорил об этом, но я чувствую, что он тоже жалеет о нашем браке. Первая жена выгоняет его ко мне, а тут я обрушиваюсь на него. Бывало, он говорил, что устал от всех. Но женская сущность все равно берет вверх. Поразмыслив после вашего вопроса, я поймала себя на мысли, что вся моя жизнь проходит в раздумьях о том, как избавиться от первой жены, как сделать так, чтобы он стал только моим.

Негативные проявления подобной формы брака испытывают не только вторые или третьи жены. Психологи отмечают, что параллельные браки мужей тяжелее всех переносят первые жены многоженцев.

Сабира вышла замуж в совсем юном возрасте. Супруги вместе уехали на заработки в Россию и сумели наладить свою жизнь. Но после возвращения на родину муж завел себе вторую жену. Возмущению Сабиры не было предела, женщина даже пыталась наложить на себя руки. Родственникам и психологам еле удалось ее отговорить. Сабира ушла в религию. Она воспитывает троих детей и старается не показывать виду, что страдает. Но, по ее признанию, простить мужа она так и не смогла:

— О том, что творится у меня в душе, могут понять только те, чьи мужья завели себе вторых жен. Я не хочу вспоминать об этом, жизнь потеряла всякий смысл, я стала безразличной ко всему. В такие моменты забываешь даже о своих детях, становишься равнодушной. Мне хотелось убить своего мужа за те муки, которые я испытывала. Бывали дни, когда я места себе не находила, меня будто охватывало пламенем, я ночами проклинала мужа и его вторую жену. Но все это уже позади. Я поняла, что я нужна своим детям, ушла в религию. Мне полегчало. Но я все равно съедаю себя изнутри. Я беспокоюсь о том, чтобы мое состояние не сказалось на психике детей.

Женщины, пострадавшие в подобных браках, очень часто нуждаются в помощи психологов. В Кыргызстане они обращаются в кризисные центры. Руководитель кризисного центра «Ак журок» в Оше, правозащитница Дарика Асылбекова на основе своих наблюдений отмечает, что даже религиозные женщины не желают делить своих мужей с кем-то еще. Само понятие многоженства опасно для будущего общества, особенно детей, считает она:

— На самом деле такое тяжело пережить. Такие ситуации не решаются по велению одного человека. Все начинается с интересов одного человека, но страдают несколько. Страдают обе жены, сам мужчина, дети, которые подсознательно начинают изолироваться от общества, будто совершили какое-нибудь преступление. Самую тяжелую морально-психологическую нагрузку испытывают первые жены. Многие говорят, что женщины сами соглашаются на второй брак мужа, но это не совсем так.

У женщин своя сущность. Даже старая, больная женщина не пожелает делить мужа с кем-то. Первая жена всегда будет осуждать вторую. Даже без давления вторая супруга не будет чувствовать себя свободной. К нам часто обращаются по таким случаям. Без разногласий никогда не обходится. Будь мужчина миллион раз умным человеком, влиятельным, сильным, всемогущим, ему сложно управлять двумя семьями. Он может не подавать виду, но будет съедать себя изнутри. Все это ведет к разрушению семей и семейных же ценностей.

Правозащитники предлагают ситуацию решать не так, как предлагают ученые-богословы. По их мнению, необходимо улучшать социально-экономическое положение женщин. В Кыргызстане закон запрещает двоеженство или многоженство, за нарушение человек может быть осужден на два года. Несмотря на это временами всплывают инициативы о легализации многоженства. В обществе часто предполагают о параллельных браках депутатов и других чиновников.

После публичного заявления религиозного деятеля Чубака Жалилова о втором браке критики в обществе посчитали, что ему следовало бы позаботиться о нуждающихся в опеке, инвалидах. Часть общества поддержала поступок Жалилова, объясняя это тем, что кыргызских женщин нужно оберегать от того, чтобу оние выходили замуж за иностранцев. По обсуждениям можно заметить, что большинство сторонников экс-муфтия составляют мужчины.

Чубак Жалилов свой поступок объясняет требованиями ислама и заботой о будущем нации.

Религиозные деятели в свою очередь считают, что женщины больше поддерживают легализацию многоженства. Статистика за прошлый год показала, что разница между мужским и женским населением Кыргызстана составляет не более 0,8%. Женщин заметно больше в возрасте старше 60 лет.

Тем временем саудовские ученые выявили, что у мужчин, имеющих несколько браков, риск возникновения болезней сердца в четыре раза выше среднего.

Мысль про допустимость второй жены в семье пришла одной моей знакомой во время декретного отпуска. Полный день в хлопотах с ребенком, на кухне и по хозяйству не оставляли ни малейшей надежды, что в этот бардак еще можно впихнуть и 8 рабочих часов в офисе. Что тогда останется на семью и себя? Со второй женой было бы гораздо удобнее: пока одна зарабатывает, вторая реализуется как мать и варит борщи. Потом меняются местами. И вот уже вторая развлекает детей и занимается домом, а первая удовлетворяет амбиции и строит карьеру. Конечно, вторую жену никто в их семье не завел, а денежный вопрос решился с помощью удаленной работы. Но муж сказал, что обязательно расскажет про ее мысли своим сотрудникам. Так, похвастаться, насколько мудрая у него супруга и как понимает психологию мужчин. Но только ли мужчин?

Моногамный брак – бывает ли долго и счастливо до гроба?

Полигамия. Если б я был султан…

Википедия определяет полигамию так:

От греч. πολύς ‒ «многочисленный» и γάμος ‒ «брак», многобрачие ‒ форма брака, при котором супруг одного пола имеет более одного супруга противоположного пола.

Различают два вида полигамии: многоженство (другое название ‒ полигиния) и многомужество (полиандрия)

Тут не путайте с моментом, когда человек много раз в жизни умудрился жениться и столько же раз развестись. Под полигинией и полиандрией подразумевается множественные семейные отношения в один промежуток времени.

Психологи утверждают, что мужчины более склонны к многобрачию, чем женщины. Они объясняют это историческими проблемами с выживанием человечества (болезни, голод и войны, в которых гибло, в первую очередь, мужское население) и их доминирующим инстинктом размножения.

Интересен и географический факт, что чем мягче климат и легче «самцу» добыть еду, тем общество проще относится к многоженству у мужчин. Мусульманские страны на юге и юго-востоке открыто практикуют полигамные браки до сих пор. Но с оговоркой, что мужчина берет вторую и третью жену только, если может обеспечить им и детям достойную жизнь без лишений.

Полигиния – культура и традиция востока

Но многоженство характерно не только для ислама. В австралийских, меланезийских, африканских, индейских племенах и даже в раннем иудаизме жены и наложницы были вполне обычным явлением.

Многомужество более характерно для северных народов на Аляске, у эскимосов и в Тибете. Причины возникновения совершенно разные: от диких обычаев сокращать женское население убийством девочек еще в младенческом возрасте (что приводило к банальной нехватке невест) до вполне практичных соображений, что два и более мужей прокормят жену и детей в трудных погодных условиях гораздо лучше одного.

Современные ценности цивилизованного мира принимают полигамные браки с явной неохотой

Многие путают такой тип отношений с обычной распущенностью. Но и психологи, и традиции настаивают, что люди, которые приняли многоженство или многомужество допустимым элементом в своей жизни, понимают всю серьезность взятых на себя обязательств:

  • Забота о финансовом положении семьи и содержание общего дома.
  • Моральная поддержка всех членов семьи, когда внимание уделяется одинаково всем мужьям или женам.
  • Забота о всех детях в семье, их воспитание и обучение.

Семья есть семья. Закрутить роман с коллегой, партнером по тренировкам и соседкой одновременно, когда они не знают друг о друге – это не полигамия. Это безнравственность и подлость по отношению к партнерам. Институт семьи священен даже для такой формы брака.

Многие барышни выступают за многомужество просто потому, что не могут найти совокупность основных ценных мужских качеств в одном индивидууме. Как в известном анекдоте, что умный, богатый и красивый – это три разных мужчины. При этом, те же женщины не рассматривают себя в составе полигинической семье категорически. Мотивируют в основном ревностью и чувством собственного достоинства.

Полиандрия – историческая необходимость или достижение феминизма?

Моногамия. Мораль или условность?

Та же Википедия определяет, что:

Монога́мия (от др.-греч. μόνος ‒ единый + γάμος ‒ брак) ‒ единобрачие, форма брака и семьи, в которой человек имеет только одного партнера во время своей жизни или в любой момент времени.

Распространение христианской религии и морали обозначило модель брака, где один муж и одна жена, как единственно верную и правильную с этической точки зрения. Впрочем, большинство глобальных религий тоже придерживаются идеи моногамных браков (по крайней мере открыто за полигамию не высказываются) и в той или иной мере осуждает измену основному партнеру.

Моногамию общество рассматривает, как опору этичности и зрелости человека

Мол, строить отношения с одним партнером, делать совместную жизнь интересной и разнообразной трудно. И поэтому достойно гордого звания хомосапиенса. А распыляться на случайные связи – удел тех, кто не может держать гормоны в узде. Многие философские течения поддерживают правильность отношений по формуле «1+1». А другие формы брака считают незаслуживающими внимания, сравнивая их с поведением животных.

Моногамная семья – крепкая основа культурного общества в наши дни

Забавно, что чем дальше, тем больше современная молодежь воспринимает мораль моногамности, как ханжеский пережиток прошлого и религиозную глупость. Кто-то объясняет это повальной развращенностью нового поколения, кто-то цикличностью истории. Но адепты полиаморных отношений и браков в частности, существовали всегда. И то, что это движение набирает популярность – вполне закономерное явление.

Полиаморные браки. Свежий ветер перемен?

Полиаморность в семейных отношениях допускает существования параллельных любовных связей и у мужа, и у жены. Еще такое явление называется «открытый брак». Участники таких союзов не ставят секс во главе интересов.

Основная их потребность – любовь во всех ее проявлениях

Второе главное условие приверженцев свободных браков – доверие, как бы странно это ни звучало. Абсолютно все отношения должны существовать с согласия всех участников, без секретов, интриг, сплетен и всего, что может навредить, доставить дискомфорт или разрушить связь. И если полигамия настаивает на ценности института семьи и его обязательности между участниками, то полиаморность не воспринимает брак, как нечто обязательное.

Юридического статуса такое гражданское сожительство группы лиц не имеет. Да и вообще, обычно полиаморные семьи понимают, что социум не одобряет такой стиль жизни, и стараются свои предпочтения не афишировать. Главное кредо фанатов открытого брака: «Любовь не делят, ее множат».

Коммуны хиппи – известный оплот открытых браков и полиаморных отношений

Условно, от привычного распутства открытый брак отличает та самая открытость. Ведь разовые или постоянные загулы от семьи, что там лукавить, характерны для многих мужчин и женщин. В полиаморном браке эти моменты находят понимание у партнера. И он не просто прощает «измены», но и требует таких же преференций для себя. И если ревности и чувства собственничества в характере мужа и жены нет – открытому браку быть.

Ревность как сдерживающий фактор в традиционном браке

Современная философия ставит личность человека и его счастье на первое место. Счастье может достигаться абсолютно любым способом, который не противоречит закону страны в которой эта личность живет. Допускает государство и религия многобрачие? Пожалуйста! Не против свободных отношений в коммунах? Занимайтесь любовью, а не войной! Институт семьи меняется, как и все остальное в этом мире. Увидим ли мы традиционный и привычный нам брак через 100-200 лет таким же?

Уважаемый Сергей,

Большое спасибо за Ваш вопрос. Чтобы получить правильное представление об этой области, необходимо учесть, что на протяжении истории еврейского народа галахический подход к этому вопросу не оставался статичным, он изменялся. Кроме того, сефардские и ашкеназские общины также имеют различные традиции в этой области.

Давайте попробуем разобрать все по порядку.

Женитьба на нескольких женщинах во времена Талмуда

В Гемаре (Йевамот 65а) сказано: человек может иметь несколько жен при условии, что он может обеспечивать их всем необходимым. При этом в качестве доброго совета (Йевамот 44а) мудрецы рекомендуют не жениться более чем на четырех женщинах (таким образом, мужчина сможет обеспечить супружескую близость каждой жене, как минимум, раз в месяц). Кроме того, в тех общинах, где установился обычай не жениться больше чем на одной женщине, запрещено брать еще одну жену, поскольку в этом случае считается, что при заключении брака супруги как бы условились, что женщина останется единственной женой (Нимукей Йосэф, Йевамот 14 б).

Шулхан Арух (Эвен а-Эзер 1:9) приводит все вышеуказанные условия. При этом, если женщина готова выйти замуж даже без того, чтобы муж ее обеспечивал, или не возражает, чтобы муж взял еще одну жену, то нет запрета жениться на нескольких женщинах, даже в тех местах, где принято жениться только на одной женщине.

Все сказанное верно — до того момента, как был установлен хэрем (запрет) Рабейну Гершома жениться на нескольких женщинах, см. ниже.

Херем Рабейну Гершома

Рабейну Гершом был одним из учеников Рабейну Хананэля и учителем учителя Раши. Он известен своими постановлениями, которые были приняты в большинстве ашкеназских общин. К этим постановлениям относится запрет разводиться с женой без ее согласия, читать чужие письма, а наиболее известное постановление — запрет жениться на нескольких женщинах.

Среди причин, побудивших Рабейну Гершома принять такое постановление, приводят: желание предотвратить возможные ссоры в семье, защитить права женщины в случае, если муж бросает жену и желает взять другую, не предоставив гет (разводное письмо) первой, тяжелое материальное положение, которое не позволяет обеспечивать достойным образом несколько жен и др.

Срок действия хэрема Рабейну Гершома

Некоторые ришоним (ранние комментаторы) утверждают, что Рабейну Гершом ограничил действие хэрема концом пятого тысячелетия (сейчас мы находимся в шестом тысячелетии — 5775 г.), поскольку это была временная мера, необходимая в тех поколениях (респонс Маарика 101:4 от имени Рашба). Шулхан Арух (Эвен а-Эзер 1:10) приводит это мнение.

Другие полагают, что хэрем остается в силе и сейчас (Маарам ми-Ротенбург и др.). Рамо (Эвен а-Эзер 1:10) устанавливает закон в соответствии с этим мнением.

Какие общины приняли данное постановление

Рамо (Эвен а-Эзер 1:10) говорит, что хэрем Рабейну Гершома был принят всеми общинами, кроме тех, о которых точно известно, что они не приняли. Поэтому большинство ашкеназских общин следуют этому постановлению.

Что касается сефардов, то большинство, сефардских галахических авторитетов считают, что постановление Рабейну Гершома не было принято сефардскими общинами (респонс Рашба 3:446, Кнесет а-Гдола, Эвен а-Эзер 1:53, респонс Йабиа Омер 7:2). И даже если нет полной уверенности в том, что постановление не было принято сефардскими общинами, в любом случае, в соответствии с мнением Шулхан Аруха, данное постановление утратило законную силу в конце пятого тысячелетия, как было сказано выше.

Женитьба на нескольких женщинах в наше время

Как мы уже говорили, ашкеназским евреям запрещено жениться на нескольких женщинах даже в наше время, т.к. хэрем Рабейну Гершома актуален и сегодня.

Что касается сефардов, то, даже если они не приняли данное постановление, традиционный текст сефардской ктубы (брачного контракта) в любом случае содержит клятву жениха — исполнять все условия, приведенные в ктубе; при этом одно из условий — запрет жениться на другой женщине без специально разрешения бейт-дина (раввинского суда). Так выполняется рекомендация Шулхан Аруха (Эвен а-Эзер 1:11) ввести специальные постановления, запрещающие жениться на нескольких женщинах, даже там, где не был принят хэрем Рабейну Гершома.

Кроме того, во многих странах гражданское законодательство запрещает жениться на нескольких женщинах. Получается, что, поскольку евреи обязаны соблюдать законодательство тех государств, в которых проживают (дина дэ-малхута), то жениться на нескольких женщинах будет запрещено и по этой причине.

На какие случаи не распространяется хэрем Рабейну Гершома

Существуют несколько случаев, на которые не распространяется действие хэрема Рабейну Гершома, когда разрешено взять вторую жену. Перечислим некоторые из них, которые могут быть актуальны в наше время и приводятся Рамо (Эвен а-Эзер 1:10):

— Женщина сошла с ума, и нет возможности дать ей гет (разводное письмо).

— Муж обязан дать гет жене (вследствие ее недостойного поведения и т.п.), но женщина отказывается брать его.

— Жена оставила иудаизм, и нет возможности дать ей гет.

Разрешение 100 раввинов

В определенных случаях, когда возникает вопрос о том, чтобы взять вторую жену, необходимо получить разрешение от 100 раввинов (этэр мэа рабаним) (Бах, Эвен а-Эзер 1). Разрешение выносится ведущими раввинами, и к ним должны присоединиться люди, которые имеют право выносить галахические решения и понимают, на чем основывалось разрешение. Кроме того, они должны быть из трех разных стран, трех разных общин. Во многих случаях от мужа требуют написать гет первой жене и передать его в бейт-дин, чтобы при первой возможности суд мог вручить его первой жене.

С уважением, Яков Шуб

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *