Как назывался церковный суд?

Как назывался церковный суд для преследования ереси? 1)информатизация 2)инквизация 3)инфляция 4)инсталляция

Написать сочинение ,,Роль реформ Александра 2 в жизни общества» больше 250 слов С структурой: Введение,основная часть , заключение, обязательно истор ические даты Пожалуйста помогите дам 25 баллов.Расскажите о вкладе Улугбека в развитие науки? Только ответ по короче пж​ Используя Интернет, найти информацию о городах Сибири, основанных первопроходцами.т Помогите умоляю Академик Н.Н.Моисеев писал, что биосфера-объект уникальный, он существует в единственном экземпляре. Сегодня он не такой, каким был вчера, а завтра он будет не таким, как сегодня. И какие-либо эксперименты с биосферой недопустимы. Почему ученый дал такую оценку биосфере? Для ответа на вопрос можете привести высказывания ученых, писателей, общественных деятелей, ваших родственников, знакомых. 2. Человек не может жить без атмосферы, гидросферы и литосферы. Докажите почему. 3. Как можно объяснить выражение: «Землю – кормилицу тоже надо кормить»? Выполненное задание прислать до 18.05 до 14.00 Нужно дать полный ответ на каждый вопрос ​ Синквейн на тему Жеты-Жаржы​ Местное управлениемосковского двора в конце 15- начале 16 веков В каком виде возникли первые идеи?a) сказания;б) легенды;в) мифы;г) все ответы верны.​ Ел билеушісі титулы патшалық кезеңде Помогите пожалуйста решить контрольную работу по истории за 6класс даю 35 Какой вклад в развитие казахской исторической традиции внесли Шакарим Кудайбердыулы, Машхур-Жусип Копейулы, Курбангали Халид

Церковный суд как специальный социально-правовой институт

Церковный суд представляет собой специальный правовой институт, входящий в структуру христианской церкви и выполняющий судебно-следственные функции. Так согласно, законам Российской империи, православная церковь имела специальные епархиальные (консисторские) суды. Их обязанностью являлось рассмотрение дисциплинарных, гражданских, семейно-брачных и уголовных дел в отношении лиц духовного звания. В компетенции церковного суда находились проступки и преступления против благочиния и благоповедения, несовместимые с должностью служителя церкви. Он разбирал жалобы на духовных лиц, взаимные споры о праве пользования церковной собственностью.

Реестр наказаний, которыми располагал церковный суд, включал запрет на проведение богослужений, замечания, выговоры, лишение сана. Высшей мерой наказания являлось отлучение — исключение из состава членов данной церкви. Каноническое право различало несколько видов отлучения — великое, или «смертоносное»; торжественное, именуемое «анафемой»; малое, временное, или «врачующее».

Церковный суд рассматривал дела светских лиц только в особых случаях, когда речь шла о проступках и преступлениях, за которые виновный подвергался церковной епитимье, а также по брачно-семейным делам (браки, незаконно заключенные церковнослужителями; прекращение и расторжение браков, удостоверение действительности брака; удостоверение факта рождения ребенка от законного брака и др.)

Обвиненные епархиальным судом и не согласные с вынесенным обвинением могли подать апелляцию или жалобу в Святейший синод, который являлся второй инстанцией церковного суда.

Истории известны такие формы церковных судов, чья деятельность носила большей частью неправовой характер. В первую очередь это относится к судам католической инквизиции.

Суд инквизиции (от лат. inquisitio — розыск) — это трибунал католической церкви, созданный для борьбы с еретиками в XIII в., и действовавший в католических государствах до XVIII—XIX вв. Его отличают неправовые средства и методы — использование лжесвидетелей и доносчиков, пыточное следствие, привлечение к ответственности родственников виновного и распространение осуждения на его потомков до третьего поколения; столь же жестокие, как и по отношению к взрослым, наказания детей. После вынесения приговора осужденный облекался в особые, позорящие его одежды, символизировавшие причастность к греху и преступлению. На него надевали конусообразный колпак, и он подвергался процедуре аутодафе (исп. Auto da fe — акт веры), которая чаще всего означала «милосердную» казнь «без пролития крови» — сожжение на костре.

Широко практиковались ведовские процессы, имевшие своей целью выявление тех виновных в преступлениях против христианской веры, кто будто бы одержим демонами и причастен к колдовству. До XIV в. дела по обвинению в колдовстве рассматривались уголовными судами. В 1484 г. папа Иннокентий VIII издал специальную буллу, в которой объявил неверие в колдовство опасной ересью и призвал к решительному искоренению всех форм ведовства. В 1489 г. немецкие католические теологи Г. Инститорис и Я. Шпренгер издали книгу «Молот ведьм», в которой пыточное следствие и сожжение обвиняемых в ведовстве на костре обосновывались в качестве необходимых средств борьбы за чистоту христианской веры.

Первой из католических стран, где деятельность суда инквизиции была запрещена, стала Франция. Декретом Французского конвента от 22 августа 1791 г. одержимые признавались больными и освобождались от судебного преследования. В завоеванных Наполеоном европейских государствах суд инквизиции также был ликвидирован. В испанских колониях Америки он был уничтожен в ходе войны за независимость (1810—1826 гг.)

О судах Божьих

I. ГРЕХИ ВЕРУЮЩИХ ПЕРЕД СУДОМ БОЖЬИМ

«Ибо время начаться суду с дома Божья; если же прежде с нас начнется, то какой конец не покоряющимся Евангелию Божью?» (1 Петр. 4, 17).

В слове Божьем пути и судьбы церкви резко разграничены от путей и судеб мира.

И если мы, желая уразуметь те или другие намерения Божий о церкви, будем подходить к решению вопросов с обычной меркой человеческого опыта, то выводы наши почти всегда будут ошибочны.

То же и в вопросе суда над домом Божьим: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти з жизнь» (Иоан. 5, 24).

Христос этими словами определенно утверждает, что всякий член дома Божья не приходит на суд, который будет совершать Сын Человеческий (Иоан. 5, 27).

Некоторые позволяют себе произвольно утверждать: «Суд Божий начнется с дома Божья». Но апостол Петр был далек от этой мысли. Уразумев обетования Христа о неподсудности верующих общему суду Божью, он и здесь говорит не о суде, совершаемом Богом, а просто «о суде».

При вдумчивом и сравнительном изучении приведенного текста мы можем установить для себя следующее: что суд, о котором говорит апостол Петр, происходит только лишь над домом Божьим, то есть ему подвергаются только верующие; что этот суд не только суд Божий, а вообще суд; и что употребленное апостолом Петром выражение «начаться» как бы указывает на будущее время, но это лишь своеобразное утверждение уже происходящего. Подобное же выражение мы встречаем и у Христа: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божья и, услышавши, оживут» (Иоан. 5, 25).

Начало суда

Господь начал совершать суд над Израилем после его отделения и вывода из Египта (Мих. 6, 2). То же происходит и с церковью Христа: на ее пути в благословенную вечность она подвергается суду (Осии 2, 19 — 20). Суд над домом Божьим берет свое начало от Голгофы (Римл. 3, 24 — 25, Евр. 9, 13, 15).

Голгофа — место суда Божья. На Голгофе каждая вещь, каждый поступок, каждая мысль, каждое произнесенное слово рассматриваются в неложном свете Божьей справедливости.

Голгофа — единственное место, где с глаз человека спадает пелена, и он с ужасом видит, чем оканчивается его погоня за «похотью плоти, похотью очей, гордостью житейской» (1 Иоан. 2, 16 — 17).

На Голгофе мы видим — как в тяжких муках Креста» умирает Сын Божий, занявший наше место.

Приговор Отца, вынесенный нам, Он принял на Себя. Суд Отца за наши преступления разразился над Его головой. Он не на словах только, а на самом деле принял на Себя все грехи рода человеческого. И соделался за нас предметом суда и гнева небесного. Он совместил в Себе все страдания, грехи и вое смерти всех чад Своих…

Суд Христа на Голгофе — это наш суд. И каждый, становящийся членом Божьей семьи, неминуемо проходит путем, ведущим через Голгофу. Там он подвергается суду по человеку — плотию, чтобы жить по Богу — духом.

Но суд продолжается еще и в настоящее время, как заявляет апостол Павел: «Ибо слово Божье живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12).

Кто совершает суд в настоящее время

Христос доверил каждому из нас быть судьей себе самому. Эта мысль особенно ярко выражена двумя апостолами: «Ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все. Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу» (1 Иоан. 3, 20). А апостол Павел, как бы уточняя, говорит: «Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1 Кор. 11, 31).

Какое огромное доверие оказывается Христом каждому из нас передачей суда над нами в ведение нашей совести. Но это также указывает нам, что мы должны постоянно находиться на соответствующей духовной высоте, иметь «чистое око» и «препоясанные чресла ума нашего».

Христианин по собственному опыту знает, что есть такие места (моменты переживаний при известных, периодически повторяющихся причинах), которые слово Божье сравнивают то с «злачными пажитями» и «тихими водами», то с «елеем умащающим голову», а то и с «долиной смертной тени» (Пс. 22).

Одной из таковых причин является сердечное, благоговейное выполнение заповеди Христа о преломлении хлеба.

В этот момент мы, как бы находясь у подножия Голгофы и «возвещая смерть Господню», с глубоким смирением и раскаянием принимаем все указания совести, отмечающей наши сшибки и грехи, подлежащие осуждению (1 Кор. 11, 26 — 32).

Но передача суда нашей совести совсем не значит, что мы одни, не прибегая к Господу, решаем все вопросы нашего греха.

Непоправимую ошибку совершил Иуда вынесением себе смертного приговора и приведением его в исполнение без обращения ко Христу. И как многие благодарны апостолу Петру, что он, осудив себя в слезах покаяния, окончательного приговора ожидал от Христа.

Но бывает и такое положение, когда христианин, понимая что это грех, не имеет в себе сил осудить и оставить его. В таких случаях Господь, обнаружив этот грех, суд над ним передает или нескольким членам Церкви, или же, при ожесточении сердца согрешающего, всей Церкви:

«Если же согрешит против тебя брат твой, — учит Христос, — поди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово1; если же не послушает их, скажи Церкви, а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Матф. 18, 15 — 17).

«А я, — говорит апостол Павел, обращаясь к дому Божию в городе Коринфе, — отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело… предать сатане (то есть отлучить от общества святых, исключить из Церкви) во измождение плоти… Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог…» (1 Кор. 5, 3 — 5; 12 — 13.)

Как воспринимается суд Церкви?

На некоторых этот суд производит отрезвляющее впечатление. Суд их собственной совести подтверждает и запечатлевает справедливость суда, произведенного церковью. И таким образом суд Церкви является той помощью, тем толчком, которого им не хватало для осуждения греха и освобождения от него. Поставив себя в положение справедливо осужденных, они скоро приходят к покаянию и снова принимаются в число членов дома Божья. Но некоторые, подобно Корею, упорствуют и ожесточаются (Числ. 16, 1 — 35).

Над особо строптивыми и нечистоплотными в своем поведении Господь совершает суд Сам. И достаточно вспомнить суд Господень над Кореем и суд над Давидом (1 Пар. 21, 7 — 18), чтобы уразуметь восклицание апостола: «Страшно власть в руки Бога живого!» (Евр. 10, 31.)

Но и в этом случае для нас великим утешением и крепкой надеждою должны быть слова: «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор. 11, 32).

Как некоторые относятся к судам Божьим?

Заглушив голос судьи в себе самих, а суд Церкви считая непрошенным вмешательством, они сами на себя навлекают справедливый суд со стороны Самого Бога (Рим. 2, 2 — 6).

Но когда решения Суда, как следствие совершенных в прошлом поступков, начинают постигать человека, то вместо раскаяния и покорности, как это было у Давида в подобном случае (2 Цар. 16, 5 — 13), они начинают проявлять ропот, как Асаф (Пс. 72, 1 — 9) и, усиливая ожесточение своего сердца, сами себя делают недостойными вечной жизни и быть членами Божьей семьи (Деян. Ап. 13, 46). Это о них сказал Псалмопевец: «Судов Его они не знают» (Пс. 147, 9).

Некоторые же, забыв о том, что суды Свои совершает над ними рука любящего нас Отца и для нашего же блага, все же восклицают: «Трепещет от страха Твоего плоть моя, и судов Твоих я боюсь» (Пс. 118, 120).

Это значит, что сердце их не открыто, что все суды Божий принимаются ими не с радостью, как нечто приносящее огромную пользу, а с великим огорчением и страхом, и рассматриваются как содержащие лишь одно наказание, не имеющее цели.

Но не так должны рассматривать суд над своими грехами все стремящиеся к хождению пред Господом.

В какой бы форме ни производился этот суд: судим ли мы сами себя, бываем ли мы судимы Церковью, или наказываемся от Господа, — не будем терять упования на великую милость Искупившего нас и всем сердцем присоединимся к словам: «И на пути судов Твоих, Господи, мы уповали на Тебя; к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе стремилась душа наша. Душою моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде» (Ис. 26, 8 — 9).

«Ибо Господь, кого любит, того наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами как с сынами» (Евр. 12, 6 — 7).

А поэтому: «Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне» (Пс. 118, 175).

II. ДЕЛА ВЕРУЮЩИХ ПЕРЕД СУДИЛИЩЕМ ХРИСТА!

«Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5, 10).

Вникая в смысл прочитанного, мы поймем, что «судилище Христово» это не «суд у великого белого престола».

Еще более мы убедимся в этом, если сравним это место с другим выражением Апостола: «…В явление Господа Иисуса с неба, с ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели от лица Господа и от славы могущества Его» (2 Фее. 1, 7 — 9).

Если здесь все дышит пламенеющим гневом Синая, то от «судилища Христова» веет Отчим домом всепрощающей любви…

Кто должен явиться пред судилище Христово?

«Все мы предстанем на суд Христов», — напоминает он «возлюбленным Божьим», «призванным святым», «находящимся в Риме» (Рим. 1, 7; 14, 10).

Когда произойдет этот суд?

Пред судилищем Христовым мы даем отчет за дела, которые совершили, «живя в теле».

Это будет после взятия Церкви Его из мира (1 Фее. 4, 14).

Когда ома, укрытая от «великой скорби» на заре тысячелетне о царства предстанет на семейный суд пред лицо Своего Спасителя и Жениха (Ис. 65, 13 — 25; Откр. 20, 6).

Это будет совершаться не на земле (1 Фее. 4, 15 — 17; Откр. 4, 1).

Что будет рассматриваться на этом суде?

Наши дела: «что он делал, живя в теле». Слово Божье нигде не рассматривает наши дела как некоторое подспорье в нашем спасении. Дело нашего спасения совершил Христос (Ефес. 2, 8 — 9), и Отец не дозволит никому добавить весу к делу, совершенному Христом. Оно полно. Всеобъемлюще. И вполне удовлетворило правосудие Отца.

Но Бог хочет, чтобы всякий верующий был соработником Его Сына (Ефес. 2, 10).

Как будут рассматриваться наши дела?

Золото испытывается огнем (1 Петра 1, 7), а бриллианты — кто-то рассказывал — испытываются водой. Чтобы отличить поддельный камень от настоящего, достаточно опустить его в воду, и блеск у поддельного исчезает, а у настоящего сохраняется.

Трудно это представить теперь — как испытание будет происходить там. Но Апостол говорит: «Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытывает дело каждого, каково оно есть» (1 Кор. 3, 13).

Можно допустить, что все наши дела будут освещены каким-то особым светом «Дня Божья». Действие этого «дня» будет таким же, как действие воды на фальшивый блеск: достаточно будет вступить в этот «день», как потускнеет сияние многих дел наших, блеском которых мы окружены теперь. «В огне открывается, и огонь испытывает…»

Испытание в «День Божий»

Все наши дела подвергнутся испытанию с точки зрения нашей преданности Ему. Каждое наше дело, сделанное для Него, каждая лепта и каждый час времени, отданные Ему, как иголка Тавифы или лепта вдовы, будут вознаграждены (Деян. Ап. 9, 36 — 43; Лука 21, 1 — 4).

Но дела, делаемые во имя собственной гордости, ради славы какого-либо религиозного течения, дела, незаслуженно возвышающие нас, — потеряют свою -ценность и блеск при свете «Дня Божья», как бы высоко ни расценивались они теперь.

Все наши дела подвергнутся испытанию с точки зрения побудительных причин.

Брат и сестра, чтящие Христа в своем доме и проявляющие чистоту и честность в своей деловой и общественной жизни, «покорность всякому человеческому начальству» не из угодливости и страха, а «для Господа», — не останутся без награды в «день оный» (1 Петра 2, 13 — 14).

Когда мы где-либо и в чем-либо подчинили Ему свои желания, свои удобства и пожертвовали своими интересами для Его славы, — Он все это вспомнит в свое время.

Конечный результат этого суда.

Он будет отличным от суда у «великого белого престола». Там суд — для не записанных в «книгу жизни» — оканчивается второй смертью и «озером огненным» (Откр. 20, 14 — 15).

Суд же пред «судилищем Христовым» над делами верующих закончится или получением награды, или же получением только спасения: «У кого дело, которое он строил, устоит, — тот получит награду; а у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Кор. 3, 14 — 15).

Бегство Лота из Содома — характерный пример такого спасения: наградой Лоту была его душа, выхваченная из огня (Быт. 19, 15 — 17).

Награды получат достойные.

О, какая это великая радость — получить награду из рук Самого Господа, услышать из Его благословенных уст: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Матф. 25, 23).

Верные получают венец жизни (Откр. 2, 10).

Побеждающие себя — нетленный венец (1 Кор. 9, 25).

Трудящиеся — венец похвалы (1 Фее. 2, 19 — 20).

Богоугодные пастыри — неувядающий венец славы (1 Петр. 5, 4).

Возлюбившие явление Его — венец правды (2 Тим. 4, 8).

Все чистое, светлое, доброе, сделанное ради Него и во Имя Его, даже чаша холодной воды, поданная жаждущему, получит одобрение и награду и дан будет свободный вход в страну незакатного солнца благословенной, лучезарной вечности.

Крест Христов решил вопрос греха для нас однажды и навсегда (Колос. 1, 19 — 23, Евр. 9, 28).

III. СУД У ВЕЛИКОГО БЕЛОГО ПРЕСТОЛА

«И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам обоим, и смерть и ад повержены в озеро огненное; это — смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное»

(Откр. 20, 11 — 15).

Что такое суд? Суд — заключительный акт соделанного, одного или целого ряда преступлений. Суд пред великим белым престолом — заключение всех путей человека.

«Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9, 27; Откр. 6, 12 — 17).

Суд пред престолом — логическое завершение жизни всякого грешника.

«За зло свое нечестивый будет отвергнут» (Притч. 14, 32; Ис. 26, 19; Матф. 25, 41; Деян. Ап. 13, 46).

Грешник исключал из своей жизни Бога. Противился проявлению в нем Божьего милосердия. Пренебрегал любовью Отца и «не почитал за святыню Кровь завета» (Евр. 10, 29).

А теперь Бог исключает его из числа благословенных участников Его Божественного естества.

Когда произойдет суд? Церковь взята от земли и находится со Хри-. стой (Откр. 19, 7 — 9).

Уже забыты дни великой скорби. Спасенный остаток Израиля принял и прославляет Христа, как Мессию (Лук. 21, 36; Рим. 11, 25 — 27).

Кончилось тысячелетнее царство. Уже наказан сатана после своей последней и неудачной попытки противления Богу (Откр. 20, 10). И в назначенный Богом день произойдет суд.

События предшествующие суду. Вокруг великого белого престола соберутся все народы (Матф. 25, 31 и 32): «малые и большие»! Восстанут все поглощенные морем, смертью, адом. Память о них уже давно исчезла в веках. Тела их под действием стихий и тысячелетий давно превратились в прах и были развеяны ветром и поглощены землей, воздухом, морем, — теперь, по слову Сидящего на престоле, соединены, ожили и стали пред Ним. Потрясенные земля я небо не выдержали и бежали от лица Божья (Откр. 20, 11; 2 Петр. 3, 10).

Подсудимые и судьи. «И соберутся пред Ним все народы» (Матф. 25, 32). «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтят Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Иоан. 5, 22 и 23).

И дальше мы читаем: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божья и, услышавши, оживут. Ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе, и дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему: ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божья, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Иоан. 5, 25 — 29).

Вместе со Христом Его Церковь также примет участие в этом суде (1 Кор. 6, 1 — 3).

Между днем восхищения Церкви и началом суда пред великим белым престолом слово Божье устанавливает промежуток в тысячу лет: «Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет; прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр. 20, 4 — 6).

За это время все обиды и скорби будут поглощены радостью свидания. Слезы отерты (Ис. 25, 8; Откр. 7, 14 — 17). Раны и страдания жизни залечены. Агнцем сняты печати с книги (Откр. 5, 1 — 7) и тайны мироздания, падение ангелов, грехопадение человека и искупление — раскрыты перед Церковью. И теперь Церковь в состоянии вынести грешнику и падшим ангелам божественно справедливый приговор.

Как будет проходить суд? «И книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» (Откр. 20, 12).

Драгоценные открытия человека радио и телевидения дают нам совершенно новые представления о книгах. Все наши слова, все наши дела фиксируются свето и звукозаписью. И будет день, когда каждый из нас увидит все, что было «вначале» и до последнего момента своей жизни.

Свидетелями справедливости всех показаний, записанных в книгах, будет наша совесть и наша память. Они напомнят нам все, что мы с течением времени могли забыть и теперь готовы оспаривать, как недостоверное.

«Чадо, вспомни!» — сказал Авраам богачу, — и все прошлое встало пред ним (Лука 16, 25).

«И судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими».

Христос сказал: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет» (Иоан. 12, 26).

А отсюда немыслимо, чтобы человек, всю жизнь делая грех, не вспоминая о Боге даже и в час своей смерти, вдруг мог бы быть разъединен с грехом, отторгнут от сатаны и получил бы другую участь, чем падшие ангелы.

Проявление милосердия у белого престола.

Наряду с другими книгами, которые были раскрыты пред престолом, там еще была «иная книга», которая была «книга жизни». Из всех, стоявших пред престолом, страшной участи подверглись лишь те, кто не был записан в эту книгу. Это, по определению пророка Малахии, «памятная книга о боящихся Бога» (Малах. 3, 16). Она откроется «в день, когда,, — говорит Апостол Павел, — по благовествованию моему Бог будет судить тайные дела человеков чрез Иисуса Христа» (Рим. 2, 16). В ней записаны имена и дела тех, которые, не имея (не зная) Христа и закона, жили по закону совести (Рим. 2, 14 и 15). Они с великим удивлением и радостью увидят милостивое лицо Христа, обращенное к ним. Услышат слова: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Матф. 25, 34).

Их вопросы: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим и накормили? или жаждущим и напоили? Когда мы видели Тебя странником и приняли? Или нагим и одели? Когда мы видели Тебя больным или в темнице и пришли к Тебе?» (Матф. 25, 37 — 39) — показывают полнейшее незнание учения Христа. Они не были Его последователями, а тем более членами Церкви. А поэтому предложение Христа было для них настолько неожиданным, что они готовы были не поверить, что милость Отца в эту последнюю, страшную для них минуту, обращена к ним и совершенно изменяет их участь.

Эта милость — последняя радуга во время последней самой грозной и страшной бури. И как сладко сердцу, что Бог даже в эти минуты изыскал средства для спасения многих грешников от гибели, которая уже была готова Поглотить их.

«Разве Я хочу смерти беззаконника? — говорит Господь Бог. — Не того ли, чтоб он обратился от путей своих и был жив?» (Иез. 18, 28).

«Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Матф. 18, 14).

С. П. Фадюхин (Макаров)

Полностью читать в PDF формате — Журнал «Братский вестник» 1957 № 4

Поводы к расторжению брачного союза

Поместный Собор Росийской Православной Церкви 1917-18 гг. признал законными поводами для ходатайства одного из супругов о расторжении брачного союза, освященного церковью:

— отпадение от православия

— прелюбодеяние и противоестественные пороки

— неспособность к брачному сожитию

— заболевание проказой или сифилисом

— безвестное отсутствие

— присуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния

— посягательство на жизнь или здоровье супруги или детей

— снохачество или сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга

— вступление одной из сторон в новый брак

— неизлечимую тяжелую душевную болезнь

— злонамеренное оставление одного супруга другим

Правила просителям о расторжении Церковных браков

Духовный суд Восточно-Американской и Нью-Йоркской епархии Русской Православной Церкви Заграницей, на основании определений Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-18 гг. о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью, рассматривает письменные прошения истцов, прилагающих к прошению следующие документы:

1) Свидетельство о церковном браке;

2) Свидетельство о гражданском разводе;

3) Настоящий адрес и номер телефона жены и мужа;

4) Объяснение причин, приведших к получению гражданского развода;

5) Удостоверение священника;

6) Чек в размере 500 дол. на имя: «Eastern American Diocese».

Инквизиция (Inquisitio haereticae pravitatis), или св. И., или св. трибунал (sanctum officium) — учреждение римско-католической церкви, имевшее целью розыск, суд и наказание еретиков. Термин И. существует издавна, но до XIII в. не имел позднейшего специального значения, и церковь еще не пользовалась им для означения той отрасли своей деятельности, которая имела целью преследование еретиков. Развитие преследований находится в тесной зависимости от некоторых общих положений христианского вероучения, изменявшихся под влиянием стремлений средневекового папства. Человек может найти спасение только в вере: отсюда долг христианина и особенно служителя церкви обращать неверующих на путь спасения. Если проповедь и убеждение оказываются недействительными, если неверующие упорно отказываются принять учение церкви в его целом или частях, то этим они создают соблазн для других и угрожают их спасению: отсюда выводилась потребность удалить их из общества верующих, сперва посредством отлучения от церкви, а потом — и посредством тюремного заключения или сожжения на костре. Чем более возвышалась духовная власть, тем строже относилась она к своим противникам. В истории И. различаются 3 последовательных периода развития: 1) преследование еретиков до XIII в.; 2) доминиканская И. со времени Тулузского собора 1229 г. и 3) испанская И. с 1480 г. В 1-м периоде суд над еретиками составлял часть функций епископской власти, а преследование их имело временный и случайный характер; во 2-м создаются постоянные инквизиционные трибуналы, находящиеся в специальном ведении доминиканских монахов; в 3-м инквизиционная система тесно связывается с интересами монархической централизации в Испании и притязаниями ее государей на политическую и религиозную супрематию в Европе, сперва служа орудием борьбы против мавров и евреев, а потом вместе с иезуитским орденом являясь боевой силой католической реакции XVI в. против протестантизма.

I. Зародыши И. мы находим еще в первые века христианства — в обязанности диаконов разыскивать и исправлять заблуждения в вере, в судебной власти епископов над еретиками. Суд епископский был прост и не отличался жестокостью; самым сильным наказанием в то время было отлучение от церкви. Со времени признания христианства государственной религией Римской империи к церковным наказаниям присоединились и гражданские. В 316 г. Константин Великий издал эдикт, присуждавший донатистов к конфискации имущества. Угроза смертной казнью впервые произнесена была Феодосием Великим в 382 г. по отношению к манихеям, а в 385 г. приведена была в исполнение над присциллианами. В капитуляриях Карла В. встречаются предписания, обязывающие епископов следить за нравами и правильным исповеданием веры в их епархиях, а на саксонских границах — искоренять языческие обычаи. В 844 г. Карл Лысый предписал епископам утверждать народ в вере посредством проповедей, расследовать и исправлять его заблуждения («ut populi errata inquirant et corrigant»). В IX и X вв. епископы достигают высокой степени могущества; в XI в., во время преследования патаренов в Италии, деятельность их отличается большой энергией. Уже в эту эпоху церковь охотнее обращается к насильственным мерам против еретиков, чем к средствам увещания. Наиболее строгими наказаниями еретиков уже в ту пору были конфискация имущества и сожжение на костре.

II. В конце XII и начале XIII в. литературно-художественное движение в Южн. Франции и связанное с ним учение альбигойцев угрожали серьезной опасностью католической ортодоксии и папскому авторитету. Для подавления этого движения вызывается к жизни новый монашеский орден — доминиканцев (X, 862). Слово И. в техническом смысле употреблено впервые на Турском соборе в 1163 г., а на Тулузском соборе, в 1229 г., апостольский легат «mandavit inquisitionem fieri contra haereticos suspectates de haeretica pravitate». Еще на Веронском синоде, в 1185 г., изданы были точные правила касательно преследования еретиков, обязывавшие епископов возможно чаще ревизовать свои епархии и выбирать зажиточных мирян, которые оказывали бы им содействие в розыске еретиков и предании их епископскому суду; светским властям предписывалось оказывать поддержку епископам под страхом отлучения и других наказаний. Дальнейшим своим развитием И. обязана деятельности Иннокентия III (1198—1216), Григория IX (1227—1241) и Иннокентия IV (1243—1254). Около 1199 г. Иннокентий III уполномочил двух цистерцианских монахов, Гюи и Ренье, объездить в качестве папских легатов диоцезы Южн. Франции и Испании для искоренения ереси вальденсов и катаров. Этим создавалась как бы новая духовная власть, имевшая свои специальные функции и почти независимая от епископов. В 1203 г. Иннокентий III отправил туда же двух других цистерцианцев, из монастыря Fontevrault — Петра Кастельно и Ральфа; вскоре к ним был присоединен и аббат этого монастыря, Арнольд, и все трое возведены были в звание апостольских легатов. Предписание возможно строже обходиться с еретиками привело в 1209 г. к убийству Петра Кастельно, что послужило сигналом к кровавой и опустошительной борьбе, известной под именем альбигойских войн. Несмотря на крестовый поход Симона Монфора, ересь продолжала упорно держаться, пока против нее не выступил Доминик (см. X, 959), основатель ордена доминиканцев. В заведование этого ордена всюду перешли инквизиционные суды, после того как последние изъяты были Григорием IX из епископской юрисдикции. На Тулузском соборе 1229 г. было постановлено, чтобы каждый епископ назначал одного священника и одно или более светских лиц для тайного розыска еретиков в пределах данной епархии. Несколько лет спустя инквизиторские обязанности были изъяты из компетенции епископов и специально вверены доминиканцам, представлявшим то преимущество перед епископами, что они не были связаны ни личными, ни общественными узами с населением данной местности и потому могли действовать безусловно в папских интересах и не давать пощады еретикам. Установленные в 1233 г. инквизиционные суды вызвали в 1234 г. народное восстание в Нарбонне, а в 1242 г. — в Авиньоне. Несмотря на это, они продолжали действовать в Провансе и распространены были даже и на Сев. Францию. По настоянию Людовика IX Папа Александр IV назначил в 1255 г. в Париже одного доминиканского и одного францисканского монахов на должность ген.-инквизиторов Франции. Ультрамонтанское вмешательство в дела галликанской церкви встречало, однако, беспрестанное противодействие со стороны ее представителей; начиная с XIV в., французская И. подвергается ограничениям со стороны государственной власти и постепенно приходит в упадок, которого не могли удержать даже усилия королей XVI века, боровшихся против Реформации. Тем же Григорием IX И. введена была в Каталонии, в Ломбардии и в Германии, причем повсюду инквизиторами назначались доминиканцы. Из Каталонии И. быстро распространилась по всему Пиренейскому полуо-ву, из Ломбардии — в различных частях Италии, не везде, впрочем, отличаясь одинаковой силой и характером. Так, напр., в Неаполе она никогда не пользовалась большим значением вследствие беспрестанных раздоров между неаполитанскими государями и римской курией. В Венеции И. (Совет десяти) возникла в XIV в. для розыска соучастников заговора Тьеполо и являлась политическим трибуналом. Наибольшего развития и силы И. достигла в Риме. О степени влияния И. в Италии и о впечатлении, произведенном ей на умы, свидетельствует сохранившаяся во флорентийской церкви S. Maria Novella знаменитая фреска Симона Мемми под названием «Domini canes» (каламбур, основанный на созвучии этих слов со словом dominicani), изображающая двух собак, белую и черную, отгоняющих волков от стада. Наибольшего развития итальянская И. достигает в XVI в., при папах Пии V и Сиксте V. В Германии И. первоначально направлена была против племени стедингов, отстаивавших свою независимость от бременского архиепископа. Здесь она встретила всеобщий протест. Первым инквизитором Германии был Конрад Марбургский; в 1233 г. он был убит во время народного восстания, а в следующем году той же участи подверглись и два главных его помощника. По этому поводу в Вормсской летописи говорится: «таким образом, при Божьей помощи, Германия освободилась от гнусного и неслыханного суда». Позже Папа Урбан V, опираясь на поддержку имп. Карла IV, снова назначил в Германию двух доминиканцев в качестве инквизиторов; однако и после этого И. не получила здесь развития. Последние следы ее были уничтожены Реформацией. И. проникла даже в Англию, для борьбы против учения Виклефа и его последователей; но здесь значение ее было ничтожно. Из славянских государств только в Польше существовала И. и то очень недолго. Вообще, учреждение это пустило более или менее глубокие корни только в странах, населенных романским племенем, где католицизм оказывал глубокое влияние на умы и образование характера.

III. Испанская И., возникшая в XIII в. как отголосок современных событий в Южн. Франции, возрождается с новой силой в конце XV в., получает новую организацию и приобретает огромное политическое значение. Испания представляла наиболее благоприятные условия для развития И. Многовековая борьба с маврами способствовала развитию в народе религиозного фанатизма, которым с успехом воспользовались водворившиеся здесь доминиканцы. Нехристиан, именно евреев и мавров, было много в местностях, отвоеванных от мавров христианскими королями Пиренейского полуо-ва. Мавры и усвоившие их образованность евреи являлись наиболее просвещенными, производительными и зажиточными элементами населения. Богатство их внушало зависть народу и представляло соблазн для правительства. Уже в конце XIV в. масса евреев и мавров силой вынуждены были принять христианство, но многие и после того продолжали тайно исповедовать религию отцов. Систематическое преследование этих подозрительных христиан И. начинается со времени соединения Кастилии и Арагонии в одну монархию, при Изабелле Кастильской и Фердинанде Католике, реорганизовавших инквизиционную систему. Мотивом реорганизации являлся не столько религиозный фанатизм, сколько желание воспользоваться И. для упрочения государственного единства Испании и увеличения государственных доходов путем конфискации имущества осужденных. Душой новой И. в Испании был духовник Изабеллы, доминиканец Торквемада. В 1478 году была получена булла от Сикста IV, разрешавшая «католич. королям» установление новой И., а в 1480 г. был учрежден в Севилье первый трибунал ее; деятельность свою он открыл в начале следующего года, а к концу его уже мог похвалиться преданием казни 298 еретиков. Результатом этого была всеобщая паника и целый ряд жалоб на действия трибунала, обращенных к Папе, главн. образ. со стороны епископов. В ответ на эти жалобы Сикст IV в 1483 г. предписал инквизиторам придерживаться той же строгости по отношению к еретикам, а рассмотрение апелляций на действия И. поручил севильскому архиеп. Иньиго Манрикесу. Несколько месяцев спустя он назначил великим ген.-инквизитором Кастилии и Арагонии Торквемаду, кот. и завершил дело преобразования испанской И. Инквизиционный трибунал сперва состоял из председателя, 2 юристов-асессоров и 3 королевских советников. Эта организация скоро оказалась недостаточной, и взамен ее создана была целая система инквизиционных учреждений: центральный инквизиционный совет (так назыв. Consejo de la suprema) и 4 местных трибунала, число которых потом было увеличено до 10. Имущества, конфискованные у еретиков, составляли фонд, из которого черпались средства для содержания инквизиционных трибуналов и который вместе с тем служил источником обогащения папской и королевской казны. В 1484 г. Торквемада назначил в Севилье общий съезд всех членов испанских инквизиционных трибуналов, и здесь был выработан кодекс (сперва 28 постановлений; 11 были добавлены позднее), регулировавший инквизиционный процесс. С тех пор дело очищения Испании от еретиков и нехристиан стало быстро подвигаться вперед, особенно после 1492 г., когда Торквемаде удалось добиться у «католич. королей» изгнания из Испании всех евреев. Результаты истребительной деятельности испанской И. при Торквемаде, в период от 1481 г. до 1498 г., выражаются следующими цифрами: около 8800 ч. было сожжено на костре; 90000 ч. подверглось конфискации имущества и церковным наказаниям; кроме того, были сожжены изображения, в виде чучел или портретов, 6500 ч., спасшихся от казни посредством бегства или смерти. В Кастилии И. пользовалась популярностью среди фанатичной толпы, с удовольствием сбегавшейся на аутодафе, а Торквемада до самой смерти встречал всеобщий почет. Но в Арагонии действия И. неоднократно вызывали взрывы народного негодования; во время одного из них Педро Арбуэс, председатель инквизиционного суда в Сарагосе, не уступавший в жестокости Торквемаде, был убит в церкви, в 1485 г. Преемники Торквемады, Диэго-Деса и особенно Хименес, архиеп. Толедский и духовник Изабеллы, закончили дело религиозного объединения Испании. Несколько лет спустя после завоевания Гранады мавры подверглись гонениям за веру, несмотря на обеспечение за ними религиозной свободы условиями капитуляционного договора 1492 г. В 1502 г. им было предписано либо креститься, либо оставить Испанию. Часть мавров покинула родину, большинство крестилось; однако крестившиеся мавры (мориски) не избавились от преследований и наконец были изгнаны из Испании Филиппом III, в 1609 г. Изгнание евреев, мавров и морисков, составлявших более 3 млн. населения и притом самого образованного, трудолюбивого и богатого, повлекло за собой неисчислимые потери для испанского земледелия, промышленности и торговли. В течение 70 лет цифра испанского населения упала с 10 млн. до 6. Хименес уничтожил последние остатки епископской оппозиции. И. введена была во все колонии и местности, зависевшие от Испании; во всех портовых городах установлены были отделения ее, служившие как бы карантином против занесения ереси и гибельно отражавшиеся на испанской торговле. Испанская И. проникла в Нидерланды и Португалию и послужила образцом для итальянских и французских инквизиторов. В Нидерландах она установлена была Карлом V в 1522 г. и была причиной отпадения Северных Нидерландов от Испании при Филиппе II. В Португалии инквизиция введена была в 1536 г. и отсюда распространилась на португ. колонии в Ост-Индии, где центром ее была Гоа. По образцу испанской инквизиционной системы в 1542 г. в Риме учреждена была «конгрегация св. И.», власть которой безусловно признана была в герцогствах Миланском и Тосканском; в Неаполит. королевстве и Венецианской республике действия ее подлежали правительственному контролю. Во Франции Генрих II пытался учредить И. по тому же образцу, а Франциск II в 1559 г. перенес функции инквизиционного суда на парламент, где для этого образовано было особое отделение, так наз. chambres ardentes.

Действия инквизиционного трибунала облекались строгой таинственностью. Целая система шпионства и доносов опутывала всех страшной сетью. Как только обвиненный или заподозренный привлекался к суду И., начинался предварительный допрос, результаты которого представлялись трибуналу. Если последний находил дело подлежащим своей юрисдикции — что обыкновенно и случалось, — то доносчики и свидетели снова допрашивались и их показания вместе со всеми уликами передавались на рассмотрение доминиканских богословов, так называемых квалификаторов св. И.; если квалификаторы высказывались против обвиняемого, его тотчас же отводили в секретную тюрьму, после чего между узником и внешним миром прекращались всякие сношения. Затем следовали 3 первые аудиенции, во время которых инквизиторы, не объявляя подсудимому пунктов обвинения, старались путем вопросов запутать его в ответах и хитростью исторгнуть у него сознание во взводимых на него преступлениях. В случае сознания он ставился в разряд «раскаивающихся» и мог рассчитывать на снисхождение суда; в случае упорного отрицания вины обвиняемого, по требованию прокурора, вводили в камеру пыток, и здесь вымогалось у него сознание посредством целого ряда ужасных мук, свидетельствующих о необычайной изобретательности инквизиторов. После пытки измученную жертву снова вводили в аудиенц-зал и только теперь знакомили ее с пунктами обвинения, на которые требовали ответа. Обвиняемого спрашивали, желает ли он защищаться или нет, и в случае утвердительного ответа предлагали ему выбрать себе защитника из списка лиц, составленного его же обвинителями. Понятно, что защита при таких условиях была не более как грубым издевательством над жертвой трибунала. По окончании процесса, продолжавшегося нередко несколько месяцев, снова приглашались квалификаторы и давали свое окончательное мнение по данному делу, почти всегда — не в пользу подсудимого. Затем следовал приговор, на который можно было апеллировать к верховному инквизиционному трибуналу или к папе; но апеллировать к «супреме» было бесполезно, так как она не отменяла приговоров инквиз. судов, а для успеха апелляции в Рим необходимо было заступничество богатых друзей, так как осужденный, ограбленный И., значительными денежными суммами уже не располагал. Если приговор отменялся, узника освобождали, но без всякого вознаграждения за испытанные муки, унижения и убытки; в противном случае его ожидали санбенито (см.) и аутодафе. Кроме религиозного фанатизма и корыстолюбия, мотивом преследования являлась нередко и личная месть отдельных членов трибунала. Раз намеченная жертва уже не могла ускользнуть из рук св. трибунала: ее не могли спасти ни высокое положение в церкви или государстве, ни слава ученого или художника, ни безупречно-нравственная жизнь. Перед И. трепетали даже государи. Ее преследований не могли избежать даже такие лица, как исп. архиепископ Карранса, кардинал Чезаре Борджиа и др. Всякое проявление независимой мысли преследовалось, как ересь: это видно на примерах Галилея, Джордано Бруно, Пико ди Мирандола и др. Особенно гибельным становится влияние И. на умственное развитие Европы в XVI в., когда ей вместе с иезуитским орденом удалось овладеть цензурой книг. В XVII в. число ее жертв значительно уменьшается. XVIII-й в. с его идеями религиозной веротерпимости был временем дальнейшего упадка и наконец полной отмены И. во многих государствах Европы: пытки совершенно устраняются из инквизиционного процесса в Испании, а число смертных казней сокращается до 2—3, и даже меньше, в год. В Испании И. уничтожена была указом Иосифа Бонапарта 4 декабря 1808 г. По статистическим данным, собранным в труде Llorente, оказывается, что подвергшихся преследованию со стороны испанск. инквизиции с 1481 до 1809 г. было 341021 чел.; из них 31912 были сожжены лично, 17659 — in effigie (см.), 291450 подверглись тюремному заключению и другим наказаниям. В Португалии И. сильно была ограничена в министерство Помбаля, а при Иоанне VI (1818—26) совсем уничтожена. Во Франции она уничтожена в 1772 году, в Тоскане и Парме — в 1769 г., в Сицилии — в 1782 г., в Риме — в 1809 г. В 1814 г. И. была восстановлена в Испании Фердинандом VII; вторично уничтоженная кортесами в 1820 г., она снова на некоторое время возрождается, пока, наконец, в 1834 г. не упраздняется навсегда; имущество ее обращено на погашение государственного долга. В Сардинии И. просуществовала до 1840 г., в Тоскане — до 1852 г.; в Риме И. восстановлена Пием VII в 1814 г. и до настоящего времени не была отменена формальным актом . И теперь еще существуют среди католических писателей люди, защищающие И. и чуть не считающие ее, подобно Папе Павлу IV, благодатным внушением св. Духа. С 1877 г. инспрукские иезуиты с Wieser’ом во главе издают журнал, в котором высказываются за восстановление И. В таком же духе пишут: в Испании — Orti y Lara («La inquisicion», Мадрид, 1877), в Германии — бенедиктинец Gaws («Kirchengeschichte von Spanien», т. III, Регенсбург, 1876), в Бельгии — Poullet. Важнейшие сочин. по истории И.: J. Llorente, «Historia critica de la inquisicion de España» (Мадрид, 1812—13); F. Hoffmann, «Geschichte der Inquisition» (2 изд., Бонн, 1878); Molinier, «L’Inquisition dans le midi de la France au treizième et au quatorzième siècle» (1880); M. Lachâtre, «Histoire de L’inquisition» (1880); H. Осокин, «История альбигойцев и их времени» (Казань, 1869 -1872). См. также М. Барро, «Торквемада» (изд. Павленкова, СПб., 1893).

В. П—ий.

  1. С падением светской власти Папы осталась в Риме, при папской курии, конгрегация инквизиции (sacra congregatio romana vel universalis inquisitionis, seu sancti officii), состоящая из кардиналов (в 1882 г. — из 13) под личным председательством Папы. Эта конгрегация была учреждена в 1542 г. Папой Павлом III в качестве общего для всей католической церкви трибунала по делам о ересях и вообще о преступлениях против веры, а Папой Сикстом V в 1587 г. возведена на первостепенное место среди всех конгрегаций при папском престоле. Об организации и компетенции этой конгрегации см. Hinschius, «Das Kirchenrecht der Katholiken und Protestanten» (Берлин, 1870, т. I, ч. 2, стр. 448—451). Точных сведений о деятельности этой конгрегации нет, так как члены ее обязаны клятвой молчания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *