Как общаться с истеричкой?

  • Апр 18, 2017

От современных мужчин часто можно услышать жалобы в сторону женщин, которые пытаются с помощью истерик и скандалов манипулировать их чувствами. Мол, нет больше сил уживаться с красивыми змеями, а любви хочется! Наш совет – держите свои границы, воспитывайте в себе внутреннюю уверенность и четко обозначьте партнерше, чего вы от нее ждете. Достаточно, чтобы в паре хотя бы один человек был с адекватной самооценкой, тогда и другой подстроится. Об остальных принципах управления читайте ниже.

Кто такие истерички: манипуляторши или женщины с проблемной самооценкой?

Девушка с эмоциональными качелями, другого определения не дано. В одно мгновение она довольна и улыбается, а уже через минуту ревет без всякого повода или укрывает трехэтажной бранью. То нежная и прекрасная принцесса, рядом с которой хочется завоевать весь мир, то огнедышащий дракон, который откусит голову просто потому, что нечего дышать рядом и раздражать. Эта женщина невозможна (истеричка!), а все потому, что ее самооценка слишком неуравновешенна. Когда она испытывает эмоциональный и душевный подъем – ею нельзя не восхищаться, когда внутренний локус падает – все скатывается в огромную яму нервов. Она закатывает грандиозные скандалы, виртуозно плетет из мужчины веревки, безжалостно кушает мозг ложечкой, а потом возвращается в обличье кроткой кошечки и жалобно просится на ручки.

Казалось бы, зачем вообще иметь с такой что-то общее? Проще бросить этот вулкан страсти и найти девушку скромнее, кушать борщи, наслаждаться свежестью накрахмаленных рубах. Однако если стерва по-настоящему красива, интересна и умна, в такой лакомый кусочек сложно не влюбиться, потому и приходится искать правила выживания. И мы вам в этом поможем.

Инструкция по укрощению стерв: как поставить хищницу на место?

Правило 1. Подкрепление хорошего и дистанция в ответ на капризы

Как часто в ответ на ее оскорбления и хамство вы ведете себя совершенно неправильно? Вместо развернуться и уйти, начинаете наезжать в ответ, читать лекции об уважении прав друг друга, либо и вовсе стараетесь не обращать внимание на временное «помутнение рассудка». Выслушиваете ее упреки, как баран, а то и пытаетесь заткнуть рот, как базарная баба. В чем ошибка? Отвечая бранью на ее выпады, вы рискуете снова остаться виноватым, резко увеличив масштаб катастрофы. Игнорируя яд, позволяете дамочке доминировать, закрепляя нежелательное поведение. Как действовать наверняка? Только дистанция.

«Как ты меня достал», «какой же ты все-таки размазня», «ненавижу тебя», «не трогай меня» — знакомо? Как только начинаются привычные выпады в вашу сторону, вставайте и молча уходите (давайте отбой на телефоне). Без объяснений и выяснений, истеричкам они ни к чему. Сидели в этот момент в ресторане? Заплатите по счету и быстро дистанцируйтесь. Естественно, дама обидится, даже рассердится, отвечать ей не надо, пусть успокоится и подумает над своим поведением. Дело в том, что вы для нее не только груша для битья, но и утешитель, потому лишившись привычной поддержки, она быстро поймет, что нуждается в вас. Это она вышла из себя, вы же сохранили самообладание, значит, на вас можно положиться.

Что будет потом? Она позвонит, напишет и извинится. Не стоит отвечать ей, если она продолжит нападать, но если попросит утешить – пожалуйста! Скажет «извини» — отвечайте «хорошо». Продолжит «не могу без тебя» — отвечайте «я рядом». Будьте максимально корректны, не высказывайте обид, не читайте нотаций, просто покажите, что такое отношение к себе вы терпеть не намерены. Если она не раскаялась, позвоните сами и уточните, пришла ли девушка в себя? На ее слезы объясните, что сожалеете о том, что она так рассердилась, но вы не давали повода говорить с собой в таком неуважительном тоне. Объясните, что разговаривать в таком тоне она может с подружкой, а с вами нельзя. Либо девушка держит себя в рамках, либо идет скандалить к маме. Как только дама усвоила урок, можете к ней вернуться, это и будет подкреплением хорошего поведения.

Правило 2. Не критикуйте и не затевайте споров

В отношениях с любой женщиной есть табу — нельзя критиковать ее детей и родственников, как и выискивать изъяны во внешности. Ее что-то не устраивает, она упорно пытается навязать свое видение ситуации, с которым вы в корне не согласны? Не нужно затевать спор со всеми вытекающими, лучше внимательно выслушать претензию и озвучить свое видение. Не с вызовом, мол, «ты не права, я сказал». Но как данность: «Вот такое у меня мнение и от твоего несогласия ничего не поменяется». Высказавшись в спокойной утвердительной манере, вы вызовите у стервы куда больше уважения, чем инфантильные размахивания руками в попытке отстоять право «быть главным».

Правило 3. Учитесь держать себя в границах

Что вы сделаете, если вас кто-то унизит или морально опустит? Наверное, укусите в ответ, да побольнее. Увы, женщины-истерички устроены так же. Они только с виду аленькие цветочки, а внутри – настоящие злопамятные змеи, которые за причиненную обиду уцепятся в глотку. Не стоит обижаться на ее желание пнуть в отместку, лучше будьте начеку и не нарывайтесь. Уважайте ее как партнершу, не стремитесь унизить словом, подколоть или задеть посильнее. Помните, в отношениях доминирует тот, у кого устойчивая самооценка, кто не обижается по пустякам, но великодушно прощает.

Любая стерва успокоится рядом с мужчиной, который будет вести себя в уважительной манере, а на ее попытки надавить просто дистанцируется вместо того, чтобы обидеться или отомстить. Вообще, все эти ее злые выходки происходят только потому, что она затаила на вас обиду, не давайте повода – не будет и яда.

Как укротить истеричку? Не опускать женщину в ответ, вести себя максимально корректно и дистанцироваться при первом же оскорблении. Не давайте пышных обещаний, которых не способны выполнить. Просите девушку общаться без намеков, прямо заявляя о том, чего она хочет. И, конечно, постарайтесь не наговорить лишнего, чтобы в следующей ссоре информация не использовалась против вас. Лучшая защита – ответ вопросом на вопрос, который даст ей возможность выговориться. Спросит, любите ли вы ее? Отвечайте «люблю» без лишних рассуждений. Меньше слов, целее будете. И побольше вам терпения!

В обширном и оригинальном наследии Э. Кречмера (1944, 1958, 1974) актуальность сохранила лишь теория конституциональных типов (см. раздел 4.1), а механистические концепции эволюции и строения мозга постепенно забываются. В психиатрии не получили также признания взгляды Кречмера относительно истерических расстройств , основанные на теории гипоноических и гипобулических механизмов (филогенетически более низкие уровни функционирования психики). Поскольку одна из основных целей этой книги — возможно более полное обсуждение теоретических вопросов, касающихся истерии, то концепции Кречмера в этой области нельзя обойти молчанием.

В своей фундаментальной монографии, посвященной истерии, Кречмер (1974) начинает изложение с истерических реакций в виде двигательной бури и рефлекса замирания. Двигательную бурю он считает типичной, обусловленной биологическими механизмами реакцией животных на угрожающие ситуации. Человек также в каждой новой ситуации, потенциально чреватой опасностью, приводит в действие доминирующий образец поведения. Двигательная буря, расцениваемая как особый вид реакции, возникает у человека только в некоторых определенных условиях, в частности, когда под влиянием сильных внешних раздражителей развивается состояние паники, парализующее более новые, приобретенные виды реакций и высвобождающее филогенетически более старые схемы поведения. Таким образом, двигательная буря носит атавистический характер и развивается через предшествующие стадии паники и инфантильного поведения. Все три указанные формы поведения могут возникать периодически или стать постоянным стереотипом реагирования. Двигательная буря, паника и инфантильное поведение имеют много общих черт: 1) они представляют собой инстинктивную реакцию на фрустрационные внешние раздражители; 2) характеризуются избытком бесцельных движений; 3) являются проявлением аффективных компонентов, преобладающих над рациональными; 4) мотивируются не рефлексией, а тенденцией к бегству от фрустрирующей ситуации, 5) в конечном итоге бегство приводит к «успеху» (избавление от угрожающей ситуации); 6) они являются относительно целесообразными биологическими типами поведения.

По мнению Кречмера (1974), истерическая реакция относится к нормальной так же, как инстинкт к интеллекту. Термин «инстинктивный» автор рассматривает как противоположный понятию «рациональный», охватывающему «высшую психическую функцию нормального интеллекта» и целенаправленное, зависимое от волевых актов поведение Он считает, что противопоставление инстинктивное — рациональное лучше объясняет отношение между истерическими и нормальными схемами реагирования, чем использование терминов «сознательное» и «бессознательное». Кречмер, как и Buhler, полагает, что инстинкт — это наследственно обусловленный комплекс эффективных образцов поведения. Инстинктивная реакция направлена на непосредственные цели в противоположность реакции, основанной на рациональных и волевых компонентах. Она носит стереотипный, ригидный характер и обнаруживает отсутствие способности адаптироваться к особенностям разнообразных ситуаций. Подобно двигательной буре, рефлекс замирания также причисляется к инстинктивным видам поведения. Он аналогичен картине гипнотической каталепсии. Рефлекс замирания — это результат страха, появляющегося в угрожающей ситуации и приводящего к резкому двигательному торможению вплоть до состояния полной каталепсии. Истерические реакции в виде двигательной бури или замирания фиксируются и позже обнаруживают тенденцию к постоянному повторению. Важную роль в формировании истерической реакции играет привычка, под влиянием которой фиксируется «истерический стереотип», т. е. так называемый вторичный автоматизм, независимый от волевых актов.

Кречмер обращает внимание на значение волевого акта в формировании рефлексов, являющихся составными частями как нормальной, так и истерической реакции. Ведь характер двигательных функций зависит от выработанных рефлекторных схем. Рефлексы, составляющие реакцию на слабые раздражители, могут быть усилены и фиксированы за счет до-дополнительных волевых стимулов, которые также способны активизировать рефлексы, уже находящиеся на определенном этапе фиксации (автоматизации). На основе возникших таким образом рефлекторных схем развиваются двигательные функции, не имеющие признаков произвольного рефлекса, хотя ранее волевые акты участвовали в их формировании Слабые волевые стимулы эффективнее всего в процессе создания рефлексов, а сильные внезапные раздражители вызывают распад или полную ликвидацию рефлекторной схемы Истерические реакции проявляются у лиц, эмоциональные стереотипы которых легко и быстро трансформируются в двигательный и психический автоматизм.

В соответствии с концепцией Кречмера человек обладает двумя образующими однородное целое типами воли: целенаправленная воля (сознательные и целесообразные волевые акты, мотивированные психологически) и гипобулическая воля (бессознательные волевые акты как реакция на раздражители), которая филогенетически и онтогенетически является низшей стадией развития целенаправленной воли. Таким образом, «волевой аппарат», подобно другим «психическим аппаратам», располагает гипобулическими механизмами функционирования. Характерными особенностями гипобулической воли Кречмер считает повышенную восприимчивость к «примитивным» психическим раздражителям (например, боль, приказы), полярный антагонизм (негативизм или автоматическое послушание в результате внушаемости), диспропорцию между силой раздражителя и силой реакции, тенденцию к ритмичному повторению реакции, к реагированию в форме двигательной бури или рефлекса замирания. У здоровых людей гипобулический тип воли тесно связан с целенаправленной деятельностью, за счет этого обеспечивается полная интеграция всего волевого аппарата. При истерии происходит диссоциация гипобулической и целенаправленной воли, в результате чего управление поведением переходит к гипобулической воле, которая начинает самостоятельно функционировать как независимый компонент сферы экспрессии. Такая диссоциация является следствием воздействия эндогенных факторов или травмирующих переживаний. Например, в истерическом припадке наблюдается следующая последовательность: возбуждение истерических механизмов включает гипобулические функции, а они в свою очередь активируют рефлекторную двигательную систему. Таким образом, с точки зрения динамики этого явления сущностью истерии можно считать тесное объединение рефлекторных (так называемые низшие сенсорномоторные автоматизмы) и гипобулических (так называемые психические автоматизмы) механизмов при одновременном отключении последних от целенаправленных функций воли. Кречмер подчеркивает, что при истерии мы имеем дело не со «слабостью воли», а со «слабостью цели» (отсутствие целесообразности движений): при определенных ситуациях появляется как бы «паралич высшего уровня психических функций», в результате которого мобилизуется «низкий уровень», что проявляется самопроизвольными бесцельными гипобулическими движениями.

При истерии чрезвычайно важны два основных инстинкта: инстинкт самосохранения и половой инстинкт. С первым связаны реакции страха в угрожающих ситуациях, со вторым — эмоции и конфликты сексуальной природы. В подобных трудных ситуациях первичная тенденция — это бегство или оборона. По мнению автора, эта так называемая первичная тенденция является также причиной активации защитного механизма вытеснения и театральной манеры поведения, сопутствующей переживанию сильного страха; в свою очередь так называемая вторичная тенденция направлена к разрядке этих эмоциональных переживаний, к «сохранению покоя» и является причиной перехода сильного страха в симптомы хронической истерии (конверсивные симптомы). Только в случае появления вторичной тенденции можно говорить об истерии в клиническом значении этого слова.

Анализируя влияние индивидуального опыта на возникновение истерических симптомов. Кречмер пришел к выводу, что внутрипсихические процессы подвергаются защитной адаптации к фрустрационным внешним раздражителям. Вместо непосредственной конфронтации и попыток решения проблемы происходит бегство от трудной ситуации в виде, например, механизма диссоциации сознания (в форме раздвоения личности, судорожных припадков, истерических сумеречных состояний и т. п.). Нормальный в обычных условиях, по мнению автора, психологический механизм вытеснения становится в истерии орудием трансформации индивидуального опыта. Кроме того, в трудных ситуациях возникает так называемая гипоноическая структура — онтогенетически более ранний тип функционирования психики. Процессы гипоноического мышления (например, мифология) лишены логических, временно-пространственных и причинно-следственных категорий, они почти целиком основаны на аффективном компоненте, что придает им кататимный характер. Поэтому, например, переживания в истерических сумеречных состояниях часто отражают желанное осуществление фантазий и мечтаний индивида В основе пуэрилизма (регресс к периоду детства) или «пенсионных» неврозов также лежат гипоноические механизмы.

Для лечения истерических расстройств, особенно с картиной чувствительно-двигательных нарушений, Кречмер предлагает так называемую протрептику, представляющую собой особый метод лечения, основанный на индивидуальной психотерапии (в основном внушением), гипнозе и физических процедурах (например, воздействие фарадического тока).

Своей яркой демонстративностью и эмоциональной экспрессивностью человек истерического типа соблазняет и очаровывает. — Зачастую это — мимикрия под ожидания других, а внутри — боль «человека без центра».

«Здоровый человек не имеет характера» (Ф. Перлз), — он гибок в своем творческом приспособлении. Характер, типаж – это фиксация, несвобода. Истерический опыт — что это, как проявляется, как преодолевается?

Слово истерия с древне-греческого переводится как «матка», что намекает на переоценку значимости пола этой личностью. С полом противоположным истерик привычно использует свою сексуальность и сам секс как инструмент привлечения внимания, получения «любви».

Внутри-инфантильная, неразвитая сексуальность, играет её-привлеченные объекты вызывают неосознанное отвращение. Со своим полом часто конкуренция.

В бытовом смысле «истеричка» — это эмоционально несдержанный человек. Истерический типы личности имеет трудности регуляции своей эмоциональности.

Истерический детский опыт

В младенчестве все мы слабо регулируем свою эмоциональность. Однако в процессе роста, взаимодействия с родителями (матерью) и прочими людьми мы обучаемся этому.Истерическая личность.

Когда ребенок испытывает сильные эмоции — гнев, страх, радость, злость и пр., «достаточно хороший» родитель контейнирует (от слова контейнер) эмоции ребенка. — Называет: «ты устал», «ты радуешься», «ты разозлился», «ты соскучился»; успокаивает: жалеет, утешает; помогает до-выразить: предлагает поиграть, потопать ножками и пр.

Постепенно ребенок обучается сам контейнировать — различать собственные эмоции, называть для себя, уважительно относиться (опираться на них), успокаивать себя (самостоятельно или с помощью других).

Родитель, имеющий трудности в обращении с собственной эмоциональностью, плохо выполняет эту работу. Ему эмоции ребенка трудно выдерживать, — вольно-невольно их игнорирует/останавливает.

Эмоции остаются «не упакованными в контейнер», а хаотично разлитыми по психическому миру — истеричность. — Не формируется модель совладания с эмоциями, навык их аутентично выражать, что рождает психологические проблемы «отсутствия центра», осложняющие дальнейшую жизнь личности.

Каша из эмоций и мимикрия

Истерик сам не понимает свои чувства. Что он может (и периодически делает) – это выражать «кашу» из чувств – невнятную, диффузную, и при этом сильно заряженную напряжением (истерика).

«Кашу» трудно понять, нет «центра», соответственно, её трудно выдерживать, адекватно на неё ответить. — Хочется увернуться или агрессивно «наехать» в ответ. — Истерик снова и снова в момент самораскрытия получает реакцию невыдерживания себя, которая травмировала его в детстве.

Поэтому такой человек приучается мимикрировать (маскироваться, подражать) под желания и ожидания других. — Защитная реакция, как от собственного эмоционального отреагирования (которое весьма болезненно), так и от причиняющей боль реакции людей (игнорирование или агрессия).

Демонстративное и липучее поведение

Демонстративность – это универсальный найденный таким человеком способ получать «любовь», и, одновременно, какую-никакую эмоциональную разрядку.

Истерику трудно говорить и делать то, что неудобно другим, что расходится с их потребностями (даже только в его фантазиях). — Старается не огорчить, не разозлить, угодить, порадовать, развлечь, удовлетворить тайные желания (к которым очень чуток).

Истерический опыт толкает демонстративно плакать навзрыд, беспрерывно шутить, вести себя вызывающе сексуально, подсознательно мимикруя под «нужную волну». Тогда как истинное эмоциональное содержание остается скрытым и от «публики», и от самого «актёра».

Т.к. эмоции не переживаются непосредственно в момент выражения, а скорее, играются, нет ощущения своего центра: «это я» и разделенности: «меня чувствуют», а есть: «меня не понимают/используют».

Временами ему удается аутентично выразить себя, что зачастую хаотично, рвано, чрезмерно, — испытывает неловкость, — якобы нагружает своими переживаниями, неудобен. Даже если это не так, ему трудно в это поверить. Порой его несет поток эмоций, и тогда мы наблюдаем «истерику».

Ощущает огромную тревогу встречи со своим неоформленным внутренним миром, поэтому практически не выносит одиночества. Внутренняя незащищенность подвигает постоянно «лепиться» к сильным, даже к плохим объектам, которые используют. — Не в силах «отцепиться», т.к. ужас незащищенности больше, чем неудобство (отвратительность) происходящего. — «Сдает себя в аренду» в разных смыслах.

Часты психосоматические симптомы и физические болезни, которые могут обостряться в моменты усиления стресса. — Боль в желудке, ситуативное ослабление слуха/зрения, внезапная ломота в костях, тики, обморочное состояние и т.п. Симптомы выполняют роль громоотвода — переживая физическое напряжение, уходит от психического.

Психотерапия истерического опыта

Психотерапия показана человеку с истерическим опытом и эффективна для него.

1) Истерик плохо знает, какой он непосредственно есть, не умеет опираться на свои ощущения, привык ориентироваться на других, — недостаточно сформированы психологические границы.

Необходимо научится распознавать и опираться на свои эмоциональные и телесные ощущения. Заново узнавать, «какой я человек» на основе своих чувств, а не чужого удобства, — выстроить границы.

2) Есть иррациональный страх, стыд и вина аутентично выражать себя, так как невыносим риск, что «я реально окажусь неудобен», — избегание такого риска.

«Набивать руку» быть всяким (искренним) в безопасных отношениях (с психотерапевтом) и не только.

3) Ориентируясь на других и остро нуждаясь в них, ведет себя демонстративно, неестественно, «липнет», соблазняет, чем других либо отталкивает, либо негативно привлекает (для использования).

Наращивать навык сохранять «свой центр», стоять на «собственных ногах», — временами пренебрегать чужим удобством, обеспечивать самому свой комфорт в отношениях.

Способность адекватно выражать свои чувства/желания, проживать и преодолевать страх отвержения, строить искреннее взаимопонимание хорошо наращиваются в психотерапевтической группе.

Анна Паршина (Узбекова) — психолог, гештальт — терапевт, ведущая терапевтических и тренинговых групп

Другие статьи автора
ОТНОШЕНИЯ4 стадии отношений
Доверие как состояние души Хорошее начало отношений
Стоит ли доверять людям?
Как мы влияем на людей
Я прав, а ты ошибаешься
Пустота в отношениях
Личные секреты
Заканчивать отношения
Изменить сценарий отношений
Отношения любви
О ПСИХОТЕРАПИИО гештальт терапии Нарциссический тип Истерический тип
Депрессия — вход/выход
Мифы о психотерапии
Очерки о клиентах
ЛИЧНОСТЬЧетыре моих окна
Самооценка
Нелюбимые
Одиночество
ЧУВСТВА И ЭМОЦИИПодавляете эмоции?
Что такое скука
Зависть
Позволь быть человеком
Причины ревности
Невроз несчастности
ЖЕНСТВЕННОСТЬЖенщина в обществе
Больная женственность
Зависимая женщина
В чем сила женщины?
ВНЕШНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕВ ловушке внешности
Лишний вес
УПРАВЛЕНИЕ ЗЛОСТЬЮРаздражаясь, вы тоже…?
Как выражать негатив
5 телесных зажимов
ДЕТИ И РОДИТЕЛИ Правила для родителей
БИЗНЕС И КАРЬЕРАДенежный рост
Развитие воли
Раздел пополняется

— Истерия бывает двух форм. Первая — пограничная, она формируется еще у маленького ребенка: у него нет ресурсов, чтобы управлять эмоциями и он погружается в неконтролируемое состояние. Это почти никак не предотвратить и точно не вычислить заранее: пограничные истерики — нормальные люди в обычной жизни, они вежливо общаются, любезны, никогда не устроят истерику перед незнакомцами. А вот когда условный конфетно-букетный период остается позади, такой истерик начинает предъявлять претензии в неконтролируемой форме.

Александр Савченков

Вторая истерия — невротическая, это то, от чего Фрейд пытался вылечить всех женщин. Если пограничная истерика выглядит как «порвало-провалился-очнулся, а вокруг руины», то невротическая — контролируемая. Женщина (а обычно невротические истерики свойственны им) специально лезет под шкуру, четко понимает, что делает, подает это под соусом: «А почему это я должна себя сдерживать?». Нормальные люди решают такие вопросы в диалоге, а истерики сразу вцепляются в загривок, атакуют. В этот момент их качает, от ненависти к любви.

Истерия не лечится, но ее можно компенсировать. У пограничника все равно будут накапливаться эти эмоции, но глубина погружения в истерику может быть разной. Непроработанный провалится особенно глубоко, приступ отнимет у него много сил.

Скомпенсированный невротик сможет лучше контролировать эмоции: немного поколбасило, перегорел и все, дальше способен на диалог. Если с истериком не работать, то его могут ожидать не просто перепады настроения, но и приступы слабости, когда сложно пошевелиться, и даже истерический паралич, его крайняя форма — когда вообще перестают слушаться руки и ноги.

Если для пограничника компенсация возможна в основном на кушетке у психоаналитика, то невротики любвеобильны, им нужен секс, и они могут компенсироваться за его счет. Обычно за скандалом у них следует секс-примирение. Нередки случаи, когда истеричка осознанно все это провоцирует.

Хочу отметить, что с невротиками часто путают холериков. Это не одно и то же, холерик — это вид активности нервной системы. На работе мы можем увидеть, как холерик бегает по офису — там совет дал, там копию снял, там чайник поставил. А истерик может весь день сидеть молча, копить напряжение и взорваться, если принтер что-то не той стороной отпечатал.

Истерия — это психическое расстройство, с ним не рождаются, оно формируется в детстве, в инфантильную фазу. В первые два года жизни у ребенка формируется пограничная структура, до трех лет — отношения с отцом и матерью. Чтобы избежать всех подводных камней в воспитании ребенка, нужно комплексное понимание, того, как быть матерью. Мы учим этому в школе родителей.

Если вкратце, то вот что точно нельзя делать родителям, если они не хотят воспитать истерика.

Во-первых, нельзя с ребенком вступать в полемику. Взрослый всегда должен занимать доминантную позицию. Как бы мама ни устала, нельзя препираться и спорить. В этом случае мать регрессирует к ребенку, и они как в песочнице начинают кусать друг друга. При этом ребенку нужна мать, а не подружка. У него нет ресурсов адаптироваться к миру, мать для него в этом деле — базовый помощник, она обеспечивает безопасность, еду, принятие. А тут она начинает с ним ругаться чуть ли не на равных, и все — матери будто не существует. Тогда ребенок чувствует себя в дезадаптивной среде, где мать так же агрессивна, как и все вокруг, и закрепляет навык в ней взаимодействовать.

Второе, что нельзя делать, — игнорировать ребенка. Мама с папой пришли с работы, устали, несли тяжелые сумки, ребенок выбегает в прихожую, начинает чем-то взволнованно делиться и слышит: «Не сейчас!». Так нельзя. У него не закроется гештальт, напряжение не выплеснется — и он пойдет сломает игрушку, прольет чай, еще каким-то агрессивным способом привлечет к себе внимание.

Это две основные стратегии, и есть еще третья причина, когда может формироваться истерия — когда родители ведут себя инцестуозно. Например, папа прижимает к себе девочку, сажает на колени, ласкает ее. Он-то ничего такого не имеет в виду, но девочка в этот момент, получается, завоевала отца. Она одерживает триумф над матерью, присваивает сначала этого мужчину, а потом так же бессознательно хочет присвоить любого другого — и если так просто это не получается, это вызывает ярость и протест.

Или мальчик обнимает маму, говорит ей приятные слова, такой маленький рыцарь. Отказаться от такого сложно — для женщины это бессознательное воплощение идеального мужчины, который принимает и любит ее такой, какая она есть. Для мальчиков это грозит гомосексуализмом. Пассивные гомосексуалисты — это обычно заласканные дети. Женщины же не будут сходу такими ласковыми, как мать. И при неудаче первого близкого контакта с девушкой подросток испытывает аутоэротизм и направляет либидо на себе подобных, которые смогут любить его так, как любит он сам и его мать.

Что делать, если живешь с истериком?

Во-первых, если это мужчина, то подумать, надо ли оно вам. Женщину-истеричку можно терпеть, а мужчина должен быть зрелым, опорой, вести куда-то семейный корабль.

Во-вторых, женскую истерику можно прервать сексом (а мужскую — нет, только хорошей оплеухой, но на месте женщин я бы не рисковал). Но это работает только с невротичками — у пограничниц наоборот могут быть неприятные ощущения. Для пограничных способ купировать истерику — это полное принятие, нужно превратиться в чуткую жилетку. С невротичкой истерика, скорее всего, закончится сексом, а о пограничнице лучше как-то тепло позаботиться, например, накормить. У меня была на анализе полтора года такая невротическая истеричка. Муж ее понимал и принимал, давал возможность себя «покусать». И вот когда есть определенное количество секса, то истерия компенсируется. Кстати, мужчины жалуются на недостаток секса только до тех пор, пока не встречают женщину, которой нужно столько, сколько они не могут дать.

В целом, что делать во время истерики партнера? Скажу так — если ты любишь этого придурка, надо разрешать ему в себя прокричаться. Вести себя с ним в эти моменты как с ребенком, говорить, как сильно любишь и ценишь — они все недолюбленные. Нужно быть жилеткой, причем — бетонной, чтобы не вовлекаться в эту истерику и не выгорать. Уходить из дома в такие моменты нельзя, нужно быть рядом. А потом можно вместе пойти погулять. Если не дать истерику возможность выплеснуть эмоции, напряжение выйдет где-то в другом месте, один из вероятных исходов — алкоголизм.

Другое дело, если партнер начинает крушить дом. Если человек способен на деструктивные шутки, значит, мы имеем дело не с истериком, а с эпилептоидной, самой крайней фазой пограничного расстройства, когда забрало падает вплоть до переключения личности. Такой истерик наломал дров, а потом ничего не помнит.

Важно, чтобы был интеллект сохранным и оставался контроль — вот здесь проходит эта грань. Еще один критерий — готовность к самоповреждению или повреждению других. Шарахнуть тарелку и даже ноутбук об стену — это еще не социальная деструктивность. Шарахнул — купит новый. А вот если схватился за нож — пора госпитализировать. А еще подумайте, нужен ли вам в качестве партнера такой человек, который балансирует на грани эпилептоидной фазы, отключения критического мышления? Это попросту опасно.

В общем-то, инструкция по обращению с человеком в истерике очень простая. Нужно держать в уме, что это недолюбленный человек. Не надо его высмеивать, дразнить, главное — полное принятие. Дайте уже человеку разбить этот цветочный горшок! Иначе все вылезет в психосоматику. Он хочет признания, чувствителен к вниманию и нужно его давать. Скажите: «Я тебя люблю», обнимите — и пусть сначала вырывается, потом успокоится, и все закончится бурным сексом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *