Как определить век иконы?

Изображения, которые пользователи сайта попросили опознать

Внимание: В связи с разрастанием раздела опознаний уже до четырех гигабайт, в будущем планируется удалить все изображения из этого раздела за 2011-2016 годы, поскольку качество этих изображений, как правило, весьма низкое. Тем не менее, иногда в этом разделе встречаются довольно редкие и качественно сфотографированные иконы. Если какие-то из них, по Вашему мнению, представляют ценность и должны и в дальнейшем сохраняться на сайте, их следует переместить в отсортированные разделы сайта. Опознанные иконы следует переместить в соответствующие разделы икон, а неопознанные — в раздел ‘разное’. Для этого нужно на странице опознания открыть изображение в полном размере, убедиться, что оно качественное, не размыленное, ровно вырезано, сфотографировано не на боку, не имеет слишком большого заднего фона. Если это не так, изображение придется скачать на компьютер и обрезать/повернуть в графическом редакторе, а потом загрузить с компьютера. Если изображение изначально соответствует требованиям по качеству, можно не скачивать его на компьютер, а использовать ссылку ‘Добавить новое изображение этой иконы в каталог: с другого сайта’, указав адрес (url) изображения в полном размере — такой метод загрузки практически не требует затрат по времени.
Также как минимум до 14 июля включительно все изображения из раздела опознаний в максимальном качестве будут раздаваться через торренты: Rutracker.org (В России работает только через иностранные прокси, благодарите за это Роскомнадзор), Rutracker.net (пока работает без прокси), PravTor, Локальный. После 14 июля раздачи будут работать только если кто-то другой продолжит раздавать.

Принцип действия системы опознаний такой: новые изображения, которые надо опознать, выводятся выше старых, и помечаются красной (недовольной) мордашкой — их надо опознавать. Владелец информируется о каждом ответе по email. Когда после нескольких одинаковых ответов владелец решит, что опознание верно, он завершит его. Завершенные опознания отмечены зеленой (веселой) мордашкой и находятся в конце списка. Их опознавать не надо, за исключеним случаев, когда предложенное опознание явно неверно; однако, при ответе на завершенное опознание владелец изображения не получит извещения о новом ответе.

Существует еще один режим сортировки по ответам, для активных посетителей, следящих за всеми опознаниями.

Добавлять изображения на опознание и опознавать изображения могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, войдите в систему под своим именем для продолжения… Вход | Регистрация.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103. Всего изображений: 2564.

ДЕРЕВЯННАЯ ОСНОВА ИКОНЫ

КАКОЕ ДЕРЕВО ПРИМЕНЯЛОСЬ ДЛЯ ЖИВОПИСИ

Самым лучшим деревом для живописи является липа, но иногда используется ель, ольха и кипарис. Доски делаются всегда из выдержанного сухого дерева и хорошо склеиваются столярным клеем. Сучки из досок вырезаются, иначе они все время дают осушку, а от этого на грунте появляются трещины. В места вырезанных сучков столярным клеем вклеиваются вставки. Делается это всегда с лицевой стороны и не глубже, чем на половину толщины доски. Чтобы грунт на доске держался более прочно, лицевая ее сторона отстругивается цинубелем (зубчатым рубанком). Тыльная сторона доски тоже чисто остругивается, и в нее врезаются дубовые шпонки. Это предохраняет доску от коробления.

КАК ИЗГОТОВИТЬ ОСНОВУ ИЗ ДЕРЕВА

Для изготовления досок основы предпочитали мелкослойную древесину — липу, южный тополь, иву. Использовали также дуб, бук, кипарис, орех, иногда березу. Применение различной древесины для изготовления досок связано как с произрастанием тех или иных пород в различных климатических зонах, так и с местными традициями. Наиболее употребляемой породой при изготовлении досок в русской иконописи была липа, а в северных районах России довольно часто хвойные породы — сосна, ель, лиственница, кедр.

Доски под живопись изготовляли специалисты по обработке дерева — древоделы, редко сами художники. Доски, сделанные неспециалистами, отличаются низким качеством обработки.

Уже в XI—XII веках в России появляются иконы, высота которых иногда достигает двух метров и более. Размеры их обусловливались величиной церковных помещений. Например, икона XI— XII веков с изображением Петра и Павла, написанная для новгородского Софийского собора, имеет размер 236 х 147 см, «Благовещение» XII века для Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде — 229 х 144 см, «Георгий» из того же собора — 230 х 142 см; первая икона хранится в Новгородском историко-художественном музее, две другие — в Государственной Третьяковской галерее. Для военных походов и путешествий с дипломатическими целями русские люди заказывали иконы малого и среднего размеров. Например, икона «Спас» начала XIII века (Ярославский художественный музей), принадлежавшая ярославскому князю Василию, имеет размер 44,5 х 37 см.

Характер деформации досок выпиленных из различных участков ствола

Доски вытесывались из плахи топором и обстругивались теслом. Продольную распиловку бревен на доски в России, вероятно, начали производить только с XVII века (к этому времени относятся сведения в письменных источниках). При археологических раскопках в Чернигове и Новгороде в культурном слое XI века найдены пилы типа современной ножовки. Эти пилы могли быть использованы только для поперечного опиливания досок.

Следы инструмента при обработке доски являются надежным признаком в определении времени создания иконы. Различные инструменты, использованные при изготовлении доски, оставляют различные по характеру следы. От топора остаются зарубки, от скобеля — лункообразные борозды, от рубанка — плоские борозды. При позднейших поновлениях икон тыльную сторону их могли неоднократно выравнивать — перетесывать. Поэтому судить об их первоначальной обработке по тыльной стороне нужно с осторожностью. Зато на обнаженных частях лицевой стороны доски, где левкас бывает местами утрачен, можно видеть первичную обработку поверхности. На примере обработки лицевой стороны иконы XI—XII веков с изображением Петра и Павла видно, что после вытесывания досок топором их протесывали вдоль волокон скобелем, а после соединения их в один щит лицевую сторону дополнительно протесывали в поперечном направлении, чтобы сгладить неровности по месту соединения досок.

Лицевая (слева) и тыльная (справа) стороны иконы:

1 — поле,

2 — лузга,

3 — ковчег,

4 — паволока,

5 — врезная левосторонняя шпонка

На лицевой стороне доски делали углубление, которое называется ковчегом. Возвышающиеся над ковчегом края доски — это поле, а скос между полем и ковчегом — лузга.

Основу для иконы малого размера вырезали из одной доски; чтобы изготовить икону большого размера, соединяли несколько досок в один щит.

Для большей прочности между внутренними боковыми сторонами досок врезали небольшие, короткие планочки. Планочки различной конфигурации врезали в лицевую или тыльную сторону доски. Называли их в зависимости от формы — «карасиками», «сковородниками» или «ласточками». Врезанные в лицевую сторону доски «ласточки» изготовлялись с XVI века.

С тыльной стороны иконы или с торцевых ее сторон доски дополнительно скреплялись длинными рейками с различными поперечными сечениями — шпонками. В разное время применялись различные как по своей конфигурации, так и по способам крепления шпонки. Для византийских и русских иконных досок XI и последующих двух веков характерно прикрепление шпонок на торцевых частях и тыльной стороне доски посредством деревянных шипов или кованых железных гвоздей. Такие шпонки называются накладными торцевыми и накладными с тыльной стороны.

С XIV века накладные шпонки постепенно вытесняются врезными, вставляемыми в специально прорезанные пазы с тыльной стороны иконы, что давало возможность ссыхающимся или набухающим доскам скользить вдоль шпонок и не лопаться. В XIV—XV веках пазы чаще всего прорезали от одного края иконы до другого. Паз и шпонку обычно делали в сечении не прямыми, а клиновидно срезанными, что удерживало шпонку при усыхании. В XV веке пазы для шпонок стали делать короче ширины иконной доски на 5 — 10 см. Шпонки, слегка сужающиеся по длине, при этом начали вставлять навстречу — одна под другой, Однако форма поперечного сечения шпонки оставалась по-прежнему трапецевидной, а сама довольно толстая шпонка высоко выступала над тыльной стороной доски. В XVI веке шпонки изготовлялись уже более тонкими и менее выступавшими над плоскостью доски. В XVII веке их также делали плоскими, мало выступающими над тыльной поверхностью, но зато широкими, чтобы еще более усилить их сопротивляемость деформации (выгибу) доски.

С самого конца XVII века появились шпонки, врезанные в торцы доски. Такие шпонки хорошо обеспечивают сопротивление деформации только досок малого и среднего размеров. В иконах большого размера их не применяли.

При осмотре тыльной стороны икон нередко приходится встречаться с покраской ее масляными красками. Это делалось в более позднее время с целью предохранения досок от коробления и поражения жучками-точильщиками. Тыльные стороны досок часто имеют специфический коричневатый или черноватый налет. Предполагают, что это следы специальных обработок досок олифой или чесночным соком (применение последнего для защиты от жучков-точильщиков описано в западно-европейских манускриптах XVII века).

Уже в древности было известно (энциклопедические записки римского ученого Плиния, I век), что доски из кипариса, пинии и некоторых других деревьев не поражаются жучками- точильщиками, так как их древесина пропитана кедровым, лавандовым маслами и другими отпугивающими веществами. Со второй половины XVII века в Оружейной палате Московского Кремля некоторые небольшие иконки писали на кипарисовых досках, а к липовым иконным доскам с тыльной стороны иногда приклеивали кипарисовые доски. С этого же времени вплоть до начала XX века изготовлялись иконы небольших размеров, написанные на привозных кипарисовых досках. Со второй половины XIX века в России появляются иконы на кипарисовых досках, вывезенные из монастырей Афона (Греция).

Поперечный разрез иконы:

1 — доска,

2 — проклейка,

3 — паволока,

4 — левкас,

5 — красочный слой,

Определить возраст иконы без специальных знаний очень сложно. В этом деле также большую роль играет и опыт. Поэтому список критериев, которые вы найдете ниже, ориентировочный. Он поможет понять схему работу специалиста и самостоятельно уточнить приблизительный возраст святыни. Ведь сложно отказаться от соблазна узнать ценность старинного предмета, оказавшегося в ваших руках.

Основа

В старину образы писали на дереве. Такие иконы датируются XIV — XVII веками. Разброс в три столетия существенный: за это время технологии менялись, что отражалось на внешнем виде реликвий. Именно на тонкости изготовления основы и обращают внимание специалисты.

Грубые края, наличие зарубок — признак старый образ. Такие следы оставались от топора, которым и вытесывали доски для иконописей. Плоские борозды говорят о применении в обработке рубанка, а лункообразные — скобеля. Начиная с XVII века, доски стали изготавливать методом продольной распиловки. Край стал более ровным, без характерных зазубрин, что и выдает в таких иконах реликвии времен правления первого Романова — Михаила Федоровича.

Важно понимать, что оценка возраста по обработке основы может привести к ошибке. Это связано с тем, что иконы обновляли и выравнивали. Поэтому оценивать надо те места иконы, где видна первичная обработка.

С XIX века образы стали делать промышленным способом на металле и бумаге, которую крепили к дереву. К живописи такие работы не имеют отношения и ценность их для коллекционеров минимальна. Чтобы не перепутать настоящий антиквариат со старинной печатью, необходимо посмотреть на икону через лупу. Тонкие линии, оставленные кистью, расскажут, что написанием святого лика занимался художник, а не станок.

Тип красок

Еще один признак старинной иконной живописи — темперные краски. Их изготавливали с использованием куриных яиц, которые смешивали с водой и пигментом. Краски получались жидкими и требовали грунта или левкаса, который клали на холст. Именно левкас и холст служат признаками древней реликвии. Увидеть их можно, если внимательно присмотреться к трещинам и различным сколам краски на полотне. Если за красочным слоем видна лишь доска, то икона была примерно написана в XVIII — XIX веках, когда стали писать маслом по дереву.

Стоит помнить, что существовали школы иконописи, которые раньше других стали использовать масляные краски. Такие работы датируются XVII веком, хотя техника исполнения говорит о более поздних годах. Без помощи специалиста определить возраст в этом случае не получится.

Особенности обратной стороны иконы

Для получения дополнительных сведений об образе антиквары детально изучают его «изнанку». Информация помогает подтвердить или опровергнуть предполагаемый возраст святыни.

Доски, на которых писали лики святых, со временем деформировались. Особенно сильно усушка сказывалась на липе и иве — двух популярных породах в иконописи. Чтобы естественные процессы, характерные для дерева, не сказались на внешнем виде иконы, в досках делали прорези и вставляли в них шпонки в виде узеньких дощечек из более прочных пород.

С лицевой стороны нередко вытесывали ковчег или углубление с рамкой по периметру. Глубина ковчега менялась, как и ширина рамки, форма шпонок и способ их установки. По этим деталям специалисты и устанавливают возраст иконы: для каждого периода характерны свои технологии. Если на шпонках видны отверстия от гвоздей, то примерный возраст образа XIII век. В то время их не врезали, а крепили. Врезать их стали веком позже, а в XV шпонки значительно выступали над доской. О такой дате написания также расскажет и двойной ковчег с лицевой стороны.

Иконописная школа, стиль письма художника

Манера письма икон менялась, как и технологии. Поэтому внимание стоит обратить на особенности изображения лиц святых. До XVII их писали в традиционном стиле с характерными длинными одеждами и умеренным количеством складок. После в письме появляется больше реалистичности.

Влияли на стиль написания и каноны определенных иконописных школ. Для создания фона северные художники нередко использовали голубой и зеленый цвета. Работы московских мастеров выделяются декоративностью и утонченностью.

Отзывы

Быстро рассчитали, с ценой не обманули. По телефону сразу сказали, что за мои брендовые серьги с жемчугом сложно назвать конкретную цену, не видя украшение в живую. Поэтому предложили приехать в офис. На месте уже все посмотрели и назвали цену. Меня устроило, так что я осталась довольна.

Ольга П.

Москва

Мне надо было продать редкую икону, которая досталась от бабушки жены. Сделал фото иконы, отправил по ватсап. Ответили быстро, назвали цену, сказали, что она не окончательная. Договориться о встрече в офисе не удалось из-за моей занятости. Но менеджер предложил альтернативу — чтобы оценщик приехал ко мне. Для меня был это идеальный вариант. Продажа прошла выгодно, без лишних сложностей.

Евгений С.

Москва

Единственная скупка, где мне предложили адекватную стоимость за золотые часы. Поэтому рекомендую.

Екатерина

Москва

Продавал Голд Антик буддийскую статуэтку. В принципе не думал, что за нее можно выручить хоть какие-то деньги. Но специалист посмотрел и назвал за нее неплохую сумму. Деньги выдали сразу наличкой, ничего ждать не пришлось.

Владимир Д.

Одинцово, Московская Область

ГолдАнтик порекомендовала знакомая, когда мне понадобилось продать очень старый и редкий фарфор. К работе скупки претензий нет. Специалисты вежливые, грамотные, все объяснили, рассказали, почему такая цена, а не другая. Оценивали фарфор при мне, времени все это заняло немного, рассчитались сразу же. Понравилось, что встречают перед приходом в офис. Мелочь, а приятно. Так что теперь рекомендую я.

Алиса

Москва

Сдавала золотые украшения, доставшиеся от родственников. До этого обращалась в другие лавки, но то пробу неправильно укажут, то цену назовут маленькую. Здесь же таких проблем не было. Оценили как надо, стоимость назвали адекватную. Чувствуется, что работаю профессионалы. Спасибо!

Ирина И.

Балашиха, Московская Область

Купили быстро, деньги перевели на карту, хотя предлагали и наличку. Никаких проблем не возникло.

Сергей А.

Калуга

Был проездом в Москве. О встрече договорились заранее, благо на сайте есть онлайн-оценка. Скинул фотографии, буквально через полчаса мне написали на почту и сказали, сколько готовы заплатить. В итоге заплатили чуть меньше, из-за того, что я изначально не так сфотографировал. Но о том, что такое может быть предупредили сразу, так что сюрприза не было. Советую делать качественные фото и обращаться в Голд Антик.

Андрей М.

Ярославль

Очень удобный сервис. Вчера отправила фотографии, и вчера же получила деньги. Никакого обмана и попытки специально занизить цену не увидела. Все четко, вежливо и компетентно. Буду вас рекомендовать знакомым.

Валерия Ш.

Москва

Все понравилось. Покупают быстро, по нормальной цене. Никаких задержек по времени не было. Во сколько договорились, во столько и состоялась продажа. Смотрят тоже быстро, все объясняют, а не молчат, как в других лавках.

Арсений Д.

Зеленоград, Московская Область

Получите
бесплатную консультацию

по телефону или у нас в офисе:
ул. Арбат 4с1

или напишите нам через форму

Бесплатная парковка

Чистый уютный офис

Дружелюбный персонал

Работаем в Харькове, Днепре, Киеве и других областных центрах Украины

Решили продать икону, но не знаете ее рыночной цены? Пришлите фотографии на наш сайт, email или один из мессенджеров — воспользуйтесь нашей услугой онлайн оценка икон по фото. Оценка и консультация бесплатные — вам ничего не придется платить.

Дорого продать икону: от чего зависит цена

Трудно переоценить духовную, историческую и культурную ценность старой иконы. Каждая из них, независимо от периода, авторства, уровня исполнения и того, насколько она сохранилась, бесценна. Но не все иконы 19–20 веков имеют материальную и коллекционную ценность, не каждую из них удастся дорого продать. Бывают случаи, когда мы советуем не продавать, а оставить предметы старины в семье, а если икона не семейная – подарить ее кому-то из верующих или пожертвовать в храм.

При оценке антиквариата наши эксперты учитывают десятки факторов. Нельзя говорить, что тот или иной фактор имеет решающее значение, к примеру, художественный уровень исполнения важнее сюжета, наличие оклада – объема реставрации, техника исполнения – размера. Есть масса примеров, когда икона 19 века в коллекционной сохранности или с редким сюжетом стоила дороже, чем икона 17 века с большим объемом потерь и вмешательств, простым письмом.

Цена на старинную икону зависит от:

  • периода, когда она была написана;

  • имени иконописца, иконописной мастерской;

  • наличия латунного, серебряного или шитого оклада;

  • качества работы, художественного уровня исполнения;

  • степени сохранности, наличия и объема вмешательств;

  • наличия провенанса, дарственных надписей;

  • редкости сюжета.

На цену также влияет текущая ситуация на антикварном рынке. Трудно продать икону дорого во время экономического спада, при наличии большого количества аналогичных предложений, из-за демпинга других продавцов. Мы отслеживаем ведущие аукционы и учитываем при оценке икон тенденции рынка.

Что нужно для оценки икон по фото

Для онлайн оценки нужны фотографии лицевой и обратной сторон иконы; при наличии оклада – фотографии иконы в окладе и без него, лицевой и обратной стороны оклада. Сфотографируйте разрывы по окладу, распилы и трещины доски, следы от шашеля, утраты письма, следы реставрации и прочие детали, которые влияют на цену. Утаивать дефекты нет смысла, их все равно заметят на сделке. Измерьте икону и напишите данные в сопроводительном письме.

Бывает, что для определения цены нужно изучить предмет вживую. Эксперты по антиквариату используют специальную технику для того, чтобы установить год написания, проверить подлинность, оценить объем реставрации и прочее. В таком случае мы попросим вас приехать в один из наших антикварных магазинов в г. Харькове или встретиться с нашими представителями в областных центрах. Если возможности приехать нет, мы оценим с поправкой на погрешность.

Как долго занимает оценка

Оценка не занимает много времени. Мы обрабатываем заявки по мере их поступления от владельцев антиквариата. Если оценка икон онлайн нужна срочно, приходите к нам в гости в г. Харькове по адресу:

  • ул. Пушкинская, 43, арка ТЦ «Сана»;

  • ул. Сумская, 82, вход в арку.

  • ул. Полтавский шлях, 148/2;

Наши представители работают практически в каждом областном центре: Днепр, Киев, Сумы, Херсон и другие города. Вы можете встретиться с ними в удобный день и время — позвоните нам и договоритесь о встрече.

Нужна оценка икон онлайн? Присылайте фотографии — мы оценим икону и расскажем, как ее продать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *