Как организовать детей в детском саду?

Галина Волкова
Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду

Цель исследования:

— выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду.

Задачи:

— изучить литературу по данной теме;

— основываясь на обобщении и систематизации опыта коллег, а также на собственном практическом опыте выделить методы и приемы привлечения внимания детей;

— внедрить в педагогическую деятельность изученный материал по данной теме;

— составить фотоотчет о проделанной работе.

Каждый педагог стремится к тому, чтобы занятия в детском саду были занимательными и интересными, чтобы каждый ребенок был максимально вовлечен в педагогический процесс и получил максимум пользы от проведенного занятия. Как молодой педагог, столкнулась с проблемой привлечения и удержания внимания детей на занятии.

Будучи мамой двоих детей, интуитивно я понимала, что без «ярких красок», сюрпризных моментов, интонационного и тембрального изменения голоса заинтересовать детей сложно. И это только азы для привлечения внимания. Более глубоко изучив информацию по данной теме, обобщив и систематизировав опыт коллег, основываясь на собственном практическом опыте, я выделила следующие методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду.

• К проведению любого занятия подходите творчески, используя план занятия с конкретными задачами и целями. Но не забывайте, что план – не догма, его всегда можно дополнить и разнообразить, используя интерактивную доску, мультимедийный проектор, компьютер, планшет или просто интересную идею. Начинайте занятие с интриги: например, с загадочного предмета (у меня для тебя что-то есть интересненькое) или загадки (угадай, что я вам приготовила). Фантазия и изобретательность – ваши волшебные помощники, способные привлечь внимание детей. Отработайте ритуал приветствия и прощания, что благоприятно отразится на установлении атмосферы доверия и общности в группе, на развитии умения взаимодействовать со сверстниками и педагогом, на создании положительного настроения каждого.

• Поделитесь своим энтузиазмом. Энтузиазм — это моторчик, который позволяет педагогу постоянно находиться в действии, это движение вперед. Энтузиазм заразителен, и наша задача не упустить этой возможности вести за собой детей. Дети пребывают в состоянии вечного любопытства, удивления и восхищения, поэтому этот процесс не доставит особого труда.Ведите игру: вытяните лицо, сопровождайте речь мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией.

Пусть дети копируют ваши действия, не бойтесь показаться смешным. Покажите всем своим видом, что вы действительно хотите проводить с ними время и вам самим интересно.Используйте голосовую и эмоциональную модуляции: изменяйте интонацию, тембр, высоту и громкость голоса, темп речи, избегая монотонности.

• Обучайте, играя. Психология требует от нас учитывать, что внимание маленького ребенка в основном является непроизвольным. В его основе лежит интерес к происходящему. Недостаток произвольности в этом возрасте компенсируется за счет природного детского любопытства и готовности включаться в игру. Используйте это! Обучение через игру – наиболее эффективная форма занятия для дошкольников.

Игру недаром называют «ведущей: именно благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых. Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности. «Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» — отмечал В. А. Сухомлинский. Существует очень мало видов деятельности, которые не могут быть превращены в игру, когда вы пытаетесь привлечь внимание детей.Простая фраза вроде: «давай посмотрим, кто быстрее может это сделать …» обеспечит вам всестороннее внимание детей и полную их вовлеченность в процесс.

• Дайте возможность обрести реальный опыт. Дети любят то, к чему могут прикоснуться, ощутить на вкус и запах. История о животных, не может заменить реальной встречи с живыми животными. Лекция о жизненном цикле растения не несет никакого сравнения с возможностью вскопать почву и посадить семена – потом перепроверять, как они растут. Стремитесь строить занятия таким образом, чтобы учебная информация поступала по этим каналам. Ребёнок должен не только слышать объяснения педагога, но и увидеть, потрогать или даже понюхать.

• Используйте цвета. Красочные визуальные эффекты имеют важное значение для привлечения внимания детей, особенно младшего возраста. Цвет – одна из самых ярких сторон детства. И каждый (мы же все были детьми) может вспомнить, сколько радости было, когда нам покупали желтый шар, цветную яркую книжку или розовое мороженое. Восприятие цвета детьми не только не такое, как у взрослых. Восприятие цвета детьми особое, непонятное взрослым, но очень точное в действительности, хотя для его описания детям не хватает слов языка. Примером этого служит веселый детский стишок С.Михалкова:

«Мы гуляли по Неглинной,

Заходили на бульвар,

И купили синий-синий,

Презеленый, красный шар»!

Цвет — это отличное средство управлять детьми. Мы все можем применять это средство, чтобы обучать, подталкивать и вдохновлять подрастающее поколение.

• Сочиняйте сказки. Никто не любит лекции, а дети меньше всего. Все любят сказки, а дети больше всего. Новейшие нейро — маркетинговые исследования продемонстрировали, что наш мозг сказку помнит лучше, чем любую другую форму обмена информацией. Придумывать истории — это отличный способ научить ребенка чему-либо. Во время рассказа предлагайте детям активные роли, вовлекайте детей, заставляя их действовать в некоторых частях или давая возможность предсказать некоторые события, и вы, несомненно, окажетесь в центре их внимания.

• Используйте музыку. Дети очень любят петь и танцевать! Используя эту привязанность детей к музыке, возможно, повысить качество любого занятия, сделать его более привлекательным для ребенка. Музыка – самый эмоциональный вид искусства, поэтому она должна быть постоянным спутником повседневной жизни детей. Музыка помогает детям отражать окружающий их мир в ярких образах, вызывать сопереживание этих образов, будить чувства и мысли, стремление к деятельности, формирует внутренний духовный мир ребенка, побуждает к творчеству. Включайте музыкальные паузы в повседневную жизнь детского сада: пусть она звучит во время гимнастики, игр, развлечений, на прогулках и экскурсиях. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку.

• Вовремя осуществляйте смену видов деятельности. Удержать внимание маленьких детей во время взаимодействия с ними непросто. Чтобы этого добиться, мы должны вовремя осуществлять смену видов деятельности. Это прием, который заключается в целесообразном чередовании педагогом в ходе занятия различных видов деятельности детей с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса у воспитанников. Послушайте, а теперь посмотрите, а теперь потрогайте, можно даже понюхать, смотря, о чем речь. А теперь давайте попробуем это изобразить в движении! При смене вида деятельности внимание на какое-то время снова концентрируется на объекте. Важно не переступить грань предела человеческого непроизвольного внимания. У детей 3-4 лет примерно 3-4 мин, к моменту поступления в школу – 10-12 мин, у взрослого – 20 минут.

• Дети непременно должны видеть «продукт»своего изучения: рисунок, поделку и обязательно выполненное упражнение. Рисование, лепка, аппликация, конструирование, проигрывание определенных ситуаций и ролей способствуют раскрытию индивидуальности ребёнка, а положительные эмоции, ощущаемые детьми при творческом вдохновении, являются движущей силой, которая помогает детям справиться с различными трудностями, создаёт радостное настроение от полученного результата, закрепляет полученные знания.

Какие бы приемы ни использовал педагог в своей работе, самым важным остается то, насколько он чувствует психологическое состояние коллектива, каждого отдельного ребенка, насколько вовремя он может применить тот или иной способ активизации внимания, а нестандартные ходы воспитателя, творчество и выдумка – наши верные в этом помощники.

В современной Украине остро стоит проблема недостатка свободных мест в детских садах. Случаются ситуации, что мамы договариваются о том, чтобы им оставили место для будущего ребенка еще до его рождения. Родители решают такую проблему удобными для них путями. Кто-то нанимает няню, кого-то спасает бабушка, некоторые отдают детей в детские развивающие центры и частные детские сады. А кто-то решает открыть свой собственный детский сад. Вот этот вариант мы рассмотрим более подробно.

Конечно в Киеве это все уже давно набирает обороты, да и вообще за последнее время открылось большое количество частных детских садиков. Первый такой садик на Троещине Зарина открылся еще в далеком 2009 году, например.

Домашние детские садики: как организовать самому?

Обычно свой собственный домашний детский сад организовывают один, два или несколько родителей на территории своей квартиры, либо в снимаемом помещении. Руководителем становится родитель с педагогическим образованием и опытом работы в дошкольном детском учреждении. В работу детского сада может включиться вся семья. Так, например, папа может заниматься техническими вопросами, мама — воспитанием и проведением занятия для дошкольников, бабушка приготовлением пищи и уборкой, если есть взрослые дети, то они могут быть помощниками воспитателя. Таким образом, возможно, организовать целый семейный бизнес.

К сожалению, в настоящее время в Украине такой бизнес существует полулегально. Так, родители просто договариваются друг с другом, набирают малышей (такие садики, как правило, включают от 4 до 10 детей), и организуют детский сад на базе собственной квартиры.

Чтобы хоть как-то легализовать такой бизнес люди получают разрешение на индивидуальную трудовую деятельность и называют такую структуру организация досуга детей или развивающим кружком. Так как, чтобы получить официальное разрешение носить название «детский сад» необходимо, чтобы такая организация располагалась в нежилом помещении, соответствующем требованиям определенных надзорных органов.

Такое ведение дел может принести множество проблем, как руководителям частного детского садика, так и родителям детей его посещающих. Для первых проблемы обусловлены налоговыми органами и органами контроля, а для вторых не возможностью предъявить каких-либо претензий, если таковые появятся, из-за отсутствия официальной документации.

Таким образом, чтобы открыть частный детский садик необходимо нежилое помещение, а также регистрация в качестве частного предпринимателя (ФОП) или общества с ограниченной ответственностью (ООО) с получением лицензии на ведение данного вида деятельности.

Государственное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Детский сад и семья в едином образовательном пространстве

Исполнитель:

Лачкова Татьяна Алексеевна

воспитатель 1 квалификационной категории

Анжеро-Судженский городской округ

Кемерово 2012

Оглавление

Введение

Часть 1. Роль семьи в формировании личности ребёнка

Часть 2. Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и

семьи

2.1 Основы взаимоотношений педагогов ДОУ с родителями

2.2 Основные направления взаимодействия ДОУ с родителями, формы и методы работы с родителями

2.3 Актуальные проблемы взаимоотношений педагогов и родителей

Заключение

Литература

Введение

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский

Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. В любые времена педагоги работали с семьей своего воспитанника, ища поддержку и понимание проблем ребенка для всестороннего развития гармонически развитой и здоровой личности. Однако, родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Для формирования позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями необходимо создание единого пространства развития ребенка, которое должны поддерживать и детский сад и семья.

На протяжении многих лет система отечественного образования стояла на позициях приоритетности общественного воспитания над семейным. Именно поэтому вопросами образования и развития детей, посещающих детские сады, занимались дошкольные образовательные учреждения. И основной задачей воспитателей в работе с родителями было лишь их педагогическое просвещение. После принятия новой Концепции дошкольного воспитания возникла необходимость создания условий для взаимодействия с ними на основе сотрудничества.

В Законе РФ «Об образовании” ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад — только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Дошкольник – не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

Часть 1 Роль семьи в формировании личности ребёнка

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности. Вместе с тем это и период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей, педагогов.

Семья – важнейший институт общества, микро-группа, в которой происходит физическое и духовное взросление человека. Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значении семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе.

Роль семьи в формировании личности является исходной, определяющей. Ни один из социальных институтов общественного воспитания не может сравниться с ней в этом отношении. Семья вскармливает и физически развивает ребёнка; обеспечивает первичную социализацию, помогает стать ребёнку социально – компетентным человеком, обеспечивает защитную функцию; создаёт уникальную (не воспроизводимую никаким другим социальным институтом) атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, тем самым обеспечивая важнейшие условия гармоничного, полноценного эмоционально – психического созревания личности, через семейное общение осуществляется речевое, интеллектуальное и нравственное её развитие.

А.С. Макаренко, великий русский педагог, был убеждён, что правильное воспитание во многом определяется семьёй, тем, как родители относятся к своим детям, какие ставят перед собой цели воспитания. Вопросы семейного воспитания нашли воплощение в его трудах. Он писал: «Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями… Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”.

В.А. Сухомлинский, последователь А.С. Макаренко, считал семью могучим фактором воспитания. Положительное воздействие на растущую личность оказывает благотворная атмосфера в семье, когда родители являются друзьями своих детей, доверчивость и взаимопонимание рождают искренность, привязанность, любовь.

Часть 2 Сотрудничество дошкольного образовательного

учреждения и семьи

1 Основы взаимоотношений педагогов ДОУ с родителями

Один из важнейших факторов повышения эффективности воспитания подрастающего поколения – взаимосвязь учреждения и семьи. Часто на практике встречается такая картина: родители обладают теоретическими знаниями по вопросам воспитания и развития детей, но применить эти знания на практике не всегда умеют. Здесь и важна помощь педагога ДОУ, который способен теоретические знания родителей перевести в практику радостного общения с ребёнком. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка – дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов – детского сада и семьи. Установление контактов с родителями – дело важное и непростое, требующее внимания, такта. Для этого надо хорошо знать семью, её воспитательные возможности, лучший способ воздействия через самого ребёнка.

Разностороннее конструктивное взаимодействие ДОУ с семьей является важным направлением деятельности, а также условием развития социально – педагогической системы детского сада. Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка.

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Сотрудничество воспитателей и родителей помогает лучше узнать ребёнка, а узнав, направить общие усилия на его развитие. Педагоги придумывают все новые формы вовлечения мам и пап в обучение и воспитание их собственных детей – собрания, консультативные пункты, информационные стенды, родительские клубы…

Одного обмена информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях дошкольника уже недостаточно. Актуальным на сегодняшний день является включение родителей в воспитательно – образовательный процесс. Чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, чтобы оказывать поддержку и помощь усилиям семьи в воспитании ребенка, педагогам следует пересмотреть основы взаимоотношений с родителями. Для эмоционального контакта нужна доброжелательность, приветливость, открытость. Для информационного контакта – готовность принять от родителей сведения о ребенке и поделиться своей информацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках. А высшей целью и основным содержанием работы воспитателя должен быть — ребенок, а не потребности детского сада, не образовательная программа, тем более не методики обучения. Детский сад располагает большими возможностями для всестороннего воспитания детей. Воспитание дошкольников протекает в обществе сверстников и поэтому имеет особенно большое значение для формирования у детей с самого раннего возраста инициативы и активности, коллективизма в его первых проявлениях, умения и желания сочетать свои личные интересы с интересами и стремлениями своих товарищей. Но в то же время в условиях жизни ребёнка в детском коллективе нужно развивать его личность, сохраняя неповторимую индивидуальность. Семью же часто называют «школой чувств”, так как в семье в общении с родными у ребёнка формируется способность к сопереживанию, с раннего возраста закладывается эмоциональный фундамент. И нужно учитывать такой момент, что влияние семьи на ребёнка происходит непрерывно, постоянно. Семья воспитывает ребёнка не только тогда, когда родители сознательно осуществляют свою воспитательную деятельность. На ребёнка оказывают воздействие и особенности быта, уклад семьи, её традиции, характер взаимоотношений её членов, их нравственные качества, потребности и интересы. Родители воспитывают своего ребенка в каждый момент своей жизни, даже тогда, когда они не вместе. Для ребенка имеет большое значение то, как родители одеваются, как они разговаривают с другими людьми и о других людях, как родители радуются или печалятся, как они обращаются с друзьями и врагами, как смеются, читают газету и многое другое. Родители должны помнить, что все их действия находятся под постоянным контролем ничего не пропускающих, любопытных и внимательных глаз ребёнка. Любить своих детей и мечтать о счастье для них недостаточно, нужно ещё и помочь своему ребёнку воспринимать правильно окружающий мир.

2 Основные направления взаимодействия ДОУ с родителями, формы и методы работы с родителями

Педагогический коллектив нашего детского сада строит свою работу по воспитанию детей в тесном контакте с семьей. Педагоги убеждены в том, что основное воздействие на развитие ребенка всегда будет оказывать не детский сад, не школа, а прежде всего родители, семья. Наш детский сад в течении многих лет проводит планомерную работу с родителями, подчиненную единой цели – созданию единого образовательного, оздоровительного пространства детский сад – семья.

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи предполагает совместные определения целей деятельности, планирование предстоящей работы, распределение сил и средств в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценку результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов. В нашем учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей возможностям педагогов.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в нашем ДОУ решается в трех направлениях:

1 Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2 Повышение педагогической культуры родителей.

3 Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Основные задачи своей работы мы видим в следующем:

1 Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

объединить усилия для развития и воспитания детей;

2 Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

3 Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями являются:

1 Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2 Индивидуальный подход

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3 Сотрудничество, а не наставничество

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4 Готовимся серьезно

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе — качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

5 Динамичность

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ целесообразно вести по четырем направлениям.

1 Информационно – аналитическое направление

Цель: изучение семьи, выяснение образовательных потребностей родителей, установление контакта с её членами, согласование воспитательных воздействий на ребенка, анализ особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфики семьи и семейного воспитания дошкольника

Проведение анализа позволяет выделить три группы родителей:
— Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения
— Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации
— Родители – критические наблюдатели.

И разделить все семьи на 3 типа:
1 активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей
2 заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов
3 равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же»

2 Психолого-педагогическое направление

Цель: обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста, совместная работа специалистов ДОУ, обеспечивающая педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, что делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса

Данное направление включает следующие формы и методы работы с родителями:
— посещение семей воспитанников на дому
— общие и групповые родительские собрания
— консультации
— занятия с участием родителей
— выставки детских работ, изготовленных — вместе с родителями
— совместные экскурсии
— дни общения
— дни добрых дел
— дни открытых дверей

— оформление фотомонтажей
— совместное создание предметно-развивающей среды
— утренние приветствия
— работа с родительским комитетом группы
— беседы с детьми и родителями
— тренинги
— семинар-практикум
— родительские гостиные
— телефон Доверия
— почта Доверия
— семейный вернисаж.

3 Наглядно-информационное направление

Цель: ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

В работе со всеми родительскими группами необходимо использовать разнообразные формы работы:
— родительские уголки
— папки-передвижки «Здоровейка», «По Совету всему свету»
— семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон»
— библиотека – передвижка
— фотомонтажи «Из жизни группы», «Мы – друзья природы», «В кругу семьи»

— фотовыставки «Моя бабушка – лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я – дружная семья»
— семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни»,
«Учись быть папой»
— эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»
— копилка Добрых дел.

4 Досуговое направление

Досуговое направление в работе с родителями всегда самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Включает:
— праздники «День Матери», «А ну-ка бабушки», «День рождения», «Лучшая семья моя»
— развлечения «Семейные посиделки», «День смеха»
— «Все профессии нужны, все профессии важны» (встреча с интересным человеком)
— спортивные досуги «Семья – здоровый образ жизни», «День Взросления»

— вернисаж «В мире чувств и эмоций», «Наши дочки и сыночки»
— совместные проекты «Моя родословная», «Моя семья»
— выпуск семейных газет «Я с бабушкой своею», «Отдыхаем всей семьей», «Чудо – чадо»

— выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка», «Вот так наряд»
— спектакли «Теремок», «Волк и семеро козлят»
— совместные походы «В мир прекрасного
— экскурсии «Мы – друзья природы», «Защитим свою природу»

3 Актуальные проблемы взаимоотношений педагогов и родителей

Работа с родителями — это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей:

— конфликты между родителями из-за детей;

— родительские претензии к воспитателям по тем или иным вопросам воспитания;

— жалобы воспитателей на пассивность родителей;

— невнимание родителей к рекомендациям воспитателя в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраста или небольшого опыта работы.

Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие из них считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее разрешения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит его знания, умения, педагогические достижения.

Способы повышения авторитета воспитателя:

— торжественно вручить на родительском собрании почетную грамоту за заслуги ко Дню дошкольного работника или за высокие показатели в работе по итогам года;

— оформить красивое поздравление в холле ко дню рождения педагога;

— организовать благодарственное письмо от родителей выпускников;

— оформить холл фотографиями лучших педагогов детского сада с кратким описанием их личных достижений.

Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников, например от других родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.

Часто молодых педагогов пугает обращение к ним родителей с жалобой или претензией. Многие неопытные педагоги вместо того, чтобы разобраться в ситуации, автоматически переводят для себя таких родителей в категорию сложных, конфликтных, пытаются переубедить их, доказать, что они не правы, убеждают, что на самом деле все обстоит благополучно. Такая позиция воспитателя, конечно, насторожит родителя, и впоследствии он вряд ли будет обращаться со своими проблемами к этому педагогу, накапливая негативные эмоции по отношению к детскому саду. Реакция на жалобу должна быть конструктивной и направлена на готовность исправить ситуацию, принять быстрые меры к урегулированию спорных вопросов, наладить контакт с родителями ребенка, улучшить работу детского сада по тому или иному вопросу. Необходимо при первой встрече выслушать родителя, дать ему почувствовать готовность воспитателя профессионально разобраться в ситуации, назначить дополнительную встречу, на которой рассказать о результатах предпринятых мер.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Таким образом, всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Заключение

Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

Семья и детский сад — два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Важно отметить, что сотрудничество родителей и педагогического коллектива ДОУ следует рассматривать не с точки зрения его влияния на выработку у ребенка тех или иных навыков поведения, а как процесс взаимного влияния на личность ребенка в целом, предопределяющий ход его последующей социализации. А так как любая социальная среда, в том числе и образовательная, влияет на жизнедеятельность человека и является продуктом его деятельности, следовательно, она поддается целенаправленному формированию. Поэтому взаимодействие педагогов и родителей воспитанников можно рассматривать как один из необходимых компонентов образовательной среды дошкольного учреждения, который оказывает прямое и косвенное влияние на разностороннее развитие ребенка, на состояние его физического и психического здоровья и успешность его дальнейшего образования и воспитания. Сотрудничество воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между воспитателем и родителями. Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей воспитанника можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма и помнить: «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается – солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца” (В.А. Сухомлинский)

Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от взрослых, и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей.

Вся вышеуказанная работа побуждает к творческому сотрудничеству родителей и детей, родителей и воспитателей; устраняет отчужденность, вселяет уверенность, решает многие проблемы.

Литература

1. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление дошкольным образовательным учреждением.- 2002г., № 4 .

2. Данилина Т.А. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей: Монография. – М.: Айрис-пресс, 2003.

3. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И Мусиенко. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.

4. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями вДОУ:Методический аспект. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

7. Концепция дошкольного воспитания /Дошкольное образование в России: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. – М.: Издательство АСТЬ, 1997.

Несмотря на то, государство уже не первый год пытается решить вопрос нехватки мест в детских садах, полностью ликвидировать очередность в дошкольных образовательных учреждениях чиновникам не удается. Именно поэтому было принято решение об увеличении негосударственного сектора в сфере дошкольного образования и развития вариативных форм ДОУ. Одной из таких вариативных форм ДОУ является семейный детский сад, о котором мы сегодня и поговорим.

Семейный детский сад – это один из вариантов дошкольного образовательного учреждения, который в последние годы начинает пользоваться все большей популярностью (особенно у многодетных родителей). Главное отличие такой формы детского сада – он может функционировать в обычной квартире, при этом в роли воспитателя выступают обычные мамы или папы. Хотя нет, родители не совсем обычные – организовать семейный детский сад (СДС) могут только родители, имеющие не меньше трех детей (то есть, многодетные).

Как устроен семейный детский сад

Будучи одной из форм государственной поддержки многодетных семей, детский сад семейного типа не может существовать в виде самостоятельной образовательной структуры. По факту СДС является своего рода филиалом (группой) муниципального дошкольного образовательного учреждения, в котором родитель-воспитатель «получает» рабочее место. Такая система организации дошкольного образования позволяет решить сразу несколько проблем:

  • во-первых, организация семейного детского сада позволяет родителю проводить максимум времени со своими детьми и при этом получать зарплату и трудовой стаж;
  • во-вторых, государство хотя бы частично «закрывает» вопрос дефицита мест в муниципальных ДОУ;
  • в-третьих, небольшое количество детей в группе дает возможность в полной мере реализовать принцип индивидуального подхода к каждому ребенку;
  • в-четвертых, внедрение ДОУ семейного типа способствует расширению форм дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Отметим, что для обустройства детского сада на дому родитель-воспитатель может взять из муниципального дошкольного образовательного учреждения необходимый инвентарь, мебель или игрушки. Чтобы семейный детский сад предоставлял качественные образовательные услуги, его организаторы получают в муниципальном ДОУ методическую помощь (в том числе, специализированную литературу и различные пособия). При этом воспитанники СДС могут посещать узконаправленных специалистов в МДОУ, приходить на различные занятия, принимать участие в праздничных мероприятиях и так далее.

В СДС воспитание проводится по общеобразовательной программе. Естественно, родитель-воспитатель может создать авторскую методику раннего развития на основе методических рекомендаций. Однако он обязан согласовать ее с руководством МДОУ, за которым закреплен семейный детсад.

Кто и как может открыть СДС?

Семейный детский сад может открыть многодетная семья, воспитывающая троих и более детей дошкольного возраста. Если детей дошкольного возраста меньше, организаторы СДС имеют право пригласить дошкольников (от двух месяцев до семи лет) из других семей. При этом воспитанников не может быть больше пяти.

Воспитателем может стать тот из родителей, кто имеет педагогическое образование – высшее либо среднее. Если педагогического образования нет, организовать СДС также можно, но родитель будет оформлен как помощник воспитателя.

Чтобы открыть семейный детский сад, одному из родителей следует обратиться с соответствующим заявлением к руководству ближайшего МДОУ или иной образовательной организации, предоставляющей услуги дошкольной подготовки. При себе ему необходимо иметь такой пакет документов:

  • заявление;
  • паспорт, трудовая и медицинская книжка родителя, который будет воспитателем;
  • свидетельство о рождении и медкарта каждого ребенка.

Написать заявление можно на месте, после получения формы и образца заполнения. Ответы на все интересующие вопросы и дополнительную информацию организаторы СДС могут узнать у руководства образовательной организации, на базе которой они собираются открыть семейный детский сад.

Санитарно-технические требования, предъявляемые к СДС

Необходимо, чтобы квартира или дом, в котором будет организован домашний детский сад, соответствовал санитарным нормам. А именно:

  • на одного ребенка должно приходиться не менее 6 кв. м жилой площади;
  • у каждого воспитанника должно быть собственное спальное место;
  • четкое разграничение спальни, игровой комнаты и столовой.

Разрешение на открытие семейного детского сада выдается родителям только после получения Акта проверки жилищных условий, который составляется специальной комиссией по результатам проверки.

Родители обязаны выделить и должным образом оборудовать детскую комнату или комнаты, организовать место для кормления воспитанников, хранения их одежды и белья. Обязательно наличие детской мебели, развивающих игр, книг и достаточного количества игрушек.

При этом, вся мебель, игрушки и другой инвентарь должны быть полностью безопасными для воспитанников, впрочем, как и все условия нахождения детей на территории СДС.

Преимущества и недостатки семейного детского сада

Организация семейного детского сада имеет ряд преимуществ. В частности, родитель может проводить время со своими детьми и вместе с тем не только получать педагогический стаж, но и зарабатывать. При этом государство оказывает семье материальную поддержку, а МДОУ обеспечивает методическую помощь, позволяет использовать инвентарь без необходимости возмещать стоимость в случае поломки.

Кстати, если говорить о государственной материальной поддержке, то не лишним будет упомянуть о том, что СДС получает материальную компенсацию на питание воспитанников. Например, в Москве материальная компенсация на питание составляет 2500 рублей в месяц на человека (в других регионах сумма может отличаться). Кроме тог, в некоторых случаях родители могут получать продукты через МДОУ.

Основным недостатком организации СДС является то, что на родителя-воспитателя ложится большая нагрузка. Он одновременно исполняет роль и воспитателя, и повара, и нянечки, и бухгалтера, и администратора. При этом он должен уделять достаточное количество внимания каждому воспитаннику и следить за чистотой в доме. Это отнимает много моральных и физических сил, поэтому на себя у родителя-воспитателя времени практически не остается.

Большим недостатком можно назвать и то, что воспитатель не сможет сопроводить всю группу на прогулку, если заболеет один из воспитанников. Если же заболеет сам родитель-воспитатель, семейный детский сад не сможет функционировать, пока он не выздоровеет.

Отчетность и контроль

В обязанности воспитателя детского сада семейного типа входит ежедневное составление конспектов занятий (хотя в некоторых организациях принимаются и планы), а также заполнение табеля посещаемости. Кроме того, он должен подавать ежемесячный отчет о питании воспитанников, достоверность данных которого подтверждается прилагаемыми к отчету товарными чеками.

Руководство муниципального детского садика имеет право потребовать у организатора СДС проведения открытого занятия либо тестирования воспитанников. Также возможны проверки как санитарных условий помещений (например, в каком состоянии находится санузел и кухня), так условий нахождения детей в семейном детском саду (например, как соблюдается режим дня).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *