Как освятить икону в церкви?

Мой друг купил икону в церковном магазине, но полной уверенности, что она освящена, у него нет. Как быть в такой ситуации? Священники, с которыми мы об этом разговаривали, в один голос говорят, что проще всего зайти в ближайший храм и узнать, когда можно принести для освящения икону.

Удобнее всего это сделать в ходе одного из водосвятных молебнов, которые совершаются в храмах регулярно. Ничего сложного тут нет. В церкви всегда есть люди, которые подскажут, куда положить икону, когда её можно забрать. Но при этом надо понимать, что после освящения у иконы вовсе не появляются какие-то новые свойства. По сути дела, это некое удостоверение каноничности её изображения. Как говорит протоиерей Максим Козлов, «освящение — это не придание иконе какой-то благодати, которая ей присуща благодаря лику того, кто на ней изображён, а это свидетельствование Церкви, что икона принята ею как своя».

А святой Иоанн Кронштадтский писал об этом так: «Если усумнишься, освящена ли икона Божией Матери, пред которой молишься, то ведай, что Сама первообразная Владычица преосвящена ещё в утробе родителей её — Иоакима и Анны, потом по рождении и во храме Иерусалимском и, наконец, неизреченным воплощением от Неё Бога Слова: всегда Она свята, пресвята — вечно, непоколебимо, неизменно».

Конечно, стоит освятить икону неизвестного происхождения, или написанную самодеятельным мастером, или если она была осквернена. Но в церковный магазин такие вряд ли попадают. Впрочем, лишним освящение образа в церкви не будет. А если по каким-то причинам не получается прийти в храм, можно даже дома окропить икону святой водой и трижды прочитать молитву: «Благодатью Пресвятаго Духа и окроплением воды сея священныя освящается и благословляется образ сей: во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».

Освящение икон — это особый обряд благословения символических изображений сложившийся в исторических христианских церквях. Он проводится в церквях и служит для наделения образа благодатью Святого Духа.

Освящение иконы Богородицы

Блок: 1/6 | Кол-во символов: 244

Содержание

История освящения икон

Действительно, на Руси долгое время не было такого обычая, ведь сами по себе образы Христа Спасителя, Божией Матери и святых уже освящали икону. Помимо этого, как правило, иконы писали при монастырях, а там каждый элемент образа: доска, краски, грунтовка, предварительно освящались, а зачастую и изготовлялись с добавлением святой воды.

Освящение иконы предполагает совершение церковного обряда

В Западной Церкви практика освящения икон появилась гораздо раньше и была связана со следующими факторами:

  • иконописным ремеслом в основном занимались миряне, для которых это был источник дохода;
  • со временем иконописные образы все больше стали отходить от канонических норм написания икон.

В обоих случаях нужно было благословение Церкви в виде освящения, которое подтверждало, что действительно образ написан правильно и его можно использовать для молитвенной практики.

В России процессы обмирщения церковной повседневности начались со второй половины XVII века. Иконы писали уже не только монахи и продавали их нередко в обычных ремесленных лавках. Тогда и появилась необходимость в освящении.

Для чего освящают иконы

Конечно нет ничего страшного в том, чтобы молиться перед образом неосвящённым. По словам святого Иаонна Кронштадскому образы Креста Господня, Спасителя, Божьей Матери, ангелов и святых святы уже сами по себе в виду интенции человеческой при их изготовлении и пользовании. С другой стороны освящением иконы Церковью признаётся каноничность изображённого образа, осуществляется ритуальное очищение дела рук человеческих и посвящение его Господу.

Не стоит забывать также о том, что освящённая вода, которой окропляют икону при освящении — есть один из даров Божьих, которым мы с благодарностью Господу можем пользоваться, а потому пренебрегать им весьма не полезно. По этой причине, кстати, освящаются не только иконы, но также жильё, еда и другие вещи: тем самым к благодати приобщаются все аспекты жизни человека.

Это интересно: Как правильно обращаться к священнику в церкви: изучаем вопрос

В каких случаях нужно освящать иконы

Святая вода, которая используется при освящении, имеет особые свойства, так как в момент совершения водосвятного молебна её касается благодать Святого Духа. По сути, такая вода — своеобразный проводник, который эту благодать Божию подводит к освящаемому предмету и, таким образом, очищает его от всякой скверны и сообщает святость.

Икона, приобретенная в храме, не требует освящения, так как она уже освящена, но есть моменты, когда надо освящать иконы:

  • образ написан специально на заказ художником-иконописцем;
  • досталась в наследство от родственников, даже если это старая икона, нет уверенности, что она освящена;
  • после реставрации;
  • если была осквернена.

Освящение позволяет благословить библейские образы, изображенные на полотне

Последний вариант относится к тем случаям, когда в период гонений иконы использовались неподобающим образом, например, в качестве двери в хлев или как крышка погреба. Освящают и вышитые иконы, т. е. независимо от материала, ведь образ может быть металлический, пластиковый, бумажный, картонный и прочее.

Важно! Икона — это величайшая святыня, независимо от того, освящена она или нет. В любом случае к ней надо относиться подобающим образом. И даже когда образ по каким-то причинам испорчен, нельзя его просто выбросить, а нужно сжечь.

Освящать следует все иконы, которые приобретались вне церковных либо монастырских магазинов. Найденные, доставшиеся по наследству, подаренные — все они требует освящения, так как далеко не всегда ясно: были они освящены ранее или нет.

Обязательно освящают иконы, подвергшиеся реставрации или обработке, а также претерпевшие поругание, даже если они уже были освящены. И конечно подвергаются обряду иконы собственноручно написанные вами либо вашими знакомыми.

Порядок освящения икон

Можно и самому освятить икону при наличии святой воды, но только тогда, когда нет никакой возможности попасть в церковь или пригласить священника. Всегда можно изыскать время, чтобы сделать все правильно и здесь есть два варианта:

  • прийти в храм и попросить человека, который принимает заказы на требы, чтобы он предупредил заранее служащего священника о намерении освятить икону, или же лично договориться об этом с батюшкой;
  • если священник приглашен в дом с целью совершения какой-либо требы, то можно воспользоваться его приходом и попросить освятить иконы в доме.

Освященные иконы становятся полностью признанными канонами церкви

Освящение икон не является какой-то отдельной требой, поэтому вопрос о том, сколько стоит освящение иконы в Церкви, должен остаться на сознательности самого заказывающего освящение. И здесь надо помнить, что священник живет только за счет тех доходов, которые поступают от совершения им различных треб.

Само освящение, если это происходит в храме, состоит из того, что священник читает короткую молитву и окропляет образ святой водой.

На заметку! Совершать обряд можно в любое время как утром, так и вечером, но только после того, как завершатся службы или в промежутке между ними.

Надо ли освящать иконы, купленные в лавке? Ответ священника

В ряде источников вы можете прочитать о том, что для освящения иконы вовсе не обязательно нести её в храм. Достаточным будет трижды повторить над образом молитву «Благодатию Пресвятаго Духа и окроплением воды сея священныя освящается и благословляется образ сей: во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь» и обряд можно считать совершённым. Иногда подобное советует даже священники, хотя большинство из них всё же относятся к данной практике неодобрительно и освящёнными подобные иконы не считают.

В современной практике Русской православной церкви освящёнными признаются лишь иконы над которыми провели особое чинопоследование с чтением определённых молитв и троекратным окроплением святой водой. Чинопоследований таких на сегодняшний день существует пять:

для освящения различных икон предложенных вместе;

для освящения икон Иисуса Христа и господских праздников;

для освящения икон Богородицы и богородичных праздников;

для освящения икон Святой Троицы и праздников с ней связанных: Богоявления (Крещения) Господня, Сошествия Святого Духа, Преображения Господня;

для освящения икон святого, нескольких святых или их соборов.

Процедура освящения икон может проходить в любое время суток, но чаще совершается во время водосвятного молебна или сразу после него, т.е. до полудня. Что касается выбора дня недели, то в крупные храмы иконы можно приносить каждый день: они работают ежедневно. Храмы же небольшие, как правило, открывают свои двери только в выходные и праздничные дни: стоит ориентироваться на этот режим их работы.

Если же так случилось, что вы принесли в храм икону уже после завершения водосвятного молебна, то стоит уточнить у старосты или продавца церковной лавки, как поступить в данной ситуации. Они либо передадут принесённые иконы священнику для освящения, либо предложат заказать водосвятный молебен.

Длится чин освящения недолго: всего 10-15 минут. Но важность его чрезвычайно велика, ведь только после его совершения икона признаётся канонами церкви.

Икону следует также освящать, если образ осквернён или если его происхождение не ясно

Но не только самодельные и производственные иконы священники рекомендуют освещать, бывают разные обстоятельства:

  • икону осквернили;
  • икону реставрировали;
  • икону подарили, и мы понятия не знаем, была ли она освящена раньше;
  • икону нашли.

В каждом из этих случаев мы имеем дело как бы с уже новой иконой, в которую через обряд должна войти благодать Святого Духа.

Антикварная икона Казанской Божией Матери. Узнать, была ли такая икона освящена, обычно невозможно. Священники рекомендуют их освящать

Освящать символические предметы люди стали очень давно, ещё из Ветхого Завета известно об освящения скинии завета и храма Соломона. Иконы же стали освящать много позже: считалось, что соответствия иконописному канону и надписания на иконе имени изображённого, достаточно, чтобы признать образ святым.

Не известно когда и где зародилась традиция освящения икон, но скорее всего произошло это в начале XVII века где-то на Западе и связано было с проникновением в иконопись заимствований из светских изобразительных произведений. Появившийся чин освящения икон служил свидетельством Церкви о подлинности иконы, что изображен именно тот, кто надписан.

После произошедшего в 1650-х — 1660-х раскола иконы стали освящать и на Руси. Впервые чин зафиксирован в Требнике Петра Могилы от 1646 года. Он является переработанным переводом чина освящения икон из латинского, католического богослужебного сборника «Rituale Romanum» 1614 года.

Чтобы освятить икону, нужно обратиться к работнику церкви или священнику

Бережное отношение к канону способствует тому, что далеко не каждое изображение святого можно освятить. Святой Дух, как принято считать, пожелает войти исключительно в те образы, которые написаны по всем устоявшимся правилам.

Решение о том, можно ли освятить икону в церкви, принимает священник. Всем желающим воспользоваться такой услугой, стоит придерживаться следующего порядка действий:

  1. В церкви обратиться к тому, кто принимает заказы на требы. Обычно этот человек работает у входа. С ним мы договариваемся о том, когда будет удобно пообщаться со священником.
  2. Если выпала возможность лично встретить священника, то первым пунктом можно пренебречь.
  3. Дальше уже обо всём договариваетесь в индивидуальном порядке. Нет каких-то правил, чего и как делать.
  4. Что касается оплаты, то церковь не должна устанавливать тарифы на свои услуги. Вознаграждение — это действие добровольное, а его размер определяет сам человек. К сожалению, встречаются и другие прецеденты. Но это уже вопрос о порядочности отдельных священнослужителей.

Сайт нуждается в вашей помощи!

С каждым днём на сайт molitvoslov.today заходит всё больше и больше людей. Он для этого и создавался: в конечном итоге стать самым популярным и полным в рунете собранием молитв, акафистов, канонов и изображений икон. Но для развития ресурса нужны средства: ежегодное продление домена, оплата хостинга и услуг авторов статей. Обвешивать же сайт рекламой, как новогоднюю ёлку, совсем не хочется. Поэтому маленькая просьба ко всем кто долистал страницу до этого места и кому понравился molitvoslov.today: буду благодарен любой финансовой помощи на его развитие. Мир Вам!

Это интересно: Как правильно креститься? (видео)

Для освящения батюшка читает молитву и кропит икону святой водой

Иконы освящают святой водой — не окунают, конечно же, а кропят. Также кадят ладаном. При этом батюшка читает молитву.

Какую именно? Это сильно зависит от того, что за святой образ перед ним. По обстоятельствам, могут быть выбраны самые разные чины. В том числе есть чин освящения разных икон.

Независимо от избранной молитвы, икона будет освещена.

Некоторые иконы не освящают из-за их содержания. Например, «Блаженная Матрона благословляет Иосифа Сталина», некогда выставленная в храме святой равноапостольной княгини Ольги в Стрельне, демонстрирует не приемлемый для христиан сюжет. После шквала критики на этот образ вряд ли хоть один священник возьмётся освятить икону на ту же тему. Фото: cs.pikabu.ru

Иконы, купленные при церкви, уже освящены

Иконы, которые продают при церкви, освещать не требуется. Подразумевается, что любые церковные товары уже заблаговременно освящены перед тем, как их выставили на продажу.

Если же какая-то церковь к общей стоимости предлагает за дополнительную плату «услугу» освящения, то есть смысл обратиться с жалобой в епархию, потому что это уже спекуляция, которая порочит образ Русской православной церкви.

Икону можно освятить в домашних условиях

Бывает, что нужно освятить икону дома. Она может быть дорогой антикварной вещью, которую опасно носить по улицам, а может, возникли какие-то другие обстоятельства. Мало ли что.

Для Русской православной церкви это не препятствие. Распространена практика, когда священника приглашают в дом, чтобы он освятил тот или иной образ.

Процедура ничем не отличается от обычного церковного освящения.

Самостоятельно освятить икону способен только священник

В интернете полно инструкций о том, как освящать икону в домашних условиях. «Заготовьте святую воду», «возьмите крестик», «прочтите молитву».

Для Русской православной церкви это нонсенс. Освящать иконы способен только официальный представитель Церкви Христовой — священник. У него есть на то духовные полномочия.

Мирянину же следует интересоваться, как освятить икону в церкви или дома с помощью священника.

Всё остальное — чуждая православному христианству практика.

Икона вышитая самостоятельно в раме Фото: tonus-stroy.net.ru

Подобные наборы для вышивки очень популярны среди верующих. Но шанс, что готовое изделие освятит священник, не велик. В настоящую икону вкладывают душу, а такие изображения часто требуют только усидчивости и ничего больше.

Даже если икона не освящена, она заслуживает почтения

А если икона не освящена, что же это — безделица? Конечно, нет. Хотя Церковь указывает на важность освящения, даже без него икона остаётся благодатным образом, который для верующих является объектом почитания.

В истории Русской православной церкви известны случаи, когда неосвящённые иконы даже мироточили. Так что важно не то, через какие обряды мы провели образ, а то, как мы к нему относимся.

Но в то же время не стоит забывать, что почитаем мы не икону, а святого человека, который на ней изображён. А молимся мы не ему, а Богу, просто при этом просим святого присоединиться к нашей молитве.

Икону из бисера или вышитую тоже можно освятить в церкви, если образ каноничен и сделан с душой

Как освятить икону из бисера? В церкви. Как же ещё? Не важно, каким инструментом или на чём создан образ. Важно, сколько в нём души и как он соответствует церковным канонам. Но важный вопрос — не «можно ли освятить икону из бисера?», а «нужно ли?».

В самом деле, у человека есть увлечение рукоделием. Это прекрасно. Он сделал изделие на религиозную тематику. Тоже хорошо. Но почему обязательно нужно освящение?

Рукодельную икону не обязательно освящать, она может служить просто украшением.

Икона из бисера вполне может стать объектом интерьера, который будет напоминать об образе жизни благочестивого христианина. Почему нет?

То же касается и вопроса о том, как освятить вышитую икону в церкви. Святой образ из любого материала можно освятить. Но не всякий образ для этого подходит. Красиво — да, соответствует ли канонам — вопрос.

Протоиерей Александр (Салтыков) так комментирует эту ситуацию:

«Чтобы понимать, какие изображения можно освящать, как иконы, а какие нельзя — священнику надо учиться. Надо учиться православной догматике и православному благочестию.

Тогда ему будет ясно, что, например, интерпретации Святого семейства, изображающие объятия праведного Иосифа и Девы Марии — не только недопустимы, но и имеют еще кощунственный элемент. Надо учиться, тогда будут понятны границы допустимого.

Вообще, творчество — это хорошая вещь, но всё должно иметь своё место и своё пространство. Если человек, преподносящий картину, как икону, обижается, то его нужно учить православной вере. Нужно объяснить, на том же примере, что Иосиф — это не муж Девы Марии, он не ее светский поклонник, это кощунственно.

Если они огорчаются, значит мы плохо им объясняем, плохо за них молимся. Если отвечать кратко, то, конечно, освящать самодельные иконы, в том числе и вышитые и из бисера, можно, но здесь главный критерий для священника — благочестие, каноны и церковная культура. Чтобы все это понимать нужно учиться, учиться и еще раз учиться».

Александр Салтыков

протоиерей

Так что стоит быть готовыми к тому, что священник откажет в освящении того или иного образа. Это не приговор. У нас вокруг достаточно икон для молитв. А ценность изделия от освящения никак не зависит.

Протоиерей Владимир (Головин) на видео говорит, что вопрос о том, освящать вышитую икону или нет, нужно решать в индивидуальном порядке.

Икону человек должен делать с душой. Если это видно, то образ стоит освящать, в противном случае будет только картинка:

Можно ли самостоятельно вышивать иконы? (прот. Владимир Головин, г. Болгар)

Взять благословение

Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета Церковных художеств ПСТГУ:

Я ничего плохого не вижу в том, что рукодельница вышивает иконный образ, если в этом нет никакого дурного умысла.

Протоиерей Александр Салтыков

Но думаю, что она при этом должна получить на свою работу благословение священника. Если хорошо получается работа – то и пусть себе делает рукодельница вышивку.

Может быть, эта вышивка станет первым шагом к тому, что мастерица решит больше узнать о церковном искусстве, об иконе и об образе, на ней изображенном, затем и об иконографии. Может быть, захочет – и это главное – углубиться в духовную жизнь.

А ошибки – кто их не допускает?

Другое дело, что при продаже иконных образцов для вышивки все-таки нужно придерживаться благочестия и ставить их отдельно от «общей продукции», тем более рядом не должно находиться никаких непристойностей.

То есть нужна цензура, но умеренная, разумная, не полицейская, не так, чтобы «забрать и не пущать».

Богоугодное дело или профанация?

Ирина Языкова, кандидат искусствоведения

В последнее время стало модным занятием вышивать иконы. Кто вышивает крестиком, кто гладью, кто бисером, иные украшают стеклярусом, стразами и прочее. Но все это рукоделие к церковной традиции имеет весьма косвенное отношение.

Ирина Языкова

В истории церковного искусства, конечно, известны примеры шитых икон, великолепные образцы древнерусского шитья хранятся в Государственном Историческом музее, Третьяковской галерее, Русском и других музеях. Но древнерусское шитье – не совсем вышивка. И дело тут не только в технике. А в подходе, назначении, глубинном смысле.

Шитье всегда довольно широко использовалось в церковном обиходе, но при этом шитых икон было не так уж много. Иконы все-таки большей частью писали на досках. А шитыми делали плащаницы, пелены, воздухи, покровцы, хоругви, шитьем украшали облачения священства и т.д., то есть, все это были вещи, связанные с богослужением.

Чаще всего рисунок создавали иконописцы-знаменщики, как правило, мужчины, а вышивали по этому рисунку женщины. Этим занимались монахини или высокопоставленные мирянки: княгини, княжеские и боярские дочери. Причем сюжеты, особенно плащаниц, были глубоко продуманы богословски и литургически, и в этом всегда принимало участие образованное духовенство.

При таком подходе шитье никак невозможно назвать женским рукоделием. Хотя и такой жанр процветал в Древней Руси, но рукоделие обслуживало бытовые потребности, и древнерусские вышивальщицы доходили до большой виртуозности: вышитые сорочки, сарафаны, полушалки, платки, скатерти, полотенца, белье и проч. поражают тонкостью работы, вкусом, самобытностью. Народное рукоделие было в большой чести и высоко ценилось.

Но народная вышивка и церковное шитье существовали параллельно, потому что для вышивки требовались только материал, фантазия да умелые руки мастерицы, а для шитья – знание канонов, иконографии, владение сложнейшей техникой золотного, лицевого и прочего шитья, да к тому же не просто благословение, но контроль Церкви, потому что шитые вещи делались для храмового употребления.

В древности никому не пришло бы в голову повесить в храме вышитую икону, да и в домашнем обиходе их практически не было. К иконе как к священному образу относились в высшей степени серьезно. Со времен VII Вселенского собора утвердилось понятие, что икона должна быть сделана из прочного материала. Даже бумажные иконные изображения появились не ранее конца XVII века, а в массовое употребление вошли в XIX веке.

Но даже в Синодальный период, когда многие каноны церковного искусства были в забвении, никто не смешивал бытовую вышивку и создание иконы как священного образа. Да и взяться за создание иконы без благословения никто бы не посмел. Религиозная культура тогда была все же на определенной высоте.

Вышивальный бум в наше время связан с современной массовой культурой, которая не знает границ между сакральным и профанным. С одной стороны, человек хочет приобщиться к духовности, с другой – он не желает входить в нее глубоко, познавать каноны и смысл традиции, а приспосабливает под себя.

Казалось бы: что плохого в том, что некая раба Божия вышивает священный образ крестиком, а потом приносит освятить в церковь, и он будет висеть в ее комнате? Действительно, вроде ничего плохого нет. Вполне богоугодное занятие, подвигающее, как минимум, во время вышивания на благочестивые размышления. Но это на первый взгляд.

Если мы посмотрим на подобные изделия, как правило, они весьма невысоки по своему качеству. Обычно вышиты они по тем трафаретам, которые продаются в магазинах (церковных и светских, тут уж коммерция постаралась!), а эти трафареты сами по себе уже являются профанацией священного образа.

Плохие по рисунку, аляповатые по цвету, совершенно безвкусные, к тому же часто с ошибками в надписании и символике. А иная мастерица еще добавит что-то от себя. И выходит такой «шедевр», который очень трудно назвать иконой, священным образом. Словом, все это не более чем профанация.

Мне могут возразить. Во-первых, такие иконы освящают в храмах. Во-вторых, как правило, они вышиваются для себя, а не для храма. Да, освящают, к сожалению. У нас вообще освящение икон превратилось в некий формально-магический акт.

Любое изображение могут принести, и священник освятит, после чего оно якобы становится священным изображением. Но это не так. Чин освящения как раз и был введен в Церкви в конце XVII века, когда производство икон стало выходить из-под церковного контроля и превращалось в рыночное производство. И чтобы дать людям подлинные ориентиры, отсеять плохие, неумелые, неканоничные образы, был введен этот чин.

И священник вовсе не обязан освящать любое изображение, но лишь такое, которое отвечает канонам Церкви. Даже если эта икона для дома. Плохая икона после освящения вовсе не станет хорошей. А плохой образ сродни богохульству.

И второе. Если кто-то вышивает икону для себя, пусть ее и не выносит из дома, никому не показывает, любуется своим рукоделием сам. Но ведь хочется показать: вот я вышила не просто цветочек, а икону, посмотрите, какая я духовная! И тогда эта икона не во славу Божию, а во славу человеческую, а это грех гордыни.

Все это происходит от нашей низкой духовной культуры. Нам не хватает церковного просвещения, элементарной катехизации, подлинного воцерковления. А без этого Церковь нас не исцелит, не исправит, не преобразит. Напротив, мы ее обмирщаем, опускаем, вносим в нее массовую культуру, пытаемся устроиться в ней поудобней, а порой и переделать под себя. Но тогда причем тут Христос?

Отличить настоящее искусство от китча

Священник Андрей Давыдов, настоятель Никольского и Христорождественского храмов (Суздаль), иконописец

Искусство бывает разное. Оно необязательно строится на знании канонов, выработанных в столичных академиях. Но это всегда «искусство», то есть мастерство, которое приходит только с упорным трудом в данной области.

Священник Андрей Давыдов

Есть искусство Майя или аборигенов Австралии, которое называют «наивным» или «примитивным». Несмотря на то, что оно не основано на более привычных европейскому человеку мерках «классического» искусства, мы видим, что за работой этих «примитивных» мастеров стоит много труда, знания своей традиции, «школы» и профессионализма.

Сюда же входит и качество долговечности. Пройдя длительное обучение и приложив большие старания, и мастер и заказчик хотят, чтобы изделие существовало долго. Это изделие должно быть нужным настолько, что люди будут готовы тратить время и силы на обучение и работу.

Со священными изображениями еще труднее. Человек, желающий написать красками, вышить нитками или вырезать в дереве иконный образ, к которому можно будет обращаться с молитвой, помимо иконописных канонов и профессионального мастерства («Проклят всяк творяй дело Господне с небрежением»(Иер. 48,10)) должен иметь хорошее практическое знание о том, что такое молитва.

Это должен быть глубоко верующий человек, и только тогда он сможет вложить в изделие содержание своей веры. У неверующего человека не получится молитвенный образ, так как он не имеет глубокого личного молитвенного опыта, то есть не знает основного назначения иконы.

Если мы будем подходить к изделиям церковного искусства с такими высокими мерками, мы легко сможем отличить настоящее от фальшивки и искусство от безвкусицы и китча.

Сначала – учиться

Протоиерей Николай Чернышев, клирик храма Святителя Николая в Кленниках, иконописец, член Патриаршей искусствоведческой комиссии, доцент кафедры иконописания ПСТГУ, руководитель мастерской

Разбирая вопрос о товарах, продающихся в современных сувенирных лавках, отделах для рукоделия, нужно честно отдавать себе отчет, что именно там продается и для чего.

Протоиерей Николай Чернышев

А если там продаются иконные изображения – не следует забывать цель и предназначение иконы. Сегодня это предназначение как литургического образа очень часто размывается и забывается, превращается во что-то иное, иногда – противоположное.

Но я подчеркиваю еще раз: икона – образ литургический, предназначенный для молитвы, для того чтобы человек, предстоящий перед образом, созерцал бы то, о чем молится Церковь, о том празднике, который совершается в конкретный день, о том святом, который вспоминается сегодня, или не обязательно сегодня.

Конечно, у иконы есть и миссионерская цель – нести через иконный образ тем, кто пока что не знает Христа, Благую весть о спасении мира Господом нашим Иисусом Христом. Поэтому икона существовала и существует не только в храмах. Но только не нужно забывать об этой цели.

Церковный образ может быть в других местах, но только при условии, что он – благовествует, а не используется в коммерческих целях. Потому очень важно спросить себя тем, кто занимается производством (в том числе и вышивкой), распространением, продажей иконных образов в различных вариантах: а для чего я это делаю?

Все-таки не стоит через святыню реализовывать нечестные коммерческие цели. Так же, как не стоит через святыню заниматься самовыражением.

И уж тем более нельзя смешивать в кучу святые образы, идиллические пейзажи, зайчиков, политических лидеров или непристойных женщин, а ведь именно так делают те, кто продает всевозможные «наборы для вышивок», предлагая рукодельницам все вышеперечисленное и не только на выбор.

Это – кощунство, насмешка над образом. Это говорит о состоянии нашего общества – и о тех, кто продает и о тех, кто покупает. И заставляет задуматься о состоянии общества в целом: осталось ли что-то святое для народа, как он относится к тому, что для него свято?

Если рукодельница хочет создать святой образ, ей надо учиться искусству иконописания, искусству вышивания образа. И в древности рукодельницы вышивали их, но – благоговейно, с молитвой, имея профессиональные навыки, которые приобретаются годами и десятилетиями. А не так: «Вышью я, пожалуй, икону, потому что мне так захотелось».

Фото: masterclassy.ru

Как правило, в итоге получается что-то смешное, кукольное, ненастоящее: кукольные лица, с губками-бантиками и накрашенными щечками изображения. Ведь зачастую их создают люди, не знающие, что такое икона, не стремящиеся к ее изучению, к постижению Священного Писания, не знающие, чему должна служить икона, не отличающие икону от сувенира и не понимающие, как именно создается настоящая икона.

Для дома – ничего страшного

Александр Лавданский, иконописец

Меня коробит, что образцы для вышивания икон можно купить среди прочего, далекого от иконы, а часто даже от просто благочестия. Потому что икона – это святыня. Ну, если уж совсем не удается не продавать образцы, почему бы не выставить их совсем отдельно?

Александр Лавданский

А тот факт, что икону тиражируют в какой-то другой технике и не очень профессионально – меня это не смущает. Крестиком, гладью вышивает рукодельница, как умеет – ничего в этом плохого не вижу. Лишь бы было минимальное понимание того, что это не просто изображение, а прикосновение к литургическому искусству.

Бывает, что не получилось у человека узнать получше, что такое икона, поглубже вникнуть в традицию. Но Господь приветствует устремления человека.

Наверное, ошибки здесь возможны, но все зависит от конкретного случая. Бывают вредные ошибки, то есть неправильности с богословской точки зрения. Например, ни разу не читав Евангелия, человек начинает изображать Рождество Христово. Но надо сказать, что в молодости я и сам этим грешил. Уже потом я увидел, что допустил серьезные ошибки.

А могут быть вещи не важные, например, касающиеся эстетики: допустим, слащавость в изображении. Это, конечно, плохо, но не столь серьезно, как первые варианты.

А в целом – не страшно, если рукодельница вышьет, как может, икону, повесит на стену дома. Другое дело, если она принесет ее в храм и какой-нибудь непонимающий батюшка выставит ее для всеобщего поклонения… Этого, понятно, не стоит делать.

Лучше делать хорошее, чем запрещать плохое

Александр Соколов, иконописец

Я люблю цитировать Председателя Мао, который сказал, что пусть цветут сто цветов.

Александр Соколов

Дурна или нет самодеятельная вышитая икона – нужно смотреть в каждом отдельном случае. Но ничего предпринимать не нужно.

В современном мире церковное искусство – «элитарное». И потому оно находится как бы в стороне от «основной жизни»…

Но все равно, что в этом такого, если какая-нибудь дама месяц назад вышила пейзаж, а вот сегодня решила вышить икону?

Меня больше возмущает не то, что какая-то тетя вышивает крестиком, а то, что, например, у Европы новое лицо – бородатая женщина. И что, я буду выступать против бородатой женщины? Отвернусь просто.

Лично свою задачу я вижу в том, чтобы создавать что-то качественное, настоящее, а не в том, чтобы бороться против чего-то. Как при воспитании детей – мы не можем отвадить их от каких-то дурных привычек или привить им хороший вкус, запрещая пробовать всякую гадость. Мы должны давать им что-то хорошее, после чего они не захотят употреблять низкопробную массовую продукцию.

Вышитые иконы

В храм уже неоднократно обращались женщины с просьбой освятить вышитые ими иконы. «Новое поветрие» про себя назвал я все это, но должного внимания не обратил, а зря! Теперь снова приходится объяснять «вслух всего народа» вещи простые и в тоже время серьезные.

С первой же встречи осталось в душе некое чувство, не поймешь какое, но неприятное – вышитая икона. Вроде бы красиво и пристойно все. Женщины заняты делом. Что не нравится? Вышитая икона ушла из церковной традиции благодаря разгулу атеизма и мы отвыкли от нее. Может это? Нет, не это. Висит же в храме преп. Платона Студийского вышитая икона и никаких отрицательных эмоций не вызывает. Не в храме куплена икона? – Нет, не в этом дело. Покупают же иконы в совершенно нецерковных магазинах, как «оберег», и приносят освятить, и мы их освящаем, объясняя, конечно, что к чему.

Что не так?! Ответ пришел неожиданно.

В очередной раз в храм принесли несколько икон. Я с неудовольствием проворчал: «опять»… И сказал совершенно замечательные слова, эту замечательность я только потом понял и оценил: «передайте, что я не буду освящать эти иконы и вышивать не разрешаю». Что тут замечательного? А то, что получилось по милости Божией следующее: через несколько дней в храм пришла женщина, и ей передали сказанное мною. В ответ послышалось: «А я уже не могу не вышивать иконы». Когда я услышал это, то вспомнил житие преп. Симеона Столпника и прославил Бога, разрешившего таким образом многолетнюю ситуацию.

В житии преп. Симеона есть очень важный момент, важнейший для духовной жизни, но совершенно бессмысленный для «верхоглядов». Преподобный, дабы совершенно отречься от мира, построил каменный столб, внутри которого он стоял и день и ночь, вознося молитвы. Такого рода подвига еще не слышало монашеское общество и духовно опытные старцы рассудили проверить от Бога это делание или это прелесть бесовская. Проверку решили устроить следующую: несколько монахов должны придти к столбу и сказать преподобному: «слезай со своего столба, так велят старцы, ишь, что удумал!». Если он спустится, проявив послушание и показав истинное смирение – оставить его подвиг, если же откажется спуститься (из гордости) -стащить за ноги и привести к ним. Монахи так и поступили и лишь они сказали «спускайся, так велят старцы…» преподобный Симеон тотчас начал спускаться. Видя это, монахи закричали: «Истинный слуга Господень! Оставайся на столбе, помолись о нас». И отошли от него радуясь.

Примерно так все и получилось спустя пятнадцать веков в маленьком храме, на самом краю области… Потому говорю всем: лично я никому не благословлял вышивать иконы. Это первое. Есть одна женщина, которой благословлено, но она сначала исповедовалась и объяснила причину своего поступка. Второе: вышивать иконы благословлялось не всем даже в дореволюционных монастырях. В основном это доверялось очень благоговейным монахиням и девственницам. Вспомните свои грехи и подумайте достойны ли вы браться за такое… Третье: вы можете вышивать, раз уж так хочется, все что угодно кроме икон: зайчиков, мишек, детишек, пейзажи… Ведь так? Удовольствие от сделанного своими руками не убавится, а греха избежите точно. Божией помощи!

P.S. После одного комментария на статью немного задумался, а может я очень сложно написал и люди не могут понять о чем эта статья?

Упрощаю мысль жития преп. Симеона: если современник строит «столб» и утверждается на нем из гордыни это делание не доброе. Проверить это можно только пресечением его воли, прекращением «извне» его любимого дела. Если в ответ на запрещение человек начинает м м м… волноваться, скажем так, краснеть и пытаться доказать, что он от всей души с любовью делает это, то это явный признак самолюбия и самоволия, происходящих от гордыни. Не думаю, чтобы такие дела были угодны Богу.

Если человек в ответ на запрещение скажет нечто такое: «Батюшка, простите, Вы правы. Я недостоин и не имею права», «Действительно не за свое взялся…», «С моими ли грехами да в калашный ряд…» посмотреть на человека уже внимательнее. Побеседовать с ним, выяснить причины и мотивацию, посмотреть на степень воцерковленности, на общее настроение души и оставить это делание за ним, если он этого твердо хочет, и не смотря на свое недостоинство, сможет исполнять благословение. Мы ведь должны в этой жизни искать не угодного себе любимому, а угодного Богу. Если, конечно, мы претендуем на звание христиан. А «столбов» сегодня строится очень много…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *