Как отучить себя от компьютера?

Проблема родителей,
чьи дети зависают в компьютерных играх, в том,
что они не могут сказать, в каких.

Если ваш ребёнок сутками сидит за компьютером, играя в онлайн-игры или наблюдая за тем, как это делают другие; если вы не знаете, как заставить своё чадо сесть за уроки, и вам неизвестны другие методы воздействия на него, кроме как угрозы, скандалы и тому подобные манипуляции, то этот цикл статей — для вас.

Меня зовут Никита Маклахов, я специалист по поведению и управлению привычками, а также игроман с большим стажем. Я хочу поделиться идеями и практическими рекомендациями, чтобы вы смогли помочь себе или своим детям справиться с зависимостью от компьютерных игр.

В первой части расскажу свою историю и объясню:

  • почему дети вообще подсаживаются на онлайн-игры;
  • что школьники ищут (и находят!) в виртуальном мире;
  • почему дети обожают смотреть, как играет кто-то другой.

1ИЗНАНКА БОЙЦОВСКОГО КЛУБА

Впервые я познакомился с онлайн-играми в седьмом классе, это было 17 лет назад. Услышал на перемене, как ребята из старших классов обсуждали новую игру «Бойцовский клуб» — Combats.ru.

Это браузерная многопользовательская игра, которая сводилась к тому, что две фигурки на странице браузера бьют друг друга. Причём никакой интерактивности там не было. Просто выбираешь кнопочкой, куда хочешь наносить удары, а потом в чате пишут результаты боя.

Выбрал, куда бить, а потом ждешь 5 минут результатов хода

Несмотря на элементарный до идиотизма интерфейс, игра привлекла сотни тысяч людей, причем не только малолеток вроде меня, но и взрослых. Некоторые из этих взрослых выкладывали десятки тысяч долларов за покупку игрового инвентаря, амуниции и экипировки.

Получали ли они что-то ценное?

Нет, их покупки представляли собой просто картинки на странице в интернете. И вот за такую картинку, например, нарисованную дубину, игроки платили $5000. У меня таких денег, конечно, не было, и всё же даже я однажды потратил около $20 на покупку брони и магического амулета для своего персонажа.

Дубинка стоимостью $5000. Вполне реальных долларов

Я всерьёз увлёкся «Бойцовским клубом». Главным образом потому, что в него играли мои знакомые — ребята постарше, которых я уважал. Мне хотелось на них равняться или даже в чём-то превзойти.

В результате я проводил кучу времени на этом сайте. Частенько на уроках информатики быстро выполнял задание и в соседнем окне браузера открывал игру.

Я жутко расстраивался, когда пропадал доступ в интернет. Тогда он был ещё по телефону, по специальным карточкам. Нужно было вводить код, чтобы появился доступ в интернет на несколько часов. Помню, я был близок к истерике, когда наступала моя очередь хода, а интернет внезапно подвисал или вообще заканчивался, и я не знал, что делать, и понимал, что проиграл. А проигрыш по пропуску хода накладывал определённые наказания.

Два года в параллельной реальности

Постепенно я переключился с «Бойцовского клуба» на другие, более динамичные игры вроде Diablo 2. А в старших классах познакомился с игрой, которая называлась Ragnarok. Это многопользовательская онлайн RPG с забавной мультяшной графикой в стиле аниме. В ней я почти безвылазно провёл два года.

Мастером я не стал, но несколько тысяч часов тут провел

Играл каждый день по несколько часов. Утром просыпался пораньше, чтобы успеть поиграть часок-другой перед школой. После уроков, вместо того, чтобы погулять во дворе с друзьями, я мчался домой.

По субботам родители ездили на дачу, а значит, я мог целых полдня провести наедине с игрой. Правда, по моим ощущениям, эти 8 часов пролетали, как 5 минут. Я каждый раз удивлялся, когда слышал шаги родителей в коридоре и замечал, что за окном уже темно.

2Вот вырастешь — тогда делай, что хочешь

Разумеется, родители, не разделяли моего восторга по поводу компьютерных игр и всячески старались оградить меня от них. Уговаривали, убеждали, приводили веские, с их точки зрения, аргументы… Ключевой тезис звучал так: «Сначала поступи в институт, а потом можешь заниматься, чем хочешь. Пока ты маленький, будь добр, слушайся нас».

Родители никогда не спрашивали, что такого интересного я нашёл в играх. Они видели, что сын буквально не отлипает от экрана, на котором что-то мельтешит. И этого было достаточно, чтобы начать бить тревогу. Мама и папа не понимали, насколько ценным и важным для меня был сам игровой процесс, не догадывались, что игра значила для меня на самом деле.

Я, в свою очередь, не понимал, что моё увлечение — это самая настоящая зависимость. И даже если бы понимал, всё равно не смог бы отказаться от игр. Когда ты подросток и толком не умеешь собой управлять, сделать это не так-то просто.

Внезапно перехотел играть

В моем случае всё закончилось благополучно. Я с упоением играл до окончания школы, а потом поступил в институт. Казалось бы, вот оно — долгожданное прекрасное время, когда можно играть бесконечно и беспрепятственно!

Однако мой интерес к игре внезапно улетучился. Этот факт меня сильно удивил. Как же так? Почему я больше не хочу играть, если теперь для этого есть все возможности?

Сейчас, изучив психологию поведения и принципы работы мозга, я понимаю, что интерес к игре пропал в том числе потому, что к ней появился безграничный доступ. Игра перестала быть для меня дефицитной ценностью.

ВАЖНО: Запретный плод сладок.

Чем больше мы ограничиваем себя в чём-то желанном, тем сильнее оно нас привлекает. Если запрета и ограничений нет, интерес сам собой ослабевает.

3Почему дети подсаживаются на игры?

Почему дети так легко подсаживаются на онлайн-игры? Почему им нравится выключаться из реального мира и жить в виртуальном? Давайте попробуем докопаться до причин, взглянув внимательнее на мою историю.

В старших классах школы я, честно признаться, не представлял собой ничего интересного. Обычный подросток: худосочный, необщительный, нерешительный. У меня не было хобби, а друзей — раз-два и обчёлся, и все они, как и я, целыми днями зависали в онлайн-играх.

С учётом этого, несложно догадаться, почему виртуальный мир интересовал меня гораздо больше, чем реальная жизнь. А почему, собственно, он не должен был меня заинтересовать? В игре я был способен свернуть горы и каждый день пускался в захватывающие приключения. А кем я был в реальности?

ВАЖНО: Чем скучнее жизнь ребёнка, тем сильнее его тянет к играм.

Чем больше у детей трудностей в общении, принятии себя, поиске своего места в социуме, чем меньше у них побед в реальной жизни, тем более привлекательным для них будет виртуальный мир.

Чьи дети могут похвастаться, что у них интересная, насыщенная и разнообразная жизнь (особенно в условиях изоляции)? Чей ребёнок может гордиться широким кругом друзей и отсутствием проблем в общении со сверстниками?

Дело даже не в том, что дети с помощью игр пытаются убежать от реальности, хотя доля правды в этом есть. Просто для ребёнка виртуальный мир — это самый лёгкий способ получить то, что ему нужно в жизни. В игре можно стать властелином мира, первопроходцем, сильнейшим воином, гонщиком, магнатом, колдуном… да кем угодно! И для этого не приходится тратить много усилий. Играть несравнимо легче, чем строить реальную жизнь.

4Какие потребности закрывают игры?

У детей, как и у всех нас, есть определённые потребности. Если какое-то занятие легко удовлетворяет их, в полной мере или хотя бы частично, ребёнок не упустит такую возможность и погрузится в это занятие с головой.

Какие у меня были потребности в детстве?

  • Во-первых, у меня была потребность ощущать себя значимым, чувствовать, что я не пустое место, а человек, который чего-то достиг.

Это легко можно получить благодаря онлайн-играм. Более того, как раз в этом — их самая сильная сторона. Дорога к величию в виртуальном мире прямая и понятная.

Правила игры абсолютно ясны. Ты знаешь, что должен убить 100 монстров, и тогда получишь 1000 очков опыта и новый уровень, а в придачу мешок монет и более высокую позицию в рейтинге игроков. Все твои действия дают очень быструю и прозрачную обратную связь. Тебе не нужно разбираться в хитросплетениях человеческих отношений, чтобы понять, как взобраться на вершину социальной лестницы в рамках игры.

  • Во-вторых, у меня была потребность завести друзей и вместе с ними делать что-то увлекательное, быть на одной волне и в одном контексте.

Мы все хотели быть участниками одной общей интересной истории. Онлайн-игра предоставляет такую возможность.

В качестве иллюстрации расскажу забавную историю, которую я услышал от сестры. Её 7-летний сын Кирилл, мой племянник, без ума от игры Minecraft. Как-то раз сестра застала его за телефонным разговором с другом. Мальчишки живо обсуждали действия своих персонажей в игре: куда надо пойти, что видно вокруг, какой квест взять и так далее.

Ничего необычного, кроме одной детали: Кирилл в этот момент не играл в Minecraft. Он просто валялся на диване с телефоном в руке и смотрел в окно.

Что это значит?

Да просто ребёнку хотелось пообщаться с другом и побыть с ним в одном контексте. И мальчик решил поддержать своего товарища вот таким забавным способом. Кстати, фокус удался. Друг так и не понял, что Кирилл комментировал игру «вслепую».

5Почему дети смотрят, как играют другие?

Возможно, вы замечали, что ваш ребёнок сам не играет, а смотрит, как играют другие. Такой формат видео называется «let’s play» («давай играть»). Летсплей-каналы на YouTube пользуются бешеной популярностью у подростков. Как правило, в таких видеороликах опытные геймеры показывают, как пройти сложные игровые уровни, и комментируют происходящее, зачастую очень эмоционально и с большой долей шуток.

Зритель ли я наблюдающий или снайпер, из винтовки стреляющий?

Почему дети так любят формат летсплей?

Причина в том, что они, по сути, получают возможность побыть человеком, которого уважают, прикоснуться к нему. Допустим, есть игрок, который блестяще сражается с монстрами, обладает отменным чувством юмора и делает прямые трансляции в YouTube. Пока ребёнок смотрит видео, он на время становится этим игроком.

На первый взгляд это занятие родителям кажется бессмысленным, но, если разобраться, у детей есть веские причины, чтобы тратить время на летсплей. Не стоит обесценивать какой-либо процесс, если вы не понимаете, в чём его суть и преимущества.

ВАЖНО: Не понимаешь — не обесценивай.

Если вы будете критиковать и обесценивать онлайн-игры, которые увлекают вашего ребёнка, то не сможете стать для него близким другом. Ваша задача состоит не в том, чтобы запрещать что-то ребёнку или называть его увлечения ерундой, а в том, чтобы быть на его стороне и понять его мотивы и потребности.

5Резюме

1. Игромания — это зависимость, от которой подросток вряд ли захочет и сможет избавиться самостоятельно.

2. Органичения и запреты повышают ценность занятия, а безграничный доступ может привести к тому, что интерес сам собой ослабевает.

3. Чем скучнее жизнь ребёнка и чем больше у него трудностей, тем сильнее его тянет к играм.

4. Для детей компьютерные игры — это простейший способ получить то, что им нужно в жизни, удовлетворить потребности. Например, в общении и признании собственной значимости.

5. Не стоит критиковать и обесценивать занятия ребёнка, если вы не понимаете, в чём их суть и преимущества.

6. Прежде всего нужно встать на сторону ребёнка, понять его потребности, выяснить, что именно увлекает его в игре и что она значит для него на самом деле.

Во второй части я расскажу:

  • что для родителей должно быть важнее, чем отучить ребёнка от игр;
  • почему запреты и ограничения не помогают, а делают только хуже;
  • почему спорить с ребёнком и переубеждать его — это бесполезно.

На днях была опубликована книга американского психолога Джин Туенги, в которой автор бьет тревогу: подростки стали гораздо реже общаться с друзьями вживую, предпочитая переписку в Интернете. С 2000 по 2015 год число детей, предпочитающих живое общение, уменьшилось на 40%.

Это касается и российских детей. Сегодня подростки, даже находясь рядом друг с другом, постоянно утыкаются в телефоны и пишут сообщения.

Чем грозит такое поведение, и надо ли с ним бороться? А главное, как?

Детский психолог Елена Мошкова уверена, что надо, и проще всего переломить ситуацию в переходный период в начале учебного года.

— Последствия постоянного пребывания в виртуальном пространстве могут быть весьма плачевными, — рассказывает Елена «МК». — Прежде всего это проблемы социализации. Подростку становится сложно наладить адекватные отношения с окружающими, а впоследствии — найти спутника жизни. Происходит отдаление от родителей, за советами ребенок обращается не к близким людям, а ищет ответ у друзей на форумах или в социальных сетях. Возникают и расстройства здоровья — частые головные боли, ухудшение зрения.

Конечно, когда такая зависимость от компьютера уже сформировалась, бороться с ней очень сложно, и без помощи специалиста едва ли получится. А вот пока беды не случилось, предотвратить ее можно и нужно.

— Почему оптимальное время для этого начало учебного года?

— После летнего отдыха график жизни ребенка резко меняется, и он психологически готов к этим изменениям. Надо сделать так, чтобы в новом графике было четко ограничено время, отведенное для компьютера. Я сейчас говорю о детях младшего и среднего школьного возраста. Родителям нужно составить расписание использования компьютера и обязательно следить, чтобы он не нарушался.

Новый, послеканикулярный режим дня надо составить таким образом, чтобы в нем было отведено время для общения внутри семьи: совместных обедов или ужинов, просмотра фильмов, их обсуждения. Мобильный телефон за столом должен быть запрещен — но важно, чтобы и родители соблюдали это правило. Очень советую вспомнить о такой хорошей, но подзабытой многими традиции, как совместное чтение — выделите для нее хотя бы полчаса времени.

— Может, стоит вообще исключить компьютер из жизни ребенка — по крайней мере, до определенного возраста?

— Думаю, для школьников это невозможно — учебные задания во многих школах требуют работы с компьютером уже в младших классах, а социальные сети служат способом общения. Поэтому можно лишь отрегулировать время взаимодействия с компьютером.

— А если ребенок не слушается, не соблюдает график?

— К этому надо быть готовым, не кричать и не скандалить. Постарайтесь организовать максимально насыщенную реальную жизнь — приглашайте в дом друзей и одноклассников, помогите найти какое-то увлечение — запишите в спортклуб, в кружок, в бассейн. Пусть с нового учебного года у ребенка остается поменьше времени на компьютер. Некоторые родители боятся, что тогда он будет сидеть в Сети на уроках — это не так. На уроках лезут в Интернет те, кто уже и пяти минут не может прожить без онлайна.

Так что введите ограничения — разрешите ребенку садиться к монитору после выполнения домашних заданий и прогулки. Определите время — полчаса, час, полтора — это зависит как от возраста, так и от степени привязанности к компьютеру. Постепенно ребенок привыкнет.

И всегда помните: многие дети проводят огромное количество времени в Сети только потому, что им не хватает впечатлений и понимания в реальной жизни. Уделяйте им побольше внимания!

Ирина Селиверстова

Совет 1: Запреты не помогут

— Первое, что надо очень хорошо для себя понимать: запретами ситуацию не исправить никаким образом, — наставляет Елена Романцова. – Некоторые родители думают, что если отключат компьютер, заберут от него провод, мышку, это поможет. Но практика показывает — ребенок найдет другие способы поиграть, а это значит, что будет юлить, хитрить, всячески обходить жесткие запреты.

Способов сделать это масса: купить вторую мышку, взять провод у товарища или просто начать засиживаться у друга, якобы занимаясь уроками, а на самом деле проводя время за компьютером. Найти возможность погрузиться в виртуальную реальность вне дома в современном мире можно всегда.

— Родители иногда используют ограничения со всяческими угрозами, манипулируя ребенком: если что-то сделаешь, разрешу играть, а не сделаешь, не позволю. Это категорически неправильный путь. Он ведет к агрессии, разрыву взаимоотношений с родителями. К непониманию. В итоге родители становятся первыми врагами, — предупреждает психотерапевт.

Совет 2: Сделайте ребенка победителем

— Надо хорошо для себя понимать: если ребенок играет в компьютерные игры, зачем-то ему это надо. Ребенок находится в пространстве игры, это его реальность. Что-то он там делает, может быть, и не очень замечательные вещи с моральной точки зрения. Но он становится победителем, героем, проходя через серию неудач, совершенствуя свои навыки. В итоге ребенок получает то, чего не получает в реальной жизни — ощущение своей значимости, ощущение победы, ощущение того, что он супер, — говорит Елена Борисовна.

Поэтому условия, в которых ребенок сможет ощутить свою значимость и стать победителем, ему нужно создать в реальной жизни. В этом заключается задача родителей.

— Подросткам нужно получать где-то ощущение своей взрослости, побед. Как правило, родители не стараются смотреть на них как на уже взрослеюших ребят. Они все время чувствуют родительский пресс. Что бы ребенок ни делал, он все равно как-то не дотягивает. И вот эта заниженная самооценка, которую формируют родители, она, конечно, очень угнетает. Зато в компьютерной игре ребенок — герой-победитель, — подчеркивает врач.

Совет 3: Поймите и станьте другом

Дайте ребенку понимание, советует Елена Романцова. Поймите его как личность, именно этого маленькому человеку и не хватает. За этим пониманием он и уходит в компьютерный мир, причем не обязательно погружается в игры, затянуть могут и социальные сети. В виртуальном мире ребенок становится таким, каким хочет быть в реальной жизни.

— Ваш ребенок должен получать понимание и помощь, чтобы стать достойным похвалы и восхищения. Но это нужно делать не через принуждение и понукание, а через дружеское общение. Первое, что должен сделать родитель — стать другом своему ребенку. Причем понимать его нужно не только тогда, когда он успешен в учебе, но и тогда, когда он приносит двойки, а у учителей есть к нему нарекания. Понять ребенка — значит, общаться с ним, уделять больше внимания, — поясняет психотерапевт.

Узнавайте у своего чада, как прошел день, что запомнилось в школе, какие у него проблемы. Общение чрезвычайно важно.

— Когда ребенок будет видеть в родителе не врага и не надзирателя, который ходит и проверяет, сколько времени он уже сидит за компьютером, а увидит в маме или папе человека, желающего его понять, он уже по-другому будет относиться к его словам и начнет прислушиваться, — уверяет Елена Борисовна.

Совет 4: Сыграйте с ребенком

Задача родителя — выяснить, чего ребенку не хватает в реальном мире, зачем он уходит в виртуальный, и дать недостающее. Может быть, стоит даже немного поиграть с ним за компьютером, чтобы это понять, дает необычный совет психотерапевт.

— Самое главное — понять, что в этой игре, которая так привлекает ребенка, для него важно? Что он выигрывает, играя в нее? Важно, что он там самый смелый, например, или самый ловкий, быстрый? Поговорите с ребенком, выясните, какой он герой в этой игре. И помогите ребенку обеспечить в реальной жизни эту ловкость, быстроту, это ощущение себя героем! — призывает специалист.

Совет 5: Уважайте своего отпрыска

Ребенок, как и любой человек, требует уважительного к себе отношения. Он имеет свои интересы и пристрастия.

— Уважайте ребенка. Не надо его жестко принуждать к чему-то, не поняв, почему ребенок этого делать не хочет. Ведь у нас есть право выбора, оно должно быть и у ребенка. И он может делать что-то другое, помимо того, что вы сейчас ему сказали сделать. В общении с детьми нужна гибкость, понимание и уважение, — учит врач.

Совет 6: Заинтересуйте совместным занятием

Вместо компьютерных игр предложите ребенку другое интересное занятие, найдите общие интересы. Например, организуйте для вас совместное времяпрепровождение на свежем воздухе, займитесь вместе спортом, найдите общее хобби.

— Ребенок будет заниматься тем, что ему интересно. Будет там, где он почувствовуте себя победителем. Ему важно ощущать, что он может победить, может раскрыть свой талант, быть лучшим. И родителю нужно вместо компьютерных игр предложить ребенку что-то иное, что даст такое ощущение, — замечает Елена Романцова.

Правда, если отношения между родителем и ребенком уже разрушены, это не поможет. И призыв «Выключи компьютер, пойдем покатаемся на коньках!» останется без ответа и не даст никакого эффекта. В таком случае нужно прежде всего наладить отношения.

Совет 7: Не справляетесь — идите к психологу

— Если ситуация такова, что родитель видит, что не справляется, надо идти к психологу или психотерапевту. К компьютерной зависимости нужно относиться как к любой другой: табачной, алкогольной или наркотической. Принцип формирования любой зависимости один — она не возникает на фоне гармонии, а всегда появляется на фоне какой-то пустоты внутри, — подчеркивает Елена Романцова. — Что к алкоголю и наркотикам, что к компьютерным играм человек обращается, когда ему плохо, когда он не видит для себя комфортную ситуацию. И вот к этому комфорту он и приходит через зависимость, и вытянуть его оттуда очень сложно.

Именно поэтому так важно понять, чего ребенку не хватает в реальном мире и почему он уходит с головой в компьютерные игры.

РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧИТАТЬ:

1. Гаджет детям не игрушка: благовещенский школьник объясняет родителям, почему подростки не выпускают из рук свои сотовые

2. Игрушки против планшетов: как отучить ребенка от компьютеров и гаджетов

3. Дети, воспитанные компьютером: мнение журналиста АП

4. Компьютерные страсти: наркомания или спорт?

Возрастная категория материалов: 18+

  • Амурская правда
    от 17.01.2015


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *