Как подготовить ребенка к школе самостоятельно?

Подготовка к школе

Скачать методический материал о подготовке к школе

Скачать методический материал о подготовке к школе (Тесты)

Тесты на проверку внимания

Проверить внимание ребенка очень хорошо позволяют задания, основанные на принципе «найди отличия». Ребенку показывают две картинки, на которых изображено практически одно и то же. Это могут быть различные персонажи, известные детям по сказкам или мультфильмам, могут быть целые сценки из сказок или же просто сюжетные картинки.

На первый взгляд эти картинки должны выглядеть практически одинаково, но при более внимательном и детальном рассмотрении можно увидеть, что они несколько отличаются между собой.

Так, например, если картинки цветные, то некоторые элементы рисунка могут различаться по цвету; на сюжетных картинках возможно наличие или, соответственно, отсутствие какого-либо элемента, например персонажа на заднем плане. Возможны вариации в деталях костюма героя или в его расположении, позе, жестах и т. д.

Количество отличий может варьироваться в соответствии со сложностью теста. Наиболее удобен тот вариант, когда на картинках «спрятались» десять отличий. Если ребенок нашел 9-10 различий, то это очень хорошо. Если ему удалось выявить 6-8, это тоже неплохо, но его наблюдательность все еще нужно развивать. Если он нашел только 5 отличий, значит, у него еще недостаточно развито внимание, а упражнения на развитие наблюдательности должны стать ежедневным занятием.

Упражнения, требующие наглядно определить сходства и различия, могут быть построены и на сериях элементарных картинок, содержащих два, три или более маленьких рисунков. Вы можете использовать схематические изображения предметов и животных, содержащие одинаковые и разные элементы, например домики, зонтики, рыбки, отличающиеся штриховкой, орнаментом или цветом. Эти задания могут различаться по сложности рисунка, количеству рисунков в серии и сложности задаваемых вопросов.

Для проверки речемыслительной деятельности сравнению могут подлежать не только картинки, но и слова. При этом ребенку предлагается выявить отличия между словами и сказать, например, какое слово короче, в каких словах одинаковое количество букв, какие слова отличаются одной, двумя или более буквами.

При выполнении таких заданий важно дать понять ребенку, что сравнению подлежат именно сами слова, а не те понятия, которые они обозначают. На сравнение можно предложить такие слова, как:

Для сравнения могут быть также предложены понятия, которыми обозначаются предъявляемые слова. Например, ребенку предлагается рассказать, что общего и чем отличаются слова «самолет” и «стрекоза”; «елка” и «ежик”; «повар” и «врач”; «лисица” и «кошка”; «ворона” и «синица” и т.д.

Дети должны также быть знакомы с элементарными понятиями и уметь объяс-нить сходства и различия, причем комиссии нужно дать довольно развернутый ответ. Так, на собеседовании вашего ребенка могут, например, попросить рассказать, чем отличаются друг от друга лето и зима, осень и весна, вилка и ножик, стул и стол, карандаш и ручка и т.п.

Само собой разумеется, что на вступительном собеседовании учитель или пси-холог стремится выявить слабые и сильные стороны в развитии ребенка. Следовательно, для тестов будут выбраны более сложные задания. Поэтому при подготовке ребенка к вступительному собеседованию вы должны тренировать его на выполнение схожих заданий по принципу «от простого к сложному». Соответственно, мы рекомендуем вам начинать с более легких заданий, постепенно увеличивая сложность упражнений.

Другим вариантом задания на проверку внимания и наблюдательности может стать выполнение такого упражнения, как «отвернись и назови». Дети с удовольствием выполняют это упражнение. На столе расставляют определенное количество игрушек, и ребенок в течение нескольких минут смотрит на стол. Затем он отворачивается и называет игрушки, стоящие на столе. Это упражнение можно выполнять и несколько иначе. Например, вы можете убрать какую-то игрушку, заменить ее другой или просто переставить предметы местами. Затем ребенку предлагается повернуться и рассказать, какие изменения произошли на столе.

Надо сказать, что задания, когда ребенку предлагается некоторое время рассматривать какой-то предмет, а затем ответить на вопросы, достаточно распространены. Это, например, может быть какая-то картинка, по которой затем будет задан вопрос. Такие картинки часто печатаются в детских журналах или в специальной литературе, имеющей целью подготовить ребенка к школе. На картинке может быть изображен путь каких-то сказочных героев. А вопросы могут быть самые разнообразные, например «Куда идут герои?», «Мимо чьего домика им нужно пройти, чтобы достичь места назначения?», «Кого они встретят на своем пути?» и т. д. Вы изменяете варианты вопросов в зависимости от того, что именно изображено на картинке.

Задания, проверяющие уровень развития мышления

Очень важно выявить, насколько у малыша развиты способности к логическому мышлению, к синтезу и анализу. Для выявления подобных способностей очень хороши задания, в которых предлагается дополнить недостающий элемент или исключить лишний. Контроль может проводиться как с использованием наглядного материала, так и словесно. Для нахождения закономерностей вниманию ребенка предлагается группа картинок, содержащая определенное количество изображений, например четыре. Перед началом упражнения нужно объяснить малышу, что некоторые из предложенных ему изображений будут иметь много общего, но одна картинка в каждой серии — лишняя.

На картинках могут быть изображены (лишнее выделено курсивом):

У ребенка спрашивают, какое изображение в этом ряду лишнее. Не следует давать детям долго рассматривать изображения, в то же время, если ребенок аргументи-рует свой выбор, не перебивайте его, дайте ему высказаться. После того как малыш сделал свой выбор, его просят аргументировать ответ, можно также спросить, как можно назвать одним словом оставшиеся слова.

Более сложным вариантом задания будет задание без опоры на картинки, т. е. выполняемое устно. Принцип игры тот же, например, вы называете ряд названий домашних животных, среди которых «затесалось» одно дикое, или названия овощей с одним фруктом.

Еще более усложняется задание, когда представлены группы прилагательных, обладающих схожими характеристиками. Здесь уже проверяется не только мышление ребенка, но и его словарный запас, умение строить синонимичные ряды и находить антонимы, например:

Мы выделили лишние слова, однако, если при объяснении ребенок выделил другое слово и аргументировано доказал свой выбор, его следует похвалить, поскольку умение отстаивать свою точку зрения, доказывать и находить веские аргументы должно приветствоваться и поощряться.

Другой вариант задания на определение закономерностей — нахождение недостающего элемента в серии картинок. Ребенку может быть предъявлено восемь картинок (три ряда по три картинки, а в одном ряду картинка отсутствует). Изображения могут быть совершенно разные: это могут быть схожие предметы или рисунки, несколько отличающиеся между собой, или различные геометрические фигуры, картинки, основанные на разнице в количестве элементов, в направлении рисунка и т. д. Ребенку предлагается догадаться, что в одной серии изображений не хватает одного элемента, а затем вставить этот недостающий элемент.

Более легким вариантом этого задания будет такой, при котором ребенку показываются возможные варианты ответа, из которых следует выбрать правильный. Значительно сложнее, когда малышу самому нужно вставить недостающий элемент, например, нарисовав его в пустой клеточке. Можно еще больше усложнить задание, увеличив количество серий, количество картинок в серии или количество недостающих элементов.

Еще одно упражнение, выявляющее способность ребенка к логическому и пространственному мышлению, — «собери картинку». Ребенку предлагается картинка в разрезанном виде. Из имеющихся элементов он должен собрать законченный рисунок. Проще всего, когда элементы рисунка одинаковые и имеют правильную форму. Значительно сложнее, когда они разрезаны произвольно. При выполнении задания следует учитывать правильность и скорость. Чем скорее ребенок соберет картинку, тем лучше.

В качестве наглядного материала можно использовать самостоятельно изготовленные картинки или разрезанные открытки. Простые изображения можно собирать сразу, без опоры на образец.

Если вы используете для задания изображение из большого количества кусочков неправильной формы, можно сначала показать ребенку исходный рисунок. В настоящее время в продаже имеются всевозможные игры, построенные по подобному принципу. Не препятствуйте малышу, если он получает удовольствие от того, что складывает эти пазлы. Это очень хорошая тренировка. Такие игрушки могут быть достаточно большими и содержать не только простые картинки, но и целые картины из живописи или сцены из сказок и мультфильмов.

Если в вашем доме есть такие игрушки, собирайте их вместе с малышом. Однако ввиду того, что эти изображения обычно достаточно сложные и громоздкие, они, как правило, собираются в течение длительного времени, а дети в процессе выполнения требуемого задания должны опираться на картинку-образец. Если вы считаете, что ваш ребенок достиг определенных успехов в собирании пазлов, предложите ему тренироваться с самыми простенькими картинками на время.

Задания на проверку развития воображения и речи

Наиболее распространенный вариант подобного задания — составление рассказа по картинкам. Перед ребенком раскладывают несколько картинок с изображением хо-рошо известных ему действий. Например, на одной картинке может быть изображено, как мальчик просыпается, на другой картинке он умывается, на третьей, завтракает, а на четвертой картинке показано, как мальчик идет в школу. Картинки располагаются в произвольном порядке, а ребенку предлагают расположить их в том порядке, в котором происходит действие. Затем малыш должен обосновать, почему он расположил иллюстрации так, а не иначе. Последний этап упражнения включает в себя составление связного рассказа по серии картинок.

Рисунки могут быть и другими. Например, ребенку предлагается составить связный рассказ по серии картинок, на которых изображены действия каких-либо персонажей. Учитель или психолог на собеседовании может также задать несколько вопросов относительно самих персонажей, попросить малыша охарактеризовать их, рассказать об их привычках, предпочтениях, составить их словесный портрет.

Важно также, насколько хорошо ваш ребенок усвоил значение тех или иных слов. Учитель или психолог, проводящий вступительное собеседование, хочет уви-деть, умеет ли ребенок грамотно и правильно строить свою речь, объяснять то или иное понятие. На собеседовании вашего ребенка могут также попросить объяснить значение некоторых слов, например: «телевизор», «аквариум», «библиотека», «школа»и т. д.

Для контроля развития воображения, образности, пространственного мышления будет целесообразным предложить ребенку сложить схематические фигурки животных из полосок бумаги, частей квадрата «танграм» или из кубиков, стороны которых окрашены в различные цвета. Предлагается сложить кубики или полоски таким образом, чтобы получилось изображение зайки, кенгуру, лисички, паучка и т. д.

Для развития образного представления и пространственного воображения большое значение имеет изобразительная и конструктивная деятельность. Поэтому на вступительном собеседовании вашему ребенку могут предложить нарисовать картинку или собрать модель из конструктора. Картинки могут быть нарисованы и заранее, а ребенку предлагается описать их или сказать, на что похоже то или иное изображение.

Для контроля развития речи могут быть использованы задания, которые выявляют, насколько содержательно и развернуто ребенок отвечает на вопросы, умеет ли он грамотно строить синтаксические конструкции. Например, учитель может дважды повторить сложноподчиненное предложение, затем задать по нему вопросы.

В качестве примера приведем следующее предложение: «После того как Таня сделала домашнее задание, она пошла гулять с подругами» — «Что сделала Таня раньше: пошла гулять с подругами или выполнила домашнее задание?» Можно также попросить ребенка выполнить какие-либо словесные поручения, а затем подробно рассказать, что он сделал.

Например, учитель раскладывает перед малышом игрушки, разбрасывает их и просит сложить мишек в одну коробку, а заек — в другую. Затем ребенка спрашивают, что он делал и в какой последовательности. Для контроля развития речи ребенка его могут также попросить повторить слова за взрослым, но во множественном числе. Взрослый говорит: «кот», «мышь», «самолет», «нос», «крыло», «корабль», «дерево» и т. п. Ребенок повторяет: «коты», «мыши», «самолеты», «носы», «крылья», «корабли», «деревья».

Проверка готовности ребенка к обучению русскому языку и русской речи

Для того чтобы посмотреть, насколько малыш готов к обучению русской речи, на вступительном собеседовании ему могут быть предложены задания на определение фонематического слуха. Для этого учитель может выстукивать разнообразные ритмы, предлагая ребенку повторить за ним.

Важно также и то, как ребенок воспринимает количество букв в словах, различает ли он односложные, двусложные слова и слова с большим количеством слогов.

Учитель может предложить ребенку с помощью палочек или кружочков отобразить, сколько букв в названных словах. Начинать опять-таки следует с простых слов («луг», «дом», «кот», «кит», «лиса», «вода», «мама»), постепенно переходя к более сложным («трава», «палка», «метро», «клубок», «ласточка») и т. д.

Для того чтобы посмотреть, насколько натренирована рука ребенка для письма, его могут попросить срисовать фигуры или рисунки, нарисованные в тетради в клетку. Фигуры следует копировать в том же порядке, в каком они даются. Вы можете потренироваться с ребенком, предложив ему перерисовать бордюрчики. Как рисовать орнаменты с помощью клетки, описано в статье «Методики обучения дошкольников чтению и письму».

Проверка математических представлений

На вступительном собеседовании ребенка могут попросить посчитать до десяти или даже до двадцати, причем как в прямом, так и в обратном порядке. Малыш должен также уметь разбирать числа первого десятка. В качестве упражнения для контроля знаний его могут попросить разложить, например, число «девять» с помощью счет-ных палочек (1-8; 2-7; 3-6; 4-5).

Кроме того, на вступительном собеседовании оценивают навыки счета в пределах первого десятка. Причем в зависимости от школы и класса, в который пойдет малыш, счет может быть проведен как на палочках, так и без какой бы то ни было опоры.

Важно, чтобы ребенок мог сравнивать предметы, например полоски бумаги разной длины и ширины. Он должен сказать, какая полоска шире (уже) и длиннее (короче); сколько длинных полосок, сколько коротких, каких больше (меньше, поровну).

Способность будущего первоклассника определять нахождение предметов в пространстве также имеет большое значение. С помощью игрушек или кубиков разного цвета у малыша могут спросить, что находится рядом, далеко, впереди, позади, справа, слева, сверху, снизу и т. д.

Вполне может быть, что на вступительном собеседовании ребенок должен будет разделить предмет на 2-4 равные части. В качестве предмета может выступить специальное пособие, состоящее из различных долей, вкупе составляющих круг. Этот круг из плотной бумаги ребенок должен поделить на две, три или четыре равные части.

Вашего малыша могут также попросить написать графический диктант в тетради в клетку. Учитель диктует: «одна клетка вверх, две клетки вправо; одна клетка вниз, две клетки вправо». Узоры могут быть и более сложными. Здесь речь идет уже не о том, насколько ребенок узнает рисунок и сможет его скопировать, как было уже описано выше (бордюрчики), а о том, насколько хорошо он воспринимает задание на слух и самостоятельно ориентируется в пространстве школьной тетради.

Некоторые психологи, участвующие в проведении собеседования, задают во-просы или задачки на логическое мышление. Это могут быть известные загадки или небольшие проблемные ситуации, для решения которых нужно выявить определенный «подвох».

Примеры таких задачек:

  • Стоит клен. На клене две ветки, на каждой ветке по две вишни. Сколько всего вишен растет на клене? (Ответ: ни одной — на клене вишни не растут.)
  • Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге? (Ответ: 4 кг)
  • У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье? (Ответ: 3)

Таким образом, задания на вступительном собеседовании могут быть весьма разнообразными. Не стоит копировать именно те задания, которые были описаны в этой статье. Важно подготовить ребенка к выполнению подобных упражнений, а не заставлять его зубрить конкретные примеры.

Еще раз повторимся: подготовка к вступительному собеседованию — это довольно длительный и трудоемкий процесс, а его результативность зависит от планомерности и систематичности занятий.

Важно также психологически настроить малыша перед собеседованием. Он должен не бояться публично говорить, не стесняться переспросить задание, если не понял его сути.

Прежде чем идти на собеседование в школу, вы можете устроить пробное собеседование дома, пригласив в качестве экзаменатора своего знакомого. Цель подобной тренировки — снять возможное психологическое напряжения маленького человечка, ведь для него собеседование — это своего рода экзамен, и волнение при этом неизбежно. Важно, чтобы страх не помешал малышу продемонстрировать свои знания.

Тесты, помогающие выявить готовность ребенка к школе

Зачитайте ребенку следующие утверждения и спросите его, согласен ли он с ними или нет. За каждый утвердительный ответ поставьте один балл.

  1. В школе у меня будет много новых друзей.
  2. Мне очень интересно, какие в школе уроки.
  3. Я хочу дружить со всеми одноклассниками.
  4. Я хочу, чтобы уроки были дольше, чем перемены.
  5. Интересно, как выглядит классная комната.
  6. Я обязательно буду учиться хорошо.
  7. Каникулы — это самое лучшее в школьной жизни.
  8. Я думаю, что в школе интереснее, чем в детском саду.
  9. Я хочу скорее пойти в школу, ведь многие мои друзья — первоклассники.
  10. Если бы можно было, я бы пошел в школу уже год назад.

Подсчитайте результаты.

Если ваш ребенок набрал от одного до трех баллов, то стоит призадуматься. Ваш ребенок вовсе не горит желанием идти в школу. Ему хорошо и без нее.

От четырех до восьми баллов — хороший результат. Ваш малыш хочет в школу. Но важно определить, что для него важнее: внешняя сторона или внутреннее содержание; что его больше интересует — новые друзья или сами уроки.

Если больше получено утвердительных ответов по первой части теста, то ребенок несколько идеализирует школу, он еще не совсем готов к трудностям школьных будней. Если же больше положительных ответов во второй половине, то ваш малыш вполне представляет для чего ходят в школу, а повседневная школьная жизнь пока не вызывает у него неприязни.

Девять-десять баллов — отличный результат! Ваш малыш хочет идти в школу, и желание его вполне осознанно. Может быть, он сохранит свое отношение к школе на протяжении всего школьного обучения.

Возможно, результат теста не оправдал ваших ожиданий, и вы увидели, что ваш малыш пока еще не совсем готов идти в школу. Не огорчайтесь, ведь не все дети обязательно должны хотеть учиться. Важно заинтересовать малыша, показать ему, что в школе ему может быть очень интересно.

Причем нужно обращать внимание ребенка не только на то, что в школе у него будет много новых друзей и он весело будет проводить каникулы. Покажите ему, что учеба — это весьма занимательное занятие само по себе. Объясните, что в школе он узнает много нового и интересного. Уделяйте больше внимания школьной подготовке. Систематически выполняйте различные упражнения на тренировку необходимых качеств, на получение новых знаний. Занятия с мамой, папой или бабушкой, особенно в игровой форме, должны вызвать у ребенка интерес. Больше времени проводите с малышом, рассказывайте ему о школе, но не приукрашивайте. Он должен усвоить, что в школе учиться хотя и нелегко, но интересно.

Тест на выявление знаний ребенка о школе и школьном распорядке

Попросите ребенка ответить на следующие вопросы. За каждый правильный ответ засчитывается один балл.

  1. Что такое класс? (Класс — это комната, где проходят занятия. Там стоят парты, учительский стол, доска, на которой мелом пишут задание и выполняют упражнения. Еще классом называют всех учеников, которые вместе посещают занятия. Например, первый класс, класс «а», дружный класс.)
  2. Что такое урок? (Урок — это время, когда узнают много нового, слушают объяснение учителя и выполняют различные упражнения. Иногда словом «урок» называют выполнение какого-либо задания, например «выучить уроки» — это значит выполнить упражнения, которые были заданы на дом.)
  3. Что такое каникулы? (Каникулы — это перерыв на несколько дней, когда в школе нет занятий. Каникулы бывают осенью, зимой, в Новый год, весной, а летние каникулы длятся все лето.)
  4. В классе учатся дети одного возраста или разного? (Все дети в одном классе обычно одного возраста. Дни рождения у них могут быть в разное время, но все они одного года рождения.)
  5. Как можно узнать, что пора идти на урок? (Звенит звонок на урок, коридоры пустеют, а все дети спешат занять свое место за партой в классе.)
  6. Что такое перемена и для чего она нужна? (Перемена — это перерыв между уроками, когда можно отдохнуть, поиграть, сходить в столовую или в туалет.)
  7. Что такое отметка? (Отметка — это оценка того, как ученик выполнил задание или работал на уроке. Отметки исчисляются в числах от одного до пяти.)
  8. Какие отметки хорошие, а какие — плохие? (Чем больше число, обозначающее отметку, тем выше сама отметка, тем, соответственно, лучше результат. 1 — «единица» — самая плохая отметка; 2 — «двойка» — плохо; 3 — «тройка» — посредственно, удовлетворительно, не очень хорошо; 4 — «четверка» — это хорошая отметка; 5 — «пятерка» — отлично. Про того, кто учится на пятерки, говорят, что он отличник, а тот, кто учится на двойки, — двоечник; он учится плохо.)
  9. Что такое школьный дневник и для чего он нужен? (Дневник — это такая специ-альная тетрадка, в которой есть расписание уроков. Там дети записывают домашнее задание, а учитель ставит туда отметки.)
  10. Как в школе называют стол, за которым сидят дети? (Дети сидят за партами.)
  11. На чем пишет учитель, когда объясняет правило или задание? (Учитель пишет на доске.)
  12. Как нужно обращаться к учительнице? (К учительнице обращаются по имени-отчеству и на «Вы».)
  13. Что нужно сделать, если необходимо спросить что-то у учительницы или когда хочешь ответить на заданный вопрос? (Нужно молча поднять руку, но так, чтобы ее было видно. Когда учительница обратит внимание и спросит, можно задать свой вопрос или дать ответ.)
  14. Что нужно сказать, если необходимо выйти в туалет? (Надо поднять руку и спросить: «Можно выйти?»)

Если ваш малыш правильно ответил на 11-14 вопросов, то он вполне знаком со школьными правилами и необходимость следования школьному распорядку не будет его огорчать. Он будет с уважением относиться и к учителям, и к своим одноклассникам и, скорее всего, будет отличаться примерным поведением.

Правильные ответы на 7-10 вопросов свидетельствуют о том, что ребенок в общих чертах знаком с правилами школьного распорядка, но, чтобы он меньше испытывал трудностей в повседневной школьной жизни, неплохо было бы подробнее поговорить с будущим первоклассником о школе.

От 4 до 6 правильных ответов — это информация к размышлению для родителей. Ваш ребенок еще не очень хорошо знает, как проходят занятия в школе, как необходимо себя вести в тех или иных ситуациях. Поэтому побольше рассказывайте малышу о школе, спрашивайте его время от времени о деталях школьной жизни.

В том случае, когда правильных ответов всего 3 или меньше, — это уже тревожный сигнал. Может быть, вы совсем не разговариваете с малышом о том, как проходят школьные будни.

Если количество правильных ответов вашего малыша меньше шести, наряду с разговорами о школьном распорядке мы рекомендуем вам моделировать повседневные школьные ситуации.

Для этого пригласите других ребят и поиграйте с детьми в «Лесную школу». Эта игра помогает «примерить на себя» школьную жизнь и представляет собой ролевую игру, где дети учатся, как нужно вести себя в школе. Хорошо, если удастся собрать что-то вроде класса — группу из нескольких человек.

Каждый ребенок (или взрослый, если вы тоже принимаете участие) представляет какого-либо животного. Выбирается ведущий — это учитель, мудрая сова. Звенит звонок, сова влетает в класс и представляется: «Здравствуйте, ребята, меня зовут Сова — Мудрая Голова, а вас как зовут?» Дети наперебой начинают представляться именами своих животных.

Сова их учит, что, для того чтобы всех было слышно и все смогли представиться, нужно называть свое имя по очереди, а если необходимо что-то сказать, то надо поднять лапу или крыло.

Затем можно смоделировать различные школьные ситуации. Например, Сова объясняет новый материал, вызывает для ответа к доске, спрашивает урок и задает домашнее задание.

Можно в игровой форме моделировать содержание различных школьных предметов. Просить детей посчитать, рассказать что-то вслух, выполнить различные занимательные упражнения. В процессе игры ребята должны научиться вести себя корректно в той или иной ситуации, они также знакомятся с общими правилами и нормами школьного распорядка.

Сова может ставить отметки. В качестве отметок используются желуди, шишки, листочки и т. п. Важно, чтобы дети умели считать до пяти и понимали, какая отметка плохая, а какая — хорошая. После того как вы потренировались в такой игровой форме, повторите тест. Вы можете добавить еще какие-нибудь вопросы относительно школьного распорядка, которые считаете важными для успешного вхождения в русло школьной жизни вашего малыша.

М.: 2016 — Ч.1 — 64с., Ч.2 — 64с.

В рабочих тетрадях «Готовимся к школе» учтены все задачи и требования ФГОС ДО. Пособия предназначены для подготовки детей к школе по математике в образовательных организациях, а также в домашних условиях. Под руководством педагогов или родителей дети, выполняя различные задания, изучают темы «Количество и счет», «Величина», «Ориентирование в пространстве», «Геометрические фигуры», «Графические работы», «Логические задачи». В рабочих тетрадях даются проверочные тесты, позволяющие проконтролировать степень усвоения дошкольниками учебного материала. Все представленные тесты и задания апробированы в течение многих лет на занятиях с дошкольниками г. Москвы. Пособия рекомендуются специалистам образовательных организаций, а также родителям, гувернерам.

Часть 1.

Формат: pdf

Размер: 12,1 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Часть 2.

Формат: pdf

Размер: 12,5 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

В рабочих тетрадях «Готовимся к школе» учтены все задачи и требования ФГОС. Эти пособия адресуются старшим дошкольникам, которые готовятся к школе по математике. Дети, выполняя задания под контролем педагогов или родителей, учатся считать, решать примеры и задачи, ориентироваться в пространстве и во времени, сравнивать предметы по различным признакам; устанавливают равенства и неравенства между группами предметов и числами; знакомятся с геометрическими фигурами; делят фигуры на равные и неравные части, изменяют один или несколько признаков геометрических фигур (размер, форму, цвет).
Дошкольники выполняют различные виды графических диктантов; срисовывают и дорисовывают предметы по точкам и по клеточкам.
Дети учатся думать, сравнивать, сопоставлять, рассуждать и принимать решение. Знакомятся с основами анализа и синтеза. У дошкольников развиваются память, внимание, логическое мышление.
Проверочные тесты научат малышей находить и исправлять ошибки в уже выполненных заданиях.
Рабочие тетради могут быть использованы в образовательных организациях и в домашних условиях. Проводится 2 занятия в неделю продолжительностью по 35 мин. В каждое занятие включаются 1 -2 физкультминутки.
Пособия написаны на основе практической работы автора с дошкольниками (свыше 20 лет) и является составной частью авторской образовательной программы «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников».
Дети, прошедшие курс обучения по данной программе, успешно поступают в лицеи, гимназические классы и спецшколы Москвы.

О том, как читать книги в форматах pdf, djvu — см. раздел «Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др.»

.

Подготовка к 1 классу всегда волнительна и для детей, и для взрослых. Самые ответственные родители спешат научить будущего первоклассника читать и считать, выводят буквы и решают примеры. К чему нужно готовить будущего первоклассника на самом деле?

В разделе «Подготовка к школе» мы делимся рекомендациями о том, как подготовить ребёнка к школе самостоятельно, а также онлайн.

Родителям в помощь – полезные материалы, вопросы, задания

  • Что должен знать и уметь ребенок перед школой?
  • Задания, игры и упражнения для подготовки к 1 классу в домашних условиях.
  • Занятия логикой и математикой для дошкольников и младших школьников.

1. Физическое развитие

С детства прививайте ребенку интерес к спорту и занятиям физкультурой. Лучше всего здесь работает личный пример. Находите время на активные занятия с детьми дома и на улице.

Предложите ребенку попробовать разные спортивные секции: плавание, гимнастику, единоборства, танцы. Пусть он выберет то, что ему действительно понравится.

Если сын или дочь сами напоминают вам об очередной тренировке и стараются не пропускать ни одного занятия в неделю – это успех.

2. Психологическое развитие

Даже внешне спокойному и уверенному в себе ребенку бывает сложно адаптироваться к непривычной школьной обстановке. Чему важно научить детей, чтобы помочь им с переходом к новому жизненному этапу?

1. Учите ребенка управлять эмоциями и мыслить позитивно.

Умение контролировать такие эмоции как гнев, злоба или обида уберегут ребенка от необдуманных поступков или слов. Поясните ребенку, что проблем бывает много. Но если мыслить позитивно, то будет проще взглянуть на ситуацию с другой стороны и найти правильный выход.

Подойдите к вопросу осознанно: моделируйте разные жизненные ситуации и помогайте ребенку вместе разобраться, как стоит поступать в том или ином случае.

2. Тренируйте внимание и умение концентрироваться.

Учите ребенка всегда доводить начатое до конца. Давайте ему задания, которые реально выполнить в течение получаса. Выбирайте не только любимые дела, но и те, где ребенок может сопротивляться. Если удалось сосредоточиться на поставленной задаче хотя бы на 20 минут и довести дело до результата, вы справились.

3. Воспитывайте ответственность и развивайте силу воли.

Учите мечтать, ставить цели и добиваться их, несмотря на трудности. Сначала помогайте внешними стимулами, но поясните, что самая сильная мотивация – его собственная.

Поручайте ребенку взрослые задания. Пусть у него будет свой перечень закрепленных дел по дому: полить цветы или вытереть пыль, выгулять или покормить домашнего питомца.

3. Интеллектуальное развитие

Читать, писать, считать и решать простые математические задачи ребенка научат в школе. Более ценное, что могут сделать родители для своих детей – научить их правильно мыслить, рассуждать, анализировать информацию и видеть главное.

Что именно нужно делать?

1. «Зажгите» познавательный интерес и стимулируйте к изучению нового: в книгах, видеосюжетах, дома и на прогулке. Организуйте ребенку разнообразный досуг, чтобы они понимал, сколько в мире нового и интересного, о чем ему предстоит узнать.

2. Развивайте речь и умение общаться. Учите ребенка находить общий язык со сверстниками и взрослыми. Важно научить умению слушать, аргументировано доказывать свою точку зрения и получать удовольствие от самого процесса общения.

3. Развивайте логическое мышление. Решать типовые задачи ребёнок научится на уроках математики. А вот чтобы он успешно справлялся с заданиями со звёздочкой и бытовыми задачами, не обойтись без умения рассуждать и мыслить нестандартно. Эти способности можно и нужно тренировать.

Каким образом?

Для этой цели нужно регулярно выполнять нестандартные задания и решать задачи на логику. Дополнительная польза: у ребенка формируется усидчивость и привычка доводить начатое дело до конца. Читайте подробнее, как и зачем развивать логику.

Где искать задачи?

10 лет назад на ум приходили только сборники и детские журналы. Сейчас гораздо больше качественных интересных материалов можно найти в интернете. Но как не потеряться в этом океане развивающих заданий?

Чтобы оценить приблизительный уровень интеллектуальной готовности ребенка к школе, посмотрите небольшую подборку математических задач для дошкольников от ЛогикЛайк или начните занятия на сайте.

Статья.Подготовка детей дошкольного возраста к школе.

Поступление ребёнка в школу является, безусловно, значимым и радостным событием в жизни каждой конкретной семьи. Перед ним открываются двери в новый, пока неизвестный мир, который несёт в себе радости и горести, взлеты и падения, открытия и разочарования. Первое испытание, которое ждет нового школьника, — это адаптация к новым условиям жизни. В детском саду он всегда находился под наблюдением и контролем взрослых, в кругу сверстников, проводя время за любимыми играми. Вместе со статусом школьника ребёнок получает намного больше свободы и самостоятельности, он живет по новому распорядку дня, сталкивается в школе с детьми и подростками, которые гораздо старше его. Иногда ребёнок не знает, как ему поступить в той или иной ситуации, как отреагировать на какое-то событие, происшедшее с ним. В этот период жизни ему как никогда нужна помощь и поддержка взрослых, особенно отца и матери. Как известно, самыми близкими взрослыми для первоклассника являются родители и педагоги, которые в нужный момент всегда придут на помощь, подскажут, научат всему необходимому.

В ходе подготовки ребенка к школе важна преемственность в работе начальной школы и дошкольного образовательного учреждения. Начиная с работ чешского педагога и учёного Я.А.Коменского, преемственность рассматривалась как один из основных принципов развития образования. Проблема преемственности школы и ДОУ всегда занимала и занимает видное место в истории педагогического образования. Вопросами преемственности занимались многие педагоги и ученые. Исследования продолжаются и на современном этапе.

Специалисты выделяют три направления подготовки детей дошкольного возраста к школе, обеспечивающих преемственность:

— всестороннее развитие и воспитание;

— формирование психической готовности к обучению в первом классе;

— формирование учебной мотивации.

Первостепенное значение для установления преемственности между ДОУ и начальной школой имеет всестороннее воспитание и развитие ребенка-дошкольника, осуществляемое в детских садах и являющиеся фундаментом преемственности. Именно всестороннее воспитание и развитие детей (физическое, сенсорное, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое) обеспечивает во многом готовность детей обучению в школе.

Вторым направлением подготовки детей к школе является формирование психологической готовности к обучению. Осуществляя личную подготовку к школе, необходимо развивать у детей мотивационную сферу, в том числе формировать учебную мотивацию. В психическую подготовку к школе включает и формирование начал учебной деятельности (формирование умения принимать и решать учебную задачу, овладеть способами решения учебной задачи, формирование действий контроля и оценки).

Третье направление подготовки к школе – это предметная подготовка. К старшему дошкольному возрасту дети овладеют разнообразными предметными знаниями, которые затем продолжают усваиваться в школе на уроках математики, родного языка, письма в процессе изучения предметов эстетического цикла.

Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребёнка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста идет в школу. В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение: в 6, в 7 лет, а может быть в 8? По какой программе обучать ребёнка: по традиционной системе, по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова или по системе Л.В.Занкова, а может быть в специализированной школе с углубленным изучением иностранного языка? Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями?

Эти вопросы беспокоят родителей и воспитателей будущих первоклассников, с этими вопросами они обращаются к практическим психологам, работающих в детских садах и начальной школе. Озабоченность родителей и педагогов понятно: ведь от того, на сколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успехи ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и в конечном счете благополучие в его школьной и взрослой жизни. Если школьнику трудно учиться, если он не хочет выполнять домашнее задание, приносит из школы плохие оценки и замечания, это всегда отрицательно сказывается на семейном микроклимате: приготовление домашних заданий становится наказанием для всей семьи, а посещение родительских собраний – пыткой. По этому и в детском саду, и в начальной школе необходимо организовать психолого-педагогическое просвещение (образование) родителей системно (например, один раз в неделю) и, не только с привлечением воспитателей, учителей начальной школы, но и учителей и воспитателей средних и старших классов с приглашением в течении учебного года 2-3 раза и ученых-педагогов по этой специальности. Ибо от образования и самообразование родителей во многом зависят успехи детей и в ДОУ, и в начальной школе. Только те родители, которые сами усваивают и знают методы воспитания и обучения, смогут оказывать своим детям необходимую помощь, тем самым гарантируя их всестороннее гармоничное развитие.

У психологов и педагогов вызывает тревогу, то что категорию слабоуспевающих и неуспевающих учащихся в последнее время часто попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного развития и овладевшие навыками чтения и счёта ещё до школы. Родители таких детей, приходя на консультацию к психологу, недоумевают: «Мы так много занимались с нашим ребёнком, так много делали для его развития. Почему же он плохо учится?»

Дело в том, что далеко не все занятия с малышом предполагает формирование необходимых для школьного обучения качеств. Ученые на основе многолетнего теоритического и экспериментального исследования определили круг индивидуальных качеств ребёнка наиболее важных для начала школьного обучения (так называемые учебно-важные качества). Уровень развития учебно-важных качеств, прямо или опосредованно определяет успешность усвоения знаний на ранних этапах обучения. Именно эти качества ребёнка следует иметь в виду при формировании и диагностики готовности к школе.

Задача педагогов и родителей заключается в том, чтобы обеспечить полноценное и гармоничное развитие ребёнка. Главное при этом – достаточно четко осознавать, какие занятия с ребёнком в наибольшей мере способствуют приобрести необходимый уровень школьной готовности. Очень важно и то, как ребёнок выполняет предложенные взрослыми задания: если он использует неправильные с точки зрения учебных навыков способы действия, то в дальнейшем, наверное, сформированные навыки могут стать серьезными препятствиями в усвоении школьной программы. Ведь переучивать всегда труднее, чем научить.

Иногда родители и воспитатели действуют по принципу «Чем больше развивающих занятий с ребёнком, тем лучше он будет подготовлен к школе». Это приводит к умственной и физической перезагрузке ребёнка, что не может сказаться на его здоровье.

Что же такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, то имеют в виду такой уровень физического, психологического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба его здоровью. Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую и социальную или личностную готовность к обучению в школе. Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из ее сторон, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе.

Наступит 1 сентября и за школьные парты сядут вчерашние дошкольники. Первый день в школе – цветы, улыбки, поздравления и радостное волнение – «Я уже школьник!». Все это проходят и наступают будни с маленькими победами, трудностями и неудачами, с радостью познания нового и горечью обид. Необходимо определенное время для того, чтобы маленькие ученики стали настоящими школьниками, привыкли к новой для них обстановке, новым порядкам и распорядкам дня, новому общению с педагогом и одноклассниками, новым способам деятельности и поведения.

Приспособление ребёнка к школе происходит не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил детского организма и детской психики. В начале школьного обучения почти у всех первоклассников наблюдается двигательное возбуждение или заторможенность, раздражительность, снижение аппетита, плохой сон, повышенная утомляемость. Это закономерные реакции организма ребёнка на изменение привычного образа жизни, которые постепенно проходят по мере привыкания к новым условиям жизни.

Среди первоклассников можно выделить детей, у которых адаптация к школе проходит легко, детей с адаптацией средней тяжести и детей, у которых адаптация к школе протекает тяжело.

Длительность и острота протекания адаптации к школе зависят от состояния здоровья и уровня стартовой готовности ребёнка к систематическому школьному обучению. Педагогические воздействия будут целенаправленными и оправданными, о помощь со стороны взрослых эффективной только в том случаи, если они ориентированы на индивидуальные особенности развития ребёнка и учитывают специфику его готовности к обучению в школе. Только в этом случае педагог и родители маленького ученика совместными усилиями помогут ему преодолеть школьные трудности, освоиться в школьной жизни, стать настоящим школьником.

Очень удачно поставлена работа по психолого-педагогической подготовке ребёнка к школе в детском саду «Ромашка» и начальным звеном средней школы села Старые Тукмаклы Кушнаренковского района Республики Башкортостан. Руководствуясь концепцией организации, содержаниям и методического обеспечения подготовки детей к школе, воспитателями детского сада и педагогами начальной школы разработан «План работы по преемственности между МБДОУ Детский сад села Старые Тукмаклы и начальным звеном МБОУ СОШ села Старые Тукмаклы». План включает в себе разделы по организационной, методической, психодиагностической и коррекционной работе, по работе с родителями. В соответствии с «Планом» составляются графики проведения подготовительных занятий с воспитанниками ДОУ учителями начальных классов. Воспитатели детского сада и учителя начальной школы регулярно проводят консультации для будущих первоклассников и их родителей на различные темы, собрания, конференции «круглые столы». Анкетирование родителей тестирование детей помогают педагогам усовершенствовать и более творчески подходить к своей работе.

Совместная работа детского сада и школы позволила составить «портрет» выпускника детского сада по следующим параметрам развития: здоровье и физическое развитие; социальное развитие; развитие речи и речевого общения; познавательное развитие; эстетическое развитие. Если параметры развития ребёнка совпадают с «портретом» на 80-85%, то работа педколлектива выполнена на «отлично». Также оценкой результатов работы можно считать 100% ответ «Да» анкетируемых родителей на вопрос «Удовлетворены ли Вы работой детского сада по подготовке детей к школе?»

Благодаря такой воспитательно-образовательной работе станет возможным формирование и развитие исследовательского типа личности детей младшего школьного возраста. А вопрос о формировании и развитии творческой личности приобретает исключительно актуальность современной педагогической науке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *