Как правильно креститься православие?

Фото: Мария ЛЕНЦ

— Осенять себя крестом — это не просто жест, а обряд. Обряд — то, что нас идентифицирует, определяет и подкрепляет самоощущение. Когда человек осеняет себя крестом, он говорит: «Я христианин». Например, когда военнослужащий отдает честь, это тоже определенный жест. Осенить себя крестом — значит наложить на себя крест. Христианин не просто изображает на себе крест — он подражает Христу. Человек говорит, что готов повторить подвиг Христа: пожертвовать жизнью, временем, здоровьем и деньгами ради Бога, людей и церкви. Поэтому человек и осеняет себя крестом. Но кроме этого, произносит особую формулу мысленно или вслух, упоминая того Бога, в которого верует, — Отца, Сына и Святого Духа. Когда начинаем креститься — говорим: «Во имя Отца», — и возлагаем руку на лоб. Отец — Бог-Отец, замысливший и создавший этот мир. Так и мы освящаем свой разум, чтобы и он был обожествлен. После мы говорим: «…и Сына», — и возлагаем руку на живот. «Живот» — по-славянски «жизнь». Так мы призываем имя Сына Божьего и освящаем всю свою жизнь. Он очеловечился, Бог стал человеком. И Его именем мы освящаем свое человеческое естество. А затем возлагаем руки справа налево. Мы призываем имя Духа Святого и освящаем свои руки — дела, которые мы творим. Мы вдохновляем себя на Божественный разум, жизнь с Богом и добрые дела, которые творим ради Бога. Наложение на себя креста — серьезный ритуал, который нельзя совершать поспешно. А ведь раньше были случаи, когда за это убивали. Осенил себя крестом — тебя убьют. И люди перед смертью осеняли себя крестом. К осенению себя крестным знаменем нужно относиться серьезно.

Больше видеороликов ищите по #ЖивыеТрадиции

Как правильно креститься: в чем суть обряда

Видео создано при грантовой поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2019-2020»

Крестное знамение — видимое свидетельство нашей веры, поэтому совершать его нужно тщательно и с благоговением.
Чтобы узнать, Православный перед вами человек или нет, надо просто попросить его перекреститься, а по тому, как он это сделает и сделает ли вообще, все станет ясно. Вспомните евангельское: «Верный в малом и во многом верен» (Лк. 16,10).

Сила Крестного Знамения необычайно велика. В Житиях Святых встречаются рассказы о том, как бесовские чары рассеивались после осенения Крестом. Поэтому те, кто крестится небрежно, суетливо и невнимательно, попросту радуют бесов.

Как правильно осенять себя Крестным Знамением?


1) Нужно сложить три пальца правой руки (большой, указательный и средний) вместе, что символизирует три лица Святой Троицы – Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Соединив эти пальцы вместе, мы свидетельствуем о единстве Святой Нераздельной Троицы.

2) Два других пальца (мизинец и безымянный) – плотно пригибаем к ладони, символизируя тем самым два естества Господа Иисуса Христа: Божественное и человеческое.
3) Вначале сложенные пальцы ставятся на лоб, для освящения ума; затем на живот (но не ниже) – для освящения внутренних способностей (воли, ума и чувств); после этого – на правое, а затем на левое плечо – для освящения наших телесных сил, потому что плечо символизирует деятельность («подставить плечо» — оказать помощь).


4) Только после опускания руки, совершаем поясной поклон, чтобы не «сломать Крест». Это распространенная ошибка – поклон одновременно с Крестным Знамением. Делать этого не следует.
Поклон после Крестного Знамения совершается потому, что мы только что изобразили на себе (осенили себя) Голгофский Крест, и поклоняемся ему.

Крестное знамение сопровождает верующего повсюду. Осенять себя крестным знамением следует в начале молитвы, во время молитвы и после ее окончания. Мы крестимся, вставая с постели и ложась спать, выходя на улицу и входя в Храм, прикладываясь к иконам и святым мощам; перед едой крестимся сами и осеняем Крестным Знамением пищу. Крестимся, начиная новое дело и заканчивая его. Креститься надо и во всех важных случаях жизни: в опасности, в горе, в радости. Матери, отправляя своих детей из дома, дают свое материнское благословение, осеняя ребенка Крестным Знамением и предавая свое дитя Божьему покрову. Крест Христов освящает собой все и вся, и поэтому изображение его верующим на себе спасительно и душеполезно.

Православному крещеному человеку крест следует носить всегда!

С первых веков христианства всякий верующий носит на груди Крест, исполняя слова Спасителя: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой , и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).
Смысл ношения на себе креста раскрывается в словах апостола Павла: «Я сораспялся Христу» (Гал.2:19). Освященный нательный крест — это символ веры и знак принадлежности к Церкви Христовой. Крест ограждает от искушений и зла. Тот, кто не желает носить крест, сам отвергает помощь Божию.
Нательный крест может быть любым: из обычного металла, из серебра, золота, из дерева. Также, не является принципиальным на цепочке крестик или на веревочке – лишь бы крепко держался. Главное, чтобы Вы его носили. Желательно, чтобы Крест был освящен в Церкви. На обороте православных крестиков по традиции делают надпись «Спаси и сохрани».

Нельзя носить на одной цепочке нательный крест и знаки зодиака (или какие-либо амулеты, обереги и т.д.) – потому что, нательный крест — знак принадлежности к Церкви Христовой, а знаки зодиака, обереги, амулеты — свидетельства о приверженности различным суевериям (носить их вообще не следует) — все это от лукавого.

Носить православный крестик необходимо на теле, под одеждой, не выставляя его напоказ. Право носить Крест поверх одежды до XVIII века имели только Епископы, позже — Священники. Всякий, кто дерзает уподобляться им, совершает грех самосвятства.

Как отличить православный крест от католического?
Православная Церковь исповедует, что Христос был распят не тремя, а четырьмя гвоздями. Поэтому на православном кресте Спаситель изображен распятым четырьмя гвоздями, а на католическом — тремя (обе ноги — одним гвоздем).
Крест – это величайшая Христианская Святыня, видимое свидетельство нашего искупления. Если вы нашли на улице крест – его обязательно нужно поднять, святыня не должна попираться ногами. Его можно отнести в любую Церковь, можно освятить и носить самому (если у вас нет своего крестика) или отдать тому человеку, кто будет его носить.
Нательный крест лучше никогда и нигде не снимать!

  • Что следует знать Христианину
  • О священнослужителях
  • Церковные записки
  • О постах. Великий Пост
  • Иконы. Как устроить домашний иконостас
  • Свеча
  • Святая вода (Агиасма)
  • Крестное знамение Богословско-литургический словарь
  • Крестное знамение Святые отцы и учителя Церкви
  • Крестное знамение преп. Оптинские старцы
  • Крестное знамение прав. Иоанн Кронштадтский
  • О крестном знамении прот. Серафим Слободской
  • Крестное знамение игумен Марк (Лозинский)
  • О крестном знамении и его силе прот. Николай Успенский
  • Крестное знамение преп. Амвросий Оптинский (Гренков)
  • Крестное знамение прот. Димитрий Владыков
  • Крестное знамение преп. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк
  • О крестном знамении мученик Николай Варжанский
  • О Крестном знамении мученик Николай Варжанский
  • «Воцерковление для начинающих» свящ. Александр Торик
  • О перстосложении для крестного знамения проф. Н.И. Субботин
  • Крестное знамение еп. Виссарион (Нечаев)
  • Крестное знамение архим. Макарий (Веретенников)
  • Перстосложение

***

Кре́стное зна́мение – осенение знамением Креста, внешне выражаемое в таком движении руки, что оно воспроизводит символическое очертание Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос; при этом осеняющий выражает внутреннюю веру во Святую Троицу; во Христа как в вочеловечившегося Сына Божьего, Искупителя людей; любовь и благодарность по отношению к Богу, надежду на Его защиту от действия падших духов, надежду на спасение.

Для крестного зна́мения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони…

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы – Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). Опустив правую руку можно делать поясной или земной поклон.

Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу – для освящения нашего ума, к животу – для освящения наших внутренних чувств (сердца), потом к правому, затем левому плечам – для освящения наших телесных сил.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, мы, в знак нашего смирения, сопровождаем нашу молитву поклонами. Они бывают поясными, когда наклоняемся до пояса, и земные, когда, кланяясь и становясь на колена, касаемся головою земли.

«Обычай делать крестное знамение берет начало со времен апостольских» (Полн. Правосл. богослов. энциклоп. Словарь, СПб. Изд. П.П.Сойкина, б.г., с. 1485).Во время Тертуллиана крестное знамение уже глубоко вошло в жизнь современных ему христиан. В трактате «О венце воина» (около 211 г.) он пишет, что мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие.

Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего, это – великое оружие. Патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ Креста.

Уже святые апостолы силою крестного знамения совершали чудеса. Однажды апостол Иоанн Богослов нашел лежащим при дороге больного человека, сильно страдавшего горячкой, и исцелил его крестным знамением (Димитрий Ростовский, святитель. Житие святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 26 сентября).

Преподобный Антоний Великий говорит о силе крестного знамения против демонов: «Посему, когда демоны приходят к вам ночью, хотят возвестить будущее или говорят: «Мы – ангелы”, не внимайте им – потому что лгут. Если будут они хвалить ваше подвижничество и ублажать вас, не слушайте их и нимало не сближайтесь с ними, лучше же себя и дом свой запечатлейте крестом и помолитесь. Тогда увидите, что они сделаются невидимыми, потому что боязливы и особенно страшатся знамения креста Господня. Ибо, крестом отъяв у них силу, посрамил их Спаситель» (Житие преподобного отца нашего Антония, описанное святым Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах. 35).

В «Лавсаике» рассказывается о том, как авва Дорофей, сотворив крестное знамение, выпил воду, взятую из колодца, на дне которого был аспид: «Однажды авва Дорофей послал меня, Палладия, часу в девятом к своему колодцу налить кадку, из которой все брали воду. Было уже время обеда. Придя к колодцу, я увидел на дне его аспида и в испуге, не начерпав воды, побежал с криком: «Погибли мы, авва, на дне колодца я видел аспида”. Он усмехнулся скромно, потому что был ко мне весьма внимателен, и, покачав головой, сказал: «Если бы диаволу вздумалось набросать аспидов или других ядовитых гадов во все колодцы и источники, ты не стал бы вовсе пить?” Потом, придя из кельи, он сам налил кадку и, сотворив крестное знамение над ней, первый тотчас испил воды и сказал: «Где крест, там ничего не может злоба сатаны”».

Преподобный Венедикт Нурсийский (480–543) за строгую свою жизнь был избран в 510 году игуменом пещерного монастыря Виковаро. Святой Венедикт с усердием правил монастырем. Строго соблюдая устав постнического жития, он никому не позволял жить по своей воле, так что иноки стали раскаиваться, что выбрали себе такого игумена, который совершенно не подходил к их испорченным нравам. Некоторые решили его отравить. Они смешали яд с вином и дали пить игумену во время обеда. Святой сотворил над чашею крестное знамение, и сосуд силою святого креста тотчас же разбился, как бы от удара камнем. Тогда человек Божий познал, что чаша была смертоносна, ибо не могла выдержать животворящего креста» (Димитрий Ростовский, святитель. Житие преподобного отца нашего Венедикта. 14 марта).

Протоиерей Василий Шустин (1886–1968) вспоминает о старце Нектарии Оптинском: «Батюшка говорит мне: «Вытряси прежде самовар, затем налей воды, а ведь часто воду забывают налить и начинают разжигать самовар, а в результате самовар испортят и без чаю остаются. Вода стоит вот там, в углу, в медном кувшине; возьми его и налей”. Я подошел к кувшину, а тот был очень большой, ведра на два, и сам по себе массивный. Попробовал его подвинуть, нет – силы нету, тогда я хотел поднести к нему самовар и налить воды. Батюшка заметил мое намерение и опять мне повторяет: «Ты возьми кувшин и налей воду в самовар”. – «Да ведь, батюшка, он слишком тяжелый для меня, я его с места не могу сдвинуть”. Тогда батюшка подошел к кувшину, перекрестил его и говорит: «Возьми”, – и я поднял и с удивлением смотрел на батюшку: кувшин мне почувствовался совершенно легким, как бы ничего не весящим. Я налил воду в самовар и поставил кувшин обратно с выражением удивления на лице. А батюшка меня спрашивает: «Ну, что, тяжелый кувшин?” – «Нет, батюшка. Я удивляюсь: он совсем легкий”. – «Так вот и возьми урок, что всякое послушание, которое нам кажется тяжелым, при исполнении бывает очень легко, потому что это делается как послушание”. Но я был прямо поражен: как он уничтожил силу тяжести одним крестным знамением!» (См.: Шустин Василий, протоиерей. Запись об Иоанне Кронштадтском и об Оптинских старцах. М., 1991).

***

Вначале христиане крестились одним перстом, подчеркивая этим веру в единого Бога – в противовес языческому многобожию. После Никейского вселенского собора (325 г.), сформулировавшего догмат о единстве двух природ во Христе, христиане стали креститься двумя перстами. Когда Русь крестилась в православие, в Византии крестились еще двумя перстами, каковой обычай перешел и на Русь. Затем, в XI веке, в противовес очередной ереси, отрицавшей Троичность Божию, было положено креститься тремя перстами (символ троичности). Но, в силу отрыва Руси от Византии, этот обычай не был введен на Руси до Никона. Староверы, не зная ничего о дальнейшем развитии церковной культуры в Византии, упорно держались за двуперстие.
С.А. Левицкий

***

Содержание

Каково происхождение крестного знамения?

Происхождение крестного знамения точно неизвестно. Свт. Василий Великий относил его к Таинствам, которые передаются в молчании по преданию и не записаны апостолами («О том, откуда получил начало, и какую силу имеет слог «с», и вместе о не изложенных в Писании узаконениях Церкви»).

Есть ли в Священном Писании какие-либо указания на крестное знамение?

Прообразами крестного знамения в Священном Писании послужили заповедь «о знаке на челе», данная Господом прор. Иезекиилю (Иез.9:4), и слова Откровения Иоанна Богослова о «печатях на челах» верных (Откр.7:3, 9:4, 14:1). С крестным знамением пророчество Иезекииля связывают Тертуллиан, Ориген и сщмч. Киприан Карфагенский («Что в этом знамении крестном заключается спасение для всех, кои будут назнаменованы им на челах своих»), при этом Ориген толкует «знак на челе» как изображение последней буквы евр. алфавита «тав», которая отождествляется с греч. буквой «тау» и по форме может напоминать крест (связь между «тау» и формой креста для распятия усматривали и некоторые языческие авторы). Возможно, знак креста выступал как один из вариантов написания имени Божия, чем объясняется присутствие знаков «тав» и креста в некоторых кумранских и иудейских магических текстах.

Как в древней Церкви совершалось крестное знамение?

Чаще всего в ранних источниках упоминается совершение крестного знамения одним пальцем или всей рукой, подчеркивая этим веру в единого Бога – в противовес языческому многобожию. Однако какое при этом употреблялось перстосложение и каким было направление движения (слева направо или справа налево), не указывается. Вероятно, наиболее распространенной формой было крестное знамение одним (указательным или большим) пальцем, о чем писали свт. Епифаний Кипрский и свт. Григорий Великий («О Мартирии, иноке Валерийской области»). Однако свт. Кирилл Иерусалимский, говоря о крестном знамении, использует множественное число – «пальцами» («Поучения огласительные» и также Patrologija Graeca). Наиболее распространенным местом наложения крестного знамения был лоб, о чем, например пишет Тертуллиан («О венце война»), иногда в сочетании с др. частями тела: лбом и областью сердца (о чем сообщает Пруденций — «Аврелий Пруденций Клемент») или лбом, ушами, глазами и устами (согласно Киприану Карфагенскому). Также упоминается наложение крестного знамения на глаза, уста и область сердца (согласно Григорию Нисскому — «Послание о жизни преподобной Макрины»), уста и грудь и на все тело (согласно Тертуллиану — «Послание к жене»). К IV веку христиане стали осенять крестом все свое тело, то есть появился «широкий крест».

Двоеперстие при совершении крестного знамения, как считают некоторые исследователи, своим появлением было обязано распространению начиная с середины V в. ереси монофизитства; хотя прямых подтверждений этой точки зрения нет, из монофизитских источников и из позднейших свидетельств православно-монофизитской полемики видно, что для монофизитов одноперстие служило аргументом в пользу монофизитства, что заставляло православных использовать двоеперстие в качестве контраргумента. Распространению двоеперстия (имевшему место не только в греческом мире, но и на Западе) должно было способствовать и закрепление его в иконографии (но не наоборот).

Знаменитый пример использования пальцев руки в богословской дискуссии — выступление свт. Мелетия Антиохийского на Антиохийском Соборе 361 г. с обличением арианства, когда он проиллюстрировал мысль о единосущии Отца, Сына и Св. Духа путем разгибания трех пальцев руки и затем сгибания двух из них (много позднее на Руси этот пример сыграл определенную роль в полемике вокруг двоеперстия, поскольку интерпретировался как свидетельство об определенном перстосложении, хотя из рассказа древних церковных историков такой вывод сделать нельзя).

После распространения двоеперстия его богословское толкование как исповедания двух природ во Христе (что символизируют соединенные вместе указательный и средний пальцы) и одновременно троичности Лиц Божества (что символизируют соединенные вместе остальные пальцы) стало в Византии классическим. Тем не менее и после распространения двоеперстия византийская святоотеческая мысль продолжала подчеркивать второстепенность способа перстосложения по отношению к самому знаку креста, — напр., прп. Феодор Студит писал, что тот, кто изобразит крест «хоть как-нибудь и одним только перстом, тотчас обращает в бегство враждебного демона» (Патрология Миня).

Когда Русь крестилась в Православие, в Византии была достаточно распространена традиция креститься двумя перстами, каковой обычай перешел и на Русь. Около XIII в. в Византии двоеперстие было вытеснено троеперстием. Первым ясным свидетельством о троеперстии у греков является т. н. Прение Панагиота с Азимитом. Впрочем, известны и более поздние свидетельства о продолжении бытования у греков двоеперстия. Тем не менее со временем троеперстие распространилось в греческом мире повсеместно (так, в Пидалионе прп. Никодима Святогорца, в комментарии на 91-е прав. свт. Василия Великого, Д. упоминается как старая форма перстосложения), а имевшие, очевидно, место случаи сосуществования троеперстия и двоеперстия никогда не вызывали споров и полемики, как это случилось на Руси.

В силу отрыва Руси от Византии, обычай совершать крестное знамение тремя пальцами не был введен на Руси до Никона. Староверы, не зная ничего о дальнейшем развитии церковной культуры в Византии, упорно держались за двуперстие.

В каких ситуациях следует налагать на себя крестное знамение?

Многие писатели Древней Церкви говорят о необходимости совершать крестное знамение как можно чаще и в самых разных жизненных ситуациях. Согласно Тертуллиану («О венце война». § III), «при всяком входе и выходе, когда мы обуваемся и одеваемся, перед купаниями и приемами пищи, зажигая ли светильники, отходя ли ко сну, садясь ли или принимаясь за какое-либо дело, мы осеняем свое чело крестным знамением». Он же первым упоминает («Послание к жене». Глава 5) христианский обычай крестить свою постель перед сном. А, например, солдаты-христиане, согласно Пруденцию, крестились перед боем («Аврелий Пруденций Клемент»).

Когда впервые стали совершать крестное знамение за богослужением?

В богослужении, по крайней мере, начиная с III в., крестное знамение используется как священнослужителями при совершении Таинств, так и всеми верными в определенные моменты службы. Уже Ориген сообщает о крестном знамении перед началом молитвы и чтения Свящянного Писания (см. Selecta in Ezechielem). Во многих традициях встречается наложение «печати» на чело оглашаемых при подготовке к принятию крещения или в качестве послекрещального signatio на новокрещеных.

Совершалось ли в древности крестное знамение за трапезой?

Перед трапезой крестное знамение всегда имело особое значение. Как на Востоке, так и на Западе встречаются истории о чудесном спасении при угрозе отравления ядом. Блж. Иоанн Мосх говорит, что Иулиан Бострский трижды крестообразно осенил перстом чашу со словами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» и, выпив тайно подмешанный яд, остался невредим» («О Иулиане, епископе Бостры»). Прп. Венедикт Нурсийский, которого также хотели отравить, «простерши руку, сделал над сосудом знамение креста, и сосуд, долго до того времени бывший в употреблении, так расселся от этого знамения, как будто бы вместо креста святой муж бросил в него камень», сообщает св. Григорий Великий («Диалоги»).

Нужно ли осенять себя крестным знамением во время искушений?

Святые отцы призывали налагать крестное знамение при преодолении разных страстей. Например, блж. Иероним Стридонский упоминал совершение крестного знамения при печали и скорби о покойных, а свт. Иоанн Златоуст учил: «Обидел ли кто тебя? Огради крестным знамением грудь; вспомни все, что происходило на Кресте – и все погаснет» (Беседа 87). Однако чаще всего крестное знамение упоминается, в том числе сщмч. Киприаном Карфагенским («Книга о падщих»), в качестве невидимой печати, отгоняющей диавола. Один из разделов «Апостольского предания» сщмч. Ипполита Римского подробно раскрывает именно этот аспект крестного знамения («О крестном знамении»). Но больше всего о борьбе с демонами с помощью крестного знамения говорится в монашеской письменности. В Житии прп. Антония Великого приводится такое наставление: «Демоны, говорит он, производят мечтания для устрашения боязливых. Посему запечатлейте себя крестным знамением и идите назад смело, демонам же предоставьте делать из себя посмешище» («Поучения»). В житии свт. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского рассказывается о том, как он, будучи вынужден заночевать в языческом храме, изгнал всех демонов, начертав крестное знамение в воздухе во время обычных вечерних молитв. К помощи крестного знамения против демонов прибегали даже неверующие. Так, император Юлиан Отступник, уже отрекшись от веры, однажды невольно перекрестился, когда был испуган, пишет свт. Григорий Богослов («Слово 4»).

Нужно ли осенять себя крестным знамением, если вдруг оказался в неправославном храме?

Церковные писатели IV–V вв. сообщают об обязательном наложении христианами крестного знамения при вынужденном входе в языческий храм или синагогу. Например, свт. Иоанн Златоуст («Против иудеев») пишет: «Как войдешь ты в синагогу? Если запечатлеешь лицо свое , тотчас убежит вся вражеская сила, обитающая в синагоге; а если не запечатлеешь, то уже при самом входе ты бросишь свое оружие, и тогда диавол, нашедши тебя беззащитным и безоружным, причинит тебе множество зла». Особое внимание наложению крестного знамения уделялось даже при переходе из одного помещения в другое внутри монастыря или храма во времена прп. Колумбана Люксейского (VI–VII вв.) в ирландской монашеской традиции, где за неналожение крестного знамения даже предусматривалась епитимия.

Не считается ли язычеством вера в то, что после совершения крестного знамения можно исцелиться от того или иного недуга?

Упоминания о чудесных исцелениях после совершения крестного знамения встречаются, например, в монашеской письменности. Так, подвижник Петр «положил свою руку на глаз больного, изобразил знамение спасительного креста, и болезнь сразу исчезла», сообщает блж. Феодорит Кирский («История боголюбцев»). Другой подвижник, пишет блж. Феодорит, – прп. Лимней – исцелял с помощью крестного знамения с призыванием имени Божия змеиные укусы.

Что дать почитать человеку, не признающему силу крестного знамения?

Такому человеку можно, например, предложить книгу «Толкование Канона на Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня», творение святого Космы, составлено Никодимом Святогорцем. Перевод с греческого под редакцией профессора И. Н. Корсунского.

В чем отличие крестного знамения у православных и католиков?

Православные для совершения крестного знамения складывают три первые пальца правой руки (большой, указательный и средний), а два других пальца пригибают к ладони; после чего последовательно касаются лба, верхней части живота, правого плеча, затем левого. Три сложенных вместе перста символизируют Пресвятую Троицу; символическое значение двух других пальцев в разное время могло быть разным. Так, первоначально у греков они вовсе ничего не означали. Позднее, на Руси, под влиянием полемики со старообрядцами (утверждавшими, что «никонияне из креста Христова Христа упразднили») эти два пальца были переосмыслены как символ двух природ, соединенных в Ипостаси Христа: Божественной и человеческой. Это толкование является сейчас самым распространённым, хотя встречаются и другие (например, в Румынской церкви эти два пальца толкуются как символ Адама и Евы, припадающих к Троице). Рука, изображая крест, касается сначала правого плеча, потом левого, что символизирует традиционное для христианства противопоставление правой стороны как места спасённых и левой как места погибающих (Мф.25:31-46). Таким образом, поднося руку сначала к правому, затем к левому плечу, христианин просит причислить его к участи спасённых и избавить от участи погибающих.

Наиболее принятый и распространенный вариант в католическом мире – совершение крестного знамения пятью пальцами, открытой ладонью, слева направо, в память о пяти ранах на теле Христа.

Когда крестное знамение следует и не следует совершать на богослужении?

В современной практике Русской Православной Церкви крестное знамение обязательно совершается при благословении священным предметом — Евангелием, Крестом или Чашей. Также принято осенять себя крестным знамением при чтении или пении «Приидите, поклонимся», Трисвятого, в начале и при окончании чтения Священного Писания, на «Аллилуия», при чтении и пении Символа веры, на отпусте. Обычай креститься во время каждого из прошений различных ектений не является уставным (в греческой и древнерусской традициях он не встречается). Крестное знамение совершается при прохождении по храму напротив Царских врат. Крестятся при поставлении свечи на подсвечник перед иконой, перед прикладыванием к иконе, перед потреблением просфор. Креститься не положено во время архиерейского или иерейского приветствия «Мир всем» или иных возгласов, сопровождаемых благословением народа рукой. Крестное знамение не совершается во время чтения или пения псалмов и стихир, запрещено креститься при подходе к Святой Чаше для Причащения. Крестное знамение в определенных случаях сочетается с поклонами, но при этом они не должны совершаться одновременно с крестным знамением.

На иконах Иисус Христос или какой-либо святой порой изображаются, складывающими пальцы в особом перстосложении. Как это понимать?

Не только Иисус Христос или святые на иконах складывают пальцы в особом перстосложении, именуемом именословным. Так делает и православный священник, благословляя людей или предметы. Считается, что пальцы, сложенные таким образом, изображают буквы ІСХС, из которых потом надо сложить ІС ХС и мысленно прибавить титло, чтобы получилось имя Иисус Христос – І͠С Х͠С (Ιησούς Χριστός) в древнегреческом написании. При благословении руку при начертании поперечной линии креста ведут сначала налево (относительно преподающего благословение), потом направо, то есть, у человека, благословляемого таким образом, сначала осеняется правое плечо, потом левое. Архиерей имеет право преподавать благословение сразу двумя руками.

Почему на иконах Христос или какой-либо святой изображены с двоеперстием?

В православной иконографии рука, сложенная в крестное знамение, является распространенным элементом. В ходе полемики 2-й половины XVII – начала XX веков по вопросу двоеперстия как его сторонники, так и его противники нередко ссылались на те или иные раннехристианские и византийские иконографические изображения. В очень большой степени широкое использование древних христианских изображений в целях апологии двоеперстия было вызвано тем, что в позднейшей практике, сохранявшейся на Руси до реформ патриарха Никона, и при совершении крестного знамения, и при священническом (или епископском) благословении употреблялось одно и то же двоеперстие, поэтому любые изображения Господа Иисуса Христа или святых с поднятой рукой и перстосложением, сходным с двоеперстием, воспринимались как однозначное свидетельство о двоеперстии (т. е., иными словами, как изображения благословения с использованием двоеперстия; необходимо отметить, что собственно крестное знамение в иконографии встречается редко). Впрочем, наряду с двоеперстием в иконографии Господа Иисуса Христа и святых часто встречаются и иные формы перстосложения – просто раскрытая ладонь, вытянутый указательный палец и т. н. ораторский жест (когда все пальцы, кроме большого и безымянного, вытянуты, а эти два сложены вместе), восходящий, как думает немало ученых, к античной традиции; возникновение двоеперстия в иконографии нередко связывали с упомянутым ораторским жестом. Однако такой подход к двоеперстию в иконографии, когда оно отождествляется с двоеперстным перстосложением при благословении (и тем более крестном знамении), неверен. Двоеперстие в иконографии Господа Иисуса Христа (а затем и святых) связано с т. н. жестом величия, состоявшем в поднятии руки с разогнутыми и соединенными вместе указательным и средним пальцами и согнутыми остальными (т. е. внешне совпадавшем с двоеперстием), который восходит к дохристианской римской традиции, где изображался в качестве знака триумфа. Так, одно из самых ранних изображений Христа с жестом величия (ошибочно отождествляемым полемистами с двоеперстием) в сюжете «Вход Господень в Иерусалим» на саркофаге Адельфии; символика жеста состоит не в двуперстном благословении Христом жителей Иерусалима, а в том, что Он изображен входящим в Святой град как Победитель и истинный Царь. Позднее жест величия, как и другие римские атрибуты (престол, клавы и др.), становится обычным элементом изображений Господа Иисуса Христа во славе. При этом, следует иметь в виду, существует немало типов изображений Господа Иисуса Христа, на которых упомянутый жест символизирует благословение.

Смысл крестного знамения един у всех христианских конфессий. Осеняя себя крестным знамением люди свидетельствуют свою верность Христу. Господь принял на себя крестную смерть, чтобы даровать нам спасение. Само крестное знамение отличается у православных, католиков и старообрядцев. Как правильно креститься православным христианам? Чтобы не запутаться и правильно осенять себя крестным знамением, прочитайте наш материал о том, как правильно креститься.

Как правильно креститься — история

Василий Великий называл крестное знамение одним из тех апостольских Преданий, которые пришли к нам не через Писание, но через обычай. Везде, где апостолы проповедовали Слово Божие, люди, принявшие христианство, начинали изображать на себе знак креста. Крестились во всех странах по разному. На Западе — всей ладонью, в Африке было принято креститься одним пальцем, указательным или большим, в знак веры в одного Бога. Креститься также могли необычно — не крестом полностью, а только чело, уста и сердце. Согласно православной традиции, крестным знамением благословляются меньшие от больших: миряне от священника и дети от родителей.

Ответа на вопрос, почему католики крестятся слева направо, а православные справа-налево не существует. Из-за дальности расстояний, культурных особенностей и различий, крестное знамение отличается в разных странах и конфессиях. Можно сказать, что начало расхождениям положил церковный раскол, который произошел в XI веке. Различаются не только особенности осенения себя крестным знамением, но и облачения священников, храмы, некоторые обычаи. При этом у всех христианских традиций один общий корень — вера во Христа. Так при различии в богослужениях, евхаристический канон в православии и католичестве остается практически идентичным.

Возрождение древнерусской богослужебной традиции

Как правильно креститься — перстосложение

Перст — это палец. Православные для осенения себя крестным знамением складывают воедино три перста в знак триединства Господа. Собираются большой, указательный и средний палец. Остальные остаются зажатыми в кулаке. Эти два пальца означают, что Иисус Христос одновременно оставался Богом и человеком.

Слева направо или наоборот? Как правильно креститься православным

  1. Сначала мы полагаем персты на лоб, испрашивая у Господа освящения нашего ума.
  2. Полагаем персты на живот в область солнечного сплетения и просим Бога продлить дни нашей жизни.
  3. Полагаем персты на правое плечо.
  4. Полагаем персты на левое плечо.

Таким образом мы словно рисуем на себе крест, соглашаясь принять на себя волю Бога и следовать за Христом. Чтобы закрепить свою преданность Богу во время богослужений люди также совершают поясные и земные поклоны. Совершая поясной поклон люди кланяются в пояс, а во время земного становятся на колени и челом касаются пола.

Старообрядцы напротив складывают указательный и средний палец, а остальные прижимают к ладони. При этом суть перстосложения остается той же.

Католики осеняют себя крестным знамением, используя всю ладонь и делают это слева-направо, а не справа-налево. Вся ладонь используется в знак язв на теле Иисуса, их было пять — две на ногах, две на руках и одна от копия. В православии считается, что это не догматический, а обрядовый образ креста.

Православная семья: российские традиции

Как правильно креститься перед храмом и в обществе?

Перед православными христианами часто встает вопрос о том, правильно ли креститься в общественных местах. Нет единого ответа на вопрос о том, стоит ли это делать, но важно задать себе вопрос — зачем мы крестимся? Если у человека возникла в этом внутренняя потребность или он читает молитву про себя и хочет перекреститься, то, конечно, в этом не будет ничего плохого. Господь призвал нас к исповедничеству, и православные христиане не должны стесняться и скрывать свою веру в Богу. Если человек делает это напоказ, чтобы показать, что он ведет благочестивую и праведную жизнь, стоит спросить себя, не навредит ли его душе то, что призвано помочь людям? Видимые свидетельства нашей веры не осуждаются, если они направлены во благо. Совершая доброе дело или, осеняя себя крестным знамением, мы являем веру во Христа. Но и намерения у нас должны быть добрыми и благими. Думая о том, что рядом кто-то не умеет креститься или крестится неправильно, мы можем совершить нечто в осуждение, а не в оправдание.

Значение крестного знамения

Православным христианам не стоит осуждать тех, кто не знает, как правильно креститься, ведь благодать и любовь Господа зависят не от того, как мы осеняем себя крестным знамением (хотя делать это стоит согласно основам вероучения). Если человек случайно перекрестился слева-направо, но при этом душой он принял на себя крестный путь Христа и согласился идти за Ним, это не вменяется во грех. Ведь суть крестного знамения в том, чтобы видимым способом явить то, что находится в душе человека — веру и любовь ко Христу.

Как правильно совершать крестное знамение.

История из жизни о крестном знамении.

Крестное знамение для христиан – великая сила. Это защита от зла и помощь в наших добрых делах.

Мы крестимся в горе и в радости. Мы защищаемся крестным знамением в опасности.

Мы совершаем крестное знамение во время молитвы и в момент приближения ко всему святому: когда входим и выходим из храма, прикладываемся к иконам, кресту, православным святыням.

Крестимся перед сном и утром, вставая с постели. Крестимся перед едой и крестим еду.

Мы осеняем крестным знамением дорогих и близких нам людей.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Когда при нас крест, тогда демоны уже не страшны и не опасны».

Одной из самых сильных молитв в беде, опасности считается молитва Честному Кресту.

К сожалению, многие не умеют правильно креститься. Большинство из нас черпают знания о том, как себя вести в храме, глядя на других людей, поэтому иногда повторяют чужие ошибки.

Лет десять назад я была в храме на молебне со своей знакомой. Она много читала о православии и была уверена, что азы знает.

Людей было много, мы стояли не в первом ряду, однако, после молебна священник подошел именно к нам и, обращаясь ко всем, показал, как надо складывать пальцы для крестного знамения.

Он объяснил, что символизирует такое сложение пальцев. Она была очень удивлена, потому что об этом не читала. Всё не так просто, как кажется со стороны.

Специальное сложение пальцев для крестного знамения называется перстосложением.

Первые христиане крестили себя одним перстом и только лоб. Это служило символом единого Бога.

На Никейском Вселенском Соборе в 325 году было решено креститься двумя перстами.

При двоеперстии большой палец, мизинец и безымянный палец соединяют вместе кончиками пальцев, что символизирует Святую Троицу.

Средний и указательный соединяют вместе, при этом указательный держат прямым, а средний палец слегка согнутым, что символизирует две природы в Иисусе Христе – божественную и человеческую.

Двоеперстие можно увидеть на старинных иконах и фресках. Кстати, так же до сих пор крестятся старообрядцы.

В настоящее время в Русской православной церкви принято троеперстное крестное знамение.

Троеперстное крестное знамение

На Руси оно установлено после реформ патриарха Никона в середине XVII века.

Для троеперстного крестного знамения пальцы правой руки складывают так:

три пальца (большой, указательный и средний) соединяют вместе концами ровно, а два последних пальца (безымянный и мизинец) плотно пригибают к ладони.

Сложенные вместе три первых пальца это символ Единства Святой Нераздельной Троицы, а два пальца, пригнутые к ладони, символизируют сошествие Сына Божия на землю, Он, будучи Богом, стал человеком, два пальца означают две Его природы – Божескую и человеческую.

Иллюстрация из книги «Закон Божий», которую составил протоиерей Серафим Слободской. Издание четвертое.

Старица Пелагия Рязанская говорила: «При правильном сложении перстов из них исходит невидимый огонь! И когда мы наносим на себя Крестное знамение, то благодатный огонь опаляет, освящает и очищает наше тело».

Как правильно осенять себя крестным знамением:

Сложенными вместе тремя пальцами касаемся лба (для освящения ума), затем верхней части живота (для освящения наших внутренних чувств), затем сначала правого, а потом левого плеча (для освящения наших сил телесных).

Креститься следует неспешно и аккуратно. У тех, кто слишком быстро крестится, часто рука не достает до левого плеча.

Не следует одновременно креститься и кланяться. Начертание креста на теле должно быть завершено и лишь опустив руку можно совершить поклон.

Киевский иеромонах Анатолий говорил:

«Креститься не спеша, чтобы крест был ровный, будто ножом себя разрезаешь. Перекрестился, опускай руку и тогда только кланяйся. Не ломайте крест. «Иже Крестом ограждаеми, врагу противляемся». Ровный крест – это очень важно».

Известно много историй, когда с помощью крестного знамения творились удивительные чудеса, и я расскажу историю из жизни, связанную с крестным знамением.

В начале 90‑х один мой сослуживец на полгода застрял в Греции. Молодой человек тридцати лет Сергей до этого путешествия довольно скептически относился к любой религии, а вернулся глубоко верующим человеком.

Он был крещеным в раннем детстве. Чтобы не огорчать маму, которая сильно волновалась и настаивала, перед путешествием он надел свой крестильный крест.

В Греции они были на регате и решили после соревнований остаться под предлогом внезапного ремонта яхты, посмотреть капстрану и подзаработать у местных фермеров.

Но все пошло не так. Яхта действительно вдруг серьезно поломалась, а починить ее не получалось.

Половина экипажа ежедневно тщетно занималась ремонтом, другие ездили на нелегальную биржу труда, где греки нанимали рабочих в основном для работ по сбору фруктов. Платили мало, иногда только кормили и говорили «спасибо».

Заработанные деньги просто таяли. Запасы еды закончились. Команда уже начала проедать денежный НЗ, который был предназначен исключительно для ремонта и для форс-мажора. Хуже всего было то, что на море резко ухудшилась погода, сильно штормило.

Они не знали, сколько им еще придется здесь пробыть. Хотелось домой и очень хотелось есть.

В команде начались ссоры. Одни считали, что надо бросить яхту и добираться на родину автостопом, другие не соглашались, ведь судно собственность яхт‑клуба.

В таком мрачном настроении Сергей и еще один пожилой член команды оказались на местном рынке в поисках дешевой еды. Цены не радовали, торговцы не хотели уступать.

На выходе с базара они долго мучили по‑английски неприветливого пожилого грека, но он был тверд. От отчаяния Сергей расстегнул куртку и начал ему показывать свои пустые карманы.

И в этот момент грек увидел у него на шее крест, глаза его засияли, он радушно улыбнулся и с вопросом на лице протянул руку, сложенную для троеперстного крестного знамения.

Сергей не понял жеста, но его моментально понял другой член команды. Он показал греку свой крест и сложил также руку для крестного знамения. Торговец мгновенно превратился в добрейшего человека.

Он собрал им несколько коробок овощей и пригласил вечером к себе на ужин. Потом помог с работой и ремонтом. В результате все ребята заработали на ремонт яхты, на пропитание и себе немного.

После этого случая все члены команды стали по‑настоящему верующими.

Вот такая история из реальной жизни.

Да хранит вас Господь, мои читатели!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *