Как православному молиться за мусульманина?

Благочиние

Благотворительность

Скажите, пожалуйста, допустимо ли по Уставу Православной Церкви поминание во время совершения проскомидии, молебна и акафиста поминание иноверцев (католиков, протестантов, мусульман и т.д.). Если возможно, то дайте ссылку на источник. Спаси Господи.

Отвечает протоиерей Александр Вербило

Чтобы ответить на этот вопрос, я обращусь к книге митрополита Иллариона (Алфеева) «Православие», Т. 2 (изд. Сретенского монастыря, М., 2009), к главе «Особые случаи заупокойного поминовения». И хотя эта глава посвящена вопросу о возможности или не возможности молитвы в храме за усопших некрещённых или инославных, её рассуждения можно применить к поминовению и молитве за живых.

Митрополит Илларион говорит:

«Отсутствие в церковном Уставе молитв за иноверных и инославных (как живых, так и усопших) отнюдь не означает, что такие молитвы не могут совершаться православным христианином».

Далее приводятся примеры некоторых заупокойных молитв христианина о нехристианах или еретиках, которые сохранило нам Церковное Предание. Они содержатся в Синаксарии Субботы мясопустной из постной Триоди, их три.

Первый пример рассказывает о Макарии Египетском. Однажды он, идя по пустыне, увидел лежащий на песке череп и, прикоснувшись к нему палкой, спросил: «Кто ты?» Череп отвечал, что он был языческим жрецом, а теперь находится в вечной муке, но когда Макарий молится о таких как он, то они получают некоторое утешение.

Второй пример связан с рассказом о спасении души императора Траяна, которая была «крещена» в аду слезами и молитвами святого Григория Двоеслова.

Третий пример повествует о посмертном спасении «богомерзкого» императора-иконоборца Феофила по молитвам его вдовы Феодоры. Известно, что патриарх Мефодий Константинопольский и Церковный собор по её просьбе постановили в течение недели по всем храмам столицы молиться о упокоении императора. Господь дал знать о том, что его душа помилована.

Основываясь на этих примерах, в своё время святитель Филарет Московский говорил о том, что православный христианин может молиться об усопшем лютеранине, хотя и считал, что такая молитва не должна быть «открытой», т.е. публичной. Более того, святитель допускал поминовение умершего лютеранина на проскомидии: «О живом лютеранине можно петь молебен и просить ему благодати Божией, привлекающей в единство истинной Церкви, но с умершим иное дело. Мы его не осуждаем: не его была воля остаться до конца вне пределов Православной Церкви. Зная некоторых лютеран, имевших уважение и веру к Православной Церкви, но скончавшихся вне соединения с нею, я дозволял о них молитву, не открытую в Церкви, с которою они открыто не соединились в жизни, а поминовение на проскомидии и панихиды в доме».

В свою очередь, основываясь на приведённых примерах и свидетельствах о поминовении усопших инославных, известный русский литургист и исповедник святитель Афанасий (Сахаров) в середине 20 века писал:

«Христианская любовь, побуждающая к молитве о заблудших братьях, найдёт способы удовлетворить свою потребность без нарушения правил церковных: как на молитве домашней. так даже и при общественном богослужении в храме. поминая их на проскомидии, руководствуясь авторитетным разрешением митрополита Филарета. Если же имена усопших неправославных могут быть произносимы на одном из важнейших поминовений — на проскомидии, то, значит, они могут быть вносимы и в помянники и возглашаемы наряду с прочими именами. «

Митрополит Илларион, при этом замечает: «Данный вывод, однако, до сего дня остаётся лишь частным мнением иерарха, хотя и весьма уважаемого и причисленного к лику святых».

Подводя итог, можно сказать, что современная практика и отношение к поминовению инославных среди православных христиан разнится и чаще всего зависит и будет в дальнейшем зависеть от наших взглядов, понимания, христианского дерзновения и любви. Но самое пожалуй важное, что можно вынести из приведённых примеров в книге митрополита Иллариона (Алфеева), это то, что не нужно бояться проявлять любовь к людям, если даже кажется, что этим ты нарушишь какое-то правило, якобы запрещающее тебе такое проявление.

Поминки у мусульман

Поминки у мусульман – это траурное религиозное мероприятие. Вариант проведения этого события зависит от местных обычаев и укладов.

Обязательны ли поминки в исламе

Поминки являются больше православной традицией, нежели мусульманской. Сразу же после похорон мусульмане не устраивают поминальных обедов. По шариату первые 3 дня после погребения следует провести в молитвах, оставив все хозяйственные дела на потом. В этот период шариатом разрешено горевать о покойнике, но без стенаний. По некоторым канонам сразу же после гибели родного человека нельзя вкушать пищу, но этот запрет можно не соблюдать.

На третий день после похорон уже можно приглашать людей на поминки. Но по Корану поминки необязательны, хотя официально и не запрещены. Пророк Мухаммед называл сунной традицию вспоминать своих покойных родных. Он говорил, что для поминовения не нужно ждать каких-то определенных дат. Это можно делать буквально в любое время, а не ждать сорок дней.

Однако существует разное толкование священной книги. Радикальные мусульмане считают, что любые ритуальные обеды допустимо проводить только по радостному, а не печальному поводу. Поминки – это грустное событие, поэтому накрывать на стол по причине смерти близкого человека кощунственно. Т.е. близким усопшего можно готовить еду для себя, но угощать ею тех, кто пришел с соболезнованиями по причине гибели, нельзя.

Также нельзя громко разговаривать, шуметь, спорить, распивать спиртные напитки и злоупотреблять гостеприимством. Никто не должен слишком долго находиться в доме покойного. Если на мусульманские похороны и поминки человека кто-либо приехал издалека, его должны разместить у себя соседи. Если такой возможности нет (к примеру, по соседству живут представители другой религиозной концессии), то следует направиться в гостиницу.

После смерти человека следует успокоить родственников, напомнить им о воле Аллаха и попросить их потерпеть. Соболезнующие люди не должны громко плакать и постоянно рассказывать о том, как человека хоронили . Они могут только помочь с хозяйственными делами, не советуя что-либо членам семьи покойного.

На поминки следует обязательно пригласить имама. Он скажет проповедь, помолится вместе с родными усопшего и даст необходимые наставления. Его присутствие во время поминальной трапезы сильно успокаивает.

Особенности проведения поминок в мусульманстве

Поминальные ритуалы в исламе даже некоторые имамы считают новшеством, поэтому обычные мусульмане часто лишь ориентировочно представляют себе их порядок проведения. Из-за этого мусульманские поминки проходят по-разному. Во многом характер поминания определяется благосостоянием семьи усопшего.

Богатые люди обычно закатывают целый пир, во время которого вспоминают заслуги покойного и угощают всех в округе вне зависимости от их вероисповедания. Семьи со средним достатком устраивают поминальную трапезу только для ближайших родственников, а малообеспеченные люди могут заменить обед садакой – добровольной милостыней во славу Аллаха. Садака – это далеко не всегда деньги. Садакой после похорон может стать любое богоугодное дело, даже чтение сутр слепой соседке. Некоторые решают раздать вещи умершего нуждающимся, но этот поступок нельзя назвать садакой.

Поминки не должны финансово обременять семьи, вынуждать ее брать кредиты или залезать в свои накопления на старость или обучение детей. Если у родных умершего мусульманина нет денег, его поминают скромно.

Также запрещено устраивать поминки на деньги умершего. Это правило распространяется даже на те случаи, когда родственники покойного гарантированно получат его деньги в качестве наследства.

Мужчинам и женщинам следует поминать умершего за разными столами. В некоторых домах лиц разного пола также разводят по соседним комнатам. Если помещение одно, и его невозможно разделить, то поминки должны проводиться только мужчинами. Это осуществляется вне зависимости от того, кто умер: мужчина или женщина. Но люди в 21 веке часто не соблюдают это правило, и часто, если умирает ребенок, его отец и мать остаются сидеть в одной комнате.

Примерное поминальное меню

Еда на поминальном столе ничем не отличается от обычного мусульманского обеда. Т.е. нельзя употреблять в пищу свинину и пить алкогольные напитки, а все остальное разрешено. Чаще всего поминальный обед состоит из следующих блюд:

  • куриный суп с лапшой домашнего приготовления;
  • плов;
  • лаваш или лепешки, приготовленные на тандыре;
  • гуляш;
  • жареная курица;
  • тушеная рыба;
  • салаты;
  • каши (их следует приготовить сладкими);
  • халва с орехами;
  • изюм;
  • печенье;
  • чай и т.д.

Коран не обязывает ставить на стол те блюда, которые любил усопший. Т.е. его родственники могут самостоятельно разработать меню, но на столе должны обязательно присутствовать сладости. Сладкие продукты символизируют сладость для души усопшего в Раю. Само поминальное застолье длится недолго, ведь люди пришли помянуть усопшего, а не наедаться.

Как проходят поминки у мусульман в разных странах

В разных регионах мусульмане поминают усопших по-разному. В Киргизии и Азербайджане принято приглашать на поминки соседей, друзей, сослуживцев и даже случайных знакомых. Там называют позором невозможность проводить умершего человека достойно. Родственники покойного обязаны всех накормить. На столе присутствуют блюда из баранины, овощей, говядины, круп и т.д. Также гостей угощают лавашами, чаем, халвой и даже шербетом. Особенно большие затраты на поминальный стол наблюдаются в Азербайджане. В этой стране из-за повышенного гостеприимства на похороны тратятся суммы, соизмеримые с бюджетом одной хорошей свадьбы. Азербайджанцы не экономят на мясных кушаньях и подают для поминания к столу следующие блюда:

  • парча бозбаш – суп, сваренный на бульоне из баранины и плова;
  • пити – вкусный национальный суп;
  • кюфта бозбаш – гороховый суп с мясными фрикадельками и т.д.

И в Киргизии, и в Азербайджане после похорон режут скот. Если у семьи усопшего нет баранов и коров, скот покупается на ферме. Скот необходимо зарезать родственникам умершего. Подобные мероприятия можно отнести к жертвоприношениям, ведь часть из этого мяса принято раздавать. Около дома разбиваются шатры. В них люди, пришедшие почтить память умершего, могут переночевать или переждать плохую погоду.

В Турции поминки после смерти проходят у мусульман только на 40 дней и на годовщину. В остальные дни поминать усопшего пищей (особенно мясом) нельзя. Сама поминальная трапеза проводится в тишине и спокойствии. На стол турки обязательно ставят ореховую халву.

В Казахстане на поминальные трапезы тратится еще больше денег. Из-за желания достойно проводить родственника многие казахи берут кредиты, которые потом с трудом выплачивают. Т.к. мусульманская общественность была обеспокоена сложившейся ситуацией и закредитованностью населения, в 2017 году в Актобе (Казахстан) была проведена конференция на тему мусульманских поминок. После длительных переговоров имамы указали блюда, которые должны входить в поминальные обеды. Но предложенное ими меню не является обязательным, т.к. имеет только рекомендательный характер. В такое меню включены преимущественно национальные блюда:

  • тары;
  • жети нан – своеобразные казахские лепешки;
  • каймак – молочный продукт;
  • талкан;
  • баурсаки – аналог пончиков.

Поминальные дни у татар проходят по-другому. Основной упор делается на молитвы. Их читают практически постоянно, и особенно усердная молитва произносится во время смены блюд. Причем в заупокойной молитве можно помянуть не только того, кто умер недавно, но и всех усопших родственников.

На стол ставят простое угощение. После приема пищи всем присутствующим жертвуется небольшая сумма денег (до 100 рублей). Если в конце трапезы остались нетронутые блюда, их отдают гостям с просьбой еще раз помолиться за душу умершего. Поминальные обеды часто устраиваются в кафе, но за приемом пищи у татар не принято разговаривать и плакать.

Вообще плач недопустим во время любых поминок. На все воля Аллаха, в т.ч. и на смерть человека. Слезы означают несогласие мусульманина с волей Аллаха и могут привести к мучениям усопшего в загробном мире. Поминальные дни у мусульман после похорон должны походить в спокойной обстановке.

Исламские дни поминовения

У мусульман нет особенных дней поминовения усопших. Некоторые проводят поминальные трапезы на 3, 9 и 40 день, но многие имамы критикуют подобные обычаи. Они утверждают, что он является заимствованным у христиан. Но обычные мусульмане не видят в этом ничего плохого. Также нередко они устраивают поминальные трапезы на годовщину смерти.

Но третий, девятый и сороковой дни не являются сунной (деянием, которое рекомендует религия), ни фарзом (обязательным требованием ислама). Из-за этого они не должны по значению отличаться от других дней. Понятно, что мусульмане, живущие по соседству с православными христианами, перенимают их привычки и уклад жизни, но к религиозным традициям нельзя относиться несерьезно.

Также существуют и другие поминальные даты. К примеру, таким днем можно считать каждый четверг до сорокового дня. Когда у мусульман проходит 40 дней после смерти, они прекращают поминать человека по четвергам. Хотя у некоторых народов, исповедующих мусульманство, есть правило «жечь четверговую свечу» в течение первого года после смерти близкого человека. Огонь должен гореть с заката солнца до полуночи. Подчас хозяин дома в это время читает молитву.

Также накрыть на стол можно и на 52 день после кончины. Многие считают, что в это время тело окончательно разложилось, и можно отметить это событие особым образом. Но у некоторых мусульман (башкиры и поволжские татары) есть поверье, что 52 день – это время, когда покойник чрезвычайно мучается, т.к. плоть отходит от костей. Устраивать в этот день какую-либо особенную трапезу не надо. Но нужно понимать, что принятые в светском обществе поминальные дни у мусульман по усопшим не описываются священными книгами. Т.е. перед проведением религиозного обряда следует посоветоваться с имамом.

Можно ли раздавать милостыню в честь усопшего

В исламе можно поминать умершего не только едой, но и милостыней. Подавать денежные суммы за упокой человека можно в следующие дни:

  • годовщина со дня смерти;
  • Навруз или Науруз;
  • Ураза-Байрам;
  • Курбан-Байрам.

Но ни Коран, ни хадисы не дают четкого объяснения того, что своеобразные поминки покойных должны осуществляться именно в эти дни.

Можно ли помянуть мусульманина христианину

Если умер мусульманин, то христианин может помянуть его, прочитав молитву Святому Уару. Заходить в мечеть не нужно. Степень родства с покойным не имеет особого значения. Каких-либо специфических православных ритуалов для поминок мусульманина не существует. Но христианин все равно может раздавать милостыню и осуществлять какие-либо добрые дела в память о покойном.

Поминание – это важная часть религиозного ритуала у мусульман. Поминки позволяют еще раз вспомнить усопшего, поговорить о нем и сделать что-либо полезное окружающим в его честь.

Дни поминок мусульман

Существует стойкое мнение, что якобы в Исламе существуют определенные дни поминок мусульман. Шариат не приветствует проведение поминок, но и нет строго запрета. Необходимо учесть то, что мусульмане различных регионов России частично перенимали субкультуру того региона, в котором находятся.

Происходила ассимиляция с другими национальностями. Культуры народов объединялись и менялись со временем. Естественно так же это не могло не сказаться на религии в целом и отношению разных народов к поминкам, в частности.

С начала 80х годов и до нашего времени происходит постепенное реформирование в религиозном мире. На смену традициям предков приходят истинные каноны Ислама. По Шариату для траура дается три дня. На 3й день поминальный обед вполне можно заменить садака.

В отличии от православной религии «садака» не только милостыня для нищих. Это может быть любое богоугодное дело. Общественное деяние, которое принесет пользу многим людям тоже считается садака.

Если все деньги мусульмане будут вкладывать в помощь нуждающимся, строительство дорог, школ, больниц и т.д., а не в проведение роскошных поминальных обедов, то это будет истинным садака.

Дни поминок мусульман в 7, 40 и 1 год скоро потеряют свою актуальность. Они не являются сунной (деянием, рекомендованным религией), ни фарзом (обязательным требованием религии). Поэтому по значению не должны отличаться от дней других.

Неужели об умерших нужно вспоминать только в эти дни? Поминальный обед разве сможет заменить искренние молитвы и облегчит участь душе в Судный день? Ценить людей нужно при жизни. После смерти за них можно только молиться.

В день похорон для близких усопшего нужна помощь если не материальная, то хотя бы моральная. Многие народности в Исламе в этот день приходят помочь с погребением. Не грешно их накормить, если не считать это именно поминками в прямом понимании.

Но и сами люди должны осознавать, что в этот день не стоит своим присутствием создавать дополнительные проблемы с поминками. Если искренне решили помочь, то участие в погребение и молитвы за покойного будет достаточно. После похорон у многих народов в Исламе сразу расходятся по своим домам.

Соседям или родственникам желательно на 3 дня пригласить близких покойного к себе. В дни траура нужно, чтобы с ними кто-то был рядом. Бытовые проблемы в любом случае для скорбящих отойдут на второй план. А вот нахождение в доме, в котором совсем недавно умер близкий человек, способно увеличить скорбь и ухудшить без того нелегкие душевные муки.

У мусульман не принято выражать скорбь больше положенного. Слезы не запрещены, но вот громкие рыдания и стенания уже под запретом. Человеку проще сдержать свои эмоции вне стен своего дома. Тем самым не совершить греха. Смерть только этап для того, чтобы обрести жизнь вечную. Можете узнать более подробно об отношении к смерти в Исламе.

До сих пор традиции, которые достались от предков еще с советских времен, главенствуют в проведении похоронных обрядов и поминок. Дни поминок мусульман в 3,7,40 и год, а также в 52 дня еще принято отмечать у народностей на территории бывшего советского союза.

Этот атавизм прежнего периода порицается религиозными деятелями Ислама. Можно рассматривать поминальные обряды разных народов мусульманского мира только, как культурное наследие. Истоки этих обрядов следует искать в далеком прошлом.

Похоронные и поминальные традиции могут различаться у одного народа, проживающих в разных регионах. Поэтому не стоит удивляться, если от приезжей родни услышите про обязательную традицию при поминовении, про которую не приходилось слышать до этого. Также это касается и проведения похорон.

Небольшое отступление. К примеру, у астраханских татар в начале IX века существовало несколько похоронных обычаев, которые могли несколько удивить поволжских татар. Единый народ, единая вера, но разное отношение к похоронам. После того, как могила покойного засыпана, все участники похорон расходятся по домам. Поминки в этот день не проводятся.

На могиле остается только один из близких умершего и могильщики, с которыми он должен рассчитаться за копку могилы. С ними он рассчитывается отрезом куска ситца. Учитывая то, что данная традиция имело место быть в начале прошлого века, кусок ткани может и имел какую-то ценность. Могильщики же ссорились при дележе ткани вплоть до драки.

Согласно поверью астраханских татар после того, как могила засыпана, к покойному приходит сатана. Если он видит ссору, то стремиться разжечь еще большую вражду между спорящими и сразу летит к ним. В этот момент душа покойного сможет ответить правильно на вопрос двух ангелов о том, кто его Бог. Сатана же не успевает его запутать в тот момент. С этой целью могильщики и заводят ссору.

Поверья и обычаи играют в поминках немаловажную роль. Родня и близкие покойного, естественно, опираются на те традиции, которые велись испокон веков. Нередко такие обычаи превалируют над основами религии.

Одно из правил Шариата- поминки делаются не для того, чтобы объедать близких покойного, а помочь им в трудную минуту. В свою очередь близкие выражают свою скорбь и почтение к умершему, давая садака нуждающимся и неимущим. Казалось можно этим и ограничиться. Опять же необходимо учитывать обычаи того народа, где проводятся поминки.

В Азербайджане будет считаться позором для семьи, если покойного не проводить достойно. Поэтому только скудное угощение и садака нищим – не для азербайджанцев. Исстари повелось так, что их поминальные обеды подразумевало наличие обильных угощений. Количество народа не ограничивалось приглашенными. Там не принято приглашать. Каждый имеет право прийти на поминки, если считает своим долгом проститься с умершим.

Поэтому на поминки в отдаленных населенных пунктах приходили со всех соседних поселков, а в городе целые кварталы. Количество народа набирается великое множество. Гостеприимство азербайджанцев не позволяет уйти гостям голодными. Затраты на поминальные обеды нередко превышает свадебные.

Обычно частные поминки у мусульман проводят на 3-й, 7-ой и 40-ой день и годовщину. Так же на 52 день принято считать, что тело полностью разлагается. Поминальным днем принято считать каждый четверг до 40-го дня. Сложно подсчитать, сколько за это время приходится родне умершего встречать различных гостей и каких все это стоит финансовых затрат.

Киргизы тоже не сторонники аскетических поминальных обедов. Обычаи их предков настоятельно рекомендуют разнообразить меню с угощениями и накормить большое количество народа. Это должно умилостивить дух умершего. Обязательно режут скот для угощения. Является своего рода жертвоприношением.

Не каждый содержит свою скотину, приходится покупать. Гостей много. Меню в соответствии с поминальными обрядами предков требует так же не малых затрат. Совсем неудивительно, что родственникам умершего приходятся занимать немалые деньги, чтобы соответствовать традициям.

Чечня и Ингушетия. Не придерживаются столь расточительных обычаев, как в Азербайджане. Но также поминки проводятся с массой народа, которые явились помочь в похоронах. Все вопросы, связанные с похоронами; омовением тела, подготовкой к погребению, копкой могилы — они берут на себя.

Следовательно, необходимо их всех накормить, разместить приезжих, найти дополнительные столы и стулья. Все эти житейские хлопоты могут на некоторое время отвлечь близких умершего. Уважить гостя-это основное правило для этих народов. Свои горести уходят на второй план. Может в этом то и заключен скрытый смысл поминок у чеченцев и ингушей?

Поволжские татары и башкиры. Традиции не отличаются столь разительно от всех других мусульман России. Дни поминовения те же: 3, 7, 40 и год. 52 дня не является обязательным днем для поминок, но рекомендуется в этот день читать молитвы. Считается, что мясо отделяется от кости и покойный мучается от этого.

Поминки у татар проходят скромно, с молитвами и обязательной раздачей подарков и садака «хаер». На поминальном столе поволжских татар не увидите экзотических блюд. Обычно это повседневная еда: суп из баранины, лапша с картошкой и мясом, много фруктов выпечки и сладостей. Женщины и мужчины обычно едят раздельно, за отдельными столами или в разное время.

Поминки у татар и башкир-это в первую очередь возможность собравшимся почитать молитву за упокой. При этом можно почитать не только за одного, а за всех умерших родственников. Раздавая хаер собравшимся-это скорее не садака, а традиция от предков. Каждому обычно дают небольшую сумму, в 2017 году это не более 50-100 руб.

В обязательном порядке деньги дают деньги и маленьким детям. Хаер раздаю не только деньгами, но и носовыми платками и т.д. Уходящим гостям собирают с собой угощение, нередко собирая в пакет дополнительно пакеты с чаем и другими гостинцами. Чуть побогаче собирают пакет для того, кто читал молитву или рассчитываются с ним деньгами.

Как видно из вышесказанного, что поминки у татар не отличаются излишними затратами. Если каждый из собравшихся мусульман прочитает молитву за душу покойного, то тем самым увеличит шансы его душе попасть в Рай. Так же, придя домой и кушая подарки с поминок он будет поминать покойного добрым словом и молитвами. В этом цель у поминок среди мусульман татар и башкир.

Традиции пришедшие из глубины веков со временем теряют свой первоначальный статус. Похоронные обряды и поминальные обеды обретают новые формы. Ранее упоминали, что детали в проведении обрядов поминовения могут сильно отличаться даже в соседних городах.

Чтобы соблюсти все каноны Ислама в этом деле лучшим вариантом будет позвонить в местную мечеть. Там помогут советом и делом. Если же запланировать проведение поминок заранее, то вполне можете воспользоваться услугами нашего сайта. Необходимо только разместить запрос и специалисты кейтеринговых компаний, ресторанов сами сделают Вам предложения и Вы сможете выбрать наиболее подходящее для Вас.

Информация о такой возможности появилась в Интернете (http://www.imancentre.ru) около недели назад. И подобного случая в русскоязычном сегменте сети пока не наблюдалось. Правда, пока желающих совершить дуа (молитву) таким способом еще не было. Но священнослужители уверены, что эта услуга будет востребована.

— Многие татары проживают в местах, где нет мечетей, и не имеют возможности пойти и совершить обряд, — рассказывает имам-хатыйб Апанаевской мечети Валиулла хазрат Якупов. — Например, на Дальнем Востоке всего одна-две мечети, а мусульманского населения там много.

Перечень молитв, которые можно заказать теперь по Интернету, достаточно большой: молитва за молодоженов, за усопших, за процветание бизнеса и многие другие. В принципе можно выбрать любую молитву. Единственное, за что не согласны молиться священнослужители, — если пожелание правоверных направлено на вред другим людям. Ничего странного и некорректного в нововведении авторы проекта не видят.

— Это давняя традиция, когда мусульмане просят за них выполнить обряды. Еще сподвижники Мухаммеда просили пророка молиться за них, — рассказывает Валиулла хазрат. — С развитием технологий добрая традиция обрела новую форму. За выполнение заявки, отправленной по электронной почте, рекомендуется заплатить 100 рублей, перечислив деньги на расчетный счет Апанаевской мечети. А за полное прочтение Корана — 3000 рублей.

— Это все условно. Деньги нужны на восстановление мечети, — заверил Валиулла хазрат Якупов. — Если люди не заплатят ни копейки, мы также будем молиться за них.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *