Как приучить ребенка к чтению?

Как научить ребенка читать – один из самых наболевших вопросов для родителей дошкольников. Если раньше учили читать в школе, то сейчас – это одно из базовых требований для будущего первоклассника. К тому же специалисты говорят, что дети, уже умеющие читать, будут чувствовать себя увереннее и комфортнее в новой обстановке и коллективе. Поэтому многие родители не сомневаются в необходимости обучать чтению. Сложность в том, что сегодня существует большое количество методик и мнений специалистов о том, когда и как обучать детей чтению. Как во всем этом разобраться?

Прежде всего, стоит помнить, что чтение – одно из лучших и сложных упражнений для ума, которое помогает держать мозг в форме: анализировать информацию, принимать решение, иметь хорошую память, решать разного рода задачи. Обучение чтению – это еще одна ступенька в развитии ребенка. И он должен быть к ней готов.

Когда пора учить ребенка читать

Для начала следует понять, что чтение – это действительно сложная задача для мозга. То, что ребенок испытывает трудности в освоении грамоты – это нормально и естественно. Родителям или педагогам с высоты своего опыта может казаться, что все просто и элементарно, но для ребенка все иначе.

Но нет ничего невозможного, и рано или поздно ребенок научиться читать. Поэтому фраза «после трех будет поздно” – точно не про обучение чтению. Мозг должен быть готов к этому виду деятельности.

Однако, родители спешат интеллектуально развивать малышей. Кто-то идет на поводу у своей амбициозности, кто-то боится упустить что-то в детском развитии, поэтому раннее развитие стало повальным и модным увлечением.

Если ребенок в два-три года много занимается развивающими занятиями, учит по наставлению мамы буквы, цифры, складывает кубики, но мало двигается, играет, то вреда от раннего развития и обучения чтению будет намного больше, чем пользы. Такие дети быстро теряют интерес к учебе, как таковой. Уже в школе у них вдруг наблюдаются нарушения речевого развития, слабая моторика и мотивация к учебе, они плохо усваивает новый материал и не выдерживают школьных нагрузок. Но хуже всего то, что они теряют свое здоровье.

Возраст 1-5 лет – это возраст подвижных игр и исследований. Детям крайне важно бегать, прыгать, лазать, ползать, играть в ролевые игры для развития крупной и мелкой моторики. Именно на такую деятельность настроен мозг ребенка в этом возрастном периоде. Перепрыгивая этот этап, родители рискуют тем, что в 6-7 лет ребенок умеет читать (впрочем, как и все первоклассники), но не умеет прыгать и ему с трудом даются физические упражнения.

Специалисты называют средний возраст для начала обучения чтению – это 5-6 лет. На самом деле, главное – не возраст ребенка, а его психологическая готовность.

Критерии, по которым можно оценить готов ли ребенок к обучению чтению:

  • ребенок научился говорить полными предложениями;
  • понимает то, что ему говорят и читают;
  • у ребенка развит фонематический слух (умение отличать один звук речи от другого и отличает, например, дочку от точки);
  • хорошо ориентируется в пространстве и не путает лево и право, верх и низ;
  • у ребенка нет логопедических проблем.

Можно пройти небольшой тест, который также поможет определить готов ли ребенок к обучению чтению.

  1. Любит ли Ваш малыш сказки и рассказы?
  2. Способен ребенок их пересказать?
  3. Возникает ли у ребенка желание рассматривать книги самостоятельно?
  4. Вашего ребенка больше интересует содержание сказки, чем картинки
    в книге?
  5. Знает ли Ваш малыш буквы, просит ли Вас научить его читать?
  6. Имитирует ли он чтение вслух, подобно взрослым?
  7. Интересуют ли его книги познавательного характера (о животных, кораблях, странах)?
  8. Внимателен ли Ваш ребенок во время Вашего чтения ему?
  9. Ваш ребенок имеет хороший словарный запас и довольно успешно
    им пользуется?
  10. Он понимает смысл большинства сложных слов?
  11. Чтение для него приносит удовольствие?
  12. Овладев буквами и словами, он пытается читать самостоятельно?
  13. У Вашего малыша нет логопедических проблем?
  14. Ваш малыш хорошо различает похожие звуки?
  15. В разговоре он оперирует развернутыми не односложными предложениями? 17. Ваш ребенок способен пересказать то, что прочитал сам или услышал?
  16. Ваш малыш знает много стихов и песен?

Если сумма баллов составила (Да – 1 балл, Нет – 0 баллов):

13-18 баллов, то ваш ребенок полностью готов к школьному обучению читать. Его интересует не только способность читать «как взрослые”, но и возможность узнать самостоятельно много полезного и занимательного из книг.

9-12 баллов свидетельствуют о средних способностях вашего малыша к чтению. Возможно интерес к книгам у него ситуативный, неустойчивый. Ребенок не спешит учиться читать.

Менее 9 баллов означают, что пора бить тревогу, ведь ваш малыш почти на школьном пороге. Заинтересуйте его интересными книгами

Три самых популярных методики обучению чтению

Кубики Зайцева, метод Марии Монтессори, Глена Домана, Сесиль Лупан, кубики Чаплыгина – это далеко не полный перечень обучающих чтению методик. Все они имеют, как положительные отзывы, так и отрицательные черты. Сложность в том, что все они требуют времени и ресурсов или поиск грамотного специалиста.

Давайте рассмотрим самые популярные из них.

Кубики Зайцева

Набор состоит из 52 кубиков со складами, из которых можно составить любые слова. Они также наполнены разным наполнителем, в зависимости от того, звонкий, глухой, мягкий или твердый склад. В комплекте идут и обучающие таблицы. Начинать использовать кубики можно чуть ли не с рождения. Сначала малыш будет использовать их, как погремушки, потом складывать свои первые слова.

Плюсы: ребенок быстро учится беглому чтению в игровой форме, грамотному письму, обучать можно в любом возрасте и в 2, и в 6 лет.

Минусы: пособия довольно дорого стоят, а вот трудности у ребенка будут уже в первом классе, когда надо будет учить сначала буквы, потом слог, потом слово и делать фонематический разбор слова. Логопеды же сетуют на то, что дети проглатывают окончание слов.

Подробнее о кубиках Зайцева – в статье «Как выглядят кубики Зайцева”

Методика Глена Домана

Обучение по методике Домана можно начинать с 6 месяцев. Для этого надо будет показывать малышу карточки со словами и произносить то, что на них написано. Постепенно карточки надо будет добавлять, а после изучения слов переходить к словосочетаниям и целым предложениям.

Плюсы: ребенок обучается чтению в процессе игры, развивает свою память.

Минусы: придется изготовить огромное количество карточек и следить за последовательностью занятий. Дети не всегда понимают связь между теми словами, что они заучили и теми, что они слышат в устной речи.

В статье «Карточки Домана” вы найдете подробную информацию, как начать заниматься по методике Глена Домана.

Методика Марии Монтессори

Самое главное правило для Монтессори подхода – ребенок должен быть готов и проявлять интерес к чтению и письму. Тогда ему предлагаются дидактический материал: шершавые буквы, вкладыши, поднос с манкой для рисования букв и т.д. Причем сначала дети овладевают письмом, а потом уже чтением.

Плюсы: метод Монтессори – эффективный и самодостаточный, дети быстро и с удовольствием начинают читать.

Минусы: сложно повторить в домашних условиях, так как требует специальных пособий и грамотного Монтессори-педагога.

Чтобы понять, как происходит обучение чтению по Монтессори в классе, вы можете из статьи Монтессори-педагога «Учимся читать по Монтессори”.

Как научить ребенка читать: 10 советов для родителей

Если же вы хотите самостоятельно научить ребенка читать по слогам, то можно начать с этих универсальных советов:

  1. В 3-4 года учить читать рано, но вот книга должна быть в жизни ребенка. Читайте ему вслух (и даже тогда, когда ребенок сам научится читать), играйте в игры, рассматривайте картинки, спрашивайте о прочитанном, просите ребенка помочь сочинить сказку.
  2. Обучение должно проходить в форме игры, а по времени занятия должны занимать не больше 5-10 минут на начальном этапе.
  3. Если вы будете заставлять ребенка учиться читать, то можете сформировать у него стойкую нелюбовь к книгам, чтению и обучению. Тут вам может помочь фантазия, игры, терпение и знание своего ребенка. Для непоседливых детей лучше всего подойдет обучение с наглядным материалом, вроде кубиков со слогами или магнитной азбуки, игры на ходу, пение. Но и с усидчивым ребенком не нужно превращать занятия в нудные уроки.
  4. Важно: не сравнивайте своего ребенка с другими, не ругайте и не вздыхайте горько, если все идет не так быстро, как вам хочется. Помните, чтение – сложная задача для мозга, а у каждого ребенка свой темп обучения.
  5. Чтобы заинтересовать ребенка чтением, покажите, что книга – это интересно. Выбирайте книги, подходящие по возрасту ребенка, с красивыми иллюстрациями и качественным текстом, читайте ему с выражением, покупайте книги вместе, сделайте для детских книг отдельный небольшой стенд или полочку.
  6. С чего начать обучение чтению. Из всего многообразия методик, родители часто возвращаются к традиционному способу – обучению с помощью букварей. Такая книга должна быть достаточно большого формата, с качественным переплетом, плотной бумагой и четким шрифтом. Авторы наиболее популярных букварей: Надежда Жукова, Елена Бахтина, Олеся Жукова и другие. Некоторые родители предпочитают соединять упражнения из двух букварей разных авторов.
  7. Как научить ребенка читать по слогам: на первом этапе ребенок учит гласные буквы (АУ, ИА, УА), потом согласные. На втором – учится соединять буквы в слоги (одна буква бежит ко второй и получается слог). После этого ребенок учит сначала несложные слоги (ма, па, мо, ло), а потом сложные с шипящими и глухими согласными. Теперь можно приступать к чтению первых простых слов. Покажите ребенку, как составлять первые слова из слогов. На каждом этапе подбирайте подходящие упражнения для закрепления материала. После того, как ребенок научится читать слова, переходите к предложениям. Первые предложения должны быть из двух слов знакомых ребенку, потом из трех. Задачи усложняйте постепенно, когда маленький ученик уже освоит предыдущие упражнения.
  8. Важно: не учите ребенка названиям букв «эм”, «эн”, «эр”. Он должен правильно произносить каждый звук – м, н, р. Это поможет ему потом правильно читать слова: не «дэ-о-эм”, а «дом”.
  9. Занятия должны быть непродолжительными по времени (заканчиваться до того, как ребенок устанет), но регулярными. Обязательно повторяйте пройденный материал, чтобы закрепить знания.
  10. Идите от простого к сложному, разбавляйте занятия интересными играми, поощряйте ребенка и не подгоняйте и не сравнивайте ни с собой в его возрасте, ни с другими детьми. Ребенок будет испытывать гордость за свою работу, если ему надо будет приложить немного усилий, чтобы преодолеть препятствия.

Игры для обучения чтению

  1. Ребенок учится играя, это поможет ему меньше уставать от занятий и не терять интереса.
  2. Учите ребенка прислушиваться к окружающим звукам и спрашивайте, что он слышит (как поет птичка, как шумит ветер, как закипает чайник).
  3. Не забывайте о развитии крупной моторики и ориентации в пространстве. Прыгать, бегать, играть в мяч полезно и для чтения, и для физического здоровья.
  4. Развивайте у ребенка чувство ритма с помощью музыкальных инструментов и пения.
  5. Используйте любые игры на развитие мелкой моторики: перебирать крупы, бусины, вышивать, делать поделки и т.д.
  6. Во время прогулки ищите выученные буквы и слоги в рекламных надписях, афишах, названиях магазина.
  7. Буквы и слоги можно рисовать пальчиком на манке: насыпьте на поднос немного манки и предложите ребенку нарисовать выученную букву.
  8. Буквы и слоги можно написать на отдельных листочках или карточках и развесить по всему дому.
  9. Буквы и слоги можно еще и лепить из пластилина, рисовать красками или выкладывать из природного материала.
  10. Назовите ребенку букву и попросите придумать слова, которые начинаются с нее.
  11. Попросите ребенка продолжить слово: Лу? на, Ры? ба, Ко? за.
  12. Пишите ребенку смешные записки с заданиями. Например, «загляни под диван”, где будет спрятан сюрприз.
  13. Сочиняйте рифмы: кошка-мошка, рубашка-букашка, пышка-мышка.

В процессе обучения чтению важно идти от простого к сложному, не подгонять ребенка и ориентироваться на его уровень развития и психологической готовности. И не забывать, что развитие двигательной активности и сенсорики нельзя заменить изучением букв. Именно от того, как ребенок пережил подготовительный этап будет зависеть то, насколько быстро и успешно он освоит чтение. Вдумчивый подход родителей к обучению поможет ребенку не просто научиться читать, а полюбить книги и открыть для себя новый мир.

Была ли эта информация полезной? ДаНет

Как читать больше книг. 9 способов воспитать в себе привычку к чтению.

Привить себе привычку к чтению, значит построить для себя убежище от почти любых несчастий в жизни.
Самерсет Моэм

Где-то после «похудеть», «перестать откладывать на потом», и «влюбиться» располагается цель «читать больше книг», которую ставят себе многие люди. И это правильная цель! Хорошая книга способна доставить огромное удовольствие, может научить чему-то выходящему за рамки повседневной жизни, а может создать в вашем воображении настолько реальные образы героев книги, как будто вы их действительно знаете.

Если вы хотите привить себе привычку к чтению и читать больше интересных и может быть даже полезных книг, есть несколько хороших способов этого добиться.

Если же у вас трудности с мотивацией к чтению книг и вы сомневаетесь, зачем вообще читать книги, почитайте мою статью: Что дает чтение книг. Здесь же отмечу, что чтение книг – это на самом деле удовольствие и хорошее развлечение. Если конечно вы читаете хорошую книгу. Чтение дрянной книги (или особенно трудной) может показаться тяжелой повинностью. Если в течение нескольких дней книга никак вам не дается, возможно, стоит отложить ее в сторону и найти более интересную.

Осознание, что чтение книг – это удовольствие и что оно даже может оказаться полезным занятием – это уже полдела. Помимо этого, попробуйте воспользоваться следующими советами для воспитания в себе привычки к чтению.

Всегда носите с собой книгу. Куда бы вы не пошли, берите с собой книгу. Не стоит, конечно, брать с собой книгу, если у вас точно не будет возможности ее почитать. Например, при походе в кино. Но если вы, например, идете на прием к врачу, стоматологу или в другое учреждение, где вы, вероятно, будете проводить время в ожидании — обязательно возьмите. Чтение книги – отличный способ скоротать время.

Найдите тихое местечко. Найдите дома спокойное место с хорошим освещением, где вы сможете удобно расположиться с книгой в руках. Не советую читать лежа, если только вы не собираетесь спать. В этом уютном месте не должно быть работающего телевизора или компьютера. Желательно, чтобы это было такое место, где вас не будут отвлекать громкая музыка, шумные члены семьи или однокашники.

Читайте книги своим детям. Если у вас есть дети обязательно, обязательно читайте им книги. Это лучший способ приучить своих детей к чтению, когда они подрастут. И это, в свою очередь, значительно повысит их шансы на успешную и процветающую жизнь. Подберите интересные книги для детей и читайте им. Это к тому же поможет и вам в укреплении вашей привычки к чтению книг.

Читайте интересные захватывающие книги. Найдите книги, которые вас затягивают. Своим сюжетом, своим богатым языком. Читайте популярных авторов. Читайте бестселлеры. Популярные авторы, авторы бестселлеров стали ими не просто так. Как правило, они умеют рассказывать захватывающие истории. Зайдите в интернет-магазин с богатым выбором книг, например OZON.ru, выберите там категорию «бестселлеры» и подберите себе книгу, которая вам покажется интересной. Если книга нравиться многим, вероятно, она понравится и вам. И вы точно не уснете после чтения первых двух страниц.

Составьте список. Составьте и периодически обновляйте список книг, которые стоит прочитать. Отмечайте прочитанные. Добавляйте в список книги, как только услышите (или прочитаете) о тех, которые вы еще не читали и которые вы посчитаете заслуживающими вашего внимания.

Расскажите о прочитанной книге. Заведите блог, где вы будете делиться своими впечатлениями от прочитанных книг. Или можете делать это на своей страничке в социальной сети. Дайте возможность своим друзьям прокомментировать книгу.

Сделайте чтение книг удовольствием. Сделайте себе чашечку ароматного чая или кофе или чего-нибудь вкусненького. Сядьте в удобное кресло с пледом. Читайте на рассвете или на закате или, например, на пляже. Сделайте так, чтобы чтение было в удовольствие.

Установите себе высокую планку. Обязуйтесь прочитать не менее 50 книг за год (или другое подходящее вам количество). И постарайтесь реализовать эту цель. Только не делайте из чтения повинность и какую-то обязаловку. Все-таки оно должно быть в удовольствие (см. предыдущий пункт).

Выберите день или час, специально посвященный чтению книг. Если вы вечером выключите телевизор и/или Интернет, вы можете посвятить один час чтению книг. Возможно, это будет удобно сделать после ужина. Или вы можете посвятить чтению целый день, а также привлечь к этому членов вашей семьи. Кроме всего прочего, это очень весело!

Успехов!

Рекомендую: Что почитать? Десять интересных книг для чтения.

Советы детского психолога онлайнМногие родители сталкиваются с тем, что дети в начальных классах не хотят читать. Это, скорее, психологические особенности детей этого возраста, нежели проблема. Зная эти особенности, можно легко разрешить сложившуюся ситуацию. Просто позвоните мне и запишитесь на консультацию с детским психологом и все будет ОК!

Детство наших детей существенно отличается от нашего с вами. С этим фактом трудно спорить. Находясь с рождения в насыщенном информационном потоке, дети, подрастая, имеют гораздо больше развлечений и источников самой разной информации, чем мы в свое время. В результате, большинство современных детей не хотят и не любят читать. А ведь в мире существует столь много безумно интересных, невероятных и совершенно потрясающих книг! И если ребенок не хочет читать — это звучит очень грустно. Но ребенок пока еще мал и время научить его читать еще есть.

Что делать если ребенок не читает?

Психологический форумИсходя из своего многолетнего опыта, хотел бы сказать, что из многих умений и навыков, которым обучают детей, любовь к чтению, пожалуй, одна из самых деликатных областей.

Иногда родители требуют от ребенка самостоятельного чтения при отсутствии первоначального интереса к чтению, книге. Они сами заранее не позаботились, чтобы этот интерес появился и закрепился, и теперь вполне объяснимо, что у ребенка нет соответствующего желания. Допустим, родители многократно объясняют сыну или дочери, как важно научиться читать, но при этом ребенок видит, что сами родители довольно редко читают, а больше времени проводят у телевизора, подавая пример ребенку, не возможно научить его делать, то, что сам не делаешь! Видят небрежное отношение к книгам: они пылятся в шкафу или валяются где попало, используются не по назначению, как подставка под кастрюли. Культура обращения с книгой закладывается в семье. Есть дома, где многочисленные тома чинно стоят на полках и являются частью интерьера. Родители здесь тоже могут много говорить о пользе чтения, ценности книг. Постепенно и ребенок привыкает «ценить» домашние книги, как изящную дорогую вазу или антикварные безделушки, которыми можно любоваться, восхищаться, но лучше не трогать. Конечно, есть и другие семьи, в которых разговоры о значении книги просто не нужны. Ребенок часто видит родителей за книгой, они обмениваются впечатлениями о прочитанном, радуются покупке интересной книги, что есть положительная тенденция к книголюбию.

Надо признать, что самостоятельное чтение сначала дается детям с трудом. Как все просто представлялось до этого ребенку: буквы бы только выучить, и читать можно. Но какое его ожидало впереди разочарование: буквы все знает, даже в слоги они складываются, а читать ну никак не получается. А ведь ребенку хочется читать сейчас и так же хорошо, как мама! Ведь он не знает, что и взрослым в свое время было так же трудно.

В чтении важно всё: кто учит, как учит, если это делают родители – обладают ли они точной информаций, владеют ли приемами обучения и т.д. К кому-то умение читать приходит сразу, достаточно просто показать, как это делается и через 5-8 занятий ребенок читает, а значит, у него уже была внутренняя готовность, всё в нем созрело для чтения. Но так бывает далеко не всегда, большинство детей все же надо именно учить читать и тут важно запастись знаниями и терпением. Кого-то может это удивляет – «Какие еще знания? Берешь букварь и учишь!» Вот это и есть одна из главных ошибок.

Но, к сожалению, многие взрослые тоже забыли, как нелегко им было в детстве делать попытки первого самостоятельного чтения. К тому же постоянный дефицит времени, дел других полно. И взрослые начинают сердиться. А на языке «вертится» сравнение с соседским Сашей, который уже давно книги сам читает. И в конце раздражение окончательно берет верх, и мама заключает: «Так ты никогда не научишься читать». Ребенок видит недовольство мамы и тоже переживает: «Никогда не научусь читать. Это слишком трудно». А кому хочется неудач? И появляется протест, нежелание учиться читать. Дальше все пойдет через силу. Родители сетуют: «Просто уже не знаю, что делать, не хочет, и все. Придется заставлять, раз по-хорошему не понимает». И заставляют, и ругают. А тайна книги исчезла для ребенка, остались только противные буквы, слова… Некоторые родители, переживая первую неудачу ребенка, жалеют его и решают больше не повторять попыток обучения. «Лучше сами ему почитаем, а учителя научат, когда время придет.» Но отодвигая проблему, вы её не решаете, а это значит, что скорее всего через некоторое время она снова возникает, да еще усугубится. Желание самостоятельно читать заметно ослабнет у ребенка. Так, что же поможет родителям и ребенку преодолеть трудную ситуацию начала чтения?

Советы детского психолога онлайн:

Психологический тренинг для подросткаПрежде всего, родителям не стоит сразу отстраняться от процесса чтения и занимать позицию только слушателя. Как показывает мой профессиональный опыт, на первых порах очень помогает прием совместного чтения. Например, сначала ребенок читает слово из заголовка, дальше — родители, потом он будет рад прочесть другой заголовок сам, с минимальной помощью со стороны взрослых, дальше текст читают родители. Через некоторое время можно привлечь к чтению небольшого абзаца. Далее, выборочно по абзацам, то он, то Вы. Итак, постепенно вы, меняясь ролям — то слушатель, то читающий, увеличиваете количество прочитанного ребенком от нескольких предложений до главы. Почувствовав, что ребенок уже достаточно самостоятельно может прочесть и больше, но не решается, представьте ему эту возможность, например, найдя какой—либо предлог отойти от книги. Можно, дойдя до интересного места, вдруг «ВСПОМНИТЬ», что срочно нужно разморозить холодильник, вымыть посуду, погладить. Если при этом вы испытываете психологический дискомфорт или у вас, что то не получается, то нужно обратиться к детскому психологу позвонив мне по телефону и записаться на психологическую консультацию.

Если вы сами любите читать, делитесь с ребенком впечатлениями от прочитанной книги, можете зачитать малышу интересный отрывок из книги, понятный его возрасту. Стимулируйте желание ребенка самому делиться о прочитанном, обсуждайте героев сказки или рассказа. Для вечернего чтения позвольте ребенку выбрать книгу самому и читайте ее друг другу по очереди.

Если вы хотите, чтобы ребенок читал с удовольствием, то с таким же удовольствием читайте ему книги на ночь. Начинайте пораньше, чтобы успеть обсудить прочитанное. Даже если ваш ребенок научился читать сам, это не повод отменить ваши совместные литературные вечера. Ребенок должно четко понять, что в книгах за этими скучными черными буковками прячутся совершенно невероятные волшебные вещи и открываются двери в чудесные и загадочные миры.

Полюбить насильно невозможно. Сколько бы вы раз не говорили: «Хватит смотреть телевизор, иди лучше книжку почитай!» или «Хочешь идти гулять – прочитай 3 страницы!», это ни на шаг не приблизит вашего ребенка к любви к чтению. Больше того, если сейчас ребенок просто не любит читать, то потом он будет считать чтение наказанием. Школа и так, можно сказать, удружила, обязав читать то, что входит в программу. Слишком много правды в известной шутке: если хотите внушить неприятие к любому произведению – введите его в школьную программу. Поэтому не давите и не принуждайте, не заставляйте ребенка читать. А лучше позвоните мне и я вас научу, как найти общий язык с детьми.

Дайте юному читателю время и возможность найти свою книгу. Обеспечьте, насколько возможно, ребенка книгами на интересующую его тему дома, запишите его в детскую библиотеку, пойдите вместе в книжный магазин и купите ту книжку, которую выберет сам ребенок. Пусть книга будет далека от духовной пищи, но начинать тоже с чего-то нужно. Ваш ребенок не любит читать и заставлять его неблагодарное дело, но те книги о самолетах, танках или мире насекомых, которые он сам принес из библиотеки, он читать соглашается.

Вы помните книгу, с которой началась ваша великая любовь к чтению и литературе? Незнайка на Луне, Три мушкетера, Пеппи Длинный Чулок, а может, Дети капитана Гранта? Любовь к чтению у каждого книголюба начиналась с Книги, с той самой настолько интересной книги, от которой невозможно было оторваться, пока не доберешься до конца, а добравшись, накатывало сожаление, что Книга закончилась. После этого желание найти что-то такое же интересное, не покидает никогда, и книги просто «проглатываются». Вот именно такую книгу нужно помочь найти своему ребенку. Ищите, спрашивайте у друзей, углубляйтесь в новинки детской литературы. Можете поделиться с ребенком своими впечатлениями о любимой книге. Но не навязывайте свои вкусы. Ведь, книга – личное дело каждого… Так что наберитесь терпения! Не обвиняйте в лени или в глупости, иначе ребенок не захочет читать ничего, что было напечатано когда-либо и где-либо.

Уважайте выбор своего ребенка. Чтобы он не предпочел – короткие статьи из энциклопедии или детские тематические журналы – поддерживайте его помогите в приобретении. Когда-нибудь придет черед Чехова и Толстого. Просите рассказать ребенка о том, что он прочитал интересного, что ему понравилось больше всего в прочитанном, а что не понравилось, но не заставляйте. Ваша беседа не должна напоминать проверку домашнего задания. Если ребенок заметит ваш неподдельный интерес, он вычитает еще что-нибудь, лишь бы поделиться этим с вами. Не забывайте хвалить ребенка и обязательно делитесь в ответ впечатлениями от прочитанных вами книг.

Заставить что-то делать с удовольствием – невозможно! Особенно если это касается чтения и любви к литературе. Поэтому вам нужно еже сейчас позвонить мне и записаться на консультацию к детскому психологу в Москве.

Как заинтересовать ребенка книгой: 10 рецептов

Дети любят читать книжки, которые способны возбудить их воображение и удовлетворить любознательность. Книжки, которые удивят их и вовлекут в игру. Они должны быть смешными или страшными, но ни в коем случае не скучными. Помните, что ребенок читает ради развлечения, а не для того, чтобы почерпнуть из книги новую информацию.

Важен неожиданный финал

Отложите на дальнюю полку всю литературу, которая не может держать ребенка в напряжении до последней страницы. Покажите юному читателю, как неожиданно могут развиваться сюжетные линии, пусть он погрузится в чудный мир, придуманный писателем. Сделайте так, чтобы он мог помечтать наяву.

Не заставляйте ребенка понимать подтекст

Не зацикливайтесь на способностях вашего ребенка понимать скрытый между строк смысл. «Толстопузы и долговязы» Моруа для взрослых – сатира на милитаризм времен Первой мировой войны, а для детей – сказочная история про подземный мир. Нет никакого смысла учить ребенка «правильному» чтению, если он не может получить удовольствия от книги.

Пусть ребенок сам выберет для себя книгу

Если книга обратила на себя внимание ребенка, значит есть все шансы, что он прочитает сам или позволит вам дочитать ее до конца. Но выбор даже в таком возрасте не бывает легким. Вспомните, как вы сами мучаетесь, выбирая для себя в книжном магазине чтение по вкусу. Спросите, о чем он хочет прочитать, и подскажите, где на полке могут стоять подходящие книги. Посоветуйте новых авторов и напомните о классике.

Отведите специальное место для чтения

Ребенок не может концентрироваться на чтении столь же долго, сколько взрослый. Поэтому найдите укромное место, где он мог бы углубиться в книгу. При этом важно, чтобы вокруг было тихо.

Запаситесь интересными книгами

Хороших книг в доме должно быть много. Проверить, насколько они хорошие, можно по шуму или тишине во время чтения.

Читайте вслух

Как можно больше читайте детям сами. Меняйте голоса, старайтесь делать характеры героев выпуклыми. Если перспектива читать вслух каждый вечер вас пугает, обратите внимание на аудиокниги. Чем более захватывающими они будут, тем больше вероятность, что ребенок полюбит и бумажную книгу.

Составляйте книжные рейтинги

Попробуйте выбрать вместе с ребенком его самую любимую книгу. Или 5 самых любимых книг. А какие детские книги нравились вам больше всего? Сравните, как отличаются ваши вкусы.

Ходите на встречи с авторами

Книжные магазины регулярно устраивают встречи с писателями или или художниками. Малышу непременно понравится знакомство с человеком, который создал его любимую книгу.

Нужно больше времени на чтение

Создавайте ребенку больше времени для чтения. Думайте не только о «качестве», но и о «количестве». Иногда провести время с книгой, просто листая ее, для маленького читателя так же важно, как редкие минуты, проведенные за «настоящим» чтением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *