Как рассуждать?

АЗБУКА РАССУЖДЕНИЙ
Возможно, вы удивитесь, прочитав название этой книги: «Учимся рассуждать и доказывать». Да кто же этого не умеет? Все мы любим порассуждать, например, о том, какая команда лучше — «Динамо» или «Спартак», или о том, как хороша жизнь во время каникул. А доказывать приходится почти на каждом уроке математики, особенно геометрии.
Но в этой книге речь будет идти не о рассуждениях вообще, а о таких рассуждениях, с помощью которых отыскивается и доказывается истина. Удивительная способность человеческого разума получать новые факты и доказывать истинность каких-то утверждений, не прибегая к опыту, а только рассуждая, вам хорошо известна. Действительно, этим вы постоянно занимаетесь на уроках математики, и не только математики. вы уверенно пишете слово «мышь» с мягким знаком на конце, хотя на слух что «мышь», что «мыш» — одно и то же, и рассуждаете при этом примерно так: «Слово «мыш(ь?)» — существительное женского рода, а все такие слова оканчиваются либо на «а», либо на «я», либо на мягкий знак, значит, надо писать не «мыш», а «мышь».
Рассуждения помогают устанавливать истину отнюдь не только на уроках. С их помощью установлены многие важные естественнонаучные факты. Так, например, испокон веков казалось совершенно очевидным и потому истинным, что тяжелые тела (например, камень) падают быстрее, чем легкие (например, пушинка). Однако Галилей, размышляя над этим вопросом, пришел к другому выводу. «Допустим,— думал он,— что тяжелое тело падает быстрее, чем легкое. Что будет, если связать эти два тела вместе? С одной стороны, легкое тело должно замедлять движение тяжелого, а с другой — скорость падения связанных тел должна быть больше скорости падения тяжелого тела». Полученное противоречие навело его на мысль, что тяжелое и легкое тела должны падать в пустоте с одинаковой скоростью. Этот вывод был подтвержден экспериментально и пополнил запас познанных человеком законов природы.
Умение правильно рассуждать необходимо и в обыденной, повседневной жизни. Так, например, получив тройку или, того хуже, двойку, вы не станете убеждать учителя в том, что заслуживаете более высокой оценки, с помощью довода «Я учил», если понимаете, что из «учил» не следует «выучил», «знаю», т. е. «учил» не является достаточным основанием для получения хорошей оценки.
А что значит — рассуждать правильно? Есть ли тут какие-то правила, которые можно выучить и, руководствуясь ими, безошибочно находить истину? Ответ на этот вопрос будет длинным. вы сможете получить его, дочитав книгу до конца. А для начала обратите внимание на слова правильно рассуждать и следует, выделенные в предыдущем абзаце. Что означают эти слова и как связаны стоящие за ними понятия? Если вы заглянете в словарь, то узнаете, что правильное рассуждение — это рассуждение, построенное по законам логики. А что такое логика? В поисках ответа на этот вопрос вы, возможно, натолкнетесь на определение «Логика — это наука о правильных рассуждениях» и окажетесь в положении Йона Тихого (известного героя Ст. Лема), который, пытаясь выяснить по словарям смысл слова «сепулька», прошел длинный путь: сепулька-сепулькарий-сепуление-сепулька, после чего был вынужден отправиться на планету Интеропия, где, по слухам, эти самые сепульки можно было отыскать.
Для выяснения смысла слова логика вам, дорогой читатель, не стоит совершать путешествие на другую планету, тем более что логика инопланетян может оказаться совершенно отличной от нашей. Не советуем вам копаться с этой целью в словарях и учебниках: определения логики, приводимые в них, как правило, либо длинны и малопонятны, либо неполны (иногда и то и другое одновременно). Заметим, однако, что в одном серьезном учебнике по логике сказано: «Основным предметом изучения в данной книге является отношение логического следования». Если последнюю фразу сопоставить с приведенным выше определением правильного рассуждения, станет ясно, что для уяснения связи между этим понятием и понятием «следует» (логически) необходимо совершить экскурсию в Логику.
Пусть это не пугает Вас, дорогой читатель. В отличие от путешествия Йона Тихого на планету Интеропия, полного неожиданностей, опасностей, столкновений с неведомым, экскурсия в Логику доставит вам удовольствие встретиться со старыми знакомыми в новых нарядах и выяснить до конца отношения с ними, что сослужит вам хорошую службу.
Подобно Журдену (из пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве»), который очень обрадовался, узнав, что всю жизнь говорил прозой, вам будет приятно узнать, что в большинстве случаев вы говорите и мыслите по законам логики.
Наконец, вы узнаете, к каким неприятным последствиям ведут нарушения этих законов и как этих неприятностей избежать.
Привыкнуть поскорее к новой обстановке и освоиться с новыми понятиями вам помогут школьники Петя, Катя и их сосед — студент Митя — герои нескольких «логических» историй, которые мы вам расскажем.
ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ («и» и «или»)
Как-то раз Петя попросил сестренку Катю погулять с Джимом, так как он еще не выучил географию, по которой его завтра должны спросить. С прогулки Катя вернулась взволнованная: какой-то прохожий упрекнул ее в нарушении правил содержания собак в городе. Листок с правилами был наклеен на заборе, и одно из них гласило: собака на прогулке должна быть на поводке… в наморднике (кусочек бумаги после слов «на поводке» был оторван).
— Разве это справедливо? — горячилась Катя.— Я действительно спустила Джима с поводка, но он же был в наморднике! Кто же из нас прав?
— М-м-м,— засомневался Петя.— В самом деле, кто прав? Давай-ка позовем Митю — он мастак в логике и наверняка поможет нам разобраться в этом деле.
Митя тут же пришел и, выслушав Петю (Катя слишком взволновалась, чтобы связно рассказать о случившемся), ответил на его вопрос вопросом: «А ты видел эти правила? Как там сказано: «…на поводке или в наморднике», а может: «…на поводке и в наморднике»?»
— Какая разница? — хором воскликнули Петя и Катя.
— Не все ли равно? А такая разница,— сказал Митя, что если «или», то права Катя, а если «и» — то прохожий.
— Вот как,— удивился Петя.— Значит, от такой малости зависит, кто прав, кто виноват!
— От такой малости? — усмехнулся Митя.—Разные слова, имеющие разный смысл, совсем не малость. Запятая, и та настолько важна, что может решить вопрос о жизни и смерти. Представь себе, что будет, если в приговоре «Казнить нельзя, помиловать» запятую нечаянно поставят не после, а перед «нельзя». А иногда к недоразумению может привести даже различное понимание одного и того же слова. Допустим, мама, уходя на работу, сказала, что после уроков ты можешь сходить в кино или на каток, а узнав вечером, что ты успел побывать и там, и там, недовольно заметила, что она тебе этого не разрешала. «Но как же так? — возразишь ей ты.— Ведь было сказано «в кино или на каток» Помнишь, Петя, учительница объявила, что на родительское собрание должны прийти мама или папа, но была довольна, когда они пришли оба? Итак, кто же будет прав в этом случае — мама или ты? А оба правы. Дело в том, что слово или имеет в нашей обычной речи два значения — разделительное и неразделительное.
Во многих случаях по смыслу фразы легко понять, какое из этих значений имеется в виду. Например, в знаменитой фразе Гамлета «Быть или не быть — вот в чем вопрос!» слово «или» имеет, несомненно, разделительный смысл: невозможно одновременно «быть» и «не быть». А объявление «Наше бюро добрых услуг поможет вам вымыть окна или натереть полы» не исключает, разумеется, возможности воспользоваться сразу обеими услугами. В маминой фразе «или» может иметь как разделительный, так и неразделительный смысл. Такая двусмысленность и есть причина ее разногласия с сыном.
КОНЕЦ ФРАГМЕНТА КНИГИ

Что нового? В целом задания стали более «практичными», упор делается на проверку таких умений и навыков как поиск информации, анализ, умение аргументировать свою точку зрения и рассуждать.

Немного конкретики. В ОГЭ-2020 по русскому языку количество заданий сократилось с 15 до 9. Изложение (задание 1) теперь можно писать в любом из нескольких предложенных жанров: путевые заметки, записки, очерк, рецензия, дневник. Экзамен предполагает и выполнение различных видов анализа языкового материала. Для этого во второй части работы — 7 заданий: четыре — на проверку орфографии, пунктуации, грамматики, и три — на анализ глубины и точности понимания содержания текста.

В экзаменационные материалы по математике включен новый блок практико-ориентированных заданий (задания 1-5).

Есть новинки и по обществознанию. В Рособрнадзоре сообщили, что изменена структура экзаменационной работы.

«Снято разделение заданий по частям на основе формы записи ответа. Задания в работе теперь выстраиваются исходя из проверяемых групп умений», — говорится в сообщении ведомства.

Количество заданий по обществознанию сокращено с 31 до 24, причем большинство из них теперь требуют анализа практических ситуаций, умений выражать свое мнение с опорой на факты, личный опыт.

Для экзамена по истории на 2020 год разработчики предлагают только одну модель материалов, соответствующую линейной системе изучения истории на основе Историко-культурного стандарта и единого учебника. Появились новые задания для работы с исторической картой, выделен блок заданий, проверяющих знание истории культуры.

Настоящий прорыв — на химии и физике теперь обязательной частью экзамена будет реальный эксперимент. По химии, например, это два задания: 23-е, где нужно выбрать два вещества, взаимодействие с которыми отражает химические свойства третьего вещества, указанного в условии, и 24-е — проведение двух реакций по составленным уравнениям.

Также по физике и биологии уменьшилось количество заданий: по физике с 26 до 25, по биологии — с 32 до 30.

Отметим, что речь пока о проектах экзаменационных материалов. Ежегодно до начала учебного года Рособрнадзор публикует их для экспертного обсуждения, а также для того, чтобы выпускники девятых классов и их учителя могли примерно понимать, что их ждет на экзаменах в новом учебном году.

Обсуждение проектов КИМ ОГЭ-2020 продлится до 1 октября 2019 года. Замечания и предложения принимаются по электронной почте fipi@fipi.ru.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *