тивные функции, напряженный темп работы, недостаток межличностных отношений . Все это в ряде случаев может также быть причиной разного рода нарушений в профессиональной сфере — деструкций личности . Однако, с другой стороны, личностные особенности также могут оказать влияние на становление и развитие качеств, необходимых в профессиональной деятельности. В этом случае актуальной будет постановка вопроса о коррекции качеств, что является отдельной задачей, требующей своего разрешения.
Список литературы:
1. Ашин В.К. В.Б. Ольшанский // Большая советская энциклопедия. -1969-1978.
2. Бодров В.А. Информационный стресс: учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. — М.: ПЕР СЭ, 2000. — 352 с.
5. Насейкина Л.Ф. Реализация компетентностного подхода при формировании профессионально-значимых личностных качеств студентов-программистов / Л.Ф. Насейкина // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2013. — № 9. — С. 34-41.
6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе / Дж. Равен. -М.: Когито-Центр, 2002. — 218 с.
7. Руденский Е.В. Социальная психология: курс лекций / Е.В. Руден-ский. — М.: ИНФРА-М, 1997. — 224 с.
8. Тхоржевская Л.В. Прогнозирование профессиональных деструкций личности сотрудников пенитенциарной системы на этапе первичной профессиональной подготовки / Л.В. Тхоржевская, Т. А. Болдырева, А.В. Болдырев // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2013. -№ 2. — С. 243-247.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© Колесникова Е.П.*, Сергеева М.А.
Центр развития ребёнка — детский сад № 23 «Вишенка, г. Краснодар
В данной статье представлены методы и приемы проведения комплекса игр и упражнений с постепенным усложнением игровых учеб-
* Воспитатель.
ных заданий по формированию фонематического слуха как средства формирования звуковой культуры речи в течение учебного года в старшей группе. Развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. А эффективная и стойкая коррекция дефектов (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического слуха, благодаря которому развиваются умения и навыки языкового и звукового анализа.
Ключевые слова звуковая культура речи, фонематический слух, фонематическое восприятие, звуковой анализ, синтез, слоговая структура слова, дидактическая игра, артикуляционный аппарат, развитие речи.
Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста актуализируется в связи с необходимостью подготовки ребенка к систематическому обучению в школе. А в основе формирования звуковой культуры речи и обучения грамоте лежит опора на речевой и фонематический слух, на умение и навыки фонематического восприятия, благодаря которым развиваются умения и навыки языкового и звукового анализа и синтеза. Развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.
Современные образовательные программы дошкольного воспитания ориентируют педагога на поиски эффективных методов совершенствования развития речи детей.
Успешное обучение дошкольников может осуществляться только в смыс-ло-значимой для них деятельности — игровой, то есть учебная задача должна быть заключена в форме игр.
Педагогической теорией и практикой доказано, что дидактические игры могут выступать эффективным средством формирования звуковой культуры речи. В практике работы воспитателя дошкольного учреждения мало используются данный тип игр и упражнений в развивающих целях. Не всегда игры включаются в образовательный процесс методически грамотно, а сами педагоги слабо владеют информацией, которая бы позволила им построить систему игр и упражнений по развитию фонематического слуха, как средство формирования звуковой культуры речи. Это во многом обусловлено тем, что в методической литературе слабо представлена дифференциация дидактических игр с постепенным усложнением игровых и учебных заданий.
Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонематической, но и с лексико-грамматической стороны речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончание слов, приставки, общие
суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.
При обследовании дошкольников 5-6 лет, которые, при относительно правильном произношении и правильном лексико-грамматическом строе речи, имеют выраженное фонематическое недоразвитие, которое проявляется в затруднениях дифференциации акустически близких звуков, в неумении определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах, в невозможности подобрать слово с определенным количеством слогов или с определенным звуком. В силу того, что описанный выше речевой дефект «не бросается в глаза», а, следовательно, и не беспокоит родителей дошкольников и педагогов ДОУ — это приводит в дальнейшем к стойким нарушениям чтения и письма (дислексии, дисграфии) в школьном возрасте. Для того, чтобы представить методы и приемы, комплексы игр и упражнений с постепенным усложнением игровых и учебных заданий, формирующих фонематическое восприятие у детей старшего дошкольного возраста; запланировать методическую работу, с педагогами по воспитанию звуковой культуры речи в ДОУ, необходимо изучить проблему развития фонематического слуха в дошкольном возрасте; рассмотреть поэтапно развивающие возможности дидактических игр и особенности их организации в работе с дошкольниками; разработать комплекс дидактических игр и упражнений, направленных на развитие фонематического слуха как, средство развития звуковой культуры речи.
Игры и упражнения, направленных на формирование у старших дошкольников полноценной речи, могут быть использованы в работе с детьми не только учителем-логопедом, но и воспитателями групп общеразвивающей направленности.
Дидактические игры и упражнения по развитию фонематического слуха активизируют мыслительную деятельность дошкольников. Они зависят от возраста детей и должны учитываться в планах воспитательно-образовательной работы детского сада. Знакомство детей со звуковой стороной слова начинается в младших группах детского сада, когда дошкольников приучают при выполнении упражнений и речевых игр отчетливо и внятно произносить гласные и согласные звуки, отдельные слова, вслушиваться в их звучание, соотносить звучащее слово с предметом, картинкой, различать на слух сходные и разные по звучанию звукосочетания, произносить звукоподражательные слова в разном темпе (быстро и медленно), с разной силой голоса.
В старшей группе необходимо уделять серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата воспитанников: следить за выразительностью интонаций, правильностью ударений. Детей старшего возраста учить различать звуки на слух, называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком, определять место звука в слове (в начале, середине, в конце). Развивать способность к звуковому анализу слова, побуждать интерес к его ритмико-слоговому строению.
Особое место в работе с детьми необходимо отвести наглядной демонстрации разности, схожести звучания отдельных слов, последовательной смене одного звука другим; порядку следования звуков (а в дальнейшем и слогов) в слове, уяснению того, что слова состоят из звучащих элементов (звуков), что звуковая окраска слов различна.
Когда дети старшей группы овладели термином «слово», переходить к играм и игровым упражнениям на звучание слова. Это задание на вслушивание в звучание слов, которым даются звуковые характеристики (шуршащие, звонкие, громкие, тихие т.д.), припоминание, воспроизведение, сопоставление слов, сходных и различных по звучанию, подбор рифмы и т.д.
Произносить слова медленно, отчетливо. Затем предложить детям повторить слова, выделяя голосом все звуки одинаково протяжно, наглядно демонстрируя процесс последовательного расположения звуков в слове. Такой способ произнесения помогает детям разделить слово на звуки и уяснить, из каких звуков оно состоит.
Так же обращать внимание детей на то, что по звучанию слова бывают разные: тихие, звонкие, громкие, грозные; предложить им самим найти подобные слова в названиях окружающих предметов, явлений, объяснить, в чем они видят разницу звучания. Пояснить, что некоторые звуки делают слова тихими (т, к, п, н), грозными (р), звонкими (з, ж), привести примеры.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
В старшей группе это игры и упражнения по различию слов, близких по звуковому составу. Затем учить различать слоги, после — дифференцировать гласные и согласные звуки изолированно, в слогах, словах во фразовой речи. И последнее — развивать навыки звукового анализа.
В игровой форме побуждать детей думать над словом, проявлять интерес к словесному поиску. Важно в работе с детьми старшей возрастной группы продемонстрировать им звучащее слово как последовательность звуков еще до того, как они начнут учиться звуковому анализу, выделению звуков и их последовательности. Для этого познакомить детей с такой особенностью, как длительность звучания. Сначала с короткими словами, затем с длинными. На первых порах самим подбирать короткие и длинные слова, прошаги-вая их, отхлопывая в ладоши. После знакомства детей со словами, сходными и различными по звучанию, что звуки в слове следуют в определенной последовательности, что слова бывают длинные и короткие, провести игры и упражнения, которые помогут уяснить, что один и тот же звук может встречаться в разных словах, находиться в любом месте слова, что слова состоят их разных звуков, от замены одного из них или изменения их количества зависит смысл слова. Звучащее слово — не только звуковой, но и слоговой комплекс. Звуки в слове при произношении взаимосвязаны и входят в состав слогов, из которых образуются слова.
Слоговой анализ — важная ступень ознакомления ребенка со звуковой стороной слова и формирования фонематического слуха. Элементарное осо-
знание фонетической структуры слова без слогового членения невозможно. Для того, чтобы правильно передать на письме звуковую форму слова (без пропусков и перестановки букв), прежде всего необходимо разделить слово на слоги, установить место, последовательность и взаимодействие звуков между собой в пределах слога.
Ребенок шести лет должен знать, что слово делиться на слоги, что количество их разное и расположены они в слове в определенной последовательности, что один слог ударный.
Работу с детьми по ознакомлению со звуковой стороной слова необходимо планировать один раз в неделю по 10-15 минут в образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте и в 1-2 играх вне их. Планировать игры в первой половине дня — утром, до завтрака с небольшой группой детей или как часть образовательной деятельности по развитию речи. Например, игры: «Какое это имя?», «Расскажи все о куклах» лучше использовать в образовательной деятельности, а игры «Звуковая цепочка», «Так ли это звучит?» — вне их, в течение всего дня, или вовремя режимных моментов, самообслуживания, На прогулке осуществлять индивидуальную работу или провести игру (упражнение), значимость которой в том, что она предоставляет возможность практики речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их жизнедеятельности. Поддерживать речевое общение детей во время образовательной деятельности и вне ее; создавать ситуацию общения; формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи; привлекать внимание к длительности звучания слова; последовательности и месту звуков в слове. Планируя, учитывать умственную нагрузку, если выполнение заданий было связано с большим напряжением, и в основном использовались словесные методы, то игра планируется с наглядным материалом (картинки, игрушки, предметы). Если же в основной части образовательной деятельности была широко представлена наглядность, то игры и упражнения должны быть словесными. В течение месяца поочередно играть со всеми детьми группы и отражать в плане индивидуальную работу с ними.
В старшей группе можно запланировать комплекс дидактических игр и упражнений, которые условно можно объединить в группы:
1. игры и упражнения, направленные на различение слов, близких по звуковому составу;
2. игры и упражнения на различие слогов (дифференциация слогов);
3. игры и упражнения на дифференциацию гласных, согласных звуков (изолировано, в слогах, в словах, во фразовой речи);
4. игры и упражнения на развитие звукового анализа.
Список литературы:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М., 2000.
2. Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ — М., 2006.
3. Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? — М., 2001.
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.
5. Журова Л.Е. Обучение дошкольников грамоте. — М., 2000.
6. Лепская Н.И. Основные направления в изучении онтогенеза речи. Проблемы изучения речи дошкольников. — М., 1994.
7. Лисина М.И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. — М., 1985.
9. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом: пособие для воспитателя детского сада. — М., 1991.
ФУНДИРОВАНИЕ ОПЫТА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
© Лунгу К.Н.*, Измайлова Н.В.*
Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ),
г. Москва
В статье рассматривается проблема модернизации математического образования студентов экономических специальностей в направлении усиления профессионально прикладной составляющей, ориентации содержания обучения на практику и профессиональную деятельность будущего специалиста; максимальное использование межпредметных связей; обучение построению экономико-математических моделей, их решению и интерпретации решений; фундирование опыта личности студента на каждом этапе становления специалиста; создание современных УМК, обеспечивающих повышение основных параметров обученности, в том числе, понимания; ориентация содержания на наглядность и визуализацию.
Ключевые слова: компетентность, понимание, межпредметные связи, несовместные, неопределённо совместные системы, фундирование.
* Доцент кафедры Высшей математики, кандидат физико-математических наук, доцент.
* Доцент кафедры Высшей математики, кандидат технических наук.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Начинать учить читать можно уже двухлетку. Разумеется, начинаем с изучения звуков. Игра – потрясающая возможность учить звуки, буквы, а затем уже слоги.
Играя, гуляя, кушая – родители, в шуточной, ненавязчивой форме малышу рассказывают о буквах. Очень важно! Называя буквы нельзя проговаривать их как: «бэ», «дэ», «нэ», «мэ», необходимо ребенку дать чистый звук «б», «д», «м», «н»…
Так малышу намного проще будет соединить звуки в слоги, иначе может получиться следующее: родитель просит ребенка сказать слог «БА», а он ответит – «БЭА». Ведь родители сами его научили – «бэ»….
Играть в «ЗВУКИ», можно, где получается. Все, что окружает вас и малыша превращается в игру. Важно, чтобы малыш мог потрогать, попробовать, увидеть тот предмет, который в его понимании будет ассоциировать звук.
Например: ребенок кушает. Мама может начать разбирать с малышом: с какого звука начинается «Тарелка», «Ложка», «Ротик», «Каша», «Апельсин». Ребенок легко усвоит веселый урок, у него возникнет устойчивая ассоциация Звук + Предмет. Ведь «Ложкой» (звук «л»), малыш отправляет кашу в ротик.
Не берите сразу много звуков – два или пять – вполне достаточно. Слова, предметы необходимо подобрать понятные малышу и определяющие одно большое действие, как в нашем примере – ребенок кушает – слова подобраны только связанные с приемом пищи.
Постепенно игра «ЗВУКИ» усложняется: ребенок должен сам назвать звук в слове «Ложка», «Стул», «Стол»… Не переживайте, если у вашего малыша подобное задание вызовет некоторые затруднения. Детки все разные!
Совет из практики: на видном месте поместите (приклейте скотчем) яркий, красочный алфавит, где около каждой буковки есть рисунок: кран, енот, юла. Такой алфавит-плакат отлично помогает активизировать пассивную память малыша. Детка постоянно «наталкивается» взглядом на буковки, постепенно и подсознательно запоминает их. Такова особенность восприятия, она основывается на постоянной тяге малыша к яркому: цветам, плакатам, игрушкам, картинкам…
Выучив уже несколько звуков, можно давать другое задание – назови три предмета на звук «К». Будет отлично, если эти предметы находятся на виду у ребенка.
Например: гуляете (играете) на детской площадке. Малыш осматривается, видит и называет – «Качели», «Кукла», «Кошка».
Малыши запоминают быстрее согласные «к», «м», «н», «р» и все гласные. Изучая звуки, ребенку уже можно объяснять про ГЛАСНЫЕ, которые можно петь и СОГЛАСНЫЕ, которые могут рычать, но не могут петь. Малыш поймет это очень быстро!
Методическая разработка
автор Гребнева Т.В.
Игры на развитие речевого слуха у дошкольников
«Улавливай шепот»
Развитие речевого слуха
Дети сидят в кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя (фамилия) того, кто должен выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка. В конце игры педагог объявляет, кто был самым внимательным.
«УГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК»
Развитие речевого слуха
Играющие сидят. Один из них становится в центре круга и закрывает глаза. Педагог, не называя имени, указывает рукой на кого-либо из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре. Последний должен угадать, кто его назвал. Если стоящий в центре отгадает, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто его назвал по имени. Если же он ошибся, педагог предлагает ему снова закрыть глаза, и игра продолжается. Педагог предлагает ребятам разбежаться по площадке. По сигналу «Бегите в круг» дети занимают свои места в кругу. Один ребенок остается в центре круга. Дети идут по кругу и говорят:
«Мы немного порезвились,
по местам все разместились.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя, узнай!»
Игра повторяется несколько раз.
«УЛИТОЧКА»
Развитие речевого слуха
Водящий (улиточка) становится в центре круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос спрашивает:
«Улиточка-улиточка,
высунь-ка рога,
дам тебе я сахару,
кусочек пирога,
угадай, кто я?»
тот, чей голос улитка узнала. Сам становится улиточкой.
«ЛЯГУШКА»
Развитие речевого слуха
ДЕТИ СТОЯТ В КРУГУ, А ОДИН С ЗАВЯЗАННЫМИ ГЛАЗАМИ СТОИТ ВНУТРИ КРУГА И ГОВОРИТ:
«Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара,
Закричала …»
Тот, на кого он указал в этот момент, говорит: «ква-ква-ква». По голосу водящий должен определить, кто лягушка.
«УЛАВЛИВАЙ ШЕПОТ»
Развитие речевого слух
Играющие разбиваются на две равные группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на определенное расстояние, становится напротив и четким, внятным шепотом (улавливаемым только в том случае, если каждый активно вслушивается) отдает команды «Руки вверх, в стороны, кругом» и другие, более сложные. Постепенно, отходя все дальше, ведущий делает свой шепот менее уловимым, усложняет упражнение.
«СЛУШАЙ И ВЫПОЛНЯЙ»
Развитие речевого слуха
Необходимы мелкие различные предметы или игрушки.
Педагог называет 1-2 раза несколько различных движений (1-5), не показывая их. Ребенку нужно проделать движения в той же последовательности, в которой они были названы. А затем самому перечислить последовательность проделанных упражнений. За правильное, точное выполнение задания ребенок поощряется: за каждое правильное действие – очко. Набравший большое количество очков – победитель.
«ГОРШОЧЕК»
Развитие речевого слуха
Дети садятся в круг на полу и перекатывают мяч. Если ребенок катит другому мяч и говорит: «Холодный», второй может трогать мяч. Но если ему говорят6 «Горячий», то он не должен трогать мяч. Кто ошибется и дотронется до мяча, получает штрафное очко и должен поймать мяч, стоя на одном (или обоих коленях) по усмотрению водящего.
«КТО ЛЕТИТ (ИДЕТ, БЕЖИТ, ПРЫГАЕТ)»
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА
В начале игры водящим должен быть педагог, в дальнейшем, когда дети осваиваются с игрой, водящим может быть любой ребенок. Необходимо, чтобы у ребенка, который будет водить, был достаточный запас слов. Все дети сидят или стоят полукругом, водящий стоит к ним лицом. Он предупреждает детей: «Я буду говорить: птица летит, самолет летит, бабочка летит, воробей летит, а вы каждый раз поднимаете руку. Но слушайте внимательно, что я говорю: я могу сказать и неправильно, например: «Кошка летит, тогда поднимать руку нельзя. В начале игры педагог говорит медленно, останавливаясь после каждой фразы, давая детям подумать, правильно ли соотнесен предмет с его действием. В дальнейшем можно говорить быстро и в конце концов ввести одно усложнение – водящий сам каждый раз поднимает руку, независимо от того, следует это делать или нет.
«КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ»
Развитие речевого слуха
Необходимы различны игрушки: машины, куклы, кубики, и т.д. педагог вызывает одного ребенка и дает ему задание, например, взять мишку и посадить в машину. Педагог следит, чтобы дети сидели тихо и не подсказывали друг другу. Задания даются простые и короткие. Ребенок выполняет задание, а затем говорит, что он делал. Постепенно расстояние от детей до стола педагога увеличивается от 3-4 метров до 5-6 метров. Выявляется победитель.
«ЗАПОМНИ СЛОВА»
Развитие речевого слуха
Водящий называет 5-6 слов, играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слов или перестановка считается проигрышем (нужно платить фант). В зависимости от речевых навыков детей слова подбираются равной сложности. Победитель тот, кто потерял меньше фантов.
«НАЙДИ ИГРУШКУ»
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА
Дети сидят на стульчиках полукругом, один ребенок водит (он уходит в другую комнату или отворачивается). Воспитатель прячет куклу. По сигналу водящий входит, а дети ему говорят:
«Кукла Таня убежала,
Вова, Вова, поищи,
Как найдешь ее, то смело
С нашей Таней попляши»
Если водящий оказывается в том месте, где спрятана кукла, дети громко хлопают в ладоши, если отдаляется, хлопки стихают. Ребенок находит куклу и пляшет с ней, все дети хлопают в ладоши.
«СКАЖИ, ЧТО ЗВУЧИТ»
Развитие речевого слуха
Необходимы музыкальные игрушки. Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их с звучанием музыкальных инструментов, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон и т.д.
«ВЕТЕР И ПТИЦЫ»
Развитие слухового внимания
Необходима любая музыкальная игрушка и стульчики (гнезда). Педагог делит детей на 2 группы: одна группа – птички, другая – ветер, и поясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки будет «дуть ветер». Та группа детей, которая изображает ветер, должна будет свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнезда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо), дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылететь из своих гнезд и порхать. Кто первый заметит изменение в звучании игрушки, и перейдет на шаг, то получает награду (флажок). С флажком ребенок будет бегать при повторении игры, но если он окажется невнимательным, флажок перейдет к новому победителю.
«ГДЕ ПОСТУЧАЛИ»
Развитие слухового внимания
Необходимы: палочка, стульчики, повязка. Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спиной и кому-то из них дает палочку. Ребенок стучит за спиной о стул о прячет палочку за спину. Все дети кричат: «Пора». Водящий должен искать палочку, если он ее находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот, идет водить, если не находит, то продолжает водить.
«ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛО»
Развитие речевого дыхания
ДЕТИ СИДЯТ В КРУГУ ИЛИ СИДЯТ НА СТУЛЬЧИКАХ. ВОДЯЩИЙ ПОДХОДИТ К ОДНОМУ ИЗ РЕБЯТ И Говорит:
«Ну-ка, зеркальце, смотри,
Все нам верно повтори!
Встану я перед тобой,
Повторяй-ка все за мной»
Водящий произносит любую фразу, сопровождая ее каким-либо движением. Тот, к кому он обратился должен точно повторить и фразу, и движения. Если ребенок допустил ошибку, он выбывает из игры. Новым водящим становится тот, кто все выполнит без ошибки. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз и фразовой речи детей.
«ПРИЯТНЫЙ ЗАПАХ»
Развитие речевого дыхания
Необходимы: один душистый цветок (ландыш, сирень, жасмин и т.п.) или надушенный носовой платок, или фрукты (мандарин, яблоко, лимон). Дети по очереди подходят к вазочке с цветком и нюхают цветок. На выдохе произносят с выражением удовольствия в голосе, словом или фразу: «Очень хорошо», «Хорошо», «Очень приятный запах». Первоначально детям предлагается образец ответа, в дальнейшем они выбирают свой ответ в зависимости от речевых возможностей, сами придумывают предложение.
«ПУЗЫРЬ»
Развитие физиологического дыхания
Дети стоят тесным кругом, наклонив головы вниз, имитируя пузырь. Затем, повторяют за педагогом: «раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся». Дети поднимают головы и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу воспитателя «Воздух выходит» или «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произносят звук «с» или «ш», подражая выходящему воздуху. После сигнала «Лопнул» нужно следит, чтобы дети не бежали, а шли (воздух медленно выходит)
«ЧЬЯ ПТИЧКА ДАЛЬШЕ УЛЕТИТ»
Развитие физиологического дыхания
Оборудование: фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные. Птичек ставят на стол у самого края. Вызываются попарно дети. Каждый ребенок садится напротив птички. Педагог предупреждает, что продвигать птичку можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз нельзя. По сигналу «Полетели» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чья птичка дальше улетит (проскользит по столу).
«ЧЕЙ ПАРОХОД ЛУЧШЕ ГУДИТ»
Развитие физиологического дыхания
Оборудование: каждому ребенку дается чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, смотрите, как гудит мой пузырек, если я в него подую. (гудит). Загудел как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди вызывает всех детей, а затем предлагает погудеть всем вместе. Следует помнить, чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильная. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд.
«УЗНАЙ ЗАПАХ»
Развитие физиологического дыхания
Педагог вносит в группу предметы, имеющие яркие, знакомые детям запахи (фрукты, цветы и т.д.) дети вспоминают их названия, нюхают, стараясь запомнить запахи. После этого педагог прячет предметы за спину, подходит к одному из детей, предлагает закрыть глаза и дает понюхать один из предметов. Если ребенок по запаху определит предмет, то становится водящим, если нет, остается на месте. Необходимо, чтобы, нюхая цветок, дети делали глубокий вдох, не поднимая плеч, затем медленный, плавный выдох
«ВЕТЕР И ЛИСТЬЯ»
Развитие физиологического дыхания
После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжают произносить звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опуская руки вниз («Листья опадают»)
«ПОДУЙ НА ПАЛЬЦЫ»
Развитие физиологического дыхания
Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.
«МИШКА ПРИНЮХИВАЕТСЯ»
Развитие физиологического дыхания
Дети делают несколько коротких вдохов через нос, как бы вдыхая воздух маленькими порциями. Затем небольшая задержка дыхания, после которой следует продолжительный равномерный выдох.
«ВЕТЕР»
Развитие физиологического дыхания
Дует легкий ветерок – ф-ф-ф-..
И качает так листок – ф-ф-ф-… (выдох спокойный, ненапряженный)
Дует сильный ветерок – ф-ф-ф-…
И качает так листок –ф-ф-ф-… (активный выдох)
«АРОМАТ ЦВЕТОВ»
Развитие физиологического дыхания
Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося: «А-ах!»
«СИНЬОР – ПОМИДОР»
Развитие физиологического дыхания
И.п. – стоя. Кисти на грудной клетке, большие пальцы направлены назад. На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер. Пауза. На выдохе – плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки с силой выжимают грудную клетку. Предельное напряжение всех мышц (лицо краснеет от напряжения). Повторить 3-4 раза. Упражнение создает сопротивление на выдохе.
«ОСЫ»
Развитие физиологического дыхания
Ребята вращают перед грудью указательные пальцы и на выдохе продолжительно произносят: «З—з-з-з…»
«ПОЖАЛЕЕМ МИШКУ»
Развитие физиологического дыхания
Дети дуют на ладошку как можно дольше, стараясь, чтобы воздух выходил равномерной струей.
«ШАРИК»
Развитие физиологического дыхания
Шарик мой воздушный.
Какой ты непослушный!
Зачем ты отвязался,
Зачем помчался ввысь?
Вернись скорее шарик!
Вернись!
Поднять руки вверх – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох с произношением звука «ш-ш-ш-ш..»
«САМОЛЕТЫ ЛЕТЯТ»
Развитие силы голоса
Дети долго тянут звук «у». Если самолет летит далеко, разводят руки в стороны и делают звук тихим. Когда самолет ближе, приближают ладони друг к другу и усиливают звучание.
«СНЕЖИНКИ»
Развитие физиологического дыхания
Как подул Дед Мороз –
В воздухе морозном
Полетели, закружились
Ледяные звезды.
Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок, пока педагог читает стихотворение.
«ШАРИК»
Развитие физиологического дыхания
Надувала кошка шар,
А котенок ей мешал!
Подошел и лапкой – топ!
А у кошки шарик – хлоп!
Ш—ш-ш-…
Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен быть круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания, происходит продолжительный выдох с произношением звука «ш». Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.
«ПУЗЫРИ»
Развитие физиологического дыхания
Эй, мышонок, посмотри, (звать к себе, помахивая кистями)
Мы пускаем пузыри:
Синий, красный, голубой. (перед тем как назвать цвет. Сильно надуть щеки и быстро выдохнуть)
Выбирай себе любой!
«ПЧЕЛА»
Развитие физиологического дыхания
Пчелка, гуди (легко взмахивают кистями рук)
В поле лети,
С поля лети,
Медок неси,
Ж-ж-ж… Ам!
Вращать перед собой указательными пальцами, продолжительно произнося на выдохе звук «ж». В конце сделать активный короткий вдох и, быстро выдыхая» сказать: «Ам!»
«Ёжик»
Развитие физиологического дыхания
После активного вдоха через нос ребята на выдохе произносят «пых-пых» энергично работая мышцами живота.
«КОРОВА»
Развитие физиологического дыхания
Дети указательные пальцы приставляют к голове («рога»), делают глубокий вдох через нос, немного задерживают дыхание и на выдохе продолжительно тянут «му-у…», стараясь, что бы звук был ровным.
Умение различать, анализировать и синтезировать звуки речи (или, говоря научным языком, фонематический слух) является основой основ. При несформированной этой способности ребенок не понимает смысла сказанного, слыша не совсем то, что прозвучало на самом деле. Позже он продолжает путать близкие по звучанию звуки при их звуковом воспроизведении и буквенной записи, и в итоге чувствует себя немного иностранцем в родной языковой среде.
Полагаем, что проблемы, к которым это может привести в более старшем возрасте, вполне очевидны: это, в первую очередь, сложности при обучении чтению и письму (особенно это скажется при обучении иностранному языку) и проблемы с обучением вообще.
Говорить? Слышать!
Именно поэтому развитию фонематического слуха уделяется такое серьезное значение и педагогами, и логопедами. Но нередко вопреки всем стараниям и специалистов, и родителей никаких ощутимых сдвигов не происходит, и ребенок так и не может отличить на слух «мишку» от «мышки» и «шишки».
В этом случае, скорее всего, причина кроется в том, что недостаточно проработан предыдущий — неречевой — этап звукоразличения. Он гораздо более древний по своему происхождению, и именно на него опираются более сложные психические процессы. Как нельзя научиться мыслить и говорить, не научившись воспринимать, так и формирование речи начинается гораздо раньше того момента, когда Вашим ребенком будет произнесена его самая первая фраза. Сначала развивается умение различать бытовые и природные шумы, голоса людей и животных, а также умение соотносить собственно звуки с видом их источников. Не менее важным является развитие чувства ритма.
Это крайне важный этап, и отнестись к неречевому развитию нужно со всей серьезностью и… несерьезностью. Парадоксально? Отнюдь. Ведь мы сейчас, как всегда, когда речь идет об обучении детей, будем играть, а что может быть, одновременно серьезней и несерьезней игры?
Открытый урок
Лето — отличная пора для прогулок. В городе ли Вы или за городом, мир вокруг переполняется звуками, и сейчас каждый из них — Ваш помощник, Ваш дидактический материал. Шум дождя и щебет птиц, шорох шин и скрип дверей, стрекот кузнечиков, шелест листьев, плеск воды — обращайте на них внимание ребенка, обсуждайте, что на что похоже и что от чего (и чем) отличается. Начните с наиболее не похожих друг на друга звуков и постепенно переходите на те, что сходны по звучанию.
Экспериментируйте с миром — «ищите» звуки в предметах. Топайте, шуршите, стучите, хлопайте — громче и тише, быстрее и медленнее. Чтобы это закреплялось в памяти, можно подпевать: «Водичка-водичка, кап-кап-кап, ножницы-ножницы, чик-чик» — и так далее. Поэзия не самая высокоинтеллектуальная, однако, с ее помощью ребенок может «записывать» звуки в памяти и изобретать их словесные аналоги самостоятельно.
Пошуршим-позвеним?
А теперь перейдем к самому интересному: практике.
Дайте ребенку бумагу и целлофановый пакет-«маечку» — и то и другое шуршит, но совершенно по-разному. Как по-разному будут звучать стеклянный стакан и фаянсовая кружка, если по ним постучать чайной ложкой. Дети очень любят эту игру и с энтузиазмом настоящих ученых начинают пробовать мир «на звук».
После того, как ребенок выучил определенный «звуковой алфавит», пришла пора поиграть в «Угадайку». Этим можно заняться и дома, завязав ребенку глаза и предложив ему угадывать, чем Вы сейчас позвенели-постучали-побулькали, и на улице, вместе «разбирая» городской шум на «запчасти». Начинайте с небольшого количества звуков, постепенно доводя количество предметов, голоса которых ребенок должен удерживать в памяти, до десяти.
Вы думаете, что погремушки — удел исключительно детей первого года жизни? Ничего подобного! Это гениальное изобретение человечества не знает себе равных по многообразию областей применения. И сейчас они будут нам очень кстати.
Возьмите коробочки от шоколадных яиц или любые другие небольшие пластиковые емкости и наполните их разным по звучанию материалом: солью, крупой, песком, кнопками, спичками — два одинаковых набора — один для себя, второй для ребенка. Возьмите одну коробочку из своего и потрясите ей, предложив ребенку найти у себя точно такой же «звук». Игра продолжается до тех пор, пока все пары не будут собраны. По мере освоения игры, задачу можно усложнять — например, предложить ребенку находить не один звук, а определенную, заданную Вами последовательность.
Следующая игра особенно любима детьми. В Вашем доме наверняка найдется хотя бы один колокольчик. Завяжите ребенку глаза (зажмуриваться лучше не предлагать — слишком велико желание подсмотреть) и позвените колокольчиком на расстоянии 30 сантиметров справа (слева-впереди-сзади) от него, предложив махнуть рукой в ту сторону, откуда он услышал звук. Как альтернативу можем также предложить и активный вариант этой игры — знаменитые жмурки, когда водящий с завязанными глазами должен поймать игрока, в руках у которого колокольчик.
Ритм — всему голова
Как мы говорили выше, ритмические слух и память тоже очень важны в неречевом (а значит, и речевом) развитии. К счастью, игры-упражнения для их развития тоже существуют.
Начать отработку ритмических структур можно с простого упражнения: Вы отстукиваете простейший ритм (например, «Спартак — чемпион»: два удара — пауза — три удара) и предлагаете ребенку повторить за Вами. Очень важно, чтобы на первых порах ребенок видел Ваши руки, так ему будет легче справиться с заданием.
Вариантов выполнения ритмических заданий множество: можно отстукивать ритм по столу каждой рукой по отдельности, двумя вместе (стучать по столу или хлопать в ладоши), двумя по очереди, можно топать ногами. Ребенок может делать это и по очереди с взрослым, повторяя заданный Вами ритмический рисунок, после чего Вы с ним меняетесь ролями.
Мой голос — мой инструмент
Учитесь слушать, слышать и воспроизводить звуки, слоги и слова. Предложите ребенку произнести какой-либо звук, слог или слово сначала громко, потом тихо, сначала протяжно, потом отрывисто. Можно поиграть в любимую сказку, поочередно на разные лады, говоря за действующих лиц.
Предложите ребенку рассказать стихотворение, одновременно хлопая в ладоши — на каждый слог (включая предлоги), только на ударные слоги, со сменой руки (или, как вариант, если ритм отстукивается ногой, то ноги), на каждое новое слово.
Запишите на магнитофон голоса ребенка, его друзей и родных, вместе прослушайте запись, угадывая, кто именно сейчас говорит. Ребенок должен узнать и свой голос. Хочется предупредить, что эта загадка может оказаться для него самой сложной, потому что голос «изнутри» слышится совсем не так, как он звучит «снаружи».
«Живым» вариантом угадывания голосов может стать игра «Кто позвал?»: водящему закрывают глаза повязкой, дети становятся вокруг него, и кто-нибудь из игроков зовет водящего по имени. Тот должен отгадать, кто его позвал.
Игры со словами
Речевое общение не ставит перед ребенком необходимости звукового анализа слова, тем не менее, это умение необходимо для чтения и письма. Освоить его совсем несложно — при помощи определенных упражнений даже младшие дошкольники очень быстро учатся выделять звуки, с которых слово начиналось и которым заканчивалось. Для этого нужно просто выделять интонацией тот звук, который и нужно определить: «м-м-м-молоко», «морс-с-с-с». Освоив это, уже в пять-шесть лет ребенок сможет назвать не только первый и последний, но все звуки слова и впоследствии не сделает глупых ошибок-описок вроде «слан» — «слон».
Существует множество упражнений, способствующих развитию фонематического восприятия — способности ребенка устанавливать, какие звуки слышны в слове, определять порядок их следования и количество.
Поймай звук
Фокусник
Вы задаете звук, а ребенок, как фокусник, должен «вытащить из шляпы» — то есть произнести — слова, где этот звук есть. Как более сложный вариант, Вы задаете ту позицию, где должен звук находиться — в начале, середине или конце.
Выбери слово
Прочитайте стихотворение, предложив ребенку из четырех близких по звучанию слов выбрать то единственное, которое необходимо по смыслу:
Что скатали мы зимой?.. (дом, ком, гном, сом)
Что построили с тобой?.. (дом, ком, гном, сом)
На крючок в реке попал?.. (дом, ком, гном, сом)
Может всё, хоть ростом мал?.. (дом, ком, гном, сом).
Светофор
Дайте ребенку два кружка – красный и зеленый, который он должен поднимать, когда слышит правильно (зеленый кружок) или неправильное (соответственно, красный) произнесенное название того, что изображено на картинке. Затем покажите картинку и громко, медленно, четко произносите звукосочетания:
БАМАМ АЛЬПОМ
ПАНАН АБЛЁМ
БАНАН АЛЬМОМ
БАНАМ АЛЬБОМ
Кто лишний?
Вы произносите несколько слов, которые за исключением одного сходны по звуковому составу. Ребенок должен услышать и назвать лишнее: мак — бак — так — башмак, сыр — сор — бор — прибор и т.д.
Бусины
Вы называете по очереди звуки-бусины, из которых, собрав их в том порядке, как они прозвучали, ребенок должен собрать слово. Очень полезен и обратный процесс: Вы произносите слово, а ребенок, в свою очередь, называет звуки в той последовательности, в которой они в этом слове стоят.
Отгадай звук
Загадайте звук и произнесите три-четыре слова, в каждом из которых этот звук есть, например, звук с: «сыр», «коса», «осина» — и предложите ребенку угадать, какой именно звук Вы загадали. Потом поменяйтесь ролями.
Звуковые цепочки
Все играли в города, поэтому правила следующей игры ни для кого не составят труда: Вы с ребенком по очереди называете слова, каждое из которых начинается с той буквы, которой закончилось предыдущее. Постепенно игру можно и нужно усложнять, предлагая ребенку называть слово, которое начнется с третьей буквы слова «корова».
Паровоз
Вашими помощниками в этой игре станет игрушечный паровозик с вагончиками и мелкие предметы домашнего обихода, игрушки, фрукты — словом, все что угодно, что можно в вагончики положить.
Машинист (им можете быть Вы, а можно назначить машинистом любимую игрушку ребенка) говорит, что в первом вагоне поедут предметы, которые начинаются на определенную букву, например, «с». Ребенок из предложенных ему предметов должен выбрать те, которые отвечают этому требованию. Как и в предыдущей игре, можно не ограничиваться только первыми буквами, предлагая в каждый следующий вагон погрузить предметы, начинающиеся с той буквы, на которую закончились слова из предыдущего вагончика: «салфетка» — «апельсин» — «неваляшка» и т.д.
Шутки – минутки
Играть можно всегда и везде, даже во время такого любимого всеми детьми занятия, как чтение. Читая ребенку стихи, намеренно заменяйте буквы в словах. Задача ребенка — услышать и исправить ошибку.
Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.
За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
Божья коробка,
Полети на небо,
Принеси мне хлеба.
Незаменимыми помощниками являются и скороговорки:
Утром, присев на пригорке,
Учат сороки скороговорки.
Кар-р-р! Картошка, картонка, карета, картуз.
Кар-р-р! Карниз, карамель, карапуз.
Вез на горку Саня за собою сани.
Ехал с горки Саня, а на Сане сани.
Шел Егор через двор
С топором чинить забор.
Как у нас семья большая
Да веселая:
Два у лавки стоят,
Два учиться хотят,
Два Степана у сметаны
Объедаются,
Две Дашки у кашки
Питаются,
Две Ульки в люльке,
Одна Маша не наша,
Да и та хороша.
Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.
В океане плыл диван.
А на нем лежал Иван.
Так приятно в океане
Плавать,
Лежа на диване.
Вероника, Вероника,
Вареников навари-ка.
Варе и Валерику — по паре вареников.
А Толе и Боре
И того поболе!
Дорог Алику рогалик,
Алле дал рогалик Алик,
Галя Алика ругала —
А рогалик ела Алла.
Немного игр, немного усердия (в первую очередь, как всегда, нашего, родительского), и Вашему ребенку не придется чувствовать себя «чужим среди своих». Общаться, и письменно, и устно, будет для него одним удовольствием.
Консультация на тему: «Фонематический слух — основа правильной речи».
«Плохо говорит…», «Не произносит шипящие звуки…», «Во рту будто каша», «Пропускает звуки, слоги», «Заменяет многие звуки речи другими» — типичные жалобы, с которыми родители приходят к логопеду. На первый взгляд кажется, что эти речевые трудности имеют мало общего. Однако причина у них одна, и носит она фонематический характер.
Что же такое фонематический слух?
Фонематический слух – это не просто слух. Ребенок может прекрасно слышать даже самый тихий шепот, но иметь неразвитый фонематический слух.
Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного, например: дом-сом-лом-ком.
Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию звуки. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме. Если вовремя не принять меры, то дефект закрепится, и чем старше будет становиться ребенок, тем сложнее будет это исправить.
К пяти годам ребенок уже должен уметь определять на слух, есть ли в слове определенный звук, и сам подбирать на заданные звуки слова. Но на практике это не всегда так.
В нашем языке, несмотря на то, что букв всего 33, звуков гораздо больше. И часто различаются они только небольшими оттенками.
Развитие фонематического слуха у всех детей происходит очень индивидуально.
Возрастные нормы развития фонематического слуха.
Первый год жизни — уже на третьей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает частопроизносимые слова.
На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.
Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.
На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.
На пятом — шестом году жизни формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.
Все эти звукоподражания формируют основу фонематического слуха, умение слышать речевые звуки. Но нам надо не только слышать, но еще и различать, и разделять. Вот этот, более сложный этап обучения мы начинаем где-то в 5-6 лет. Здесь наша задача – научить разделять звуки, определять отдельный звук в слове, различать парные согласные, твердые и мягкие звуки только на слух. Это надо, прежде всего, для грамотности ребенка, для того, чтобы он научился писать без проблем. Потому, что если не научить ребенка выделять отдельные звуки в слове, то он не сможет писать правильно. Такой ребенок постоянно испытывает трудности при письме, обречен на низкую оценку по языку и возможны проблемы при изучении других языков, поэтому развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений. Эти упражнения помогут детям распознавать заданный звук в словах, определять место звука в слове, различать слова и формы слов, отличающиеся лишь одной фонемой.
Этапы работы по развитию фонематического слуха
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – узнавание неречевых звуков.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – различение сходных между собой по звучанию слов.
ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – различение слогов.
ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ – различение звуков
ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ – освоение ребенком навыков анализа и синтеза.
Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи.
Упражнения для развития фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребенок перестает справляться с заданиями, начинайте с этого уровня.
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
— Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.
— Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.
— Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т. д. Потом усложните задание – пусть малыш отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.
— Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.
— Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
— Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.
— Игра «Громко–тихо». Договоритесь, что малыш будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.
— Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – различение сходных между собой по звучанию слов.
— Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.
— Игра «Верно–неверно». Взрослый показывает малышу картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – различение слогов.
ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ – различение звуков. Надо объяснить ребенку, что слова состоят из звуков, а затем немного поиграть.
— Игра «Кто это?» Комарик говорит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.
— Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.
ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ – освоение ребенком навыков анализа и синтеза.
— Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
— Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.
Предлагаемые игры можно варьировать в зависимости от ваших возможностей и фантазии. Не бойтесь импровизировать — это сделает ваши занятия с ребенком более интересными и полезными. Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия; пусть будет весело и интересно!
Учитель-логопед: Кузнецова С. А.