Как ребенку рассказать о боге?

«Папа, а как можно увидеть ангела?» Я слегка опешил. Спрашивает дочка, надо отвечать. Пробубнил, что вряд ли можно. А сам нервно думаю: что говорить и как говорить? Я атеист, совершенно оголтелый и убежденный. Таким был всю жизнь. Мне уже за пятьдесят и не думаю, что когда-то приду к вере. Нет, все возможно, но пока ничто не предвещает.

Дочке в тот момент не было еще и пяти. Она узнала про ангелов и Христа, разволновалась. Я уже приготовил для Киры речь. Что ангелов нет, что это выдумки, да и Христос — сомнительный персонаж, то есть он был, жил когда-то такой дяденька в древнем Израиле, но на самом деле… Так, стоп. Это слишком сложно для ребенка. Пока я продумывал монолог, Кира озадачила меня новым вопросом: «Можно ли увидеть душу умершего?» Это уже было слишком. «Конечно, нет! — ответил я. — И вообще я не уверен, что эти души есть». Кира тут же задала следующий вопрос: «Значит, когда ты умрешь, от тебя вообще ничего не останется? Ты не сможешь меня видеть?» Упс. Тот самый детский вопрос. И я ответил. Ответил так, что мой внутренний атеист бесился, но как отец я не мог ответить иначе. Я сказал, что когда умру, моя душа будет рядом с Кирой. «Я буду всегда рядом, я же никогда не смогу оставить тебя, даже после смерти, я буду тебя хранить и беречь. Ты меня не увидишь, души невидимы, но ты должна знать: я всегда рядом». Кира улыбнулась.

После этого разговора я перечеркнул весь мысленно приготовленный монолог об ангелах и Христе. К черту мои убеждения, они сейчас вовсе ни к чему. Все очень просто. Дочке нравятся эти истории про Бога и ангелов, они для нее как сказка, как большая сказка. Христос для нее кто-то вроде Лунтика, явился на Землю, постарался сделать всех добрее. И хорошо, и слава Богу. Зачем мне раскалывать ее хрупкий мир? Самое дурацкое занятие — объяснять ребенку, что Бога нет. Ну нет, и что? Карлсона тоже нет, но он же спускался с неба.

Мы живем в христианской цивилизации, нравится мне это или нет. В юности — а это было унылое брежневское время — я часто заглядывал в церкви, мне было интересно. У одноклассника как-то выменял роман Дюма — на Евангелие. Умерла его бабушка, оставила эту маленькую ветхую книжку, изданную еще до революции. Одноклассник не понимал, что это за «странная книжка», да, представьте, слово «Евангелие» казалось ему просто смешным. Эта «странная книжка» со мной до сих пор. Я сменил много квартир, но Евангелие со мной. И я, оголтелый атеист, время от времени его читаю. Мало того: я читаю Розанова, Леонтьева, Флоренского, Антония Сурожского, «Историю Русской Церкви» Антона Карташова. Зачем? Именно затем, что я живу в христианской цивилизации, в православной ее части. Я могу не любить и куражиться над отдельными представителями и спикерами РПЦ, их мракобесием и страстью к роскоши, над пустоглазыми чиновниками с гламурными свечами на Пасху. Но это никак не отменяет тысячу лет православия. Не отменяет черных икон в деревенских избах, не отменяет моего любимого Гоголя, не отменяет Марфо-Мариинской обители.

Со своей старшей дочкой Асей я много путешествую по Европе, мы ходим по музеям и церквям. И я объясняю ей, кто такой святой Себастиан и почему он пронзен стрелами, объясняю, что такое Ultima Сena и зачем Авраам занес нож над сыном. Не уверен, что она все это запоминает, но рассказывать надо. Иначе вообще не понять, что рисовали все эти художники, о чем эти мрачные сюжеты. Кстати, Ася еще в 16 лет мне объявила, что она неверующая. Ради бога, но сюжеты понимать надо.

Младшей это все рано, и я готов пока с ней поддерживать сказку про ангелов и Христа-Лунтика. Что дальше? Дальше Кира решит сама, когда поймет, что Христос — это все же не Лунтик. Решит — нужен ей Бог или нет, верить или не верить. Я не буду скрывать от нее своего атеизма, но никогда не буду его навязывать. Моя вера проста: дочка должна быть счастливой. Папа всегда должен быть рядом.

Здравствуйте, Надежда!

Это очень хороший вопрос и думается, что каждый православный христианин должен найти для себя ответ на него. Мы приходим в храм для того, чтобы получить здесь то, чего мы не можем получить ни в каком другом месте.

Многие люди говорят, что они идут в храм, потому что нигде кроме как в церкви нельзя покрестить своего ребенка, отпеть своего усопшего родственника, повенчать свой брак, подать записки на молебен, освятить воду и много других моментов, ради которых люди приходят в церковь.

Но если задаться этим вопросом глубже, то человек может сказать: «А мне это как раз от церкви не надо. Мне не нужна святая вода, я могу и без нее обойтись. Мне не нужно подавать записки, я и сам помолюсь. Мне не нужно ничего такого от Бога внешнего, потому что, если я верю в Бога, то я могу и сам без церкви сказать Ему главные слова, почитать Его Святое Евангелие, понять как мне жить».

В каком-то смысле это правдиво, ведь зажженная свеча перед иконой – это еще не есть вера, это еще не есть осуществление своей веры. Что заказанный молебен водосвятный – это не есть еще путь человека ко Христу.

И в таком случае этот вопрос «Зачем ходить в церковь?» начинает звучать все более серьезно. Нужно знать, что церковь существует не для того, чтобы мы здесь что-то могли приобрести. В церкви ничего нельзя приобрести по одной простой причине: ЦЕРКОВЬ – ЭТО ТАМ, ГДЕ ХРИСТОС РАЗДАЕТ ДАРЫ.

Когда Господь раздает свои дары, Он от человека ничего не требует, Ему не нужно, чтобы за это Ему платили, нельзя заплатить за самое главное в церкви – за милость Божию, за любовь Божию, за возможность быть услышанным, за возможность быть прощенным. А САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ДАР, КОТОРЫЙ БОГ ПРИНОСИТ ЧЕЛОВЕКУ – ОН ПРИНОСИТ САМОГО СЕБЯ. И ЭТО ПРОИСХОДИТ ТОЛЬКО В ЦЕРКВИ. И больше нигде. Потому что церковь – это обиталище Божественных даров и то место на земле, которое сам Бог определил как место, где Он отдает Себя людям, чтобы люди смогли Его воспринять.

Соединение со Христом совершается в Церковных Таинствах, в Причащении Святых тайн. Каждый христианин должен знать, зачем нам это нужно, потому что мы воспринимаем таинство причащения Тела и Крови Христовых как тоже благодатный дар, как благодатную помощь нам в нашей жизни. Мы освящаемся, мы наполняемся благодатью, нам Господь дает силы, Он приходит к нам, чтобы очистить нас, чтобы нас с Собою соединить.

Что это – причастие? Мы не понимаем то, что мы причащаемся страданиям Христовых, Его Креста, Смерти, Сошествия в ад и Воскресения. Нигде, никогда, ни при каких обстоятельствах, ни в каком другом месте, ни в каком другом мире это не может с человеком произойти, а вот ТОЛЬКО В ЦЕРКВИ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ СТАТЬ ПОХОЖИМ НА ХРИСТА. Через Церковь Господь подает человеку Себя. И через это восприятие Христа, через жизнь по Евангелию в церкви человек потихонечку, понемножечку, через огромные труды несения креста становится похожим на Христа.

Церковь только ради этого и существует. Никакой другой задачи у церкви нет, как делать нас похожими на Христа.

Эти мысли Вы должны понять сами для себя и донести их до ребенка, постараться приобщить его к церковной жизни ради того, чтобы его жизнь была сопряжена с Богом.

Материал по теме:

  • Зачем ходить в храм?

Вернуться к списку вопросов

Разговор Ребенка, который готов появится → Разговор Ребенка, который готов появится на свет, с Богом.
Ребенок спрашивает Бога: «Мне говорят, что Ты меня завтра на землю отправляешь, но как я там смогу жить, такой маленький и беспомощный?»
Отвечает Бог: «Из многих ангелов найду я для Тебя одного. Твой ангел будет тебя ждать и о Тебе заботиться»
Ребенок интересуется дальше: «Но скажи, здесь на небесах не нужно мне ничего делать, кроме как петь и смеяться, счастливым быть»
Бог говорит: «Твой ангел будет для Тебя петь и для Тебя улыбаться, каждый день. И Ты будешь любовь своего ангела чувствовать и очень счастлив будешь»
Снова спрашивает Ребенок: «А как смогу я людей понимать, если они со мной разговаривать будут, а я языка не знаю?»
Бог отвечает: «Твой ангел будет Тебе самые прекрасные и сладкие слова говорить, которые Ты когда-нибудь услышишь, и с большим спокойствием и терпением научит Тебя твой Ангел разговаривать»
«Я слышал, что на земле злые люди есть. Кто же меня защитит?»
«Твой ангел станет Тебя оберегать, также если при этом жизнью своей рисковать нужно»
«Но буду всегда я печальным, потому что никогда не увижу Тебя»
«Твой ангел будет с Тобой через меня говорить и Тебе путь указывать, по которому Ты снова ко мне возвратиться сможешь. Поэтому буду всегда я рядом с Тобой»
В этот момент царило еще спокойствие на небесах, но можно было уже Голоса с земли слышать и Ребенок спросил быстро: «Бог, прежде чем я Тебя сейчас покину, пожалуйста скажи мне имя моего ангела!»
«Его имя не важно. Ты будешь называть его просто Мама.»
(перевод с немецкого)
10.05.2004 09:10:52, Бреке Ке

Содержание

Кто создал Бога?

Никто не создал Бога. Вот Бог создал мир из ничего – сообразите, как это создать из ничего и кому это под силу, а Господь был всегда, представить себе это трудно, вы, наверное, и не сможете, да и я тоже, но так оно есть.

Где живет Бог?

Везде и нигде. Нет такой избушки на курьих ножках, нет таких царских палат, нет такой хижины нищего, где бы обитал весь Господь. Но и нет такого сердца человека, в которое Он не мог бы войти. Так что – везде и нигде.

Мне говорили, что Бог был всегда. Как это может быть, ведь у всего есть начало?

У всего, кроме Бога. Хотя не у всего есть начало: у круга, например, нет начала или, например, у времени, – так, как мы его здесь видим, нет ни начала, ни конца, у многого другого, о чем будешь задумываться, вдруг обнаружишь, что ни начала, ни конца не обретается; вот будешь проходить геометрию Лобачевского, узнаешь, что и там есть фигуры, не имеющие ни начала, ни конца. Так что не все, что нельзя мысленно представить, есть бессмысленное.

Как выглядит Бог?

Я начну отвечать на этот вопрос с другой стороны. Я расскажу, как Бог не выглядит. Бог не выглядит, как седовласый старик, сидящий на облаке, из которого сияет солнышко или дождь льется на Землю. Бог не выглядит, как его представляли древние язычники: как крокодил, как бегемот, как Афина Паллада, как многорукая богиня Кали и еще как многое и многое другое. Бог не выглядит, как думают о том шаманы на Севере и колдуны в Полинезии. Бог – не статуя, не идол, не чурбан. Бог – даже не Солнце и не Луна. Еще сильнее скажем – Бог это еще не весь наш мир. Вот иные смотрят на землю и думают: «Мать сыра земля». Смотрят на небо звездное и мыслят: «Бог в мире растворен». И это не так, потому что это творение Божие, это все Богом сотворено, но это не есть сам Бог. Так говорить о Боге нас учат святые отцы.

Есть греческое выражение «апофатический метод богословия», то есть когда мы говорим о Боге отрицательно, что Бог не есть, чтобы его с чем-то или с кем-то не спутать. Об этом говорится в начале Евангелия от Иоанна: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Гл.1:18).

Мы можем сказать о Боге определенное, что явил нам Господь, Иисус Христос – воплотившийся сын Божий, который является и подлинным человеком, как мы с вами, и Богом. Каким мы видим его на иконах, как повествует о нем церковное предание, так выглядит Бог воплотившийся.

Кто-нибудь когда-нибудь видел Бога?

Да, конечно. Те, кто видели Господа Иисуса Христа, когда он был младенцем – Мария и нареченный его отец Иосиф, видели апостолы – осязали руками, ели вместе с ним пищу, ходили по дорогам Палестины. Видели и многие святые, которым Господь являлся уже после своего Воскресения и Вознесения – во сне или непосредственном видении. Господь или Пресвятая Богородица являлись преподобному Серафиму и преподобному Сергию. Путь, как увидеть Бога, открыт каждому православному христианину – это путь внимательной молитвенной жизни. Человек, который ответственно живет, который старается часто исповедоваться и причащаться, ходит в храм, читает утренние и вечерние молитвы, хотя бы несколько раз в жизни, даже если он и не стал святым, переживает в душе своей встречу с Богом. Может быть, видит его не глазами, но душой своей. Вспомни, это есть и у тебя, в твоем опыте. Каждый из нас потому и христианин, что он эту встречу с Богом пережил.

А Вы лично видели Бога?

Несколько раз в жизни Господь давал пережить так, что время останавливалось. Это было первый раз на Пасху, в отрочестве. Мне было 14 лет, когда я первый раз был на ночном Пасхальном богослужении. Время остановилось. Тогда были советские времена, нужно было прийти в храм за много часов, чтобы молодому человеку туда попасть. Вся многочасовая служба пролетела как один миг, усталости не было. Была икона Христа Воскресшего в алтаре, врата которого были все время открыты. Не ощущение, а знание, что Господь здесь, рядом. Я кричал вместе со всеми «Воистину воскресе», и это было даже больше, чем своими глазами Бога увидеть.

Это ощущение исчезает, когда есть тяжкий грех. У меня было такое лет в 15. Я тогда оклеветал перед лицом одной девицы своего товарища, чтобы он в ее глазах похуже выглядел. Мы ходили в один храм и были друзьями. Я чувствовал себя после этого скверно, понимал, что так дальше жить нельзя. Ходил с этим несколько дней, пока решился дойти до исповеди. И лишь когда услышал от священника оценку моему поступку, невидимая заслонка упала и Господь опять стал близко-близко. Так бывает, наверное, с каждым, кто совершит падение и искренне покается в своем грехе.

Как правильно разговаривать с Богом?

Я думаю, что правильно говорить с Богом нужно так, как мы бы общались с человеком, которого мы по-настоящему любим. Нельзя в беседе с Богом (то есть молитве) отделываться от него, то есть делать это кое-как, поступать по известной пословице «На тебе, Боже, что мне негоже». Вроде бы, встал утром, кое-как перекрестился, как попало помолился, думая о том, когда же это, наконец, кончится. При этом зачитываю в молитвослове какие-то слова, за смыслом которых не слежу, а только смотрю, чтобы они побыстрее закончились. Так делать нельзя. Не стоит с Богом говорить о пустом, мелком. Смешно просить в молитве: «Господи, дай мне три блока жвачки!» Нельзя просить о греховном, к примеру: «Хочу научиться курить, как мальчики старших классов, так же впечатляюще и солидно». Нельзя молить Бога, чтобы он кого-нибудь по нашей мелочной просьбе наказал: «Господи, накажи Иванова за то, что он лучше меня учится по алгебре! Пусть у него исчезнут все его дарования, а я стану первым, а не вторым учеником.»

Есть и еще одно правило, касающееся молитвы. Оно было сформулировано в прошлом веке оптинскими старцами: «Если ты молишься один, то молись так, как если бы ты был окружен сотней людей. А если ты молишься в храме среди людей, то молись так, как ты бы стоял перед Богом один». Смотри, как ты одет, причесан, как ты вообще выглядишь. Не стоит почесываться, ковырять в носу, стоять вразвалку – Господь все равно видит, как ты перед ним стоишь. Никто и не требует от тебя по стойке смирно стоять, но ведь уважение нужно проявлять и любовь. И наоборот, в храме не думай, что на тебя смотрит множество других людей, что нужно непременно креститься так, как другие, или поклоны класть, как бабушка впереди тебя. Не беспокойся, что о тебе подумают. Мыслить нужно только о том, что вот сейчас с Богом говоришь, тогда все хорошо получится.

Как Господь может ответить человеку?

Ответ всегда приходит, потому что в Евангелии сказано: «Просите и дастся вам» . Вот если мы просим, то чаще всего Господь отвечает нам через обстоятельства нашей жизни, это может быть сразу или немного погодя, это может быть так, как нам это представляется или совсем по-другому. Ответ нам подается через людей, которые нас окружают. Бывает, что обстоятельства мчат нас как экспресс до Санкт-Петербурга, или, наоборот, невидимая стенка вдруг вырастет. Когда решение для человека очень важно и когда сам человек к этому серьезно относится, Господь подает ответ человеку в его душе. В этом случае приходит мысль – не мелькающая, пропадающая – мысль несомненная, как поступить.

Если непонятно, как поступить и не с кем посоветоваться, стоит вспомнить совет святых отцов, которые говорят: «Нужно хорошо, внимательно помолиться и послушать в душе ответ». Первая мысль всегда бывает от Бога. Нужно ее услышать и удержать. Та, что придет вторая, почти наверняка будет от лукавого и начнет спорить с первой: «Делай наоборот». В этом случае нужно за послушание исполнять первую. Вот такой тоже бывает ответ Божий.

Бывает в некоторых случаях чудесный ответ, когда законы природы нарушаются. Так было и в древности, и теперь случается. Например, когда с апостола Петра оковы падали и ангел Божий приходил. И с новомучениками российскими такое бывало: из тысячи 999 человек казнили, а один чудесным образом избавлялся. К примеру, московский старец Алексей Мечев. Всех вокруг арестовывали, а его все время миловали, он умер своей смертью. Были и другие, кого Господь так сохранил. Или в советские времена священников все время переводили с места на место, не давали власти, чтобы народ Божий привыкал к пастырю. А случалось, что кого-то одного из сотни оставляли служить в одном храме 10, 20 или 30 лет, и ничего нельзя было с этим поделать.

Бывает и чудесный ответ в жизни человека. Но его нужно заслужить и не стоит его специально искать: «Господи, сотвори со мной чудо!» Это страшно, и не стоит этого просить. Если стоит, чтобы это произошло, Господь даст. Но чаще всего нужно внимательно смотреть, что с нами происходит.

Существует выражение «Бог ведет». Как его понимать?

Есть еще более мудреные слова «провидение», «Божий промысел», «промышление». Это значит, что Бог не только когда-то сотворил мир, который сохраняется и ныне, испорченный нашим грехом и нашими неправдами. Так некоторые заблуждающиеся философы, так называемые деисты, считают, что Господь запустил всю эту конструкцию, а потом почил от дел своих. Многие люди сейчас на практике такие вот деисты. Они признают, что мир кем-то и когда-то сотворен. Они считают: «Ну, сотворен – и ладно!» А дальше он сам по себе катится, есть какие-то законы природы, порядки, которые установились, вот мы по ним и живем, а больше нами никто не занимается. Православная вера иначе смотрит на эту проблему. Господь даже о волосе, который на голове у человека, заботится и помнит. Так гласит Евангелие. Случайного ничего не бывает. А это значит, что Господь о каждом из нас ЗАБОТИТСЯ, ПРОМЫШЛЯЕТ, ВЕДЕТ каждого из нас к спасению. Все время дает такие обстоятельства, из которых мы можем выбрать лучшие, от всего греховного отказаться. Помните, Мария Египетская, такая древняя святая, так тяжко согрешала, что даже когда ехала в Святую землю, развлекалась во время путешествия не лучшим образом. А в храм Гроба Господня пошла почти что в шутку, как на экскурсию, а войти не смогла – вдруг стенка выросла. Не заставлял же ее Господь поверить – только остановил у святыни. Можно было махнуть рукой, как сделала бы всякая современная девица. Ну, не вошла – и ладно. Отправилась бы снова тем же самым заниматься. А Мария Египетская в этот миг поняла, что все происшедшее не случайно. И с этого момента вся жизнь ее переменилась.

И так бывает у каждого из нас. Если мы внимательно посмотрим на нашу жизнь, то поймем, что такие вехи и у нас были, когда вырастал указательный знак – туда не ходи, там пропасть, а вот там – дорога ко спасению. Вспомните, каждый найдет в своей жизни такое.

Почему появилась земля?

По-разному можно ответить на этот вопрос. Первый ответ богословский: потому что этого пожелал Господь. Бог сотворил землю из ничего просто для того, чтобы этот мир был, а второй ответ – научный: здесь может быть множество воззрений и теорий, но ни к одному из них мы, православные христиане, не должны прилепляться до конца. Сегодня наука говорит одно, завтра – другое, мы должны понимать, что это естественный процесс развития науки, который на нашу веру не может иметь глубокого влияния.

Почему говорят, что Бог создал планету, зверей и людей?

Ну, потому что создал. И не говорят, а написано это в Священном Писании, в Книге Бытия, в самом начале Библии. Открой и прочитай, как там все подробно рассказывается, о творении мира по дням, то есть по этапам.

Правда ли, что существовали динозавры?

Честно говоря, ни одного не видел. Не уверен, что они действительно были такими, какими их изображают в Зоологическом музее, но, впрочем, такие гигантские кости находят и ничто нам не мешает предположить, что ко времени Ноева потопа, или какого иного земного катаклизма, самые разные твари обретались на земном шаре. Называть ли их динозаврами или каким-нибудь другим именем – доверимся тут ученым-палеонтологам, впрочем, людям весьма почтенной специальности.

Какое животное появилось первое на Земле?

Открываем Книгу Бытия и смотрим: кто там из живых существ появился первым? – Рыбы и птицы. То есть вперед появились те твари, которые жили в океане, покрывавшем землю, до того как образовалась твердая суша. А уж были это какие-то китообразные, какие морские динозавры или планктон – оставлю это вам для будущего исследования.

Что Бог создал первым – яйцо или курицу?

Я вам скажу, если дадите вы мне ответ на другой вопрос: можно ли сотворить Всемогущему такой камень, который Он потом Сам поднять не сможет?

Зачем Бог создал людей?

А вот не знаем. Не знаем, зачем Бог создал людей, зачем Бог создал мир, знаем только, что за этим стояла любовь Божия. И знаем, что Господь ищет ответной любви, не заставляет нас его любить, не заставляет нас всех стать принудительно-хорошими, как у Достоевского один герой хочет всех сделать принудительно-хорошими, вот Господь, в отличие от этого героя, Великого Инквизитора, хочет, чтобы мы сами откликнулись душой на все то, к чему он нас зовет.

Что такое вера в Бога?

Вера. Самое главное в ней – уверовать, что Господь существует. Но просто знать, понимать разумом, что Бог есть, этого мало для православного и вообще для христианина. Сказано ведь, что и бесы веруют, то есть знают, что Господь есть, но при этом не отходят от греха, поэтому знать – это мало, нужно доверять Богу, доверять воле Божией и в хороших свойствах, и в дурных, и когда нас хвалят, и когда порицают, и когда мы здоровы, и когда здоровье нас оставляет, и когда нас любят, и когда нас ругают, знать, что Господь всегда с нами, что больше того, что мы можем вытерпеть, он нам не даст испытания. Ну и третье: быть верными Христу, верность – это тоже обязательное свойство православного христианина, верным и решительным во все времена, и решить: или быть верным до конца и всего лишиться в этой жизни, а может, и самой жизни, или все иметь, но отречься от Христа. Эта верность воспитывается с малого: к примеру, идет пост, вы идете мимо киоска с мороженым, вам хочется съесть порцию, но вы хотите быть верными Христу и отказываетесь: «Я буду верным Христу и не стану есть того, что мне приятно». Вот сидит соседка, которую я страстно хочу дернуть побольней за косичку, но я сдержусь и не сделаю этого, ради Христа. Вот что такое вера: уверенность, доверие и верность.

Почему некоторые люди не верят в Бога?

Одни не верят потому, что не имели возможности узнать и полюбить Бога и веру православную. Но к ним применимы слова апостола Павла, которые он обращал к язычникам, говоря, что они имеют в себе свой закон – это закон совести – и будут судимы по этому закону. Это закон совести, естественный нравственный закон, который есть у каждого человека. Он есть голос Божий в нашей душе, и тот, кто поступал по сути, по правде Божией в своей жизни, тот еще может спастись и встретить Христа. Но есть люди, которые не верят, потому что не хотят верить. И можно сказать, что эти люди скорее верят, чувствуют, что есть Бог, знают это, но восстают против этой веры, против этого знания или потому, что эта вера мешает им жить так, как им хочется, то есть по своей воле и по своему хотению, или потому, что некомфортабельно так получается, неудобно, мешает это. Ведь себя спроси, как часто бывает, что мы верим ровно настолько, насколько вера не мешает нам жить. В этом смысле мы порой бываем еще хуже неверующих людей.

Можно ли верующему не посещать церковь?

Лучше уж тогда сказать, что вы просто неверующий человек, и посещать храм тогда не нужно. А для верующего человека, для кого Господь – не отвлеченная абстракция, не «высший разум», не «жизненный принцип», а Христос-Спаситель, то как же это я вдруг не пойду? Это значит, я говорю: «Нет, Господи, до Тебя мне никакого дела нет, и до жертвы Твоей искупительной дела нет, и до Воскресения Твоего, основы веры нашей, тоже никакого дела нет. Мне дело есть на диване лежать и журналы листать». Ну, думается, после этого сам решай – верующий ты или неверующий.

Зачем люди крестятся?

Зачем люди крестятся – в смысле осеняют себя крестным знамением? Потому и крестятся, что веруют, что крест – это не игры в крестики и нолики и не способ заполнения ведомости для людей безграмотных, но это символ победы. Христовой победы, а через него и нашей, – над лукавым, грехом и смертью. Мы, осеняя себя крестным знамением во имя Отца и Сына и Святого Духа, освящаем свой разум, свои чувства, свои силы телесные и говорим, что когда мы со Христом и с Его Крестом – нам бояться нечего.

Зачем нужно носить крестик?

Крестик нательный – это видимое выражение того, что мы являемся православными христианами. Как солдаты носят нашивки, которые обозначают рода войск, к которым они принадлежат – одни у артиллеристов, другие у летчиков, третьи у пограничников. Медсестры носят красный крест на платочке как знак того, что они делом милосердия занимаются. Есть значки орденов. Предположим, человек награжден орденом, и всем имеющим такой орден выдается специальный знак, который можно носить вместо ордена. Знак означает, что люди, имеющие его, принадлежат к какому-то сообществу и объединены по профессии или своими заслугами перед Родиной.

Мы, православные христиане, собраны вокруг Креста Господня. И человек, который Крест на себя возлагает, говорит: «Я христианин». Когда мы все крестились, священник на нас надевал белые рубашки как знак чистоты и святости, а затем крест вместе со словами Спасителя: «Кто хочет за мной идти, тот возьмет свой крест и следует за мной». Мы должны свой жизненный крест нести, а тот крест, который у нас на груди, нам об этом напоминает. Воскресения в жизни вечной можно достигнуть лишь неся свой крест. Нельзя к жизни вечной доехать на троллейбусе, а тем более в мягком такси, можно только трудом, усилием туда дойти. Господь говорит: «Хотим мы того или не хотим, царствие небесное усилием достигается». Кто прилагает усилия, тот достигает царствия Божия. Крест – нам об этом напоминание.

Как понять, по-настоящему ли человек верит в Бога?

Как правило, ответы на такие вопросы можно найти в Евангелии. Господь говорит сам: «По плодам их узнаете их». Как человек верит в Бога, можно узнать, приглядевшись, что вокруг человека происходит. Вполне по-настоящему верят в Бога святые. Преподобный Серафим говорил: «Кто пребывает о Господе в мирности, вокруг того спасаются сотни и тысячи людей». Вокруг такого человека действительность меняется. Это как раз то, что на иконах нимбом изображается. От святого исходят лучики света Божия, которые вокруг все преображают. Отношения между людьми другими становятся рядом со святым человеком. Как бы такой человек ни прятался, ни скрывал, какие вериги он носит на себе, вокруг него жизнь меняется. Такое бывает и с людьми, не достигшими такой меры святости как преподобный Сергий или преподобный Серафим.

Как человек верит в Бога, от противного даже можно узнать. Казалось бы, вот женщина, которая в церковь ходит в субботу-воскресенье и по праздникам, правило утреннее и вечернее читает, посты соблюдает, но все от нее бегут. Всем хочется только поскорее перестать с ней разговаривать и вообще общаться, вид у нее при этом мрачный, взгляд тяжелый и сумрачный. Это тоже плод неправильной искаженной веры, отношения человека к Богу и самому себе, которое у человека не должно быть. Смотрите на то, что ВОКРУГ вас происходит. Спросите себя: «От моей веры кто-нибудь зажегся?» Вы ходите в школу, в институт, общаетесь со сверстниками. Большинство из них – нецерковные люди. Хоть кто-то из них в церковь пришел благодаря вашей вере? Так проще всего проверить.

Почему люди, порочащие Бога, так часто заканчивают жизнь плохо?

Потому что на самом деле Бог их любит и желает им спасения в вечности. Им лучше бы потерпеть наказания здесь, на Земле, чем, оставшись в этой жизни ненаказанными, мучиться в вечности. Господь исправляет человека до самого конца его жизни: и скорбями, и болезнями, и неустройством. Иные тяжкие грешники из-за этого, бывает, и раскаиваются.

Как ангел хранит крестившегося человека?

Очень точно сказано. Ангел-хранитель, более современное слово – «охранник». Вы видели при людях, занимающих некоторые посты, работают охранники. Они призваны оберегать «объект» от опасных ситуаций. Обратите внимание: охранники не лишают свободы принятия решений этого высокопоставленного человека. Он сам решит, куда ему ехать, остаться в Москве или переместиться туда, где стреляют. Он может оказаться в местности, где случится землетрясение или еще какой-нибудь катаклизм. Решение принимает каждый из нас. Но помочь нам при этом избежать неожиданных опасностей может охранная служба, в том числе и небесная. Ангелы-хранители берегут нас от нечаянных приключений.

Словарь «Правмира» — Вера

Факторы домашнего воспитания

Как мы уже говорили, пока ребенок мал, он воспринимает все преимущественно через свои чувства. По мере же того, как он подрастает, надо развивать в нем волю. Так как в раннем возрасте человек живет преимущественно влечениями своих чувств и желаний, когда разум его еще не созрел, то надо меньше всего обременять ребенка разными нравоучениями и логическими доказательствами.

Воспитание в семье начинается с приучения ребенка к послушанию. Чем раньше ребенок привыкнет сразу выполнять указания родителей, тем легче будет в дальнейшем его воспитывать. Вначале воспитание сводится к запрещениям: не делай этого, так делать нельзя, это не хорошо… Но ребенок растет, и нужно ему давать что-то положительное, наставлять и учить. Здесь уже начинаются трудности, так как для внушения ребенку правил поведения не всегда бывает достаточно одних слов. Обычно здесь мы наталкиваемся на нежелание ребенка подчиняться, на известное упрямство с его стороны. Чтобы преодолеть это, родители должны прибегать иногда и к более сильным средствам.

Тут бывают два способа воздействия: одни родители применяют наказания, другие же становятся на путь религиозного воздействия. Физическое наказание, конечно, иногда необходимо; но если оно будет применяться часто и станет преобладающим средством воспитания, то это приведет к неблагоприятным последствиям. Во-первых, ребенок привыкнет выполнять нужное только «из-под палки» и не научится делать нужное из внутренних побуждений. Во-вторых, если наказания станут частыми, они сделают ребенка озлобленным, скрытным, недоверчивым и могут оставить болезненный след в его характере.

Более успешно действует религиозный способ воспитания. Родителям почти нет надобности прибегать к физическим наказаниям, когда они внушают ребенку не свои собственные правила, а то, что требует Господь Бог. Верующая мать учит ребенка так: «Не делай этого — Боженька этого не любит… Этого нельзя — Боженька этого не позволяет». Или: «Если будешь так делать, то ты обидишь Господа». А если ребенок пострадал за свое непослушание (ушибся или обжегся), то мать говорит: «Вот видишь, ты сам виноват, ведь ты не послушался Бога».

Постепенно, шаг за шагом, родители могут приучить ребенка к чувству присутствия Бога. Если ребенок тайно начинает делать что-нибудь запрещенное, то ему говорят: «Ты не думай, что Боженька не видит, что ты здесь без меня делаешь!» — и при этом ребенку указывают на икону в углу. Когда один малыш, желая украсть конфеты из буфета, повернул перед этим иконку лицом к стене, «чтобы Боженька не видел», мать стала объяснять ему, что Бог находится всюду и все видит.

Но не только запрещения должны внушаться Именем Божиим. Еще важнее, когда положительные требования к ребенку будут основываться на Божественном авторитете. Надо объяснить ребенку, что Бог помогает ему во всем добром, и главный путь к получению помощи от Бога — это молитва. Ребенок должен понять, что без помощи Божией он не сможет ничего достичь. При этом необходимо учить ребенка благодарить Бога за все, что он имеет — за здоровье, за еду, за радости, за вещи, которыми он пользуется. Также надо приучить ребенка молиться за своих родителей.

Огромное воспитательное значение для детского сознания имеет представление о Боге, как о Небесном Отце, любящем нас и заботящемся о нас. Когда, например, ребенок остается дома один или среди чужих людей, то мать его успокаивает: «Ты же не один, с тобой Боженька, Который тебя всегда защитит». Надо рассказать ребенку об Ангеле Хранителе, который его сопровождает, охраняет, и тем самым постепенно отучить ребенка бояться темноты и одиночества. Не менее важное значение имеет для ребенка внушаемая ему любовь к Богу, Источнику всякого блага.

Чтобы эти наставления не были отвлеченными, надо чтобы ребенок вместе с родителями жил церковной жизнью, чтобы и для него потребностью стало посещение Богослужений в храме, целование икон, возжигание свечей перед иконами, просмотр библейских картин и иллюстраций, совместная домашняя молитва, питье святой воды натощак, частое Причащение. Этим ребенок дисциплинируется, приучается следовать определенным правилам, и воля его привыкает повиноваться воле Божией. Ребенок должен видеть, что для родителей церковная жизнь — не внешняя повинность, а глубинная потребность, что она приносит им радость — и тогда он тоже будет тянуться к этой радости: будет радостно просыпаться утром в день Причастия, будет с любовью прикладываться к иконкам, будет потихоньку учиться молитве.

Само собой разумеется, что по мере развития ребенка родители должны его внешнее благочестие направлять к укреплению в нем внутреннего повиновения Богу. Это должно выразиться в правдивости, скромности, незлобивости, трудолюбии, постоянстве, в умении прощать обиды и т.д. Если к этому добавить обычное в православной семье соблюдение важнейших постных дней и праздников — то для ребенка будет создана та благоприятная обстановка, которая может сделать излишними всякие телесные наказания.

Если сравнить этот способ воспитания с другими, основанными на ценностях мира сего, то мы увидим, как часто там используются окрики, побои, длинные и скучные нравоучения, не затрагивающие ни чувства, ни воли детей, или, как другая крайность, — позволяется необузданное своеволие и распущенность. Все это только калечит ребенка. Не в этом ли различии в подходах к воспитанию причина того, что дети из разных семей так резко отличаются друг от друга: одни — ласковые, доверчивые, чуткие ко всему доброму и жалостливые; другие — угрюмые, недоверчивые, бессердечные и безудержные в своих желаниях. Чисто внешнее светское воспитание лишает ребенка самых ценных и высоких человеческих качеств. Еще страшнее, когда религиозное воспитание становится чисто внешним: длинные и скучные нравоучения «благочестивых» родителей способны только оттолкнуть ребенка от Церкви.

Во всяком воспитании, а особенно в религиозном, наибольшее влияние имеют не сами слова или наказания, а личный пример. Поведение близких людей — вот что каждый день и час воздействует на душу ребенка. Дети сталкиваются с двумя группами людей: со своими домашними и с другими — школьными товарищами, соседями и просто с «улицей». Нам часто кажется, что семья старается дать ребенку добрый пример, тогда как со стороны товарищей, соседей и улицы дети подвергаются дурному влиянию. И у родителей возникает желание запретить детям всякое общение с окружающей средой — но это создало бы искусственное разобщение ребенка с окружающими и лишило бы его необходимой подготовки к жизни. К тому же, «ретивые» родители забывают, что главное для христианина — научиться любить всех, с кем Господь сводит его в жизни. А порой, совершенно «отрицательный», с точки зрения родителей, одноклассник может научить нашего «правильного» ребенка дружить, не быть вредным ябедой, защищать более слабого.

Для того, чтобы семья все же имела решающее влияние на ребенка, необходимо не только непрерывное наблюдение со стороны родителей за детьми, но и личный добрый пример. Вот качества, которые требуются от родителей для успешного воспитания:

1) любовь к детям,

2) справедливое отношение к ним,

3) последовательность в поступках — «как учат, так и сами поступают».

Уясняя эти нелегкие обязанности, родители все больше сознают свою ответственность за своих детей. Приятно наблюдать, как молодые супруги, стремясь дать своим детям добрый пример, начинают сами подтягиваться, следить за собой и заниматься самовоспитанием. Получается, что не только родители воспитывают своих детей, но и дети оказывают благотворное влияние на своих родителей.

Желательно, чтобы оба родителя были верующими и вместе принадлежали к единой Православной Церкви. В случае же смешанного брака (православного с инославной или наоборот) очень важно, чтобы было достигнуто согласие (желательно еще до заключения брака), что дети будут крещены в Православной Церкви и будут воспитываться в Православном духе. Расхождение родителей в вопросах веры и в особенности споры по принципиальным вопросам в присутствии детей создают раздвоенность в детских душах и могут очень повредить им. К сожалению, в нашей реальной жизни ребенок очень часто растет в семье, где только мама или папа — верующий. В такой ситуации взаимная терпимость и любовь научат ребенка в будущем быть столь же терпимым к людям, не разделяющим его убеждений.

В присутствии детей ни в коем случае нельзя критиковать друг друга или унижать: в конечном итоге это подрывает авторитет обоих родителей.

Вообще, родители должны быть очень осторожны в разговорах при детях. Некоторые думают: маленькие, все равно не поймут. Но ребенок, даже не понимая умом, внутренним чутьем схватывает суть разговора, и это дает нежелательный толчок его мыслям. Таким образом можно повредить душе ребенка или вызвать с его стороны вопросы, на которые трудно будет ответить. Лучше не обсуждать некоторых тем при детях, избегать при них насмешек над людьми, не проявлять неуважения к тому, что для ребенка свято, например, лучше не критиковать учителей, духовенство и т.п. Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, — сказал Христос, — тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской (Мф. 18, 6).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *