Как стать сатаной?

Всего пару недель назад духовник кряшенских приходов Татарстанской митрополии рассказывал об атеизме, татаризации прихожан и «уходе с миром»

Насколько в Татарстане созданы условиях для развития кряшенской веры, культуры. Хотелось бы вам, чтобы по каким-то направлениям работа шла более интенсивно?Накануне на 63-м году жизни скончался благочинный кряшенских приходов Казанской епархии, протоиерей Павел Павлов. Так получилось, что его недавнее интервью «БИЗНЕС Online», вызвавшее серьезный резонанс среди читателей, оказалось последним для отца Павла, который не скрывал, что долгое время боролся с тяжелым недугом. Наша редакция решила, что лучший способ почтить память доброго пастыря — это напомнить аудитории о разговоре с мудрым многолетним настоятелем Тихвинского храма.

«К КРЯШЕНАМ ВЕРА ПРИШЛА НЕ ЧЕРЕЗ КНЯЗЯ, А ЧЕРЕЗ МИССИОНЕРОВ, ЧЕРЕЗ АПОСТОЛОВ»

— Павел әти (именно так обращаются кряшены к священникам — прим. ред.), наше интервью выходит в День Крещения Руси. А что этот праздник значит для православных кряшен?

— Вы знаете, есть такое священное предание и даже конкретный день, когда община и люди, которые в нее входили, были участниками этого события. Крестился князь Владимир, крестились высокопоставленные вельможи, славянская знать. Церковь с этим считается, а иначе откуда бы мы знали, что русской православной церкви более тысячи лет? Вот есть эта дата — 15 июля по юлианскому календарю, 28 июля по григорианскому.

Но что представлял собой славянский мир 10 веков назад? Это было одно из племен, выживавшее и только пробивавшее себе дорогу к славе. Тем не менее у этого племени, а потом у народа, в генетической, исторической и даже в литературной памяти это сохранилось, князь крестился и сказал: «Кто мне друг, тот пойдет за мной». Потому что князь Владимир в данном случае выступал как отец. Другое дело, что он не может выступать в роли отца к инородцам, для них он может быть только опекуном. Рассказывать о вере, показывать ее красоту. Однако в любом случае для славянского мира День Крещения Руси — это огромное событие.

— А для тюркского мира в целом и кряшен в частности?

— Для кряшен… В нашем случае не крещение князя Владимира имеет значение, а работы миссий, которые приходили сюда еще с VII века, во времена булгарских князей, из Антиоха (город в Древней Сирии, один из центров христианства, сейчас турецкая Антакья — прим. ред.) и из Константинополя. Причем это были официальные миссии, я не говорю о раскольниках, которые бежали от преследования, о монофелитах, монофизитах и прочих, они тоже создавали вокруг себя более или менее древние общины. Но я говорю о православных миссиях, которые имели конкретные адрес и цель — откуда они пришли, с какой задачей. И целью было не завоевание территории, а желание привести людей к богу, в данном случае к Христу.

— Вы хотите сказать, что кряшены приняли православие раньше, чем крестили славян? Существуют две основные версии происхождения кряшен. Одни считают, что они появились после захвата Иваном Грозным Казани в 1552 году, и это татары, которые раньше были мусульманами. Другие придерживаются мнения, что кряшены приняли христианство еще при булгарах.

— Я второго мнения и придерживаюсь, потому что есть исторические книги, особенно тех специалистов, которые занимаются Востоком, Древней Сирией, сирийским православием, и в их работах все это ясно прослеживается. Если бы это было просто мое мнение, то оно ничего бы не значило, но об этом говорят крупные ученые. Да, приходили сюда на камскую землю…

Церковь не может быть не апостольской, то есть всегда должны быть те, кто проповедует идеи и ценности. У любого народа есть свои апостолы. Вот и к кряшенам вера пришла не через князя, а через миссионеров, через апостолов, через посланников. Вот церковь, допустим, кого-то рекомендует… К тем же славянам приходили, например, Кирилл и Мефодий, и к нам приходили.

Да, у нас, может быть, растянулось на долгие века, потому что ни с кем не сравнишь деятельность Николая Ильминского (русский востоковед, педагог-миссионер — прим. ред.), который в XIХ веке со своей группой и с святителем Макарием Невским сделал для кряшен, для Казанского края в деле христианизации так много, что эта работа дала такой стержень крепкий.

«ЕСЛИ НАШ ЯЗЫК ИЗ САКРАЛЬНОГО ПРЕВРАТИТСЯ В БЫТОВОЙ, ПРОФАННЫЙ, ТО ОТ НЕГО НИЧЕГО НЕ ОСТАНЕТСЯ»

— Противники теории происхождения кряшен, которой придерживаетесь и вы, вспоминают что вся религиозная кряшенская терминология имеет исламскую основу. Бог — Аллах, ангелы — это пирешта, производное от «фәрештә».

— Аллах — ведь даже не арабское имя, оно, скорее всего, еврейское, общее Эль. Тем более Элохим — это множественное число. Потом, учитывая, что к нам это пришло из Сирии, а сирийские христиане на нашем же языке почти и говорили: «Элохим, что же ты оставил меня…» Очень похоже было, что корни-то одни, а «пирешта» — это персидское слово.

— И тем не менее отличия кряшенского языка от татарского очень незначительные. Например, «звезда» — не «йолдыз», а «жондыз»…

— Здесь не об орфографии идет речь, у нас ведь все имена под греческим даны , мы говорим: «Иисус Христос», — а не «Гайся». И не «Ибрахим», а «Авраам».

— А кряшен в принципе можно назвать религиозным народом? Что по этому поводу говорит история?

— Религиозный, религиозный. И это не я так считаю, так считают специалисты, такие как архиепископ Андрей Ухтомский — очень крупный специалист по миссионерской деятельности. Он считал, что среди поволжских народов кряшены — глубоко религиозный народ. Чичерина — известная путешественница — также отмечала в своих записях, что религиозность кряшен на порядок выше, чем у удмуртов, например. Я сам встречался с удмуртскими батюшками, они говорили, что удмурты больше понимают по-кряшенски, чем на своем родном удмуртском языке.

— А сейчас продолжает ли православие оставаться важнейшим элементом идентичности вашего народа?

— Конечно, религия — везде. Даже возьмем грузинские племена: там в результате того, что страна находилась под властью Османской империи, образовались так называемые аджарцы. А какая разница между грузинами и аджарцами? Только религия!

— Гаяз Исхаки предсказал 100 лет назад, что через 200 лет татар может уже не быть. Кряшенам это не грозит?

— Нет таких опасений, потому что в русской православной церкви и на это обратили внимание — это многоязычная церковь, и наряду с церковнославянским здесь употребляются и языки местных племен. На Алтае, допустим, алтайский язык, якуты говорят на якутском, чуваши — на чувашском, а кряшены — на кряшенском. У нас в этом плане к тебе никто не будет лезть с вопросом: а на каком языке ты должен служить? Другое дело, если из этих народов никто не будет собираться к алтарю и не приносить свои молитвы на родном языке…

— То есть обрусение паствы все-таки чувствуется?

— Даже не обрусение, а скорее люди больше обращаются в татарскую среду. Теряют особенности нашего употребления. Если наш язык из языка сакрального превратится в бытовой, профанный, базарный язык, то от него ничего не останется.

«ЕСЛИ БЫ БЫЛИ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СВЯЩЕННИКОВ, МОЖНО БЫЛО БЫ ГОТОВИТЬ ПЕВЦОВ, ЧТЕЦОВ»

— Насколько в Татарстане созданы условия для развития кряшенской веры, культуры. Хотелось бы вам, чтобы по каким-то направлениям работа шла более интенсивно?

— Для того, чтобы мы как приход существовали, у нас все условия есть. Служить есть где, у нас больше 30 храмов, даже священников не хватает. Если бы были условия для подготовки священников, можно было бы готовить певцов, чтецов. Но надо заниматься этим, а так все есть. Каких-то особых условий ждать откуда-то не надо.

— Знаю, что есть проблема: нет священников, владеющих кряшенским церковным языком. Вынуждены в кряшенских приходах привлекать к работе попов, кто более-менее знает татарский.

— Проблема есть, конечно. Ведь любую интеллигенцию же надо воспитывать, начиная с семьи, со школы. Вот до революции была своя школа, она давала воспитанников в центральную кряшенскую школу, а оттуда они выходили либо учителями, либо священниками. А сейчас этого звена нет, по крайней мере у кряшен оно отсутствует.

— Какие у вас взаимоотношения с довольно активной кряшенской общиной Татарстана?

— Нормальные, но у нас нет общих мероприятий. Мы сами по себе проводим, они — сами по себе. В этом году, например, мы отпраздновали 150-летие нашей общины в Казани. Ей, начиная с Ильминского и отца Макария, действительно, уже полтора столетия стукнуло. Они пришли, поинтересовались, но никто не выступал. Даже не пришли из ИЯЛИ, хотя они же занимаются историей кряшен, нагайбаков…

— Нагайбаки, по-вашему, тоже кряшены?

— Кряшены, они себя и считают кряшенами, просто у них и второе имя сохранилось по месту расположения крепости. Это казачье сословие кряшен.

— Как вы относитесь к Питрау, в народе больше известному как «кряшенский Сабантуй»? На днях известный артист Виталий Агапов заявил, что это светский праздник, на котором не место священнослужителям.

— У нас же два центра кряшенских, религиозный и светский, они тут рядом. Проблема в том, кто кого ведет. Они плачутся: «Что будет, если кряшены потеряют свой татарский язык?..» А мы об этом не плачем. Просто каждый имеет свою задачу, поэтому они и считают, что Питрау — их праздник, светский. Но, если в глубь посмотреть, Петров день связан все-таки с религией. Это же день смерти апостола, первого признанного ученика Иисуса Христа, поэтому и Питрау көне.

— Скоро нас ожидает всероссийская перепись населения, в Татарстане довольно распространено мнение, что выделение кряшен как отдельной этнической группы — это попытка разделения татар и уменьшения их численности. Что вы думаете об этом?

— Я придерживаюсь того, что мы все из булгар. От них отпочковались и чуваши, и кряшены, и татары. И финно-угры частично были связаны с булгарскими племенами. Что-то сохранилось, что-то не сохранилось. По языку булгары были ближе к чувашам, а по одежде, по культуре ближе к удмуртам. Это был непростой союз.

— Вы себя считает булгаром?

— Отцы наши булгары, себя мы считаем кряшенами. Мы не татары, даже такой ученый, как этнограф Николай Воробьев, который изучал кряшен в XX веке, писал, что мы стали таковыми, минуя ислам. Татар все-таки создала исламская религия, объединив вокруг Корана. Разные народы причем, ведь там и кряшены есть среди татар, целыми деревнями переходили в исламскую веру, по 30 деревень в год. И русские переходили, и мордва, а чуваши и марийцы — это вообще повально. Здесь чисто исторические вопросы.

Я рос в то время, когда и отец у меня жив был, и мать; помню, как к нам обращались. Допустим, мы с работы идем, а там татар малае к отцу обращается: «Эй, дядяй, там». Отец остановится и говорит: «Какой я тебе дядяй, син бит татар». Если бы он еще правильно обращался, не «дядяй» сказал бы, а «агай»…. Потому что старшего ты должен звать агай, а энекәш — тот, кто меньше тебя по возрасту.

— Но бытовых конфликтов на этой почве, национально-религиозной, не было?

— Нет, даже если человек переходил в другую веру, многие об этом даже и не знали.

«…ПОТОМ ИЗ СТОРОЖА ПОЛКОВНИК СТАЛ СВЯЩЕННИКОМ: КОНЕЧНО, ЧЕЛОВЕК ЖЕ ГРАМОТНЫЙ, МОЖЕТ ПОТЯНУТЬ»

— С появлением митрополита Казанского и Татарстанского Феофана РПЦ все ярче себя проявляет в Татарстане. Владыка Феофан действительно такой крутой?

— О батюшке уж не говорят, что он «крутой»… Он искренний, как монах и как администратор, ищет, как больше принести. Это же не так просто, нужно не только быть начальником, но чтобы из этого вышла польза. Сейчас церковь как раз на это обращает внимание. Нынче время не разбрасывать, а собирать камни. Всех, кого можно объединить вокруг церкви, вокруг духовности, вокруг бога, нужно объединять. А чем можно объединить? Молитвой, любовью, добрыми делами. Я заболел, допустим, — мне помогли; кто-то заболел — тому помогли. Вот так мир идет, а церковь в этом плане свою социальную роль выполняет. Храмы, что строятся, не только за счет бюджета возводят; многие храмы — это благотворительность. Очень много меценатов и по сей день.

— Среди кряшен много меценатов?

— Есть, все наши храмы построены меценатами, кроме тех погоревших, — помните, была история с поджогами? Рустам Минниханов распорядился, чтобы эти храмы восстановить. А там из пяти пострадавших церквей большинство были кряшенские приходы.

— Среди самых известных меценатов-кряшен называют обычно главу «Ак Барс Холдинга» Ивана Егорова…

— Да, это так, но у него нет конкретного храма, а так он очень помогает. Кроме него, в селе Иванаево Рыбно-Слободского района есть один кряшен Баширов — строит церковь. В Кряш-Серде Николай Мухин был меценат, недавно умер…

— В целом, на ваш взгляд, как меняются роль и авторитет церкви в России? С одной стороны, ее традиционно называют среди тех социальных институтов, которым доверяют люди, с другой, много разговоров о роскошной жизни, которую ведут некоторые отцы церкви.

— Что там чужие деньги считать, если они есть. У кого их нет, у того их нет. Патриарх, к примеру, ведь на себя ничего не тратит: все, что он делает, — для церкви. Отец Дмитрий Смирнов говорил, что любая женская обитель хочет угодить патриарху своему тем, что шьет ему облачение и просто дарит. Что, патриарх Кирилл не должен в новом службу вести? Тем более сейчас такие возможности есть, компьютер все делает, всякие узоры на религиозную тему можно заказать…

— Охотно ли сейчас молодежь избирает церковь своим призванием?

— Я думаю, сейчас не очень охотно, сейчас нет такой героизации, что ли, когда священник был как учитель либо как такой подвижник или врач…

— В перестроечные времена многие тянулись в религию.

— Это было потому, что многих увольняли, люди стали никому не нужны, вот они и устраивались при церкви. Был у нас полковник, он командовал в Сибири военной группировкой, их расформировали, сюда приехал — никуда на работу не берут. Он устроился простым сторожем в церковь. Потом из сторожа полковник стал священником: конечно, человек же грамотный, может потянуть. Были времена, когда церковь могла воспользоваться их знаниями. Но не все смогли остаться в церкви.

«ТУДА 20 КИЛОМЕТРОВ ПЕШКОМ ИДЕШЬ, ОБРАТНО ПЕШКОМ — ТЕБЯ НИКТО НЕ ПОДБРОСИТ»

— Расскажите, как вы решили стать священником. Ведь это была эпоха развитого социализма, где для религии особого места не было.

— У нас в семье день всегда начинался с молитвы и кончался молитвой. Я себя не видел ни в какой иной роли. Помню, мы с отцом шли со службы, была Троица, или Жапрак-байрам, как у нас говорят, — участковый сделал замечание отцу, мол, ребенка к религии приобщаете, развращаете его. Отец сказал, что не считает это развращением, просто вместе в храм пошли. Туда 20 километров пешком идешь, обратно пешком — тебя никто не подбросит. Летом 10 километров из 20 можно доехать на трамвайчике водном. Мы так ходили на службу каждую субботу и воскресенье, ни одни выходные не пропускали. Ни буран, ни дождь не могли быть помехой.

— Это в назидание тем, кто, живя в Казани, жалуется, что не может к вам прийти в Старо-Татарскую слободу. Мол, далеко…

— Да, это так. А мы 20 километров ходили, считали, что это нормально, так и должно быть. Кто тебе в каждом дворе храм будет строить…

— Вы себя с детства видели именно кряшенским священником?

— Нет, в нашем приходе батюшка сам был чувашином, там и по-чувашски читали и пели, и на кряшенском, и на церковнославянском. Батюшка в этом плане был очень продвинутый. А так, что я буду кряшенским священником, таких мыслей не было. Я этого не понимал даже, а понял только, когда в семинарию поступил. Мне подарили образ Ильминского и говорят: вот, просветитель кряшен Ильминский. А я до этого даже не слышал о нем. С нами ведь никто просветительской работы не вел.

— Какой язык у вас был главным дома?

— По-русски мы даже в то время мало разговаривали. Даже с родителями. А в школу я ходил в русскую, у нас не было татарской. Я даже избегал татарской школы, мне казалось… Я всегда позиционировал себя как не татарина. Мне говорили: «Оставайся на ваш урок», — а я отвечал, что не татарин.

— Почему вы не захотели стать монахом, ведь считается, что тем самым человек больше посвящает себя богу?

— Желание было, наверное. Так сложилось, сейчас трудно сказать об этом. Потому что и обстоятельства так выстроились, и родители так хотели. У нас в семье патриархальное воспитание было. То, что скажет отец, то и выполняли.

— На какие деньги живет ваша церковь?

— Только на пожертвования — мы служим, ходим с тарелкой и собираем. Все это идет и на газ, и на содержание, на оплату. В некоторых церквях положение получше, у нас похуже.

— В русских церквях получше?

— Да, у нас похуже, потому что к нам только кряшены ходят. Один храм на весь город, добираться не так просто, а русские церкви ведь везде по городу. Это тоже имеет значение, не все до нас доезжают. К нам едут, скажем так, фанатичные кряшены.

— Много ли среди ваших прихожан тех, кто раньше был мусульманином, а потом принял христианство? Или, наоборот, кто-то из ваших прихожан перешел в ислам?

— Недавно мне одна кряшенская бабка про своего сына сказала, что он перешел в ислам. Что я мог ей сказать? Молись за него, он ведь крещенный человек, Ходай үзе акыл бирер, где лучше. Все-таки любой кеше өзли, где лучше. Бывают, девушки замуж за мусульман выходят. Я говорю, в этом вопросе должно быть понятие: в чем-то можно уступить, а в чем-то, наверное, не надо. Может быть, в вопросах веры нужно быть посерьезнее. Они говорят: «Нет, он меня любит». Так ведь женщины любят ушами. А потом начинается недопонимание, остается терпеть: а куда деваться? Сама же выбрала.

«ДАЖЕ ЕСЛИ ПОЛЬЗЫ ТЫ ОСОБОЙ НИКОМУ НЕ ПРИНЕС, ТО УЙТИ БЫ С МИРОМ»

— Батюшка, по-вашему, когда человек уходит из этого мира, что самое главное он оставляет после себя? И часто ли мы вспоминаем об этом в суете мирской жизни?

— Ничего не оставляет, потому что голым пришел, голым и уходишь отсюда. Если я буду думать, что моими плодами кто-то воспользуется… Хорошо, если воспользуются, а может быть, что и дети не воспользуются, а возможно, они даже пользу от этого не получат. Говорится ведь: «Помни, последняя твоя и во веки не согрешишь» («Язык кылмас өчен, үзеңнең күчү вакытын истә гел тот»). Самый страшный грех — это грех, который разлучает нас с богом. Язык аркасында син Ходайны жугалтырга можешь.

Даже если пользы ты особой никому не принес, то уйти бы с миром. Чтобы никто бы на тебя не обижался, чтобы врагов не было, чтобы с богом было такое отношение, как с отцом небесным. А вот западная цивилизация учит нас обратному — что и смерти нет вроде, и жить надо как будто так, что умирать не надо. Умер — закопали, а для чего тогда жил, и не понял даже. Вот это плохое состояние.

— На Западе сильны антиклерикальные настроения, в развитых странах число атеистов весьма высоко — скажем, в Швеции 85 процентов населения причисляют себя к безбожникам…

— Потому что западный христианский мир сейчас в глубоком кризисе. Всякие однополые браки распространены. Если ты в Европе хочешь сделать карьеру, то объяви только, мол, я родился такой — у меня склонность к однополым отношениям… И тогда ты моментально взлетишь. Всё сделают для твоего взлета, а это же против божеского закона: содомия, грех, который бог истребил через потоп, через серу. Ходай этого не терпит.

— Но ведь считается, что в странах с распространением протестантизма уровень жизни выше, чем в католических, тем более в православных странах.

— Протестанты, в отличие от православных, не признают тех, что ли, идеалов, о которых говорил Христос: «Блаженны нищие духом». «Ну, как ты можешь быть счастлив, когда у тебя ничего нет?» — думают они. Как так — ты плачешь, а счастлив… Протестантский мир этого не принимает. Само слово «протестантизм» —от «протест», это движение началось с бунта. Они взбунтовались на Библию, на Бога, на Христа и реформу провели, поэтому стараются любым методом стать успешным, добиться успеха. Но ты ведь все равно не сможешь стать успешным…

— То есть нельзя стремиться жить в хорошем доме, ездить на престижной машине?

— Стремиться можно, но это не главное.

— Владимир Познер заявил, что главной бедой России стало то, что она не выбрала протестантство. Сейчас была бы развитой страной…

— На тех, у кого бог Мамона, мы равняться не будем. Все-таки мы не должны стремиться к тому, чтобы обогащаться любыми путями — правдой или неправдой.

— Потому что за все придется держать ответ?

— Даже не потому, что за все нужно держать ответ: это ведь и опасно, не всякий человек может вынести. К примеру, скромный такой работяга — это одно состояние, а когда у меня все есть, тогда я могу сказать: «А зачем мне бог? У меня все есть, я и сам хороший». Вот к чему это все может привести. Поэтому в православии мы все-таки этого держимся: все пути, которые господь дал человеку, — это план, который мы должны реализовать. И не зря он дан.

«ИНОГДА НАС УПРЕКАЮТ ЛЮБИМЫЕ НАШИ ЖЕНЫ: «БОГ МЕНЯ ЛЮБИТ, А ТЫ МЕНЯ НЕ ЛЮБИШЬ…»

— Вы хотите сказать, что от богатства до безбожия всего один шаг?

— Да, именно так.

— А атеист может быть хорошим человеком?

— Атеист может быть порядочным человеком, но он никогда не будет святым. А что такое «святой»? С греческого переводится как внеземной, то есть не дорожит земными понятиями. Ну как Иоанн Кронштадтский — ему утром принесли облачения, какой-то бай пожалел его и решил подарить; смотрит — а уже вечером отец Иоанн опять в старом. Он уже кому-то подарил его. Вот такой должен быть человек — не прилепляться ни к чему материальному, потому что материальные вещи потом становятся твоими хозяевами. Они начинают тобой командовать. Сколько, допустим, мне ложек сахара в чай положить — а уже рецепторы требуют повкуснее… Уже командуют, а так не должно быть.

Эго командует, а церковь как-то ограждает, ограничивает страсти, с ними борется через покаяние, через исповедь.

— А можно победить страсти?

— Своими силами нет, можно только с божьей помощью. И то это дается не всем.

— Еще говорят, что бог отвернулся от России.

— Нет, бог никогда ни от кого не отворачивается. Ни от России, ни от Запада, даже сомалийцев бог не оставил. Одно дело, что спрос будет разный. Если у тебя религия шаманская, то что с тебя спросить-то.

— Есть у вас свой секрет счастья?

— Человеку многого не надо — нормальная семья, дети, служба, работа любимая. Вроде совсем немного надо, но это должно быть настоящее. Иногда нас упрекают любимые наши жены: «Бог меня любит, а ты меня не любишь…» А я хочу ответить: «Я больше Бога люблю, чем тебя». Ну обман же? Нет, конечно. Но любовь — это не каждый день цветы дарить. Это какой-то своей частичкой жертвовать для нее, внимание оказать, вовремя позвонить, что ты на работе задержался, сказать об этом: «Я останусь, ты не беспокойся». Из таких вот мелочей складывается счастье настоящее.

— А любить надо все-таки больше Бога?

— Да, но у нас это не получится…

— Можете назвать для себя главную проблему на данный момент?

— Проблем особых нет, а если и есть, то не считаю, что их надо озвучивать. Если же говорить о приходе, то его состояние зависит от того, какой батюшка: если он деятельный, то люди будут приходить.

Добавить «БИЗНЕС Online» в избранное Яндекс.Новости Подписаться на нас в Яндекс.Дзен Читать полную версию

ДОГОВОР С ДЬЯВОЛОМ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ

(попытка дискурсивно-юридического анализа)

М.Ф. Казанцев

Казанцев Михаил Федорович

кандидат юридических наук,

зав. отделом права Института философии и права

УрО РАН

Феномен, именуемый как «договор (сделка, соглашение, контракт) с дьяволом (сатаной, чертом, шайтаном)», имеет давнюю историю. Сюжет о договоре человека с дьяволом относится к «вечным» сюжетам мировой литературы1. Достаточно вспомнить здесь хотя бы литературные версии о легендарном Фаусте (прежде всего, Гете, но не только его) и некоторые современные произведения беллетристики2 и кино3.

Однако, договор с дьяволом — не только литературное явление. Он, увы, имеет отношение к бытию людей. Расцвет договора с дьяволом как явления реальной жизни приходится на средние века — период наибольшей активности инквизиции (если можно назвать расцветом договоров с дьяволом наиболее зловещие формы их проявления). Именно средние века печально известны многочисленными процессами колдунов и ведьм, где договоры с дьяволом образовывали главный состав преступления.

Средневековые трактаты теоретиков и практиков охоты на ведьм4, а также более поздние и современные труды по демонологии5 позволяют составить представление о договоре с дьяволом. Последний заключался ведьмой (колдуном, магом, гадателем) или обыкновенным человеком (с одной стороны) и дьяволом (с другой стороны) и предусматривал, что дьявол давал человеку все, что тот пожелает, а человек взамен отдавал дьяволу свою душу, иными словами отрекался от Господа и своего крещения и обязался служить дьяволу. Суть договора с дьяволом,

можно сказать, состоит в возмездной уступке (продаже) человеком своей души дьяволу.

Договор с дьяволом заключался в устной или письменной форме, причем письменный договор с дьяволом излагался на чистом пергаменте кровью6. До нас дошли образы письменных договоров с дьяволом, например, следующий:

«Я, патер Лоис, отрекаюсь от всех и каждого духовных и телесных благ, какие мне могли бы быть даны и ниспосланы от Бога, от Девы и от всех святых, а в особенности от моего покровителя Иоанна Крестителя, и от святых апостолов Петра и Павла, и от святого Франциска. Тебе же, Люцифер, коего я вижу и лицезрею перед собою, я отдаю себя со всеми добрыми делами, которые я буду творить, за исключением благодати Святых Тайн, из сострадания к тем, кому я буду оные преподавать, и сего ради я все сие подписываю и свидетельствую».

Процитированный договор, заключенный патером Лоисом Гофриди был напечатан в книге «De va vocation des magiciennes» (О призвании колдунов и колдуний), изданной в Париже, в 1623 году.7

Изложенное, думаю, позволяет составить самое общее предварительное представление о феномене, именуемом договором с дьяволом. Этот феномен настолько необычен, что заставляет усомниться в своей реальности. Поэтому уместно задаться вопросом, а какова природа этого феномена. Можно ли договор с дьяволом считать договором (в строгом смысле), а если можно, то имел (имеет) ли он юридический характер. Ответ на этот вопрос (точнее вопросы) и призван дать дискурсивно-юридический анализ договора с дьяволом, попытка которого следует ниже.

Для ответа на вопрос о том, является ли нечто, называемое «договором с дьяволом» договором, необходимо, прежде всего, обратиться к общей теории договора. Именно к общей теории, поскольку знания одного юридического аспекта договора мало. К слову, правоведение в целом и цивилистика, в частности, сами нуждаются в общей теории договора, потому как без них они не могут в достаточной мере полно выявить природу, соответственно, правового (юридического) договора вообще и гражданско-правового договора в частности. Об этом приходится говорить, поскольку для большинства (даже, пожалуй, для подавляющего большинства) юристов договор мыслится как явление сугубо юридическое, притом представленное только такими традиционными, привычными видами правовых договоров как гражданско-правовой, трудовой и международно-правовой.

Г\Вм85ВВ*>? //1

шЩрсш

Основные (исходные) положения общей теории договора, которые важны для определения природы договора с дьяволом сводятся к следующим.

Родовым понятием по отношению к договору вообще (т.е. к договору в самом широком значении) выступает понятие акта (волевого акта). Последний можно определить следующим образом. Акт (волевой акт) — это воля субъекта (субъектов), которая выражена вовне в объективированной форме и имеет определенную цель.

Акты (волевые акты) в зависимости от состава лиц, совершающих акт и являющихся участниками регулируемых им отношений, подразделяются на односторонние акты и двух- или м но го с то ро нн ие акты , кото р ы е и являются договорами. Односторонний акт — это акт, совершенный одним субъектом (или несколькими субъектами, выступающими как одна сторона) и выражающий его (их) одностороннюю волю. Договор — это акт, с о в е рш е нны й (з аключе нн ый) двумя или более лицами (сторонами), выражающий их согласованную волю и направленный на регулирование их отношений (поведения).

Договоры (вообще) в зависимости от наличия или отсутствия у них юридического характера подразделяются на правовые (юридические)8 договоры и неправовые (неюридические)9 договоры. Правовой договор — это договор, направленный на регулирование правовых отношений (поведения) заключивших его субъектов и обе спечиваемый возможностью государственного принуждения. Неправовой договор — это договор, направленный на регулирование неправовых отношений (поведения) заключивших его субъектов и не обеспечиваемый возможностью государственного принуждения.

Повседневная жизнь людей, деятельность органов власти, должностных лиц, политических партий, иных общественных образований пронизана многочисленными договорами (соглашениями) как юридического, так и неюридического характера. Причем в количественном плане неправовые договоры едва ли не доминируют над правовыми. Неправовые договоры могут быть подразделены (среди прочих, разумеется, оснований) в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они регулируют отношения (поведение) заключивших их субъектов. При делении неправовых договоров по сфере общественной жизни из их числа можно, в частности, выделить политиче ские неправовые договоры, бытовые неправовые договоры, производственные неправовые договоры. Приведенное деление не претендует на строгую научную классификацию неправовых договоров. Скорее, это иллюстративный, притом неполный перечень неправовых договоров, помогающий получить представление об этой группе договоров.

Договор, договорное регулирование обладают большой социальной, поистине цивилизационной, ценностью. Договор является средством социального в з аи м од е й с тв и я м е ж д у л юд ь м и , с р е д с тв о м автономного саморегулирования отношений между ними. И с договором неразрывно связаны такие ценности, как свобода, демократия, гражданское общество, права человека.

Опираясь на изложенные узловые положения общей теории договора, далее следует установить наличие признаков договора у феномена, называемого договором с дьяволом.

У договора должны быть как минимум две стороны. У договора с дьяволом две стороны как будто есть — человек и дьявол (во всех своих проявлениях). Однако, стороной может быть такой субъект, который способен совершить волевой акт, т.е. субъект, обладающий реальной волей и могущий выразить эту волю вовне в объективированной форме. Иными словами, стороной договора может быть реальный социальный субъект (совокупность субъектов). Человек, бесспорно, является реальным социальным субъектом, способным совершить волевой акт, в объективированной вовне форме. А дьявол? По утверждению энциклопедий (сам я не берусь «дефинировать» этого субъекта) дьявол — это злой дух, противостоящий Богу, главный символ трансцендентного высшего зла10. Стало быть, дьявол, если и субъект, то субъект не реальный, мифический, не обладающий волей, а следовательно, и не способный к заключению договоров и совершению каких-либо волевых актов вообще.

Таким образом, дьявол не может выступать в качестве реальной стороны договора. А коль скоро это так, то и договор с дьяволом в целом не может рассматриваться как реальный договор. В лучшем случае договор с дьяволом можно воспринимать как некий мифический договор, как явление, в котором конструкция договора используется как образная фигура, с помощью которой раскрывается тема предательства Бога.

Но е сли договор с дьяволом не реальный, а мифический договор (а при строгом подходе к договору — вообще не договор), то он — договор с дьяволом, не может иметь и юридического характера, а если говорить более точным языком — не может квалифицироваться как юридический договор. С современных позиций это действительно так.

Однако, не все так просто, если проблему рассматривать в контексте представлений о договоре с дьяволом, существовавших в средние века в период практического использования договора с дьяволом, когда договоры с дьяволом, считались юридической реальностью и ложились в основу обвинения на процессах колдунов и ведьм. Договоры с дьяволом, таким образом, подпадали под юридическую

инквизицию. К середине второго тысячелетия сложилось, можно сказать, целое учение о договоре с дьяволом, к которому (учению) были причастны, например, Святой Августин и Фома Аквинский. Это учение наряду с практическими трактатами об охоте на ведьм (например, трактатом Бинесфельда) составной частью вышла в церковную юриспруденцию.

В средневековье к договору с дьяволом относились более чем серьезно, причем именно в юридическом контексте. В 1398 г. Парижский университет офицально утвердил теорию, согласно которой колдовство обязательно предполагало заключение договора с дьяволом11. Обвиняемому в колдовстве предлагалось подписать подготовленный инквизитором договор с дьяволом. Если обвиняемый подписывал договор, последний служил бесспорным доказательством виновности обвиняемого. Если не подписывал, пытки продолжались до подписания договора или смерти обвиняемого. Подписание в ходе инквизиции процессов договоры с дьяволом имели форму реальных письменных документов, похожих по стилю на обычные договоры между купцами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этой связи характерен нижеследующий текст договора между дворянином (рыцарем) из Пинерроля и дьяволом, заключенный в 1676 г., и на основании которого упомянутый дворянин был осужден12:

1. Люцифер, ты обязан немедленно доставить мне 100000 фунтов золотом!

2. Ты будешь доставлять ко мне в первый вторник каждого месяца 1000 фунтов.

3. Ты будешь приносить мне золото в монетах, находящихся в обращении, такого качества, чтобы не только я, но и все те, кому я захочу дать немного, могли использовать их.

4. Вышеупомянутое золото не должно быть фальшивым, не должно исчезать при передаче в другие руки или превращаться в камень или уголья.

5. Если я буду нуждаться в значительной сумме денег, независимо от времени или предназначения, ты обязан указать мне тайные или спрятанные сокровища.

6. Ты обязан не причинить никакого вреда моему телу и моим конечностям и не делать ничего для ослабления моего здоровья, но охранять меня от человеческих болезней и повреждений в течение пятидесяти лет.

7. Если же, несмотря на мои ожидания, я окажусь больным, ты обязан обеспечивать меня проверенным лекарством, чтобы помочь мне восстановить мое прежнее хорошее самочувствие так быстро, как это только возможно.

8. Наше соглашение начинается с этого дня… в году 1676 и заканчивается в тот же самый день в 1727.

9. Когда мое время окончательно выйдет, ты обязан позволить мне умереть, как и всем остальным людям, без всякого стыда или бесчестия, и позволить

быть достойно похороненным.

10. Ты обязан заставить меня быть любимым и принятым королем и всеми аристократами, так, чтобы я мог быть всегда уверен в доброжелательном расположении и привязанности, и чтобы все соглашались без вопросов с тем, что я могу пожелать от них.

11. Ты обязан переносить меня (и любого другого), не нанося повреждений, во все концы мира, туда, куда я пожелаю, независимо от того, как велико это расстояние.

12. Ты обязан защищать меня от всякого вреда, причиняемого бомбами, огнестрельным и любым другим оружием, чтобы ничто не могло поразить меня и повредить мое тело или конечности.

13. Ты обязан помогать мне в моих отношениях с королем и помогать мне одерживать верх над моими личными врагами.

14. Ты обязан предоставить мне волшебное кольцо, чтобы я мог надеть его на палец и стать невидимым и неуязвимым.

15. Ты обязан предоставлять мне правдивую и всестороннюю информацию, без искажения или двусмысленности, по каждому вопросу, о котором я тебя спрошу.

16. Ты должен заблаговременно предупреждать о любом секретном договоре против меня, и предоставить мне способы и средства, чтобы расстроить эти замыслы и свести их на нет.

17. Ты обязан научить меня тем языкам, какие я пожелаю выучить, так, чтобы я мог читать, разговаривать и высказываться так совершенно, как будто я владел ими с детства.

18. Ты обязан наделить меня здравым смыслом, пониманием и умом, так, чтобы я мог обсуждать все проблемы логически и мог дать обоснованное суждение о них.

19. Ты обязан защищать меня и присматривать за мной во всех заседаниях суда и совещаниях у короля, епископа или папы, перед которыми я могу предстать.

20. Ты должен защищать меня и мое добро от повреждений, неважно; домашних или иностранных, от воров и от вреда.

21. Мне должно быть позволено вести мою общественную жизнь как добропорядочному христианину и беспрепятственно посещать церковную службу.

22. Ты обязан научить меня, как приготовлять лекарства и правильно их использовать и применять в должных количествах и дозах.

23. В случае сражения или битвы, если я буду атакован и подвергнусь нападению, ты должен принять вызов за меня и обеспечить помощь и поддержку против всех врагов.

24. Ты обязан помешать любому, неважно кем он является, узнать о нашем союзе и соглашении.

25. Так часто, как я пожелаю твоего присутствия, ты должен появиться передо мной в милом и

жгурс Ли

эссе

приятном облике и никогда в пугающем или ужасающем обличьи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Ты должен проследить, чтобы все выполняли мои распоряжения.

27. Ты должен обещать мне и связать себя обещанием сохранять нерасторжимыми эти пункты и усердно исполнять каждый из них. Если ты проявишь неподчинение даже в незначительной степени или проявишь любое пренебрежение, тогда этот договор и союз аннулируются и навсегда лишаются силы.

28. В обмен на вышеупомянутые обещания я клянусь и обещаю предоставить в твое распоряжение несколько мужчин и женщин. Кроме того, я отрекаюсь от Господа, самой Святой Троицы; я полностью отрекаюсь от обетов, данных ради меня при крещении и подчиняюсь тебе полностью телом и душой, вечно и навсегда.

Еще более любопытен договор между отцом Урбеном Грандье и дьяволом, представленный на состоявшемся в 1634 г. суде в Лудене как доказательство виновности Урбена Грандье в колдовстве. Этот договор дошел до нас в подлиннике, изображение и текст которого имеются в книге Р.Х. Робинса «Энциклопедия колдовства и демонологии» и воспроизводятся здесь13.

Изображенный текст представляет собой часть договора, отражающую обязательства группы дьяволов во главе с Люцифером. Он написан справа налево на сокращенной латыни. В переводе на русский этот текст выглядит следующим образом:

Мы, всемогущий Люцифер, сопровождаемый Сатаной, Вельзевулом, Лефиафо-ном, Астаротом и другими, сегодня заключаем договор о союзе с Урбеном Грандье, который теперь находится с

нами. И мы обещаем ему любовь женщин, цветы девственности, милость монахинь, всемирные почести, удовольствия и богатства. Он будет вступать во внебрачные связи каждые три дня; увлечения будут приятны для него. Он будет приносить нам раз в год дань, отмеченную его кровью; он будет попирать ногами реликвии церкви и молиться за нас. Благодаря действию этого договора он проживет счастливо двадцать лет на земле среди людей и, наконец, придет к нам, понося Господа. Дано в аду, на совете дьяволов.

Сатана, Вельзевул, Люцифер, Элими, Лефиан, Астарот. Заверяю подписи и отметку главного дьявола, и моих хозяев, князей преисподней. В углу подпись Баалберита, писаря.

Перевод на русский язык части договора, содержащей обязательства Урбена Грандье, таков:

Договор с дьяволом Урбена Грандье. Мой хозяин и господин Люцифер, я признаю тебя как моего Господа и князя и обещаю служить и подчиняться тебе в течение всей моей жизни. И я отрекаюсь от другого Господа, от Иисуса Христа, всех святых, апостольской и католической церкви, всех святых таинств, молитв и обращений, благодаря которым правоверные могут повлиять на меня. И я обещаю тебе, что я буду совершать столько зла, сколько я смогу, и что я приведу всех к совершению зла. Я отрекаюсь от помазания, крещения, всех милостей Иисуса Христа и его святых. И если я не смогу служить и поклоняться тебе, и если я не буду воздавать тебе дань трижды в день, я отдам тебе мою жизнь в собственность. Совершено в такой-то день и год. Урбен Грандье. Извлечено из ада.

Процитированный выше договор с дьяволом послужил единственным доказательством вины Урбена Грандье, который был осужден и сожжен заживо в 1634 году.

Сейчас, в начале третьего тысячелетия можно сомневаться в подлинности текстов договоров с дьяволом, подобным тем, что были приведены выше (это суждение не распространяется на подписи дьяволов, неподлинность которых, конечно, бесспорна). Можно сомневаться в юридической силе договоров с дьяволом, если они подписаны собственноручно жертвами инквизиции и даже быть уверенными в ничтожности таких договоров. Но тогда во времена инквизиции было другое правосознание и договоры с дьяволом воспринимались как вполне юридические документы, влекущие самые серьезные последствия. И судьба Урбена Гранье — тому подтверждение.

В завершение предпринятой попытки дискурсивно-юридического анализа договора с дьяволом можно сделать следующий вывод. Договор с дьяволом нельзя признать реальным договором, как в общем, так и в юридическом смысле. Это мифический договор, т.е. договор, не выражающий реальной воли реальных субъектов, иными словами это явление, лишь внешне

имеющее конструкцию договора. Эта конструкция в средние века использовалась для обвинения колдунов и ведьм и воспринималась сообразно правосознанию того времени как договор с дьяволом, имеющий юридическое значение. В наше время договор с дьяволом используется также в качестве конструкции (эмоционально-образной фигуры) с помощью которой описываются неблаговидные деяния, поступки, мысли как точки зрения веры (греховные деяния), так и с точки зрения морали, доброй совести (договоры, сделки с совестью, сделки с самим собой и т.п.).

1. См., напр. об этом: Журавель О.Д. Сюжет о договоре человека с дьяволом в древнерусской литературе.

— Новосибирск: Сибирский хронограф, 1996. — 236 с.

2. См., напр.: Незнанский Ф. Договор с дьяволом. — М.: АСТ, Олимп, 2001. — 384 с.; Поттер П. Договор с дьяволом / Пер. с англ. Н. Петровой.

— М., 2001. — 352 с.; Бенцони Ж. Сделка с дьяволом. — М.: Эксмо — Пресс, 2000.

— 416 с.; Лейтон Э. Сделка с дьяволом: Роман / Пер. с англ. В.Ю. Степанова.

— М.: АСТ, 2003. — 320 с.

3. Например, художественный фильм «Сделка с дьяволом» (режиссер Ренни Харлин, США, 2006 г., 97 мин.).

4. Основным и самым мрачным трудом по демонологии считается «Молот ведьм» Якова Шпренгера и Генриха Инститориса, вышедший в 1486 г. и десятки раз переиздававшиеся в последующие два века. Этот трактат объединял древние легенды о черной магии с церковной догмой о ереси и служил практическим руководством по охоте за ведьмами. Текст «Молота ведьм» (2-е изд., М., Издательство СП «Интербук», 1990) можно отыскать в недрах Интернета.

5. См., напр.: Роббинс Р.Х. Энциклопедия колдовства и демонологии. — М.: Локид — Миф, 1996. — 560 с.

6. Здесь и далее в подобных случаях следует

отличать сложившееся представление о договоре с дьяволом, приводимые автором для пояснения существа таких «договоров», от собственной реальности договоров с дьяволом, которая последует несколько ниже.

7. Перевод договора приведен по: Орлов М.А. История сношений человека с Дьяволом. — СПб., 1904.

8. Указание в скобках термина «юридические» (опускаемого далее), помимо основного термина

«правовые», не лишне, так как преследует цель исключить из смыслового диапазона термина «правовые» значение «морально-правовые».

9. Термин «неправовой договор» взят как основной, чтобы соблюсти терминологическое единство понятийного ряда: неправовой договор — правовой договор — гражданско-правовой договор, хотя термин «неюридический договор» сам по себе в качестве основного был бы предпочтительнее, поскольку в большей степени, чем термин «неправовой договор» препятствует смешению последних с незаконными, противоправными договорами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. См., напр.: Большая советская энциклопедия. — М.: сов. Энциклопедия. — Т. 8.

— 1972. — С. 566; Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. — М.: Инфра-М, весь Мир, 2001. — Т. 9.

— С. 17; Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия / Под ред. В.Л. Телицина. — 3-е изд. — М.: Локиа -Пресс, 2005.

Аудио

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев.
– Тема сегодняшней встречи сложна, интересна: может ли человек победить дьявола. Когда мы говорим о победе, то наверняка можно говорить и о борьбе, о процессе. Мы знаем об этом из Священного Писания, из апостольских посланий, много размышлений у святых отцов на эту тему. Более того, мы можем вспомнить Средневековье как время особой борьбы, когда, казалось, врага искали буквально в каждом человеке, изгоняли его из людей с помощью огня и пыток. У меня возникает вопрос – насколько эта борьба остра до сих пор или мы уже можем говорить о какой-то победе над врагом?

– Вопрос интересный и очень глубокий. Наверное, нужно начать с того, кто начал эту войну. Мы прекрасно помним слова Федора Михайловича Достоевского о том, что дьявол борется с Богом, а место борьбы – наше сердце. И, конечно, нужно вспомнить о том, кто начал эту войну, чтобы понять, стоит ли вообще воевать, ведь люди, которые воюют, понимают и врага, и на какой линии фронта они находятся: кто на передовой, кто подальше, кто в разведке. «На войне как на войне» – пели французы. Здесь бы хотелось сначала коснуться родословной этого существа (назовем его так, потому что у него нет имени). Мы не знаем имени сатаны.

– Лжец, обманщик.

– Да. Отец лжи, обманщик. Много таких негативных козырей к нему приклеилось. Но вспомним все-таки, что это творение Божие, и мы помним первый день творения, когда Господь сотворил небо и землю. Апологеты нам говорят, что небо – это как раз тот ангельский мир, который сотворил Бог как бы для расстановки сил. Не для того, что Богу нужно помогать; Он Всемогущ. Но ангелы – это первые существа, сотворенные Богом; со свободой, с выбором воли. И одно из первых творений Бога – как раз этот ангел (можно назвать его Денницей утренней зари: много есть поэтических образов в его адрес). Люцифер – если на латинском языке. То есть «светоносный». Это говорит о многом, о его бывшей красоте, его могуществе.

В одном из апокрифов есть такой момент: почему же он пал? Ведь он был на служении у Бога, при хорошем положении. Рассыпал звезды – как горошины… И вдруг такое сильное падение! Что же повлияло на такое резкое изменение его отношения к Богу? Человек, собранный из пыли, грязи (из чего угодно, можно сказать), был сотворен по образу и подобию Божию. И введен во вселенную. Перед ним должны были поклониться и служить ему ангелы, помощники…

– И вот тут гордыня, зависть, нелюбовь…

– И первые нотки этого оркестра, как раз первый грех, который был совершен на небесах, – это падение ангела. Он не захотел подчиняться, потому что сказал: «Я бог!»

Он не захотел поклоняться образу Божию в человеке. И вот теперь уже начинается разворот действа, начинается война. Но самое интересное то, что ангел хоть и пал, но не был заключен в темницу, у него оставалась свободная воля. Если мы помним Писание о праведном Иове, то он даже приходит на собрание, он тоже берет слово. Он свободен. Он даже во зле свободен. (Это удивительная любовь Божия к Своему творению.) Но он увидел человека и решил: «Зачем поклоняться ему? Скорее всего он мне поклонится». И в дальнейшем мы видим сцену из райского сада, когда он обманом, коварством и соблазном, разными способами, как отличный менеджер, предлагает Еве вообще-то даже не свой товар…

– …обещая, что они станут сразу богами.

– Да. То есть никаких проблем…

– никаких трудов.

– Никаких трудов. Вот вы уже боги. То есть здесь такой «менеджерский» подход очень хороший. Поэтому Ева склонилась перед этим выбором, и у нее включилась вот эта чувственность.

– Вопрос телезрителя Владимира из Воронежа: «Кто-то из святых сказал: когда молишься (наверное, Иисусовой молитвой), то негативный духовный мир как бы содрогается. Но если мы читаем молитву про себя или находясь в комнате, когда никто нас не слышит, как тангалашка может знать, что мы думаем, о чем молимся? И еще вопрос. Где-то я читал, что у отца архимандрита Германа на отчитке тангалашки больше всего боятся Причастия, креста; и молитва задержания для них тоже страшна».

– Сатана не знает наших мыслей. Он может присоединить прилог своих мыслей к нашим, ведь мысль – это энергия. Такое присоединение происходит. Если в этот момент человек чувствует, что помысел приходит не оттуда, то, конечно, у него еще есть возможность побороться с этим помыслом. Это либо Иисусова молитва, либо раскаяние, если он с этим помыслом уже поговорил, потому что любой разговор с сатаной не остается бесследным. Мы помним искушения Христа, помним искушения самого Адама, ведь это тоже падение. И здесь содрогается весь мир. Из чего соткан мир? Мы ведь видим только мир видимый. А духовный соткан из мыслей. Весь мир, конечно, соткан из любви Божией! Но наши мысли – это созидание или разрушение этого мира. А содрогается мир не от нашей молитвы, а от имени Иисуса Христа, перед Которым падают ниц и сатана, и все поднебесные силы. Они склонятся перед Ним. И об этом есть пророчество.

Поэтому произнесем имя Иисуса Христа – оно как огонь. Если чиркать кремнем, появляется огонечек, а если зажечь факел, можно уже идти с этим факелом – и это уже как непрестанная молитва. Как свеча от свечи зажигается светом, так происходит и оживотворение этого духовного мира. Мы-то в падшем мире еще находимся, во тьме, во власти князя мира сего, но власть эта надуманная, ее как таковой нет.

Но хотелось бы вернуться к падению человека. Ведь от этого и зависит ответ на вопрос, ибо эта война началась именно в раю. Вот этим хитрым приемом сатана вносит смерть в человеческую природу, потому что Бог не может отменить Свой приговор, Свой завет, который был не маленькой прописью прописан, думаю, а там было большими буквами написано: «Не вкушай – умрешь!» Огненными буквами. Почему согрешил Адам? Вот это тайна. Но мне больше всего нравится то, что Адам, поняв грех Евы, пошел с ней до конца, до гробовой доски. Любовь победила, и, может быть, это как-то смягчило приговор.

– Да, но до греха они еще не знали, что такое смерть. И потом, поняв, что такое смерть, они, наверное, вспомнили и о рае. Но ведь еще очень много у нас размышлений о том, насколько лукавый способен менять нашу жизнь. Мы часто это видим, и люди пишут об этом: вот я пришла в церковь, увидев демона. (Мы знаем, что кому-то нужно показать и это, увещевая его страхом.) Насколько враг может управлять нашей жизнью или все-таки это невозможно?

– Духовный мир открывается человеку по Промыслу Божию. Мы заключены в человеческую природу и отделены от духовного мира по любви Божией к нам. Мы бы не выдержали, увидев духовный мир как он есть. Бес очень страшен. Описания людей, которые видели его, показывают, что это просто ужас. Преподобный Серафим Саровский писал о том, что глядеть на него – смерти подобно. Если каким-то образом в нашей жизни проявилась эта темная сила, то это Промысл Божий о том, что только так и можно нас обратить за защитой. А к кому здесь обратиться? Только: «Господи, помоги!» И защита приходит моментально.

– Вопрос телезрителя Игоря из Москвы: «Когда поговоришь с некоторыми людьми, то вдруг понимаешь, что дьявол выбрал их своей мишенью. Как помочь людям избавиться от этого и может ли человек победить дьявола при помощи Бога?»

– Здесь можно так ответить. Когда вы входите в темную комнату и у вас в руках просто белое полотенце, как вы будете разгонять темноту в этой комнате? Просто размахивать полотенцем? Или все-таки включите свет? Тьма – это что? Ведь физических законов тьмы не существует. Тьмы не существует как таковой. Свет есть энергия, это волны и так далее. То есть количеством света можно измерить тьму. А если полная тьма – то это отсутствие света. Так и здесь: отсутствие света и есть присутствие дьявола в нашей жизни. Если в нас нет света, то, наверное, мы близки к падению. Ты становишься мишенью, потому что в тебе нет этого света. Но ты не на передовой, как монахи, которые сражаются с дьяволом день и ночь, молятся до кровавого пота, как Христос; тогда дьявол, конечно, наседает. Ты-то просто проводишь жизнь мирскую, у тебя развлечения, пост не пост – это второстепенно, и вдруг начинаются какие-то проблемы в твоей жизни, идет черная полоса, а ты говоришь: «Это не черная полоса, это вообще полосы не было. Я шел по бездорожью». Поэтому здесь, я думаю, мишени – мы все. Вот сердце наше – это мишень, в него постоянно стреляет дьявол. Мы думаем: «Это я так считаю». Нет, родные мои, мы выбираем помыслы. Их всего три вида – от Бога, от человека и от дьявола. И надо смотреть, какой помысел к тебе приходит, надо различать духов.

Это, конечно, дар Божий, но мы должны к этому стремиться. Поэтому что тут посоветовать? Надо с покаянием посмотреть на свою жизнь, понять, что защита приходит не за что-то. Мы ведь рождены не для того, чтобы быть защищены от всего. Мы находимся в греховной природе Адама, если не крещены. Если мы крещены и согрешаем, тогда мы как бы умаляем печать Святого Духа, уменьшаем эту защиту в себе, поэтому происходят такие нападки.

– Не могу не воспользоваться моментом, раз зашла речь о крещении. До того как человека взрослого или младенца помазывают миром, мы же до этого поворачиваемся в сторону запада и говорим: «Дунь и плюнь…» То есть мы плюем на врага рода человеческого. И мне очень понравилось, когда один священник сказал: «Неужели вы думаете, что когда плюнули врагу рода человеческого в лицо, он, как заяц, убежит? Нет, испытания будут. Обязательно будут. Но у вас печать Духа Святого. И если вы способны эту печать сохранить, если ваши греховные помышления не будут способны преодолеть голоса Бога внутри вас, то кто же будет против вас, если Бог с вами?» Я запомнил это хорошо, и каждый раз, когда поется «елицы во Христа крестистеся», это удивительный момент. Но мы же должны понимать, что не очень простое наше существование в этом мире, не как постоянное благоденствие.

– Конечно. Но перед этим плевком мы ведь отрекаемся от сатаны трижды. И это, наверное, очень важно, потому что после этого отречения мы поворачиваемся лицом на восток и говорим: «Сочетаваюся со Христом». Что здесь происходит? Мы не просто выходим на бой против Тайсона. Ему по щекам набили, теперь давай и ты мне сдачу. Мы как дети, которые знают, что с мамой будет проще…

– …надежнее.

– Или с папой: раз – и под его плащик забежали. Вот так же и мы: я отрекаюсь от сатаны, но сочетаюсь с Христом. Таким образом, понимаю, что не я вызываю его на бой, потому что драться с дьяволом невозможно. Вопрос был в чем? Можно ли победить дьявола? А нужно ли его побеждать? Ведь как тьму победить? Мы говорим о том, что нужно включить свет. А свет что? Христос! Имя Сына Божия, которое, как свет, включается в этом темном пространстве.

– Вопрос телезрителя Евгения: «Есть такая северная притча – разговор старика с внуком, когда он рассказывает, что в каждом человеке всегда борются два волка: черный и белый, добро и зло. Внук спросил: «А кто же побеждает?» – «Тот, которого ты кормишь». Отсюда вывод какой? Что человек сам по себе победить дьявола не может. Главное, чтобы он не кормил его своим поведением и жизнью. А победит только Бог. И у меня отсюда вопрос: почему сразу после грехопадения Бог, Который мог сразу уничтожить дьявола, этого не сделал?»

– Начнем с того, что Бог – любовь. Он создал мир из любви, от избытка любви, из переполненной чаши любви, дав ангелам и человеку свободу выбора. Вот, предположим, художник пишет картину, и вдруг в ней меняется структура: те красивые облака, которые ты рисуешь светлыми, вдруг решили: «А мы не хотим быть белыми. Мы хотим быть черными». – «Хорошо!» И ты используешь эти облака в качестве полива земли, потому что они налились водой, которая может помочь земле вырастить плод. Облака думают: какие мы злые… Гром и молния, огонь, искры летят. Ну хорошо! И огонь пригодится; человек научится брать огонь. И таким образом художник использует свое творение, которое уже изменило свою структуру, для блага. И нарушить он не может эту свободу, потому что это уже не любовь. В любви – полная свобода. И если убрать сатану из жизни, то не будет инструмента для нашего покаяния. И сатана, как мы знаем, искушает человека, проверяя его. Этот дух злобы наш экзаменатор. Он экзаменует человека. Ты отрекся от него? Ты точно отрекся от него?..

– Ириней Лионский писал об этом подробно. Очень много размышлял о том, насколько вообще существуют правовые отношения между человеком и Богом и человеком и врагом человека. И после этого разговор идет всегда о том, что если бы только человек смог справиться с лукавым самостоятельно, то тогда не нужно было бы ничего в этой борьбе. Но настолько Господь любит нас, что послал Сына Своего Единородного… И дальше произошло то, что произошло. Смерть побеждена. «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?» И в этом случае у меня возникает вопрос. Побежден дьявол любовью Господа. Что же в этом случае нам делать? Да, телезритель Евгений хорошо сказал о том, что нельзя кормить волка. И в этом случае насколько мы сильны для того, чтобы не кормить этого волка?

– Мы продолжим с того момента, что война и до Христа продолжалась настолько сильно, что многие народы, кроме одного, избранного, стали язычниками. И когда были рождены от Адама и Евы Каин и Авель, первая смерть вошла к людям – убийство. То есть война началась с ожесточенной силой. Дьявол применил все свои силы. Одна треть ангелов, которая ушла вместе с ним, работали и день и ночь. У них постоянные бдения. И постятся они ежедневно.

– Аскеты настоящие.

– Да, аскеза. Одного только у них не хватает – покаяния, как говорили святые отцы. Они укоренились во зле. И человек стал кормить этого серого волка, который все дальше и дальше уводил его в ад, в шеол. Уже и ад возник благодаря вот этому демонскому влиянию на земле, куда все души уходили, даже праведники были в аду. Хотя там и лоно Авраамово было… Но есть сам факт, что ад-то был закрыт, двери были заперты, и человеку не было никакой возможности выйти оттуда, победить смерть. И вот любящий Отец посылает Своего возлюбленного Сына… То есть выкуп. Дьявол ждал выкупа. Кто выкупит души человеческие из преисподней? Они ведь сами выбрали этот путь. Адам и Ева выбрали путь именно этот – и другого пути у нас уже не было. И выкуп должен был быть намного больше, чем все это вместе взятое, все души человеческие, которые находились в нем и могли быть искуплены только кровью Иисуса Христа. И факт в том, что дьявол был побежден кровью Агнца, как пишет апостол Иоанн… То есть это Причастие; именно этого и боятся злые силы больше всего. А раз боятся, значит – это и есть тот победоносный красный флаг, но красный не от крови наших предков, а от крови Агнца – Самого Иисуса Христа.

– Вопрос телезрительницы из Камышина Волгоградской области: «Моего сына мучил дьявол, а потом прошло какое-то время, и сына убили на остановке. Он был физически слабый и не мог себя защитить. Я хочу спросить батюшку: можно Господа попросить, чтобы Он наказал тех людей, которые его убили? Как в этом разобраться, кто прав, а кто виноват?»

– Вопрос очень трагический, и ответить на него невозможно сразу. Жизнь человека настолько сплетена с его прошлым, прошлым его родителей… Наши дети несут ответственность за родительские грехи до третьего, четвертого поколения, как об этом написано в Библии, но Господь изменяет наказание за покаяние. Если бы в Вашей жизни было это покаяние, то, наверное, Вы не желали бы смерти этим людям и не проклинали бы их, а помолились за своего сына. Ибо много есть неизвестных причин гибели человека, почему Господь попускает такие страшные смерти. Но иногда эти смерти приводят человека, который остается в живых, к покаянию. Тогда спасаются и убийца, и убитый. Здесь я бы посоветовал Вам все-таки сходить к священнику, к духовнику, если он у Вас есть, раскаяться в своих прегрешениях, которые, может быть, позабыты или каким-то образом на исповеди не сказаны. И тогда Вы поможете своему сыну намного больше, чем если будете думать о тех людях, которые его убили.

– Здесь наша телезрительница задела одну очень сложную тему. У нас был телефонный звонок, когда телезрительница говорила, что у нее в квартире постоянно находятся бесы; и она не знает, что с ними делать. Просто мы понимаем, что в жизни людей бывает очень много такого таинственного, что мы даже и представить себе не можем. Но при этом есть ли у нас инструменты, которые помогут нам противостоять такому и побеждать?

– Один из первых инструментов – это покаяние. Назовем его генеральной исповедью. Если она произошла, то дальнейшее – это воцерковленная жизнь человека по церковным правилам, канонам: посты, милосердие, любовь к ближнему, раскаяние в своих частных мелких грехах, рассмотрение своей жизни, своего духовного направления. «Я живу духовно или все-таки я плотской человек?» И если я плотской, я принадлежу этому низшему миру, где правит князь тьмы, где плотские удовольствия.

Мы не боремся с нашим телом, мы боремся с плотью, насыщенной этими страстями. Ведь наша человеческая природа заражена грехом. Грех как заноза. Как говорил апостол Павел: «Как мне вытащить эту занозу? Благодарение Христу, что Он дал нам возможность верою в Него, причащаясь Его Телом и Кровью, становиться сильнее». Но немощь человеческая всегда будет присутствовать в нашей природе, потому что это естественно: старение, смерть, а потом суд. Мы как бы находимся во временном положении, хотя счет уже известен, он уже 5:0, «наши» выиграли, и нам надо выбрать, за кого нам играть. То есть быть не только болельщиками, а стать участниками этой битвы.

– Не зрителями.

– Да, участниками, ибо тогда мы получим награду. Ведь только участник ее получает. Невозможно после военных действий получить какой-то значок зрителя. Есть «участник войны», а вот «зритель войны» – нет такого значка. Поэтому надо участвовать в войне.

– Можно вспомнить: «вы соль мира, и если вы потеряете свою соль, что с ней делать?» А также: «светильник не ставится под спуд, но на подсвечнике». Все время Христос говорит о том, чтобы мы трезвились, не спали, боролись и так далее. В этом случае такой вопрос. У нас Евангелие читается только в церкви, точнее – слушается нами, это как максимум. Может быть, мы еще и не понимаем на церковнославянском языке, что нам говорится. Чтение Евангелия дома самостоятельно – это возможность для того, чтобы бороться с лукавым?

– Да. У меня есть изумительное свидетельство бесноватого человека, который однажды зашел ко мне в лавочку. Видно было, что он беснуется, поплевывается, на иконы смотрит, и у него взгляд прямо ужасный. Я понял это, говорю: «Вы присядьте, я Вам сейчас водички налью, давайте Евангелие почитаем». При слове «Евангелие» он как закричит: «Не трогайте этот огонь, не трогайте, он меня жжет». То есть даже присутствие Евангелия в доме является уже огненной защитой от бесов. А какое удовольствие ангелам приносит его чтение, которые нас должны бы охранять. Они как бы и хотят поучаствовать в служении, но не могут из-за нашей лености.

А вот для чтения Евангелия на церковнославянском языке, конечно, нужны и толкования. Если мы вспомним Евангелие от Матфея, где было описано искушение Христа дьяволом, то можем увидеть удивительное проявление любви Иисуса к Своему творению. Перед сатаной стоял Сын Божий, но он Его не узнал. И Христос напоминал ему о том, что все-таки надо Богу поклоняться и одному Ему служить. Представляете, Он говорит дьяволу то, что сказал ему при творении: «Я творю тебя, чтобы ты Мне служил и Мне поклонялся». И вдруг является Сын Божий в человеческом обличье, говорит ему эти слова, и дьявол не узнает Его. Он не узнает своего Творца.

И Христос дальше говорит: «Иди за мной, сатано, и служи Мне. Вот сейчас есть возможность тебе снова вернуться в ангельский мир». Но он не понимает эту фразу. А дальше говорится о том, что все ангелы приступили и служили Христу. То есть один сатана опять отвернулся от Него. Наверное, ему был дан последний шанс. Это толкование очень серьезное. Мы говорим о том, что Евангелие нужно обязательно читать с толкованием, смотреть его на греческом языке, смотреть подтексты. Это так увлекательно! Просто удивительно читать слово Божие и вникать в саму глубину. И каждый раз какие-то моменты открываются по-новому. Поэтому это нужно делать обязательно.

– Я понимаю, что инструменты очень простые: молитва, чтение Священного Писания – и силы тьмы отступят. Мне всегда вспоминается история про лампочку, когда запустили первую ГЭС и провели электричество в дом какой-то простой крестьянки, которая была уже членом колхоза. Собрались журналисты, корреспонденты газет для того, чтобы описать этот процесс, когда лампочка Ильича вдруг загорится в этом доме. Лампочка загорелась, все отлично, а женщина с помощью этого света увидела, в чем она живет: вокруг дохлые мыши, тараканы, дом немытый и печка просто черная. И что она сделала? Она разбила лампочку. Она не вымыла дом, не рассталась со своими, что называется, грехами, а разбила лампочку. И мы часто поступаем таким же образом. То есть мы не хотим света Божьего, потому что он обличает нас. В этом случае мы и не способны ни на какую победу. В каком же случае мы способны победить?

– Только если верим в воскресение Христово. Это уже победа. Этот счет 5:0 – это Воскресение Христово, знамя уже водружено, ад раскрыт, двери взломаны, Христос Своей душой проник в ад и осветил все уголки, осталось только пойти за Ним. Другого варианта нет. Либо остаться с этими мышами и сказать: «Нет». Господь дал нам право выбора, полную свободу, Он не может заставить человека полюбить Его.

Но, поверьте мне, любовь ко Христу намного интереснее, радостнее, счастливее, потому что это единственный на свете Человек и Бог, Который тебя никогда не предаст, не обманет. Так почему же Его не любить даже за такое? Если мы не верим в то, что Он за нас умер (трудно понять, как это кто-то за меня умер, ведь я живу, должен быть какой-то минимум знаний Евангелия), то надо хотя бы знать, что есть такой Человек на земле, Он живой, Он воскрес и Он среди нас. Почему мы говорим: «Христос посреди нас?» «И есть, и будет», – отвечает народ или священники. Поэтому мы не боимся пятницы 13-го числа, как сегодня, мы не боимся черных пятниц, чисел… Потому что для нас Христос есть и будет. А дальше уже как Бог даст. Если пошлет нас на передовую, будем сражаться там. Если будем пока в тылу, значит – мы на это годимся, лишь бы быть с Ним, со Христом.

– Есть такие мелочи, которые нам кажутся совершенно безобидными. Например, гороскопы, смотрение и чтение всяческой литературы, которая никоим образом не говорит нам о добре, она все время воспитывает в нас зло. Есть мат, похоть, много других инструментов, с помощью которых у нас все и происходит…

Благословите наших телезрителей.

– Господь да благословит нас на крепкую веру. Обнимите Христа всеми своими чувствами, обнимите и верьте, что Он рядом с вами.

Ведущий Глеб Ильинский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *