Как стать смиренным?

«Если не можешь изменить ситуацию, измени своё отношение к ней» – гласит житейская мудрость. Она была и остаётся актуальной во все времена, однако далеко не каждый человек норовит воспользоваться данным советом. Большинство из нас полны амбиций, эго наше требует потакания нашим желаниям, а когда обстоятельства оказываются сильнее нас, мы предпочитаем впасть в ярость, панику или вовсе депрессию, кляня на чём свет стоит мир, не дающий нам ничего, кроме разочарований. Тем не менее священные трактаты всех без исключения религий твердят о необходимости смирения. Им вторят психологи, заинтересованные в стабильном и благополучном состоянии как психики, так и нервной системы собственных пациентов, даже потенциальных. Но вот как научиться смирению? И действительно ли оно так уж каждому из нас нужно? Попытаемся разобраться в этих вопросах.

Суть понятия

Для начала следует понять, с чем мы имеем дело. Смирение в какой-то степени родственно терпению и в любом случае является антагонистом разбушевавшегося эго, то есть эгоизма. Кроме того, его можно назвать полной противоположностью таких пороков, как гордыня, высокомерие, себялюбие, злопамятность и зависть.

Если посмотреть на смирение с несколько иной точки зрения, то мы увидим, что перед нами способность ставить превыше своих собственных интересы и мнение окружающих. Никакой критики в адрес других людей оно тоже не предусматривает. Смиренный человек принимает всех такими, какие они есть: с их достоинствами и недостатками.

За свои проступки индивид, обладающий смирением, всегда попросит прощения у обиженного им субъекта. Впрочем, даже если он и не виноват в размолвке, то всё равно первым сделает шаг к примирению. Ещё одно отличие смирения от сопротивления — это умение внимательно слушать абсолютно любого человека, несмотря на то, что именно он вам говорит. Слушать даже полнейшую чушь и откровенную ахинею, претящую вашим собственным убеждениям! И ни в коем случае не закатывать грандиозный скандал с криками и бранью в адрес субъекта, а просто спокойно ретироваться. Кротость — важный конёк смиренного индивида.

Читайте также Быстрее, выше, сильнее: кому нужны интервальные тренировки

В общем и целом смирением следует называть истинную чистоту разума. Достичь его потому и трудно, что наш разум в большинстве случаев молчит, не даёт нам никаких подсказок по поводу правильного и плодотворного поведения в текущей жизни. Развив в себе смирение, мы и его заставим говорить и вовремя подталкивать нас на принятие правильных решений. Польза смирения ещё и в том, что в итоге наши нервы окажутся в полном порядке и не будут больше похожи на натянутые струны, жизнь откроется перед нами во всей своей красе и разнообразии, и мы сможем ей радоваться безо всяких глупых условностей. Да и люди к нам потянутся, что немаловажно, особенно для одиноких либо имеющих проблемы с коммуникабельностью индивидов

Как стать смиренным человеком

1. Начните работать над собой в направлении искоренения недостатков и приумножения достоинств. Чем чище морально и духовно, чем нравственнее вы будете, тем проще вам окажется прийти к концепции смирения, покончить с амплуа амбициозного, нетерпеливого, эгоистичного человека.

2. Каждый раз, когда вам захочется осудить чей-нибудь поступок или сделать кому-то замечание, пусть и вполне заслуженное, вспомните о том, что вы сами не без греха. Ответьте себе на вопросы: «А как я бы поступила в подобной ситуации, оказавшись на месте оппонента?», «Разве я сама раньше не была рабой порока, который довлеет теперь над этим несчастным?», «Разве я сама такая уж белая и пушистая, вся такая идеальная, что имею право критиковать других?».

3. Прекратите считать себя выше окружающих: умнее, красивее, добрее, богаче и прочее. Так вы никогда не избавитесь от гордыни и не обуздаете собственное эго. Признайте, что вы далеки от совершенства, и как и любой другой человек, индивидуален, по своему хорош и неповторим. Но вы не лучше всех, да и не существует в природе подобных личностей.

Читайте также Элегантные часы Lithe Clock с длинными и гибкими стрелками-усами

4. Если вы стали жертвой обстоятельств негативного плана, у вас всегда есть выбор: озлобиться на весь мир с населяющими его людьми или же… смириться. Приняв второе, вы, вполне вероятно, захотите разобраться, по какой причине судьба вас так сильно наказала, и пожелаете исправить что-то в себе, что привело к такого роду незавидному финалу. Смирение в данном случае поможет вам стать лучше и дождаться, в конце концов, своего настоящего счастья, в чём бы вы его для себя ни видели.

5. Смотрите на людей исключительно сквозь призму добра. Ищите в самом закоренелом проходимце ростки света. Акцентирование внимания на плохих чертах характера и низких качествах не способствуют выработке в себе смирения.

6. Делайте то, что противоположно гордыне. Боритесь со своими порочными желаниями. К примеру, хочется вам отомстить подруге за то, что сделала ваш секрет, доверенный ей, достоянием общественности, а вы промолчите и проигнорируйте её дурной поступок. Или, скажем, достала вас соседка, на скандал нарывается, а вы разговаривайте с ней спокойно, вежливо и не давайте ни малейшего повода к ссоре.

Будьте счастливы!

Надежда Пономаренко

Подписывайтесь на канал Изюминок в Яндекс.Дзен

Без смирения христианская духовная жизнь невозможна. Христианин должен учиться со смирением принимать скорби — не сжав зубы, терпеть во что бы то ни стало, а именно принять боль. Но что делать, если смирения нет? Специально для портала «Православие и мир» — беседа Тамары Амелиной с протоиереем Алексием Уминским.

— Путь к смирению достаточно долог и сложен. Это путь длиною во всю жизнь. Конечно, это духовная наполненность. Авва Дорофей говорит: «Каждый молящийся Богу: «Господи, дай мне смирение», должен знать, что он просит Бога, дабы он послал ему не кого-нибудь, а оскорбить его».

Ведь мы в молитве Ефрема Сирина каждый день именно об этом просим Великим постом, а потом удивляемся, почему с нами Великим постом случаются искушения.

– О смирении мы слышим тогда, когда получаем совет: «А ты смирись!»

— Так и хорошо бы смириться, так и надо. Правильно.

– Смирение – принятие воли Божией?

— Смирение – принятие себя таким, какой ты есть. Чаще всего самая большая проблема для человека – быть самим собой, быть тем, кто ты есть на сегодняшний момент. Самое большое несмирение – человек не хочет себе признаться, кто он есть на самом деле. Человек хочет выглядеть в глазах других людей лучше, чем есть на самом деле. У всех же это есть, да? И никому не хочется, чтобы знали, что ты думаешь, что творится в твоей душе. И все проблемы нашего несмирения, наши обиды происходят от того, что люди замечают, какие мы есть на самом деле и как-то дают нам это понять. А мы на это обижаемся. По большому счету это именно так.

Начальный момент смирения может начаться именно с этого: если тебе говорят «Смирись», то, значит, подумай, а что произошло? И найди причину в самом себе. Может быть, ты и есть тот самый человек, к которому обращены эти слова обиды и в них нет ничего обидного? Если дураку сказать, что он дурак, то что в этом обидного для дурака? Для дурака не может быть ничего в этом обидного. Если я дурак, и мне сказали, что я дурак, то я не могу на это обидеться!

– Так кто ж себя считает дураком?

— Так вот, смиренный человек, если он знает, кто он такой, он не обидится.

– Но всегда же есть люди и глупее, и хуже?

— Не факт! Это еще надо разгадать! Может, и есть, но они тоже дураки, и я такой же как и они. Вот и все. Наша жизнь есть цепь доказательств того, чтобы люди поверили, какие мы умные, сильные, талантливые… Ну, вот скажите, надо ли умному человеку доказывать, что он умный? Не надо! Если человек доказывает, что он умный, значит, он дурак. И когда ему говорят, что он дурак, он не должен обижаться. Примерно так, я, конечно, рисую грубую схему. Человек должен прежде всего понять, кто он есть на самом деле. И не бояться быть самим собой. Потому что это точка отсчета.

– А если тебе это говорит тоже дурак?

— Дурак может стать умным! Дурак, если он поймет, что он дурак, он может постараться и стать умным! Не делать вид, что он умный, а как-то поучиться быть умным. Трус может научиться стать смелым, если он поймет, что он трус и захочет стать смелым.

Каждый человек, если он поймет точку отсчета, у него будет куда идти. С этого начинается смирение. Человек, прежде всего, с собой должен примириться в Боге и увидеть, кто он такой есть. Потому что если человек считает, что он умный, то зачем ему просить у Бога ума? Он и так умный. Если человек считает себя талантливым, то зачем просить у Бога таланта? А если он считает, что у него чего-то нет, значит, он может просить это у Бога, значит, ему есть куда стремиться, значит, есть, куда идти. А так – идти некуда. Почему Заповеди блаженства начинаются с «Блаженны нищие духом» (Мф. 5, 3).? Потому что нищий все время что-то просит, у нищего ничего нет. Хотя при желании он может так набить карманы деньгами! Есть даже такая профессия – профессиональный нищий. Так вот, принцип один и тот же. Человек в глазах других людей признал себя нищим. Он такой жизнью живет, он из этого нищенства получает способ жизненного существования.

А если это перевести в духовный план, как нас учит Евангелие, тогда можно что-то в этой жизни приобрести для себя важное, а без этого не приобретешь. Самой большой проблемой, самым большим препятствием для приобретения каких-то духовных даров или силы для движения к Богу, прежде всего, является то, что мы не хотим быть самими собой. Нам хочется в глазах других выглядеть лучше, чем мы есть на самом деле. Понятно, что нам хочется быть лучше, но мы не делаем для этого простых вещей.

Мы не хотим, чтобы люди видели, какие мы есть на самом деле. Нам очень страшно от этого, нам страшно как Адаму, который хочет от Бога спрятаться, нам хочется сразу прикрыть всю свою наготу.

А смирение, прежде всего, состоит, как мне кажется, в том, что человек совершает очень мужественный поступок. Он не боится быть дураком, если он дурак. Не боится признать свою глупость, если он глуп. Не боится признать свою неспособность, если он неспособен. Не боится признать свою бесталанность, если у него что-то не получается. Не впадает от этого в уныние, самоедство, что, мол, как же так, есть же еще хуже меня, а понимает, что это есть точка отсчета. Поэтому, когда ему говорят «дурак», он не обижается, а смиряется.

– Еще смирение часто путают с равнодушием.

— Есть понятие «бесстрастие», а есть понятие «бесчувствие». Это разные вещи.

– Если в человеке не проявляется каких-то страстей, осуждения, например, то кажется, что с душой все в порядке.

— Да, нет. Что значит в порядке? Если в душе человека мир, тогда с ним все порядке, а если безжизненное болото, то это состояние уныния, с этим жить тяжело.

– Критерий – мир, радость?

– Могу я не упоминать в молитве людей, о которых мне трудно молиться?

— Если Вы христианка, то не можете

– Не могу я даже имена их произносить, у меня сразу такие искушения… Даже молитва прекращается… Хочется забыть …

— Если Вы христианка, то не имеете права. Значит, должны просить у Бога на это сил.

Как сказал архиепископ Иоанн Шаховской: «Не желать видеть и слышать человека похоже на приказ его расстрелять».

– Неужели, действительно, существуют такие люди, которые способны простить, преодолеть, казалось бы, немыслимые предательства?

— Попробовать можно. Смотря что вы у Бога будете просить. Если вы будете просить, чтобы Бог привел к покаянию этих людей, дал им возможность понять, что они сделали неправильно, чтобы Господь не дал им до конца погибнуть, чтобы Господь помог им измениться, то почему бы нет?

– Есть мнение, что, если молишься за таких людей, то на себя принимаешь груз их греха.

— Это, конечно, полное безобразие. Когда люди оправдывают нежелание за кого-то молиться какими-то искушениями. Тогда лучше снять с себя крест, в храм не ходить и жить себе спокойненько жизнью без церкви – без Христа и без креста. Вообще тогда не будет никаких искушений! Все будет отлично! Это, конечно, безобразие, но распространенное безобразие. Из такого ложного смирения, мол, недостойны, немощны, куда нам… Потому что люди не любят Христа, а любят только себя.

Священник Георгий Чистяков пишет: «И, наверное, именно потому так редко совершаются чудеса в наши дни, что нам хочется чуда в тех случаях, когда есть другой выход, хочется чуда только по той причине, что так будет проще. Мы ждем чуда и просим о чуде, не исчерпав все свои возможности, просим о чуде, а надо бы просить сил, мудрости, терпения и упорства».

Совершенно согласен с этими словами отца Георгия.

Беседовала Тамара Амелина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *