Как стать святым в православии?

Бог есть любовь и источник всех добродетелей. Целью духовной жизни христианина является устремление к Богу, старание уподобиться Ему, желание общаться с Ним, ответная любовь к Нему. Т.е. задача состоит в переориентации смысла жизни с утилитарных, земных вещей на вечного Бога.

***

Начальным условием духовной жизни является исполнение нравственного закона в минимальной степени «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12), максимальной же его степенью является «люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19:18-20). Т.е. перед тем как взбираться на высоты духовной жизни, желательно навести порядок в нравственной сфере. Начните с изучения и исполнения 10 ветхозаветных заповедей.

***

Духовным рождением является Таинство Крещения. Если Вы ещё некрещены, то лучше сделать это после прохождения катехизических курсов (изучения основ веры). Найдите храм, где есть такие курсы и они наиболее продолжительны. Если Вы уже крещены, но Ваши родители и крестные по какой-то причине пренебрегли своими обещаниями по воспитанию вас в вере, то постарайтесь самостоятельно найти такие курсы.

***

Приобретите в храме нательный крестик, как видимое свидетельство принадлежности к Православной Церкви, исповедания христианской веры и средство благодатной защиты. Имейте в виду, что самый простой крестик на верёвочке ничем не отличается от массивного золотого на толстой цепи, кроме цены и внешнего вида.

***

Духовник. Не спешите искать духовного гения, святого старца; как только вы станете святым, Бог его непременно вам даст. Пока достаточно того священника, которого вы выберите, к которому почувствуете доверие. Не пытайтесь с любым вопросом бежать к священнослужителям, делайте это только тогда, когда вы не смогли найти ответ в книгах или на известных православных сайтах, или когда вам требуется личный духовный совет.

***

Духовная жизнь христианина основывается на 4-х составляющих:

  • молитве
  • милосердии
  • духовном чтении
  • участии в Церковных Таинствах.

а) Молитва – это не просто ритуал; т.к. Бог – личность, то молитва – это общение с Отцом Небесным, который желает Вашего исправления и безмерно любит Вас. В идеале личная молитва должна стать непрестанной; в любом случае молитва должна быть регулярной (утреннее и вечернее правило, перед и после всякого дела и приёма пищи). Общественная молитва в храме по минимуму должна состоять из ежевоскресного участия в Литургии.

Для сознательного участия в богослужении приобретите толковыймолитвослов и книгу с объяснением основных богослужений или книгу о Церкви для новоначальных, куда это уже включено.

б) Милосердие выражается как в материальной милостыне, помощи трудом, так милостыне духовной – молитве за ближних и помощи им в духовном возрождении.

в) Священное Писание (Библия) должна стать вашей настольной книгой, его следует читать ежедневно. Для лучшего его понимания следует начать её чтение с Нового Завета, после подробного его изучения можно переходить к Ветхому Завету. Используйте толкования для изъяснения всех нюансов текста.

г) Внимательно и серьёзно подготовьтесь к Таинству Покаяния (Исповеди), которое должно явиться рубежом, отделяющим вас от прежней, греховной жизни. От каких-то грехов удастся отказаться сразу же, другие потребуют борьбы. По словам св. Серафима Саровского, святой человек отличается от прочих только одним – решимостью. Высшей формой Богообщения является соединение со Христом – Таинство Святого Причащения, – оно должно стать насущной регулярной потребностью.

Ослабление любой из этих четырех составляющих ведёт к искривлению духовного пути; например нонсенсом является причащающийся человек, не читающий Евангелие или немилосердный молитвенник.

***

Задача христианина в аскетическом плане – избавиться от страстей, которые сковывают его в движении к Богу, т.к. Бог чужд какого-либо зла, и стяжать (приобрести) добродетели. Усвойте 2 важнейших аскетических принципа: регулярность и постепенность возрастания. Старайтесь избегать рывков, лучше умеренно поститься весь первый пост, чем через неделю прекратить его, не выдержав строгой монастырской нормы. Ставьте себе чёткие и исполняемые цели. Это касается всех составляющих духовной жизни.

Помните, что борьба со страстями является лишь средством, её цель – приобретение добродетелей.

***

Критерием правильности духовного пути является умножение любви к Богу и ближнему, причём эта любовь не просто эмоциональная, а деятельная и жертвенная. По словам преподобного Амвросия Оптинского «Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь иметь ее, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь». Можно сказать, что единственное, что мы сможем вынести из этого мира в вечность – только любовь, которую мы смогли стяжать.

***

Помните: падения неизбежны, но нельзя впадать в уныние и зацикливаться на своём несовершенстве. Каждое падение должно стать стимулом для большей решимости следовать за Христом. Ведь «если Бог за нас, то кто против нас» (Рим. 8:31)!

Совсем кратко цель жизни христианина можно сформулировать как стремление к обожению (святости), богопознанию на основании христоцентричности.

***

Учитесь, процесс духовного возрастания, Богопознания бесконечен и простирается за пределы нашей земной жизни. Церковью накоплен огромный бесценный опыт практики духовной жизни, который доступен нашему изучению. Он научит духовному рассуждению и поможет избежать многих падений и ошибок.

Вопрос читателя:

Здравствуйте! Хочу принять христианство, я мусульманка. Что для этого нужно сделать и нужно мне менять свое имя на православное? Заранее спасибо!

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день! Дорогая читательница, очень рад Вашему желанию! Слава Богу, Господь просветил Вас и у Вас в сердце появилось это доброе и очень правильное желание.

«В Евангелие от Иоанна мы читаем разговор Господа с Его тайным учеником, праведным Никодимом, где Христос говорит: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Соответственно нам, уверовавшим в Спасителя, необходимо принять крещение, чтобы вечно быть со Христом, чтобы быть не просто рабами, а чадами Божьими. Для этого мы и принимаем крещение, чтобы отрешиться от всего греховного и войти в святую жизнь», — рассказывает протоиерей Алексий Митюшин в материале «Что нужно для крещения», который очень советую Вам прочитать.

Вам нужно прийти в храм — любой, какой Вам нравится или какой ближе к Вашему дому — и поговорить со священником о Вашем желании. Скорее всего, Вам нужно будет пройти небольшой курс так называемых огласительных бесед, то есть занятий, на которых священник или его помощники расскажут Вам и остальным, кто хочет принять христианство, об основах веры. Вам порекомендуют прочитать литературу — прочитайте ее. Пока же сама можете начать читать Евангелие, например, от Марка,и толкования к нему (они есть в интернете или их можете купить в церковной лавке).

После того, как Вы пройдете огласительные беседы, Вы сможете принять Таинство Крещения, то есть стать христианкой.

А дальше уже ведите духовную жизнь, участвуйте в богослужениях и Таинствах Церковных: приходите на исповедь, причащайтесь и так далее.

«Под таинствами в православном богословии понимаются священнодействия, в которых происходит встреча Бога с человеком и наиболее полно, насколько возможно в земной жизни, осуществляется единение с Ним. В таинствах благодать Бога нисходит на нас и освящает все наше естество — и душу, и плоть, приобщая его к Божественному естеству, оживотворяя, обоготворяя и воссозидая в жизнь вечную. В таинствах мы получаем опыт неба и предвкушаем Царство Божье, к которому всецело приобщиться, то есть войти в него и жить в нем, можно лишь после смерти», — я цитирую Вам материал «4 вопроса о Таинствах».

Что касается имени, в Таинстве Крещения человеку нарекается имя в честь святого, который будет его небесным покровителем. Если есть святая с Вашим именем, то имя Вы можете не менять. А если такой нет, то выберете, посоветовавшись со священником, кто из святых будет Вашим покровителем.

Храни Вас Бог!

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

На заставке: О. Варов/patriarchia.ru

Церковь – община.

Один из основополагающих вероучительных текстов Христианства, Никео-Константинопольский Символ веры (принят и уточнён на Вселенских соборах в 325 г. и 381 г.) определяет Церковь, как единую, святую и соборную. Из этих определений понятие «соборная» (в разных транслитерациях с греческого оригинала «кафолическая» или «католическая») выражает саму природу Церкви как общины, объединяющей Бога и человека, членов этой общины – людей между собой, живых и мёртвых, мир дольний и мир горний. Итак, Церковь, в первую очередь – община. Неслучайно, что именно «экклесия» (греч. «община») является наиболее древним самоопределением Церкви.

Основанием грядущей Церкви послужила община учеников Иисуса Христа, призванных Господом на апостольское служение свидетельства веры. Фактически судьба апостольской общины открывает и тайну самой Церкви, как общины ведомой и руководимой Самим Богом.

Общение в Духе Святом.

Рождением Церкви как богочеловеческой общины нужно считать момент Схождения Святого Духа на апостолов, описываемый в книге Деяний Апостольских: «…все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго» (Деян. 2:1-4). Так, группа учеников Христа образовала Церковь. Если до Сошествия Святого Духа община учеников практически ничем не отличалась от любого иного человеческого «общества по интересам», то с момента сошествия Святого Духа в этой общине стал действовать Сам Бог. Апостольская община стала апостольской Церковью.

Людям свойственно ошибаться. Даже люди, составляющие целое сообщество, не избавлены от ошибок. Политическая история даёт тому массу примеров. Как же Церковь может претендовать на безошибочность, хотя имеет своими членами обыкновенных людей? Залогом безошибочности Церкви является отнюдь не исключительная компетентность отдельных Её членов, но действие пребывающего в ней Святого Духа, осуществляющееся в людях, часто далёких от совершенства. В Сошествии Святого Духа на апостолов исполнилось обетование Христова о ниспослании Своим ученикам: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.» (Ин. 14:16-17, 26).

Опыт богообщения – опыт Церкви.

Ключевое значение в деле спасения человека имеет его сотрудничество с Богом, осуществляющееся через принадлежность его к Церкви. Потому, апостол Павел именовал Церковь телом, глава которому Христос (Кол. 1:8), члены же которого – составляющие церковную общину люди как живые, так и мёртвые, как святые, так и грешные (Кол. 1 Кор. 12,27). Церковь призвана служить воссоединению человека со своим Творцом, нарушенном в грехопадении и восстанавливаемым во Христе. Именно единство божественного и человеческого в Церкви было опытом раннехристианской общины. В книге Деяний апостольских описывается случай преодоления разногласий в апостольской общине, имеющий своим завершением провозглашение восстановленного единомыслия между апостолами как опыта единения во Святом Духе: «Ибо угодно Святому Духу и нам…» (Деян. 15:28). Эти слова выражают реальность Церкви – люди составляют общину, ведомую Самим Богом. Объединяясь во Святом Духе, христиане образуют Церковь

Полнота богообщения в Церкви осуществляется, прежде всего, в преподаваемых ею таинствах, участвую в которых православный христианин входит в благодатное общение с действующим в Церкви Святым Духом. Именно поэтому единство в таинствах, учении и молитве является главным критерием единства Церкви.

Служение Церкви.

Сам Господь наш Иисус Христос сформулировал задачи служения Церкви напутствовав Своих учеников словами: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Матф. 28.19-20). С того самого момента и по сей день служение Церкви осуществляется как служение таинств (подлинный опыт богообщения) и учительное служение (верное осознание этого опыта). Оба этих служения имеют общую цель – приобщение человека к Богу. В этом заключается главная задача Церкви во все времена. Церковь доступными Ей средствами обеспечивает возможность встречи человека со своим Творцом. Встреча эта возможно лишь по наитию Святого Духа, действующего в Церкви. Так индивидуальное спасение приобретает общественное измерение – каждый человек может спастись, лишь приобщившись к Церкви. Эта вера вдохновляла св. Киприана Карфагенского (ум. 258) учить: «Вне Церкви – нет спасения». Этим никак не подразумевается ограничение человеком действия Божией благодати и за формальными границами Церкви. Данное учение укоренено в реальном событии, повлекшим за собой рождение Церкви. Иисус Христос ниспослал Святого Духа от Отца не всему человечеству, а лишь общине, состоящей из Его верных учеников. Община эта – апостольская Церковь стала залогом спасения всех народов, через введения каждого желающего в тайну богообщения и спасения через совершаемое над ним таинство Св.Крещения, в котором верующий вступает в саму Церковь Христову.

Для закрепления:

1. Христианином человек становится при совершении над ним таинства Святого Крещения. Каждый человек, если он крещён с произнесением древней формулы «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» с целью вхождения в общение со Христом становится христианином.

2. Полноправным членом Церкви крещёный христианин становится при совершении над ним таинства Миропомазания, в котором ему сообщаются дары Святого Духа.

3. В соответствии с восходящей к святоотеческой традиции и принятой в большинстве поместных православных церквей церковной практикой, православный христианин не может быть лишён благодати, полученной им в таинствах Крещения и Миропомазания, ни при каких обстоятельствах, хотя и может быть отторгнут от церковного общения, то есть отлучён от Церкви. Причиной отлучения от церкви («анафема») могут служить преступления против веры отлучённого. При возвращении его в церковное общение бывшего в отлучении православного христианина не перекрещивают и не миропомазывают вновь.

4. Действенность таинств не определяется языковой, культурной, национальной, политической или иной средой.

Практические примеры:
• крещёный, например, в Греции, Молдавии или России православный христианин является таковым и в Финляндии без совершения каких-либо дополнительных или специальных священно- или тайнодействий.
• Православный у себя в Отчестве, остаётся таковым и в Финляндии.
• Отлучённый от церковного общения у себя в Отечестве лишён церковного общения и в Финляндии.
• Восстановленный в церковном общении у себя в Отечестве православный становится полноправным православным и в Финляндии.

У каждого человека в жизни наступает такой момент, когда он желает пойти по пути познания и просвещения. Он желает понять смысл своего существования и прилагает усилия для того чтобы отыскать правду. Зачастую люди находят её в религии и вере. Несомненно, жить по законам Бога нужно, но вот стать истинно верующим человеком не так просто. Этот путь напрямую сопряжён с большими духовными трансформациями и переменами в жизни. Начать стоит с изучения полезной информации и прочтения Библии. С последними новостями религиозной направленности познакомит портал «Святцы Орг».

Чтобы стать верующим человеком, прежде всего необходимо поверить в присутствие Творца, его силу и Божественное начало. Не так просто воссоздать у себя в мозгу картину создания мира и поверить в то, что так и происходило на самом деле. Важно понять, что все блага и всё добро исходит исключительно от Бога. Необходимо укоренить в собственном мозгу чёткую зависимость между хорошими поступками и Божественной благодатью. Верить в Творца необходимо со всей искренностью или от души.

Просвещение просто невозможно без чтения Библии. Желательно уделять процессу изучения Священной книги достаточно внимания. Нужно читать её каждый день, пусть и понемногу. Таким образом, удастся укрепить веру.

Библия содержит в себе много мудрости и силы. Однако мало бездумно рассматривать имеющиеся там посылы. Необходимо вдумываться, искать суть и чёткое понимание ситуации. Не стоит торопиться, пытаясь изучить Библию за оптимально короткий промежуток времени. В этом случае сложно будет говорить о положительном результате.

Еще необходимо постоянно разговаривать с Богом посредством молитвы. Обращаться к Господу можно каждый день. Время и форма не имеют совершенно никакого значения. Не стоит упорно просить богатства или определённых благ, нужно молиться о спасении своей души. Не желательно также вступать в спор и полемику на предмет вероисповедания других. Каждый имеет право выбора. Стать истинно верующим не просто, но этот путь правильный и поможет найти смысл жизни. Попробовать, несомненно, стоит.

На правах рекламы

​Молитва

Фарисей молился пространно, а мытарь произнес лишь несколько слов: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!» – но из храма более оправданным вышел именно он. Это значит, что истинное моление не в многословии, коленопреклонениях, воздеваниях рук и многочисленных поклонах. Истинная молитва, прежде всего, предполагает исследование самого себя и своего душевного состояния, когда мысли и разум молящегося направлены в его душу, и он, чувствуя свою недостойность и греховность и глубоко переживая это, обращается за помощью к Богу.

Во-вторых, истинная молитва – это движение души человека к Небесному Отцу, когда душа почти выходит из тела и устремляется к Царству Божию. В эти мгновения человек ощущает не просто близость с Богом, но и единение с Ним. Когда в сердце пробуждается горячее желание и благодать истинной молитвы, оно жадно тянется к Господу, словно голодный к еде и питью. Во время истинной молитвы человек глух ко всему и тело его ничего не ощущает. Он стоит перед Божиим троном и, чувствуя свое убожество, чувствует при этом и безграничную милость Божию.

В-третьих, истинная молитва делает горячим человеческое сердце и направляет его к добрым делам. В сердце человека она пробуждает добрые намерения и устремления и уничтожает низменные желания и мысли. Молитва заставляет человека делами своими, всей своей жизнью прославлять Господа. Если внешняя жизнь человека выражается в мыслях и действиях, то его духовная жизнь состоит из молитвы и дела. Молитва, которая не претворяется в конкретное дело, не является истинной молитвой. Также и каждое доброе дело, совершенное нами, – это та же молитва, поскольку является плодом последней. В молитве душа человека должна быть смиренна; человек сам должен обличать и обвинять себя, сожалеть о своих грехах и каяться в них, молить Бога о миловании.

Перед молитвой необходимо подготовить к ней душу и сердце. Приступая непосредственно к первой молитве, хорошо настройся на нее и не уподобляйся испытывающим Господа. Прояви скромность, кротость, думай о том, что ты жалкое, лишенные всех духовных достоинств, слабое и греховное создание. Помни, что во время молитвы стоишь перед Господом, пред Которым трепещут ангелы и все небесные силы, но в то же время и перед Всемилостивейшим Отцом, Который насквозь видит наше сердце и ждет, какой духовный дар преподнесем мы ему. В ходе молитвы необходимо, чтобы наши чувства, намерения и душа согласовывались с произносимыми нами словами. После молитвы необходимо, чтобы мы искали возможность осуществления и воплощения в конкретные дела всего того, о чем просили Господа в молитве. Мы плохо живем тогда, когда плохо молимся, и плохо молимся тогда, когда живем плохо. Истинно молится тот, кто в ходе молитвы невольно прослезится.

Быть христианином

Если внимательно понаблюдать за нынешними христианами и представить их душевное состояние, то можно заметить, что они вовсе не задумываются о том, насколько это значительно и сложно – быть христианином, сколько труда и внимания требует исполнение духовных обязанностей. С утра до вечера они предаются земной суете и ни разу не обратят своего сердца к Господу. Даже самая малая опасность и препятствие могут поколебать их стремление к Господу и любовь к Нему, поколебать их веру. Апостол Павел свидетельствует, как трудна и важна христианская жизнь. Для внутреннего укрепления, твердости и стойкости, то есть для полноценной духовной жизни, требуется большая жизненная сила и энергия, причем нельзя полагаться только на свои силы, но нужна и помощь Спасителя.

Быть христианином – это значит вести неустанную борьбу против господствующих в мире злых сил и духов. Потому христианин всегда должен быть вооружен духовным оружием, ибо его духовные враги ежесекундно готовы поглотить его. Прибавим к этому необходимость борьбы с врагами видимыми – злыми людьми, с собственными страстями и порочными наклонностями, которые вечно соблазняют и отдаляют от Господа. Но если мы всегда и везде блюдем нашу великую христианскую веру и укреплены Божией благодатью, то легко воспрепятствуем всякой опасности и с успехом продолжим свое духовное восхождение, преодолевая врагов и соблазны. Апостол Павел учит и тому, каким образом христианин сможет укрепиться. Поскольку этот мир – море лжи и несправедливости, то неминуемо утонешь в нем, если не облачишься правдой и истиной. В своей земной жизни христианин должен хранить в сердце тот мир и покой, что дарованы нам евангельской благодатью. Вера должна быть щитом христианина, а слово Божие – копьем в его руке. Лишь вооруженный подобным образом христианин сумеет победить духовных и телесных врагов, невредимым пройдет сквозь многочисленные опасности и утвердиться в Царствии Божием.

Грех

Спаситель излечил человека, который в течение 38 лет был тяжело болен, и сказал ему, чтобы не грешил более, иначе навлечет на себя большую беду. Из этих слов следует, что причиной длительной болезни того человека был грех. И каждый грех наносит человеку телесный или душевный вред. Большой грех вызовет большую беду, малый – меньшую. Первым и самым страшным плодом греха станет то, что через грех человек лишится Божией благодати и тем самым погубит свою душу. Грех является и источником многих телесных мучений человека. Например, чревоугодие, то есть принятие чересчур обильной пищи, становится причиной многих заболеваний; человек, сердце и душа которого полны зависти, становится беспокойным, вянет, чахнет телесно – одним словом, впадает в жалкое состояние. И конечно же, наносят вред организму и порождают болезни лень и безделье, так как человеческий организм по своему строению предназначен для труда и движения. Человек, который грешит, не только себя ввергает в болезни и несчастья, но заранее готовит хвори и испытания своему потомству, ибо его телесные или душевные свойства переходят к детям его и на все его потомство. Об этом свидетельствует вопрос, заданный Спасителю Его учениками по поводу слепого от рождения: «Равви! Кто согрешил – он или родители его, что родился слепым?» Каждый грех является таким семенем, которое в свое время обязательно даст горький плод. Кроме того, кто грешит, тот подает очень плохой пример членам своей семьи и окружающим. Такой человек передает тяжелое наследство потомкам, становящимся невольными наследниками его грехов. Господь намеренно увязал какое-либо несчастье с конкретным грехом, чтобы человек, который по природе своей имеет большую предрасположенность к совершению греха, испугался и остерегся. Противоположностью греха являются благодать и добродетель, которые в этой земной жизни становятся источником утешения и счастья для человека.

Соблазны диавола

Не давайте диаволу, то есть искусителю, такого случая или возможности, используя которые, он смог бы приблизиться к вам и погубить вашу душу. Наш лютый духовный враг – диавол – соблазняет и искушает нас ровно в той степени, в какой мы сами предоставляем повод для этого. Причиной и поводом же всегда являются наши злые наклонности, порочные страсти и небрежность. Некоторые люди, по глупости или из-за фарисейства, все свои грехи приписывают диаволу: «Диавол искусил, враг соблазнил…» Но вспомним слова апостола Павла: «И не давайте места диаволу» (Еф. 4: 27), из которых явствует, что мы сами предоставляем диаволу возможность нас соблазнить. Помни, диавол постоянно наблюдает и испытывает тебя: чем ты плох, какие слабые места, плохие черты характера и наклонности живут в тебе? Если обнаружит, что являешься алчным и корыстным, то именно этим ввергнет тебя во множество грехов; если заметит твою горячность и вспыльчивость, то использует их для твоей погибели. Но чаще всего человек тогда предоставляет диаволу место в своем сердце, когда ленится, бездельничает и праздно проводит свои дни.

Добродетель

Недостаточно христианину избегать греха, он должен также взращивать добродетели. Для спасения души мало не быть хищником – должно быть милосердным; мало не любить ложь – должно быть самоотверженным защитником правды; не только не быть прелюбодеем – но и помыслов нечистых не допускать.

Свеча

Зажженная свеча учит тому, как душа наша и сердце должны гореть ярким пламенем пред Господом – молитвы, верности и любви.

Порядочность

Одна из основных задач Церкви – заботиться о порядочности человека. Господь Иисус Христос требует от нас такой порядочности, уверенности в себе и своей правоте, чтобы мы естественным образом вызывали доверие и уважение окружающих, чтобы для подтверждения нашей правоты нам не требовалось много клятв, а чтобы слово наше было твердым, как и дела: да – да, а нет – нет – и никаких клятв. Но так ведут себя только такие люди, и другие верят только тем, чья порядочность и честность всем известны. Некоторые в подтверждение своих слов и доводов постоянно клянутся разными клятвами, но, тем не менее, им не верят, ибо окружающим хорошо известно, что этим людям недостает порядочности и честности.

Что же такое порядочность? Порядочность – это то, когда человек всегда говорит правду и искренен, обязательно в точности исполняет все обещания и заповеди, боится и стыдится лжи, неправедного и хитрого поступка; не будет настаивать на том, в чем твердо не убежден, и не станет обещать того, исполнение чего не в его силах. Короче говоря, порядочность – это то, когда слово и дело человека едины. Что должно пробудить и укрепить в сердце человека порядочность? Сознание того, что честь его дана ему Господом, и он обязан все время помнить об этом, беречь и блюсти свою честь, а также высоту и славу человеческой природы вообще. Природа человека обладает такой честью, которую невозможно переоценить, ибо Сам Творец для ее спасения и просвещения не пощадил даже Сына Своего.

Ничто так не приуменьшает и не принижает высоту человеческой природы, как ложь и хитрость. Необходимо помнить, что без порядочности человек не сможет быть ни хорошим христианином, ни хорошим гражданином. Христианство – это исполнение того обещания, которое мы дали Господу при святом крещении, в частности о том, что будем чистыми, правдивыми, любящими Бога и близких. Кто лишен порядочности, тот не сможет исполнить этот обет. Плохим и небрежным христианином является тот, кто не помнит об этом обещании.

В этом земном мире наша жизнь, частная и гражданская, полностью зависит от порядочности. Нет человека, который не был бы связан с кем-нибудь каким-либо условием и обязательством. Наша обязанность – соблюдать эти обязательства, а именно: быть любящими родителями, хранить чувство братства, уважать родственников, быть верными в дружбе, правильно строить взаимоотношения между старшими и младшими, быть честными в торговле… Все эти многочисленные и многогранные отношения базируются на определенных условии, обязательствах и их исполнении. В обществе, где царит порядочность, чтят и уважаются честь и достоинство друг друга, всех членов общества, каждое дело успешно, а где этого нет, там жизнь человека тяжела.

Порядочность – это украшение священнослужителя. Первейшим его качеством должна быть порядочность. Если пастырь лишен этого качества, то это несказанная беда для паствы. Его лживость и неправедность, словно яд, отравляют паству.

Порядочность необходима людям любой профессии, будь то государственный чиновник, купец или домохозяйка. К сожалению, сегодня многие думают, что порядочностью ничего не добьешься и не выгадаешь и что порядочность приводит человека ко многим неприятностям и скорбям. Такие взгляды распространены и преобладают там, где царят невежество и безнравственность. Представим на минуту, что все это так и что человек может разбогатеть ценой потери порядочности и чести! Человек ни при каких обстоятельствах не вправе идти на такой компромисс со своей совестью, он не должен продавать честь и достоинство за деньги. В такой ситуации человек, если он христианин, должен вспомнить евангельские слова: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мк. 8: 36–37).

Мы часто забываем, каким образом должен человек оберегать и защищать свои честь и достоинство. Мы должны знать, что каждая ложь, каждая подлость, каждая хитрость, каждый низменный поступок лишают нас чести и достоинства. Если уважаешь себя и желаешь заслужить уважение других, то, прежде всего, должен блюсти свою порядочность. Для христианина наиболее ценным сокровищем являются его честь и достоинство, потому лишиться их смерти подобно. Если желаешь называться человеком, храни честь и достоинство, поступая порядочно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *