Как уйти в монастырь?

При СССР толковый словарь толковал монашество как зародившуюся при самодержавии «форму пассивного протеста против бесчеловечных условий жизни, как жест отчаяния и неверия в возможность изменить эти условия». Тогда при слове «монахиня» представлялась разве что пожилая бабуля, так и не избавившаяся от предрассудков прошлого. Сегодня же те, кто отправляются в монастырь, выглядят совсем иначе.

Например, романтические барышни, «книжные» девушки, почерпнувшие свои представления о монастырях из романов и фильмов. Москвичка Лариса Гарина в 2006 году соблюдала послушание в испанском монастыре босоногих кармелиток (одном из самых строгих, с обетом молчания), готовилась к принятию обета и уверяла, что в эти стены ее привела только любовь к Богу. «Это неделю без секса тяжело, — уверяла Лариса, — а всю жизнь — нормально!» Сегодня Лариса счастлива, замужем, мать двоих детей. Юность на то и юность, чтобы ставить эксперименты.

Значительный контингент представляют собой девушки с проблемами, изначально попадающие в монастырь лишь на время. 25-летняя Алина 7 лет назад, в свои 18 пристрастилась к наркотикам. «Родители отправили меня в монастырь на 9 месяцев, — вспоминает она. — Это специальный монастырь, там таких, как я, было 15 послушниц. Тяжело было — вставать до рассвета к заутрене, целый день молиться и в огороде ковыряться, спать жестко… Некоторые сбежать пытались, ходили в поле какую-нибудь траву найти, чтобы хоть чем-то «убиться». Через какое-то время организм, видимо, очищается. А еще чуть позже наступает просветление. Я хорошо помню это состояние: как пелена с глаз падает! Я полностью пришла в себя, пересмотрела свою жизнь — и родители меня забрали».

— Монастырь — это еще и своего рода реабилитационный центр для людей «заблудших»: пьющих, бездомных, — подтверждает слова Алины духовник Богороднично-Албазинского Свято-Никольского женского монастыря отец Павел. — Заблудшие живут и работают в монастыре и пробуют начать нормальную жизнь.

Среди уходивших в монастыри немало и известных людей. Например, младшая сестра актрисы Марии Шукшиной Ольга, дочь Лидии и Василия Шукшиных. Сначала Ольга пошла по стопам родителей и снялась в нескольких кинофильмах, но вскоре поняла, что в этой среде ей некомфортно. Смысл жизни молодая женщина нашла в Боге, жила при православном монастыре в Ивановской области, где некоторое время воспитывался ее больной сын. Ольга несла «послушание» — помимо молитв пекла хлеб и помогала по монастырскому хозяйству.

В 1993 году оставила сцену и ушла в монастырь актриса Екатерина Васильева. В 1996 году актриса вернулась в мир и в кино и объяснила причину своего ухода: «Я лгала, пила, разводилась с мужьями, аборты делала…» Супруг Васильевой, драматург Михаил Рощин, после развода с которым она и покинула мир, уверял, что монастырь излечил его бывшую жену от алкогольной зависимости: «В каких только клиниках она не лечилась, ничего не помогало. Но встретила священника отца Владимира — и он помог ей вылечиться. Думаю, она искренне стала верующей, иначе бы ничего не получилось».

В 2008 году народная артистка России Любовь Стриженова (мать Александра Стриженова) поменяла мирскую жизнь на монастырскую, дождавшись, когда вырастут ее внуки. Стриженова ушла в Алатырский монастырь в Чувашии.

Знаменитая актриса Ирина Муравьева не скрывает своего желания скрыться в обители: «Что чаще всего приводит в храм? Болезни, страдания, душевные муки… Вот и меня к Богу привела скорбь и щемящая пустота внутри». Но духовник актрисы пока не разрешает ей покинуть сцену.

ххх

Отправляюсь в подворье Новоспасского мужского монастыря в ближнем Подмосковье, известный тем, что принимает послушниц, а также предоставляет приют женщинам — жертвам домашнего насилия. Притом что сам монастырь — мужской.

Сообщаю батюшке, что приехала посоветоваться насчет 20-летней племянницы Лизы — мол, хочет уйти в монастырь и никаких уговоров не слушает.

Батюшка, отец Владимир, успокаивает:

— Вы приводите ее. Взять не возьмем, но поговорим непременно. Наверняка безответная любовь была. Возраст располагает… Нельзя ей в монастырь! К Богу нельзя приходить от горя и отчаяния — неразделенная ли это любовь или еще что. В монастырь приходят только от осознанной любви к Богу. Вон у матушки Георгии спросите, она 15 лет назад в сестричество пришла, хотя все у нее было хорошо — и работа, и дом полная чаша.

Сестру, а ныне матушку, в монастыре названную в честь Святого Георгия, в миру звали по-другому. Несмотря на черные одеяния и отсутствие макияжа, выглядит она лет на 38-40.

— В 45 пришла, — лукаво улыбается матушка, — а сейчас мне 61-й год пошел.

То ли взгляд просветленный дает такой эффект, то ли лицо расслабленное, доброе… Интересуюсь, что же привело ее к Богу?

— Вот у вас цель в жизни есть? — отвечает матушка вопросом на вопрос. — И какая она?

— Ну, жить счастливо, любить детей и близких, пользу обществу приносить… — пытаюсь формулировать я.

Матушка Георгия кивает головой: «Хорошо, а зачем?»

И как я ни стараюсь подобрать к своим, вроде бы благородным, целям объяснение, все время встаю в тупик: действительно, а зачем? Получается, что вроде как и цели мои не высокие, а суетные. Мелкие хлопоты — все затем, чтобы жилось комфортно, чтобы ни совесть, ни нищета не тревожили.

— Вот пока цели своей земной жизни не осознаешь, в монастыре делать нечего, — резюмирует матушка Георгия, а отец Владимир одобрительно улыбается. — Я пришла, когда вдруг одним прекрасным утром поняла, для чего живу. И проснулась с четким пониманием, куда мне идти. Даже не пришла в монастырь, ноги сами принесли. Все бросила, не задумываясь.

— И неужели ни разу не пожалели?

— Это такое состояние, когда ты ясно видишь свой путь, — улыбается матушка. — В нем нет места сомнениям и сожалениям. А Лизу свою приводите, мы с ней поговорим, расскажем, что не надо ей от мирской суеты отказываться — рано еще. Идти в монастырь только из-за неприятностей в личной жизни не годится! Да и от юной плоти все равно будут искушения, не до молитвы ей будет. Но поговорить надо непременно: а то если упрямая, секта какая заманить может.

— Вы молодых вообще, что ли, не берете? А вот эти женщины кто? — указываю на группу женщин в черных одеяниях, работающих на приусадебном хозяйстве. Некоторые из них кажутся молодыми.

— Есть те, кто пострига ждет, — поясняет батюшка, — но они давно тут послушницами, уж проверили свою любовь к Господу. А вообще до 30 лет женщине обычно настоятель благословения не дает. Есть те, кто просто послушание несет, они всегда могут уйти. А есть те, кто от мужа-изверга сбежал, они вон там живут, некоторые с детишками, — батюшка указывает на отдельно стоящий бревенчатый дом. Мы каждую приютим, но, чтобы как-то жить, надо трудиться в монастырском хозяйстве.

— А есть такие, кого принципиально не берут в монашки?

— Противопоказания примерно такие же, как к вождению, — улыбается батюшка, указуя перстом на свое авто. — Эпилепсия, психические отклонения и нетрезвый ум.

ххх

Но от какого же такого счастья может потянуть в монастырь, если от горя и разочарований нельзя? Мои беседы с теми, кто лишь собирался в монастырь или побывал, но вернулся в мир, показывают, что от хорошей жизни такие мысли не приходят.

У москвички Елены попала в страшную аварию взрослая дочь. Пока за ее жизнь боролись в реанимации, она поклялась, что уйдет в монастырь, если девушка выживет. Но дочь спасти не удалось. Через год после трагедии Елена признается, что иногда ей кажется, что дочь умерла, чтобы избавить ее от монашества. Потому что Елена рада, что ей не пришлось исполнить свое обещание и отказаться от мирской жизни. Сейчас осиротевшая мать корит себя за то, что тогда не сформулировала свою мысль иначе: пусть дочь выживет — и мы будем вместе жить полной жизнью и наслаждаться ею.

32-летняя саратовчанка Елена признается, что год назад хотела уйти в монастырь, депрессию вызвали серьезные осложнения после операции. Сегодня Лена счастлива, что нашлись добрые люди, которые сумели ее отговорить:

— От этого шага меня удержал мой духовник, а еще родные, близкие, друзья и психологи. Батюшка мне попался хороший, он меня выслушал и сказал: у тебя семья — это самое главное! И посоветовал обратиться к православному психологу. Сегодня я понимаю, что мое желание уйти в монастырь было лишь попыткой убежать от реальности и не имело ничего общего с истинным желанием придти к Богу.

— Стремление девушек в монастырь — чаще всего попытка самореализации таким образом, — подтверждает Эллада Пакаленко, психолог с редкой «православной» специализацией. Она является одним из немногих специалистов, работающих именно с «монашеством» — теми, кто хочет уйти от мирской жизни, но сомневается. К Элладе приходят сами, иногда приводят родственники, которым не удается самостоятельно отговорить близких от такого шага. Именно Пакаленко помогла Лене из Саратова избежать монастырской кельи. Эллада знает, о чем говорит: она сама в 20 лет ушла в Донецкий монастырь послушницей.

Эллада Пакаленко. Фото: из личного архива

— Вообще повальным бегством в монастыри всегда сопровождается экономический кризис, геноцид и перенаселенность, — утверждает Эллада. — Если обратиться к истории, видно, что массовые исходы мирян всегда происходят на фоне и как следствие больного социума. А массовый исход женщин — верный признак давления на них. Это происходит, когда женщины перестают справляться с поставленной перед ними задачей и хотят сбросить с себя груз ответственности, доверившись Богу. А у нас исстари девочек воспитывают с очень высокими требованиями: она должна быть и жена, и мать, и красавица, и образованная, и уметь детей прокормить. А мальчики вырастают безответственными, ощущая, что они сами по себе — счастье и подарок для любой женщины.

ххх

Православный психолог уверена: уход в монастырь замещает женщине нереализованную любовь:

— Как показывает практика, в монастырь идут девушки вовсе не из воцерковленных семей, а эмоционально закрытые, с низкой самооценкой и со слабой сексуальностью, полагая, что только в монастырских стенах они будут «поняты». Они не понимают, что это не выход и уж тем более никакое не благо Богу. Для усмирения плоти монастырь тоже не лучшее место: девушкам с нормальной сексуальностью, пытающимся ее таким образом подавить, в монастыре будет тяжко. В том смысле, что они не обретут там успокоения, которого ждут.

Пакаленко рассказывает, что посещала много монастырей, беседовала с послушницами и монахинями и может точно сказать, что приводит вчерашних беззаботных девчонок в кельи. Это плохие отношения с родителями, особенно с матерью, заниженная самооценка и перфекционизм.

— В одном монастыре я увидела таких монахинь, что Голливуд отдыхает! — вспоминает Эллада. — Высокие, стройные девушки модельной внешности. Оказалось, и правда — вчерашние модели, содержанки богатых людей. И такой вызов у них и в глазах, и в речах: «Мне здесь лучше!». Для молодых монастырь — это всегда убегание от проблем, от неудач. Попытка «смены координат» в собственной жизни, чтобы к ним относились иначе. Это не плохо, но это не про истинную веру, а про то, что у этих девушек нет другого инструментария, чтобы изменить свою жизнь — не унывать, работать, учиться, любить. Это про слабость и отсутствие воли к жизни, а вовсе не про любовь к Богу. Хорошие духовники таких отговаривают. А вот всякие секты, напротив, ищут и заманивают. Сектам всегда нужна свежая кровь из разочарованных, отчаявшихся, морально неустойчивых. И они всегда заманивают именно тем, что сулят избранность: «Мы особенные, мы другие, мы выше».

Эллада рассказывает о собственном пути в монастырские стены. Дело было в ее родном Донецке, ей было 20, она была статная и красивая девушка, пользовалась повышенным вниманием мужчин, за что в строгой семье ее постоянно упрекали. В какой-то момент ей захотелось паузы — внутренней тишины, чтобы познать себя. И она убежала в монастырь. С тех пор прошло 20 лет, и Эллада уверяет, что путь назад из монастыря есть. Хотя он, безусловно, нелегкий.

— Я знаю, что такое жить в монастыре послушницей, а потом понять, что это не твое, и уйти оттуда и вернуться в эти стены только в качестве специалиста — «отговаривателя» от монастыря. Сейчас мне 40, я учу людей верить в Бога и соблюдать его заповеди, а не отгораживать себя от внешнего мира просто потому, что нет сил получить то, что хочется, противостоять насилию, злу, боли.

Эллада вспоминает, что при монастыре кроме послушниц и монахинь жили и просто женщины с детьми, которым некуда было идти. У всех обитательниц монастырских стен были свои истории, но в постриг сразу не брали никого. Нужно было пробыть в обители от полугода и, если желание сохранялось, испросить благословения настоятельницы. В основном это были простые женщины, без особых запросов и образования.

ххх

Эксперт по православной этике и психологии Наталья Лясковская признает, что после наступления кризиса женщин, желающих удалиться от мира, стало больше. И выделяет 5 основных типажей «кандидаток в монашки».

Наталья Лясковская. Фото: из личного архива

1. На сегодняшний день чаще всего становятся монахинями воспитанницы монастырей. В России существует множество приютов, где находят защиту, заботу и уход девочки-сироты, потерявшие родителей, дети из неблагополучных семей. Эти девочки растут в женских монастырях под опекой сестер во Христе, которые не только заботятся о физическом здоровье своих воспитанниц, но и душевном — к детям относятся с той любовью, которой они были лишены. По окончании средней школы они могут выйти из стен монастыря, найти свое место в социуме, что нетрудно при обретенных навыках. Однако часто девушки остаются в родном монастыре на всю оставшуюся жизнь, принимают постриг и, в свою очередь, работают в приютах, домах престарелых, в больницах (по послушанию), в школах — а при монастырях есть и музыкальные, и художественные, и гончарные, и другие школы, не только общеобразовательные и церковно-приходские. Эти девушки не мыслят себе жизни без монастыря, вне монашества.

2. Вторая частая причина, по которой приходят в монастырь уже взрослые девушки и женщины, — большое несчастье, перенесенное в миру: потеря ребенка, смерть близких, измена мужа и т.п. Их принимают на послушание, если в течение долгого времени женщина все еще хочет стать монахиней и матушка-настоятельница видит: из нее получится монахиня, ее постригают. Но чаще всего такие женщины постепенно приходят в себя, обретают в монастыре душевные силы и возвращаются в мир.

3. К сожалению, есть и такая категория женщин, которая приходит в монастырь, чтобы «получше устроиться»: им кажется, что в монастыре «все даром» и жизнь медом намазана. Однако тяготы служб и послушания таких быстро отпугивают.

4. Есть еще одна категория женщин, над которыми все чаще берут опеку наши монастыри. Это женщины, не сумевшие встроиться в социальную модель общества или по каким-то причинам выброшенные на обочину жизни: например, потерявшие жилье по вине черных риелторов, изгнанные из дому детьми, пьющие, борющиеся с другими зависимостями. Они живут в монастыре, кормятся при нем, работают по силам, но монахини из них получаются крайне редко. Нужно пройти большой духовный путь, чтобы в таком человеке возгорелся монашеский дух.

5. Иногда встречаются экзотические причины: например, я знаю одну монахиню, которая пошла в монастырь (кроме искренней душевной расположенности к монашескому образу жизни) из-за уникальной библиотеки, которой располагала обитель, избранная ею. В одном из сибирских монастырей есть девушка-негритянка, она приехала в Россию специально для того, чтобы стать монахиней и «жить в тишине»: на ее родине ей приходилось жить в негритянском гетто, где день и ночь стоял ужасный шум. Девушка приняла святое крещение и вот уже четыре года как постриглась в монахини.

Отец Алексей Яндушев-Румянцев. Фото: из личного архива

А отец Алексей Яндушев-Румянцев, префект по учебной и научной работе высшей католической духовной семинарии в Санкт-Петербурге, так объяснил мне истинное женское монашество:

«В избрании женщинами монашеского пути церковь видит особое благословение — как и всегда, когда ее чада посвящают себя молитве и духовному подвигу за мир и за все человечество, ибо в этом и есть любовь к ближнему. Сегодня, как и во все предыдущие эпохи, начиная с раннего Средневековья, среди людей, посвящавших всю свою жизнь служению Богу и молитве, большинство были женщины. Опыт нашей жизни говорит о том, что, будучи по природе деликатными и беззащитными, женщины на самом деле нередко являются более сильными и несравненно более самоотверженными личностями, нежели мужчины. Это сказывается и на их жизненном выборе».

Жанна Голубицкая

Подпишитесь на наши новости в Google News

Больше года назад Сергей Вендин переехал вместе с семьей в Гродно из Нижнего Новгорода. Одна машина вещей, почти год путешествий по России в поисках нового места жительства и вдруг случайное «А поехали в Беларусь?» стало началом новой истории. Исколесив за пару недель пол-Беларуси, семья Вендиных влюбилась в Гродно и осталась здесь жить.

© Sputnik Виталий Дернейко

Сергею Вендину 40 лет. Сначала он жил в Казахстане в городе Байконур (отец был военным), большую часть детства провел в Рязани, а перед переездом в Гродно – 13 лет в Нижнем Новгороде. Здесь у него был хороший дом и успешная работа, но в какой-то момент Сергей решил, что хочет что-то менять.

«Понял, что хочу уйти из работы в крупной корпорации, — рассказывает Сергей. – И перешел на меньшую зарплату коммерческого директора в фирму к своему знакомому, потом пробовал создавать что-то свое. Постепенно это привело к тому, чем я сейчас занимаюсь: продуктовый и инновационный консалтинг, product-менеджмент. Сейчас я могу позволить себе работать из любой точки мира».

В то время Сергей с супругой как раз достраивали дом: хороший участок в 10 минутах от Нижнего Новгорода, 40 соток, красивое место – «живи и радуйся», как говорит Сергей. Но все чаще хотелось что-то поменять.

Две недели на переезд

«Это была любовь с первого взгляда: здесь, в Беларуси, люди такие открытые и добрые, — говорит Сергей. — Меня многое удивляло в белорусах, а сейчас понимаю, что не вернусь обратно».

© Photo : Из личного архива Сергея Вендина Сергей Вендин с детства любил мастерить

Когда продали дом, машину, отправились искать новое место, где им было бы комфортно жить. Ездили по России около года, нигде надолго не задерживаясь. С собой — только самое необходимое, что влезло в обычный седан. После этих поездок семья Вендиных выбирала между Санкт-Петербургом и Казанью. Но прежде, чем осесть, решили поехать отдохнуть. Ни разу не были в Беларуси — отправились сюда на разведку.

«Минск — красивый и ухоженный город, чистый и аккуратный, — говорит Сергей. — Но по своей сути он мало чем отличается от подобных российских. Не зацепил. Потом мы двинулись в сторону Лиды. Просто увидели на карте город, а у жены так звали маму. Исходили город за день, поняли, что он достаточно небольшой. А дальше оказались в Гродно. И влюбились в этот «город с душой».

Спустя две недели Вендины уже возвращались в Нижний Новгород, чтобы доделать все дела, навестить родственников и окончательно переехать в Гродно. Квартиру здесь решили не покупать, ребенок продолжает учиться в российской школе дистанционно. Да и вид на жительство получили очень быстро: «Такие специалисты нам нужны», — ответили Вендиным, помогая с документами. Поэтому трудностей с переездом не возникло.

От идеи до реализации – час

Сергей с детства любил делать что-то руками. А научил всему отчим, когда увидел, как мальчик пытается закрепить провода на аккумуляторе с помощью пластилина. Это маленькое хобби пригодилось на новом месте. Проект «Клiнiка рэчаў» возник неожиданно даже для самого Сергея, хотя до этого он активно занимался благотворительностью. Как-то раз он вместе с семьей сидел в кафе, увидел, что у бариста сломалось зарядное для ноутбука. Предложил починить. Тут же он спросил, как по-белорусски будет «Клиника вещей», спустя час, прямо в кафе выкупил свободный домен palomka.net, зарегистрировал аккаунт в Instagram и решил, что будет помогать людям с ремонтом абсолютно бесплатно.

«Я просто решил попробовать, — вспоминает Сергей. — Изначально даже не было никакой благотворительной ветки, просто такая маленькая бесплатная мастерская. Это уже после, когда я познакомился с сотрудниками благотворительного «Центра ПОРА», решил, что смогу таким способом поддержать проект».

© Photo : Из личного архива Сергея Вендина Мастер берет деньги за ремонт только если необходимо купить дорогостоящие детали.

Вместо оплаты — доброе дело

Сергей Вендин ремонтирует технику бесплатно, а взамен просит перечислить любую сумму в благотворительный «Центр ПОРА!», который помогает детям и взрослым с онкологией.

Сейчас у него горы неработающих игрушек, бытовой техники и электроприборов. Иногда пару заказов, а иногда своей очереди ожидают целые коробки. Кстати, именно игрушками он и хотел заниматься изначально, ведь подобной услуги не предлагает никто, а дети очень часто не хотят расставаться с любимой машинкой или роботом. А вообще, занимается Сергей только небольшим ремонтом, за сложные работы не берется: нужно много дополнительного оборудования, мастерская. Для своего же хобби хватает лишь небольшого места на балконе и паяльника.

Единственный случай, когда мастер берет деньги за ремонт – поломка, требующая покупки серьезных деталей. Так, однажды принесли шуроповерт, который требовал замены двигателя: предупредил хозяина, предложил различные варианты, сам приобрел, отремонтировал. В итоге хозяин инструмента заплатил только за запчасть.

© Sputnik / Виктор Толочко

Сколько перевести на благотворительный счет для помощи онкопациентам, каждый решает сам. Иногда, говорит Сергей, люди жертвуют совсем не пропорциональные работе суммы: большинство клиентов приносит вещи из разряда «припаять-приклеить» — 5 минут работы. Но многие настолько проникаются идеей и хотят помочь детям, что переводят и по 50-60 рублей. Кто-то приносит старые игрушки на запчасти: иногда не просто найти нужные детали для ремонта. Недавно один человек передал банку маленьких винтов — всегда нужные в ремонте мелочи.

«Как-то себе для работы искал обычный фрезер, такой, как используют в маникюре, — рассказывает Сергей Вендин. — Нашел по объявлению, нерабочий. Оказалось, что девушка занимается продажей всего необходимого для маникюра, у нее много бракованных вещей. Она отдала мне их починить. Вот так просто, человеку с улицы. Кстати, она одна из тех, кто жертвует непропорционально больше стоимости ремонта».

Основные затраты по ремонту Сергей берет на себя: покупка мелких расходников, поиски нужных деталей, поездки в мастерские для использования недостающего оборудования. Две мастерские по ремонту бытовой техники, вдохновившись идеей благотворительного проекта, тоже вызвались помочь: одна предлагает клиентам от Вендина сделать ремонт со скидкой, чтобы те основную часть перечислили на помощь детям, другая выручает запчастями и пайкой мелких деталей.

© Photo : Из личного архива Сергея Вендина Иногда люди жертвуют суммы на благотворительность гораздо больше, чем стоил ремонт.

Кстати, это не единственный благотворительный проект семьи Вендиных. 10-летний сын Яша в совершенстве знает английский, учил его одновременно с русским и свободно может рассказать теорию относительности на этом языке («правда, вот шнурки нормально завязывать так и не научился», – подшучивает Сергей). А чтобы ребенку было интересно и чтобы помочь другим детям в освоении иностранного языка, супруга Сергея Елена прошлым летом организовала бесплатный английский разговорный клуб. В нем дети общались друг с другом без участия взрослых, разговаривали о своих увлечениях, выполняли креативные задания, играли в настольные игры. В какой-то момент пришла идея приглашать англоговорящих иностранцев. Через Instagram удалось найти студентов из Мальдив, которые как раз тренировали русский для обучения в гродненском вузе. Помещения для занятий бесплатно предоставляли кафе и рестораны. Но позже из-за пандемии проект пришлось на время приостановить.

Из Беларуси с любовью

Сергей может долго говорить о Беларуси, сравнивая ее с Россией. Конечно, сейчас из-за политических событий о многих вещах судить пока сложно. Но все равно впечатления о стране у Вендиных самые теплые. Они много путешествуют по Беларуси (к слову, больше, чем многие местные жители), исколесили почти всю страну, видели все главные достопримечательности, замки, озера, многие районные центры. Появилась новая традиция – каждый год ездить на Нарочь.

«Мы почувствовали здесь такое тепло и душевность. Инфраструктура в городе лучше, развлечений хватает, но при этом Гродно спокойный и тихий. Когда мы жили в Нижнем Новгороде, то в шутку называли наш город «местом, где нельзя пройти больше 300 метров, не встретив препятствие» — сложно проехать с коляской, на велосипеде. В Гродно же я могу добраться на двух колесах до центра, проехав 10 километров с минимальными для велосипедиста трудностями», — делится Сергей.

Особенно тепло Вендин отзывается о людях. Белорусы, по его мнению, оказались более доброжелательными, вежливыми и общительными. О своем первом месте жительства в Беларуси чуть позже Сергей услышал, что оно считалось не лучшим районом: мол, здесь много социального жилья, неблагополучных семей. И он долго не понимал, почему же этот район считается таким, ведь видел здесь абсолютно нормальные семьи и вежливых соседей.

«Нам казалось, что люди здесь просветленные, — шутит Сергей. – Был удивлен, когда не полностью закрывали окно в машине. Я подходил сказать, что это может быть небезопасно, мало ли, забыли. И долго не понимал, почему люди удивлялись. А когда видели мое авто с российскими номерами, сразу же закрывали».

© Photo : Из личного архива Сергея Вендина Для хобби Сергея достаточно небольшого места на балконе и паяльника.

Сначала было тяжело привыкнуть к медленному и размеренному движению на дорогах, ведь в России все прямо противоположно. Сергей вспоминает немало историй с российских дорог, ведь сам он привык ездить по правилам, за что регулярно «получал»: угрожали, приезжали домой, даже наставляли пистолет.

«Тут люди ближе нам по духу. Мы видим это в мелочах: в том, как мама учит своего ребенка на детской площадке, как люди сортируют мусор, как относятся к чужому. Хотя сами белорусы, удивляются и говорят, что я слишком хорошо о них думаю, мол, и у нас ведь также. Но пока я ни разу с таким не встречался».

Монахини — это не мрачные отшельницы.

«Дорогая мамочка, я ухожу от мира, как давно решила. Не сердись на меня. Так надо. Все же прочти как-нибудь Библию. Только там ты сможешь найти утешение и объяснение моего выбора. Иначе ты вряд ли поймешь меня. Именно поэтому не говорю, куда именно я ухожу. Но я не вернусь, потому что решила твердо. Не ищите меня. Это далеко. И не беспокойтесь, монастырские стены укроют меня от зла лучше любой крепости.

Знакомым объясни, как тебе больше хочется. Но не говорите Павлику (младший братик) обо мне плохо. Не берите грех на душу.

Я очень люблю всех вас. И отца. И буду молиться за вас. Простите меня. Пусть Бог вас хранит. Надеюсь, еще свидимся».

Это письмо Маргарита Петровна — преподаватель одного из столичных университетов, стопроцентная атеистка — нашла утром на кухонном столе. Кровать старшей дочери была аккуратно заправлена. Почти все вещи на месте. Видимо, Ляля взяла с собой только самое необходимое.

Маргарита Петровна вспомнила, как ночью проснулась от того, что Лялька тыкалась мокрым от слез лицом ей в ладонь и повторяла: «Любименькая ты моя, мамочка родная, как же я без тебя…» Но тогда же она вспомнила, какую обиду нанесла ей дочь накануне, и, решив пока не прощать строптивую девчонку, выдернула руку.

— Я решила: «Пусть еще подумает над своим поведением, а утром помиримся», — тяжело вздыхает Маргарита Петровна. — А она, оказывается, и вправду прощалась.

«Кто любит отца своего или мать свою больше, чем Меня, тот не достоин Меня…»(Евангелие от Матфея.)

За день до своего исчезновения Ляля отпраздновала свое 18-летие. Впрочем, «отпраздновала» — сильно сказано. Потому что сей знаменательный день пришелся на пятницу, 9 апреля, то есть на самый строгий день поста Страстной недели (в этот день, по Библии, Христа распяли).

— Я не буду отмечать. Не могу, — тихо, но упрямо заявила девушка, когда в четверг отец объявил о готовящемся празднике.

— Мы хотели сделать тебе сюрприз, и все гости уже созваны, — досадовал отец. — Мы не учли, что пост. Но отменить праздник уже нельзя. Заказан стол в ресторане. Деньги потрачены большие, и никто нам их не вернет.

— Мы немного посидим вечером, и все, — уговаривала мама. — Я не думаю, что Бог на тебя обидится. Я тебя очень прошу. Отец очень для тебя старался.

Ляля уперлась. Сначала спорила. Потом замолчала. Упрямое молчание было ее любимым оружием. Родители решили, что уговорили.

Утром ходили по квартире на цыпочках, чтобы не разбудить «новорожденную» раньше времени, и все время прислушивались у ее двери. На столе сиял кремово-персиковый торт со свечками, готовыми зажечься в любую минуту. И лежали подарки.

— А ее нет, — мрачно сообщил Павлик, не выдержав и заглянув в комнату сестры в 11 утра.

Отец ударил кулаком прямо в кружевную мякоть торта и выругался: «Вот… Я так и знал! Не может, чтобы всем не нагадить».

Надеялись до самого вечера. Скандалили — выясняли, кто виноват, что дочь такая эгоистка. Весь день звонили родственники с поздравлениями. Закончилось все тем, что отец забрал бархатную коробочку с золотым колечком, которое предназначалось имениннице, и ушел в ресторан один. Мама плакала на кровати. Павлик ее утешал.

А в 11 вечера вернулась из церкви скорбная Ляля.

— Как ты могла? — бросила ей с порога горький упрек мать. — Неужели ты Его любишь больше, чем меня?

Ляля подумала, опустила глаза и прошептала: «Больше».

— Я своим ушам не поверила, — роняет слезы то ли горя, то ли негодования Маргарита Петровна. — Несколько раз ее повторить просила. И она повторяла. Как зомби! Я ведь ее пяточки расцеловывала, над кроваткой не спала, когда она болела, жизнь за нее готова была отдать! Как она так могла?!

«Блаженны плачущие, — ибо они утешатся».(Евангелие от Матфея, Нагорная проповедь.)

В детстве Ляля была обычной девочкой. Только очень тихой и полненькой. Мальчишки обижали ее, а она постоянно плакала и даже не пыталась ответить. Единственным достоинством девочки была коса. Длинная-предлинная! И еще Ляля хорошо читала. Особенно любила книжки про животных. Но училась средне, чем очень расстраивала честолюбивого отца-медика, который на учебу всю свою жизнь положил.

— Наша Лялька — дура, — говорил он прямо при дочери. — Замужество и пеленки с кастрюлями — вот единственная карьера, которую она осилит.

А потом, вечерами, в темноте убеждал негодующую маму:

— Ничего не будет с ее психикой! Я ее раззадориваю. А то она и школу не окончит такими темпами. А так — хоть из чувства протеста.

Когда Ляле исполнилось 12, в школе к ней надежно приклеилось прозвище тумба-юмба, и стало ясно, что школьных и дворовых друзей у нее не будет. Но именно тогда появилась Ирка.

Ляля выгуливала в коляске новорожденного братика, когда к ней на скамейку присела девочка-ровесница и спросила, сколько она растила такую косу.

— Лялька тогда была молчаливой, — вспоминает Ира. — Но мы с ней все-таки подружились. Ляля рассказала, что влюблена в одного мальчика. И даже показала его издалека. Я тоже была влюблена. На том и сошлись. С тех пор встречались вечерами и начинали обсуждать свои безответные любови. А однажды при мне этот Лялькин мальчик обозвал ее и кинул в нее огрызком яблока. С тех пор Ляля разлюбила говорить про мальчиков. Но охотно слушала мои россказни. Я немного стеснялась дружбы с ней, но не ссорилась, потому что жалела. Она была очень доброй.

«Какая польза человеку, если он обретет весь мир, а душе своей повредит».(Евангелие от Матфея.)

Ходить в церковь Ляля начала лет в 15. Именно тогда они с Ирой и расстались. Не ссорились. Просто перестали видеться.

— Сначала она рассказывала, что ходит в какую-то воскресную школу, — вспоминает Ира. — Говорила, что там у нее есть подруги и что все они вместе помогают стареньким бабушкам — ходят за продуктами. Ляля звала туда, но у меня в ту пору разгорался первый роман, и я отказалась.

А потом пятиэтажка, в которой жила Ляля, пошла под снос. Семейство переехало, и подружки окончательно потерялись.

Увидев у Ляли в комнате Библию, родители удивились. Заметив, что она молится перед едой, переполошились. Мама пошла с ней в церковь, чтобы убедиться, что Ляля не попала в секту.

— Это была обычная церковь, недалеко от метро «Сокол», кажется, — рассказывает Маргарита Петровна. — Девочки — ее подружки — восторга у меня не вызвали, но и не испугали. Серенькие такие мышки в платочках. Стояли, молились… Я, правда, не ожидала, что моя дочь будет такой тихоней, но что ж поделаешь.

«Это лучше, чем наркотики», — решили родители. И оставили Лялю в покое. Правда, за обедом отец постоянно подтрунивал над ней. А иногда и раздражался, когда Ляля отказывалась есть мясные блюда в пост. Пытался вести с ней биологические ликбезы о том, как зародилась жизнь… Вот тогда-то Лялька и научилась упрямо молчать.

По-настоящему Владимир Владимирович взбеленился, когда на его вопрос, как Ляля собирается поступать в институт с ее тройками, дочь ответила: «Я не буду поступать. Я собираюсь в монастырь».

— Все почему-то тогда сразу поняли, что это не шутка, — вспоминает Маргарита Петровна. — Был жуткий скандал. Володя потребовал у Ляли телефоны ее подружек. А потом обзванивал их родителей с гневными претензиями, что девочки вбили Ляле в голову мысль о монастыре.

Но, как тогда оказалось, родители всех четырех девочек — лучших Лялиных подружек — впервые об этом слышали. Мало того — две из четырех готовились к поступлению в институты. А одна даже в медицинский. Когда это выяснилось, Владимир Владимирович объявил дочери, что она «дура блаженная» и что больше всего на свете он стыдится именно ее.

«…И показал Диавол Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: «Все это дам Тебе, если падши поклонишься Мне».

— Только не вините его, — говорит о муже Маргарита Петровна. — Он по ночам не спал, так переживал за Ляльку. Думал, она умом тронулась. Как-то водил ее к психологу, но она там ни слова не сказала. Просто сидела и молчала.

Владимир Владимирович пытался запретить Ляле ходить в церковь, но быстро опомнился и даже просил у нее прощения. Потом пытался увлечь ее театром. Водил в музеи. Но Ляля не проявляла особого интереса. И вечерами после таких культпоходов отец с дочерью неизменно ссорились. Происходило это после традиционного разговора:

— Но ведь это интереснее…

— Это очень интересно, но не мое.

Однажды отец пригласил домой сослуживца с сыном. Девятнадцатилетнего мальчика звали Саша, и он был очень красив. Маргарита Петровна знала, что Сашу попросили увлечь Лялю, и страшно жалела дочь. Но муж убедил, что так надо. Увы, ничего не вышло. На все вопросы Ляля отвечала только «да» и «нет». А когда отец стал настаивать, чтобы она хоть раз распустила неизменный пучок и показала, какие красивые у нее волосы, заплакала и ушла в комнату. Гости почувствовали себя неловко и тоже ушли. Вечер снова закончился скандалом.

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».(Евангелие от Матфея, Нагорная проповедь.)

Не успела Маргарита Петровна осмыслить прощальное Лялино письмо, как зазвонил телефон. Это звонила мама Светы — одной из «церковных» подружек Ляли.

— Вы знаете, что они собрались в монастырь?

— Да.

— Это все ваша дочь! Света бы в жизни до такого сама не дошла!

Маргарита Петровна положила трубку и принялась пить валерьянку. День прошел в ожидании. Ночь — в волнении. Следующее утро — в панике. Как выяснилось, все пять девочек оставили родителям письма примерно одного содержания — сообщили, что уходят от мира и их решение окончательное. Только самая младшая — 17-летняя Леночка (остальным ее подругам уже исполнилось восемнадцать) — в постскриптуме написала: «Не знаю, хватит ли у меня силы веры. Я проверю себя и если не смогу, то вернусь. Верю, что вы меня простите и поймете». Но родители именно этой девочки как раз отнеслись к ее решению достаточно спокойно. И, хотя остальные давят на них, убеждая подать в милицию заявление о пропаже несовершеннолетней, отказываются от этого.

Ни одна из девочек не оставила адреса и даже намека на место, куда они собрались ехать. Ни одна не взяла с собой вещи.

Родители обзвонили всех их старых друзей — никаких следов. Звонили в московские монастыри, телефоны которых обнаружили в оставленных записных книжках, но нигде им не смогли ответить ничего вразумительного. А настоятельница одной из обителей так прямо и сказала: «У меня их нет, но если бы и были, я бы не стала выдавать послушниц вопреки их воле. Что с того, что вы их родители? Ведь их души вам не принадлежат. А в монастырь затем и уходят, чтобы с мирской жизнью порвать».

— Я ее найду хоть с милицией, с собаками! — грозится Владимир Владимирович — Лялин отец. — Дрянь такая, мать плачет, ночами не спит. Два раза «Скорая» ее с сердечными приступами увозила, а эта эгоистка плюет на все.

А мама только роняет слезы и молчит. Лишь раз прошептала: «Только бы увидеть ее, сказать, что люблю… Может, и вернулась бы?»

МНЕНИЕ ПАТРИАРХИИ

В Москве бум уходов молодежи в монастыри

Комментирует заведующий службой по связям с общественностью Виктор МАЛУХИН:

— В последнее время действительно в монастырях появилось очень много молодежи. Далеко не все принимают постриг. Кто-то годами пребывает в послушниках (так называются люди, которые собираются стать монахами, но еще не решили окончательно). Кто-то приходит в монастырь просто, чтобы привести в порядок свою душу, и подолгу живет там, работая вместе с монахами.

Видимо, эти девушки тоже сделали свой выбор. Причем, если они попросят настоятельницу не выдавать их и объяснят причину — непонимание родителей, — она выполнит их просьбу. И поиски с милицией не выход. Во-первых, это сложно: Россия большая, и монастырей в ней очень много. Поди осмотри все! И даже если их и найдут — идя на конфликт с дочерьми, родители рискуют просто потерять их навсегда. Надо уважать душу своих любимых, их решение. Ведь они — взрослые люди.

Единственный способ для родителей поправить ситуацию — обратиться к девочкам через ту же газету с просьбой откликнуться. И непременно пообещать им взамен понимание.

ЧТО ГОВОРИТ ЗАКОН

Совершеннолетними у нас по Гражданскому кодексу считаются граждане, достигшие восемнадцати лет. До этого возраста они, с правовой точки зрения, неполностью дееспособны. Так что четыре из пяти подружек имеют полное право распоряжаться своей судьбой. А вот по поводу 17-летней девушки вопросы есть. Не должен был монастырь принимать ее без согласия родителей.

Если бы ваш ребенок собрался уйти в монастырь?

28.05.2016 11:09 Вопрос священнику

Нередко наши пользователи задают вопросы, связанные с монастырями. Как уйти в монастырь, можно ли пожить в монастыре некоторое время, и может ли жизнь в монастыре помочь справиться с депрессией. Мы попросили игумена Игнатия ответить на эти и другие вопросы, связанные с монашеством.

Отвечает игумен Игнатий Сидоренко:

Отец Игнатий, скажите, пожалуйста, много ли в Казахстане монастырей?

На сегодняшний день, в Митрополичьем Округе Русской Православной Церкви в Республике Казахстан, действуют две мужских пустыни и 6 монастырей -1 мужской и 5 женских.

Мужская пустынь во имя святых преподобномучеников Серафима и Феогноста Алма-Атинских, находится в Кызылжарском ущелье близ города Каскелен; Мужская пустынь во имя святого преподобного Силуана Афонского в горах недалеко от города Иссык.

Женские монастыри Астанайской и Алматинской епархии: Иверско-Серафимовский в городе Алматы и монастырь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Астане.

В Усть-Каменогорске мужской; в Семипалатинске, Павлодаре, Петропавловске, Караганде женские монастыри.

Расскажите, пожалуйста, что такое монашество?

Монашество – сознательное уклонение от общепринятого повсеместно образа жизни ради познания Господа Иисуса Христа.

«…все почитаю тщетой ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа…» (Фил. 3,8).

Апостол Павел за лучшее признает оставаться без жены, — «…я хочу, чтобы вы были без забот…» — пишет он коринфянам, — «…неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1 Кор. 7,26-34).

Даже в миру редко, но можно встретить убежденных холостяков, которые решили не создавать себе проблем, связанных с браком и воспитанием детей. К таким отношение в обществе неоднозначное. Их считают странными, чудаками, эгоистами, живущими для самих себя или людьми неспособными к браку по состоянию здоровья.
Если рассмотреть причины вступления в брачные отношения, то все они будут в мирской плоскости естественных телесных устремлений и душевных привязанностей, которые причиняют душе скорби. Поэтому Апостол Павел говорит тем, кто избирает брак, — «…мне вас жаль…»

Монах же, осознавая всю ценность брака следуя советам Апостола Павла, избирает иной путь по причине всецелого восхищения его души общением с Богом.
У преподобного Амвросия Оптинского спросили, что же такое монашество, он ответил: «блаженство».
Если бы мир знал, то блаженство, которым утешает Господь монашествующих, то отрекся бы от всего и последовал бы этому блаженному призванию.

Сложно ли стать монахом?

Легко, если это делается охотно — с радостью птицы освободившейся из мирской сети. Мир — это система, которая обусловлена своими законами. Родился, учился, женился, работал, растил детей, женил их, нянчил внуков/правнуков, болел, умер. Монашество — рождение от Духа в жизнь вечную и выход из системы

Брак это 100% поглощение внимания и времени непрестанными заботами о жене и детях/внуках. Монашество – 100 % заполнение времени молитвами и послушаниями. Брак непрестанные думы. Монашество непрестанные молитвы. Брак один и тот же набор функций до старости и изнеможения. Монашество ты в Боге, а тело в работе.

Как только в сердце не останется мысли о браке возникнет следующий этап — отвержение своей воли во имя Воли Божией. Человеческое «хочу» работает в диапазоне эгоизма. Монашеское «хочу» направлено на познание и исполнения воли Божией. Послушание есть сознательное целенаправленное отвержение своеволия во имя познания воли Божией.

Как мирянину стать послушником? Что для этого нужно?

Для начала, неплохо бы стать трудником. На монашество надо смотреть изнутри. Приехать в монастырь, потрудиться во Славу Божию, помолиться на монастырских службах. Затем, если все пришлось по душе следует обратиться к игумену монастыря с прошением о принятии в число послушников.

Фраза «уйти в монастырь» в настоящее время стала некоторым клише, которое означает «убежать от проблем». Отец Игнатий, можно ли убежать от проблем в монастырь? И какие сложности ждут человека, решившего стать монахом или послушником?

От проблем в монастыре не спрятаться так как от себя не уйти. В монастыре все проблемы обострятся, и станет еще хуже, чем было. Все проблемы надо разрешить до монастыря. Самая главная проблема или, как вы выражаетесь, сложность — это отречение от своей воли. Попробуйте ради интереса безропотно подчиняться своим родителям, начальству на работе, всем Божиим заповедям. Если получится, то можно идти и пробовать себя послушником в монастыре.

Отец Игнатий, нередко, человек страдающий депрессией, считает, что уединение в монастыре может помочь ему справиться с этой болезнью. Так ли это? Оправданы ли такие надежды?

Нужно понимать, что природа депрессий довольно различна. В случае, когда депрессия зависит от состояния организма, не зависит от внешних факторов жизни человека, это уже болезнь и её надо лечить соответствующим образом. Однообразные условия жизни в монастыре, наоборот, могут способствовать усилению депрессии, если почитать монашескую литературу, то можно узнать, что уныние это одна из основных страстей, нападающих на монашествующих, поэтому, прежде, чем идти в монастырь, надо знать, как и уметь бороться с этими страстями и не надеяться, что в монастыре кто-то решит ваши проблемы вместо вас.

Уход в монастырь — это признание, что Вы хотите посвятить себя служению Богу, а не клиника душевного состояния. От депрессии скорее поможет осознание того, что у вас все не так уж плохо, что есть люди, которым гораздо тяжелее. Оглянитесь вокруг вместо того, что бы жалеть себя. Например, отдайте свой заработок за три дня одинокой маме, воспитывающей двоих детей, или соорудите пандус к подъезду для соседа — инвалида. Приберите квартиру, вымойте окна и вздохните полной грудью. Опыт показывает, что в большинстве случаев, то, что люди назвали для себя депрессией, после таких упражнений улетучивается в два счёта. Хотя, повторюсь: депрессия бывает разной.

Может ли человек, страдающий алкоголизмом или наркоманией, обратиться за помощью в монастырь?

Да, конечно может. Если человек действительно желает избавиться от зависимости, то условия монастырской жизни, действительно способны стать неплохой помощью.
Что делать человеку, который ощущает опустошение, не может найти смысл жизни и хочет обрести его, уйдя в монастырь? С чего начать?

Уходить, с целью найти – это уже путь, обречённый на провал. В миру легче найти смысл жизни. Во-первых, это наша вера православная, приводящая человека ко Христу, это и Церковь со спасительным уставом, богослужебным кругом, это церковные праздники и посты. А в монастырь надо идти уже обретшим смысл жизни и желающим ни на что житейское не отвлекаться от Господа нашего Иисуса Христа. Так что начать надо с того, что приведет нас ко Христу — с исповеди и регулярного Причастия. Нужно войти в Церковный ритм: среда, пятница — пост, в воскресение — служба.

Отец Игнатий, а как поддержать близкого человека, который выражает желание уйти в монастырь?

Главное не препятствовать. А лучшая помощь здесь, это конечно молитва, ну и радость за человека, который ощутил в себе желание всецело посвятить себя Богу.

Если среди ваших знакомых есть такие – «не от мира сего» посоветуйте им написать мне по адресу Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.; я постараюсь помочь им.

Пожелаю всем читателям обрести мир во Христе и стяжать благодать Святаго Духа. Хотите стать монахами или монахинями, начните в миру жить иначе, чем жили, углубляясь в молитвенное умное делание, чтение святоотеческой литературы, упражнение в посте и стремлении к регулярному Причастию. И все это надо делать так, чтобы никто этого не заметил, то есть, никого не раздражая этим и никого не осуждая. И тогда Свет Христов просветит наши души к желанию быть всегда с Ним неразлучно.

Спасибо за беседу, отец Игнатий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *