Начиная с 1943 года, каждый член организации был обязан обучаться психологическим методам проповедования. Для этого была введена т.н. «Школа теократического служения» и начали издаваться специальные «книги для изучения».
Самый идеальный вариант «проповеди» – на квартире, поскольку при разговоре на улице, даже если удаётся предложить религиозную литературу, крайне редко человек готов оставить свой номер телефона или домашний адрес.
Система «проповеди» включает в себя пять основных принципов:
1. Куй железо, пока горячо
Под благовидным предлогом и доброжелательным тоном, используя нейтральные преподнесения для вступления в контакт, начать «бесплатное изучение Библии». Если человек отзывается, планируется обязательное еженедельное посещение его квартиры. Отмечаются и записываются все нюансы о жильце. Например, если в квартире замечена икона, человека похвалят за то, что он верит в Бога. Если замечена коляска – перейдут на тему детей. В «Нашем Царственном служении» за апрель 2010 года (стр. 2) членам организации напоминается «старательно делать подробные записи о тех, кто проявил интерес» и, пока они не передумали, «как можно быстрее посетить их повторно».
Часто Свидетели Иеговы ведут себя напористо. После нескольких посещений они уже настроены на то, что хозяин квартиры — хорошо знакомый человек, которого можно обрабатывать более прямолинейно, играя на чувстве страха за свою жизнь и мнимой ответственности.
2. Обезоружить противника
При первых же посещениях обращается внимание на недопустимость вмешательства в «изучение» близких родственников и друзей. В брошюре для изучения «Что требует Бог» (стр. 3) в первом же уроке говорится: «Не все будут рады тому, что ты изучаешь Библию, но не позволяй никому помешать тебе. Познание Бога и исполнение его воли, вопреки сопротивлению,— залог твоего вечного будущего». О том же самом предупреждается в первом уроке книги для изучения «Чему на самом деле учит Библия» (стр. 17). В дальнейшем, если родственники или друзья начнут отговаривать человека от т.н. «изучения» и вступления в ОСБ, они будут выглядеть пособниками сатаны, поскольку их действия соответствуют тому, о чем «пророчески» предупреждали Свидетели Иеговы.
3. Указать своё место
Стоит задача сразу же – поначалу в мягкой форме – внушить человеку мысль о том, что проповедники — «счастливые» представители единственной истинной религии, «библейские» советы которой идеальны и непререкаемы. Человеку предлагают заранее прочитывать определенный объём информации, просматривать идеологически выверенные фильмы и как можно раньше посещать собрания. Вскоре тон «изучений» становится деловым, и «изучающий» постепенно смиряется с позицией кроткого ученика. Чтобы помочь в этом, книги и брошюры Свидетелей Иеговы обращаются к читателю на «ты», словно родитель обучает несмышлёное дитя.
Сколько бы людей ни предупреждали об опасности сект и прочих околорелигиозных групп — меньше их от этого не становится. Люди продолжают верить и доверять. Сначала верят книгам и рассказам о чудесных исцелениях, потом доверяют свое имущество, деньги, уходят из семей. Более того, число сект растет и вокруг традиционных религий. Встретить представителей сектантов можно даже возле почитаемых православными мест. На собственном опыте это проверяла корреспондент «Солидарности”.
НАТКНУТЬСЯ ЛЕГКО…
Воскресное утро. Николо-Архангельское кладбище в районе Новокосино, могила почитаемого старца Сампсона. Там всегда многолюдно. К Сампсону приходят за помощью и исцелением. На протоптанной дорожке к святому месту стоят две пожилые женщины с большими рюкзаками. Она из них с восторженным лицом призывает проходящих мимо купить книги про чудесного старца Алексея.
— Вы даже не представляете, какое счастье вы испытаете, купив эту книжку! Он (старец. — А.П.) стольким людям помог! — убеждает женщина.
С наигранным любопытством начинаю расспрашивать про чудесного старца, листаю книжку. Интересуюсь ценой «счастья”. Женщины с интересом рассматривают мои руки в многочисленных кольцах и продолжают рассказывать про пензенского святого. Книжица стоит «всего” 250 рублей. Но я широким жестом даю 300 и не беру сдачу — надо разговорить «агитаторов”.
— Вы приезжайте к нам, — продолжает одна из женщин, — приходите к батюшке. Он вас приютит. Знаете, как это здорово — пожить у нас и поработать на батюшку! Только у нас больше чем на три дня нельзя сразу приезжать. И вы сразу в монастырь приезжайте. В храм не ходите — это плохой храм.
Мужчина, проходящий мимо, пытается возмутиться:
— Что вы здесь базар устроили! Нашли место — на могилах торговать!
— Вот, я же говорю, — парирует женщина, — на нас такие гонения начались, такие гонения… Но им воздастся! — и начинает диктовать адрес, телефон и объяснять дорогу до святого места.
На книге «Пензенский старец Алексий. «Приидите ко мне все труждающиеся” значится адрес: Пензенская обл., Бессоновский р-н, пос. Победы. Эта книга — пятая из вышедших в данной серии, на ней стоит якобы благословение правящего архиерея Пензенской епархии, Архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета. Однако в епархиальном управлении Пензы отвечают четко и ясно: благословения на данное издание владыка Филарет не давал. А документов на такого клирика, как схиигумен Алексий (в миру Шумилин), в Пензенской епархии вообще нет.
Если же покопаться в Интернете, можно найти серию данных книг в «черном списке” и даже в онлайн-справочнике по сектам.
ПОД ФЛАГОМ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
В России десятки псевдоправославных сект. Их активисты ходят по храмам и вербуют тех, кто плохо разбирается в православии. Об этом неоднократно говорил президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект, профессор Александр Дворкин. По его словам, вербовка в такие секты происходит рядом с храмами и святыми местами. Иногда секты возглавляют бывшие священники и монахи РПЦ, которых давно лишили сана.
Почему же людям так легко «запудрить мозги”? Из-за твердой уверенности, что рядом со святым местом не может происходить ничего противозаконного. Второй момент — знание православия. Вербовщики ориентируются на людей, которые не разбираются в тонкостях учения церкви. Ни у одного человека на Николо-Архангельском кладбище, к которым подходили женщины со «святыми” книжицами, не возник вопрос: как же так? Тут могила старца Сампсона, так при чем здесь непонятный пензенский старец и книги про него?
«Учение сектантов, работающих под флагом Русской православной церкви, построено с тем расчетом, чтобы их идеями интересовались люди, испытывающие интерес к Православию. То есть целевой аудиторией сектантских вербовщиков изначально является церковная и околоцерковная среда”, — пишет Александр Кузьмин, руководитель Саратовского отделения Центра религиоведческих исследований, редактор сайта antiсекта.
И, оправдывая свои действия, за основу сектанты берут переиначенные до неузнаваемости традиционные религиозные предписания. Например: «Скоро у нас будет конец света, и богатым негоже идти к Богу”.
Лидеры сект — это, как правило, люди с неуравновешенной психикой и неудовлетворенным чувством всеобщего признания. Многие из них одеваются в священнические или монашеские одежды, называют свои имена с приставкой «отец” или «схимонах”. Отчасти такие религиозные группы дискредитируют священноначалие РПЦ в глазах общественности. Но самое страшное в другом: любая секта наносит вред психике ее последователей, так как применяет практику контроля сознания.
— Секта — это направление, которое откололось от основного столпа религии. Вред от любой секты определяется лишь составом преступления, — разъясняет понятие частный детектив Вячеслав Демин, много лет занимающийся поиском пропавших без вести и пострадавших от оккультизма людей. — Если состава преступления нет — значит, можно говорить, что это организация безобидная и работает в рамках закона. Верить можно хоть в чупокабру, и креститься хоть пяткой через левое плечо — для этого и есть свобода вероисповедания и закон о свободе совести. Но если при этом имеет место мошенничество, или же секта преследует цель завладеть имуществом человека — тут уже встает вопрос не о религии, а о составе преступления.
С юридической точки зрения религиозные группы неподсудны. Потому что они якобы получают материальные блага от своих последователей исключительно на добровольной основе: дарения, пожертвования и тому подобные вещи. Поэтому правоохранительные органы редко берутся за «раскручивание” таких дел. Если, конечно, за данной группой не тянется «хвост” из других, более тяжких и более явных преступлений: убийства, угоны автомобилей и пр. «Но статей, по которым можно возбудить дело на сектантов, великое множество! — скажет человек с юридическим образованием. Это и «мошенничество”, и «незаконное лишение свободы”, и «использование рабского труда”, и множество других. Однако все эти правонарушения происходят скрыто, и о них не поступают заявления в милицию.
— Возбудить уголовное дело можно по факту заявления от потерпевших. Только беда в том, что пострадавшие от деятельности религиозной организации сами не обращаются в милицию. Приходят их родственники или близкие. А сами потерпевшие уже попадают в зависимость от религиозной организации и ведут себя неадекватно, — резюмирует Демин.
Выявить эти преступления можно: надо внедрять в секту оперативников, искать доказательства, вести наблюдения и скрытые съемки, чтобы в итоге был доказан состав преступления. А это долго и дорого.
КОЛИЧЕСТВО И КАЧЕСТВО
Бум возникновения сект в России был в 1990-е годы. К нам перекочевало множество западных религиозных групп, деятельность которых в их странах была или запрещена, или серьезно ограничена. Вспомнить хотя бы тоталитарные секты «Свидетели Иеговы”, «Аум Синрикё” или «Белое Братство”. Начали образовываться и исключительно российские группы. Сколько их было тогда и сколько сейчас — ответить однозначно не может никто. Потому что в нынешнее время, в отличие от 90-х, религиозным организациям регистрироваться невыгодно. Тогда их освобождали от налогов, теперь же и условия регистрации жестче, и от налогов не освобождают.
Если поискать в Интернете, можно обнаружить несколько сотен религиозных образований. Сейчас стали актуальны и компьютерные формы вербовки в секты. Религиозные и околорелигиозные группы во всемирной паутине поражают многообразием. Причем секты могут приобретать форму курсов: «адаптация в современном мире”, «путь к себе”, «психологические тренинги” и т.д. По скромным подсчетам, только в московском регионе более тысячи различных религиозных групп.
КАК НЕ ПОПАСТЬСЯ НА КРЮЧОК
В группе риска не только люди, приходящие на святые места. Хотя именно у святых мест человека проще «зацепить” и втереться к нему в доверие.
— У каждого человека существует проблема. Или со здоровьем, или с карьерой, или в отношениях. Если человек пришел за помощью к святым местам, то есть обратился к «высшим силам”, значит, он уже готов верить. Если человек пришел просить помощи — значит, отчаялся получить ее другим путем, — комментирует Вячеслав Демин.
Вербуют в секты по-разному. И известным распространением литературы на улице («Свидетели Иеговы”), и более тонкими методами.
— Если у группы есть интерес к конкретному человеку — его можно завербовать. Интерес возникает, как правило, не к человеку, а к его благосостоянию, — объясняет Демин. — В Москве, как и во многих городах, существуют элитные районы. Утром люди, имеющие дома домашних животных, выводят их на прогулку. И обычно по утрам с собаками гуляют не домработницы, а хозяева. Оценивается порода собаки и внешний вид хозяина или хозяйки. Чаще всего вербуют женщин. Наблюдают за объектом пару дней, а потом на площадке во дворе появляется человек с такой же собакой. Путь прост до элементарности — главное, найти общую тему для разговора. У собачников это не проблема. С неделю они общаются. Потом «вербовщик” пропадает на несколько дней и появляется снова, рассказывая о какой-нибудь случившейся беде: болезнь, неприятность с родственником и так далее. И что эту беду помогла решить бабушка из Калужской области, святой источник в Пензенской губернии или экстрасенс из ближнего Подмосковья. Главное, чтобы была видна проблема и магический исход ее решения. Все. Обычно после этого человек, даже не имеющий видимых бед, вспоминает про свои семейные неурядицы, болезни и прочее и готов ехать в любую точку планеты, с любой суммой денег, чтобы эти проблемы решить. От вербовки до присвоения денежных средств человека проходит от двух месяцев до полугода. Каждый человек завязан на мистике. Даже человек, говорящий, что он стопроцентный атеист, — он уже верит в то, что он атеист, — завершает Демин.
Люди, которые остаются в секте, работают на нее. Это и сбор подаяний, и другая работа на благо общины.
— Вычислить секту не так уж сложно. Во-первых, указами патриарха у нас запрещено неоформленное распространение литературы и православной атрибутики в святых местах, а также сбор подаяний,- разъясняет Демин. — И подобное поведение уже должно настораживать.
Одной из отличительных особенностей сект является и ее возраст. Со временем секты или исчезают, или сливаются друг с другом, или превращаются в отдельные религии. Понятие «секта” редко применимо к религиозным организациям, существующим более 100 — 200 лет. Вербовщики почти никогда не сообщают истинное название своей организации.
В группе риска — все, кому плохо, у кого кризис в жизни. Те, кто хочет поверить в чудо. Только прежде чем безоговорочно доверять — проверьте, не значится ли данная группа в «черном списке” или в базе данных «Их разыскивает милиция”.
Алена ПАХОМЕНКО 2010-04-26 18:47:04