Одним из самых распространенных вопросов на беседе перед крещением является вопрос о выборе имени будущему маленькому христианину. Актуален он не только потому, что сейчас крестится много Лилиан и Снежан, а в Татарстане Рустемов и Айратов. Дело не только в фантазии родителей при выборе имени «по паспорту», но и в суеверных представлениях о том, что нужно выбрать второе имя чтобы «не сглазили». Как выбрать имя для крещения, что необходимо знать об этом и как не впасть в суеверные крайности — об этом поговорим ниже. Для начала разберемся, какой смысл несет в себе христианское имя.
Святой пример
В Православной Церкви почитаются святые – люди, чей жизненный путь и чья верность и служение Церкви должны быть для нас примером. В Церкви много святых и послужили они Богу в разном качестве. Кто-то был великим миссионером и крестил целые народы. Их Церковь назвала равноапостольными. Другой был монахом и всю жизнь провел в аскетических подвигах. Таких святых Церковь называет преподобными. Третий послужил Богу в епископском сане и был назван Церковью святителем и так далее. Пример каждого из святых важен для нас, и мы можем и должны ему следовать.
Святой, в честь которого назван ребенок — это в первую очередь пример. Поэтому и необходимо знать житие своего святого! К сожалению, сейчас очень многие родители называют детей просто по принципу «мне нравится», не имея ввиду какого-то конкретного святого. Наверное, это потому, что сами не живут церковной жизнью, и не знают жизнеописаний святых.
Довольно часто крещу взрослых и говорю им, что у них есть потрясающая возможность – самим выбрать себя святого покровителя. Если приходит взрослый с желанием креститься, то прошу его прочитать жития святых и выбрать того, чья жизнь и чей подвиг будет ему ближе. Ведь святой — это пример!
По святцам
На Руси существовала благочестивая традиция — называть детей по святцам, то есть в честь святых, память которых выпадает на ближайшие даты ко дню рождения ребенка. Вполне можно назвать ребенка и таким способом. Но нужно помнить одно: имя – это вещь практическая. Мы крестим для того, чтобы в дальнейшем реализовывать свою веру на практике: ходить в храм, Причащаться, исповедоваться. Представьте себе ситуацию. Большой праздник, много причастников в храме. К Чаше подходит человек и говорит, что он «раб Божий Полиевкт» или Филогоний или еще какое-то сложное имя. Все они есть в святцах. Но далеко не каждый священник наизусть знает святцы. Да и к Чаше большая очередь! Скорей всего, он спросит, в каком храме его крестили с таким именем или вообще крещенный ли он. Все-таки сложно каждый раз объяснять, что его крестили с именем в честь святого, память которого есть в святцах такого-то числа.
Практика называть детей по святцам, несомненно, хорошая. Но и тут стоит относиться ко всему сдержанно: выбирать имена попроще. Ведь детям с этими именами надо будет потом ходить в храм, участвовать в Таинствах Церкви.
Крестить как есть
Самый простой и, вместе с тем, самый идеальный случай — это крещение с тем именем, которое написано в свидетельстве о рождении. Николай остается Николаем, Александр Александром. Артем склоняется в церковно-славянского Артемия, а Светлана — в Фотинью. Тут как раз все просто и понятно.
Экзотическое имя
Зачастую родители проявляют ревность не по разуму и называют своего ребенка каким-то экзотическим именем. В данном случае есть два варианта. Первый – это выбрать что-то созвучное. Например, Снежана вполне может стать Анной, Лиана — Лией и так далее. Второй вариант — это выбрать абсолютно несозвучное имя, просто то, которое нравится человеку. Вполне может оказаться, что родители долго выбирали между Жанной, как в итоге и назвали ребенка, и обычной русской Марией.
От порчи
К сожалению, часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители хотят крестить своего ребенка с другим именем «чтобы не сглазили». По их версии, имя, полученное в крещении, нельзя никому говорить, оно должно быть тайным и тогда никто не сможет навести порчу. Как правило, таких родителей почти всегда можно определить на беседе перед крещением. Они спрашивают про второе имя и на вопрос «зачем оно Вам надо», начинают заминаться, смущаться или же прямо говорить, что надо бороться с порчей. Таким людям однозначно отказываю и крещу только с тем именем, которое написано в свидетельстве о рождении.
Подведем итоги
Святые – это примеры. Называя ребенка в честь того или иного святого, мы как-бы призываем его следовать по пути своего святого, подражать ему. Имя можно выбрать по святцам, можно выбрать любое другое, но лучше всего ориентироваться на жизнеописания святых и не забывать, что они являются для нас примерами.
Если Вы назвали ребенка «экзотическим именем», то можно выбрать или созвучное имя, или имя в честь какого-то святого.
И, самое главное. Имя нужно для того, чтобы участвовать в церковной жизни, а не для того, чтобы «бороться с порчей».
Главная \ 100 СТАТЕЙ О КРЕЩЕНИИ \ Святцы
Как выбрать имя новорожденному по святцам
Дать имя человеку это выделить его из сотен других людей и наделить его особыми достоинствами. Значение мужского или женского имени в некоторой степени влияет на самого человека. Имена по православным святцами (месяцеслову) наделяют детей христианскими качествами и служат примером для подражания. Большинство имен, указанных в святцах греческого происхождения и в переводе обозначают то характерную для человека черту характера или определенное свойство. Например, Мария в переводе с греческого — чистая, непорочная, а Артемий — невредимый, здоровый.
Вопросы родителей: как назвать мальчика или какое имя выбрать для девочки не были в старину настолько актуальны, как сегодня. Так, первенца могли назвать по имени старейшины рода или уважаемого всеми родственника. Но все же правильнее и по-христиански при выборе имени руководствоваться православными святцами.
В церковной традиции выбор имени ребенка происходил на восьмой день по его рождению. Духовный отец семейства — батюшка — в храме или у колыбельки малыша читал молитву о наречении имени новорожденому и вместе с отцом выбирал имя из имен святых, поминавшихся в этот день. Имя, данное по святцам, соответствовало традиции православной церкви — называть детей именами покрытых славой христиан.
Имя данное младенцу нарицалось (указывалось) и в Таинстве Крещения. Только после крестин ребенка его можно было поминать в подаваемых записочках о здравии по имени. До этого молились о здоровье матери и ее чаде. Иногда, по благословению священника, имя давалось особо почитаемым в этой семье святым. Раб Божий, носящий такое имя, считал своего небесного покровителя тезкой и именины отмечал в ближайший день почитания святого. Имя, данное родителями можно менять, а имя данное в крещении меняется только при постижении в монахи. Со временем святого ребеночек будет поминать в ежедневных молитвах — ведь имя, данное по святцам, имя данное при крещении — это имя Ангела-Хранителя человека. Именно он станет надежным защитником в жизни, а потом и ходатаем за нас перед Господом.
Традиционно крестные родители или родственники и день крещения ребенка дарят икону святого или икону Ангела. Очень хорошо, если это будет мерная икона (по росту рождения малыша). Икону на Крещение берут с собой в церковь, там же ее освящает батюшка до начала Таинства Крещения и оставляет ее в атларе. После совершения Таинства Крещения мальчиков заносят в алтарь и оттуда с иконой святого заступника передают нового христианина крестным, а те в свою очередь родителям. Если крестят девочку, то именную икону выносят из алтаря к Царским вратам и с ней возвращается младенец. Таким образом, имя данное родителями по святцам, это имя святого, который будет сопровождать и помогать ребеночку во все дни его земной жизни.
Крещение ребенка — одно из главных таинств, символизирующих принятие человека в лоно христианской церкви. Крещение — таинство, когда через определенные видимые священные действия человеку, участвующему в них, сообщается невидимая Божья благодать, по учению православной церкви, крещение — это духовное рождение человека, самое главное событие в его жизни на земле. В крещении к ребенку приставляется в качестве его хранителя Ангел, который охраняет человека всю его жизнь. Крещение — это не развлечение, а серьезное дело и помыслы всех участвующих в обряде людей должны быть чисты, прозрачны и искренни.
Ниже приведены ответы на вопросы о таинстве крещения, которые возникают у тех, кто собирается крестить детей или креститься сам. Основу ответов составляют рассуждения иерея Дионисия Свечникова, дополненные материалами сайтов, представленных в источниках (см. внизу ответа).
Когда положено крестить детей? Определенных правил в этом вопросе не существует. Однако, чем раньше крещен человек, тем лучше. Церковь призывает крестить ребенка либо на восьмой день после рождения (в этом возрасте был посвящен своему Небесному Отцу младенец Иисус), либо после 40 дней (что сегодня происходит чаще всего). Можно крестить и в другое время. Главное — не откладывать крещение на долгий период без крайней необходимости. Было бы неправильным лишать ребенка столь великого таинства в угоду сложившимся обстоятельствам. Тем более младенец, чаще всего, пребывает во сне и получает не такой сильный стресс от большого скопления незнакомых людей и обстановки.
Можно ли крестить детей в дни поста? Можно, но технически не всегда получается. В некоторых храмах в дни Великого поста крестят только в субботние и воскресные дни. Эта практика, скорее всего, основана на том, что будние великопостные богослужения весьма продолжительны, а промежутки между утренними и вечерними службами могут быть небольшими. В субботние же и воскресные дни богослужения несколько короче по времени, и священники могут уделить больше времени требам. Поэтому, планируя день крещения, лучше заранее узнать о правилах, соблюдаемых в том храме, где будут крестить ребенка. Ну а если вообще говорить о днях, в которые можно крестить, то никаких ограничений в этом вопросе нет. Можно крестить детей в любой день, когда к этому нет технических препятствий.
Как выбирают имя при крещении?
Крещению ребенка всегда предшествует наречение именем. В православных семьях и имена должны быть православными, даваемыми в честь того или иного святого. Полный список имен святых (святцы) обычно публикуется в издаваемых ежегодно церковных календарях. Раньше в России было принято называть новорожденных именами тех святых, память которых приходится на день, когда над данным младенцем совершается крещение. Однако нужно понимать, что это был скорее обычай, но никак не требование. В церкви всегда учитывается пожелание родителей по поводу того, в честь какого святого они хотели бы назвать своего малыша. В случае, если у родителей возникают с этим затруднения, то сам священник определяет небесного покровителя. При этом батюшка, как правило, руководствуется достаточной известностью святого. Это делается для того, чтобы кроха, нарекаемый этим именем, впоследствии смог без труда узнать жизнеописание человека, именем которого он был назван, найти его икону. День памяти святого, в честь которого был назван человек при крещении, является Днем его ангела, или днем его именин.
Сколько крестных должно быть у ребенка? Церковные правила предписывают иметь для ребенка восприемника того же пола, что и сам крещаемый. То есть, для мальчика — мужчина, а для девочки — женщина. В традиции же обычно выбирают для ребенка обоих крестных: отца и мать. Это никак не противоречит канонам. Также не будет противоречием, если в случае необходимости у ребенка будет восприемник иного пола, чем сам крещаемый. Главное, чтобы это был действительно верующий человек, который впоследствии добросовестно исполнял бы свои обязанности по воспитанию ребенка в православной вере. Таким образом, у крещаемого может быть один или, максимум — два восприемника.
Какие требования предъявляются к крестным родителям? Первое и главное требование — несомненная православная вера восприемников. Крестные должны быть людьми воцерковленными, живущими церковной жизнью. Ведь им придется учить своего крестника или крестницу основам православной веры, давать духовные наставления. На крестных возлагается огромная ответственность духовного воспитания своих крестников, ибо они вместе с родителями отвечают за него пред Богом. Эта ответственность начинается с отречения от «сатаны и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его”. Тем самым восприемники, отвечая за своего крестника, дают обещание, что их крестное дитя будет христианином.
Если крестник уже взрослый и сам произносит слова отречения, то присутствующие при этом крестные становятся поручителями перед Церковью в верности его слов. Крестные обязаны научить своих крестников прибегать к спасительным Таинствам Церкви, главным образом — исповеди и причащения, должны дать им знание о смысле богослужения, особенностях церковного календаря, о благодатной силе чудотворных икон и других святынь. Крестные должны приучать воспринятых ими от купели посещать церковные службы, поститься, молиться и соблюдать другие положения церковного устава. Но главное — крестные должны всегда молиться о своем крестнике. Очевидно, что крестными не могут быть чужие люди, к примеру, какая-нибудь сердобольная бабушка из храма, которую родители уговорили «подержать» младенца на крещении. Также не стоит брать в крестные просто близких людей или родственников, не отвечающих тем духовным требованиям, которые были изложены выше. Крестные не должны становиться предметом личной выгоды для родителей крещаемого. Желание породниться с выгодным человеком, например, с начальником, зачастую руководит родителями при выборе крестных для ребенка. Забывая при этом об истинной цели крещения, родители могут лишить ребенка настоящего крестного, а навязать ему того, который впоследствии совершенно не будет заботиться о духовном воспитании чада, за что сам тоже ответит перед Богом. Крестными не могут стать нераскаянные грешники и люди, ведущие безнравственный образ жизни.
Можно ли женщине становиться крестной в период месячных? Что делать, если это все-таки произошло? В такие дни женщинам следует воздерживаться от участия церковных таинствах, к числу которых относится и крещение. Но если это все-таки случилось, то в этом необходимо покаяться на исповеди.
Как будущим крестным подготовиться к крещению? Каких-то особых правил подготовки восприемников к крещению не существует. При некоторых храмах проводят специальные беседы, целью которых обычно ставится объяснить человеку все положения православной веры относительно крещения и восприемничества. Если есть возможность посетить такие беседы, то необходимо это сделать, т.к. это очень полезно для будущих крестных. Если будущие крестные достаточно воцерковлены, постоянно исповедуются и причащаются, то посещение таких бесед будет для них вполне достаточной мерой подготовки. Если же потенциальные восприемники сами еще не достаточно воцерковлены, то хорошей подготовкой для них будет не только приобретение необходимых знаний о церковной жизни, но и изучение Священного Писания, основных правил христианского благочестия, а также трехдневный пост, исповедь и причастие перед таинством крещения. Существует еще несколько традиций, касающихся восприемников. Обычно крестный отец берет на себя оплату (если таковая есть) самого крещения и приобретение нательного крестика для своего крестника. Крестная мать покупает крещальный крестик для девочки, а также приносит необходимые для крещения вещи. Обычно в крещальный комплект входят крестильная рубашка, простынка и полотенце. Но эти традиции не являются обязательными для исполнения. Зачастую в разных регионах и даже отдельных храмах существуют свои традиции, за исполнением которых строго следят прихожане и даже священники, хотя они не имеют никаких догматических и канонических оснований. Поэтому лучше подробнее узнать о них в храме, в котором будет проходить крещение.
Что дарят на крестины?
На крестины обычно дарят: крестик, крыжму (небольшой кусок белой материи, в который заворачивают ребенка после окунания в купель), икону (ангела хранителя, богородицы или святого, чье имя носит малыш), мерную икону (икону святого покровителя, которая написана под заказ на доске, высота которой равна росту ребенка на момент крещения), одежду для малыша, подушки одеяльца, вышитое белье, детскую Библию или молитвослов, ладанку, мешочек для локона, который срезал священник во время крещения, сладости, серебряную ложечку (возможно с гравировкой имени ребенка), книжки, игрушки, деньги.
Что крестные должны дарить на крещение (крестнику, родителям крестника, священнику)?
Этот вопрос не лежит в духовной области, регулируемой каноническими правилами и традициями. Но, думается, что подарок должен быть полезным и напоминать о дне крещения. Полезными подарками в день крещения могли бы быть иконы, Евангелие, духовная литература, молитвословы и т.п. Вообще, в церковных лавках сейчас можно найти множество интересного и душеполезного, поэтому приобретение достойного подарка не должно стать большим затруднением.
Могут ли стать крестными инославные христиане или иноверцы? Совершенно очевидно, что нет, ибо они никак не смогут научить своего крестника истинам православной веры. Не являясь членами Православной Церкви, они вообще не могут принимать участия в церковных таинствах.
В каком случае священник может отказать человеку в крещении?
Православные верят в Бога Троицу — Отца, Сына и Святого Духа. Основоположником христианской веры был Сын — Господь Иисус Христос. Поэтому человек, не принимающий Божественность Христа и не верящий в Святую Троицу, не может быть православным христианином. Также не может стать православным христианином человек, отрицающий истины православной веры. Священник имеет право отказать человеку в крещении, если тот собирается принять таинство как некий магический обряд или имеет какое-то языческое верование относительно самого крещения.
Могут ли стать крестными супруги или собирающиеся вступить в брак? Духовное родство, устанавливаемое между восприемниками в таинстве крещения, выше, чем какой-либо другой союз, даже брачный. Поэтому супруги не могут стать крестными у одного ребенка. Этим они поставят под сомнение возможность дальнейшего существования их брака. Но по одиночке они вполне могут быть крестными у разных детей из одной семьи. Не могут стать крестными и собирающиеся вступить в брак, т.к. став восприемниками, они будут иметь духовную степень родства, которая выше телесной. Им придется прекратить свои отношения и ограничиться только духовным родством.
Что делать, если мужчина и женщина стали крестными у одного ребенка, а потом поженились? Если подобное произошло по их незнанию церковных канонов, то это — полбеды. Хуже, если, зная о невозможности их брака, они все же решились пожениться, и на венчании ничего не сказали священнику о своем духовном родстве. В любом случае, этот вопрос может разрешить только высшая церковная власть в лице правящего архиерея. Для этого необходимо обратиться в епархиальное управление с соответствующим прошением на имя правящего архиерея. Брак либо будет признан недействительным, либо супруги будут призваны к покаянию за грех, совершенный в неведении. Встречается и несколько иная ситуация, когда по незнанию восприемниками стали супруги.
Что делать, если по неведению крестными стали супруги? Разрешение этого вопроса также находится в ведении епархиального архиерея. В подобном случае стоит поступить так же, как и в случае с вступившими в брак восприемниками (крестными), т.е. обратиться в епархиальное управление с соответствующим прошением на имя архиерея.
Могут ли стать крестными люди, живущие в гражданском браке? На первый взгляд, это достаточно сложный вопрос, но с церковной точки зрения он решается однозначно. Полноценной такую семью назвать нельзя. Да и вообще нельзя назвать семьей блудное сожительство. Ведь, по сути, люди, живущие в так называемом гражданском браке, живут в блуде. Это большая беда современного общества. Люди, крещенные в Православной Церкви, как минимум, осознающие себя христианами, в силу каких-то непонятных причин отказываются узаконить свой союз не только пред Богом (что, несомненно, важнее), но и перед государством. Отговорок приходится слышать на этот счет несметное множество.Для Бога желание «поближе узнать друг друга» или «нежелание пачкать паспорт ненужными печатями» не может быть оправданием для блуда. На самом деле, люди, живущие в «гражданском» браке, попирают все христианские понятия о браке, семье. Христианский брак предполагает наличие ответственности супругов друг за друга. Во время браковенчания они становятся единым целым, а не двумя разными людьми, давшими обещание отныне проживать под одной крышей. Брак можно сравнить с двумя ногами одного тела. Если споткнется или сломается одна нога, то вторая должна нести всю тяжесть тела на себе. А в «гражданском» браке люди даже не хотят взять на себя ответственность поставить печать в паспорт. Что же тогда можно говорить о таких безответственных людях, при этом хотящих быть крестными? Чему доброму они смогут научить ребенка? Разве, имея весьма шаткие моральные устои, смогут они дать добрый пример своему крестнику? Никак нет. Также согласно церковным канонам, люди, ведущие безнравственную жизнь («гражданский» брак должно расценивать именно так), не могут быть восприемниками от купели крещения. А если эти люди решатся, наконец, узаконить свои отношения перед Богом и государством, то они, тем более, не смогут быть крестными у одного ребенка. Несмотря на кажущуюся сложность вопроса, ответ на него может быть только один — однозначно: нет.
Может ли молодой человек (или девушка) стать крестным для своей невесты (жениха)? В этом случае им придется расторгнуть свои отношения и ограничиться лишь духовной связью, т.к. в таинстве крещения один из них станет восприемником — крестным родителем другого. Может ли сын жениться на собственной матери? Или дочь выйти замуж за собственного отца? Совершенно очевидно, что нет. Конечно, и церковные каноны не могут позволить совершиться такому.
Могут ли родственники стать крестными? Дедушки, бабушки, дяди и тети вполне могут стать крестными у своих маленьких родственников. Этому нет никаких противоречий в церковных канонах. Но они не должны состоять в браке друг с другом.
Может ли приемный отец (мать) стать крестным приемному ребенку? Согласно 53 правилу VI Вселенского собора, это недопустимо.
Могут ли родители ребенка стать крестными у детей своих кумовей (крестных своих детей)? Да, это вполне допустимо. Подобное действие никак не нарушает духовного родства, установившегося между родителями и восприемниками, а только укрепляет его. Один из родителей, к примеру, мать ребенка может стать крестной у дочери одного из кумовей. А отец вполне может быть крестным у сына другого кума или кумы. Возможны и другие варианты, однако супруги не могут стать крестными у одного ребенка.
Может ли священник быть крестным (в том числе и тот, который совершает таинство крещения)? Да, может. Вообще, этот вопрос очень насущный. Периодически священникам приходится слышать просьбу стать крестным у совершенно незнакомых мне людей. Приносят родители свое чадо на крещение. По какой-то причине не нашлось крестного отца для ребенка. Начинают просить стать крестным ребенку, мотивируя эту просьбу тем, что от кого-то слышали, что в случае отсутствия крестного отца священник должен выполнить эту роль. Приходится отказывать и крестить с одной крестной. Священник — такой же человек, как и все остальные, и он вполне может отказать незнакомым людям быть крестным у их чада. Ведь ему придется нести ответственность за воспитание своего крестного чада. А как же ему это сделать, если он этого ребенка впервые видит и совершенно не знаком с его родителями? И, скорее всего, больше никогда не увидит. Очевидно, что это невозможно. Но священник (даже в том случае, если он сам будет совершать таинство крещения) или, к примеру, диакон (и тот, который будет сослужить священнику за таинством крещения) вполне могут стать восприемниками у детей своих друзей, знакомых или прихожан. Этому нет никаких канонических препятствий.
Можно ли стать крестным «заочно»? Сам смысл восприемничества предполагает принятие крестным своего крестника от самой купели. Своим присутствием крестный дает согласие быть восприемником у крещеаемого и обязуется воспитывать его в православной вере. Заочно этого никак нельзя сделать. В конце концов, человек, которого пытаются «записать заочно» в крестные, может быть совсем не согласным на это действие и, в итоге, крещаемый может остаться совсем без крестного.
Сколько раз человек может становиться крестным родителем? В Православной Церкви нет четкого канонического определения относительно того, сколько раз в течение жизни человек может становиться крестным. Главное, что должен помнить человек, соглашающийся стать крестным — это большая ответственность, за которую придется отвечать перед Богом. Мерой этой ответственности и определяется то, сколько раз человек сможет взять на себя восприемничество. Для каждого человека эта мера своя и, рано или поздно, человеку, возможно, придется отказаться от нового восприемничества.
Можно ли отказаться стать крестным? Не будет ли это грехом? Если человек чувствует внутреннюю неготовность или имеет основательные опасения, что не сможет добросовестно исполнять обязанности крестного родителя, то он вполне может отказать родителям ребенка (или самому крещаемому, если это взрослый человек) стать крестным у их чада. В этом нет греха. Это будет более честно по отношению к ребенку, его родителям и самому себе, чем, взяв на себя ответственность в духовном воспитании ребенка, не исполнять своих непосредственных обязанностей.
Можно ли стать крестным второму ребенку в семье, если уже был им у первого? Да, можно. Этому нет никаких канонических препятствий.
Можно ли одному человеку во время крещения быть крестным у нескольких человек (например, у близнецов)? Канонических запрещений этому нет. Но технически это может быть довольно сложно, если будут крестить младенцев. Восприемнику придется держать и принимать от купели обоих младенцев одновременно. Лучше будет, если у каждого крестника будут свои крестные. Ведь каждый из крещаемых по отдельности — это разные люди, имеющие право на своего крестного.
С какого возраста можно становиться крестным? Крестными не могут становиться несовершеннолетние дети. Но, если даже человек еще не достиг совершеннолетия, то возраст его должен быть таковым, когда он сможет осознавать всю тяжесть взятой на себя ответственности, и будет добросовестно исполнять свои обязанности крестного. Думается, что таковым может быть возраст, близкий к совершеннолетию.
Что делать, если в силу объективных причин не видишь своего крестника годами? Объективные причины — это физическое отдаление крестного от крестника. Такое возможно, если родители вместе с ребенком переехали в другой город, страну. В этом случае остается только молиться за крестника и, по возможности, общаться с ним при помощи всех доступных средств связи.
Можно ли отказаться от крестных, не выполняющих своих обязанностей, впавших в тяжкие грехи или ведущих безнравственный образ жизни? Чина отказа от крестных Православная Церковь не знает. Но родители могут подыскать взрослого человека, который, не являясь фактическим восприемником от купели, помогал бы в духовном воспитании ребенка. При этом нельзя считать его крестным. Но иметь такого помощника лучше, чем вообще лишить ребенка общения с духовным наставником и другом. Ведь может настать такой момент, когда ребенок начнет искать духовный авторитет не только в семье, но и за ее пределами. И в этот момент такой помощник был бы очень кстати. А ребенка по мере взросления можно научить молиться за крестного. Ведь духовная связь ребенка с человеком, который принял его от купели, не будет разорвана, если он примет на себя ответственность за человека, который сам с этой ответственностью не справился.
Можно ли крестить без крестных? Необходимость в крестных всегда есть. Особенно для детей. Но и не каждый взрослый крещаемый может похвастаться хорошим знанием Священного Писания и церковных канонов. В случае необходимости взрослый человек может креститься и без крестных, т.к. он имеет сознательную веру в Бога и вполне может самостоятельно произнести слова отречения от сатаны, сочетаться Христу и прочитать Символ веры. Он вполне отдает отчет своим действиям. Чего нельзя сказать о младенцах и маленьких детях. За них все это делают крестные. Но, в случае крайней нужды, можно крестить ребенка без восприемников. Такой нуждой, несомненно, может стать полное отсутствие достойных крестных.
Нужно ли крестить человека, который точно не знает, был ли он крещен в детстве? Согласно 84 правилу VI Вселенского собора, таких людей необходимо крестить в том, случае, если нет свидетелей, которые могли бы подтвердить или опровергнуть факт их крещения. В этом случае человека крестят, произнося формулу: «Аще не крещен, крещается раб (раба) Божий …».
Можно ли беременной женщине стать крестной? Конечно, можно. Имеющиеся на этот счет заблуждения никак не связаны с церковными канонами и традициями и являются суеверием. Участие в церковных таинствах может быть только на пользу будущей матери.
Что нужно для крещения?
Перед крещением (своим или своего ребенка) необходимо узнать об основах веры, чтобы ответственно подойти к вступлению в новую жизнь. Желающий креститься и крестные должны знать наизусть Символ Веры и молитвы «Отче Наш» и «Богородице Дево, радуйся». Для желающих креститься взрослых людей, а также для родителей и крестных младенца в храмах проводятся огласительные беседы со священником. Необходимо посетить как минимум две такие беседы в выбранном храме. В конце второй беседы или непосредственно перед таинством Крещения священник исповедует крещаемых. Родителям и восприемникам детей до 7 лет также рекомендуется исповедаться и причаститься.
Что взять с собой на крещение?
На крещение нужно взять с собой: документы (паспорт для взрослого или свидетельство о рождении для младенца); чистое полотенце, достаточно большое, чтобы насухо вытереться после погружения в воду (для младенца можно пеленку); новую длинную белую крестильную рубашку (женщинам можно белое платье); освященный православный нательный крестик; несколько свечей; тапочки (во время помазания елеем человек остается босиком и без носков, тапочки понадобятся до и после этого момента); женщинам нужен головной убор (платок или шапочка).
Как проходит обряд крещения?
Если к крещению приступает взрослый человек, то перед началом таинства он проходит собеседование со священником, во время которого приносит покаяние в своих грехах. Это не исповедь в точном смысле слова, не таинство, а часть подготовки к таинству крещения. Человек должен припомнить свои самые тяжелые грехи и отречься от них.
Перед таинством Крещения совершается чин оглашения, во время которого произносятся молитвы запрещения нечистым духам и человек трижды отрекается от сатаны (за младенца слова отречения произносит крестный). Затем священник спрашивает трижды: «Сочетаешься ли Христу?» — и человек отвечает: «Сочетаюсь». Затем приступающий к крещению читает Символ веры (за младенца читает крестный или крестная).
После этого начинается собственно крещение. Во время этого таинства человек трижды погружается в освященную воду и затем облачается в белую рубашку (символ новой жизни в свете и со Христом) и надевает нательный крестик. Нательный крест нужно носить всю жизнь, не снимая, а крестильную рубашку — сохранить. Сразу после крещения совершается миропомазание новокрещенного, а затем — его первое причащение.
Как долго длится обряд крещения?
Обычно весь обряд Крещения продолжается около часа, но может быть и дольше, если желающих креститься много.