Как замолить грех?

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

Когда ты полностью, безоговорочно доверяешь человеку, то в результате получаешь одно из двух: или человека на всю жизнь, или урок на всю жизнь.

Маленькая девочка спросила своего брата:
— Что такое любовь?
Он ответил:
— Это когда ты каждый день воруешь у меня из портфеля шоколад, а я продолжаю класть его в одно и то же место…

Беда, что в наших душах воспалённых,
Всё время, разъедая их…
Кипит, то уксус от страстей неутоленных,
То желчь из не растаявших обид.

Думаю, одно из самых моих любимых чувств — это смеяться с кем-то и в процессе этого осознавать, как же ты обожаешь этого человека и вообще то, что он существует.

Самый страшный враг – сомнение. Из-за него мы теряем то, что могли бы получить, но даже не попробовали.

Eсли ты любишь человека таким, какой он есть, то ты любишь его. Eсли ты пытаешься его кардинально менять, то ты любишь себя. Вот и всё.

Если вчерашний день был потерян из-за какой-то ошибки, то не потеряйте сегодняшний, вспоминая об этом.

Мы притягиваем в свою жизнь всё то, о чем думаем. Утверждая, что ты чего-то не можешь, ты лишаешь себя всемогущества.

Если человек предал кого-то из-за тебя, не стоит связывать с ним жизнь, рано или поздно он предаст тебя из-за кого-то.

Не пытайтесь удерживать что-то из страха потерять, иначе вы потеряете всё.

Грех детоубийства

На вопросы отвечает священник Илья Багаев, координатор направления защиты материнства и детства отдела социального служения и церковной благотворительности Омской епархии

– Отец Илья, что такое медицинский аборт с точки зрения православия?

– Прямой ответ на этот вопрос есть в официальном документе Русской Православной Церкви «Основы социальной концепции». Христианская Церковь с древнейших времен относит намеренное прерывание беременности к категории тяжких грехов. Ведь канонические правила напрямую приравнивают аборт к убийству. И в основе данной оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является Божиим даром. Вот поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности является преступлением.

– С какого момента душа вселяется в тело? С момента зачатия?

– Да, именно так. Развивающийся в утробе матери человек с самого начала этого развития имеет бессмертную душу. Насколько я знаю, сейчас готовится церковный документ с рабочим названием «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия», где, я надеюсь, этот вопрос будет изложен подробно и ясно.

– Бывают случаи, когда беременность врачи рекомендуют прервать по медицинским показаниям, поскольку она угрожает здоровью и даже жизни женщины. Как расценивать такой аборт – тоже как убийство?

– И на этот вопрос любой человек найдет ответ в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». Ни при каких обстоятельствах Церковь не даст благословение на производство аборта. Лишение жизни всегда останется таковым, несмотря на различные обстоятельства. Но, безусловно, были и будут возникать ситуации, когда при продолжении беременности будет диагностирована прямая угроза жизни матери. И вот в подобных случаях священник обязательно должен проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не будет отлучена от евхаристического общения с Церковью. Хотя, это общение будет обусловлено исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь.

– Аборт, известно, делает врач-гинеколог. Он тоже считается убийцей или соучастником убийства в данном случае?

– Здесь грех, конечно, ложится и на душу врача, производящего аборт. «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства… Дающие врачевство для извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы», – сказано во 2 и 8 правилах святителя Василия Великого, включенных в Книгу правил Православной Церкви и подтвержденных 91 правилом VI Вселенского Собора. При этом святой Василий уточняет, что тяжесть вины не зависит от срока беременности: «У нас нет различения плода образовавшегося и еще необразованного». Святитель же Иоанн Златоуст называл делающих аборт «худшими, нежели убийцы».

Церковь давно призывает государство признать право медицинских работников на отказ от совершения аборта по соображениям совести. И сегодня, мы знаем, такая возможность у российских врачей есть.

– Существуют ли ситуации, когда Церковь не считает аборт грехом?

– Нет.

– Если у женщины уже есть дети и она не хочет больше их иметь, как ей поступать, чтобы не брать грех на душу?

– Ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей супруги несут вместе в равной степени. И одним из путей реализации такого ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Хотя, конечно, мы должны помнить слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника.

Если же здесь мы коснемся очевидной в данном контексте религиозно-нравственной оценки проблемы контрацепции, то необходимо отметить, что значительная часть производимых сегодня средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза. И намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом. Опять же все это изложено в «Основах социальной концепции».

– Не секрет, что сегодняшняя молодёжь начинает рано вступать в интимные связи, не отдавая себе отчёта в том, что они могут закончиться нежелательной беременностью. Потом такие юные пациентки приходят в кабинет к врачу на аборт. Что нужно делать, чтобы не допускать подобных ситуаций?

– Просвещать. Есть такая образовательная дисциплина – основы духовно-нравственного просвещения. Но очень мало, катастрофически мало неравнодушных к этой, принявшей глобальные масштабы проблеме людей. И, к сожалению, нет «запроса» от педагогического сообщества, которое, складывается впечатление, старается делать вид, что подобной проблемы не существует. Попробуйте сегодня предложить администрации практически любого среднего учебного заведения просветительскую лекцию по этой теме, круглый стол или иной формат общения со старшеклассниками… На тебя посмотрят, в лучшем случае, как на шпиона, в худшем – шарахнутся как от чумного.

Только честный разговор с подростками о правде жизни поможет детям избежать многих бед и многих ошибок.

– Известно, что Русская Православная Церковь и православное сообщество выступают за запрет абортов в России вообще. Как вы к этому относитесь? Не считаете ли вы, что если запрет будет введён законодательно, то увеличится число криминальных абортов (как это было уже в истории СССР), что может привести к массовой гибели женщин? И это будет то же самое убийство.

– Вы понимаете, в чем тут дело… Вот если мать желает убить своего неродившегося еще ребенка и желает настолько сильно, что готова рисковать своей собственной жизнью и здоровьем, то вина этого преступления против ребенка и себя будет лежать целиком на ней, а не на государстве и его налогоплательщиках, в том числе православных христианах. Пока же аборты делаются с разрешения государства, и, соответственно, ответственность за это преступление несут все.

– Если женщина делала в своей жизни аборты и чувствует свою вину за нерождённых детей, что она должна делать?

– Есть в жизни ситуации которые можно «переиграть», исправить, откатить назад. А есть события и поступки, которые исправить уже невозможно. В данном случае Церковь, не отвергая женщин, совершивших аборт, призывает их к покаянию и к преодолению пагубных последствий греха через молитву и несение епитимии с последующим участием в спасительных Таинствах.

– Были ли в вашем служении на ниве православия случаи, когда после покаяния Бог давал бесплодной женщине желанного, или, как говорят, вымоленного, ребёнка?

– По поводу диагнозов ничего сказать не могу, но, людей, которым Господь даровал возможность чадородия после многих скорбей и многих лет совместной жизни, знаю.

Как это ни удивительно, грешат даже святые и священники. А ещё есть спорное верование, что уже самим фактом своего рождения человек грешит. Конечно, это одна из крайностей. Но всё же мало кто приходит к праведной жизни в самом раннем возрасте. А когда осознаём, то хочется как-то замолить, искупить грехи перед Богом. Есть ли такая возможность?

Грех — это нарушение законов Божьих

Начнём с того, что же такое вообще грех. Тема это непростая. Какая-нибудь бабушка в церкви может авторитетно сообщить молодому прихожанину, что слушать модную музыку — грех, читать литературу ужасов — тоже, да и вообще всё американское — пагуба для души русского человека и неугодно Господу.

И увы, подобные предрассудки широко распространены и плохо отражаются на образе православного человека. Масштаб таких заблуждений сложно переоценить, а потому батюшкам надлежит с особой тщательностью препятствовать распространению такого мракобесия.

Грех — это прямое нарушение того, чему учил Господь, того, чего он требовал от человека. В первую очередь это, конечно, десять заповедей:

  1. Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.

Моисей получает десять заповедей от Бога, нарушение которых — грех и требует от человека искупления

  1. Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему. Не делай никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты. И помни, что был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний.
  2. Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
  3. Не убивай.
  4. Не прелюбодействуй.
  5. Не кради.
  6. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  7. Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего.

С некоторыми изменениями текст повторяется в книге Второзакония (5:4–21). Это вызвано тем, что в основу Пятикнижия легло несколько источников. Частично они дублируют друг друга и оба сохранены в тексте. Но вернёмся к теме.

Список грехов не исчерпывается нарушением десяти заповедей, но любой другой грех может быть выведен из них. Например, нет заповеди «Не кури» или «Не наркомань», но любому разумному человеку ясно, что это нарушение заповеди «Не убивай», потому что всякое причинение вреда живому (в том числе и себе) — это способ приблизить его смерть.

Не все грехи — прямое нарушение 10 заповедей, но все из них выводятся

Каждый удар в драке — это дополнительный урон организму. Каждое переживание, которое мы доставили другому живому существу, — это его шаг к смерти.

Поэтому Иисус Христос довольно лаконично объясняет нам, как не грешить:

(Ин. 13:34)

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга»

Как мы понимаем, поступая из любви к себе и другим, человек никогда не совершит грех.

Бывают смертные грехи и менее тяжкие

Бог не подходит ко всему как бюрократ. Для каждого у него своя мера, а потому и есть разная градация грехов:

  • Смертные грехи. Страшное и злое деяние, совершённое с полным осознанием последствий. Считается наиболее тяжким. Скажем, решили мы кого-то убить ради наживы и сделали это;
  • Менее тяжкие грехи. Они совершаются тоже в полном осознании, но приносят меньше вреда. Например, дали нам сдачу в магазине на сто рублей больше. Бывает, что продавец обсчитался. Если деньги просто забрать, это будет кража. Вроде бы и мелкая, но всё равно грех;
  • Крупные грехи по незнанию или неосторожности. Например, невнимательность водителя на дороге может привести к смерти пешехода. В самом поступке нет намерения убить, так что и судить этого человека нельзя как убийцу, но всё же он должен был взвешивать риски, а значит косвенно виновен и является грешником. А бывает, человек просто не знает всех нюансов какого-то оборудования, что может привести к катастрофе. Прямой вины тоже нет, но ясно, что нужно серьёзнее было подходить к своему делу;

Смертные грехи на картине Иеронима Босха

  • Мелкие грехи. Это может быть, например, сказанное в сердцах оскорбление. Вроде бы и мелочь, но человеку неприятно, больно. Ударил кого-то в драке — тоже мелочь, но ведь нет в этом поступке божественной правды. И т.д;
  • Вынужденные грехи. Тут самый известный пример — солдат на войне. Или же человек, на которого набросился маньяк с ножом. Не станем же мы молча смотреть, как пытаются, скажем, зарезать наших близких? Ясное дело, что понадобится защищаться и далеко не словом, а делом, причём не символически, а так, чтобы лишить врага способности взять реванш. А иногда и соврать бывает полезно, чтобы избежать ещё худших последствий. Увы, мы живём в испорченном в грехе мире. Иногда мы вынуждены выбирать из двух зол.

Тут нет единой меры чаш и весов. Нельзя ставит на одну чашу весов добровольного солдата-наёмника и того, кто совершает убийство для защиты своей семьи от бандитов. В жизни всё бывает.

Не всё плохое есть грех

Не всякий грех заслуживает разговора о нём. Не всякий важен для нашей духовной жизни. Одно дело — человек, который убил кого-то жизни, предал родных, украл нечто и т.д.

И совсем другое — некто, кто просто выражается матом. Никто не ангел. Об этом говорит даже Священное Писание:

(Екклесиаст 7:20)

«нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы»

(1-е Иоанна 1:8)

«если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас»

И нет нужды в том, чтобы бежать к священнику на исповедь по всякой ерунде. И среди батюшек случается сказать что-то для красного словца. Не надо полагать, что Бога может оскорбить то слово, существование которого Он сам предопределил, когда сотворил Вселенную.

Мы должны печься о будущем своей души, а значит бороться с действительно плохими сторонами своей сущности, а не погружаться в какие-то внешние мелочи.

Ну и нужно понимать, что есть грех, а есть просто сложные ситуации.

  1. Болезни. Часто путают грех чревоугодия с состоянием, когда человек болен. Если некто в силу психических расстройств злоупотребляет пищей, то он нуждается не в покаянии, а в лечении, ибо вины его в содеянном нет.
  2. Мотивы. Святые гибли за веру, но ведь мы не зовём их самоубийцами, верно?

Всего предусмотреть нельзя, а потому Господь призывает никого никогда не осуждать. Важно следить за своей жизнью. В конечном счёте важно не то, что человек совершил, а то, ради чего он это сделал.

Православие учит, что Христос искупил грех каждого раскаявшегося человека

Искупить грех может только Господь, но человеку потребуется работать над собой

Искупление греха — это процедура, которая происходит в два этапа. Причём невозможно её просто взять и провести, как некий технический процесс. Нужно раскаяние, искреннее. Мало убийце знать, что он грешник. Нужно ещё и искренне сожалеть о случившемся вплоть до мысли: «Если бы время вернуть назад, я бы так не сделал» или даже лучше: «Я бы хотел пострадать вместо того, кому причинил вред».

Когда человек находится в правильном умонастроении, ему предоставляется возможность искупить грехи. Конечно, это делает не сам человек. Нельзя просто так взять, купить за несколько тысяч рублей индульгенцию и стать снова праведным. Только Бог достаточно правомочен, чтобы снять с человека греховное бремя.

Но инициатор этого — сам человек.

Решив более не грешить, он должен покаяться перед священником. Батюшка вправе отпустить человеку грехи сам сразу, либо позволить исправить совершённое злодеяние какой-либо благочестивой деятельностью.

2-ой этап искупления грехов — праведная жизнь

Затем наступает второй этап. Иеромонах Иов (Гумеров) так говорит о нём:

«Когда речь идет о смертных грехах, необходимо различать: прощение грехов и врачевание души. В таинстве покаяния человек получает прощение грехов сразу, но здоровой душа становится не скоро. Можно провести аналогию с телом. Бывают болезни неопасные. Они легко лечатся и не оставляют никакого следа в организме».

Второй этап — это праведная жизнь, не возвращение к греху. Мы будто бы убрали у себя болезнь, но организм, который уже раз ей поддался, нуждается в укреплении иммунитета. И только духовная жизнь способна выстроить щит и не позволить человеку возвратиться в греховную пропасть.

Ещё один способ искупить грех — возместить урон жертве

Если грех допущен по отношению к кому-то, то справедливо не бежать за прощением к Богу, а пойти по самому сложному пути — прийти к тому, кому ты нанесён вред, и попросить дать шанс всё исправить.

В древней Ирландии от убийцы требовалось стать слугой родственников убитого

В древней Ирландии даже был такой закон, когда убийца должен был явиться в семью убитого и остаться там служить, чтобы возместить совершённое зло.

Если некто что-то украл, значит, нужно вернуть эту сумму. Что-то уничтожил — выстроить заново. Принёс зло — подарить радость.

Отмолить грех нельзя

Сама по себе молитва — это не заклинание. Нельзя взять на себя обязательство читать ежедневно пару подобных текстов и надеяться на отпущение грехов. Так это не работает. Молитва лишь укрепляет в воле и создаёт нужное умонастроение. Но она — не средство искупление и никогда таковым не станет. Грешнику в любом случае предстоит сложная внутренняя работа над собой.

— Существует ли обряд развенчания в православной церкви? Если да, то кто имеет право развенчаться и как это сделать?

Ольга, г. Орёл

— Такого обряда нет. Но иногда люди обращаются к архиерею с просьбой их развенчать. Это нужно делать, когда кто-то из бывших супругов создаёт новую семью и хочет венчаться снова. Тогда архиерей может дать благословение на развенчание. Но лучше избегать этого. Венчание — ​это таинство. Господь духовной нитью связывает две души. Что Он свяжет, человек уже не может развязать. Если развелись повенчанные супруги — ​это большой грех. Во время второго венчания, которое в церкви называют «необузданным блудом», Божья благодать на пару уже не сходит, она бывает единожды.

— Почему женщинам не принято заходить в храм в брюках и с непокрытой головой?

Марина Фёдоровна, г. Мценск

— Так предписывает церковный устав. В Священном Писании написано, что муж является главой семьи и главой над женой. Поэтому он может войти в храм с непокрытой головой, а женщина, дабы показать своё смирение, что она подвластна мужу, голову должна покрывать. Вообще, заходя в храм, женщина должна быть одета очень скромно. Потому что даже ангелы прельщались и соблазнялись, когда видели рядом красивую женщину. Также в Библии говорится, что мужчине нельзя ходить в женской одежде, а женщине в мужской. Но для Господа главное сердце и чистые помыслы человека, входящего в храм, а не его одежда. Выгнать из храма человека не имеют права, во что бы он ни был одет.

— Могут ли живые родственники отмолить самоубийцу?

Сергей Микишин, г. Орёл

— Вообще молиться за самоубийц в храме нельзя. Это возможно лишь в том случае, если есть разрешение правящего архиерея, а человек, совершивший самоубийство, имел психические расстройства. Если верить в силу молитвы, отмолить можно любого грешника. Господь сказал: «Что вы искренне попросите, всё будет вам дано».

— Можно ли молиться Богу своими словами, а не читать конкретные молитвы?

Екатерина, г. Орёл

— Можно. Главное, чтобы слова и просьбы исходили от сердца. Господь знает все наши нужды.

— Как православная церковь относится к таким предсказателям, как Нострадамус, Ванга?

Иван, г. Орёл

— На земле действительно есть люди, обладающие даром пророчества и предсказания. Но ни один человек, которому эта сила дана Богом, никогда об этом не скажет явно, не будет выставлять свой дар на публику и тем более брать за это деньги. Есть ещё и бесопрорицания, о которых написано в Священном Писании. К ним относится деятельность многочисленных гадалок, которые привораживают мужчин и женщин, делают заговоры «на смерть», снимают венцы безбрачия. Ходить к ним считается грехом.

— Правда ли, что собака считается нечистым животным и её в доме лучше не держать?

Пётр Кабанов, пос. Колпна

— Согласно церковному учению собака действительно оскверняет жилище человека. Даже есть такое правило: если собака забежала в алтарь, то храм нужно полностью переосвящать. А у мусульман ещё строже — ​если ты погладил собаку, то в храм вообще нельзя заходить. Лучше, чтобы это животное жило на улице.

— Нательный крестик висит на шее на чёрной верёвочке. Недавно мне сказали, что мирянину нельзя носить крест на верёвочке чёрного цвета, мол, это только для монахов. Правда ли это?

Мария, г. Орёл

— Это неправда. Крестик можно носить на чём угодно, как нравится человеку. Не имеет значения и металл, из которого сделана нагрудная цепочка.

Если человек регулярно исповедуется, причащается, молится, соблюдает все церковные законы, он находится под защитой Бога.

— Рождественский пост приходится на празднование Нового года? Как быть тем, кто постится? Нельзя ли нарушить пост в новогоднюю ночь?

Антонина, г. Орёл

— Нежелательно. Если для человека так важно отметить Новый год, конечно, можно это сделать, но потом нужно обязательно покаяться. А вообще, сегодня продаётся огромное количество постных продуктов, которыми можно утешиться. Тем более что во время поста разрешено есть рыбу.

— В социальной сети ко мне на страницу заходят люди, у которых на главном фото изображены свечи, гадальные принадлежности, хрустальные шары. Я православный. Могут ли мне нанести вред колдуны по фотографии, или православному, крещёному человеку такие люди не страшны?

Галина, г. Орёл

— Если человек регулярно исповедуется, причащается, молится, соблюдает все церковные законы, он находится под защитой Бога, тёмные силы не смогут воздействовать на него. А вообще, на человека действительно можно навести порчу — ​этот ритуал и его воздействие невозможно объяснить. Здесь есть вмешательство дьявола и бесовской силы, которые тоже имеют большое влияние. Чтобы защититься от этого, нужно носить крестик, осенять себя крестным знамением, молиться. От святости бесовская сила бежит.

— Что означает обряд соборования? И можно ли собороваться здоровому, а не больному человеку?

Антонина, пос. Нарышкино

— Соборование — ​это не обряд, а одно из таинств церкви. Апостол Иаков пишет: «Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» (Иак. 5:14) — ​эта молитва с помазанием исцелит болящего. Во время соборования читаются молитвы о покаянии, во время этого таинства человеку прощаются забытые грехи. В наше время, наверное, нет абсолютно здоровых людей, поэтому соборование пойдёт на пользу любому мирянину. Все люди грешны, а значит, духовно нездоровы. А соборование — ​таинство и для тела, и для души.

— Надо ли на исповеди подробно пояснять свои грехи или можно ограничиться просто их перечислением: чревоугодие, сребролюбие и т.д?

— Можно просто перечислить их. Но если батюшка спросит, при каких обстоятельствах грешил человек, или у него самого есть такая потребность, то рассказать нужно.

— Хочу, чтобы у меня был духовный отец. Как это осуществить?

Кристина Викторовна, г. Орёл

— Прежде всего нужно помолиться Богу, чтобы он благословил и дал знак, к какому священнику лучше обратиться. Ведь к одному батюшке у человека сердце может быть расположено, к другому закрыто. После молитвы Господь обязательно укажет путь к священнику, который станет духовным отцом. Потом нужно подойти к нему и попросить его стать вашим наставником.

— Как справиться с болью после ухода из жизни близкого человека? Что происходит с душой умершего после отделения от тела? Почему мы поминаем усопших на 9-й и 40-й день смерти?

Светлана Николаевна, г. Болхов.

— Справиться с болью и успокоиться можно молитвой и чтением Псалтыри. Что касается души, то, по церковному учению, до трёх дней душа находится на земле и посещает места, где человек находился во время земной жизни. Согласно откровениям святых, как правило, душа эти три дня находится около своего тела, ведь она его очень любила. На третий день ангелы ведут душу на первое поклонение к Богу, а с третьего по девятый день она находится в раю с ангелами. В девятый день ангелы ведут душу на второе поклонение к Богу, с девятого по сороковой день душа вместе с ангелами опускается в ад, где смотрит, как страдают грешники за свои грехи. В 40-й день душа попадает на третье поклонение к Господу, и Бог совершает временный суд, куда отправить душу — ​к праведникам или к грешникам. В эти дни очень важно молиться за усопших. Мы, живые, можем вымолить у Бога прощение для души, даже если у неё было много грехов.

— Говорят, что материнская молитва очень сильна. Правда ли это и почему она так сильна?

Яна, г. Орёл

— Это правда. Материнская молитва может вымолить даже со дна моря, ведь сама материнская любовь очень сильна. Никто так не любит своего ребёнка, как мать. Если она просит Бога о чём-то, то со всей душой и сердцем. А Он обязательно слышит её и помогает.

Страсти, грехи искореняются не просто отказом следовать им, но делами им противоположными.

— Почему младенца принято крестить только на 40-й день? Нельзя ли раньше?

Ольга, г. Дмитровск

— Можно крестить его и раньше, даже в день рождения. Только обязательно нужно прочитать молитву о его матери. Вообще рождение ребёнка отлучает женщину от Церкви, после родов она становится нечистой, ей не разрешено посещать храм. Только после сорока дней женщина имеет право пойти в церковь с младенцем, над ней должны прочитать молитву, которая дальше даёт ей разрешение посещать храм и участвовать во всех таинствах.

— Считается ли грехом жить супругам в невенчанном браке? Говорят, что это может отразиться на здоровье будущих детей?

Роман, пос. Знаменка

— Да, это считается грехом и блудом. Такой грех может распространиться до седьмого поколения. Из-за этого могут болеть и жить несчастно дети, внуки, правнуки невенчанной пары.

— Перед причастием принято поститься три дня. Можно ли причаститься, если по каким-то причинам постился всего один день?

Маргарита Олеговна, г. Орёл.

— Можно. Иногда на это благословляет сам священник, например, если человек серьёзно болен. Бывает, что причащают и вообще без поста. Нужно об имеющихся на это причинах рассказать батюшке, а он примет решение.

— Моя дочь хочет выбрать профессию музыканта, но я слышала, что инструментальная музыка считается неправедным занятием для православных. Так ли это?

Ольга, г. Орёл

— Нет, это не так. Наоборот, хорошая музыка часто настраивает человека на прекрасное, благостное состояние. Находясь в нём, хочется совершать хорошие поступки, дарить людям счастье. У нас много православных композиторов. Кстати, многие музыканты стали священнослужителями. Часто в воскресных школах мы проводим утренники, на которых почти всегда звучит музыка. Кроме того, есть много духовных песнопений, положенных на музыку Петра Чайковского, Дмитрия Бортнянского, митрополита Илариона (Алфеева) и других композиторов.

— Правильно ли считать свои болезни наказанием за грехи? И могут ли дети расплачиваться за грехи родителей?

Пётр, г. Орёл

— Конечно, не все, но многие болезни действительно даются человеку за грехи, причём не только за свои, но и за родительские. Особенно если родители занимаются блудом и прелюбодеянием, колдовством, посылают людям проклятия. Есть понятие «духовная наследственность». Например, если дедушка с бабушкой совершали революцию, разрушали храмы, за их грехи будут расплачиваться несколько поколений. Это проклятье рода. Именно поэтому очень важно молиться об упокоении душ умерших, чтобы вымолить прощение для них. Если им грех простится, то снимется и с близкого человека. Духовная связь очень сильна.

— Что даёт человеку освящение жилища?

Екатерина, г. Орёл

— Это духовное ограждение квартиры от злых духов, бесов, людей с нечистыми помыслами. Батюшка окропляет жилище святой водой, кадит ладаном, на стенах наносит кресты, смазывает их маслом. А во время молитвы священник просит, чтобы Господь приставил к этому жилищу ангела-хранителя. Но, к сожалению, это духовное ограждение разрушают сами же хозяева квартиры, если там курят, заводят собаку, совершают блуд, ругаются матом.

— Как побороть равнодушие к людям и к делам?

Олег, г. Ливны

— Для того чтобы иметь любовь к людям, преодолеть эгоизм, необходимо делать дела любви, даже не имея её. И тогда Бог, видя эти усилия, даст любовь как награду… Так примерно говорил преподобный Амвросий Оптинский. Причём совет этот в рамках духовной закономерности, на которую указывали практически все святые отцы: страсти, грехи искореняются не просто отказом следовать им, но делами им противоположными. Скупость — ​милостыней, объедение — ​воздержанием и тому подобное. Всё это требует усилий… И что важно — ​не эпизодических «под настроение», а постоянных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *