Какие только чудеса не вытворяет современная наука?

Русский язык для студентов-нефилологов — М. Ю. Федосюк 2012

Лексические нормы, или нормы словоупотребления, — это: 1) правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме; 2) употребление его в тех значениях, которые оно имеет в языке; 3) уместность его использования в той или иной коммуникативной ситуации в общепринятых в языке сочетаниях. Соблюдение лексических норм — важнейшее условие точности речи и ее правильности.

① Объясните, чем различаются значения следующих слов.

Приведите примеры их употребления.

Дом — изба — землянка — хата — сакля; варежки — перчатки — рукавицы; пальто — шуба — тулуп; сад — роща; роща — бор; лозунг — девиз; тезис — лозунг; дефект — изъян; трофей — приз; устроить — учинить; собрание — сборище.

② В значении слов отражаются различные явления действительности. Найдите предложения, в которых слова не соответствуют тем предметам, признакам и явлениям, которые они обозначают. Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексических норм.

1. Началась избирательная фиеста. 2. В парке было заложено тридцать два дерева. 3. Он познакомился с плеядой новейших компьютеров. 4. Депутаты приняли важное решение, которое способствует улучшению отмеченных недостатков. 5. Передавали «Седьмую симфонию». Тысячи ленинградцев собрались у микрофонов. 6. Бабушка ласково кивает добрым морщинистым лицом. 7. В зале в основном были люди изрядного возраста, то есть многолетние читатели «Знамени». 8. На очередном заседании Клуба книголюбов прошла презентация первых номеров альманаха «Владикавказ». 9. Эта борьба ведется под тезисом защиты прав человека. 10. Сделавшись революционеркой, Ниловна стала привлекательной для сыщиков.

③ Сопоставьте словарные статьи к словам золото, пустыня и студент в энциклопедическом и толковом словаре.

Пользуясь одним из последних изданий «Словаря русского языка» С. И. Ожегова или «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, проанализируйте структуру словарной статьи в толковом словаре. Какую информацию о слове можно найти в толковом словаре?

④ По образцу словарной статьи «Словаря русского языка» С. И. Ожегова составьте собственные толкования лексических значений слов, сравнительно недавно вошедших в нашу речь и получивших в ней широкое распространение.

Беспредел, дефолт, крутой, маргинал, плейер, скотч, спонсор, тусоваться, электорат.

⑤ Найдите в приведенных ниже предложениях слова или словосочетания, которые выражают отрицательную оценку вместо соответствующей замыслу автора положительной. Исправьте эти предложения.

1. У Базарова нет сообщников — он трагически одинок. 2. Какие только чудеса не вытворяет современная наука! 3. Космические корабли — новое чудище человеческого разума. 4. Л. Н. Толстой противопоставляет Болконским семью Ростовых. Это была дружная семейка, в которой царила любовь и искренность. 5. Татьяна воспитывалась в сельской глуши, и ее выходки просты и естественны. Только в конце романа она приобретает аристократические замашки. 6. Задумав «Грозу» как комедию, Островский в ходе работы над пьесой прозвал ее уже драмой. 7. Метелица быстро пролез в душу маленького пастушонка. 8. Закоренелые москвичи особенно сильно любят свой город.

⑥ Перепишите текст, вставляя пропущенные знаки препинания. Ответьте на приведенные ниже вопросы.

Синонимы — это слова которые звучат и пишутся по-разному а по смыслу совпадают или очень близки само это слово происходит от греч. synonymos что значит «соименность» или «одноименность». Примеры синонимов миг — момент, бранить — ругать, огромный — громадный. Синонимичными могут быть не только пары слов но и целые ряды, например, метель метелица вьюга пурга буран; кратко коротко сжато лаконично вкратце и т. п.

Особенно многочисленны ряды таких синонимов, которые различаются оттенками значений или по стилистической окраске. Например, глагол обмануть имеет больше десятка синонимов и большая их часть яркие эмоционально окрашенные слова и обороты.

Синонимы это богатство языка. Пользуясь разными способами обозначения одного и того же предмета свойства или действия человек как бы расцвечивает свою речь делает ее более выразительной гибкой. (По Л. П. Крысину)

сино́ним

синоними́ческий

1. Что называется синонимическим рядом?

2. Чем различаются приведенные в тексте слова, объединенные в ряды?

3. Подберите синонимы к глаголу обмануть.

4. Какую роль играют синонимы в речи?

⑦ Составьте синонимические ряды к словам восстание, лентяй, прогулка, реакционер. Определите, чем различаются члены этих рядов. Проверьте результаты работы по»Словарю синонимов русского языка».

⑧ Включите следующие слова в состав синонимического ряда. Определите, в каких коммуникативных условиях они могут употребляться.

Воззрения, восторжествовать, глазеть, грядущий, загвоздка, интеллектуал, лопать.

⑨ В киносценарии А. Володина «Осенний марафон» есть эпизод занятий со студентами — будущими переводчиками. Что называют студенты, выполняя задание Бузыкина, — родственные слова или синонимы? Выполните это задание и укажите слова и выражения, которые могут быть использованы в данных контекстах. Заполните при этом «пустые места» текста, предложив свои варианты.

Бузыкин проводил занятия. Хмуро смотрел в листок студенческой работы. Прочитал вслух:

» — Ну что ты на меня так смотришь, дружище? Думаешь, мне легко, парень? — малодушно сказал он Смиту и потом бегал от него и убегал…» Извините, Лифанов, но это подстрочник, а не перевод.

Лифанов (обиделся). Почему это подстрочник? Бузыкин. Вот, скажем, у вас тут написано убегал. И рядом — бегал. Неужели так трудно поискать что-нибудь еще? Прошу вас (обратился он к студентам), припомните родственные слова.

Студенты стали припоминать:

— …

— …

— Драпать.

Бузыкин. Драпать. Допустим. Как именно драпать? Лифанов!

Лифанов. Ну … быстро. Не знаю.

Бузыкин. Кто больше?

— Во весь мах.

— …

Бузыкин. Еще?

— …

⑩ Определите различия в значении следующих синонимов. При выполнении задания используйте «Словарь синонимов русского языка».

Восстановление — реставрация, агитация — пропаганда, авария — катастрофа, осваивать — обживать, сотрудничество — взаимодействие, импульс — толчок, регион — район, преподаватель — учитель, реформа — изменение.

⑪ Замечательный русский переводчик Н. М. Любимов в течение многих лет собирал синонимы, различные определения одного и того же существительного, речевые средства, характеризующие лес, поле, снег и т. п. Его книга «Лингвистические мемуары» была призвана противостоять оскудению русской речи. Вот фрагмент из нее.

Дождь

1. Объясните, в каких ситуациях употребляются различные названия дождя и его определения, собранные Н. М. Любимовым.

2. Попробуйте построить по тому же плану словарную статью снег.

Точность словоупотребления связана не только с верным выбором нужного слова из синонимического ряда, но и с умением различать паронимы. Паронимы (от греч. para — «околб» и опута — «имя») — это слова, сходные по звучанию, но имеющие разное значение. Сравним, например, слова ритмичный и ритмический. Они имеют общий корень, близки по звуковому составу, но различаются по значению: ритмичный — чувствующий ритм или обладающий ритмом, ритмический — основанный на ритме.

⑫ Объясните различия в значении следующих паронимов. В случае затруднения обратитесь к «Словарю паронимов современного русского языка» (М., 1994).

Абонемент — абонент, восприятие — восприимчивость, дельный — деловой — деловитый, демонстративный — демонстрационный, единичный — единственный — единый, конструктивный — конструкторский, лирический — лиричный, логический — логичный, обосновать — основать, факт — фактор, эффективный — эффектный.

паро́ним

пароними́ческий

⑬ Найдите ошибки в употреблении слов-паронимов. Исправьте эти ошибки.

1. Исследования почвы облегчают установление недостаточности питательных веществ. 2. В полку царило воинствующее настроение. 3. Доказанная опытом, гипотетичность становится научной теорией. 4. Когда вокруг тебя пустыня, когда еще далек привал, в тебе рождается гордыня: вот, дескать, где я побывал (В. Берестов). 5. Народ терпел двойственный гнет. 6. Наташа одела спецовку электросварщика. 7. Множество фактов: климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения — влияют на развитие растений. 8. Хищное истребление лесов привело к образованию оврагов. 9. Речь его одинаково эффектно воздействовала на самые разные аудитории. 10. В конце собрания слово представили профессору Дьяконову. 11. Бывшие заслуги здесь во внимание не принимаются.

Точность речи определяется не только верным выбором слова из ряда ему подобных, но и лаконизмом1 — употреблением только тех слов и выражений, которых вполне достаточно для называния явлений действительности, попавших в поле зрения говорящего, и отказом от лишних единиц и повторов. Избыточность выражения, или плеоназм,разрушает коммуникативную точность речи и представляет собой одно из нарушений лексических норм.

1 Слово лаконизм (греч. lakonismos) произошло от названия одной из областей Древней Греции — Лаконии, жители которой славились немногословием,

лакони́зм

плеона́зм

⑭ Найдите избыточные словосочетания. Объясните, в чем причина их избыточности.

Главная суть, суть дела, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, демобилизоваться осенью, демобилизоваться из армии, дебют молодой балерины, впервые дебютировать, ввести в строй, ввести новое понятие, постоянные еженедельные рубрики, еженедельные выступления, свободная вакансия.

⑮ Найдите нарушения лексических норм в следующих предложениях. Объясните причины речевых ошибок.

1. Он записал песни коренных аборигенов Севера. 2. Уровень несчастных случаев на шахтах увеличивается. 3. В школах Москвы родилась новая традиция. 4. Мы вышли к лесистому озеру. 5. Жизнь старой крестьянки постепенно стала нетерпимой. 6. Сегодня у нас в гостях гости из Мадрида. 7. Нервы охотников напряжены. Палец на мушке. 8. Нашей спортсменке выпало бежать в первой паре с Марсиа Персокс. Свою напарницу она обошла почти на полкруга. 9. В связи с праздником проходят массовые манифестации и демонстрации. 10. В субботу бутик2 «Ягуар» учинит показ мод.

2 Бутик — современный модный магазин, предлагающий особо элегантную и дорогую одежду, обувь, парфюмерию.

⑯ Перечислите основные типы речевых ошибок, вызванных нарушением лексических норм. Продолжите следующий ряд:

— неверное понимание значения слова;

⑰ Прочитайте газетную заметку «Россия возвращается в Россию». Дайте оценку точности и верности словоупотребления в ней. Обоснуйте свой ответ.

На Таганке, через улицу от знаменитого театра, невольно унаследовавшего название не менее знаменитой тюрьмы, открылся в прошлый четверг Дом русского зарубежья с библиотекой и архивом.

На тесном и узком торжестве Никита Струве напомнил слова Ремизова: «Достоевский — это Россия, без Достоевского нет России». Точно так же нет, вернее, не должно быть России без многострадальной русской эмиграции, без творческого освоения ее великого духовного наследия. И уже сегодня, сообщил Никита Алексеевич, дети и внуки наших первых эмигрантов готовы передать в свой московский Дом драгоценные крупицы этого наследия: книги, рукописи, реликвии.

Отметив высокий умственный и культурный вклад русской эмиграции в основном между двумя войнами, Александр Солженицын горячо ратовал за неотложное собирание мемуаров…

Теперь Всероссийская мемуарная библиотека будет развернута на Таганке, в Доме русского зарубежья. Здесь она будет пополняться, обрабатываться, изучаться…

⑱ Перепишите следующий текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

(По К. С. Горбачевичу)

тавтоло́гия

тавтологи́ческий

Приведите примеры повторов, усиливающих или уточняющих выражаемую мысль, в текстах художественных произведений. Пользуясь словарями, объясните значение и происхождение слова тавтология.

⑲ Прочитайте фрагмент из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Какие черты характеризуют речь Эллочки-людоедки?

Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов.

Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью.

Вот слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка.

1. Хамите.

3. Знаменито.

4. Мрачный. (По отношению ко всему. Например, «мрачный Петя пришел», «мрачная погода», «мрачный случай», «мрачный кот» и т. д.)

5. Мрак.

6. Жуть. (Жуткий. Например, при встрече с доброй знакомой: «Жуткая встреча».)

7. Парниша. (По отношению ко всем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения.)

8. Не учите меня жить.

10. Кр-р-расота!

11. Толстый и красивый. (Употребляется как характеристика неодушевленных и одушевленных предметов.)

12. Поедем на извозчике. (Говорится мужу.)

13. Поедем в таксо. (Знакомым мужского пола.)

14. У вас вся спина белая. (Шутка.)

15. Подумаешь.

16. Уля. (Ласкательное окончание имен. Например, Мишуля, Зинуля.)

17. Ого! (Ирония, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение, удовлетворенность.)

Оставшиеся в крайне незначительном количестве слова служили передаточным звеном между Эллочкой и приказчиками универсальных магазинов.

Как вы понимаете, что такое «богатство речи»? Каким требованиям должна соответствовать эта характеристика?

⑳ Прочитайте определения к слову улыбка, которые встречаются в произведениях русских писателей.

Подберите как можно больше определений к словам: а) голос; б) смех; в) взгляд.

21). Прочитайте фрагмент введения к «Русскому словарю языкового расширения» А. И. Солженицына.

Лучший способ обогащения языка — это восстановление прежде накопленных, а потом утерянных богатств. Так и французы в начале XIX века (Ш. Нодье и др.) пришли к этому верному способу: восстанавливать старофранцузские слова, уже утерянные в XVIII веке. Но нельзя упустить … и других опасностей языку, например, современного нахлына международной английской волны. Конечно, нечего и пытаться избегать таких слов, как компьютер, лазер, ксерокс, названий технических устройств. Но если беспрепятственно допускать в русский язык такие невыносимые слова, как уик-энд, брифинг, истеблишмент …, имидж, — то надо вообще с родным языком распрощаться.

Согласны ли вы с предложениями писателя? Как вы оцениваете состояние современной русской речи? Объясните значение иноязычных слов в тексте.

Соблюдение лексических норм предполагает бережное отношение к родному языку и строго мотивированное, коммуникативно целесообразное использование в речи иноязычных слов- заимствований.

(22). Прочитайте приведенные в «Словаре новых иностранных слов» Н. Г. Комлева (М., 1995) заимствования. Укажите, какие из них имеют эквиваленты в русском языке. Назовите иноязычные слова, употребление которых в современной речи представляется вам неоправданным.

(23). Заимствование иноязычных слов обычно вызывается потребностью в наименовании новой вещи или нового явления (магнитофон, компьютер), необходимостью разграничить содержательно близкие, но тем не менее различающиеся понятия (страх — паника), стремлением заменить сочетание слов одной единицей (ср. сейф — несгораемый шкаф, снайпер — меткий стрелок). Какими причинами вызвано заимствование приведенных ниже слов? Оправдано ли, с вашей точки зрения, их употребление в современной речи?

Гран-при (высшая награда на фестивале, конкурсе), грант (денежное пособие, выдаваемое специальными фондами и предназначенное для материального обеспечения научных исследований), йети (снежный человек), киллер (наемный убийца), ноу- хау (новые передовые технологии производства), саммит (встреча на высшем уровне), эксклюзивный (исключительный), электорат (совокупность избирателей).

(24). Определите различия в значении слов.

1. Грант, дотация, пенсия, стипендия, субсидия, субвенция.

2. Аннотация, дайджест, конспект, реферат, резюме, тезисы.

3. Импресарио, меценат, спонсор, продюсер.

(25). Иноязычные слова, обозначающие коммуникативно важные понятия, попадают в зону социального внимания, становятся приметой времени. Назовите заимствованные сравнительно недавно слова, которые являются общественно актуальными в настоящее время. Определите их значение, дайте примеры их употребления.

(26). Оцените целесообразность использования иноязычных слов в следующих предложениях.

1. В понедельник состоится fashion-show (показ моделей) модельера Ярослава Куриленко под названием «Цветы Востока». 2. Движущей силой постановки «Маскарада» оказывается ледяной эстетизм, актеры здесь становятся фигурантами, имеющими скорее декоративные задачи. 3. Традиционные рождественские «sales» (распродажи) в салонах довольно редки. 4. Коммерческие отделы и иностранные бутики разукрашены елочными гирляндами и шариками. 5. Своей балетной харизмой Плисецкая осеняет тех, кому танцевать дальше. 6. Новый триллер создает в зрительном зале атмосферу саспенса (напряжения). 7. Важную роль в современном обществе играет создание опережающих технологий, ноу-хау. 8. Многие сейчас испытывают фьюче шок («шок будущего»). 9. Фильм В. Мотыля «И несут меня кони» не был закончен к началу феста (праздника). 10. Любовь и смерть переплетены в музыкально-детективной love-story «Эй, странник». 11. Какой смысл держать нас в течение восьми вечеров у голубых экранов в ожидании хеппи-энда?

Практикум по орфографии

Правописание словарных слов

① Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Составьте с этими словами предложения.

② Лексическое значение слов может влиять на их написание. Сопоставьте приведенные ниже слова, определите их значение. Составьте с ними предложения.

Ожог — ожег, кампания — компания, масленый — масляный, изморозь — изморось, презирать — призирать, равнять — ровнять, разредить — разрядить.

③ Раньше писали аттака, галлерея, каррикатура, коммиссия, корридор, литтература, раппорт. Как изменилось написание этих слов?

④ Одна или две согласные буквы пишутся в следующих словах? Определите значение этих слов.

Сущность феномена под названием «японское экономическое чудо»

Определение 1

«Японское экономическое чудо» — это исторический пример феноменального роста экономики Японии, который начался еще с середины $50$-х гг. $XX$ в. и стабильно продолжался вплоть до нефтяного кризиса $1973$ г.

В те времена рост экономики Японии составлял примерно $10\%$ в год. На то время это были высочайшие темпы роста среди всех развитых стран. Среди главных причин «экономического чуда» можно выделить незначительное налоговое бремя, а также весьма интенсивное освоение новых технологий.

Рекордные темпы роста ВВП в сжатые сроки позволили «Стране восходящего солнца» полностью восстановиться после изнурительной II мировой войны, а также стать второй по своему могуществу экономикой мира (обогнав Францию, Канаду, Италию, ФРГ, СССР, Великобританию и уступив, конечно же, Соединенным Штатам). Япония оставалась второй экономикой мира на протяжении целых четырех десятков лет, уступив КНР лишь в $2010$ г.

Отличительные черты японской экономики периода «экономического чуда»

Ими являлись:

  • интеграция поставщиков ресурсов, производителей, банков, сбытовиков продукции в тесно связанные группы – «кэйрэцу» (конлогомераты и холдинги «на японский манер»)
  • взаимовыгодные отношения правительства и представителей бизнеса
  • мощные профсоюзы
  • «пожизненный найм» больших компаниях

Основные причины японского экономического прорыва

Ими можно назвать:

  • успешные реформы
  • дешевый труд и, как следствие, невысокая себестоимость продукции и высокая ее конкурентоспособность по цене
  • американская оккупация
  • высокий уровень доверия к финансовой системе
  • мощная поддержка экспортных отраслей
  • жесткий государственный контроль над внешней торговлей
  • политическая стабильность
  • рациональная политика поддержки национального производителя
  • активное освоение новейших, передовых технологий.

Замечание 1

Таким образом, экономические успехи Японии были обусловлены самыми различными причинами. Первое, что можно назвать – это значительное сокращение военных расходов и демилитаризация экономики.

Следующий фактор, значительно стимулировавший экономический рост – это колоссальные доходы японского бюджета от выполнения американских военных заказов. Так, в период войн в Корее и во Вьетнаме Япония стала главной базой снабжения армии США.

Немаловажным фактором инновационного развития японской экономики стал жесткий контроль правительства над всей сферой внешнеэкономической деятельности. Так, к примеру, запрещался ввоз товаров, которые могли быть произведены национальным производителем, на территории страны. Только в начале $70$-х г. $XX$в., когда страна уже довольно прочно обосновалась на мировых рынках, государственный контроль был несколько послаблен.

По всему миру японцы активно скупали самые передовые технологии, что давало возможность значительно экономить на инвестициях в НИОКР. Очень часто инновационные технологии внедрялись гораздо раньше, чем в странах, где они были разработаны.

Государство всячески поддерживало инновационную деятельность и особенно тех фирм, продукция которых выпускалась на экспорт. Конкурентоспособность известнейших японских корпораций изначала была обеспечена во многом благодаря государственным субсидиям, а также низкой цене высококвалифицированного труда. Высочайшее качество и сравнительно невысокая цена японской продукции дала возможность очень быстро и успешно покорить мировой рынок.

Политическая стабильность послевоенной Японии – это также немаловажный источник ее экономического триумфа.

Замечание 2

Превращению Японии в одну из наиболее развитых экономик мира также во многом способствовали уникальные национальные традиции. Большое значение имела кланово-профессиональная солидарность собственников предприятий, благодаря которой большинство фирм не конкурировали, а скорее сотрудничали друг с другом.

Абзац Двадцатый век по части технического развития был веком выдающимся. Без преувеличения можно сказать, что за 100 лет сделано открытий не меньше, чем за всю предыдущую историю человечества. В первой половине столетия появилась радиосвязь, были открыты элементарные частицы, созданы квантовая механика и теория относительности. Возникли искусственные материалы — синтетический каучук (1910г.) и полимеры. Вклад, который внесла наука в ХХ веке в развитие человечества, огромен. Если ее плоды изъять из нашей повседневной жизни, от цивилизации останется очень мало. Если же сложить средства, которые человечество потратило на фундаментальные научные исследования за всю свою историю, сумма окажется сравнимой с годовым военным бюджетом какой-нибудь из развитых стран. По данным ООН, в сфере военного производства трудятся свыше 100 млн. человек; как минимум половина научных работников мира занимается исследованиями, так или иначе связанными с решением военных проблем. Мир теряет не только средства, которые можно было бы направить на борьбу с голодом и болезнями, но и огромный интеллектуальный потенциал .

Новейшие научные и технические разработки кроме несомненных благ несут в себе и потенциальную опасность. Вырабатывая огромное количество энергии, тепловые электростанции выбрасывают в атмосферу миллионы тонн золы и газов, загрязняющих окружающую среду. Аварии на атомных станциях и предприятиях, использующих радиоактивные материалы, приводят к катастрофическим последствиям. Транс генные (изготовленные из растений и животных с изменением генетическим кодом) продукты, все шире поступающие в продажу, в принципе могут оказаться опасными для человека. Гармонично вписать технику в природные процессы — одна из насущных задач ученых наступившего века. Только так можно обеспечить не просто выживание, а достойную жизнь грядущих поколений .

2.3 Влияние науки на духовную сферу жизни общества

Абзац Отражая мир в его объективности, наука дает лишь один из срезов многообразия человеческой мира. Поэтому она не исчерпывает собой всей культуры, а составляет лишь одну из сфер, которая взаимодействует с другими сферами культурного творчества — моралью, религией, философией, искусством и т.д. Наука и искусство, являющиеся основой духовной жизни человека, представляют собой продукты творческой деятельности человека.

Наука является одной из определяющих особенностей современной культуры и, возможно, самым динамичным ее компонентом. Сегодня невозможно обсуждать социальные, культурные, антропологические проблемы, не принимая во внимание развитие научной мысли. Ни одна из крупнейших философских концепций XX в. не могла обойти феномена науки, не выразить своего отношения к науке в целом и к тем мировоззренческим проблемам, которые она ставит. Наука есть основа научного метода познания, научного мышления и является основным инструментом создания научного мировоззрения .

Под научным мировоззрением понимают представление о явлениях, доступных научному изучению, которое дается наукой. Под этим именем мы подразумеваем определенное отношение к окружающему нас миру явлений, при котором каждое явление входит в рамки научного изучения и находит объяснение, не противоречащее основным принципам научного искания. Отдельные частные явления соединяются вместе как части одного целого, и в конце концов получается одна картина мироздания, которая включает микромир, макромир, превращения человеческих обществ, исторические явления, логические законы. Мировоззрение всегда проникнуто сознательным волевым стремлением человеческой личности расширить пределы знания, охватить мыслью все окружающее .

Абзац В общем, основные черты такого мировоззрения будут неизменны, какую бы область наук мы ни взяли за исходную — будут ли то науки исторические, естественноисторические или социальные, или науки абстрактные, опытные, наблюдательные или описательные. Все они приведут к одному научному мировоззрению, подчеркивая и развивая некоторые его части. В основе этого мировоззрения лежит метод научной работы, известное определенное отношение человека к подлежащему научному изучению явления. Этот научный метод не есть всегда орудие, которым строится научное мировоззрение, но это есть всегда орудие, которым оно проверяется. Этот метод есть только иногда средство достижения научной истины или научного мировоззрения, но им всегда проверяется правильность включения данного факта, явления или обобщения в науку, в научное мышление .

Научное мировоззрение не есть что-нибудь законченное, ясное, готовое; оно достигалось человеком постепенно, долгим и трудным путем познания. Научное мировоззрение есть создание и выражение человеческого духа. Развитие науки расширяет границы научного миросозерцания, развитие науки раздвигает рамки жизни и составляет могущественный элемент прогресса. Основу научного мировоззрения составляют научные истины. Через них наука неизбежно влияет на другие составные части мировоззрения — философию и религию. Под влиянием научных фактов и истин философы и теологи вынуждены пересматривать, изменять свои концепции .

Составляющие научного мировоззрения всегда проверяются научным методом и всегда выдерживают пробу научного метода. Все, что противоречит научным методам, беспощадно отбрасывается и не входит в систему научного мировоззрения.

Правильно выведенные научные истины являются непреложными и обязательными для всякой человеческой личности, для всякой философии и для всякой религии. Общеобязательность достижений науки в ее области ведения есть основное отличие ее от философии и религии, выводы которых такой обязательности не могут иметь. Философий и религий может быть много, а наука одна и едина, хотя количество наук постоянно растет, создаются новые — они все связаны в единое научное построение и не противоречат одна другой. Это единство науки и много различность представлений о реальности философий и религий, с одной стороны, а с другой — неоспоримость и обязательность значительной части содержания научного знания, в конечном итоге — всего научного прогресса, резко отличает науку от смежных с ней философских и религиозных утверждений. По мере того как растет научный потенциал сила науки увеличивается, положение науки в жизни человечества углубляется, и быстро растет ее жизненное влияние. Подобно тому, как наука открывает все больше и больше истинных знаний, и научное мировоззрение становится более истинным, более полно и истинно отражает картину мироздания. Научное мировоззрение становится более тождественным с научной истиной .

Наука и научное мировоззрение являются результатом все проникающей, работы человеческого мышления. Этим путем создалось огромное количество точно исследованных фактов и явлений. Применяя к ним логические приемы работы как путем дедукции, так и индукции, наука постепенно уясняет, расширяет и строит свое мировоззрение .

Научное мировоззрение развивается в тесном общении и широком взаимодействии с другими сторонами духовной жизни человечества: философией, религией, искусством, этикой и т.п. Все эти проявления человеческой жизни тесно переплетены между собой, и все эти стороны человеческой души необходимы для ее развития. Они являются той питательной средой, откуда она черпает жизненные силы, той атмосферой, в которой идет научная деятельность. Взаимно влияя друг на друга, все эти стороны духовной жизни человечества совершенно различны по занимаемой ими области .

Наука постоянно расширяет область своего ведения. Это расширение границ научного миросозерцания является одним из наиболее характерных и наиболее важных симптомов научного прогресса. Рост науки неизбежно вызывает в свою очередь необычайное расширение границ философского и религиозного сознания человеческого духа. Новые завоевания и новые ступени, достигнутые в научной области, неизбежно передаются дальше тесно связанным с ней другим сторонам человеческого сознания и раздвигают их пределы. Развитие науки раздвигает рамки жизни и составляет могущественный элемент прогресса .

Влияние науки на все стороны духовной жизни человека неизбежно. Оно вызывается характером научных истин, во многом резко отличающихся от великих построений философии, произведений искусства, идеалов и концепций религии. Научные истины заставляют философов и теологов менять свои взгляды и концепции и вырабатывать новые более соответствующие и не противоречащие научным знаниям. Процесс борьбы науки с религией привел к становлению научной картины мира. Научная картина мира и связанные с нею конкретные знания различных дисциплин постепенно превратились в основу системы массового образования. Наука стала реальным фактором формирования мировоззрения людей .

Научное мировоззрение могущественно влияет на все формы жизни, мысли и чувства человека и заключает в себе единственные проявления истины, которые для всех времен и для всех людей являются бесспорными.

В результате научного анализа экономических явлений в жизни человеческого общества Маркс вывел значение науки и как основы социального переустройства социального строя. Научная при правильном ходе государственной работы не должна сталкиваться с государственной силой, ибо она является главным, основным источником народного богатства, основой силы государства. Борьба с ней — болезненное, преходящее явление в государственном строе. Однако такая борьба между свободой научной мысли, свободой научного творчества и государственной силой может иметь место на определенных этапах развития общества. В этой борьбе государственная сила отстаивает старое, существующее социальное и экономическое распределение народного богатства, государственно-признанное религиозное понимание жизни и интересы носителей власти. Социально-политическое давление на свободу научного искания не может остановить научную мысль и научное творчество надолго, так как современная социально-политическая государственная жизнь в своих основах все глубже и сильнее захватывается достижениями науки и все более зависит от нее в своей силе. Государство, которое предоставляет максимальный размах свободному научному исканию наиболее устойчиво и прогрессивно .

Абзац С поднятием значения науки в государственной жизни неизбежно, в конце концов, и другое изменение в конструкции государства — усиление его демократической основы. Ибо наука по сути дела глубоко демократична. В процессе жизни человеческого общества неуклонно развивается свобода личности, идет широчайшая демократизация общества, культурный мир охватывает весь земной шар. В унисон с этими элементами будущего человечества идет научная деятельность, развивается наука и в связи с ней развивается научное мировоззрение .

Наука – это еще и то, чему можно научить, или научиться, т.е. передать знания и умения или же добыть это знание и умение самому. Образовательный процесс – это процесс передачи и получения знания и умения. Наука непрерывно требует развития и развивается, а для этого нужна передача знаний из поколения в поколение, нужно образование, обучение. Образование должно обеспечить полную передачу информации обо всех, в том числе новейших достижениях в области фундаментальных наук, передать методы научных исследований. Обучение фундаментальным наукам должно тесно соседствовать с собственными фундаментальными исследованиями .

Дальнейшее развитие науки и общества приведет к сближению естественно научного и гуманитарного познания, составляя основу для их глубокой интеграции. Соединений научных ценностей с социальными ценностями (нравственность, искусство, религиозное и философское постижение мира) в современную эпоху должно привести к возникновению нового типа научной реальности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении надо чётко и кратко обобщить то, что заявлено в цели и задачах.

Абзац Большое многообразие проявлений окружающего нас мира требует глубокого и комплексного восприятия фундаментальных понятий о материи, пространстве и времени, о добре и зле, о законе и справедливости, о природе поведения человека в обществе. Фундаментальные законы, понятия и закономерности отражают не только объективную реальность материального мира, но и мира социального. К сожалению, уходящий век оставляет немало примеров того, что забвение фундаментальных истин наносило и наносит невосполнимый ущерб природе, живому миру, самому человеку.

Абзац Современное человечество, перешагнувшее грань тысячелетий, и уже одно это заставляет людей уделять больше внимания своему будущему и разумному осмыслению прошлого Достижения науки и техники создали у большинства людей представление об абсолютном превосходстве человека над природой. Космическая техника, наземный транспорт, успехи науки, позволившие получать новые вещества, не существовавшие до этого в природе, — все это усилило антропоцентризм по отношению к природе. Люди как бы стали забывать, что сами они — часть природы, биологический вид, жизнь которого определяется амплитудой природных условий, и все их могущество основано на использовании законов природы, вне которых развитие человеческой цивилизации невозможно.

Абзац Близится рубеж тысячелетий. Завершается XX век, явивший миру черты новой цивилизации. Человек вышел в космос, проник внутрь атомного ядра, освоил новые виды энергии, создал мощные вычислительные системы, разгадал генетическую природу наследственности, научился использовать в невиданных масштабах богатство природы. Однако он гораздо менее преуспел в рациональном и бережном отношении к природе и к богатейшим ее ресурсам.

Абзац Таким образом, подводя итог, можно констатировать, что роль науки в современном обществе изменилась кардинальным образом. И этот фактор вызывает и будет дальше вызывать существенное влияние на все стороны жизни: политику, экономику, социальную сферу, образование, культуру и т.д.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 264 с.

  1. Пуанкаре, А. О науке / А. Пуанкаре. – М.: Наука, 1983. – 560 с.

Надо какой-либо сайт или не один включить в список, например, http://www.countries.ru/library/science/scfoi.htm

Иначе литература получается староватая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *