Каким должен быть православный муж?

Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть (Быт. 2, 24).

Признаюсь, мои практические познания о браке довольно ограничены. Потому как семьи у меня было всего лишь две. Первая — где я родился, вторую уже создал сам. На виду были многие семьи, но то не в счёт. Внешнее видно глазами со стороны, внутреннее иной раз не всегда понятно даже самим членам семьи.

В семье не должно быть места эгоизму, иначе счастья никому не видать

Самое главное семейное правило, на мой взгляд, это любить — отдавать, а не брать. А иначе что за сомнительное удовольствие — использовать близкого человека в своих целях? Реализованная возможность дарить себя, угождать любимым людям — мужу, жене, папе, маме, детям, братьям и сёстрам во благое, на пользу им — вот то, что делает человека счастливым. В семье не должно быть места эгоизму, иначе счастья никому не видать.

— Сказано же в Библии, что жена должна повиноваться мужу как Господу, — сказал мне один православный муж, оправдывая свои самовлюблённость и гордыню.

— Точно так, — согласился я, — там ещё чуть дальше написано, что муж должен любить свою жену, как Христос возлюбил Церковь Свою и предал Себя за неё (ср. Еф. 5, 25). Любите ли вы жену так?

Мужчина заколебался, не зная, что ответить.

— Или, может, любите её как своё тело? Зуб заболел — таблетку выпил и бегом к врачу. Рука устала работу выполнять — дал ей отдых. Есть захотел — поел. Скучно стало — развлёкся. Так же реагируете на нужды своей жены, как на нужды своего тела?

Муж молча покачал головой.

— Да если б жён так любили, как написано у апостола Павла, они были бы рады таким идеальным мужьям повиноваться как Богу, — добавил я.

А православной жене пришлось напомнить, что тело её мужу принадлежит (как и тело мужа — жене), и уклоняться от общения можно лишь по взаимному согласию, а не в качестве наказания за какие-то обиды.

Дохристианское человечество видело в потомстве главную цель брака

В истории человеческой мысли легко найти два главных направления в учении о браке. Первое — реалистическое: смысл брака — в размножении, в стремлении иметь продолжение своего существования. Такое воззрение встречается в древнеиндийских, греческих, римских законах. Ветхозаветное мышление видело сущность и цель брака также в воспроизводстве рода. Это было очевидным и необходимым знаком Божьего благословения. Послушание Авраама и его вера даровали ему обещание обильного потомства: …умножая умножу семя твое…и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего (Быт. 22, 17–18). Это обещание Аврааму объясняет, почему евреи считали бесплодный брак проклятием. Нормальным явлением были браки моногамные и полигамные. Конкубинат подчас одобрялся, как гарантия продолжения рода (Быт. 16, 1–3). Бесплодие жены было и вовсе поводом к разводу. В случае бесплодия мужа прибегали к левирату (Быт. 38, 8). Моногамия существовала как некий идеальный образ, который никогда не был абсолютной нормой. Поэтому древние христианские писатели полагали, что почти всё дохристианское человечество видело в потомстве главную цель брака, и объясняли это отсутствием надежды на будущую жизнь.

В Новом Завете понимание брака претерпело коренные изменения. Нигде в Евангелии не упоминается о том, что именно деторождение является оправданием брака. Само по себе оно является средством спасения лишь тогда, когда оно сопровождается верой, любовью и святостью (1 Тим. 2, 15). Бог возвращает человека к самому началу, к Божественному замыслу творения (Мф. 22, 23–32; Мк. 12, 16-27; Лк. 20, 27–37), когда Им была положена основа брака. Адам и Ева были созданы только друг для друга. Их союз был полным и неразрушимым. Я бы даже сказал, что они являют собой образ и символ всех будущих браков. Все вступившие в брак — продолжение Адама и Евы, и их союз должен быть столь же сокровенно неразделимым. Идеал брака — чтобы двое обрели свою полноту, соединив свои жизни вместе. Это взгляд идеалистический. Однако христианские писатели не всегда подчинялись этому направлению. В частности, блаж. Августин утверждает, что причина брака одна, а именно — рождение детей, и что там, где стремятся, чтобы детей не было, нет и брака. Это утверждение рассматривает и позднейшее схоластическое западное богословие. Восточная же традиция подчиняется как раз идеалистическому воззрению. Существует целый пласт святоотеческой литературы, освещающей этот вопрос. Большое внимание обязанностям супругов друг ко другу и отношениям в семье уделяют свт. Феофан Затворник и свт. Тихон Задонский, подчеркивая, что брак есть тайна единения. Яркий пример добродетельного супружества можно найти в переписке царя Николая II с супругой.

Союз мужа и жены является одним из средств ко совместному спасению

Почитая брак таинством, древняя Церковь не создала какого-либо особенного обряда венчания, а признала брак, заключенный по законам светского общества. До IX в. христианская пара после регистрации брака принимала участие в Евхаристии, и это, согласно Тертуллиану, и было печатью брака. С IV века у восточных христиан это таинство сопровождается торжественным обрядом. В конце IX в. появился независимый от Евхаристии обряд венчания, что можно связать с укреплением правового значения церковного брака. Несмотря на это, он до сих пор сохранил особенности, свидетельствующие о его первоначальной связи с Евхаристией. Вот откуда взялась нелюбимая многими церковная традиция непозволительности второго брака. Он всего лишь терпим по снисходительности к человеческой слабости (1 Кор. 7, 9). Более того, не поощряется второбрачие даже по вдовстве — по причине вечности и неразрывности брака. Церковь лишь допускает новый брак во избежание блуда. Христианский брак нерасторжим, и это исключает всякую демагогию его истолкования. Союз мужа и жены уже сам по себе является одним из средств ко совместному спасению, и он ни в коем случае не может быть расторгнут ради продолжения рода или защиты каких-либо земных интересов.

Известно осуждение развода Христом (ср. Мф. 19, 8–9; Мк. 10, 2–9; Лк. 16, 18). Но возможность развода из-за прелюбодеяния ясно показывает, что Новый Завет не понимает под неразрывностью брачных уз абсолютного запрета на человеческую свободу. Эта свобода предполагает возможность греха и его последствий. В конечном счете грех может расстроить брак. Разрешая разводы, Церковь разъясняет людям причины развода и всегда рассматривает его как серьёзный грех. Однако Церковь всегда была готова допустить согрешивших в число верных после покаяния. Поэтому повторные браки заключались только путём гражданской церемонии и предусматривали покаяние с отлучением от Причастия на определённый срок.

В Библии брак представляется выражением предельной радости и полноты. Это полнота торжества радости и любви. Совершенный образ её виден в браке Агнца (Откр. 19, 7), то есть в соединении, в радости встречи Бога, ставшего человеком, с тварью. Образ, данный в лице Невесты Агнца — Христовой Церкви, — образ любви совершенной, жертвенной до конца. Именно взаимная жертвенность любви зачастую ускользает от внимания православных супругов.

Многие православные озабочены безрадостностью семейной жизни

Поэтому Церковь сегодня особенно встревожена неустойчивостью браков и горем, которое эта неустойчивость приносит как супругам, так и детям. Многие православные озабочены раздробленностью семей и безрадостностью семейной жизни. Но это происходит как раз потому, что идеал брака оказался для людей непонятым. Случается даже, что некоторые рассматривают брак просто как частный договор. В лексикон входит понятие «брачный контракт», в основе которого лежит расчетливость и сожительство, где нет места ни истинной любви, ни настоящему браку, совершаемому на небесах.

Но главной проблемой, как мне думается, становится восприятие брака как способа проживания вместе лишь для свободного сексуального удовлетворения. Гедонистическое понимание брака породило самые извращенные формы такого сожительства: гаремная, шведская, гомосексуальная семьи. Подобный способ сожительства извращает божественный замысел о браке. Свт. Тихон Задонский учит: «Блуд есть яд, умерщвляющий душу… Кто блудодействует, тот отрекается от Христа».

Церковь осуждает порнографию и блуд. Но в законном браке Церковь признаёт половую близость между супругами, поскольку телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом (Быт. 1, 28), и о них Церковь молится в чине венчания. Такую высокую значимость Церковь придает браку как вечному союзу, источнику радости и любви, как образу нераздельного единения Христа и Его Церкви, как пути в Вечное Царство.

— А можно ли вступать в брак с нелюбимым человеком? — иногда спрашивают меня верующие.

Да, конечно, можно! Но ни себе, ни друзьям (тут бы сказать ещё «ни врагам», но врагов среди людей у меня никогда не было) я бы такого не пожелал. Как терпеть от человека вольные и невольные огорчения, если не любишь его? Я бы точно не смог.

Когда мужчина и женщина встречаются, их пленяют природные качества друг друга. Поскольку для совершенства мужчине необходимо развивать служение, он сразу же хочет, чтобы это делала за него спутница жизни. В свою очередь женщине, которой для развития следует развивать свою полезность и расти в личных достоинствах, становится привлекательной мысль, что вместо нее станет полезным ее муж. Это первая стадия отношений между мужчиной и женщиной.

На второй стадии отношений мужчина понимает, что сколько бы жена не служила ему, он не развивается в этих качествах. Тоже чувствует женщина в качествах полезности и саморазвития: муж сколько угодно может быть крутым, но она все равно остается серой мышкой в его тени. На этой ступени отношений людям часто становится скучно и наступает разочарование в близком человеке. Но это просто рассеивание иллюзии. Никто не сможет развиваться за нас. Это невозможно и даже звучит абсурдно.

На третей стадии отношений мужчина начинает понимать суть служение и культивировать это качество в себе. Он становиться мягче, спокойнее, внимательнее, но при этом его уверенность в себе и целеустремленность обретают твердость и непоколебимость. Женщина же начинает посвящать больше времени своему развитию, поиску себя в мире, заниматься любимым делом. Такие перемены делают женщину необычайно интересной и глубокой. Ее служение превращается для мужчины в мощный поток силы и вдохновения. Для женщины, которая знает свою цену и занимается собой, исчезают практически все страдания и неприятности жизни.

Фильм

Глава семьи — муж. А женщина, как владелец семьи, нанимает мужчину на эту работу.

Главный в семье — это тот, кто больше всех влияет на принятие решений. Это может быть и явная власть, и влияние серого кардинала, влияние силовое и влияние любовью, это может быть власть авторитета и использование рычагов разрыва…

Как ни парадоксально это звучит, глава семьи — не обязательно в семье главный. Глава семьи — тот, кто рулит семьей явно и прямо, это видимый для всех лидер. При этом в семье, где очевидный для всех глава семьи — муж, реальным лидером может быть кто-то другой — его мама, или его жена, или их ребенок, и этот «кто-то другой», как скрытый лидер, на самом деле больше всех влияет на принятие решений.

Иногда главным в семье может быть даже нечто эфемерное — домашнее животное (пресловутая рыжая кошка), телевизор, чья-то работа, здоровое питание, бабушка, живущая в другом городе (или даже давно умершая!), но продолжающая дирижировать семейными ценностями и жизненным укладом.

Скрытый лидер в семье может быть в семье и радостью, и проблемой. Если скрытый лидер действует как «серый кардинал», втихую заботясь о своих интересах, в семье проблемы.

Предположим, это свекровь или свекор. Он вроде как прямо не претендует на главенство, но в результате почему-то получается так, что семья принимает решения, удобные для него. Здесь действуют скрытые рычаги влияния — образование коалиций, давление на «общественное мнение», припоминание другим старых долгов или грехов, которые теперь следует «искупить», шантажирование окружающих своим слабым здоровьем или несчастным положением.

Однако скрытый лидер — не обязательно эгоист или тем более вредитель. Роль жены при муже как главе семьи — роль скрытого лидера, роль шеи, которая незаметно управляет головой — мужем, главой семьи. Мудрая жена может быть реально главной в семье, но при этом ее муж ощущает себя главой семьи, она его в этом ощущении поддерживает, восхищается им и искренне ему за эту важную для семьи работу благодарна.

Мудрая жена, как владелец семьи и скрытый лидер, умеет мужу подчиняться. Или «как бы подчиняться», не возражая по мелочам, всячески поддерживая его статус и тихо управляя им при принятии действительно важных решений. Умение подчиняться — настоящий талант настоящей женщины.

Кто становится главным в семье? По-настоящему главным в семье обычно становится тот, кто к этому стремится и кто делать это умеет, кто приобретает для этого достаточное количество рычагов власти. Власть в семье — когда захватывают силой, когда опутывают слабостью… К сожалению, нужно признать, что сегодня большинство семей — проблемные, потому что редко в какой семье вопрос власти решается оптимальным и устраивающим все стороны образом. Одна из типовых картинок, когда муж подчиняется жене, жена подчинила себя желаниями ребенка, а ребенком управляет только мяуканье его любимой рыжей кошки… Ну, позже — мнение друзей и Интернет. См.→

Идеальный вариант — когда у каждого из членов семьи есть свой (посильный и добровольный) кусок власти, то есть та область, в которой он чувствует себя нужным, ответственным, признанным и компетентным. Важно также время от времени пересматривать существующие правила жизни, перераспределять обязанности и гибко подстраиваться под актуальные ситуативные изменения. В любом случае, глупо делить между собой власть, если вы оба не умеете руководить… Никто вас не спрашивает, любите вы руководить или нет, в семье умение руководить — просто необходимость. Нужно определиться с властью в семье и учиться руководить. См.→

Как стать образцовой женой: о женском счастье и призвании

ОШИБКИ ДОБРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Семейное счастье во многом зависит от того, как супруги прожили жизнь до заключения брака. Рассказывает монахиня Нина (Крыгина) — насельница среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», в прошлом — профессор психологии Магнитогорского Государственного Университета, кандидат психологических наук.

Розовые очки

Ошибки бывают разные. Первая из них наиболее характерна для молодых людей, полных энергии, сил и уверенности, что вся жизнь впереди, и всё выглядит в радужном свете. Вот здесь-то и таится главная опасность. Ведь не даром говорится: «Если б молодость знала, если б старость могла».

Самая распространенная ошибка молодых людей заключается в установке на то, что жизнь нужно проживать весело и не задумываться о проблемах. И современная идеологическая пропаганда потребительского материализма вкупе с назойливой рекламой, от которой почти невозможно укрыться, всячески стараются внушить молодым людям, что жизнь должна представлять собой один сплошной фейерверк и нет необходимости о чем-то переживать.

Когда психологи начали выяснять причины изнасилований, оказалось, что одной из причин является провокационное поведение женщины. Она может броско краситься, дерзко смотреть в глаза, гулять в соблазнительной одежде, либо садиться в машину к посторонним людям. Поэтому прежде чем ругать мужчин, надо вспомнить, что мужчина ведет себя с женщиной так, как она ему это позволяет. Один и тот же мужчина с разными женщинами ведет себя по-разному!

Эффект скотча

Вторая распространенная установка похожа на первую — взять от жизни всё. Это распространяется и на интимные отношения.

Есть такая «техника отношений», называемая промискуитет. Это частая смена «вторых половин». Мало кто из молодых даже догадывается, что подобные отношения ведут к смерти души, что каждая греховная связь серьезнейшим образом влияет на всю последующую жизнь. Я разговаривала с одной девушкой, которая утверждала с болью в голосе: «Сейчас моногамная жизнь невозможна! Сейчас все так живут! Когда я заглянула ей в глаза, поняла, что она кричит от душевной боли. У нее в глазах была надежда. Она просила, чтобы ей доказали, что есть другие люди и другие отношения. И, самое главное, что такие люди есть и их предостаточно. Но искать их надо не там, где царствует нынешняя идеология греха, живя по которой, молодые люди не понимают, что берут от жизни всё, кроме хорошего.

Когда опрашивали мужчин, выяснилось, что ни один из них не хочет, чтобы его будущая жена до брака переходила как знамя, от одного мужчины к другому. Таких девушек стараются не брать в жены. Одна девушка-подросток очень четко дала ответ в нашей анкете на вопрос о возможности интимных отношений с парнем. «Парню ничего не будет за этот опыт. А использованная девушка мало кому будет нужна». Вот эта формулировка «использованная девушка» меня потрясла. Мужчина действительно зачастую заинтересован в том, чтобы просто поразвлечься. А на девушке в такой ситуации ставится клеймо, к ней сразу формируется специфическое отношение, сопровождаемое горькой ухмылкой.

Даже если сначала мужчина констатирует маловажность того, с каким количеством мужчин до него была его вторая половина, впоследствии этот вопрос всё равно возникает. Ведь девушка — это будущая мать. А материнство — это светлое и чистое явление. Ребенок, который рождается от женщины, должен родиться здоровым во всех отношениях. Если у девушки было несколько молодых людей, это не проходит бесследно ни для нее, ни для ребенка на всех уровнях.

Есть такое сравнение со скотчем: в первый раз он приклеивается так, что его практически невозможно отклеить, потом приклеивание происходит слабее, в пятый раз скотч приклеивается уже с трудом. То есть, после нескольких романов у женщины уже не возникает настоящей привязанности к своему мужчине. Это неудивительно. Ведь существует память, и осознаем мы то или нет, но происходит сравнение. Необходимо отметить такой интересный факт: женский организм подстраивается под мужской даже на уровне микрофлоры. Когда она начинает отношения с другим молодым человеком, происходит перестройка организма. Этот процесс может повторяться несколько раз, но в конце концов обязательно происходит сбой, начинаются гинекологические заболевания. И первым от этого страдает ребенок.

Мать — это святая святых! Она должна быть чистой, а значит девушка должна жить до брака целомудренно, потому что внутри ее тела зародится новая жизнь. Как может развиваться здоровым ребенок в развращенном чреве?

Сейчас говорят о том, что здоровых детей рождается мало. Но ведь это результат того, что потенциальные отцы гуляют налево и направо. В наше время очень высок процент бесплодных мужчин. То же самое и у девушек. Почему раньше рожали по пятнадцать детей, причем здоровых? А сейчас одного рожают с трудом.

Я слышала выступление одного священника, который сказал удивительную вещь: «Тот человек, который до заключения брака вступает в интимные отношения, предает того, с кем ему Богом определено жить семейной жизнью. Он ему фактически изменяет». Не случайно у нас есть такое слово на Руси — «суженый». То есть, тот человек, с которым суждено быть вместе. Если девушке или молодому человеку суждено вступить в брак, значит, рано или поздно это произойдет. Зачем же предавать свою будущую вторую половину?

«Пробные браки»

Казалось бы, что плохого в установке: «Я не буду менять возлюбленных! А всего лишь поживу с одним. Если окажется, что мы друг другу подходим, тогда мы распишемся». Внешне всё выглядит убедительно и правильно. Не совсем благопристойно, но вполне логично. «Мы настроены на серьезные отношения. Мы просто присматриваемся друг к другу. И мы в этих отношениях на равных».

Здесь необходимо отметить следующую особенность женской психики: как только начинаются близкие отношения, женщина становится зависимой от мужчины, они становятся «единой плотью», она становится его частью, ее влечет к нему гораздо сильнее. Что происходит с мужчиной, у которого не развито чувство ответственности за другого человека? Он видит одно и то же каждый день. Для него заканчивается романтика, и наступают будни, происходит привыкание, чувства притупляются. И вот появляется чувство, что цель достигнута, и ему начинает такая жизнь надоедать. Тем более если женщина не всегда демонстрирует себя в лучшем виде и раздражает его своими капризами. Здесь определенно равенства уже нет. У женщины усиливается привязанность, а у мужчины усиливается чувство скуки, однообразия, монотонности. Женщина задается вопросом об оформлении отношений и старается подвести своего возлюбленного к заключению брака, но второй половине, зачастую, это бывает уже не нужно.

Женщина ждет, когда мужчина сделает ей предложение. Если этого не происходит, она старается изо всех сил незаметно подтолкнуть его к принятию этого решения. Своими действиями она призывает его оценить ее способности: «Посмотри, какая я хозяйка. Как я хорошо выгляжу! Как я вкусно готовлю!» То есть, получается, что мужчина занимает трон, а женщина доказывает ему свою состоятельность во всех аспектах. Какое же здесь равенство? Отношение к женщине превращается в калькуляцию ее достоинств и недостатков. Это уже не любовь. Это коммерция, бухучет, расчет — что угодно, но не любовь.

Дальше женщина нередко начинает чувствовать, что мужчину такая ситуация вполне устраивает, и он не собирается ничего менять. А если у него возникнет желание, он уйдет к другой женщине, мотивировав свой уход тем, что его сожительница ему не подходит. Некоторые женщины в такой ситуации идут на совершенно неоправданный шаг. Они решаются забеременеть и родить ребенка. «Тогда он никуда не денется!» — думают они. Если у мужчины есть некоторое чувство ответственности, то далее может последовать «стимулированный» брак (брак, когда невеста уже беременна). Однако нужно понимать, что рождение ребенка никогда не является тем фактором, который заставит мужчину вдруг полюбить женщину. Нередки, увы, случаи, когда мужчины воспринимают ребенка как проблему. А тут еще наваливаются родственники и друзья, которые начинают учить и подталкивать его к браку. В сложившихся обстоятельствах мужчина чувствует себя пойманным. По сути, он обманут. «Где же здесь равенство?» — справедливый вопрос.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *