Содержание
- Почему ребёнку нужна каллиграфия?
- Поможет ли курс исправлению школьного почерка у моего ребёнка?
- Придётся ли выполнять задания дома? Каков их объём? Как организовать дома рабочее место для занятий каллиграфией?
- Должны ли родители помогать ребенку с домашним заданием? Как это правильно делать?
- Какими способностями должен обладать ребенок, чтобы заниматься каллиграфией?
- Записаться на курс
- Каллиграфия для детей: Обучение детей красивому письму
- Скорость письма
- Красота письма
- Концентрация внимания
- Какой красивый почерк – Работайте с родителями!
- Карандаш – перо – шариковая ручка
- Каллиграфия – это искусство
- Не каллиграфией единой
- Как организовать курс каллиграфии?
Почему ребёнку нужна каллиграфия?
Когда человек пишет, он мыслит. Но он думает не только о содержательной стороне, но и о внешнем выражении написанного. Каллиграфия развивает моторику пальцев и тем самым способствует развитию мыслительных способностей, так как во время занятий каллиграфией постоянно задействовано 1/3 коры головного мозга. В каллиграфии мы задумываемся над каждой буквой, над каждым движением – это, конечно, медленнее, чем обычное письмо шариковой ручкой, но и пользы от этого гораздо больше.
Занятия каллиграфией не только научат ребёнка писать красиво, но и будут способствовать развитию его творческих способностей; они научат дисциплинировать мысль, а вместе с этим вырастет и общая усидчивость, дисциплинированность ребенка.
А еще буква передаёт исторический опыт народа: именно поэтому с развитием нации меняются и те шрифты, которые используются в данный период. Таким образом, знакомство с различными, в том числе историческими шрифтами — это приобщение к истории своего народа.
Поможет ли курс исправлению школьного почерка у моего ребёнка?
Занятия в нашей школе — это занятия по каллиграфии, а не по чистописанию. Но одно невозможно без другого. Одним из аспектов курса будет влияние на почерк ребёнка. Почерк — как отпечаток пальца, он неповторим, уникален, он раскрывает личность. Человек оттачивает письмо, а буквы учат человека. Они учат порядку и творчеству одновременно.
В то же время на занятиях каллиграфией, какой бы вид письма не изучался, дети учатся понимать структуру букв, следить за ритмом и правильностью выписывания тех или иных элементов — и эти навыки они потом, порой незаметно для самих себя, переносят и на свой обычный, школьный почерк. У кого-то такие изменения проявляются раньше, у кого-то — позже, ведь каждый из детей — уникальная личность. И занятия каллиграфией помогут раскрыть их индивидуальность и направить в нужное русло.
Придётся ли выполнять задания дома? Каков их объём? Как организовать дома рабочее место для занятий каллиграфией?
Чтобы занятия были плодотворными, обязательно нужно делать домашние упражнения. Как в спорте – тренировки, как в музыке – репетиции. Чтобы научиться правильно писать буквы, нужно сначала научиться писать штрихи, из которых состоит буква, тренировать их написание до тех пор, пока они не станут получаться постоянно нужной формы. Следующий этап — отработка составления из этих штрихов буквы: снова повторения до тех пор, пока не дойдет почти до автоматизма. Безусловно, во всем нужно знать меру: до ломоты в пальцах доводить, конечно, не нужно. Ничего страшного, если сразу не получается. Достаточно будет, если заниматься минут по 40-45 каждый день. Первые результаты можно будет увидеть уже через 3-4 занятия.
Что касается рабочего места — главное, чтобы оно было удобным, и изучающему ничего не мешало во время выполнения упражнений. Локти должны лежать на столе. Одна рука поддерживает лист, другая выводит упражнения. Свет должен падать слева (при условии, что ребенок — правша). Лист должен лежать под углом к пишущему таким образом, чтобы левый нижний край был ниже, а правый — выше.
Должны ли родители помогать ребенку с домашним заданием? Как это правильно делать?
Родители могут помогать на начальном этапе обучения, пока у ребенка не станет появляться уверенность в движениях во время письма. Причем ему нужно не столько помогать, сколько направлять технически: чтобы ручку держали тремя пальцами, наклон ручки был правильный, чтобы не царапать бумагу, чтобы спина была прямой…
Какими способностями должен обладать ребенок, чтобы заниматься каллиграфией?
Заниматься каллиграфией может абсолютно любой ребенок. Если будет хотя бы малейший интерес и усердие с его стороны — будет и результат.
Записаться на курс
Для регистрации заполните все поля
Записаться
Красивый почерк и хороший темп письма — это основные навыки, которые ребенок приобретает, занимаясь каллиграфией. К тому же, через обучение письму ребенок развивает мышление, память, ловкость, координацию, внимательность и другие качества, о которых мы расскажем ниже.
Каллиграфия для детей: Обучение детей красивому письму
В центре развития «Паллада» мы проводим курсы «Каллиграфия для детей» индивидуально и в группах. В обоих случаях наш педагог стремится помочь ребенку, если тот пишет неаккуратно и/или медленно. Отработка письма строится на творческих упражнениях и играх, поэтому улучшать навык не только полезно, но и очень интересно.
Есть несколько типов проблем, которые поможет решить обучение детей каллиграфии:
Скорость письма
Если ваш ребенок не успевает за темпом класса на диктантах и во время записи конспектов, или ему непросто списывать с доски или из учебника, то ему будут полезны уроки каллиграфии. Со всеми детьми мы работаем над скоростью письма и концентрацией внимания, даем различные упражнения, развивающие мелкую моторику и разрабатывающие пишущую руку.
Дети лепят из пластилина, делают аппликации, рисуют, раскрашивают и обводят буквы и рисунки. Очень важно развивать силу и ловкость рук, поэтому один из основных элементов занятия — гимнастика. Мы разминаем пальчики и ладошки, и играем с мелкими предметами.
Если ребенку тяжело списывать с доски или из учебника, то ему нужно развивать подвижность глазного яблока. Для этого есть много упражнений на концентрацию внимания и зоркость. Например, можно положить в комнате маленький предмет (пока ребенок не видит), а затем попросить ребенка сесть на стул посреди этой комнаты и попробовать найти игрушку, не поворачивая голову (то есть только глазами).
Кроме того, очень важно научить ребенка правильно держать ручку или карандаш в руке. На занятиях по каллиграфии для детей 6-11 лет мы, в первую очередь, занимаемся постановкой пишущей руки.
Красота письма
Если ваш ребенок пишет неаккуратно, в его тетрадях многое непонятно, и почерк «грязный», то мы также рекомендуем курс «Каллиграфия для детей».. Для детей разработаны специальные прописи, которые помогают улучшить почерк, уменьшить или увеличить размер букв, развить аккуратность. В таких рабочих тетрадях ребенок выполняет различные упражнения с прописными буквами: обводит и копирует знаки, выполняет графические задания (чертит различные узоры, рисует по точкам и т.п.).
На занятиях по каллиграфии дети 6-11 лет не только пишут, но и рисуют, делают аппликации и лепят из пластилина или соленого теста — это хорошо развивает ловкость рук и воображение. Творческие занятия — это действенный способ развить у ребенка технику и красоту письма.
Концентрация внимания
Медленное или неопрятное письмо может быть следствием того, что ребенок не может сосредоточиться на одном деле, отвлекается и ленится. Для того, чтобы изменить это, тоже нужны упражнения. Поэтому курсы по каллиграфии — это самые разные занятия для детей, комплексно развивающие их мышление.
Есть масса упражнений на концентрацию внимания. Самые распространенные: найти 10 отличий на картинках, убрать лишний предмет из нескольких представленных. Именно концентрацию можно натренировать словесными упражнениями. Например: ведущий (педагог или родитель) читает текст, в котором «спрятано» загаданное слово. Ребенок должен внимательно слушать, чтобы «найти» это слово. Как только он слышит слово — произносит его.
Каллиграфия для детей 6-11 лет в центре «Паллада» преподается не только на отдельных курсах. С почерком ребенка мы работаем и на Продленке «Умнички». Наш педагог — учитель начальных классов — помогает детям делать домашние задания, проекты и презентации. В процессе подготовки творческих заданий учитель следит за тем, насколько аккуратен ребенок, какой у него темп письма. Все моменты, в которых есть недочеты, отрабатываются.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок успешно писал диктанты и изложения, успевал за классом и не дописывал конспекты после урока, мы советуем тренировать его навыки письма на курсах по каллиграфии для детей 6-11 лет.
Aвтор материала: Ольга Хвесько — Руководитель ассоциации Pappagallino multilingue (Многоязычный попугайчик), занимающейся развитием детского мультилингвизма, учитель русского языка и литературы. Эксперт: методика преподавания русского языка, билингвизм, многоязычие, лингвистика Проект автора: Pappagallino multilingue
Анализируя статьи о пользе чистописания, я всегда задавалась вопросом: «Если каллиграфия – это такая нужная вещь, то почему о ней всегда забывают?”
Казалось бы, что проще – учить ребёнка писать красиво. Но тут и начинается самое интересное!
Если у тебя в классе 30 человек, урок длится 45 минут, то 15 минут уходит на то, чтобы усадить детей за парты, сделать перекличку и обратить на себя внимание, 15 минут на проверку домашнего задания и 15 минут на объяснения нового материала. Главной целью становится: научить писать, учитывая, что родители, в большинстве своём, не очень-то и настаивают на каллиграфическом почерке.
Чтобы приучить к правильному письму, надо только одно – правильно писать. Долго и тщательно. А сейчас так нельзя – надо быстро и весело. Поэтому урок проходит быстро и весело, а времени на нужное переписывание одной и той же буквы нет.
Во Франции, например, вообще изменили правила написания букв , чтобы дети прибывших из бывших колоний «новых французов” быстрее адаптировались к латинскому письму.
Буквы начали писать снизу вверх и справа налево.
У нас в школе условия не такие жёсткие, поэтому в языковых классах мы можем себе позволить экспериментировать. Главное, чтобы в классах было не больше 10 человек.
Какой красивый почерк – Работайте с родителями!
У детей разный почерк, разная манера письма, разный уровень грамотности. Но читать сочинение в тетради, где нет помарок и ровный размеренный почерк, намного приятнее.
Не берем случаи дисграфии (специфических недостатков письма, вызванные нарушением высших психических функций, принимающих участие в процессе письменной речи), это проблема, требующая комплексной коррекционной работы не столько учителя, сколько невролога и логопеда.
В большинстве своём дети пишут с помарками и ошибками только потому, что не могут сосредоточится и заставить «свой мозг” писать. В нашем веке, чтобы усадить ребёнка писать, требуются неимоверные усилия со стороны родителей.
Именно родителей, потому что за те 45 минут мало что можно успеть, к сожалению. Но многие родители сейчас настроены на то, что всё должны сделать в школе на уроке.
Многим современным родителям хочется, чтобы ребёнок писал красиво, но они не всегда согласны с тем, что без повторений и монотонных «тренировок” ничего не получится. И конечно: «Правильно держать руку – это издевательство над природной анатомией ребёнка!”
Не слышали ещё такого от родителей?
Или «Пусть держит как хочет, главное, чтобы ему было удобно!”, «Почему именно так надо держать? Где это доказано? Раньше вон и левшей переучивали правой рукой писать, а теперь отстали. Скоро и от «правильного” держания ручки отстанут”.
Карандаш – перо – шариковая ручка
Когда вы, как учитель, понимаете, что время можно найти, когда родители поняли, что без них не обойтись, возникает вопрос: что делать? с чего начать?
В идеале начинать надо было ещё в детском саду.
Чаще всего к нам приходят дети, у которых в голове есть чёткое представление о том, что писать надо ручкой.
- убираем шариковые ручки. Больше мы их не достаём до конца года.
- берём простой карандаш, лучше 2В, и начинаем писать буквы.
Письмо карандашом даёт возможность откорректировать силу нажатия на бумагу.
- когда буквы запомнились и стали получаться, берём перья и чернила.
Чернила капают, перья не пишут… а они и не запишут, если правильно не взять перо в руки.
- пишем однослоговые и двуслоговые слова, сразу в них и учимся соединять буквы между собой.
- списываем простые предложения из сказок и стихотворений, которые разбираем на уроке.
- обязательно в домашнее задание вносим Небольшие тексты для списывания.
- устройте ежедневный конкурс на «лучший списанный текст”, но так, чтобы каждый ребёнок оказался с призом.
Каллиграфия – это искусство
Дети очень тяжело подходят к тому, что какие-то действия должны быть монотонными и повторяющимися.
Я не стала со своими учениками заниматься прописями и чистописанием – с ними мы занимаемся каллиграфией.
Согласитесь, одно дело, когда тебе говорит: пойдём писать буквы, и совсем другое слышать, что ты идёшь рисовать буквы.
Каллиграфия – это искусство! А кому не хочется приобщиться к искусству?!
Чем мы занимается на уроках каллиграфии? Мы пишем.
- пишем по каплям, когда учимся соединять слова.
- пишем перьями, когда уже совсем уверены, что все буквы нам знакомы.
- пишем кистями. Настоящими китайскими кистями и тушью.
- перьями мы и рисуем, создавая свои подписи и монограммы.
Не каллиграфией единой
Никто не говорит, что основная цель – это переписывание. Нужно ещё и орфографию повторять.
- разбирая определённые буквы, мы проговариваем звук и находим способ вывести из «за руку” в сильную позицию” и/или в ударный слог.
- играем в слова – расширяем словарный запас.
- рисуем иллюстрации к сказкам, которые разбираем на уроке.
- делаем свои книги, оформляя их и прописывая в них текст.
Книги-трёхстранички – очень полезная форма работы.
Во-первых, ученик видит конкретный результат своей работы.
Во-вторых, при записи текста в книжку, мы может отработать орфографию и пунктуацию.
В-третьих, ученик развивает фантазию и фантазировать по теме – это дает возможность мыслить направленно.
Как организовать курс каллиграфии?
- Сформулируйте цель курса. Это самое главное. Вы не сможете сделать хороший курс, если не поймёте «Зачем?”.
- Определитесь, сколько часов вы готовы посвятить красивому письму.
Идеально – около 40 часов.
- Напишите примерный план: что за чем идёт, какие средства для переключения внимания будете использовать – это один из самых важных моментов.
Писать 2 часа к ряду сложно даже взрослому, значит с детьми надо будет писать с перерывами на полезный отдых. Например, положили карандаши и взяли кисти. Рисуем красивый цветок с петлями – вот отработка связей букв в слове.
- Подготовьте все материалы для стажа. Не надейтесь на то, что родители принесут вам кисти и перья. После таких надежд обычно остаётся пара детей с широко раскрытыми глазами: «Мне мама не купила” и «Я забыл”.
Решите финансовый вопрос заранее. Соберите деньги с родителей или, что труднее, но увлекательнее, выпросите деньги у директора школы.
- Если вы планируете сделать подобный стаж во время учебного процесса – перераспределите расписание.
Соберите в один день больше уроков русского языка и развития речи, а математику оставьте на то время, когда каллиграфия будет усвоена.
С другой стороны, можно ввести элементы каллиграфии и на уроке математики, не бойтесь экспериментировать.
- Усадите детей так, чтобы вам было максимально комфортно наблюдать за каждым ребёнком. Передвиньте парты, если это нужно – дети только обрадуются. Не давите на детей своими знаниями. Выслушайте то, что говорит ребёнок. Вам не сложно, а ребёнок поймёт, что его мнение уважают – вам в итоге понравится обмениваться мнениями и взглядами с детьми. Это трудно, но очень важно. Хвалите их, но не переусердствуйте. Говорите, как здорово у них получается, но поясняйте, где нужно поправить. И, конечно, следите за тем, как они держат руку, бумагу и карандаш.
- Помните о том, что результат должен видеть сам ребёнок. Вы и родители можете увидеть, что ребёнок стал лучше и ровнее писать, но для большинства детей – это не результат.
Результат – это то, что можно показать другим. Делайте рисунки – это помогает контролировать движение руки, летите из глины – это развивает моторику, соберите мозаику – это развивает терпение. Всё это немного отвлечёт детей и даст наглядный результат. Сделайте азбуку из глины, создайте книгу, склейте мозаику-монограмму – рядом с чистописанием много всего интересного, чем можно с пользой передохнуть от написание букв и слов.
Вывод: начните создавать свой стаж только тогда, когда вы сами этого действительно захотите. Иначе ничего интересного не получится. Удачи вам!
Каллиграфия — это искусство гармоничного и красивого письма. На Востоке считают, что каллиграфия является путем к самосовершенствованию человека. Каллиграфия дисциплинирует и организует человека, позволяя развить нераскрытые качества и способности своей личности. Занятие каллиграфией открывает бесконечно новое пространство гармонически упорядоченных линий, знаков, буквенных образов. Занятие каллиграфией также помогает преодолеть человеку многие недостатки как в психологическом, так и в физическом плане.
Так, для меня каллиграфия началась с преодоления прежде всего собственной лени. Лень, на мой взгляд, — проблема большинства современных людей, которая оборачивается, в первую очередь, неспособностью разумно распределить собственное время. Ежедневные занятия каллиграфией (15–30 минут) способны организовать весь день и выстроить все так, чтобы успеть не только выполнить несколько упражнений, но и рационально распределить остальное время.
Занятие каллиграфией развивает терпение. Не так просто последовательно выполнить даже простейшие упражнения — провести прямую линию, заполнить поле листа каллиграфическим орнаментом и довести до конца начатое. Но еще сложнее представить и сформировать внутри себя конечный образ задуманного. Каллиграфия помогает человеку заглянуть в себя и развить целостное восприятие мира, а в конечном итоге – достигнуть гармонии.
Когда занятия каллиграфией становятся неотъемлемой частью жизни, начинаешь острее чувствовать все происходящее вокруг и ярче воспринимать красоту, казалось бы, самых простых вещей. Сильнее ощущается потребность постоянно развиваться и меняться, приобщать других людей к прекрасному миру гармонии. Занятия каллиграфией приносят чувство радости, которое сопровождает творческий процесс и постепенно переходит в остальные сферы жизни. Радость созидания несравнима ни с чем другим, поскольку, создавая нечто новое и прекрасное, тем самым преумножаешь все хорошее, что есть в мире.
Каллиграфия полезна и важна, особенно в условиях современной жизни. Уверена в том, что, совершенствуя себя с помощью каллиграфии, можно изменить в лучшую сторону не только свою собственную жизнь, но принести пользу окружающим тебя людям.
Дина Абдуллова,
студентка кафедры искусствоведения
и культурологии СПбГХПА,
ученица Школы каллиграфии Вернуться к списку