Камилавка – что это такое?

Заслуги священнослужителей Русской Православной Церкви поощряются разнообразными наградами, каждая из которых имеет свою историю и свое символическое значение. Система этих награждений достаточно сложна, так как возникали они в разное время, иногда при посредстве светской власти, изменяя, зачастую, свой первоначальный вид. Иерархия Православной Церкви состоит из трех ступеней: диаконской, пресвитерской и епископской. Поэтому священнослужители могут быть поощрены только присущими своему иерархическому уровню наградами.

Первой наградой для диаконов Русской Православной Церкви является двойной орарь. В древней церкви это был плат, надевавшийся на плечи и служивший принадлежностью всех христиан во время молитвы, как подражание еврейскому обычаю пользоваться во время молитвы покрывалом — талесом. Некоторые историки предполагают, что эта одежда имеется в виду в Апокалипсисе, когда говорится о старцах, молитвенно простершихся перед Агнцем и имевших на себе «ризы белы» (Откр. 4, 4).

Следующей наградой для женатых диаконов является возведение в сан протодиакона. Иеродиаконы, то есть диаконы-монахи, возводятся в сан архидиакона. В сан архидиакона в исключительных случаях может быть возведен и женатый протодиакон. Протодиаконы могут быть награждены камилавкой.

Первой наградой для священника (иерея, пресвитера, иеромонаха) является набедренник, продолговатый прямоугольный плат с нашитым крестом, который носится во время богослужения на правом бедре и символизирует духовный меч Слова Божьего. В Русской Церкви набедренник известен с XVI столетия; в качестве награды стал употребляться в средине XIX века.

Второй наградой белого священника является скуфья фиолетового цвета. Вообще, скуфья — головной убор, обычно, темного цвета, который имеют право носить все священно- и церковно-служители вне богослужения. Фиолетовая скуфья — награда священника; она надевается во время богослужения как часть облачения и должна сниматься в некоторые наиболее возвышенные моменты церковной службы.

Следующей наградой для белого священника является камилавка также фиолетового цвета. Первоначально это была простая шапка из верблюжьей шерсти, которая постепенно приняла форму расширяющегося кверху цилиндра. Черную камилавку имеют право носить все монахи. Фиолетовая является наградой для священников и надевается во время богослужения. Иногда священники изготавливают камилавки не только фиолетового цвета, но и красные, синие, лиловые и даже зеленые под цвет облачения, в котором совершают богослужение; это считается вполне допустимым.

Следующей наградой для иерея является наперсный крест, называемый в просторечии «протоиерейским», «золотым» или «павловским» крестом. Эта награда была учреждена императором Павлом в 1797 г. как знак отличия, выдаваемый для протоиереев и заслуженных священников: это были четвероконечные серебряные позолоченные кресты. Современный наперсный крест является видоизмененным «павловским» крестом.

Восьмиконечный крест, который вручается каждому священнику при его рукоположении, не является наградой, а служит принадлежностью иерейского сана. Эти кресты учреждены указом императора Николая II в 1896 г. в память о его коронации. До 1896 г. рядовые священники Русской Православной Церкви наперсных крестов не носили. Исключение составляли бронзовые наперсные кресты, учрежденные в память Отечественной войны 1812 г. и Крымской войны 1854-1856 гг., которые носили все священнослужители от рядового священника до митрополита.

Высшей наградой для белого священника является возведение в сан протоиерея; в старину на Руси он назывался протопопом. Иеромонахи возводятся в сан игумена, а игумены — в сан архимандрита. Одежда архимандрита отличается так называемыми скрижалями, нашитыми на четыре угла мантии.

Первой наградой для протоиерея является палица. Первоначально она была непременным элементом архиерейского облачения, впоследствии в качестве награды стала выдаваться заслуженным протоиереям. Палица носится там, где ранее носился набедренник, который при этом переносится на левую сторону.

Следующей наградой для протоиереев является «крест с украшениями». Первоначально он также был принадлежностью архиерейского сана, заменив в XVIII столетии кресты-энколпионы, в которых хранились мощи и другие святыни. Энколпионы, изготовленные из меди, серебра или золота, могли носить даже миряне. Драгоценные энколпионы носили цари и митрополиты. В 1842 г. императрица Елисавета Петровна наградила драгоценным наперсным крестом своего духовника протоиерея Феодора Лубянского. Такие же награды щедро раздавала полюбившимся протоиереям и священникам императрица Екатерина II. С 1820 г. за особые заслуги придворных и служащих за границей, а также просто заслуженных протоиереев и священников, стали награждать литыми золотыми крестами, украшенными бриллиантами и другими камнями из Кабинета Его Величества. Впоследствии священнослужителям, награжденным «кабинетными» крестами, было разрешено принимать драгоценные кресты с украшениями от благодарных прихожан. Наперсными крестами особого вида с 1808 г. награждались священники, имевшие ученую степень доктора богословия. Магистры носили небольшой серебряный крест в петлице рясы. С 1884 г. такими же крестами стали награждаться кандидаты богословия.

Следующей после креста с украшением наградой для протоиерея является митра, которая также является принадлежностью архиерейского сана. Отличие состоит только в том, что протоиерейская митра не имеет креста, которым увенчана митра архиерейская. Для архимандритов с 1667 г., так же как для епископов, митра не является наградой, а служит непременной частью облачения. Митра, известная с глубокой древности, изменилась более других частей облачения. Первоначально это была повязка, изображавшая кидар ветхозаветного первосвященника и символизировавшая терновый венец Спасителя. Первоначально в России крестом увенчивались только две митры: московского митрополита Филарета и Санкт-Петербургского — Исидора. Затем митры с крестами в навершии стали надевать все митрополиты в отличие от епископов и архиепископов. В конце XX столетия крест появился на митрах всех архиереев без исключения.

Наградой для митрофорных протоиереев является право служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни, а для тех, кто это право уже имеет, — с отверстыми Царским вратами до «Отче наш». Эта награда приближает богослужение к архиерейской службе.

Высшим признанием заслуг протоиерея является награждение вторым крестом с украшением, после чего он может быть возведен в сан протопресвитера.

Менее всего наград предусмотрено для высшего иерархического уровня Церкви — епископата. Признание заслуг епископа выражается в возведении в сан архиепископа; архиепископ может быть возведен в сан митрополита. Архиепископы и митрополиты носят на клобуках кресты, которые в прошлом были бриллиантовыми. Митрополит носит мантию голубого цвета, в то время как епископы и архиепископы облачаются в фиолетовые мантии. Кроме того, кафедра архиепископов и митрополитов на одну ступень выше, чем епископская кафедра. Все это, впрочем, не является наградами, а составляет знаки отличия.

В Российской Империи с конца XVIII столетия священнослужители наряду с мирянами могли быть представлены к государственным наградам. Священнослужители достаточно часто награждались государственными орденами в соответствии со статутом каждого ордена. В настоящее время существуют особые церковные ордена и медали, которыми могут быть награждены как священнослужители, так и миряне Русской Православной Церкви. В настоящее время существует одиннадцать церковных орденов:

1. Орден святого равноапостольного князя Владимира 3-х степеней, учрежден в 1958 г.

2. Орден преподобного Сергия Радонежского 3-х степеней, учрежден в 1978 г.

3. Орден святого апостола Андрея Первозванного, учрежден в 1988 г.

4. Орден святого благоверного князя Даниила Московского 3-х степеней, учрежден в 1988 г.

5. Орден святой равноапостольной княгини Ольги 3-х степеней, учрежден в 1988 г.

6. Орден святого мученика Трифона 3-х степеней, учрежден в 1995 г.

7. Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского, 3-х степеней, учрежден в 1996 г.

8. Орден святого благоверного царевича Димитрия Угличского, учрежден в 1997 г.

9. Орден святителя Макария, митрополита Московского, учрежден в 2001 г.

10. Орден преподобного Андрея Рублева 3-х степеней, учрежден в 2001 г.

11. Орден преподобного Серафима Саровского 3-х степеней, учрежден в 2004 г.

Клирики и миряне могут быть награждены медалями, входящими в капитул соответствующих орденов: преподобного Сергия Радонежского 2-х степеней, преподобного Андрея Рублева, благоверного князя Даниила Московского, равноапостольной княгини Ольги, святителя Иннокентия Московского, преподобного Серафима Саровского.

Кроме того, Украинская Православная Церковь Московского Патриархата учредила два ордена: преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских и преподобного Нестора Летописца, а Белорусская Православная Церковь — орден Креста преподобной Евфросинии Полоцкой.

Высшей наградой является орден апостола Андрея Первозванного, что соответствует положению одноименного ордена среди государственных наград Российской Федерации. Статут некоторых орденов предусматривает награждение за заслуги в каком-то одном направлении церковной деятельности. Так, например, орденом святителя Иннокентия награждаются священнослужители и миряне за заслуги в миссионерском служении; орденом святителя Макария отмечаются заслуги в области церковной науки. Орден святой равноапостольной княгини Ольги предназначен для награждения женщин.

Головные уборы в Православной Церкви — неотъемлемая часть богослужебных облачений священнослужителей, которая имеет как практическое назначение, так и определенную символику. В Православие существует несколько видов головных уборов – митра, камилавка и скуфия. Каждый из этих предметов имеет свою историю, о которой мы и поговорим далее.

Изначально, в раннем христианстве среди священства не было специальных головных уборов, используемых на богослужении. Во времена ветхого завета священнослужители Иерусалимского храма носили на голове «кидарь». Однако эта традиция не перешла в христианский культ. Конечно, апостолы и епископы носили головные уборы, распространенные повсеместно в империи. Но эти предметы носили исключительно практическую функцию – защищать голову от палящего солнца.

Отсутствие головных уборов очень легко заметить в иконографии того времени. Лишь некоторые святители изображаются в характерных шапочках, например, св. Спиридон Тримифунтский – в своей пастушьей шапке, которую он носил всю жизнь. Специальный головной убор был у епископов Александрии, однако это скорее была часть местных традиций, чем повсеместная практика для того времени.

Митра как головной убор появляется в XV веке, и по сути является копией императорских венцов, которые носили византийские василевсы. После падения империи этот предмет вошел в обиход Константинопольского патриарха, который в глазах османской власти был лидером всего православного населения. Уже с XVII века митры получают широкое распространение среди православного епископата.

В Русской церкви после реформ Никона митры греческой формы вытесняют традиционные русские епископские шапки с опушкой, которые одевались во время богослужений зимой. В период с 1786 по 1917 годы митра в исключительном случае давалась как награда архимандритам и белым (женатым) священникам. Архиерейские митры с небольшим крестом до 1989 года носили исключительно патриархи и митрополиты, а с 1989 года – это право получил весь епископат.

Кроме митры, с XV века в употребление на православном Востоке и в Греции входит камилавка – шапка, похожая на цилиндр, который расширяется к верху и чем-то схож с турецкой феской. В Церковь она также пришла из императорского двора, где использовалась для защиты от солнечных лучей. В нашей стране камилавка получает распространение с XVII века как награда для священников и диаконов за усердное служение у престола.

Скуфья – головной убор священнослужителей для повседневного ношения. Это небольшая черная шапка, которая в раскрытом состоянии напоминает купол, а её складки — образуют крест. На Руси летняя скуфья защищала носящего от солнца, зимняя – выполняла роль теплой шапки. В Греции скуфьи были впоследствии вытеснены камилавками. В XIX веке многие священнослужители вместо скуфьи в повседневной жизни носили шляпу с широкими полями.

В наше время в Украине производство головных уборов для клириков распространено довольно широко. Этим занимаются, как отдельные мастера, так и монастырские мастерские. При выборе головного убора рекомендуем Вам обратить внимание на опыт производителя в изготовлении данных изделий, а также на качество используемых материалов. Подбирая митру, внимательно осмотрите вставленные иконки: в правильном ли порядке они размещены и насколько надежно закреплены. При покупке скуфьи и камилавки обязательно проверьте, чтобы на товаре не было каких-либо повреждений или потертостей.

В интернет-магазине «Axios» Вы можете купить митру, камилавку или скуфию, сделанные профессиональными мастерами и по вполне доступной цене. При заказе Вы можете сами выбрать тип и цвет материала, а также оформление вышивки. Вам следует обязательно указать размер и выбранный цвет, а все дополнительные замечания учтут наши консультанты. Любую из представленных в каталоге моделей можно выполнить как архиерейскую митру, за дополнительную плату добавив крест и рамочки для икон. Рекомендуем Вам также обратить внимание на каталог подризников и богослужебных облачений, представленный на нашем ресурсе. В дополнение к головному убору и облачению, на сайте Вы также можете купить наперсный крест, подобрав наиболее подходящий вариант. Добро пожаловать!

Священники в камилавках на церемонии вручения церковной награды в ц. Преображения Господня в Балашове
Священники в камилавках на церемонии вручения церковной награды в ц. Преображения Господня в Балашове В визант. эпоху головные уборы греч. духовенства назывались σκιάδια (Sym. Thessal. De sacr. ordinat. 186 (154) // PG. 155. Col. 396). Они представляли собой шляпы с широкими загнутыми полями. В поствизант. эпоху в обиход входит головной убор другого типа — καλλυμαύχιον (искаженное слово καμελαύκιον, которое переосмыслено как происходящее от κάλυμμα — покров), имеющий тулью цилиндрической формы с плоским верхом (в совр. греч. практике она имеет небольшие поля вверху цилиндра (ἐπανοκαλιμαύκιον)).

Греч. К. всегда черного цвета. Ее носят как представители белого духовенства, так и монахи (греч. монахи поверх К. надевают также черное покрывало — наметку (крепу), подробнее см. в ст. Клобук). К. считается символом принадлежности к духовенству и вручается при хиротонии.

Камилавка прп. Кирилла Белозерского (КБМЗ)
Камилавка прп. Кирилла Белозерского (КБМЗ) На Руси духовенство в повседневной жизни традиционно носило скуфьи (небольшие шапочки для прикрытия гуменца, имеющие округлую или чашеобразную тулью, в последующей традиции — с крестообразными складками наверху) или шапки особого вида. Различие между греч. и рус. головными уборами священства было замечено в XVII в. Большой Московский Собор 1666-1667 гг. постановил, что скуфьи вручают пресвитерам и диаконам сразу после хиротонии и они должны носить их постоянно (снимать нужно только во время богослужения). Это постановление подтвердил и Московский Собор 1674 г. Тем не менее мн. священнослужители стали носить К. в подражание греч. клиру. При этом противники реформ обвиняли таких священников в подражании римо-католикам.

Указом имп. Павла I от 18 дек. 1797 г. белому духовенству даровалось в качестве награды право ношения К. из бархата фиолетового цвета (ПСЗ. Т. 24. С. 822. № 18273). Порядок награждения определялся Святейшим Синодом (ПСЗ. Т. 25. С. 504. № 18801). К. полагалось носить во время богослужения.

В рус. традиции К. имеют фиолетовый цвет, они выше греческих и расширяются кверху (монашеский клобук имеет черный цвет, в отличие от греч. традиции изначально изготовляется с наметкой). Согласно совр. «Положению о богослужебно-иерархических наградах Русской Православной Церкви» (М., 2011), решение о награждении К. находится в компетенции епархиальных архиереев (по благословению может производить викарный архиерей). К. полагается носить во время богослужения (снимать в случаях, предусмотренных богослужебным уставом), а также во время офиц. и торжественных мероприятий.

Священники награждаются К. не ранее чем через 3 года после награждения набедренником. Выпускники духовных учебных заведений, имеющие положительную характеристику от администрации и успешно окончившие полный курс обучения, как и магистры богословия, могут быть удостоены епархиальным архиереем ношения К. Награжденный клирик получает право ношения и скуфьи такого же цвета (право ношения черной скуфьи, как в храме, так и вне храма, принадлежит каждому пресвитеру со дня его хиротонии). Награждение диаконов К. происходит по указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через 5 лет после возведения в сан протодиакона. Протодиакон, награжденный правом ношения К., может носить скуфью фиолетового цвета (право ношения черной скуфьи вне храма принадлежит каждому диакону со дня его хиротонии). См. также в ст. Награды церковные.

Лит.: Du Cange Ch. Glossarium ad scriptores mediae et infimae graecitatis. Lugduni, 1688. Vol. 1. Col. 560-561; Невоструев К. И. О скуфье и камилавке в древней греч. и рус. Церкви // ДЧ. 1867. Ч. 3. Кн. 12. С. 275-287; 1868. Ч. 1. Кн. 3. С. 137-142; Бр-ч Н. Заметка о значении названия «скуфья» и «камилавка» // ХЧ. 1892. Ч. 1. № 5/6. С. 474-486; Дмитриевский А. А. Историко-археологические сведения о знаках отличий, жалуемых священным лицам черного и белого духовенства // РукСП. 1902. Т. 1. № 9. С. 247-256; Παπαευαγγέλου Π. Σ. ῾Η διαμόρφωσις τῆς ἐξωτερικῆς ἐμφανίσεως τοῦ ἀνατολικοῦ κα ἰδιᾳ λληνικοῦ Κλήρου. Θεσσαλονίκη, 1965; Kolias T. Kamelaukion // JÖB. 1982. Bd. 32. N 3. S. 493-502.

А. А. Ткаченко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *