Канон царственным мученикам

Царственные страстотерпцы

17 июля — день памяти Страстотерпцев Императора Николая II, Императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии, Анастасии.

В 2000 году последний российский император Николай II и его семья были канонизированы Русской Церковью в лике святых страстотерпцев. Их канонизация на Западе — в Русской Православной Церкви Заграницей — произошла еще раньше, в 1981 году. И хотя святые князья в православной традиции не редкость, эта канонизация до сих пор у некоторых вызывает сомнения. Почему в лике святых прославлен последний российский монарх? Говорит ли его жизнь и жизнь его семьи в пользу канонизации, и какие существовали доводы против нее? Почитание Николая II как царя-искупителя — крайность или закономерность?

Об этом говорим с секретарем Синодальной комиссии по канонизации святых, ректором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиереем Владимиром Воробьевым.

Семья Николая II: Александра Федоровна и дети — Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей. 1913 г.

Смерть как аргумент

— Отец Владимир, откуда такой термин — царственные страстотерпцы? Почему не просто мученики?

— Когда в 2000 году Синодальная комиссия по канонизации святых обсуждала вопрос о прославлении царской семьи, она пришла к выводу: хотя семья государя Николая II была глубоко верующей, церковной и благочестивой, все ее члены ежедневно совершали свое молитвенное правило, регулярно причащались Святых Христовых Тайн и жили высоконравственной жизнью, во всем соблюдая евангельские заповеди, постоянно совершали дела милосердия, во время войны усердно трудились в госпитале, ухаживая за ранеными солдатами, к лику святых они могут быть причислены прежде всего за свое по-христиански воспринятое страдание и насильственную смерть, причиненную гонителями православной веры с неимоверной жестокостью. Но все же нужно было ясно понять и четко сформулировать, за что именно была убита царская семья. Может быть, это было просто политическое убийство? Тогда их мучениками назвать нельзя. Однако и в народе, и в комиссии было сознание и ощущение святости их подвига. Поскольку в качестве первых святых на Руси были прославлены благоверные князья Борис и Глеб, названные страстотерпцами, и их убийство также не было прямо связано с их верой, то явилась мысль обсуждать прославление семьи государя Николая II в этом же лике.

— Когда мы говорим «царственные страстотерпцы», имеется в виду только семья царя? Пострадавшие от рук революционеров родственники Романовых, Алапаевские мученики, к этому лику святых не относятся?

— Нет, не относятся. Само слово «царственные» по своему смыслу может быть отнесено только к семье царя в узком смысле. Родственники ведь не царствовали, даже титуловались они иначе, чем члены семьи государя. Кроме того, великая княгиня Елизавета Федоровна Романова — сестра императрицы Александры — и ее келейница Варвара могут быть названы именно мучениками за веру. Елизавета Федоровна была супругой генерал-губернатора Москвы, великого князя Сергея Александровича Романова, но после его убийства не была причастна к государственной власти. Она посвятила свою жизнь делу православного милосердия и молитве, основала и построила Марфо-Мариинскую обитель, возглавила общину ее сестер. Разделила с нею ее страдание и смерть келейница Варвара, сестра обители. Связь их страдания с верой совершенно очевидна, и они обе были причислены к лику новомучеников — за рубежом в 1981 году, а в России в 1992 году. Впрочем, это теперь подобные нюансы стали важны для нас. В древности не делали различия между мучениками и страстотерпцами.

— Но почему именно семья последнего государя была прославлена, хотя насильственной смертью окончили свою жизнь многие представители дома Романовых?

— Канонизация вообще совершается в наиболее очевидных и назидательных случаях. Не все убитые представители царского рода являют нам образ святости, и большая часть этих убийств совершена была с политической целью или в борьбе за власть. Их жертвы не могут считаться пострадавшими за веру. Что касается семьи государя Николая II, то она была так невероятно оболгана и современниками, и советской властью, что необходимо было восстановить истину. Их убийство было эпохальным, оно поражает своей сатанинской ненавистью и жестокостью, оставляет чувство мистического события — расправы зла с богоустановленным порядком жизни православного народа.

Николай Александрович и Александра Федоровна в Крыму. 1910-е гг.

— А каковы были критерии канонизации? Какие были доводы «за» и «против»?

— Комиссия по канонизации очень долго работала над этим вопросом, очень педантично проверяла все доводы «за» и «против». В то время было много противников канонизации царя. Кто-то говорил, что этого нельзя делать потому, что государь Николай II был «кровавым», ему в вину вменяли события 9 января 1905 года — расстрел мирной демонстрации рабочих. В комиссии была проведена специальная работа по выяснению обстоятельств Кровавого воскресенья. И в результате исследования архивных материалов оказалось, что государя в это время вообще не было в Петербурге, он никак не был причастен к этому расстрелу и не мог отдать такого приказа — он даже не был в курсе происходящего. Таким образом, этот довод отпал. Подобным образом рассматривались и все остальные аргументы «против», пока не стало очевидно, что весомых контрдоводов нет. Царскую семью канонизировали не просто за то, что они были убиты, но потому, что они приняли муку со смирением, по-христиански, без противления. Они могли бы воспользоваться теми предложениями о бегстве за границу, которые были сделаны им заблаговременно. Но сознательно не захотели этого.

— Почему нельзя назвать их убийство чисто политическим?

— Царская семья олицетворяла идею православного царства, и большевики не просто хотели уничтожить возможных претендентов на царский престол, им был ненавистен этот символ — православный царь. Убивая царскую семью, они уничтожали саму идею, знамя православного государства, которое было главным защитником всего мирового православия. Это становится понятным в контексте византийской интерпретации царской власти как служения «внешнего епископа церкви». А в синодальный период, в изданных в 1832 году «Основных законах Империи» (статьи 43 и 44) говорилось: «Император, яко христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния. И в сем смысле император в акте о престолонаследии (от 5 апреля 1797 года) именуется Главой Церкви».

Государь и его семья были готовы пострадать за православную Россию, за веру, они так и понимали свое страдание. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский писал еще в 1905 году: «Царь у нас праведной и благочестивой жизни, Богом послан Ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду».

Отречение: слабость или надежда?

— Как понимать тогда отречение государя от престола?

— Хотя государь и подписал отречение от престола как от обязанностей по управлению государством, но это не означает еще его отречения от царского достоинства. Пока не был поставлен на царство его преемник, в сознании всего народа он по-прежнему оставался царем, и его семья оставалась царской семьей. Они сами так себя осознавали, так же их воспринимали и большевики. Если бы государь в результате отречения потерял бы царское достоинство и стал бы обычным человеком, то зачем и кому нужно было бы его преследовать и убивать? Когда кончается, например, президентский срок, кто будет преследовать бывшего президента? Царь не добивался престола, не проводил предвыборных кампаний, а был предназначен к этому от рождения. Вся страна молилась о своем царе, и над ним был совершен богослужебный чин помазания святым миром на царство. От этого помазания, которое являло благословение Божие на труднейшее служение православному народу и православию вообще, благочестивый государь Николай II не мог отказаться, не имея преемника, и это прекрасно понимали все.

Государь, передавая власть своему брату, отошел от исполнения своих управленческих обязанностей не из страха, а по требованию своих подчиненных (практически все командующие фронтами генералы и адмиралы) и потому что был человеком смиренным, и сама идея борьбы за власть была ему абсолютно чужда. Он надеялся, что передача престола в пользу брата Михаила (при условии его помазания на царство) успокоит волнение и тем самым пойдет на пользу России. Этот пример отказа от борьбы за власть во имя благополучия своей страны, своего народа является очень назидательным для современного мира.

Царский поезд, в котором Николай II подписал отречение от престола

— Он как-то упоминал об этих своих взглядах в дневниках, письмах?

— Да, но это видно и из самих его поступков. Он мог бы стремиться эмигрировать, уехать в безопасное место, организовать надежную охрану, обезопасить семью. Но он не предпринимал никаких мер, хотел поступать не по своей воле, не по своему разумению, боялся настаивать на своем. В 1906 году, во время Кронштадтского мятежа государь после доклада министра иностранных дел сказал следующее: «Если вы видите меня столь спокойным, то это потому, что я имею непоколебимую веру в то, что судьба России, моя собственная судьба и судьба моей семьи — в руках Господа. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его волей». Уже незадолго до своего страдания государь говорил: «Я не хотел бы уезжать из России. Слишком я ее люблю, я лучше поеду в самый дальний конец Сибири». В конце апреля 1918 года, уже в Екатеринбурге, Государь записал: «Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России: я буду этой жертвой — да свершится воля Божия!»

— Многие усматривают в отречении обыкновенную слабость…

— Да, некоторые видят в этом проявление слабости: человек властный, сильный в обычном понимании слова не отрекся бы от престола. Но для императора Николая II сила была в другом: в вере, в смирении, в поиске благодатного пути по воле Божьей. Поэтому он не боролся за власть — да и вряд ли ее можно было удержать. Зато святое смирение, с которым он отрекся от престола и потом принял мученическую кончину, способствует и сейчас обращению всего народа с покаянием к Богу. Все-таки в значительном большинстве наш народ — после семидесяти лет безбожия — считает себя православным. К сожалению, большинство — не воцерковленные люди, но все-таки и не воинствующие безбожники. Великая княжна Ольга писала из заточения в Ипатьевском доме в Екатеринбурге: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него — он всех простил и за всех молится, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь». И, может быть, образ смиренного царя-мученика в большей степени подвигнул наш народ к покаянию и к вере, чем мог бы это сделать сильный и властный политик.

Комната великих княжон в Ипатьевском доме

Революция: неизбежность катастрофы?

— То, как жили, как верили последние Романовы, повлияло на их канонизацию?

— Безусловно. О царской семье написано очень много книг, сохранилось множество материалов, которые указывают на очень высокое духовное устроение самого государя и его семьи, — дневники, письма, воспоминания. Их вера засвидетельствована всеми, кто их знал, и многими их поступками. Известно, что государь Николай II построил множество храмов и монастырей, он, государыня и их дети были глубоко верующими людьми, регулярно причащались Святых Христовых Таин. В заключении они постоянно молились и по-христиански готовились к своей мученической участи, а за три дня до смерти охрана разрешила священнику совершить литургию в Ипатьевском доме, за которой все члены царской семьи причастились. Там же великая княжна Татьяна в одной из своих книг подчеркнула строки: «Верующие в Господа Иисуса Христа шли на смерть, как на праздник, становясь перед неизбежной смертью, сохраняли то же самое дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту. Они шли спокойно навстречу смерти потому, что надеялись вступить в иную, духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом». А Государь записал: «Я твердо верю, что Господь умилосердится над Россиею и умирит страсти в конце концов. Да будет Его Святая Воля». Также хорошо известно, какое место в их жизни занимали дела милосердия, которые совершались в евангельском духе: сами царские дочери вместе с императрицей ухаживали за ранеными в госпитале во время Первой мировой войны.

— Очень разное отношение к императору Николаю II сегодня: от обвинений в безволии и политической несостоятельности до почитания как царя-искупителя. Можно ли найти золотую середину?

— Я думаю, что самым опасным признаком тяжелого состояния многих наших современников является отсутствие всякого отношения к мученикам, к царской семье, вообще ко всему. К сожалению, многие сейчас пребывают в какой-то духовной спячке и не способны в свое сердце вместить какие-либо серьезные вопросы, искать на них ответы. Крайности, которые Вы назвали, мне кажется, встречаются не во всей массе нашего народа, а только в той, которая еще о чем-то думает, еще чего-то ищет, к чему-то внутренне стремится.

— Что можно ответить на такое заявление: жертва царя была совершенно необходима, и благодаря ей была искуплена Россия?

— Подобные крайности звучат из уст людей, богословски неосведомленных. Поэтому они начинают переформулировать некоторые пункты учения о спасении применительно к царю. Это, конечно, совершенно неправильно, в этом нет логики, последовательности и необходимости.

— Но говорят, что подвиг новомучеников много значил для России…

—Только подвиг новомучеников один и смог противостоять тому разгулу зла, которому подверглась Россия. Во главе этого мученического воинства стояли великие люди: патриарх Тихон, величайшие святители, такие, как митрополит Петр, митрополит Кирилл и, конечно, государь Николай II и его семья. Это такие великие образы! И чем больше будет проходить времени, тем будет понятнее их величие и их значение.

Я думаю, что сейчас, в наше время, мы можем более адекватно оценить то, что произошло в начале ХХ столетия. Знаете, когда бываешь в горах, открывается совершенно удивительная панорама — множество гор, хребтов, вершин. А когда удаляешься от этих гор, то все хребты поменьше уходят за горизонт, но над этим горизонтом остается одна огромная снежная шапка. И понимаешь: вот доминанта!

Так и здесь: проходит время, и мы убеждаемся в том, что эти наши новые святые были действительно исполины, богатыри духа. Я думаю, что и значение подвига царской семьи со временем будет открываться все больше, и будет понятно, какую великую веру и любовь они явили своим страданием.

Кроме того, спустя столетие видно, что никакой самый мощный вождь, никакой Петр I не смог бы своей человеческой волей сдержать то, что происходило тогда в России.

— Почему?

— Потому что причиной революции было состояние всего народа, состояние Церкви — я имею в виду человеческую ее сторону. Мы зачастую склонны идеализировать то время, но на самом деле все было далеко не безоблачно. Народ наш причащался раз в год, и это было массовое явление. На всю Россию было несколько десятков епископов, патриаршество было отменено, самостоятельности Церковь не имела. Система церковноприходских школ по всей России — огромная заслуга обер-прокурора Святейшего Синода К. Ф. Победоносцева — была создана только к концу XIX века. Это, безусловно, великое дело, народ стал учиться грамоте именно при Церкви, но произошло это слишком поздно.

Многое можно перечислять. Ясно одно: вера стала во многом обрядовой. О тяжелом состоянии души народной, если можно так сказать, свидетельствовали многие святые того времени — прежде всего, святитель Игнатий (Брянчанинов), святой праведный Иоанн Кронштадтский. Они предвидели, что это приведет к катастрофе.

— Сам царь Николай II и его семья эту катастрофу предчувствовали?

— Конечно, и мы находим об этом свидетельства в их дневниковых записях. Как мог не чувствовать государь Николай II, что происходит в стране, когда прямо у Кремля бомбой, брошенной террористом Каляевым, был убит его дядя, Сергей Александрович Романов? А революция 1905 года, когда бунтом были охвачены даже все семинарии и духовные академии, так что пришлось их временно закрыть? Это ведь говорит о состоянии Церкви и страны. На протяжении нескольких десятков лет перед революцией в обществе происходила систематическая травля: травили в печати веру, царскую семью, совершались покушения террористов на жизнь правителей…

— Вы хотите сказать, что невозможно обвинять исключительно Николая II в свалившихся на страну бедах?

— Да, именно так — ему суждено было родиться и царствовать в это время, он уже не мог просто напряжением воли изменить ситуацию, потому что она шла из глубины народной жизни. И в этих условиях он избрал путь, который был ему наиболее свойственен, — путь страдания. Царь глубоко страдал, душевно страдал еще задолго до революции. Он старался добром и любовью отстоять Россию, делал это последовательно, и эта позиция подвела его к мученичеству.

Подвал дома Ипатьева, Екатеринбург. В ночь с 16 на 17 июля 1918 г. здесь был расстрелян вместе с семьей и домочадцами император Николай II

Какие же это святые?..

— Отец Владимир, в советское время, очевидно, канонизация была невозможна по политическим причинам. Но и в наше время для этого потребовалось восемь лет… Почему так долго?

— Вы знаете, после перестройки прошло больше двадцати лет, а пережитки советской эпохи еще очень сильно сказываются. Говорят, что Моисей потому сорок лет со своим народом бродил по пустыне, что нужно было умереть тому поколению, которое жило в Египте и было воспитано в рабстве. Чтоб народ стал свободным, нужно было тому поколению уйти. И тому поколению, которое жило при советской власти, не очень-то легко изменить свой менталитет.

— Из-за определенного страха?

— Не только из-за страха, скорее, из-за штампов, которые насаждались с самого детства, которые владели людьми. Я знал многих представителей старшего поколения — среди них священники и даже один епископ, — которые еще застали государя Николая II при жизни. И я был свидетелем того, что они не понимали: зачем его канонизировать? какой же он святой? Им трудно было примирить образ, который они с детства восприняли, с критериями святости. Этот кошмар, который мы сейчас себе и не можем представить по-настоящему, когда немцами были оккупированы огромные части Российской империи, хотя Первая мировая война обещала закончиться победоносно для России; когда начались страшные гонения, анархия, Гражданская война; когда наступил голод в Поволжье, развернулись репрессии и т. д. — видимо, как-то оказался увязан в молодом восприятии людей того времени со слабостью власти, с тем, что не было настоящего вождя у народа, который мог бы противостать всему этому разгулу зла. И некоторые люди до конца жизни оставались под влиянием этого представления…

И потом, конечно, очень трудно сопоставить в своем сознании, например, святителя Николая Мирликийского, великих подвижников и мучеников первых веков со святыми нашего времени. Я знаю одну старушку, у которой дядю-священника канонизировали как новомученика — он был расстрелян за веру. Когда ей об этом сказали, она удивилась: «Как?! Нет, он, конечно, был очень хороший человек, но какой же он святой?» То есть людей, с которыми мы живем, принять как святых нам не так-то легко, потому что для нас святые — «небожители», люди из другого измерения. А те, кто с нами вместе ест, пьет, разговаривает и переживает — какие они святые? Трудно образ святости приложить к близкому тебе в быту человеку, и это тоже имеет очень большое значение.

— В 1991 году останки царской семьи были найдены и захоронены в Петропавловской крепости. Но Церковь сомневается в их подлинности. Почему?

— Да, была очень долгая полемика о подлинности этих останков, было проведено множество экспертиз за границей. Одни из них подтверждали подлинность этих останков, а другие подтверждали не очень очевидную достоверность самих экспертиз, то есть была зафиксирована недостаточно четкая научная организация процесса. Поэтому наша Церковь уклонилась от решения этого вопроса и оставила его открытым: она не рискует согласиться с тем, что недостаточно проверено. Есть опасения, что, заняв ту или иную позицию, Церковь станет уязвима, потому что нет достаточного основания для однозначного решения.

Крест на месте строительства храма Державной иконы Божией Матери, монастырь Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме. Фото предоставлено пресс-службой Патриарха Московского и всея Руси

Конец венчает дело

— Отец Владимир, я вижу, у Вас на столе среди прочих лежит книга о Николае II. Каково Ваше личное отношение к нему?

— Я вырос в православной семье и с самого раннего детства знал об этой трагедии. Конечно, всегда относился к царской семье с почитанием. Неоднократно бывал в Екатеринбурге…

Думаю, если отнестись со вниманием, серьезно, то нельзя не почувствовать, не увидеть величие этого подвига и не быть очарованным этими чудными образами — государя, государыни и их детей. Их жизнь была полна трудностей, скорбей, но была прекрасна! В какой строгости воспитывались дети, как они все умели трудиться! Как не любоваться поразительной духовной чистотой великих княжон! Современным молодым людям нужно увидеть жизнь этих царевен, столь они были просты, величественны и прекрасны. За одно только целомудрие можно было их уже канонизировать, за их кротость, скромность, готовность служить, за их любвеобильные сердца и милосердие. Они ведь были очень скромными людьми, непритязательными, никогда не стремились к славе, жили так, как их Бог поставил, в тех условиях, в которые они были поставлены. И во всем отличались удивительной скромностью, послушанием. Никто никогда не слышал, чтобы они проявляли какие-либо страстные черты характера. Наоборот, в них было взращено христианское устроение сердца — мирное, целомудренное. Достаточно даже просто посмотреть фотографии царской семьи, они сами по себе уже являют удивительный внутренний облик — и государя, и государыни, и великих княжон, и царевича Алексея. Дело не только в воспитании, но и в самой их жизни, которая соответствовала их вере, молитве. Они были настоящими православными людьми: как верили, так и жили, как думали, так и поступали. Но есть поговорка: «Конец венчает дело». «В чем застану, в том и сужу» — говорит Священное Писание от лица Бога.

Поэтому царская семья канонизирована не за свою жизнь, очень высокую и прекрасную, но прежде всего — за свою еще более прекрасную смерть. За предсмертные страдания, за то, с какой верой, кротостью и послушанием воле Божией они пошли на эти страдания, — в этом их неповторимое величие.

Мученики, страстотерпцы или предатели?

Отношение к личности последнего правителя из династии Романовых всегда характеризовалось впадением в крайности.

Одни укоряли его за мягкосердие и обвиняли в отречении от престола, другие же активно призывали всех к покаянию в грехе цареубийства. Не один священник столкнулся с исповедью, во время которой верующие каялись не в своих грехах, а в том, что на них и их детях лежит кровь убитого царя.

Одни вспоминали императору все его ошибки во внешней и внутренней политике и ставили в укор общение с Григорием Распутиным, другие же устраивали крестные ходы с призывом «Боже, Царя храни».

Но как между этими крайностями разглядеть истину? Очень просто и сложно одновременно. Чтобы составить объективные портреты всех членов императорской семьи, стоит обратиться к житию святых, задокументированным свидетельствам очевидцев и собственно к дневниковым записям самих царственных страстотерпцев. Но мы все же попробуем сделать главные акценты. И они будут относиться не к политической деятельности, а к личностным качествам и религиозному мировоззрению.

Благословенный брак?

Император Николай II родился 19 мая 1868 года в семье влиятельного правителя Александра III. На протяжении всей жизни последний правитель из династии Романовых часто вспоминал о дате своего рождения. В этот день Церковь чтит память Иова Многострадального — одной из самых известных фигур ветхозаветной истории.

Как и святому Иову, Николаю II пришлось пережить много скорбей и потерь. Но они духовно закалили его.

Его жена — императрица Александра (в Германии ее звали Алисой, второе имя получила после принятия православия) — была дочерью герцога Гессенского Людвига IV и внучкой английской королевы Виктории. Немка по происхождению и лютеранка по вероисповеданию, она осознанно приняла православие и искренне полюбила страну своего мужа.

Ноябрь 1894 года был для них знаковым: Николай II стал императором, а через 25 дней они вместе с Александрой повенчались.

На протяжении 1895-1901 годов у них родились четыре дочери: Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Но сами родители и народ ждали наследника.

В 1904 году родился долгожданный сын Алексей. Это произошло ровно через год после того, как император Николай прославил в лике святых преподобного Серафима Саровского.

Вместе со своей семьей государь совершил паломничество в Саров, во время которого молились особо усердно. Нетрудно догадаться о чем так просили Бога и Серафима Саровского царственные мученики. Рожденный сын и был ответом на их молитвы.

Откуда появился Распутин?

Мальчику по материнской линии перешел тяжелейший недуг — гемофилия (несвертываемость крови). Даже малейший удар мог угрожать ему кровоизлиянием и смертью.

Но разве можно представить бойкого по натуре мальчика, сидящего сложа руки? Приходилось ли вам видеть ребенка, который ни разу не упал, не разодрал локти и не поцарапал коленки? Вряд ли. Вот и Алексей был таким же обычным мальчиком, не застрахованным от падений или царапин.

Болезнь Алексея с повторяющимися обострениями повлияла не только на отца и мать, но и на все семейство. Старшие сестры, видя страдания брата, знали, что такое боль и скорбь. Кроме того, по всей стране служили молебны о цесаревиче, но особо усердно молилась императрица.

Поскольку врачи оказались бессильны перед этим недугом, дверь в дом государя была открыта для всех, кто мог облегчить страдания цесаревича. Так в кругу близкого общения императора оказался Григорий Распутин, которого одни принимали за «человека Божьего», а вторые — за шарлатана и младостарца. Как свидетельствуют приближенные к семье, он действительно помогал цесаревичу Алексею переживать приступы гемофилии, вследствие чего этот крестьянин с неоднозначной репутацией имел особое влияние на Николая II и принятие политических решений.

Но эти вопросы уже относятся к политическому портрету последнего российского императора. Церковь же канонизировала царственных мучеников не за их государственную деятельность, а за их веру, любовь и милосердие, смирение и безропотное терпение скорбей.

Отрекся престола ради блага страны?

Можно годами анализировать все «ошибки» внешней и внутренней политики Николая ІІ, обвинять его за то, что слушал Распутина, а 2 марта 1917 года так легко отрекся от престола.

Можно часами говорить о том, что император был настолько слабохарактерным, что во всем слушал жену, жил прошлым веком и не хотел принимать того, что Россия выросла из абсолютного самодержавия. Но оставим эти вопросы для рассмотрения историков и политологов.

Как бы там ни было, последний император поступал так не ради себя. Если бы он спасал «свою шкуру» и семью, то на следующий же день оказался бы в Европе. С немецкими и британскими корнями императрицы, а также и его пестрой родословной было бы не так уж трудно найти себе приют в «теплой загранице».

На самом деле Николая ІІ убедили в том, что без его правления народу будет лучше. Но даже отказавшись от престола, он не смог покинуть страну. Да и его супруга потом написала в дневнике:

Без веры невозможно было бы жить… Как я счастлива, что мы не за границей, а с ней все переживаем.

Что такое «русская Голгофа»?

С 22 марта 1917 года начинается арест царской семьи, который продлится до 17 июля 1918-го. За эти почти полтора года семья духовно проживет больше, чем за предыдущие десятилетия. Этот тяжелый путь многие называют русской Голгофой. Почему? Об этом дальше.

Почти пять месяцев семья провела в Царском Селе. Тогдашние стеснения были не особо ощутимы. Супруги могли видеться только за трапезой и общаться обязательно на русском. Но вместе с тем все члены семьи совместно молились, присутствовали на службах. Хватало времени для прогулок и чтения книг.

В этот период Временное правительство пыталось расследовать деятельность императора, но ничего безнравственного и порочного так и не нашло. Вполне логично было бы отпустить семью, но вместо этого их перевезли в Тобольск.

Уменьшилось количество писем и визитов в храм. Но, как свидетельствуют дневниковые записи, ни родители, ни дети не переставали молиться, время от времени исповедовались и причащались, а главное — смиренно переносили свое заточение.

Единственное, с чем не мог смириться Николай II, так это с последствиями его отречения. Дневники и свидетельства очевидцев частично передают глубину его переживаний.

На апрель-май 1918-го выпало начало последнего этапа их восхождения на русскую Голгофу. Семью перевезли в Екатеринбург, где поселили в Ипатьевском доме. По воспоминаниям очевидцев, все члены семьи понимали, чем закончится их заключение. Даже младший Алексей как-то сказал: Если будут убивать, хоть бы не мучили.

14 июля 1918 года состоялась последняя их Литургия, а в ночь с 16 на 17 июля — трагическое убийство. Вместе с членами императорской семьи расстреляли и людей, которые помогали им и разделяли горечь ссылки, — доктора, горничную, лакея, повара…

Начало народного почитания

Тогдашний патриарх Тихон благословил служить панихиды об упокоении царской семьи. Фактически с этого момента началось еще не официальное почитание царственных страстотерпцев.

Лишь в 1981 году Зарубежная Церковь причислила их к лику святых, а РПЦ еще позднее — только в 2000 году. Среди многих верующих не было сомнений в их святости: исцелялись больные, мироточили иконы. Некоторые же ставили в упрек политическую деятельность императора.

В комиссии по канонизации оставались вопросы по поводу мощей. Как известно, святых не просто расстреляли, а еще и подожгли. Только в 1991-м недалеко от Екатеринбурга нашли останки пятерых людей. В ходе следствия стало известно, что они действительно принадлежат расстрелянным в доме Ипатьева. Лишь через 16 лет, в 2007-м, были найдены останки еще двух членов императорской семьи — Алексея и Марии. Сегодня останки покоятся в Петропавловском соборе Петербурга.

К святым царственным мученикам все чаще обращаются верующие с разнообразными молитвами. Количество историй об удивительной помощи свидетельствует о том, что в лице царственной семьи верующие обрели себе надежных молитвенников.

Вы также можете помолиться святым, а также почитать акафист страстотерпцу Николаю.

Интересные факты об императорской семье

В жизни святых мучеников есть много подтверждений их глубокой религиозности и высокой нравственности. Вот лишь несколько историй, о которых знают далеко не все православные.

  1. За несколько лет правления императора Николая к лику угодников Божьих причислили больше святых, чем за XVIII и XIX века. Среди прославленных — Серафим Саровский, Ефросиния Полоцкая, Иоанн Тобольский и другие. За менее 25 лет императорства Николая Александровича было открыто свыше 250 монастырей и 10 тысяч приходских церквей.
  2. Во время войны императрица Александра и старшие дочери были сестрами милосердия, ухаживали за ранеными. Они не отличались от других сестер, поэтому больные часто даже не знали, кто о них так заботится.
  3. Советская власть пыталась всячески очернить царственных мучеников, но не находила в их поведении ничего безнравственного. Наоборот, даже не стала публиковать дневники и переписку членов семьи якобы из-за того, что если бы люди почитали это, сами назвали бы их святыми.
  4. О высокой моральности всей семьи, нравственности и христианской любви свидетельствуют дневники и переписка всех членов семьи. Даже в тяжелое время испытаний они пытались жить по Евангелию, до конца пройти путь, который потом назвали русской Голгофой. В одном из писем вторая дочь, Ольга, писала: Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но что не зло победит зло, а только любовь.
  5. В октябре 1977 года советские власти снесли Ипатьевский дом. Согласно неофициальной версии, которую подтверждают многие очевидцы того времени, на протяжении годов на стенах этого дома проступали красные пятна. Чтобы ни делали, как бы ни красили стены, кровавые знаки появлялись вновь и вновь. В наше время на этой территории построили огромнейшую церковь высотой 75 метров и назвали ее «Храм-на-Крови» царственных страстотерпцев.

Интересные факты из жизни императорской семьи, а также истории их помощи вы узнаете из этого фильма:

Акафист святым Царственным страстотерпцем

Кондак 1
Избрании царственнии страстотерпцы седмочисленнии, Христу Богу, яко
агнцы непорочнии, в жертву принесшиися. Земли Российския хранитилие и
молитвенницы, яко стяжавшии от Царя царствующих и Господа
господствующих благодать молитися за ны, от всяких нас бед и напастей
свободите, да благодарственно восхваляем вас:
Радуйтеся, царственнии страстотерпцы, Руси Святыя похвало и украшение.
Икос 1
Ангели Божий, хранителие душ и телес ваших, наставляху и укрепляху
вас, святии, не токмо во страданиих, но присно утверждаху во истиннем
пути, да будет житие ваше праведным к увенчанию мученическому, темже
прославляем вас сице:
Радуйтеся, страх Божий в сердце, яко основание, положившии;радуйтеся,
премудрость Божию издетска возлюбившии.Радуйтеся, не яко наемницы, но
сыны Божии Господу угодившии;радуйтеся, яко и звания друзей Божиих
удостоившиися.Радуйтеся, христианскаго благочестия твердое
правило;радуйтеся, Православныя веры крепкое исповедание.Радуйтеся,
царствующаго рода Российскаго утверждение;радуйтеся, страждущаго
народа нашего утешение.Радуйтеся, царственнии страстотерпцы, Руси
Святыя похвало и украшение.
Кондак 2
Видящи Пресвятая Дева скорбь, стенание и плач народа нашего, егда
смутная времена насташа, умилосердися и яви милость Свою чрез икону,
именуемую Феодоровская, во избрании законнаго от Бога Михаила царя, да
будет икона та покров и защита ему и всему новоизбранному царскому
роду и во утверждение державы Российския. Сего ради мы благодарственно
вопием Богу: Аллилуиа.
Икос 2
Разумеша людие Российстии, яко Господь избранием на царство Российское
новаго рода от благочестиваго корене утиши нестроения, смуты, мятежи в
Земли нашей и мир и благостояние Церкви Своей дарова. Мы же, к вам,
царственнии страстотерпцы, яко рождием от ветви сея благословенныя, со
умилением вопием:
Радуйтеся, венец и похвало рода царскаго и священнаго;радуйтеся,
корене благочестиваго преславныя отрасли.Радуйтеся, Российскаго
Патриарха Филарета и великия старицы инокини Марфы святое
наследие;радуйтеся, благочестия двоицы сея преславное
исполнение.Радуйтеся, священнаго праотца вашего любовь и ревность о
Православном отечестве наследовавшии;радуйтеся, преподобныя праматере
смирение и упование на помощь Божию восприемшии.Радуйтеся, прадеднаго
благословения Божия Матере удостоившиися;радуйтеся, благословение сие,
яко залог, даже до смерти мученическия соблюдшии.Радуйтеся,
царственнии страстотерпцы, Руси Святыя похвало и украшение.
Кондак 3
Сила Божия и промышление Всевышняго явися в рождении твоем,
царственный страстотерпче Николае, великому бо чудотворцу Мир
Ликийскому уподобився, новый заступник Российския Земли показался еси,
многия же скорби и болезни, яко праведный Иов, в житии претерпев, ныне
с лики мученическими наслаждаешися райскаго блаженства, воспевая Богу:
Аллилуиа.
Икос 3
Имея сугубыя заступники и покровители, Иова праведнаго и Николая
святителя, в рождении твоем, державный страстотерпче, добродетели тех
в сердце стяжал еси. Мы же, благодаряще Бога и дивящеся Его
всесильному промышлению о тебе, благоговейне воспеваем сице:
Радуйся, в молитвах святителя Мир Ликийских присно призываяй;радуйся,
того помощию Российскую Державу праведно окормляяй.Радуйся, сердечным
попечением о людех тому уподобивыйся;радуйся, милосердие во всех
делех, якоже оный, явивый.Радуйся, истину и верность во всем житии
твоем, яко Иов, сохранивый;радуйся, кротость и незлобие того в сердце
твоем стяжавый.Радуйся, в тяжких бедах, якоже многострадальный
праведник, устнама пред Богом ничимже согрешивый;радуйся, вся
приключшаяся тебе благодарно со смирением терпевый.Радуйтеся,
царственнии страстотерпцы, Руси Святыя похвало и украшение.
Кондак 4
Бурю смущения, воздвизаемую от человек злочестивых в стране нашей,
твой державный родитель рукою крепкою укроти и царство Российское цело
и нерушимо тебе в наследие даде. Обаче завистию диаволею Земля наша в
вящее искушение ввержена бысть и тя, угодниче Божий, отверже. Ты же,
святче, провидя сие попущение Божие за грехи людския, усердно Богу
воспевал еси: Аллилуиа.
Икос 4
Слыша наставления державных родителей твоих и праведнаго Иоанна
Кронштадтскаго, како подобает православному государю быти, положил еси
в сердце, царственный страстотерпче Николае, Православие, державу и
народ Российский во единстве блюсти. Сего ради мы воспеваем тебе тако:
Радуйся, благочестивых родителей отрадо и утешение;радуйся, мудрых
наставлений исполнение.Радуйся, издетска вере и благочестию
наученный,радуйся, в любви к Богу и Церкви укорененный;Радуйся, в
верности ко отечеству и народу своему воспитанный;радуйся, душу свою
за него положити готовый.Радуйся, царский венец от Бога с
благоговением восприемый;радуйся, дара Духа Святаго на царское
служение в помазании миром удостоенный.Радуйтеся, царственнии
страстотерпцы, Руси Святыя похвало и украшение.
Кондак 5
Богосветлая звезда во мраце скорбей благоверней супружнице твоей
явился еси, царственный страстотерпче Николае, указуя и возглавляя
путь ея, якоже повеле Господь. Мы же, прославляюще ваш благословенный
святый брачный союз во Христе, хвалу Богу воздаем, поюще: Аллилуиа.
Икос 5
Видя царственный страстотерпец, яко зарю солнечную, яко Ангела светла,
юницу Александру, избра ю себе в благоверную супружницу, православную
царицу и матерь народа Российскаго. Мы же, ведуще усердное служение
ея, воспеваем сице:
Радуйся, именитаго рода благочестивое прозябение;радуйся, от лютерския
веры к Православию образе спасительнаго прехождения.Радуйся, всем
сердцем молитву возлюбившая;радуйся, о службе Божией сердечно
ревновавшая.Радуйся, словом Божиим и писанием святых отец себе
назидавшая;радуйся, посты церковныя благоговейно соблюдавшая.Радуйся,
русское благочестие достойне восприемшая;радуйся, истиныя жизни во
Христе приобщившаяся.Радуйтеся, царственнии страстотерпцы, Руси Святыя
похвало и украшение.
Кондак 6
Проповедницы чистоты святаго брака во образ единства Христа и Церкве
явилися есте, благовернии Николае и Александро. Вы бо, благодать сего
великаго таинства достойно восприемше, даже до мученическия кончины
Христу и друг другу верность сохранили есте, присно воспевающе Богу:
Аллилуиа.
Икос 6
Возсия в стране Российстей, яко прекрасная светила, благоверная
царственная чета Николай и Александра, истинная домашняя церковь,
супрузи, связуемии союзом любве о Господе. Мы же, прославляюще образ
их супружескаго целомудрия и добронравнаго жития в мире сем
развращеннем и грешнем, со благоговением воспеваем сице:
Радуйтеся, всем сердцем Бога взыскавшии;радуйтеся, в путех Господних
непорочно ходившии. Радуйтеся, чето честная, свыше
избранная;радуйтеся, двоице святая, славою и честию от Бога
увенчанная.Радуйтеся, целомудрие супружеское многочадием
прославившии;радуйтеся, чада своя, яко новосаждения масличная, окрест
трапезы Небесныя собравшии.Радуйтеся, в супружестве благочестно жити
научающии;радуйтеся, мир Христов оным милостивно
низпосылающии.Радуйтеся, царственнии страстотерпцы, Руси Святыя
похвало и украшение.
Кондак 7
Хотяще свой дом благочестно устроити, заповеди Господни и брак честен
добре соблюли есте, благовернии супрузи Николае и Александро. Темже,
многочадием свою домашнюю церковь украсивше и дщери своя, яко мудрыя
евангельския девы, воспитавше, в невесты Христу уготовали есте. С
нимиже ныне вкупе воспеваете Богу: Аллилуиа.
Икос 7
Новую милость яви Господь народу русскому, добронравныя и
целомудренныя дщери благочестивыя царственныя четы: Ольгу, Татиану,
Марию и Анастасию. Тыя бо, женам мироносицам подражающыя и елей
милосердия в душах хранящыя, болящим и страждущим усердно послужиша и
мученическую смерть за Христа прияша. Сего ради прославляем их сице:
Радуйтеся, дщери царевы, обетований Божиих сподобльшияся;радуйтеся,
заповедь Божию о почитании родителей соблюдшия.Радуйтеся, царскаго
достоинства не посрамившия;радуйтеся, стихиями мира сего не
порабощенныя.Радуйтеся, людем, сущым в бедах и скорбех,
помогающия;радуйтеся, за врагов своих усердно молящияся.Радуйтеся,
агницы непорочныя, в жертву Богу себе принесшия;радуйтеся, невесты
Христовы, в чертозех Жениха Небеснаго пребывающия.Радуйтеся,
царственнии страстотерпцы, Руси Святыя похвало и украшение.
Кондак 8
Странно и чудно бысть рождение твое, святый царевичу Алексие. Плод бо
благославен молитв Саровскаго чудотворца и чаемый царственный
наследник родителей быв, слава, надежда и упование явился еси всем
концем Земли нашея. Сего ради людие Российстии с радостию
благодарственно воспеша Богу: Аллилуиа.
Икос 8
К вышним душею детскою, яко Ангел, устремляяся, святый царевичу
Алексие, родители, сестры, сродники и ближняя искренне возлюбил еси и,
яко агнец незлобивый, руками злочестивых убиен, новый отрок
страстотерпец явился еси. Сего ради восхваляем тя сице:
Радуйся, отроча, от утробы матерния Богом предъизбранное;радуйся,
чадо, усердными родительскими молитвами к чудотворцу Саровскому России
дарованное.Радуйся, царевичу добролюбезный и кроткий, милосердие в
сердце стяжавый;радуйся, страдальче, многия скорби и недуги измлада
безропотно терпевый.Радуйся, наследниче Российскаго престола, от
беззаконных убиенный;радуйся, наследником Царствия Небеснаго от Бога
явленный.Радуйся, агнче непорочный, яко праведный Авель,
умерщвленный;радуйся, страстотерпче, к лику святых отроков, яко
Димитрий царевич, причтенный.Радуйтеся, царственнии страстотерпцы,
Руси Святыя похвало и украшение.
Кондак 9
Всяк благочестивый удивляется о тебе, царю Николае, како ты во
времена, егда в земли нашей истина умалися и подавляшеся неправдою,
пребыл еси сын верный Святыя Церкве, защитник и хранитель Православныя
веры, таже исповедник и мученик Христов. Сего ради Церковь Русская,
ликующи, Богу вопиет: Аллилуиа.
Икос 9
Ветии зловещаннии тщашася оболгати тя лжою и лестию, и истребити
память о тебе, царственный помазанниче Божий Николае, кровавым тя
нарицающе, обаче погибе память тех с шумом. К тебе же, воистину кровь
свою за Христа пролиявшему, Российский народ с покаянием вопиет:
Радуйся, прославления праведников и угодников Божиих добрый
рачителю;радуйся, Кронштадтскаго пастыря и Саровскаго чудотворца
усердный почитателю.Радуйся, православных храмов боголюбивый
созидателю;радуйся, иноческих обителей и монашества благочестивый
покровителю.Радуйся, Святыя Земли и Горы Афонския щедрый
благотворителю;радуйся, духовных вертоградов мудрый
попечителю.Радуйся, возрождения соборнаго начала Церкве Русския
устроителю;радуйся, восстановления всероссийскаго патриаршаго престола
ревнителю.Радуйтеся, царственнии страстотерпцы, Руси Святыя похвало и
украшение.
Кондак 10
Спасти и сохранити хотя православное царство Российское цело и
нерушимо, святый благоверный царю Николае и, видя ослепление народа
твоего, отрекшагося от Царя Небеснаго, такожде и земнаго, в душевных
муках, оставил еси престол земный. Темже, уповая на милость Господа и
себе в руце Божии предав, непоколебим в вере и благочестии пребыл еси,
воспевая: Аллилуиа.
Икос 10
Стена и ограждение был еси всем православным людем Российским, святый
благоверный царю Николае, избавляя их от нашествия иноплеменников и
братоубийственныя брани и мир, елико возможно, тщался еси имети со
всеми. Мы же, ведуще сие, благодарне тебе воспеваем:
Радуйся, пророчески призвавый народы мечи на орала перековати;радуйся,
евангельски сподобивыйся блаженства миротворцев стяжати.Радуйся, стран
словенских надежный защитителю;радуйся, народов державы Российския
сугубый попечителю.Радуйся, державы Российския мудрый
правителю;радуйся, во бранех искусный и доблий воителю.Радуйся,
дерзостных дел служителей беззакония тайнаго губителю;радуйся,
восставших на Бога и на тя, яко помазанника Его,
посрамителю.Радуйтеся, царственнии страстотерпцы, Руси Святыя похвало
и украшение.
Кондак 11
Пения всякаго достойна память ваша, святии царственнии страстотерпцы.
Вы бо, образ исповедничества и ревности по Бозе верным людем
показавше, заповедаете не мстити злодеющим, яко любы токмо победит
зло, паче же прощати гонящим и молитву творити за них, благодарственно
поюще Богу: Аллилуиа.
Икос 11
Светоносный светильник седмочисленный вемы вас, святии царственнии
мученицы, царским бо путем шествующе, в жертву благоугодную Агнцу
Божию уготоваете себе и невинно смерть приясте. Темже просвещение нам
даруйте, озаряюще омраченная сердца наша, и верным путем шествовати
научите, прославляющим вас сице:
Радуйтеся, агнцы непорочнии, Христу Пастырю последовавшии;радуйтеся,
образ исповедничества, верным людем показавшии.Радуйтеся, от юности
совесть чисту соблюдшии;радуйтеся, жизни конец достойно
восприемшии.Радуйтеся, седмочисленнии страстотерпцы, во едином дусе
Богу представшии;радуйтеся, кровию мученическою Церковь Христову
украсившии.Радуйтеся, новомученицы, за Русь Святую от безбожных
пострадавшии;радуйтеся, лик страстотерпцев Российских добле
восполнившии.Радуйтеся, царственнии страстотерпцы, Руси Святыя похвало
и украшение.
Кондак 12
Благодать изрядну Бог дарова Церкви Российстей, прославив на Небеси
святыя царственныя страстотерпцы. Сего ради и мы на земли прославляем
вас, яко истинныя хранители и покровители страны нашея, и Богу вопием:
Аллилуиа.
Икос 12
Поюще промышление Божие, подвигшее сердца людей Российских прославити
вас, царственнии страстотерпцы, на земли евангельски пожившия и за
Христа от безбожных пострадавшия и чудесы по смерти прославльшиеяся,
дерзаем воспевати сице:
Радуйтеся, яко прославлению вашему многия люди
возрадовашася;радуйтеся, яко чудесы вашими сердца верных
укрепишася.Радуйтеся, народ Российский к покаянию
призывающии;радуйтеся, отеческия заветы исполняти нас
наставляющии.Радуйтеся, молитвами вашими от междоусобия нас
избавляющии;радуйтеся, в мире и любви со всеми жити нам
помогающии.Радуйтеся, яко образы ваши мироточением
прославляются;радуйтеся, яко в честь вашу храмы созидаются.Радуйтеся,
царственнии страстотерпцы, Руси Святыя похвало и украшение.
Кондак 13
О единодушная великоименитая седмерице, царственнии страстотерпцы,
многия скорби, поругания, страдания душевная и смерть телесную за
Христа приемшии и венцы небесными от Него увенчаннии! Приимите ныне от
нас похвальное прославление и сердечное покаяние и милостивным вашим
ходатайством умолите Царя Славы мир Церкви нашей даровати, страну в
Православии, благочестии и единстве сохранити, нам же ожесточения
сердечнаго и ослепления избавитися, да сыновне Богу вопием: Аллилуиа.
(Сей кондак читается трижды, затем Икос 1 и Кондак 1)
Молитва
О святый страстотерпче царю мучениче Николае! Господь тя избра
помазанника Своего, во еже милостивно и право судити людем твоим и
хранителем Церкве Православныя быти. Сего ради со страхом Божиим
царское служение и о душах попечение совершал еси. Господь же, испытуя
тя, яко Иова Многострадальнаго, попусти ти поношения, скорби горькия,
измену, предательство, ближних отчуждение и в душевных муках земнаго
царства оставление. Вся сия ради блага России, яко верный сын ея,
претерпев, и, яко истинный раб Христов, мученическую кончину прием,
Небеснаго Царства достигл еси, идеже наслаждаешися Вышния славы у
Престола всех Царя, купно со святою супружницею твоею царицею
Александрою и царственными чады Алексием, Ольгою, Татианою, Мариею и
Анастасиею. Ныне, имея дерзновение велие у Христа Царя, моли, да
простит Господь грех отступления народа нашего и подаст грехов
прощение и на всякую добродетель наставит нас, да стяжим смирение,
кротость и любовь и сподобимся Небеснаго Царствия, идеже купно с тобою
и всеми святыми новомученики и исповедники Российскими прославим Отца
и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Канон Св. Царственным Страстотерпцам

Канон составлен по поручению митрополита Виталия, Первоиерарха Русской Православной Церкви за границей, в качестве дополнения к имеющейся Службе Святым. До утверждения Архиерейским Синодом РПЦЗ настоящий канон предлагается только для келейного чтения.

Глас 6

Песнь 1. Ирмос: Яко по суху…

Пение хвалебное и моление усердное святым Царственным страстотерпцем приносяще умиленно Господа просим подати нам сокрушение сердечное и уста наша Духом исполнити.

Яко крест страдальчества восприял еси скиптр Царства Российского, вражией завистью уже колеблема и близ падения бывшаго, егоже удержати, святе Николае тщался еси. К языку чуждему и людем незнаемым ты пришла еси. Божественному Промыслу повинувшися и страдания чашу с народом сим испила еси, святая Царице Александре.

БОГОРОДИЧЕН: Не отрини слез и воздыхания нашего, святая Богородице, но земли нашей овдовевшей и народу осиротевшу Сама Царица и Владычица буди.

Песнь 3. Ирмос: Несть свят…

Дмение мiрское и славу суетную презрев, сокровище некрадомое в жизнь вечную собирал еси, святе Царю во вся дни жития твоего на земли и ныне в Небесных селениих со Христом царствуеши.

Еда туне чтит Господа Царь Николай, не Ты ли Сам обогатил и возвеличил еси его царство, — тако древний клеветник хвалитися над тобою мняше пред Господем, но якоже праведным Иовом древле, тако и тобою ныне побежден со студом бежаше.

Гордость житейскую поправше, Христа паче всех взыскала еси, и еже волю Его сотворити тщалася, святая Венценосице, темже и Той вместо тленнаго нетленным венцом украси Тя.

БОГОРОДИЧЕН: Прииди в помощь людем безответным, Владычице, во благополучием житии нечувственным, в скорби же унывающим, и укрепи милостию Твоею души изнемогшия.

Песнь 4. Ирмос: Христос моя сила…

Константинову веру и Феодосиеву кротость Христос тебе дарова, святе Николае, и Маврикиева страдания причастника тя содела, ты же достойно лик святых Царей на Небеси восполнил еси.

Коснися костем царевым, сокруши державу его на земли, аще в лице Тя благословит, — вопияше мучитель древний Царю царствующих, посрамление свое от Иова многострадальнаго позабывый.

Чистотою и незлобием Господеви угодисте, кротостию и милостию мучителей суровство умягчисте, страданием же и кровию своею Небеса отверзли есте, родителей святых чада боголюбезнейшия.

БОГОРОДИЧЕН: Посети, Владычице, озлобление наше, милости Твоя, отцем нашим дарованныя не попусти забыта и покаянию тех сподоби поревновати.

Песнь 5. Ирмос: Божиим светом…

Се все достояние царево тебе, враже, предаю, точию души его не коснешися, — сице бысть попущение Владычне о рабе Своем венценосном, — да истощится всуе тул твой и крепость твоя сокрушится, срящеши бо доблестна ратоборца Моего, главу твою попирающа.

Что мне злато гибнущее, что мне власть и преобладание, что мне дружество человек мятежных, — вся сон и тление, ничим же от сих порабощен бых, благая вся восприявше от Господа, злых ли не стерплю, — сице глаголал еси, святый страстотерпче.

Иовли жены малодушие отвергла еси, Александре святая: благослови Господа в скорби твоей и жив с Ним вечно буди, — тако во утешение мужеви вопияла еси.

БОГОРОДИЧЕН: Мати Света, Царице Небесная, Царственных страстотерпцев в скорби утешавшая и нам подаждь силы сокрушение земнаго отечества претерпети до конца и спасенным быти.

Песнь 6. Ирмос: Житейское море…

Меч в защиту свою и власти моея не подыму, ни един мене ради погибнет, и аще к погибели тщитеся — своею волею мятежною поспешаете, чист есмь от крове вашея.

Аще жертва за грехи людей русских паки потребна есть, аз ныне жрен бываю, — сицево бо есть первенство мое в роде сем, яко волею Вышняго Царствующаго.

От младенства твоего недуг тяжкий нося, терпению навыкл еси, святый отроче Алексие, волю Божию, аки свою исполнити желая, диадимы царския беззаконно лишенный вместо тоя сугубый венец чистоты и страдальчества приял еси.

Душам вашим смиренным даде Господь покой в час смертный, внят молитве вашей, юже в сердцах чистых принесосте, Царственнии отроковицы, у преддверия могилы за врагов своих кротко молившияся.

БОГОРОДИЧЕН: Кресту Сына Твоего предстоявшая, Святая Владычице, всякую скорбь нашу веси, всякую слезу отираеши и воздыхание слышиши и всем в помощь поспешаеши призывающим Тя.

Песнь 7. Ирмос: Росодательну убо пещь…

Всеми ранами и скорбьми Иова искусивый точию узами не отяготи его, ихже тебе, Царю Николае уготова, яко да престанеши пети: благословен еси Боже отец наших.

Смягчение сердец стражей темничных видя, кротостию твоею укрощенных, новых зверообразных мучителей на тя воздвиже вселукавый от древняго сонма пророко-убийственнаго, ты же не престал еси вопити: благословен еси Боже отец наших.

Иже Царя Небеснаго ко кресту пригвоздивших исчадия равнозлобнии на земнаго Царя благовернаго всею лютостию отчею вооружишася и детей неповинных смертной муце предаша, не преставших вопити: благословен еси Боже отец наших.

БОГОРОДИЧЕН: Согрешивше и по делом нашим наказани бывше, како Сына Твоего умолити не вемы, аще не Ты, Всепетая Мати ходатайства Твоего Матерняго всесильна употребиши.

Песнь 8. Ирмос: Из пламене росу…

Авситидийстему страдальцу ревнуя, Господь даде Царство, Господь и отъят, — вопиял еси святе Царю Николае, — на гноище поношений и во узилище смертном седя, — буди имя Его благословенно во веки.

Отдалече тебе сташа ближний твои, святе Царю, не познаша, яко ты истинный отец людем твоим был еси, с тобою и Небеснаго Отца презреша и своеволием своим наказани быша, не ведуще пети Господеви: Тя превозносим во вся веки.

Яко истинная Мати людем русским сущи, Александре блаженная, отечество земное оставльши, скорби множества новых чад твоих благодушно понесла еси и лютую неблагодарность, аки некую похвалу вменила еси, Господеви поюще: Тя превозносим во вся веки.

БОГОРОДИЧЕН: О страдании святых венценосцев умилившимся, подаждь и нам, о Владычице всепетая, тех терпение в скорбех, да плод духовный принесет нам всякая скорбь наша, превозносящим Господа во веки.

Песнь 9. Ирмос: Бога человеком…

Внял ли еси, враже, на раба Моего Николая, образ владычества Моего на земли носившаго, якоже несть ин человек, якоже он в житии: преподобен, честен, незлобив, от всякия злыя вещи удаляяся, последи же душу свою о людех положивый, твою же гордыню паки купно со Иовом посрамивый.

Радуйся, святый Венценосче, страдати за люди твоя изволивый, благослови бо Господь последняя твоя паче первых, обрел бо еси паки в воскресении супружницу и чада твоя, и богатство истинное, и честь неотъемлему, и славу неувядаему.

В телесех юных разум совершенный стяжавше, чистоту же детскую сохранивше, в житницу небесную яко зрелый клас посечением смертным прияты бысте, но и нас, молящихся вам не оставите.

БОГОРОДИЧЕН: Осиротевшую державу Российскую никакоже оставила еси, Владьгаице Небесная, Местоблюстительнице престола Царскаго, не лиши поющих Тя и Небеснаго Царствия.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/460130

Канон Святым Царственным Cтрастотерпцам

Песнь 1

Грядите, людие, поим песнь Христу Богу, раздельшему море и наставльшему люди, яже изведе из работы египетския, яко прославися.

Иисусу: Господи Иисусе Христе Боже мой, помилуй мя.

Славнейшаго Тебе Царя и Владыку Небесных Сил и всякаго создания, Творца же и Господа Триединаго и Единосущнаго Бога молю: отверзи уста моя недостойная пети раба Твоего, святаго мученика царя Николая.

Припев: Святый страстотерпче царю Николае, моли Бога о нас.

Богоспасаемаго земнаго Отечества быв слава и глава, Небеснаго Отечества наследник показался еси, благоверне царю Николае, пролитием крове твоея неповинныя, в нем же ликуя со Ангелы поеши едино Божество Святую Троицу.

Припев: Святый страстотерпче царю Николае, моли Бога о нас.

Венец мученический, многими святыми прочествованный, далече предведевый, душу свою за Святую Русь и за люди своя безропотно положил еси, святый царю, темже во славе на Небеси Престолу Царя Славы со благоверным князем Владимиром предстоиши, с ним же выну предстательствуй о нас.

Слава Отцу и Сыну Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Суд гневен прииде на ны и разсыпася радость людей Твоих, Богородице, вси бо плачем и рыдаем, и тако глаголем: о мечу Божий, доколе не упокоишися? Престани убо, пощади ны, и воспоим Державу Владычицы нашея, славно бо прославися.

Песнь 3

На камене мя веры утвердив, расширил еси уста моя на враги моя. Возвесели бо ся дух мой, внегда пети: несть свят, якоже Бог наш, и несть праведен паче Тебе, Господи.

Припев: Святый страстотерпче царю Николае, моли Бога о нас.

Изменил еси диадиму царствия тленнаго на венец нетленный Царствия Христова, и за скиптр крест в руку приим, со царицею и чады ныне веселишися.

Припев: Святый страстотерпче царю Николае, моли Бога о нас.

В день Иова многострадальнаго родивыйся, многия страдания претерпел еси: поношение, измену, изгнание, лютое убиение и по смерти клеветы на имя твое честное, обаче не от человек, но от Господа восприял еси воздаяние, темже исходатайствуй сыновом русским спасение.

Припев: Святый страстотерпче царю Николае, моли Бога о нас.

Авсидитийстего Иова житию всекрасному уподобися житие твое, святый страстотерпче: не токмо бо честь и славу, и венец царский, но и живот сам покусися сатана от тебе отъяти, обаче побежден тобою явися.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Скиптр царствия Всероссийскаго от руку святаго царя прияти благоволила еси, о Владычице Державная, покрывати Русь Святую честным Твоим омофором не престай.

Седален

Кто убо свят, аще не страстотерпец царь Николай? Немы да будут уста льстивыя, глаголющия на праведнаго беззаконие: аще ли не возлюби Христа от юности, яко Борис и Глеб? Аще ли веру святую во искушениих не соблюде, яко Иов? Аще ли чада во благочестии не воспита, яко София премудрая? Аще ли церкви Божия не воздвиже, яко Юстиниан? Аще ли святыя не прослави, яко Макарий? Аще ли братий не защити, яко Елезвой? Аще ли венцем мученическим не увязеся, яко князь Андрей? Аще ли за убийц не молися, яко Стефан? Аще ли за Святую Русь душу свою не положи, яко князь Михаил? Аще сих чтим, того паче прославим, есть бо жертва искупительная за ны.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Егда предстану пред лицем Создателя моего в день праведнаго суда Его, тогда, Владычице, предстани ми, и вечныя муки избави мя, да не сниду во ад, но да спасуся Твоим, Пресвятая Богородице, заступлением.

Песнь 4

Пришел еси от Девы, не ходатай, ни Ангел, но Сам Господи, воплощься, и спасл еси всего мя человека. Тем зову Ти: слава силе Твоей Господи.

Припев: Святый страстотерпче царю Николае, моли Бога о нас.

Вверенный тебе талант державный, Николае, не в земли сокрыл еси, яко раб неключимый, но делав, яко раб бодрый своего Владыки, егоже и многосугубым Тому принесл еси.

Припев: Святый страстотерпче царю Николае, моли Бога о нас.

Чашу страданий за Христа испиша и крещением, имже Христос крестися, крестишася святии мученицы царственнии, темже и Отец Небесный вас одесную Себе в Царствии Небеснем посади.

Припев: Святый страстотерпче царю Николае, моли Бога о нас.

Да совершится воля Божия, рекл еси, о святый царю, темже в жертву благоприятну себе самого принесл еси во спасение Русския земли.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Разумейте, непокоривые языцы, и не хвалитеся о мышце своей, зане един есть Град несокрушим, и сия Твоя, Приснодево, Держава и Царство, еже и стоит до скончания века.

Песнь 5

Света подателю и веков Творче, Господи, во свете Твоих повелений настави нас; разве бо Тебе иного Бога не знаем.

Припев: Святый страстотерпче царю Николае, моли Бога о нас.

Храмы Божии создал еси многи и святыя угодники Христовы прославил еси, с нимиже ныне в Неприступнем Божества храме светло ликовствуеши.

Припев: Святый страстотерпче царю Николае, моли Бога о нас.

Преподобнаго Серафима проречение исправляя: царя, мя прославльшаго, аз прославлю: мощи сего из-под спуда на Всероссийстем свещници поставил еси, богомудре Николае, его же молитвами укрепляем, подвиг славный скончал еси.

Припев: Святый страстотерпче царю Николае, моли Бога о нас.

Новаго Николая Мирликийскаго стяжа тя в предстательствах Русь Святая, великомучениче царю Николае, положил бо еси душу твою за люди твоя и чашу страданий за люди согрешившия испил еси, иному бо Богу разве Христа не поклонился еси.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Богородице всех Царице, православных похвало, еретичествующих шатания разори, мир же подаждь чтущим, Пречистая, честный Твой образ.

Песнь 6

Во глубине греховней содержим есмь, Спасе, и в пучине житейстей обуреваем, но якоже Иону от зверя, и мене от страстей возведи, и спаси мя.

Припев: Святый страстотерпче царю Николае, моли Бога о нас.

Не прикасайтеся к помазанным Моим, глаголет Господь, обаче забыша сия людие Твои, Господи, кровь царя на нас и на чадех наших. Приими убо, Владыко, молитвы Державных страстотерпец, во искупление грехов наших закланных.

Припев: Святый страстотерпче царю Николае, моли Бога о нас.

Пощади, Боже, люди Твоя, лютое убиение царя-мученика не возбранивших, Тебе же Самого беззаконьми нашими распинающих, и отыми меч, землю нашу карающий, царственных мученик мольбами.

Припев: Святый страстотерпче царю Николае, моли Бога о нас.

Немы да будут уста льстивыя, глаголющии яко не за Христа пострада святый царь: сами бо скверноубийцы на стене дома Ипатиева тайными знаки о том написаша, мняще удерживающаго зло от Святыя Руси отъяти, обаче Сама Владычица Небесная совет тех разори.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Нощь и мрак, и воды пререкания люте истязают землю Твою, се убо прещение Божие и гнев Того есть, но молим Тя, Пречистая, и глаголем: аще хотящи можеши, и вемы, яко умолит Отроковица за Державу Свою.

Кондак, глас 6

Надежда царя-мученика с царицею и чады, и слуги укрепи, и к Твоей любови окрыли, будущий им покой провозвестивши, тех молитвами, Господи, помилуй нас.

Икос

Зря веру Христову благочестивым царем во стране Российстей укрепляему, и не терпя сего, врази Божии погубити христолюбиваго царя-мученика Николая умыслиша, и предаша его неповинней смерти со благочестивою царицею и чады, и слуги, и со всем царственным родом, не прельстишася, яко путь нечестивых погибнет, праведницы же во веки живи будут, и вместо пагубы и вреда сотвориша их славныя мученики и заступники пред Богом. Кровию их и новомученик всех страна Российская, богоборцы угнетаемая, спасена будет, понеже кровь сия семя новой жизни во Христе есть, тех молитвами, Господи, помилуй нас.

Песнь 7

Образу златому на поле Деире служиму, трие Твои отроцы небрегоша безбожнаго веления, посреде же огня ввержени, орошаеми пояху: благословен еси, Боже отец наших.

Припев: Святый страстотерпче царю Николае, моли Бога о нас.

Целомудрию вашему и чистоте поругатися ищуще, нечестивии бесоводимии вас избраша отцу своему диаволу пожрети желающе, но явистеся жертвы Господеви непорочнии, сострадальцы Спасовы, царственнии мученицы, вопиюще: благословен Бог отец наших.

Припев: Святый страстотерпче царю Николае, моли Бога о нас.

Аще и умолкоша мнози страха ради иудейска о убиении царственных страстотерпцев, камение же возопиша: из стен бо дома Ипатиева кровь сочися, ничем же смываемая, во обличение не ведущим пети: благословен Бог отец наших.

Припев: Святый страстотерпче царю Николае, моли Бога о нас.

Восхотевше и самую память о царственных мученицех исторгнути, богоубийц чада дом Ипатиева разрушиша. Оле таковаго безумия! Обаче Господь храмы мучеником сердца людския сотвори, благочестно царя чтущих и вопиющих: благословен Бог отец наших.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Царица всех пришедши святою иконою Своею Державною, Небесный кров на славу нам устави, имже спасаемся от видимых и невидимых враг нахождения, Сыну Ея вопиюще: Благословен Бог отец наших.

Песнь 8

В пещь огненную ко отроком еврейским снизшедшаго, и пламень в росу преложшаго Бога, пойте дела яко Господа, и превозносите во вся веки.

Припев: Святый страстотерпче царю Николае, моли Бога о нас.

Царства земнаго славу презревши, единаго Христа, нас ради распятаго, возлюбила еси, и Того мужественно исповедающи, венцем мученическим увенчалася еси, всеблаженная царице Александро Новая, темже ныне Престолу Царя Славы на небесех предстоящи, поеши, Господа пойте дела и превозносите во вся веки.

Припев: Святый страстотерпче царю Николае, моли Бога о нас.

Все желание девы святии Ольго, Татиано, Марие и Анастасие, стяжавше ко Единому Владыце, жительства красоту и славу царствия вменисте яко сон, вопиюще, Господа пойте дела и превозносите во вся веки.

Припев: Святый страстотерпче царю Николае, моли Бога о нас.

Царем и мучителем преклониша выи своя на убиение древнии мученицы, тем подобен бысть Алексий царевич, кровь свою неповинную на истерзание отдав убийцем жестоковыйным, взывая, Господа пойте дела и превозносите во вся веки.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Позлащенною ризою, якоже Царицу, Сын Твой просветив зарею Духа, Тебе одесную Себе постави, Пречистая, Егоже превозносим во вся веки.

Песнь 9

От Бога Бога Слова неизреченною мудростию пришедшаго обновити Адама, ядию в тление падшаго люте, от Святыя Девы неизреченно воплотившагося нас ради, вернии единомудренно песньми величаем.

Припев: Святый страстотерпче царю Николае, моли Бога о нас.

Добро бы было вам не родитися, нечистивии мучители, зане отраднее будет Содому и Гоморре в День Судный, неже святаго царя убийцам, того молитвами, Господи, утверждай православных веру.

Припев: Святый страстотерпче царю Николае, моли Бога о нас.

Язвы на мученическая ваша телеса возложенная, язвы врагу спасения нашего явишася, демонов победители, царственнии мученицы блаженнии, от их же мучительства избавите души наша.

Припев: Святый страстотерпче царю Николае, моли Бога о нас.

Заповедал еси нам, святый царю, не мстите за убиение твое, глаголя яко зло еще умножится в земли Русстей, обаче не зло победит зло, но токмо любовь: темже моли нам любовь к Богу и ближним стяжати.

Слава Отцу и Сыну Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Ярость Адова и та не возможет на ны, зане Свят есть храм Твой, и о семени Твоем клятся Давид, непрестающа хвала Твоя и Держава Твоя до скончания века.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *